Психолог
Правильная ссылка на статью:
Летягина С.К. — Влияние на завистливость юношей и девушек смысложизненных и карьерных ориентаций родителей // Психолог. - 2019. - № 4. DOI: 10.25136/2409-8701.2019.4.30625 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=30625
Влияние на завистливость юношей и девушек смысложизненных и карьерных ориентаций родителей
Летягина Светлана Константиновна
кандидат социологических наук
доцент, кафедра Правовая психология, судебная экспертиза и педагогика, Саратовская
государственная юридическая академия
410056, Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Рабочая, 62/68, кв. 40
Статья из рубрики "Психология и педагогика"
Аннотация.
Предметом исследования является взаимосвязь завистливости юношей и девушек и смысложизненных и карьерных ориентаций родителей. Объектом исследования -зависть, под которой понимается социально-психологическое отношение личности, включающее в себя комплекс негативных эмоций, осознание своего более низкого статуса, желание прямо или косвенно уравнять обнаруженное превосходство в последовательном социальном поведении. В отечественной и зарубежной литературе малоизученным остается вопрос, касающийся воспитательного вклада родителей в формирование личностной завистливости детей обоих полов. В эмпирическом исследовании приняли участие 109 полных семей, из них 59 семей, имеющих ребенка девочку (девушку), и 50 семей - ребенка мальчика (юношу). Респондентами выступили оба родителя и их дети студенческого возраста. Диагностический инструментарий исследования представлен следующими опросниками: «Методика исследования завистливости личности» Т. В. Бесковой, методика «Якоря карьеры» Э. Шейна в адаптации В. А. Чикер, В. Э. Винокурова и тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева. В результате эмпирического исследования было статистически доказано, что смысложизненные ориентации матерей не влияют на завистливость дочерей и сыновей. Зависть - неприязнь у детей обоих полов связана со степенью восприятия насыщенности и осмысленности жизни их отцов. Наибольшее число взаимосвязей зависти сыновей выявлено с карьерными ориентациями отцов. Завистливость сыновей будет минимальной, если их отцы высокопрофессиональны и успешны.
Ключевые слова: зависть, личностная завистливость, карьерная направленность, карьерные ориентации, смысл жизни, смысложизненные ориентации, п о л , личность, гендерный стереотип, зависть - уныние
DOI:
10.25136/2409-8701.2019.4.30625
Дата направления в редакцию:
25-08-2019
Дата рецензирования:
26-08-2019
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Социально-психологическая структура, детерминанты и механизмы регуляции зависти», проект № 18-013-00134 А
Введение в проблему
Ведущая роль в развитии и формировании личности человека принадлежит семье и семейным отношениям. Также очевидно, что при воспитании ребенка большое значение имеет его пол и особенности взаимодействия с ним отца и матери. Как отмечает И. С. Кон, отношение родителей к ребенку и его воспитание осуществляется по - разному в
зависимости от его пола и поэтому совершенно по-разному сказывается на его развитии.
Анализ эмпирических исследований, посвященных различным аспектам влияния родителей на личность ребенка, показывает, что в отечественной и зарубежной литературе малоизученным остается вопрос, касающийся воспитательного вклада родителей в формирование личностной завистливости детей обоих полов.
Под завистью мы будем понимать социально-психологическое отношение личности, включающее в себя комплекс негативных эмоций, осознание своего более низкого статуса, желание прямо или косвенно уравнять обнаруженное превосходство в
последовательном социальном поведении —с,187]. Ранее нами предпринимались попытки исследовать влияние личности родителей на формирование завистливости детей
[9,10]. Было доказано, что в семье зависть у ребенка вне зависимости от его пола развивается под влиянием завистливости матери.
В данном исследовании нашей целью является изучение влияния на завистливость юношей и девушек смысложизненных и карьерных ориентаций родителей.
Проблемы психологии, связанные с осознанием смысла человеческой жизни, поднимались многими учеными, среди которых можно назвать А. Маслоу, В. Франкла, Э. Эриксона, К. Г. Юнга. В отечественной науке данная проблема получила свою интерпретацию в теории смысложизненных ориентаций, разработанной Д. А.
