Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ МАТЕРИАЛА ТРОПОВ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ С ДИСЛЕКСИЕЙ'

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ МАТЕРИАЛА ТРОПОВ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ С ДИСЛЕКСИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудности чтения / понимание прочитанного / особые потребности / метафора / ирония / (на английском): reading difficulties / reading comprehension / special needs / metaphor / irony

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Варвара Александровна

Целью являлась апробация лексического материала тропов для выявления сложности заданий. В исследовании принимали участие 25 испытуемых, не испытывающих трудности в понимании при чтении. Бланк заданий был составлен для обследования взрослых с дислексией. Материал включал задания на понимание слов в переносном значении. Включены были такие тропы как метафора, ирония, гипербола, аллегория. Полученные результаты позволили выявить сложность заданий и внести коррективы. Исследование помогло определить окончательный вариант обследования для взрослых с дислексией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim was to test the lexical material of the tropes to identify the complexity of the tasks. The study involved 25 subjects who did not have difficulty understanding when reading. The task form was compiled for the examination of adults with dyslexia. The material included tasks for understanding words in a figurative sense. Tropes such as metaphor, irony, hyperbole, and allegory were included. The results obtained made it possible to identify the complexity of the tasks and make adjustments. The study helped determine the final screening option for adults with dyslexia.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ МАТЕРИАЛА ТРОПОВ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ С ДИСЛЕКСИЕЙ»

организационные требования. На карте представлены видео некоторых уроков. Сегодня технологии смешанного обучения могут эффективно применяться при интеграции их со сквозными цифровыми технологиями (большие данные, искусственный интеллект, блокчейн, виртуальная и дополненная реальность), необходимость использования которых в учебном процессе определена Распоряжением Минпросвещения России [11]. Возможность интеграции представлена на карте. Приведены примеры приложений виртуальной реальности для работы в онлайн-зоне. Адрес ментальной карты: https://clck.ru/34CtvM.

Аннотация. Цифровая эпоха предъявляет новые требования к системе образования. Технологиями, позволяющими повысить эффективность обучения, являются различные технологии смешанного обучения. Одна из них - «зональное обучение». Данная модель предполагает разделение класса на группы, которые работают в определенной зоне по видам учебной деятельности, меняясь через определенный промежуток времени. Обычно это: зона работы с учителем, зона онлайн-обучения и зона проектной работы. В статье обосновываются дидактические возможности различных цифровых инструментов для реализации зонального обучения информатике в условиях предметной цифровой среды. Такими инструментами являются материалы различных цифровых образовательных платформ, облачные сервисы, средства онлайн-тестирования, ментальные карты, ленты времени, инфографика и др.

Ключевые слова: смешанное обучение, зональное обучение, предметная цифровая образовательная среда, цифровые образовательные ресурсы.

Annotation. The digital era places new demands on the education system. Technologies that make learning more effective are various blended learning technologies. One of them is "zonal learning". This model involves dividing the class into groups that work in a certain area according to the types of educational activities, changing after a certain period. Usually these are: a zone of work with a teacher, a zone of online learning and a zone of project work. The article substantiates the didactic capabilities of various digital tools for the implementation of zonal learning of informatics in a subject digital environment. Such tools include materials from various digital educational platforms, cloud services, online testing tools, mental maps, timelines, infographics, etc.

Keywords: blended learning, zonal learning, subject digital environment, digital educational resources.

Литература:

1. Закусило A.C. Инновационная технология «ротация станций» в процессе формирования образовательной мобильности старшеклассников на уроках английского языка // Современные проблемы науки и образования - 2019. - № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29050 (дата обращения: 25.01.2024).

2. Калинкина, Е.Г. Технологии смешанного обучения в современном школьном образовании. / Е.Г. Калинкина, Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова [и др.] -Н. Новгород: Нижегородский институт развитии образования, 2019. - 120 с.

3. Краснов, С.В. Использование технологии «зональное обучение» на уроках обществознания как способ осуществления индивидуализации обучения /С.В. Краснов //Цифровая педагогика в системе современного образования. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород. - 2018. - С.50-54.

4. Круподерова, Е.П. Технологии цифрового образования /Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2022. - 180 с.

5. Круподерова, Е.П. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды /Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова, Н.С. Кадиленко // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-1. - С. 179-182.

6. Круподерова, Е.П. Реализация модели «ротация станций» на уроках технологии / Е.П. Круподерова, Н.С. Барсук, А.В. Бойко // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №68-2. - С. 179-182.

