Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ТЕМ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ И СПОСОБОВ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ И СПОСОБОВ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
27
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудные жизненные ситуации (ТЖС) / копинг / младший школьный возраст / difficult life situations / coping / primary school age

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Минаева Елена Викторовна, Иванова Наталья Валентиновна, Суворова Ольга Вениаминовна

В статье представлено экспериментальное исследование основных тем трудных жизненных ситуаций и копинг стратегий младших школьников. Полученные результаты позволили выделить основные и вспомогательные темы трудных жизненных ситуаций, ведущие копинги поведения у детей 9-10 лет. Копинги поведения проанализированы по ряду параметров: адаптивные-дезадаптивные, реактивные-профилактические, по способу отреагирования (эмоциональные, когнитивные, поведенческие). Рассмотрены варианты соотношений трудных жизненных ситуаций и копингов поведения у испытуемых. Построена описательная модель младшего школьника 9-10 лет с учетом основных дефиниций исследования. Высказаны предположения о направлении коррекционной и развивающей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Минаева Елена Викторовна, Иванова Наталья Валентиновна, Суворова Ольга Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an experimental study about the main topics of difficult life situations and coping strategies of junior high school students. The results made it possible to identify the main and auxiliary topics of difficult life situations, leading coping behavior of 9-10 years old children. Coping behaviors are analyzed according to a number of parameters: adaptive-maladaptation, reactive-preventive, according to the method of reaction (emotional, cognitive, behavioral). The representation of correlations of difficult life situations and coping behavior. A descriptive model of a 9-10-year-old junior school students is constructed taking into account the main definitions of the study. Assumptions are made about the direction of correctional and developmental work.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ТЕМ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ И СПОСОБОВ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

konfliktov-v-podrostkovoy-srede-analiz-mneniy-psihologov-na-osnove-izucheniya-sovremennyh-dissertatsionnyh-rabot/viewer (дата обращения 12.12.2022)

2. Сошников, А.Е. Конфликт: историко-психологический анализ понятия / А.Е. Сошников. - 2008. - №2. -[Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/konflikt-istoriko-psihologicheskiy-analiz-ponyatiya/viewer (дата обращения 11.10.2022)

3. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб: Питер, 2008. - 544 с.

4. Петровская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта / Л.А. Петровская // Социальная психология: хрестоматия. -2008. - С. 119-127

5. Мерлин, B.C. Личность и общество / B.C. Мерлин. - Пермь: 1990. - 90 с.

6. Бекмаганбетова, Г.Г. Конфликтность как психологическая проблема / Г.Г. Бекмаганбетова. - 2007. - №4. -[Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/konfliktnost-kak-psihologicheskaya-problema (дата обращения 15.12.2022)

7. Бодалев, A.A. Основы социально-психологической теории / A.A. Бодалев. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. -422 с.

8. Семенова, Е.Г. Особенности развития активной личности подростка / Е.Г. Семенова // Среднее профессиональное образование. -2010. - С. 37-39

9. Чикова, И.В. Психологические особенности конфликтности современных подростков / И.В. Чикова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - С. 386-389

10. Мирзабдуллаева, Д.Э. Конфликты в подростковом возрасте и пути их разрешения / Д.Э. Мирзабдуллаева // Психологические науки. -2016. - С. 305-310

Психология

УДК 37.015.3

кандидат психологических наук, доцент Минаева Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

доктор психологических наук, доцент Иванова Наталья Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

доктор психологических наук, профессор Суворова Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Пермь)

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ И СПОСОБОВ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлено экспериментальное исследование основных тем трудных жизненных ситуаций и копинг стратегий младших школьников. Полученные результаты позволили выделить основные и вспомогательные темы трудных жизненных ситуаций, ведушие копинги поведения у детей 9-10 лет. Копинги поведения проанализированы по ряду параметров: адаптивные-дезадаптивные, реактивные-профилактические, по способу отреагирования (эмоциональные, когнитивные, поведенческие). Рассмотрены варианты соотношений трудных жизненных ситуаций и копингов поведения у испытуемых. Построена описательная модель младшего школьника 9-10 лет с учетом основных дефиниций исследования. Высказаны предположения о направлении коррекционной и развивающей работы.