Леонтьевым, Н. Л. Быковым, А. А. Скрипкиным и др. [5, с-291.
Смысложизненные ориентации, по мнению вышеперечисленных авторов, участвуют в процессе регуляции поведения и деятельности личности. А в ситуации переживания жизненных кризисов они детерминируют их течение и динамику внутренних преобразований иерархической системы личностных ценностей.
В. Э. Чудновский под смыслом жизни, при условии его адекватности, понимает
основополагающее направление жизни, которое задает активность личности, раскрывающей свой потенциал, и позволяющей реформировать обстоятельства и
трансформировать собственную личность [12, с-20"".
Д. А. Леонтьев определяет смысл жизни как систему, которая придает жизни субъекта
общую направленность жизни ^—с,113]. Следует заметить, что ценностные и смысложизненные ориентации имеют динамику и могут трансформироваться в течение всей жизни человека.
Построение карьеры дает возможность личности реализовать свои потребности и потенциал. Карьерная направленность создает мотив для построения карьеры. Ее содержательная сторона находит свое выражение посредством карьерных ориентаций, состоящих из системы представлений личности о ведущей установке своего карьерного
развития и конкретных формах реализации карьерных достижений [11, с-78"". В основе выбора той или иной карьерной ориентации обычно лежит сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии.
Выборка и методы исследования
В эмпирическом исследовании приняли участие 109 полных семей, из них 59 семей, имеющих ребенка девочку (девушку), и 50 семей - ребенка мальчика (юношу). Респондентами выступили оба родителя и их дети студенческого возраста.
Диагностический инструментарий исследования представлен следующими опросниками:
1.«Методика исследования завистливости личности» Т. В. Бесковой-^31. Методика содержит три шкалы: зависть - неприязнь (ЗН), зависть - уныние (ЗУ), интегральный показатель зависти (МИЗЛ).
2.«Якоря карьеры» - методика диагностики ценностных ориентаций в карьере Э. Шейна в адаптации В. А. Чикер, В. Э. Винокурова.
3.Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева.
Результаты исследования
Обратимся к анализу результатов исследования, полученных по методике СЖО.
Таблица 1- Корреляционные связи завистливости юношей и девушек и смысложизненных ориентаций родителей
МАТЬ ДОЧЬ СЫН
ЗН ЗУ МИЗЛ ЗН ЗУ МИЗЛ
Цели в жизни -0,16 0,10 0,01 -0,01 -0,05 0,09
Процесс жизни -0,03 -0,03 -0,03 -0,04 0,07 0,10
Результативность жизни -0,09 -0,13 0,04 0,13 0,06 0,22
Локус контроля — Я -0,03 -0,13 0,00 0,06 0,09 0,22
Локус контроля — жизнь -0,17 -0,16 -0,09 -0,03 -0,11 0,07
ОТЕЦ ДОЧЬ СЫН
ЗН ЗУ МИЗЛ ЗН ЗУ МИЗЛ
Цели в жизни 0,16 0,01 0,14 0,18 0,14 0,27
Промесс жизни 0.76* 0 1 6 0 1 6 -0 24 -0 23
Результативность жизни 0,10 -0,02 0,11 0,01 -0,01 0,10
Локус контроля — Я 0,01 -0,11 -0,03 -0,08 -0,10 0,04
Локус контроля — жизнь -0,15 -0,23 -0,13 -0,05 -0,09 0,04
Примечание: * - уровень значимости 0,05
Как видно из представленных в таблице 1 результатов, смысложизненные ориентации матерей не имеют статистически значимых связей с завистливостью дочерей и сыновей. Можно предположить, что, не смотря на происходящую трансформацию ролей мужчин и женщин в семье и обществе, влияние гендерных стереотипов по - прежнему остается актуальным. Профессиональный успех, серьезные цели и результаты являются мерилом качества жизни в большей мере мужчин, нежели женщин. Соответственно и зависть у детей в отношении жизненных целей и достижений не связывается с материнской фигурой.
Смысложизненная ориентация «Процесс жизни» у отцов имеет связь со шкалой «зависть - неприязнь» в группах детей обоих полов. Но с дочерьми эта связь положительная, а с сыновьями - отрицательная. Т.е. чем больше отцы воспринимают сам процесс своей жизни как эмоционально насыщенный, увлекательный и наполненный смыслом, тем выше зависть - неприязнь у их дочерей и меньше у сыновей.