7. Круподерова, К.Р. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие. / К.Р. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2022. - 112 с.

8. Круподерова, К.Р. Формирование универсальных учебных действий, обучающихся через проектную деятельность с использованием Интернет-сервисов /К.Р. Круподерова, Н.С. Барсук, А.В. Бойко // Образование в цифровую эпоху. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. Нижний Новгород: Мининский университет. -2019. - С. 148-151.

9. Лебедева, О.В. Социально-психологический портрет современного школьника /О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // ВестникМининского университета. -2022. Т. 10, -№3. - С. 15.

10. Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов: учебно-методическое пособие. / Т.И. Канянина, В.Б. Клепиков, Е.П. Круподерова [и др.]. -Н. Новгород: НПРО, 2019. - 188 с.

11. Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355762 (дата обращения: 25.01.2024).

12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. URL: https://clck.ru/364mhN (дата обращения: 25.01.2024).

13. Федотова, В. С. Цифровые инструменты и сервисы в работе учителя: учебное пособие. /B.C. Федотова. - С.-Пб.: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2020. - 220 с.

УДК 376.3

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ МАТЕРИАЛА ТРОПОВ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ С ДИСЛЕКСИЕЙ

Крылова Варвара Александровна учитель-логопед Семейный клуб «Позитив» (г. Москва)

Постановка проблемы. Троп (греч. tropos») - поворот, т.е. употребление слова или выражения в переносном смысле. При этом в сознании говорящего и адресата речи одновременно присутствуют два смысла, два значения - прямое и переносное. Существует несколько подходов к классификации тропов, разработанные различными авторами - Р. Бартом, М.Л. Гаспаровым, ИР. Гальпериным, Г.Г. Хазагеровым, В.И. Корольковым, Ю.В. Рождественским.

Согласно классификации Е.В. Клюева среди тропов выделяют метафоры, метонимию, синекдоху, антомасию, гиперболу, иронию, аллегорию, перефразис, эпитет, оксюморон, антифразис, парадокс, аллюзию. Сложности при освоении тропов могут возникнуть у обучающихся с дислексией, имеющих трудности при чтении и понимании прочитанного, появляющиеся, когда мозг не распознает и не обрабатывает определенные символы должным образом.

По данным Международной Ассоциации дислексии (International Dyslexia Association) в настоящее время порядка 17-23% всего населения Земли имеют отдельные симптомы дислексии и связанных с ней трудностей. Говоря о дислексии, важно понимать, что это нарушение проявляется в виде трудностей с распознаванием букв, слов и звуков, а также с пониманием и запоминанием прочитанного при сохранном зрении и интеллекте. Люди с таким расстройством могут испытывать различные проблемы в повседневной жизни, такие как трудности с обучением, включающие орфографические расстройства (в частности, большое количество ошибок при письме), нарушения арифметических навыков, проблемы с решением математических задач, трудности с определением левой и правой стороны, непонимание шуток и идиом, в результате чего возникают проблемы с социальной адаптацией и самооценкой. Дислексия является стойким нарушением, которое не всегда получается скорректировать в школьном возрасте [2; 5]. Разработка диагностических материалов для взрослых с дислексией является актуальной проблемой [3; 6].

Изложение основного материала исследования. Целью исследования являлась апробация лексического материала по теме «Тропы», составленного для обследования взрослых с дислексией для того, чтобы выявить сложность заданий. Исследование проводилось на базе ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». В нем принимали участие 25 студентов заочного отделения 1 курса института специального образования и психологии. При этом 100% респондентов не имели дислексии.

Для проведения исследования нами были разработан комплекс упражнений по теме «Тропы», имеющий 2 варианта. Каждый вариант представлял собой бланк из 6 заданий, размещенных на одном листе A4, включавших, как и тестовые вопросы с выбором одного или более правильных ответов, так и задания, при выполнении которых нужно было ответить на вопрос или дать определение понимаемой фразе или словосочетанию.

Часть заданий были направлены на выявление умения выделять иронию среди других средств выразительности в предложении и тексте. Другие же ставили перед обследуемым задачу написать, как он понимает метафору, представленную в словосочетании; объяснить смысл цитаты или фразы. Также в обследование было включено задание на соотнесение 4 разных тропов, а именно метафоры, гиперболы, иронии и аллегории (каждому было дано определение) и предложений, где они были представлены. Нами был проанализированы ответы студентов по каждому заданию в отдельности. Обобщенный анализ покажем в таблице.

