Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТА В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТА В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
магистратура / профессиональное самоопределение / самоорганизация деятельности / уровень субъективного контроля / личностный потенциал / master's degree / professional self-determination / self-organization of activities / level of subjective control / personal potential

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Оксана Валерьевна, Лебедев Кирилл Романович, Жаркова Талина Анатольевна

Статья посвящена проблеме подготовки магистранта в условиях современной системы высшего образования, ориентированной на инновационный подход к обучению на этапе вторичного профессионального самоопределения. В статье представлен опыт экспериментального изучения особенностей самоорганизации деятельности магистранта в в педагогическом вузе. Анализ фактических данных, полученных в работе с магистрантами, позволяет говорить о взаимосвязи таких личностных характеристик как самоорганизация деятельности и уровень субъективного контроля; а также о влиянии уровня развития данных качеств личности на удовлетворенность профессиональным выбором. Опираясь на результаты исследования, авторы отмечают необходимость организации психолого-педагогической работы по развитию у магистрантов навыков самоорганизации деятельности через осознание, целеполагание, планирование, развитие мотивации к самопознанию, повышение уровня осознанной волевой регуляции поведения и деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Оксана Валерьевна, Лебедев Кирилл Романович, Жаркова Талина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of undergraduate training in the conditions of a modern higher education system focused on an innovative approach to learning at the stage of secondary professional self-determination. The article presents the experience of experimental study of the features of self-organization of the activity of a graduate student in a pedagogical university. The analysis of the actual data obtained in the work with undergraduates allows us to talk about the relationship of such personal characteristics as self-organization of activities and the level of subjective control; and also about the influence of the level of development of these personality qualities on satisfaction with professional choice. Based on the results of the study, the authors note the need to organize psychological and pedagogical work to develop undergraduates' self-organization skills through awareness, goal-setting, planning, developing motivation for self-knowledge, increasing the level of conscious volitional regulation of behavior and activity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТА В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

Аннотация. Целью являлась апробация лексического материала тропов для выявления сложности заданий. В исследовании принимали участие 25 испытуемых, не испытывающих трудности в понимании при чтении. Бланк заданий был составлен для обследования взрослых с дислексией. Материал включал задания на понимание слов в переносном значении. Включены были такие тропы как метафора, ирония, гипербола, аллегория. Полученные результаты позволили выявить сложность заданий и внести коррективы. Исследование помогло определить окончательный вариант обследования для взрослых с дислексией.

Ключевые слова: трудности чтения; понимание прочитанного; особые потребности; метафора; ирония.

Annotation. The aim was to test the lexical material of the tropes to identify the complexity of the tasks. The study involved 25 subjects who did not have difficulty understanding when reading. The task form was compiled for the examination of adults with dyslexia. The material included tasks for understanding words in a figurative sense. Tropes such as metaphor, irony, hyperbole, and allegory were included. The results obtained made it possible to identify the complexity of the tasks and make adjustments. The study helped determine the final screening option for adults with dyslexia.

Key words (на английском): reading difficulties; reading comprehension; special needs; metaphor; irony.

Литература:

1. Ахтырская, E.H. Вопросы классификации тропов в отечественной филологической науке / Е.Н. Ахтырская // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. -2015. - №11 (54). - С. 65-69

2. Киселева, Н.Ю. Анализ понимания прочитанного и ошибок чтения у студентов с дислексией / Н.Ю. Киселева // Специальное образование. -2023. -№ 1(69). - С. 116-124

3. Киселева, Н.Ю. Читаем осознанно: что нужно знать о работе с текстами будущим педагогам: Учебно-методическое пособие / Н.Ю. Киселева. - Москва: Издательство ПАРАДИГМА, 2023. - 222 с.

4. Клюев, Е.В. Риторика: учеб. пособие для вузов / Е.В. Клюев. - Москва: Приор-издат, 2005. - 270 с.

5. Русецкая, М.Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования: автореф. дис. ... д-ра пед. Наук: 13.00.03 / Русецкая Маргарита Николаевна. - Москва, 2009. - 45 с.

6. Хорошавина, Е.В. К вопросу изучения читательской грамотности взрослых / Е.В. Хорошавина, А.А. Звягинцева, С.Г. Яценко // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2023. - № 4 (98). - С. 4-12

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТА В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Лебедева Оксана Валерьевна доктор психологических наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

Лебедев Кирилл Романович аспирант факультета психологии и педагогики Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

Жаркова Талина Анатольевна магистрант факультета психологии и педагогики Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Сегодня, когда непрерывное профессиональное обучение стало не просто тенденцией современной отечественной системы образования, а необходимостью, продиктованной новыми вызовами времени, приходится признать, что многоуровневая система высшего образования не всегда оказывается готова к динамичным изменениям. Бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура - все эти ступени высшего профессионального образования призваны обеспечить новое качество самой этой системы. Однако те насущные вопросы, которые призвана сегодня решать вузовская подготовка специалистов, сталкиваются с реальной практикой внедрения инновационных форм, способов, средств, методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Согласно «Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 г.», освоение образовательных программ вуза ориентировано «на внедрение эффективных гибких, краткосрочных, гибридных (например, сочетание очной и дистанционной) форм обучения, позволяющих обучающимся комфортно сочетать учебу и трудовую деятельность» [1,С. 112].

