Научная статья на тему 'УСТАНОВКИ И СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

УСТАНОВКИ И СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ребенок / родитель / установка / ценностные ориентации / структура ценностных ориентаций / семья / дошкольный возраст / child / parent / attitude / value orientations / structure of value orientations / family / preschool age

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мохова Светлана Юрьевна, Черева Светлана Геннадьевна

В статье приводятся результаты эмпирического исследования установок родителей. Гипотеза исходит из представлений о функционировании традиционной семьи. Показываются особенности структуры ценностных ориентаций у родителей в семьях с одним и семьях с двумя или более детьми. Предлагается авторская анкета с выделенными вариантами родительского поведения. Сравниваются установки родителей в группах семей с разным числом детей. Делаются выводы о вариантах психологической помощи, поддержки и сопровождения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мохова Светлана Юрьевна, Черева Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of an empirical study of parents' attitudes. The hypothesis is based on the ideas about the functioning of the traditional family. The features of the structure of value orientations of parents in families with one and families with two or more children are shown. The author's questionnaire with highlighted variants of parental behavior is offered. The attitudes of parents in groups of families with different numbers of children are compared. Conclusions are drawn about the options for psychological assistance, support and support of parents.

Текст научной работы на тему «УСТАНОВКИ И СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Литература:

1. Байрамян, P.M. Роль трудных жизненных ситуаций на разных уровнях соответствия правилам в младшем школьном возрасте / P.M. Байрамян // Мир психологии. - 2019. - Том 100. -№ 4. - С. 125-136

2. Байрамян, P.M. К проблеме соотнесения творческого мышления и субъективного благополучия в младшем школьном возрасте / P.M. Байрамян, К.С. Чулюкин // Психологические исследования. - 2020. - Том 13. - № 71. - URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2020vl3n71/1775—bairamyan71.html (дата обращения: 13.10.2023)

3. Байрамян, P.M. Совладающее поведение младших школьников в разных трудных жизненных ситуациях / P.M. Байрамян, К.С. Чулюкин // Консультативная психология и психотерапия. - 2022. - Том 30. - № 2 - С. 24-44. - URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2022_n2/cpp_2022_n2_Bayramyan_Chulyukin.pdf (дата обращения: 13.10.2023)

4. Битюцкая, Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания / Е.В. Битюцкая // Психологическая наука и образование. - 2007. - Том 12. - № 4. - С. 87-93

5. ГордееваД.О. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы / Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, М.В. Лункина // Психологическая наука и образование. - 2019. - Том 24. - № 3. - С. 32-42

6. Калинина, Т.В. Влияние семьи на искажение общения детей младшего школьного возраста со сверстниками / Т.В. Калинина // Концепт. - 2017. - № 5. - С. 16-20. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/170110.htm. (дата обращения: 20.10.2023)

7. Кондаков, П.М. Психологический словарь / И.М.Кондаков. - Санкт-Петербург. - 2007. - 784 с.

8. Куфтяк, Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте / Е.Ф. Куфтяк // Психологические исследования. - 2012. - № 2 (22). - URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012n2-22/656-kuftyak22.html (дата обращения: 20.10.2023)

9. Куфтяк, Е.В. Особенности адаптивного поведения детей в ситуации школьных и коммуникативных трудностей / Е.В. Куфтяк, А.Г. Самохвалова // Клиническая и специальная психология. - 2015. - Том 4. - № 4. - С. 50-60. - URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012n2-22/656-kuftyak22.html (дата обращения: 20.10.2023). D01:10.17759/psyclin.2015040404

10. Нартова-Бочавер, С.К. Жизненная среда как источник стресса и ресурс его преодоления: возвращаясь к психологии повседневности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 2019. - Том 40. - № 5,- С. 15-26. - URL: http://www.mprj.ru/archiv_global/2012_5_16/nomer/nomer29.php (дата обращения: 06.10.2023)

11. Орел, Е.А. Паттерны социально-эмоционального развития первоклассника на входе в школу / Е.А. Орел, А.А. Пономарева // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2018. - Том 15. - № 1. - С. 107-127

12. Петунс, О.В. Особенности адаптационных стратегий личности младшего школьника в стрессовых ситуациях: автореферат дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / Петунс Оксана Викторовна. - Москва, 2004. -20 с.

