Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКИХ ЭТЮДОВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ'

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКИХ ЭТЮДОВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский язык как иностранный / методика преподавания русского языка / театральные технологии / театральные приемы / методическая разработка / сценический этюд / Russian as a foreign language / methods of teaching the Russian language / theatrical technologies / theatrical techniques / methodological development / scenic sketch

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Полина Алексеевна

Вопрос совершенствования процесса изучения русского языка как иностранного остается одним из актуальных в методике и в практике обучения. Многие педагоги считают, что театральные технологии позволяют сделать урок русского языка как иностранного не только эффективным, но и увлекательным. В статье рассмотрены методические возможности применения технологии этюда с использованием элементов живописи в процессе обучения РКИ. Охарактеризованы особенности технологии сценического этюда, которые позволяют развивать речевые и коммуникативные способности инофонов. Выделены преимущества применения этюдов с помощью художественных произведений. Представлен опыт разработки урока по картине русского художника Ф.П. Решетникова «Опять двойка» (для школьников, владеющих русским языком на уровне ТРКИ-1). В статье выделены методические рекомендации применения технологии этюда на занятиях РКП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Полина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of improving the process of learning Russian as a foreign language remains one of the most relevant in the methodology and practice of teaching. Many teachers believe that theatrical technologies make it possible to make a lesson of Russian as a foreign language not only effective, but also fascinating. The article discusses the methodological possibilities of applying the etude technology using elements of painting in the process of teaching RCT. The features of the stage sketch technology are characterized, which make it possible to develop the speech and communication abilities of foreign speakers. The advantages of using sketches with the help of works of art are highlighted. Russian Russian artist F.P. Reshetnikov's painting "Deuce Again" (for schoolchildren who speak Russian at the level of TRKI-1) is presented. The article highlights the methodological recommendations for the use of etude technology in RCT classes.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКИХ ЭТЮДОВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ»

university. The analysis of the actual data obtained in the work with undergraduates allows us to talk about the relationship of such personal characteristics as self-organization of activities and the level of subjective control; and also about the influence of the level of development of these personality qualities on satisfaction with professional choice. Based on the results of the study, the authors note the need to organize psychological and pedagogical work to develop undergraduates' self-organization skills through awareness, goal-setting, planning, developing motivation for self-knowledge, increasing the level of conscious volitional regulation of behavior and activity.

Keywords: master's degree, professional self-determination, self-organization of activities, level of subjective control, personal potential.

Литература:

1. Кирилловых, A.A. Доступность высшего образования как принципгосударственной образовательной политики: перспективы институционализации / А.А. Кирилловых // Журнал российского права. - 2022. - Т. 26. - № 5. - С. 108-123. -URL: https://jrpnorma.ru/articles/article-3523.pdf71702415233 (дата обращения: 01.03.2024). - 1 CD-ROM.

2. Лебедева, О.В. Методологические принципы как основа научного исследования в подготовке будущих магистров психологии / О.В. Лебедева, К.Р. Лебедев // Учебный эксперимент в образовании. - 2023. - № 4 (108). - С. 35-42. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=59463564 (дата обращения: 01.02.2024). - 1 CD-ROM.

3. Лебедева, О.В. Обучение в магистратуре: необходимость психолого-педагогического сопровождения / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная, К.Р. Лебедев // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - Вып. 81. -№2.-С. 713-716

4. Леонтьев, Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному / Д.А. Леонтьев // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - С. 12-42

5. Петрова, Г.И. Самоопределение человека в высшем образовании: возможности антропологического и технологического решения проблемы / Г.И. Петрова // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11. - №1. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1459/931 (дата обращения: 20.01.2024). - 1 CD-ROM.

6. Повшедная, Ф.В. Методологические основы профессионального самоопределения будущего учителя: монография / Ф.В. Повшедная. - Н. Новгород: НГПУ, 2002. - 166 с.

7. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников. - М.: «Академия», 2007. - 504 с.

УДК 378.147

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКИХ ЭТЮДОВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК

ИНОСТРАННОМУ

Лебедева Полина Алексеевна студентка 3 курса

Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург);

Феоктистова Олеся Владимировна кандидат педагогических наук, доцент Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург)

Постановка проблемы. Проблема поиска эффективных методов преподавания иностранных языков является предметом многочисленных педагогических исследований. Сегодня особое внимание ученых уделяется использованию лингвотеатральных технологий на уроках русского языка как иностранного, которые представляют собой «гармоничное сочетание театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогической режиссуры)» [4, С. 411].