Ключевые слова: трудные жизненные ситуации (ТЖС), копинг, младший школьный возраст.

Annotation. The article presents an experimental study about the main topics of difficult life situations and coping strategies of junior high school students. The results made it possible to identify the main and auxiliary topics of difficult life situations, leading coping behavior of 9-10 years old children. Coping behaviors are analyzed according to a number of parameters: adaptive-maladaptation, reactive-preventive, according to the method of reaction (emotional, cognitive, behavioral). The representation of correlations of difficult life situations and coping behavior. A descriptive model of a 9-10-year-old junior school students is constructed taking into account the main definitions of the study. Assumptions are made about the direction of correctional and developmental work.

Key words: difficult life situations, coping, primary school age.

Введение. Анализ научной литературы по теме исследования показал многоаспектность заявленной темы.

В работах Байрамян P.M., Чулюкина К.С., Петунс О.В., Ben-Eliyahu A., Kaplan A., Frydenberg Е., Skinner Е.А., Saxton Е.А. выделены типичные трудные жизненные ситуации (ТЖС), характерные для младших школьников, рассматриваются возрастные особенности совладающего поведения младшего школьника [1,2, 3, 12, 14, 19].

Байрамян P.M., Чулюкин К.С., Суркова Е.Г. выделили особенности в субъективном восприятии ТЖС младшими школьниками, а именно неподконтрольность, зависимость от ситуаций, неопределенность в их развитии. Указывается на преобладание адаптивных копингов, позволяющих младшим школьникам самостоятельно справляться с ТЖС. Дезадаптивные копинги рассматриваются как маркеры неблагополучия в развитии ребенка [1, 2, 3, 13].

В работах Сурковой Е.Г. показано влияние особенностей развития эмоционального интеллекта, творческого мышления, самооценки на выбор эффективных копинг-стратегий совладания с ТЖС [13].

Калинина Н.В. показала механизмы формирования совладающего поведения в ТЖС у детей. Автор выделил стили родительского воспитания как основания для формирования копингов. Указывается на присвоение детьми копингов родителей [6].

Гордеева Т.О., Сычев О.А., Лункина М.В., Braun S.S., Schonert-Reichl К.А., Roeser R.W., Zee M., Roorda D.L., Patrick H., Kaplan A., Ryan A.M. рассмотрели условия формирования благополучия младших школьников в учебной среде: роль педагога, содержания обучения, важность проявления самостоятельности в обучении [5, 15, 18, 20].

Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Орел Е.А.,Пономарева А.А., Нартова-Бочавер С.К., Куфтяк Е.В. Самохвалова А.Г. изучали возрастную динамику совладающего поведения [5, 8, 9, 10, 11]. В работах Gardner S.E., Betts L.R., Stiller J., Coates J. Показана роль регуляции эмоций в преодолении школьной виктимизации сверстников в позднем детстве [16]. Holen S., Lervag A., Waaktaar Т., Ystgaard М. изучали связи между моделями совладания с повседневными стрессорами и психическим здоровьем младших школьников[17].

Для нашего исследования выжным является определение основных дефиниций. Это трудная жизненная ситуация (ТЖС) и копинг-поведение (копинг-стратегии, совладающее поведение).

В своей работе мы будем придерживаться описания ТЖС, данного Битюцкой Е.В. Автор предлагает рассматривать ТЖС как явление, имеющее ряд общих и частных признаков. К общим относятся: значимость, беспокойство, повышенные затраты необходимых ресурсов. Частные признаки - это неподконтрольность, неопределенность ситуации, необходимость быстрого реагирования на ее условия, затруднения в прогнозировании, трудности принятия решения, оценка собственных знаний и опыта как недостаточных [4].