13. Суркова, Е.Г. Преодоление трудных жизненных ситуаций младшими школьниками: автореферат дис.канд.психол.наук: 19.00.01 / Суркова Елена Германовна. - Москва, 2004. - 19 с.

14. Ben-Eliyahu, A. Growth curve modeling analysis of social and academic coping during elementary school / A. Ben-Eliyahu, A. Kaplan // Journal of Applied Developmental Psychology. - 2015. - Vol. 41. - P. 99-109. - URL: https://daneshyari.com/article/preview/359610.pdf (дата обращения: 06.10.2023)

15. Braun, S.S. Effects of teachers' emotion regulation, burnout, and life satisfaction on student well-being / S.S. Braun, K.A. Schonert-Reichl, R.W. Roeser 11 Journal of Applied Developmental Psychology. - 2020. - Vol. 69. - URL: https://www.sci-hub.ru/10.1016/j.appdev.2020.101151 (дата обращения: 06.10.2023)

16. Gardner, S.E. The role of emotion regulation for coping with school-based peer-victimisation in late childhood / S.E. Gardner, L.R. Betts, J. Stiller, J. Coates // Personality and Individual Differences. - 2017. - Vol. 107. - P. 108-113. - URL: https://isiarticles.com/bundles/Article/pre/pdf/120866.pdf (дата обращения: 06.10.2023)

17. Holen, S. Exploring the associations between coping patterns for everyday stressors and mental health in young schoolchildren / S. Holen, A. Lervag, T. Waaktaar, M. Ystgaard // Journal of School Psycholoy. - 2012. - Vol. 50 (2). - P. 167-193. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22386119/

18. Patrick, H. Positive classroom motivational environments: Convergence between mastery goal structure and classroom social climate / H. Patrick, A. Kaplan, A.M. Ryan // Journal of Educational Psychology. - 2011. - Vol. 103 (2). - P. 367-382. -URL: http s://www.sci-hub .ru/10.1037/a0023311(дата обращения: 16.10.2023)

19. Skinner, E.A. The development of academic coping in children and youth: A comprehensive review and critique / E.A. Skinner, E.A. Saxton. // Developmental Review. - 2019. - Vol. 53. - URL: https://pdxscholar.library.pdx.edu/psy_fac/194/(flaTa обращения: 06.10.2023)

20. Zee, M. Student-teacher relationships in elementary school: The unique role of shyness, anxiety, and emotional problems / M. Zee, D.L. Roorda 11 Learning and Individual Differences. - 2018. - Vol. 67. - P. 156-166. - URL:https://www.sci-hub.ru/10.1016/j.lindif.2018.08.006 (дата обращения: 25.10.2023)

Психология

УДК 159

кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Мохова Светлана Юрьевна

Забайкальский государственный университет (г. Чита); психолог Черева Светлана Геннадьевна

МБОУ СОШ №30 (г. Чита)

УСТАНОВКИ И СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье приводятся результаты эмпирического исследования установок родителей. Гипотеза исходит из представлений о функционировании традиционной семьи. Показываются особенности структуры ценностных ориентаций у родителей в семьях с одним и семьях с двумя или более детьми. Предлагается авторская анкета с выделенными вариантами родительского поведения. Сравниваются установки родителей в группах семей с разным числом детей. Делаются выводы о вариантах психологической помощи, поддержки и сопровождения родителей.

Ключевые слова: ребенок, родитель, установка, ценностные ориентации, структура ценностных ориентаций, семья, дошкольный возраст.