В данной статье мы особо хотели остановиться на тех проблемах, с которыми сталкиваются магистранты в период вузовского обучения. Согласно стадиям развития взрослой личности по Э. Эриксону, возраст 20-45 лет относится к периоду ранней взрослости. Именно этот возрастной период характерен для обучающихся магистратуры, которым «при выборе установки на приобретение знаний» и вторичное профессиональное самоопределение (по различным данным, это 45-55% обучающихся), приходится сталкиваться с целым рядом психологических проблем: утомление, переутомление, тревожность, фрустрация, скука, апатия, низкая стрессоустойчивость, неконструктивные способы выхода из психотравмирующих ситуаций, несформированность механизмов психологической зашиты и копинг-стратегий.

Изложение основного материала исследования. Теоретико-экспериментальные исследования проблемы профессионального самоопределения достаточно обширно представлены в науке и практике системы образования (O.A. Абдуллина, Ю.Б. Дроботенко, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина, Л.А. Кандыбович, Ф.В. Повшедная, Н.С. Пряжников, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, А.И Щербаков и др.). Проблемы магистерской подготовки в педвузе и формирования мотивации к исследовательской деятельности магистрантов представлены в исследованиях И.С. Батраковой, И.В. Гладких, А.Г. Каспржак, В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой и др.

Как подчеркивает Ф.В. Повшедная, самоопределение в профессии - «сложный, целостный, личностно-ориентированный процесс, направленный на формирование индивидуальной позиции,., результат выбора и проектирования собственной профессиональной деятельности и самореализации в ней» [6, С. 66]. Это осознанный выбор, при котором профессиональная деятельность наполняется личностными смыслами. Не случайно Н.С. Пряжников определяет «сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [7, С. 21].

Первостепенной задачей обучения в магистратуре является формирование профессиональных компетенций, которые обеспечивают успешное решение образовательных задач, развитие когнитивных и творческих способностей, мотивационно-

потребностной и ценностно-смысловой сферы личности, выработки у обучающегося «установки на необходимость... определять себя через постоянное себя конструирование, т.е. образование?» [5], «осознанной активности, желания реализовать свой личностный потенциал достижения, выбора, жизнестойкости; своей потребности быть успешным в выбранной профессиональной деятельности» [3, С. 715]. И если с позиции аксиологического подхода чрезвычайно важно, что «сегодня мы имеем дело с обучающимися магистратуры, демонстрирующими... систему жизненных ценностных ориентаций» [2, С. 40]; то с позиции акмеологического подхода актуальным психологическим феноменом «самодетерминации личности», «интегральной характеристикой уровня ее личностной зрелости» выступает, согласно Д.А. Леонтьеву, понятие «личностный потенциал» [4, С. 7].

В исследовании, целью которого явилось экспериментальное изучение самоорганизации деятельности в период ранней взрослости во вторичном профессиональном самоопределении, проведенном на базе Мининского университета, приняли участие 60 магистрантов в возрасте 23-45 лет. Из них 21 чел. - мужчины и 39 чел. - женщины.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что удовлетворенность профессией в период вторичного профессионального самоопределения в период ранней взрослости обусловлена взаимосвязью самоорганизации деятельности с формой субъективного контроля.

В соответствие с целью и задачами исследования были использованы методики: опросник «Самоорганизации деятельности» (ОСД) в адаптации Е.Ю. Мандриковой; опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, A.M. Эткинда; опросник «Удовлетворенность профессией» (A.A. Киссель).

Согласно полученным данным опросника ОСД, большинство испытуемых (64%) продемонстрировали высокий результат, средние баллы показали 23% респондентов, низкий общий балл наблюдался у 13% опрошенных. Это свидетельствует о том, что подавляющему большинству респондентов свойственен осознанный подход к целеполаганию, планированию деятельности, настойчивости при решении поставленных задач. Об этом говорят высокие баллы по шкалам «Планомерность» (64%) и «Целеустремленность» (63%). Испытуемым с низкими баллами свойственна высокая спонтанность, трудности планирования деятельности, при этом их характеризует гибкость и высокая степень адаптивности к меняющимся условиям.