Преимущество данных технологий заключается в организации обучения по законам импровизационной игры, что дает возможность обучающемуся реализовывать коммуникативно-речевые действия в заданных обстоятельствах, в условиях совместного коллективного творчества. Это придает практическую направленность образовательному процессу, мотивирует к изучению русского языка и помогает преодолевать психологический барьер в использовании изучаемого языка как средства общения.

Одной из театральных технологий, способствующей развитию речевых навыков на иностранном языке является «этюд». По мнению И.Ю. Гац, театральный этюд - это «творческое исследование, изучение умом и телом какого-либо жизненного действия, человеческого поступка или события в предлагаемых обстоятельствах спектакля» [1, С. 41].

В. С. Шалимов выделяет следующие виды этюдов в театральном искусстве:

- этюды по художественным произведениям;

- этюды по музыкальным произведениям [5, С. 283-284].

Этюд по живописи является одним из базовых упражнений для развития талантов начинающих артистов.

Анализ научной литературы показывает, что несмотря на то, что данный прием не является новым и в ряде источников отмечается его эффективность, тем не менее он не получил широкого распространения в практике обучения русскому языку как иностранному. Более того, изучение различных источников не позволяет получить целостного представления об условиях и методических рекомендациях по применению сценических этюдов по художественным произведениям в рамках обучения русскому языку как иностранному.

Цель статьи заключается в рассмотрении и описании методики применения технологии этюда с использованием элементов живописи в процессе обучения русскому языку как иностранному.

Изложение основного материала исследования. Как следует из научных источников, этюд - это «театральный прием, вид драматического действия, представляющий собой комплекс упражнений, служащих для развития и совершенствования игровой техники» [2, С. 145]. Он предполагает выполнение различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных учителем. Разыгрывание этюдов организуется с целью «научиться ощущать пространство, существовать и действовать в предлагаемых обстоятельствах, научиться работать в неожиданных условиях» [2, С. 145].

Отличительная особенность разыгрывания этюдов - большая степень спонтанности. У учащихся нет времени на подготовку, ситуация этюда и распределение ролей происходит непосредственно перед началом игры. По мнению Н.С. Кашкур, «импровизируя во время проигрывания этюда, учащиеся не только пропускают ситуацию через себя, но и

придают ей личностный характер». Благодаря импровизации, которая не ограничивает в выборе речевых средств, учащиеся улучшают свои коммуникативные навыки [2, С. 145].

Применение этюдов по произведениям изобразительного искусства на уроках русского языка как иностранного имеют ряд преимуществ:

1. Способствуют развитию пространственного воображения, так как «в работе над картиной, авторский замысел возбуждает воображение и одновременно придает ему форму» [3, С. 369].

2. Развивают навык понимания логики поведения героя в соответствии с замыслом картины.

3. Поскольку произведения живописи служат неисчерпаемым источником информации о ценностях и культуре России, у инофонов складывается представление о национальных обычаях, традициях, об особенностях отдельных регионов.

4. Работа с предметами живописи стимулирует творческую активность иностранных обучающихся, позволяет разнообразить процесс обучения и развития речи.

Рассмотрим опыт реализации технологии этюда на уроке по картине русского художника Ф.П. Решетникова «Опять двойка». Урок предназначен для школьников, владеющих русским языком на уровне ТРКИ-1.

Цель урока: формирование навыков составления рассказа-описания по картине.

Задачи урока:

1. познакомиться с картиной Ф.П. Решетникова «Опять двойка», проанализировать замысел автора, узнать историю создания картины.

2. составить рассказ-описание по репродукции.

3. Организовать творческую работу по картине.

Ход урока:

В начале урока обучающимся предлагается рассмотреть фото Третьяковской галереи на слайде презентации, затем проводится беседа по вопросам:

- Вы узнаете это здание?

- Когда-нибудь бывали в картинной галерее?

По итогам обсуждения организуется просмотр видеофрагмента виртуальной экскурсии по Третьяковской галерее, в которой роль экскурсовода выполняет учитель.

Приведем фрагмент экскурсионной речи:

«Государственная Третьяковская галерея - это российский государственный художественный музей в Москве. Сегодня мы ее посетим вместе. Экспозиция насчитывает более 180 ООО предметов живописи, скульптуры и изделия из драгоценных металлов, созданные с XI по XX век».