Annotation. The article presents the results of an empirical study of parents' attitudes. The hypothesis is based on the ideas about the functioning of the traditional family. The features of the structure of value orientations of parents in families with one and families with two or more children are shown. The author's questionnaire with highlighted variants of parental behavior is offered. The attitudes of parents in groups of families with different numbers of children are compared. Conclusions are drawn about the options for psychological assistance, support and support of parents.

Key words: child, parent, attitude, value orientations, structure of value orientations, family, preschool age.

Введение. В многовековой истории человечества человек, рождающий ребенка, не всегда занимал позицию значимого для ребенка взрослого. Были времена, когда дети взрослели при неустанном контроле всех старших членов племени. В последующем институт многодетной семьи в некоторых случаях перекладывал заботу о младших членах семьи на старших братьев и сестер. В формирующемся институте образования функции обучения и воспитания возлагались на гувернанток и гувернеров, воспитателей пансионатов, военных училищ, учителей гимназий, школ. При такой дифференциации функций о заботе подрастающего поколения психическое новообразование «родитель» выделилось как предмет исследований в психологии, социологии, педагогике в конце 19-го, начале 20-го столетия. В системе цифровых образовательных сред осознание родителями необходимости воспитания личностных качеств ребенка и включения в образовательный процесс в любой форме предлагается как выбор, ответственность за который будет разделена и родителем, и ребенком.

Установки и структура ценностных ориентаций родителей представляют интерес для психологии и педагогики с точки зрения вопросов, возникающих при решении общенаучных и прикладных задач, в решении которых активную позицию занимает родитель.

Изложение основного материала статьи. Родитель ребенка младшего дошкольного возраста определяет все направления его психического развития. Работа с родителями в институте образования выделяется в отдельное направление и стоит в программах воспитания после описания программ воспитания ребенка. Установки родителя, система его мировоззренческих убеждений и процесс развития как родителя в современном образовательном процессе имеют значение для работников образовательных учреждений обучающихся и воспитанников всех возрастов.

Цель исследования заключалась в изучении установок и структуры ценностных ориентаций у родителей детей дошкольного возраста.

В основе исследования было положение о развитии психики, из которого следует, что психологическая система отношений родителя с ребенком претерпевает изменения по мере взросления ребенка. Однако согласно положению о том, что образование ведет за собой развитие, ожидалось, что в традиционной системе психологическая система отношений родителя с ребенком не изменяется, не изменяется в системе мировоззрения родителя.

Для проведения исследования были выбраны теоретические методы: теоретико-методологический анализ имеющихся теорий и концепций по проблеме ценностных ориентаций, а также результатов эмпирических и прикладных исследований установок родителей детей старшего дошкольного возраста.

Для получения результатов применялся метод анкетирования, в котором собирались данные социального паспорта о родителях.

В психодиагностическое исследование методом стандартизированных самоотчетов была взята следующая батарея методик: опросник терминальных ценностей (автор: И.Г Сенин); тест сознательное родительство (автор: М.С. Ермихина); диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (автор: С.С. Бубнова); тест смысложизненных ориентаций автор: Д.А. Леонтьев.

Математико-статистический анализ данных был проведен с применением критерия Стьюдента (осуществляет проверку гипотез о равенстве средних) и Фишера-Снедекора (позволяет принять решение о равенстве дисперсий выборки).

В группе интерпретативных методов был выбран способ исследования психологических явлений, основанный на анализе развития в онтогенетическом и филогенетическом планах.

В исследовании приняли участие 64 человека (61 женщина и 3 мужчины). Семей с одним ребенком - 26; семей с двумя или более детьми - 38. Диагностическая работа с родителями проводилась по видео- и аудиосвязи при заполнении ими гугл-форм и яндекс-форм с текстами опросников.