Высокий результат по шкале «Фиксация» (47% опрошенных) говорит об исполнительности и обязательности человека, но проблемах с изменением тактики или переключении на другой вид деятельности. Преобладание низких и средних показателей (в сумме это 53%) свидетельствует о гибкости поведения. По шкале «Ориентация на настоящее» высокий результат как фиксация на происходящем наблюдался у 44% испытуемых; для испытуемых со средним показателем (23%) настоящее, прошлое и будущее одинаково ценны и актуальны; низкие баллы (33% опрошенных) свидетельствуют о поиске смысла или в прошлом, или будущем. Наличие в выборке испытуемых с низким уровнем самоорганизации деятельности, испытывающих трудности в учебной и профессиональной деятельности, составило 13%.

Данные опросника УСК показали у большинства испытуемых средние (46%) и высокие (27%) показатели по шкале Общей интернальности. Баллы ниже 5 стенов продемонстрировали 27% от исследуемой группы. Можно говорить о том, что большинство испытуемых - представители интернального типа с высокими показателями уровня субъективного контроля, отражающими эмоциональную стабильность, решительность, упорство, уверенность в своих силах и ответственность за свою жизнь.

Согласно опроснику «Удовлетворенность профессией», высокая степень удовлетворенности профессией характерна для 55% испытуемых, неопределенное отношение к выбранной специальности продемонстрировали 25% опрошенных и недовольство своей профессией высказали 20% респондентов.

Таким образом, среди испытуемых преобладают люди с высокими (УСК - 27%, ОСД - 64%) и средними (УСК - 46%, ОСД - 23%) показателями уровня субъективного контроля и самоорганизации деятельности. Выявлено, что результаты по опроснику УСК коррелируют с опросником ОСД, то есть испытуемые с высокой степенью интернальности обладают высоким уровнем самоорганизации деятельности. При анализе полученных данных в зависимости от пола и возраста с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни существенной зависимости не было выявлено. Вероятнее всего, преобладание высоких показателей связано со зрелостью, осознанностью, мотивированностью магистранта.

По результатам проведенной диагностики разработана программа, направленная на оптимизацию самоорганизации деятельности, развитие необходимых для этого личностных качеств и навыков, в частности, мотивации к самопознанию, формирование навыков планирования в долгосрочной и краткосрочной перспективе, контроля над обстоятельствами, умения подстраиваться под меняющуюся ситуацию, повышение уровня осознанной волевой регуляции поведения и деятельности, уравновешенности и оптимизма.

Программа рассчитана на 10 занятий, проходящих в очной групповой форме, а также в формате онлайн-конференции закрытой группой. Периодичность занятий 1 раз в неделю. Занятия предполагают теоретическую лекционную часть, направленную на повышение информированности по проблеме, а также практическую часть, включающую в себя задания с целью развития рефлексии, тренинги, практические задания. Программа дополняется материалами для самостоятельного изучения (статьи по психологии, фильмы, книги) с последующим обсуждением.

Выводы. Таким образом, самоорганизация является важнейшей личностной характеристикой человека, проявляющейся через осознанную, целенаправленную деятельность, осуществление контроля и управления собственными действиями для достижения поставленных целей. Тем более важным и значимым данный феномен выступает с позиции вторичного профессионального самоопределения человека в возрасте ранней зрелости. И система вузовской подготовки магистранта к успешной реализации себя в выбранной профессиональной сфере должна учитывать уровень развития данной способности у обучающихся, и при необходимости, способствовать его повышению.

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки магистранта в условиях современной системы высшего образования, ориентированной на инновационный подход к обучению на этапе вторичного профессионального самоопределения. В статье представлен опыт экспериментального изучения особенностей самоорганизации деятельности магистранта в в педагогическом вузе. Анализ фактических данных, полученных в работе с магистрантами, позволяет говорить о взаимосвязи таких личностных характеристик как самоорганизация деятельности и уровень субъективного контроля; а также о влиянии уровня развития данных качеств личности на удовлетворенность профессиональным выбором. Опираясь на результаты исследования, авторы отмечают необходимость организации психолого-педагогической работы по развитию у магистрантов навыков самоорганизации деятельности через осознание, целеполагание, планирование, развитие мотивации к самопознанию, повышение уровня осознанной волевой регуляции поведения и деятельности.

Ключевые слова: магистратура, профессиональное самоопределение, самоорганизация деятельности, уровень субъективного контроля, личностный потенциал.

Annotation. The article is devoted to the problem of undergraduate training in the conditions of a modern higher education system focused on an innovative approach to learning at the stage of secondary professional self-determination. The article presents the experience of experimental study of the features of self-organization of the activity of a graduate student in a pedagogical

university. The analysis of the actual data obtained in the work with undergraduates allows us to talk about the relationship of such personal characteristics as self-organization of activities and the level of subjective control; and also about the influence of the level of development of these personality qualities on satisfaction with professional choice. Based on the results of the study, the authors note the need to organize psychological and pedagogical work to develop undergraduates' self-organization skills through awareness, goal-setting, planning, developing motivation for self-knowledge, increasing the level of conscious volitional regulation of behavior and activity.