Очевидно, что сын осваивает свою половую принадлежность, подражая родителю своего пола. Подсознательно у него складывается определенная модель мужского поведения, которой он в большой степени будет придерживаться во взрослой жизни, желая того или нет. У мальчиков, в отличие от девочек, эталон мужчины не бывает собирательным - он запечатлевается только с одного объекта подражания. Стереотипы мужского поведения входят в сознание ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин, которые его окружают. И если у сына складывается образ уверенного в себе, успешного отца, то подражая ему они развивают в себе качества настоящего мужчины, способного справляться с трудностями, достигать поставленных целей, рассчитывая на себя и веря в себя. А эти качества не способствуют формированию зависти у сыновей в любых ее проявлениях.
Если отцы способны реализовать свой потенциал, если их жизнь наполнена желаниями, переживаниями, преодолениями, достижениями, то в аспекте проблемы личностной завистливости дочерей такой успешный и авторитетный отец, может повлиять на жизненный выбор дочери, на понимание того, что она достойна всего самого лучшего. Т. В. Андреева, С. О. Муромцева, исследуя воспитательную роль отца в становлении личности дочери пришли к заключению, что чем лучше отношение отца к дочери и чем больше его воспитательный вклад, тем выше ее самооценка, симпатия к себе,
самопринятие, самоуверенность —с,194]. Возможно поэтому успехи и достижения другого в какой-то степени принижают и обесценивают собственные достижения дочерей, снижают их самооценку и вызывают злость и раздражение.
И наоборот, при низких показателях по шкале «Процесс жизни», когда предположительно отцы не получают удовлетворения от жизни и не справляются с жизненными обстоятельствами, по мнению К. А. Абульхановой, их личность ломается, пропадает воля к жизни и сама потребность жить. И тогда ценностью их жизни может стать злоба и агрессия, как своеобразная месть всем вокруг за свое поражение. Но возможен и другой вариант жизни - принятие пассивной позиции, когда личность не
живет, а существует, адаптируется к обстоятельствам, выбирая наиболее простые и
легкие пути и решения [1, с-100"". Соответственно сыновья усваивают первый активно -агрессивный вариант завистливого поведения, а дочери - второй пассивный.
Теперь проанализирует взаимосвязи завистливости юношей и девушек и карьерных ориентаций родителей (табл.2).
Таблица 2 - Корреляционные связи завистливости юношей и девушек и карьерных
ориентаций родителей
МАТЬ ДОЧЬ СЫН
ЗН ЗУ МИЗЛ ЗН ЗУ МИЗЛ
Профессиональная компетентность 0,11 -0,09 -0,02 0,05 -0,01 -0,07
Менеджмент 0,02 -0,11 -0,04 0,09 0,02 -0,17
Автономия (независимость) 0,03 -0,05 -0,01 0,08 -0,03 -0,15
Стабильность работы -0,02 0,04 0,08 -0,06 0,12 0,09
С та б ильнос ть ме с та жительства -0,05 -0,11 -0,04 0,15 0,34* 0,42**
Служение 0,09 -0,06 0,10 0,20 0,19 0,16
Вызов 0,09 0,04 0,10 0,11 0,08 -0,11
Инте г ра ция с тиле й ж из ни -0,09 0,31* -0,20 0,00 -0,03 -0,15
Предпринимательство -0,01 -0,16 -0,09 0,20 0,07 0,04
ОТЕЦ ДОЧЬ СЫН
ЗН ЗУ МИЗЛ ЗН ЗУ МИЗЛ
Профессиональная компетентность -0,11 0,07 -0,08 0,39** -0,33* -0,39**
Менеджмент -0,18 -0,04 -0,11 -0,23 -0,30* -0,43**
Автономия (независимость) 0,03 0,17 0,04 0,38** 0,50*** 0,59***
Стабильность работы -0,12 0,04 0,00 -0,16 0,05 -0,12
С та б ильнос ть ме с та жительства -0,07 0,01 0,01 -0,04 0,12 0,20
Служение -0,06 0,11 0,04 0,38** -0,11 -0,29*
Вызов -0,06 0,04 -0,04 -0,36* -0,09 -0,29*
Интеграция стилей жизни -0,11 0,05 -0,04 -0,28* -0,17 -0,24
Предпринимательство -0,14 0,05 -0,11 -0,20 -0,32* -0,37**
Примечание: * - уровень значимости 0,05;
**- уровень значимости 0,01;
*** - уровень значимости 0,001
Нами выявлена одна обратная связь зависти - уныния дочерей со шкалой «Интеграция стилей жизни» в группе матерей. То есть, чем лучше матери удается найти и сохранить баланс между семейной, личной жизнью и карьерой, тем меньше выражена зависть -уныние у дочерей. Если матерям не свойственно чем - то жертвовать, если они адаптируют свое поведение к текущим обстоятельствам и желаниям значимого
окружения, то дочери получают достаточно внимания и заботы со стороны матери, не чувствуют обиды и обделенности, трансформирующихся в дальнейшем в мощное переживание тотальной несправедливости, свойственной зависти - унынию.