Установку в психологии рассматривают одновременно как знание субъекта о предмете, его отношение, как эмоциональную оценку и определенное намерение. Намерение предполагает наличие программы действий удовлетворяющих желание по их совершению или достижению конкретной цели в будущем. Установка - это мера чувств, вызванных конкретным объектом. Многочисленные исследования позволили в структуре установки выделить когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий (конативный) компоненты. Ценностные ориентации -одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности

В анкете для родителей детей дошкольного возраста были предложены выделенные нами варианты ухода за детьми: будит утром, моет, кормит, финансово обеспечивает, укладывает спать. Был предложен также вариант ответа «другое». Этот вариант ответа был важен для увеличения числа режимных моментов по уходу за ребенком. По варианту ответа был получен один ответ в первой и второй группе. При этом сам вариант ухода не был назван. Формальный подход к работе с анкетой характеризует скованность родительской позиции по осознанию своих намерений в системе отношений «родитель - ребенок». Ведь можно было расписать основную задачу о развитии самостоятельности в уходе за ребенком, обучению его выполнению действий, направленных на уход за собой: проведение гигиенических процедур, принятие ванны, чистка зубов, подготовка постели ко сну и т.д.

Активность пап отмечена только в рамках финансового обеспечения. 50% ответов указывают на то, что финансовое обеспечение семьи берут на себя оба родителя. В семьях с двумя или более детьми более половины детей в изучаемом возрасте сами умываются и моются, укладываются спать (20 и 15 детей соответственно). Основную нагрузку по уходу за ребенком берет на себя мама. Ответы родителей не предполагают, что в каждом конкретном случае любое действие, совершаемое совместно, в дальнейшем должно перерасти в самостоятельное для ребенка.

Распределение обязанностей по организации занятий, направленных на развитие ребенка представлены в таблице 1.

Распределение обязанностей, направленных на развитие ребенка, в семьях с одним ребенком и семьях с двумя

или более детьми

Число детей Организация детского времени папа мама бабушка дедушка старшие дети сам ребенок детский сад

1 совместное чтение; чтение 9 23 8 - - - -

2 или более совместное чтение 13 34 4 - 4 - -

1 прогулки на природе 19 23 6 3 - -

2 или более прогулки на природе 25 27 6 5 5 - -

1 обучение рукоделию; шитье; рукоделие 2 11 5 - - - -

2 или более обучение рукоделию; шитье; рукоделие 3 11 7 1 - - -

1 развивающие игры (какие?); шахматы 12 12 5 - - - 1

2 или более развивающие игры (какие?); шахматы 17 13 2 2 4 - -

1 компьютерные игры 4 3 - - - 3 -

2 или более компьютерные игры 7 2 0 1 2 7 -

1 занятия спортом 9 5 1 - - - 3

2 или более занятия спортом 13 7 1 1 3 - 5

1 музыка 6 11 - - - - 3

2 или более музыка 4 4 1 1 - 4 8

1 танцы 5 12 1 2

2 или более танцы 5 10 1 1 1 4 7

1 наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело 2

2 или более наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело 15

1 специально не занимаемся с детьми, привлекаем к тому, что делаем сами 2 4 7

2 или более специально не занимаемся с детьми, привлекаем к тому, что делаем сами 4 4 1 1 2

Если у вас возникают вопросы к результатам, отраженным в таблице, то поставленная в исследовании гипотеза находит подтверждение, осознанный подход к ответам на вопросы развивает самого родителя. Анализ результатов говорит об обратном. Отвечающие мамы не концентрировались над осознанием предложенного им задания. Формально подходили к выполнению задания. Не все родители в каждой группе в полной мере включались в работу. Временные рамки, выделенные на совместную деятельность с детьми, определяются стихийно возникающими событиями, и импульсивными (традиционными) способами ответа на произошедшее с ребенком в каждой конкретной ситуации.

Бесспорно, мамы с двумя или более детьми в семье чаще, чем мамы с одним ребенком, предоставляют возможность проявить самостоятельность своим детям. Это способ сэкономить время на выполнение других обязанностей в семье.

Каждый человек становится человеком при наличии опыта человеческого отношения к нему. Мы выделили варианты проявления нежности, любви и заботы к ребенку и представляем результаты в таблице 2.