Психологический словарь Кондакова И.М. предлагает рассматривать копинг-поведение как форму поведения, выражающую готовность индивида решать жизненные проблемы и направленную на приспособление к обстоятельствам жизни. Копинг-поведение предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. Впервые термин был введен Мэрфи Л. при изучении способов преодоления детьми кризисов развития, в дальнейшем данное понятие получило дальнейшее изучение в работах Лазаруса Р. Копинг-стратегии включают в себя эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты. Выделяют виды копингов - адаптивные и неадаптивные, активные и пассивные, реактивные и предупреждающее, профилактические [7].

Несмотря на достаточное количество работ по теме исследования, ряд аспектов требуют более глубокого рассмотрения.

Анализ диагностического инструмента, изучающего ТЖС, копинг-поведение в младшем школьном возрасте позволил выделить наиболее часто используемые: наблюдение, беседа, опросник адаптационных стратегий детей младшего школьного возраста (О.В. Петунс), тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столин), опросник стратегий поведения в значимых жизненных ситуациях (Е.Ю. Коржова), карта оценки детских защитных механизмов (модификация Е.В. Чумаковой, методов Р. Плутчика и К. Перри). С нашей точки зрения, максимальная самостоятельность в проявлениях респондентов, наименьшая структурированность процедуры проведения диагностики, т.е. соблюдение максимальной естественности позволяет получить наиболее объективные результаты. В связи с этим в нашем исследовании было решено использовать метод контент-анализа.

Целью исследования стало изучение основных тем ТЖС и используемых копинг-стратегий с помощью контент-анализа.

Были сформулированы следующие задачи.

1. Выделить и описать основные темы ТЖС у младших школьников 9-10лет.

2. Изучить ведушие копинг-стратегии в ТЖС у респондентов.

3. Рассмотреть возрастные особенности в проявлениях ТЖС и копинг-стратегий.

4. Выявить взаимосвязи между ТЖС и копинг-поведением.

5. Построить возрастную модель, представленную типичными трудными жизненными ситуациями, с которыми сталкивается ребенок 9-10 лет, и преобладающими копингами поведения.

В отборе источников для включения в обзор были использованы международные поисковые базы «Scopus», «Elsevier», «Web of Science», «APA Psylnfo», «Springer», «DOAJ», отечественные ресурсы «PsyJournals», «Национальная электронная библиотека», «Российская государственная библиотека», ELibrary.ru, библиотека диссертаций и авторефератов России dslib.net, disserCat. Методы сбора и интерпретации экспериментальных данных: наблюдение, контент анализ, изучение продуктов деятельности; математические методы обработки и интерпретации данных.

Изложение основного материала статьи. Для изучения тем ТЖС и копинг-стратегий был использован метод контент анализа. Он позволяет создать максимальную степень свободы для испытуемых при рассуждении на заданный вопрос. Учащимся 4-х классов на уроке русского языка было предложено написать сочинение на тему «С какими трудными жизненными ситуациями я сталкиваюсь, и как их решаю?» Базой исследования выступила МАОУ «Школа № 70 с углубленным изучением отдельных предметов», учащиеся 4-х классов в количестве 47 человек.

Выделение тем ТЖС. Анализ детских ответов позволил выделить ТЖС респондентов и сгруппировать их по темам, типичным для респондентов. Темы ТЖС, их процентная представленность у респондентов приведена в таблице 1.

Таблица 1

Восприятие жизненной ситуации как трудной для респондентов

Трудная жизненная ситуация Количество выборов (%)

Общение со сверстниками, родителями, сиблингами, другими людьми 60

Учеба 49

Страхи 30

Хобби, дополнительные занятия 23

Здоровье (свое, близких людей) 21

Организация времени 12

Невозможность приобрести желаемое 7

Регуляция эмоциональных проявлений 7

Пища 5

Общая загруженность 5

Индивидуальные проявления (случайные ответы) 5

Потеря 2

Общее количество ТЖС, обозначенное респондентами, составило 104 утверждения. Приведем примеры тем с вариантами ответов.