Keywords: master's degree, professional self-determination, self-organization of activities, level of subjective control, personal potential.

Литература:

1. Кирилловых, A.A. Доступность высшего образования как принципгосударственной образовательной политики: перспективы институционализации / А.А. Кирилловых // Журнал российского права. - 2022. - Т. 26. - № 5. - С. 108-123. -URL: https://jrpnorma.ru/articles/article-3523.pdf71702415233 (дата обращения: 01.03.2024). - 1 CD-ROM.

2. Лебедева, О.В. Методологические принципы как основа научного исследования в подготовке будущих магистров психологии / О.В. Лебедева, К.Р. Лебедев // Учебный эксперимент в образовании. - 2023. - № 4 (108). - С. 35-42. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=59463564 (дата обращения: 01.02.2024). - 1 CD-ROM.

3. Лебедева, О.В. Обучение в магистратуре: необходимость психолого-педагогического сопровождения / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная, К.Р. Лебедев // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - Вып. 81. -№2.-С. 713-716

4. Леонтьев, Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному / Д.А. Леонтьев // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - С. 12-42

5. Петрова, Г.И. Самоопределение человека в высшем образовании: возможности антропологического и технологического решения проблемы / Г.И. Петрова // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11. - №1. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1459/931 (дата обращения: 20.01.2024). - 1 CD-ROM.

6. Повшедная, Ф.В. Методологические основы профессионального самоопределения будущего учителя: монография / Ф.В. Повшедная. - Н. Новгород: НГПУ, 2002. - 166 с.

7. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников. - М.: «Академия», 2007. - 504 с.

УДК 378.147

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКИХ ЭТЮДОВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК

ИНОСТРАННОМУ

Лебедева Полина Алексеевна студентка 3 курса

Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург);

Феоктистова Олеся Владимировна кандидат педагогических наук, доцент Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург)

Постановка проблемы. Проблема поиска эффективных методов преподавания иностранных языков является предметом многочисленных педагогических исследований. Сегодня особое внимание ученых уделяется использованию лингвотеатральных технологий на уроках русского языка как иностранного, которые представляют собой «гармоничное сочетание театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогической режиссуры)» [4, С. 411].

Преимущество данных технологий заключается в организации обучения по законам импровизационной игры, что дает возможность обучающемуся реализовывать коммуникативно-речевые действия в заданных обстоятельствах, в условиях совместного коллективного творчества. Это придает практическую направленность образовательному процессу, мотивирует к изучению русского языка и помогает преодолевать психологический барьер в использовании изучаемого языка как средства общения.

Одной из театральных технологий, способствующей развитию речевых навыков на иностранном языке является «этюд». По мнению П.Ю. Гац, театральный этюд - это «творческое исследование, изучение умом и телом какого-либо жизненного действия, человеческого поступка или события в предлагаемых обстоятельствах спектакля» [1, С. 41].

В. С. Шалимов выделяет следующие виды этюдов в театральном искусстве:

- этюды по художественным произведениям;

- этюды по музыкальным произведениям [5, С. 283-284].

Этюд по живописи является одним из базовых упражнений для развития талантов начинающих артистов.

Анализ научной литературы показывает, что несмотря на то, что данный прием не является новым и в ряде источников отмечается его эффективность, тем не менее он не получил широкого распространения в практике обучения русскому языку как иностранному. Более того, изучение различных источников не позволяет получить целостного представления об условиях и методических рекомендациях по применению сценических этюдов по художественным произведениям в рамках обучения русскому языку как иностранному.

Цель статьи заключается в рассмотрении и описании методики применения технологии этюда с использованием элементов живописи в процессе обучения русскому языку как иностранному.

Изложение основного материала исследования. Как следует из научных источников, этюд - это «театральный прием, вид драматического действия, представляющий собой комплекс упражнений, служащих для развития и совершенствования игровой техники» [2, С. 145]. Он предполагает выполнение различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных учителем. Разыгрывание этюдов организуется с целью «научиться ощущать пространство, существовать и действовать в предлагаемых обстоятельствах, научиться работать в неожиданных условиях» [2, С. 145].

Отличительная особенность разыгрывания этюдов - большая степень спонтанности. У учащихся нет времени на подготовку, ситуация этюда и распределение ролей происходит непосредственно перед началом игры. По мнению Н.С. Кашкур, «импровизируя во время проигрывания этюда, учащиеся не только пропускают ситуацию через себя, но и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.