Важность способа проявления нежности, любви и заботы к ребенку в семьях с одним ребенком и семьях с двумя

или более детьми

Число детей Варианты проявления нежности, любви и заботы к ребенку совсем не важно не очень важно скорее важно важно очень важно

1 целовать; - 2 1 3 19

2 и более целовать; - - 5 6 26

1 обнимать; - 2 - - 24

2 и более обнимать; - - - 3 35

1 делать замечание; 1 7 7 6 -

2 и более делать замечание; 2 4 5 14 2

1 ругать; 4 13 5 4 -

2 и более ругать; 1 4 10 18 4

1 предъявлять требование; 5 13 5 1 -

2 и более предъявлять требование; 6 13 10 8 -

1 иметь деньги для удовлетворения сиюминутных нужд ребенка; 8 8 3 3 3

2 и более иметь деньги для удовлетворения сиюминутных нужд ребенка; 12 15 6 1 3

1 радоваться самостоятельности ребенка в инициативе и выполнении какого-то дела; 1 2 1 3 19

2 и более радоваться самостоятельности ребенка в инициативе и выполнении какого-то дела; 1 1 6 30

1 Другое. Поставьте также уровень важности (1 до 5). - - - - 7

2 и более Другое. Поставьте также уровень важности (1 до 5). - - - 2 6

В таблице 2 имеются данные о том, как мамы отказываются показывать реальную частоту наказаний ребенка с их стороны. Ребенок не выходит за границы дозволенного? Активность ребенка настолько низка, что он ничего не нарушает? И мамы из семей с двумя или более детьми иначе демонстрируют свое отношение к ситуациям с деньгами, проявлению самостоятельности ребенка.

Значимость терминальных ценностей по опроснику Сенина представлена для каждой группы в таблице 3.

Таблица 3

Распределение числа родителей из семей с одним ребенком и семей с двумя или более детьми по значимости для

них каждой ценности (доля родителей в группе)

Группа семьи Ценность Ранги

1 2 3 4 5 6 7 8

один ребенок Собственный престиж 0,12 0,08 0,23 0,23 0,15 0,08 0,04 0,08

два или более детей 0,05 0,08 0,16 0,08 0,13 0,13 0,13 0,24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

один ребенок Высокое материальное положение 0,19 0,15 0,12 0,23 0,12 0,08 0,04 0,08

два или более детей 0,16 0,11 0,08 0,11 0,11 0,16 0,13 0,16

один ребенок Креативность 0,15 0,04 0,15 0,08 0,23 0,15 0,08 0,12

два или более детей 0,11 0,03 0,16 0,11 0,11 0,13 0,29 0,08

один ребенок Активные социальные контакты 0,08 0,12 0,19 0,12 0,15 0,12 0,08 0,15

два или более детей 0,03 0,05 0,11 0,05 0,16 0,29 0,16 0,16

один ребенок Развитие себя 0,19 0,27 0,04 0,12 0,19 0,12 0,04 0,04

два или более детей 0,21 0,13 0,08 0,11 0,13 0,13 0,03 0,18

один ребенок Достижения 0,27 0,08 0,04 0,15 0,15 0,12 0,19 0,00

два или более детей 0,03 0,11 0,21 0,29 0,16 0,08 0,05 0,08

один ребенок Духовное удовлетворение 0,23 0,15 0,08 0,04 0,04 0,08 0,31 0,08

два или более детей 0,16 0,21 0,13 0,03 0,16 0,05 0,13 0,11

один ребенок Сохранение собственной индивидуал 0,31 0,08 0,08 0,12 0,08 0,00 0,23 0,12

два или более детей 0,34 0,18 0,03 0,05 0,03 0,13 0,16 0,08

Ценность «собственный престиж» занимает у родителей первой группы средние позиции. Группа семей с двумя или более детьми ставит эту ценность на последнее место.