Таблица

Результаты апробации заданий

Задания Первый вариант Второй вариант

верно неверно верно неверно

1. 76,92% 23,08% 76,92% 23,08%

2. 46,15% 53,85% 46,15% 53,85%

3. 15,38% 84,62% 15,38% 84,62%

4. 76, 92% 23,08% 76,92% 23,08%

5. 100% 0% 100 % 0

06. 30,77% 69,23% 30,77% 69,23%

Задание на поиск иронии среди других предложений, каждое из которых имело свой контекст, оказалось самым простым и его выполнили в каждом варианте 100 % обследуемых.

Задание на объяснение цитаты во 2 варианте не выполнили 3 человека из 13 (23,08 %), не дав никакого ответа, а все выполнившие дали правильный ответ. В 1 варианте с заданием такого типа справились 10 человек (83,33%) и только 2 на вопрос «Напишите, как вы понимаете цитату Шекспира «Весь мир - сцена»?» дали такие ответы: «мы живем в мире, где каждый человек может себя проявить», «я главный актёр в своей жизни».

Задание на понимание иронии оказалось самым сложным, при выполнении которого 18 человек из 25 (72%) допустили ошибку. Большая часть участников обследования выбрала правильным либо только 2 - «Над собеседником насмехаются», либо только 4 вариант ответа - «Квартира с деньгами воображаемая», а предполагаемым решением были оба эти утверждения.

Также одним из наиболее сложных было задание на соотнесение тропов и предложений, где они встречались. Больше половины от всей группы испытуемых, а именно 17 человек (68%) ответили неверно, даже имея определение тропа. Наибольшие трудности вызвал поиск метафоры и с ним не справилось 16 человек, поиск аллегории не смогли осуществить

14 человек, 4 не смогли выявить иронию и 2 - гиперболу, что является показателем сложности задания для людей с нормальным речевым развитием и свидетельствует о необходимости упрощения для обследования взрослых с дислексией.

С задачей по объяснению метафоры справилась большая часть обследуемых, а именно 60% от группы, что составляет

15 человек.

Трудности вызвали:

1) Метафора «гвоздь программы», приведенная в 1 варианте, который один из испытуемых объяснил как «интересный, особенный человек»;

2) Метафора «богатырское плечо» во 2 варианте, охарактеризованная как «надежный человек», «человек, на которого можно положиться, защитит»;

3) Авторская метафора A.C. Пушкина «утро года» из 2 варианта вызвала наибольшие затруднения и ее характеризовали как «лучшее утро», «не самое лучшее утро», «лучшее утро в году», «день, в который произошло какое-то событие», «начало чего-то».

И в завершение нужно было из трех произведений П.А. Крылова в 1 варианте или A.C. Пушкина во 2 варианте отметить один отрывок, в котором встречалась ирония. Правильный ответ дали 17 испытуемых. Из тех, кто не справился, можно отметить один ответ, где обследуемый выбрал иронию в каждом из трех отрывков.

Выводы. Разработка и апробация лексического материала для взрослых с дислексией позволила выявить сложность подобранных заданий по теме «Тропы». Было определено, что часть заданий вызывали значительные трудности у испытуемых, не имеющих дислексию. Особенно отметим задания на поиск и объяснении метафор. Учитывая, что понимание тропов в целом затрудненно у взрослых с дислексией, мы считаем необходимым дальнейшую работу над уточнением лексического материала и упрощением заданий, включающим метафоры. И стоит отметить важность доработки инструкции в задании на иронию, включающую правильные утверждения, для более верного понимания и выполнения задания у обследуемых.

Аннотация. Целью являлась апробация лексического материала тропов для выявления сложности заданий. В исследовании принимали участие 25 испытуемых, не испытывающих трудности в понимании при чтении. Бланк заданий был составлен для обследования взрослых с дислексией. Материал включал задания на понимание слов в переносном значении. Включены были такие тропы как метафора, ирония, гипербола, аллегория. Полученные результаты позволили выявить сложность заданий и внести коррективы. Исследование помогло определить окончательный вариант обследования для взрослых с дислексией.

Ключевые слова: трудности чтения; понимание прочитанного; особые потребности; метафора; ирония.

Annotation. The aim was to test the lexical material of the tropes to identify the complexity of the tasks. The study involved 25 subjects who did not have difficulty understanding when reading. The task form was compiled for the examination of adults with dyslexia. The material included tasks for understanding words in a figurative sense. Tropes such as metaphor, irony, hyperbole, and allegory were included. The results obtained made it possible to identify the complexity of the tasks and make adjustments. The study helped determine the final screening option for adults with dyslexia.