Тема «Общение со сверстниками, родителями, сиблингами, другими людьми». Обзывают, унижают, при переходе в другую спортивную команду оставила друзей, общение с родителями, отношения с младшим братом, трудно подружиться, тревожно в новом коллективе.

Тема «Учеба». Получить плохую оценку, трудности с домашкой, трудный предмет (английский, русский, математика), ошибки, не понимаю материал, красиво писать, волнение на контрольной работе.

Тема «Страхи». Оставаться одному ночью, призраков, грозу, темноты, высоты, боли, смерти, насекомых, ходить одной, спать без света, пауков.

Тема «Здоровье». Болят ноги, боль в животе, больница, укачивает в машине, псориаз, проблемы со здоровьем, не тренировке мяч попадет в лицо, болит щиколотка, болеет мама.

Тема «Организация времени». Трудно вовремя сесть за уроки, трудно встать утром, гулять с собакой в 6.00, рано вставать.

Тема «Невозможность приобрести желаемое». Не покупают собаку, хочется котика.

Тема «Регуляция эмоциональных проявлений». Частые перепады настроения, часто нервничаю, легко рассмешить. Тема «Пища». Сладкое, много ем.

Тема «Общая загруженность». Дела по дому, ничего не успеваю, весь день загружен. Тема «Потеря». Умер хомячок, попугаи.

Тема «Индивидуальные проявления (случайные ответы)». Плохо экономлю свой бюджет, плохая погода. Выделение ведущих копинг-стратегий. Результаты изучения копинг-стратегий представлен в таблице 2.

Таблица 2

Копинги, используемых в ТЖС и их представленность у испытуемых

Виды копингов Кол-во выборов (%) Варианты ответов

Поиск социальной поддержки 30,5 Помощь мамы, папы, тренера, репетитора, учителя

Агрессивные и аутоагрессивные действия 14 Переговариваюсь Завидую другим. Говорю себе, какой он дурак Рву на себе волосы, кусаю руки, щипаю себя, все бросаю

Позитивный самонастрой (формирование реакций) 17 Я взрослый - переживу Верю в себя и все получается Стараюсь быть в хорошем настроении Думаю о хорошем Думаю, что все получится Не унываю

Пассивное принятие ситуации 8 Ничего не поделаешь Смиряюсь, пытаюсь привыкнуть

Эмоциональное реагирование 8 Грустно, психую, не могу держать себя в руках, плачу, паникую, бешусь, печалюсь

Активный анализ ситуации 3 Возможно отложить решение, понаблюдать, проанализировать Стараюсь присмотреться ко всем

Рационализация 3 Я очень закрытый человек

Избегание, отрицание 8 Не хочу это обсуждать Не думаю о ней Думаю о чем-нибудь другом Молчу

Проигрывание ролей 3 Одеваю маску клоуна

Замирание 3 Ничего не понимаю

Активные действия для улучшения ситуации, проявление настойчивости 64 Все равно делаю Преодолеваю справляюсь сам Беру платок Пытаюсь делать Повторяю материал Исправляю Перевернуть квадрик и древтить Мажусь кремом Тренируюсь каждый день Больше концентрируюсь Делаю Пытаюсь справится Перебарываю себя Есть зонт Ставлю себе цель Прячу от себя деньги Вместо одного ем другое Хожу к репетитору Занимаюсь дома Ложусь раньше спать Преодолеваю себя и встаю Коплю деньги Включаю музыку Засыпаю Говорю «не надо»

Анализ копингов испытуемых показал ряд особенностей. Копинги были проанализированы по ряду параметров: адаптивные - дезадаптивные, реактиные - предупреждающие и профилактические, область психического, в которой разворачивается копинг (внешняя деятельность, мыслительная, эмоциональная активность).

Всего человек, указавших копинги - 77%, вариантов ответов на вопрос «Как ты справляешься с ТЖС» - 61. 23% испытуемых либо не указали копинги, либо написали, что не хотят об этом говорить.