Достижения получают в ранге ценностей большее число голосов мам в семьях с одним ребенком. Для этой группы считается значимым собственный престиж и высокое материальное положение. Эта группа дает, как правило, два значения ранга ценности (третье и четвертое порядковые места по частоте выбора) с высоким числом мам, поэтому требуются дополнительные исследования в семьях с одним ребенком в зависимости от возраста родителей. Для мам с двумя или более детьми в семье высокое материальное положение, креативность родителей и активные социальные контакты отодвигаются в сторону последних мест в ряду ценностей.

В семьях с двумя или более детьми мамы склонны поставить ценность «достижения» в центр шкалы рангов ценностей. Для мам из этой группы приоритетной становится ценность «сохранение собственной индивидуальности», «духовное удовлетворение». Родители с двумя или более детьми приходят к необходимости решения вопроса о сохранении своих личностных границ, развитии себя и получении духовного удовлетворения.

Последний результат еще раз подтверждает гипотезу о том, что психологического ресурса, связанного со знанием о себе, возможностях и способах адаптации, накоплении и сохранении ресурса здоровья становится актуальным для родителей с двумя или более детьми. Не только увеличение числа детей, но и факт изменения функционирования организма, связанный с возрастом, требует дополнительного психического развития по сохранению себя и своих личностных границ.

Выводы находят подтверждение в таблице 4и5.

Таблица 4

Распределение числа родителей по выбору приоритетности каждой из пяти сфер жизни, выделенных в

опроснике Сенина

Сферы жизни Группа семей по числу детей Распред для се им (ПО) еление числа родителей, определивших бя порядок значимости сфер жизни из еющихся пяти в опроснике Сенина эядковое место ранга сферы жизни)

1 2 3 4 5

сфера профессиональной жизни 1 ребенок 5 6 9 4 2

2 или более детей 2 9 15 6 5

сфера обучения и образования 1 ребенок 5 5 10 3 3

2 или более детей 4 10 7 10 6

сфера семейной жизни 1 ребенок 19 1 - 1 1

2 или более детей 27 5 2 1 3

сфера общественной жизни 1 ребенок 1 5 4 2 13

2 или более детей - 4 10 9 13

сфера увлечений 1 ребенок 3 6 6 5 4

2 или более детей 2 5 9 9 11

Сферу профессиональной жизни большее число родителей как в первой группе семей с одним ребенком, так и во второй группе семей с двумя детьми или более, поставили на третье место. Приоритетность однозначно отдана сфере семейных отношений в каждой группе семей. Последнее ранговое место в частоте выбора приоритетных сфер жизни занимает сфера общественной жизни. Это объясняется большими эмоциональными и временными затратами на удержание сферы семейных отношений. Нет особых отличий у семьях с различным числом детей в приоритетности сферы обучения и образования. Семейная жизнь становится приоритетной для обеих групп семей. Сфера общественной жизни и увлечений отходит и занимает последние позиции.

По тесту «Сознательное родительство» М.С. Ермихиной роль матери занимает первое место, как в группе семей с одним ребенком (23 человека (88,4%)), так и в группе семей с двумя или более детьми (33 человека (87%)). Второе место занимает роль жены, и она равномерно распределена в группе семей с одним ребенком (20 человек (77%)), и в группе семей с двумя или более детьми (23 человека (60,5%)).

По шкале «значимость мужской семейной роли» во второй группе семей с двумя или более детьми первое место заняла роль отца (32 человека (84,2%)), второе место заняла роль мужа (28 человек (73,6%)), а третье место - роль добытчика. В первой группе семей с одним ребенком первое место заняла роль мужа (20 человек (77%)), второе место роль отца (17 человек (65,3%)), третье место заняла роль добытчика (14 человек (54%)). Различий в семьях из обеих групп не обнаружено.

Значимо не отличается число родителей в семьях с одним ребенком и в семьях с двумя или более детьми, выбравших 4-ый и 5ый ответ на вопрос: «Вам нравится проводить время в кругу семьи?».

В реальной структуре ценностных ориентаций личности по опроснику С.С.Бубновой выделено 11 ценностей.