Затем обучающимся предлагается высказать версии о том, какую картину они будут изучать на уроке. После просмотра фрагмента выпуска юмористического киножурнала «Ералаш» («Опять двойка!», режиссер В. Панжев).

Предлагается рассмотреть картину Ф.П. Решетникова «Опять двойка» и выполнить следующие задания: назвать 5-6 словесных ассоциаций по картине и ответить на вопросы: «Достаточно ли этих слов, чтобы интересно описать картину? Как вы думаете, ваши друзья захотели бы посетить Третьяковскую галерею, если бы вы рассказали им об экскурсии таким образом?

По итогам выполнения задания и обсуждения вопросов формулируются цели и задачи урока, тем самым создается мотивация учебной деятельности обучающихся.

Далее обучающимся предлагается выполнить задания.

Задание 1. На основе речевых клише составьте описание картины с использованием фраз и слов, которые были записаны ранее:

На уроке русского языка мы познакомились с великолепной картиной ... (указать Ф.П. художника и название картины).

На картине...(Ф.Н. автора) изобразил ...(что?).

На переднем плане картины мы видим...(что?)

Мастер изобразил ...(сюжет картины).

На заднем плане изображён ...(что?).

Когда я смотрю на картину, я чувствую ... (свои эмоции).

Рассматривая эту картину, я понимаю ... (вывод/мораль картины).

Задание 2. Опираясь на детали картины, докажите следующие утверждения:

A) Считается, что сестра, изображенная на картине, отличница.

Б) Говорят, что двоечник не сразу вернулся домой после школы.

B) Как понять, что младший брат еще не ходит в школу?

Выполнение заданий завершается обсуждением вопроса: почему Ф.П. Решетников решил написать именно такой сюжет картины.

На следующем этапе работы организуется чтение текста и беседа по его содержанию:

«По начальному замыслу ученик должен был вернуться домой с пятеркой - своим произведением живописец хотел рассказать об успехах на экзаменах. Чтобы прочувствовать атмосферу, Ф.П. Решетников специально посещал уроки. Один учитель захотел показать художнику знания самого умного ученика. Но когда мальчик вышел к доске, то он так растерялся в присутствии важного гостя, что не смог правильно решить задачу!

Художника поразило, какая гамма чувств и эмоций появилась на его лице. Когда дочь Решетникова вернулась из школы с двойкой, у него уже не осталось сомнений, что действие нужно перенести на полотно.

На роль главного персонажа Ф. П. Решетников пригласил того самого мальчика. Началась работа. Но когда школьник догадался, что будет изображен двоечником, отказался позировать художнику».

Вопросы:

1. Зачем художник посещал школьные уроки?

2. Почему мальчик отказался стать героем картины?

Далее предлагается рассмотреть две репродукции, одна из которой является подлинной, а другая нет. Учащимся необходимо найти отличия между репродукциями и объяснить их.

После анализа картин учащимся предлагается финальное задание: нужно представить себе, что могло бы случиться, если бы мальчик принес пятерку из школы. Класс делится на команды по 5-6 человек и придумывает свое видение картины. Они распределяют роли между собой (двоечник, его мама, старшая сестра, младший брат, собака и автор (если требуется). На подготовку дается 5 минут. Затем учащиеся представляют свои номера классу, организуется их обсуждение.

Наши наблюдения показывают, что во время работы над этюдом создается творческая игровая атмосфера, способствующая мотивации иностранных обучающихся. В процессе выполнения этюда создаются условия для

формирования, развития и совершенствования коммуникативных умений. Обучающиеся легко овладевают речевыми конструкциями, пользуются ими для выполнения коммуникативных задач. Использование произведений живописи способствует знакомству с российской культурой.

Опыт проведения урока по применению этюда с использованием элементов живописи в процессе обучения русскому языку как иностранному позволяет сделать следующие выводы:

1. Замысел художественного произведения должен быть понятен обучающимся в соответствии с их возрастными особенностями.

2. Сюжет по картине должен представлять потенциальный интерес для учащихся.

3. Необходимо выбирать картины, где представлена группа людей. Это позволит большему количество учащихся участвовать в постановке этюда.

4. Уровень владения языком группы должен быть достаточным для театрализации художественного произведения.

Выводы. Подведем итог. Сегодня в системе обучения русскому языку как иностранному применяется технологии

этюда с использованием элементов живописи. Данная технология не только делает процесс обучения разнообразным, но и способствует развитию коммуникативных умений инофонов, развивает их творчество и образное мышление, приобщает к миру русской культуры.