Основные виды копингов испытуемых в ТЖС лежат в плоскости внешней деятельности: поиск социальной поддержки, активные действия для улучшения ситуации, проявление настойчивости, агрессивные и аутоагрессивные действия, проигрывание ролей. Значительно меньшее количество копингов связано с осмыслением (активный анализ ситуации, позитивный самонастрой) и эмоциональным отреагированием. Это может свидетельствовать о недостаточном развитии рефлексии и эмоционального интеллекта.

Для респондентов характерны реактивные копинги (97%), тогда как только 3% респондентов продемонстрировало предупреждающие, профилактические копинги.

Основная масса испытуемых в ходе исследования показала адаптивные копинги. Однако ряд испытуемых использовал дезадаптивные копинги (агрессивные и аутоагрессивные действия, избегание, отрицание, замирание проигрывание ролей).

В группу агрессивных копингов вошли словесная агрессия, пассивная агрессия, аутоагрессия.

Анализируя специфику ТЖС и копингов испытуемых, нас заинтересовал вопрос их соотношений. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Варианты соотношения ТЖС и копингов у испытуемых

Кол-во выборов ТЖС Кол-во выборов копингов Количество выборов (%)

- - 4

1 - 4

1 1 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 несколько 2

несколько - 17

несколько 1 9

несколько несколько, К=ТЖС 21

несколько несколько, К больше ТЖС 11

несколько несколько, ТЖС больше К 2

Результаты позволили сформулировать ряд выводов.

Значительное большинство испытуемых (96%) выделяет ТЖС и копинги.

36% испытуемых выделяет всего одну ТЖС. При этом количество копингов может быть различным: от отсутствия (4% испытуемых) до одного (30%испытуемых), нескольких (2% испытуемых) копингов.

60% испытуемых выделили несколько ТЖС. Вариации количества копингов различно: от отсутствия (17% испытуемых), количество копингов и ТЖС может совпадать (21% испытуемых), быть больше ТЖС (11% испытуемых) и меньше ТЖС (2% испытуемых).

Только 13% испытуемых продемонстрировали выбор нескольких копингов поведения при ТЖС.

Более характерным для испытуемых является ситуация, когда количество ТЖС и копингов совпадают (51% испытуемых).

Это может свидетельствовать об улучшении рефлексивных способностей младших школьников. Однако говорить о высоком уровне осознанности полученные результаты не позволяют. Это указывает на необходимость целенаправленной работы над эмоциональным и социальным интеллектом испытуемых, повышение уровня осознанности.

Опираясь на полученные результаты, была выстроена модель младшего школьника 9-10 лет, с типичными ТЖС и копинг-стратегиями. Представим ее. Для младших школьников 9-10 лет ТЖС в большей степени связаны с темами: «общение со сверстниками, родителями, сиблингами, другими людьми», «учеба», «страхи», «хобби, дополнительные занятия», здоровье». Нечасто ТЖС возникают при организации вемени, невозможности приобрести желаемое, регуляции эмоциональных проявлений, пище, общей загруженности, потере. Для детей 9-10 лет характерными являются адаптивные реактивные поведенческие копинги. Типичным для детей данной группы является выделение единственного копинга в ТЖС.

Выводы. Результатом проведенной работы стало выделение основных и второстепенных тем ТЖС, типичных копинг-стратегий, характерных для детей 9-10 лет.

В качестве основного экспериментального метода выступил контент анализ. Материалы, полученные с его помощью, могут стать основой для разработки комплексного опросника для младших школьников с целью изучения ТЖС и копинг-стратегий.

Выделенные темы ТЖС и копинги позволят точнее выстраивать работу специалистам помогающих профессий с детьми младшего школьного возраста. Особое внимание следует уделить основным темам ТЖС: общения, учебы, дополнительных занятий, здоровья, для снижения количества ТЖС у младших школьников. Данная работа требует комплексного подхода с участием различных субъектов процесса: учителей, педагогов дополнительного образования, родителей, психологов.