В нашем исследовании первые позиции заняли шкалы: социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; общение; высокий социальный статус и управление людьми; здоровье. Обращает на себя внимание, что здоровье для родителей детей дошкольного возраста не занимает приоритетного первого места.

В сторону высоких (последних) рангов смещены шкалы: помощь и милосердие к другим людям.

Значимых различий между выбором в двух группах в структуре ценностей не обнаружено.

Были рассчитаны средние значения по шкалам опросника Д.А. Леонтьева (табл. 5).

Средние значения по шкалам опросника смысложизненных ориентаций у родителей в семьях с одним ребенком

и родителей в семьях с двумя или более детьми

Шкала СЖО Семьи с Среднее значение по Среднее квадратичное Ошибка среднего

числом группе отклонение значения

детей

Цели 1 34,31 5,00 0,98

2 33,21 6,89 1,12

Процесс 1 33,19 4,46 0,88

2 30,55 6,44 1,05

Результат 1 30,08 4,05 0,79

2 27,50 8,12 1,32

Локус контроль Я 1 23,58 2,86 0,56

2 21,18 4,35 0,71

Локус контроль Жизнь 1 34,04 5,91 1,16

2 32,47 6,29 1,02

Результаты теста «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьева) по шкалам показывают, что среднее значение у мам в группе семей с одним ребенком выше, чем среднее значение по этой же шкале у мам в семьях с двумя или более детьми. Дисперсия значения по каждой шкале опросника выше у родителей в группе семей с двумя или более детьми. Статистическая обработка показала, что значимых различий средних значений и дисперсий нет. Гипотеза о равенстве средних в двух группах по каждой шкале не отклоняется. Можно предположить, что большое число детей в семье (2 или более детей) приводит родителя к распределению внимания, не позволяющего концентрироваться на себе так, как концентрируются родители в семьях с одним ребенком. Для традиционной культуры распределение внимания к семейным обязанностям определялось иначе, чем в современной культуре.

Выводы. По родительским установкам и ожиданиям в результате проведенного исследования в семьях с одним ребенком и в семьях с двумя или более детьми существенных различий не обнаружено. Число родителей разделяющих одинаковые установки и ожидания в семье с одним ребенком и в семье с двумя или более детьми значимо не отличаются.

Это подтверждает наши предположения о том, что имеющиеся формы работы с родителями направлены на анализ результатов воспитания и образования, психического развития ребенка, и никак не предупреждают развитие психологической системы отношений «родитель - ребенок» и самосознания родителя ребенка дошкольного возраста.

Импульсивное развитие самосознания родителя, определяемое числом детей в семье, ограничивает возможности самореализации самого родительского потенциала. Механизмы этих ограничений еще предстоит изучить.

В структуре семейных ценностей у родителей в группе семей с одним ребенком и в группе семей с двумя или более детьми значимых отличий нет. Исследование показало, что число детей не влияет на уровень осознанности родителями ценности по каждой конкретной шкале.

Литература:

1. Акулова, Е.Ф. Социально-педагогическое сопровождение воспитания дошкольников в семье / Е.Ф. Акулова // Наука, образование, общество. -2015. - № 1 (3). - С. 66-74

2. Добровидова, H.A. Исследование ценностных ориентаций родителей: психолого-педагогический аспект / H.A. Добровидова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2018. - Т. 20. - № 5. - С. 21-26

3. Ермихина, М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: автореферат дисс. ... канд. психол. н: 19.00.07 / Ермихина Марина Олеговна. - Казань, 2004. - 22 с.

4. Крайлюк, А.И. Родительские установки: теоретические аспекты / А.И. Крайлюк // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. -№ 3. - С. 78-82

5. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев - М.: Смысл, 2000. - 18 с.

6. Мохова, С.Ю. Самосознание родителя в системе отношений с ребенком: Диссертация ... канд. психол. н.: 19.00.01 / Мохова Светлана Юрьевна. - Чита, 2004. - 185 с.

7. Триль, Ю.Н. Ритуал в традиционной культуре / Ю.Н. Триль // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 61. - С. 263-268

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.