Аннотация. Вопрос совершенствования процесса изучения русского языка как иностранного остается одним из актуальных в методике и в практике обучения. Многие педагоги считают, что театральные технологии позволяют сделать урок русского языка как иностранного не только эффективным, но и увлекательным. В статье рассмотрены методические возможности применения технологии этюда с использованием элементов живописи в процессе обучения РКП. Охарактеризованы особенности технологии сценического этюда, которые позволяют развивать речевые и коммуникативные способности инофонов. Выделены преимущества применения этюдов с помощью художественных произведений. Представлен опыт разработки урока по картине русского художника Ф.П. Решетникова «Опять двойка» (для школьников, владеющих русским языком на уровне ТРКИ-1). В статье выделены методические рекомендации применения технологии этюда на занятиях РКП.

Ключевые слова: русский язык как иностранный; методика преподавания русского языка; театральные технологии; театральные приемы; методическая разработка; сценический этюд.

Annotation. The issue of improving the process of learning Russian as a foreign language remains one of the most relevant in the methodology and practice of teaching. Many teachers believe that theatrical technologies make it possible to make a lesson of Russian as a foreign language not only effective, but also fascinating. The article discusses the methodological possibilities of applying the etude technology using elements of painting in the process of teaching RCT. The features of the stage sketch technology are characterized, which make it possible to develop the speech and communication abilities of foreign speakers. The advantages of using sketches with the help of works of art are highlighted. Russian Russian artist F.P. Reshetnikov's painting "Deuce Again" (for schoolchildren who speak Russian at the level of TRKI-1) is presented. The article highlights the methodological recommendations for the use of etude technology in RCT classes.

Key words: Russian as a foreign language; methods of teaching the Russian language; theatrical technologies; theatrical techniques; methodological development; scenic sketch.

Литература:

1. Гац, И.Ю. Приём театрального этюда на начальном этапе изучения иностранцами русского языка / И.Ю. Гац // Социосфера. -2021. -№ З.-С. 41-44

2. Кашкур, Н.С. О совершенствовании иноязычных речевых лексических навыков с использованием театрального приема «Этюд» / Н.С. Кашкур // Немецкий язык - лингводидактическое обеспечение и методика преподавания: сборник научных статей, посвященный памяти Сергея Александровича Носкова (1943-2018): материалы I Международного научно-практического семинара, 28 февраля 2019 г. - Могилев: МГУ имени АА Кулешова, 2019,- С. 141-146

3. Кнебель, М.О. Поэзия педагогики / М.О. Кнебель. - Москва: ВТОД976. - 527 с.

4. Хамраева, Е.А. Театрализация как технология урока РКИ / Е.А. Хамраева // Современная парадигма преподавания и изучения русского языка как иностранного: материалы международной научно-практической конференции, Москва, 15-16 февраля 2019 года / под общ. ред. С.А. Вишнякова. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019. - С. 410-413

5. Шалимов, B.C. Формирование навыков действенного мышления режиссера средствами сценического этюда (Уроки А. А. Гончарова) / B.C. Шалимов // Российская театральная школа в XXI веке: Материалы Второй Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, приуроченной к празднованию 40-летия Ярославского государственного театрального института, Ярославль, 25 ноября 2020 года / Сост. и научн. редактор И.В. Азеева. -Ярославль: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ярославский государственный театральный институт", 2021. - С. 273-287

УДК 373.2

ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ДО

Леханова Елена Валерьевна студентка

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Череповецкий государственныйуниверситет» (г. Череповец)

Постановка проблемы. С 1 сентября 2023 г. образовательные программы дошкольного образования должны соответствовать федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО). Согласно содержательному разделу ФОП ДО [6] образовательная область познавательного развития определяет целевые ориентиры работы педагога дошкольного образования в части формирования у детей картины мира, познавательной активности, способов познания мира, безопасного в нём существования. Сама возможность достижения задач ФОП ДО определяется уровнем развития у детей познавательных процессов, в число основных их которых входит память. Для детей память особенно важна, так как она помогает им усваивать новые знания, развивать интеллект и создавать связи между различными учебными предметами (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) [2], [3]. Таким образом, память является наиболее важной когнитивной функцией, которая лежит в основе развития и обучения. Согласно материалам исследований последних лет, современные дети имеют особенности психического развития, в т.ч. недостатки логической памяти [7]. В то же время данных, которые бы позволили

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.