Key words (на английском): reading difficulties; reading comprehension; special needs; metaphor; irony.

Литература:

1. Ахтырская, E.H. Вопросы классификации тропов в отечественной филологической науке / Е.Н. Ахтырская // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. -2015. - №11 (54). - С. 65-69

2. Киселева, Н.Ю. Анализ понимания прочитанного и ошибок чтения у студентов с дислексией / Н.Ю. Киселева // Специальное образование. -2023. -№ 1(69). - С. 116-124

3. Киселева, Н.Ю. Читаем осознанно: что нужно знать о работе с текстами будущим педагогам: Учебно-методическое пособие / Н.Ю. Киселева. - Москва: Издательство ПАРАДИГМА, 2023. - 222 с.

4. Клюев, Е.В. Риторика: учеб. пособие для вузов / Е.В. Клюев. - Москва: Приор-издат, 2005. - 270 с.

5. Русецкая, М.Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования: автореф. дис. ... д-ра пед. Наук: 13.00.03 / Русецкая Маргарита Николаевна. - Москва, 2009. - 45 с.

6. Хорошавина, Е.В. К вопросу изучения читательской грамотности взрослых / Е.В. Хорошавина, А.А. Звягинцева, С.Г. Яценко // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2023. - № 4 (98). - С. 4-12

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТА В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Лебедева Оксана Валерьевна доктор психологических наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

Лебедев Кирилл Романович аспирант факультета психологии и педагогики Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

Жаркова Талина Анатольевна магистрант факультета психологии и педагогики Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Сегодня, когда непрерывное профессиональное обучение стало не просто тенденцией современной отечественной системы образования, а необходимостью, продиктованной новыми вызовами времени, приходится признать, что многоуровневая система высшего образования не всегда оказывается готова к динамичным изменениям. Бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура - все эти ступени высшего профессионального образования призваны обеспечить новое качество самой этой системы. Однако те насущные вопросы, которые призвана сегодня решать вузовская подготовка специалистов, сталкиваются с реальной практикой внедрения инновационных форм, способов, средств, методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Согласно «Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 г.», освоение образовательных программ вуза ориентировано «на внедрение эффективных гибких, краткосрочных, гибридных (например, сочетание очной и дистанционной) форм обучения, позволяющих обучающимся комфортно сочетать учебу и трудовую деятельность» [1,С. 112].

В данной статье мы особо хотели остановиться на тех проблемах, с которыми сталкиваются магистранты в период вузовского обучения. Согласно стадиям развития взрослой личности по Э. Эриксону, возраст 20-45 лет относится к периоду ранней взрослости. Именно этот возрастной период характерен для обучающихся магистратуры, которым «при выборе установки на приобретение знаний» и вторичное профессиональное самоопределение (по различным данным, это 45-55% обучающихся), приходится сталкиваться с целым рядом психологических проблем: утомление, переутомление, тревожность, фрустрация, скука, апатия, низкая стрессоустойчивость, неконструктивные способы выхода из психотравмирующих ситуаций, несформированность механизмов психологической зашиты и копинг-стратегий.

Изложение основного материала исследования. Теоретико-экспериментальные исследования проблемы профессионального самоопределения достаточно обширно представлены в науке и практике системы образования (O.A. Абдуллина, Ю.Б. Дроботенко, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина, Л.А. Кандыбович, Ф.В. Повшедная, Н.С. Пряжников, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, А.И Щербаков и др.). Проблемы магистерской подготовки в педвузе и формирования мотивации к исследовательской деятельности магистрантов представлены в исследованиях И.С. Батраковой, И.В. Гладких, А.Г. Каспржак, В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой и др.

Как подчеркивает Ф.В. Повшедная, самоопределение в профессии - «сложный, целостный, личностно-ориентированный процесс, направленный на формирование индивидуальной позиции,., результат выбора и проектирования собственной профессиональной деятельности и самореализации в ней» [6, С. 66]. Это осознанный выбор, при котором профессиональная деятельность наполняется личностными смыслами. Не случайно Н.С. Пряжников определяет «сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [7, С. 21].

Первостепенной задачей обучения в магистратуре является формирование профессиональных компетенций, которые обеспечивают успешное решение образовательных задач, развитие когнитивных и творческих способностей, мотивационно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.