Изучение копингов младших школьников в ТЖС позволяет выделить направления работы для повышения стрессоустойчивости детей 9-10 лет. Важными направлениями являются: развитие эмоционального интеллекта (умение понимать свои и чужие эмоции, экологично проявлять их в ТЖС), повышение уровня рефлексии. Наши данные показали, что не всем детям удается активно и эффективно справляться с ТЖС. Практически не представленными оказались профилактические копинги совладания. Следует повышать вариативность в выборе копингов в ТЖС. В ходе исследования были выделены дезадаптивные аутоагрессивные копинги, что указывает на необходимость активной работы по их преодолению и профилактике. Развитие совладающего поведения может идти по направлениям формирования профилактических копингов, эмоционального адаптивного реагирования, снижения агрессивных и аутоагрессивных тенденций.

Была разработана описательная модель младшего школьника 9-10 лет с типичными трудными жизненными ситуациями и копингами совладания.

Интересным представляется вопрос возрастных проявлений ТЖС и копинг-стратегий в младшем школьном возрасте. Важным направлением является разработка методик формирования эффективных копинг-стратегий, повышение стрессоустойчивости у детей младшего школьного возраста, снижение круга ТЖС. Это можно рассматривать как направление дальнейшей работы.

Литература:

1. Байрамян, P.M. Роль трудных жизненных ситуаций на разных уровнях соответствия правилам в младшем школьном возрасте / P.M. Байрамян // Мир психологии. - 2019. - Том 100. -№ 4. - С. 125-136

2. Байрамян, P.M. К проблеме соотнесения творческого мышления и субъективного благополучия в младшем школьном возрасте / P.M. Байрамян, К.С. Чулюкин // Психологические исследования. - 2020. - Том 13. - № 71. - URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2020vl3n71/1775—bairamyan71.html (дата обращения: 13.10.2023)

3. Байрамян, P.M. Совладающее поведение младших школьников в разных трудных жизненных ситуациях / P.M. Байрамян, К.С. Чулюкин // Консультативная психология и психотерапия. - 2022. - Том 30. - № 2 - С. 24-44. - URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2022_n2/cpp_2022_n2_Bayramyan_Chulyukin.pdf (дата обращения: 13.10.2023)

4. Битюцкая, Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания / Е.В. Битюцкая // Психологическая наука и образование. - 2007. - Том 12. - № 4. - С. 87-93

5. ГордееваД.О. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы / Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, М.В. Лункина // Психологическая наука и образование. - 2019. - Том 24. - № 3. - С. 32-42

6. Калинина, Т.В. Влияние семьи на искажение общения детей младшего школьного возраста со сверстниками / Т.В. Калинина // Концепт. - 2017. - № 5. - С. 16-20. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/170110.htm. (дата обращения: 20.10.2023)

7. Кондаков, ИМ. Психологический словарь / И.М.Кондаков. - Санкт-Петербург. - 2007. - 784 с.

8. Куфтяк, Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте / Е.Ф. Куфтяк // Психологические исследования. - 2012. - № 2 (22). - URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012n2-22/656-kuftyak22.html (дата обращения: 20.10.2023)

9. Куфтяк, Е.В. Особенности адаптивного поведения детей в ситуации школьных и коммуникативных трудностей / Е.В. Куфтяк, А.Г. Самохвалова // Клиническая и специальная психология. - 2015. - Том 4. - № 4. - С. 50-60. - URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012n2-22/656-kuftyak22.html (дата обращения: 20.10.2023). D01:10.17759/psyclin.2015040404

10. Нартова-Бочавер, С.К. Жизненная среда как источник стресса и ресурс его преодоления: возвращаясь к психологии повседневности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 2019. - Том 40. - № 5,- С. 15-26. - URL: http://www.mprj.ru/archiv_global/2012_5_16/nomer/nomer29.php (дата обращения: 06.10.2023)

11. Орел, Е.А. Паттерны социально-эмоционального развития первоклассника на входе в школу / Е.А. Орел, А.А. Пономарева // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2018. - Том 15. - № 1. - С. 107-127

12. Петунс, О.В. Особенности адаптационных стратегий личности младшего школьника в стрессовых ситуациях: автореферат дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / Петунс Оксана Викторовна. - Москва, 2004. -20 с.

13. Суркова, Е.Г. Преодоление трудных жизненных ситуаций младшими школьниками: автореферат дис.канд.психол.наук: 19.00.01 / Суркова Елена Германовна. - Москва, 2004. - 19 с.

14. Ben-Eliyahu, A. Growth curve modeling analysis of social and academic coping during elementary school / A. Ben-Eliyahu, A. Kaplan // Journal of Applied Developmental Psychology. - 2015. - Vol. 41. - P. 99-109. - URL: https://daneshyari.com/article/preview/359610.pdf (дата обращения: 06.10.2023)

15. Braun, S.S. Effects of teachers' emotion regulation, burnout, and life satisfaction on student well-being / S.S. Braun, K.A. Schonert-Reichl, R.W. Roeser 11 Journal of Applied Developmental Psychology. - 2020. - Vol. 69. - URL: https://www.sci-hub.ru/10.1016/j.appdev.2020.101151 (дата обращения: 06.10.2023)

16. Gardner, S.E. The role of emotion regulation for coping with school-based peer-victimisation in late childhood / S.E. Gardner, L.R. Betts, J. Stiller, J. Coates // Personality and Individual Differences. - 2017. - Vol. 107. - P. 108-113. - URL: https://isiarticles.com/bundles/Article/pre/pdf/120866.pdf (дата обращения: 06.10.2023)

17. Holen, S. Exploring the associations between coping patterns for everyday stressors and mental health in young schoolchildren / S. Holen, A. Lervag, T. Waaktaar, M. Ystgaard // Journal of School Psycholoy. - 2012. - Vol. 50 (2). - P. 167-193. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22386119/

18. Patrick, H. Positive classroom motivational environments: Convergence between mastery goal structure and classroom social climate / H. Patrick, A. Kaplan, A.M. Ryan // Journal of Educational Psychology. - 2011. - Vol. 103 (2). - P. 367-382. -URL: http s://www.sci-hub .ru/10.1037/a0023311(дата обращения: 16.10.2023)

19. Skinner, E.A. The development of academic coping in children and youth: A comprehensive review and critique / E.A. Skinner, E.A. Saxton. // Developmental Review. - 2019. - Vol. 53. - URL: https://pdxscholar.library.pdx.edu/psy_fac/194/(flaTa обращения: 06.10.2023)

20. Zee, M. Student-teacher relationships in elementary school: The unique role of shyness, anxiety, and emotional problems / M. Zee, D.L. Roorda 11 Learning and Individual Differences. - 2018. - Vol. 67. - P. 156-166. - URL:https://www.sci-hub.ru/10.1016/j.lindif.2018.08.006 (дата обращения: 25.10.2023)

Психология

УДК 159

кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Мохова Светлана Юрьевна

Забайкальский государственный университет (г. Чита); психолог Черева Светлана Геннадьевна

МБОУ СОШ №30 (г. Чита)

УСТАНОВКИ И СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье приводятся результаты эмпирического исследования установок родителей. Гипотеза исходит из представлений о функционировании традиционной семьи. Показываются особенности структуры ценностных ориентаций у родителей в семьях с одним и семьях с двумя или более детьми. Предлагается авторская анкета с выделенными вариантами родительского поведения. Сравниваются установки родителей в группах семей с разным числом детей. Делаются выводы о вариантах психологической помощи, поддержки и сопровождения родителей.

Ключевые слова: ребенок, родитель, установка, ценностные ориентации, структура ценностных ориентаций, семья, дошкольный возраст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.