Мы не выявили ни одной корреляции зависти дочерей с карьерными ориентациями отца. Скорее всего это происходит потому, что планирование карьеры девушками осуществляется на основе идентификации с образом матери.
Результаты корреляционного анализа зависти сыновей с карьерными ориентациями матерей позволили обнаружить две прямые взаимосвязи: зависть - уныние и интегральный показатель зависти коррелируют со шкалой «Стабильность места жительства» у матерей. Зависть - уныние и интегральный показатель зависти тем выше, ч е м боле е ма ть орие нтиро в а на на в ыб о р ра боты, не с в я з а нной с пе ре е з да ми и командировками, даже в ущерб профессиональной карьере. В. Н. Дружининым было
замечено, что мальчики предъявляют высокие требования к своим матерям [6]. Можно допустить, что у сыновей зависть тем выше, чем больше времени мать уделяет сыну. Проявление излишней заботы и опеки по отношению к мальчикам формируют у последних потребность в постоянном уходе и внимании. И если они этого не получают, то с большей долей вероятности будут чувствовать себя обиженными, неуверенными, обделенными, что свойственно проявлениям зависти - уныния [9, с-378"1.
В процессе корреляционного анализа зависти сыновей с карьерными ориентациями отцов было выявлено наибольшее число обратных связей. Шкалы зависти связаны со всеми видами карьерных ориентаций, кроме шкал «Стабильность работы» и «Стабильность места жительства».
Все виды зависти наиболее тесно обратно коррелируют со шкалами «Профессиональная компетентность» и «Автономия». Сыновья тем реже будут переживать чувство зависти, чем больше их отцы направлены на развитие своего профессионального мастерства, и чем более они независимы в отношении выполняемой деятельности.
Зависть - неприязнь сыновей имеет отрицательную связь со шкалами «Служение», «Вызов», «Интеграция стилей жизни». Иными словами, образ профессионально успешного отца, способного воплощать в профессиональной деятельности свои цели и ценности, преодолевать препятствия, не бояться конкуренции, умеющего создавать гармонию между карьерой и личной жизнью, является примером идентификация сына с ним, формирует у последнего активную жизненную позицию в решении профессиональных задач, свободную от агрессивно - враждебных проявлений, свойственных зависти - неприязни.
Зависть - уныние отрицательно связана со шкалами «Менеджмент» и «Предпринимательство». То есть, чем более успешен отец, обладающий лидерскими качествами управления людьми, занимающий высокую должность или владеющий с о б с тв е нным б из не с о м, те м ниж е у с ыно в е й в ыр а ж е нно с ть з а в ис ти - уныния , проявляющейся в чувстве обиды и незаслуженной обделенности.
Выводы
Смысложизненные ориентации матерей не влияют на завистливость дочерей и сыновей.
С завистью - неприязнью юношей и девушек связана единственная смысложизненная ориентация отцов - «Процесс жизни». Чем более отцы воспринимают процесс своей жизни как эмоционально насыщенный, увлекательный и наполненный смыслом, тем выше
зависть - неприязнь у их дочерей и меньше у сыновей.
Завистливость дочерей не связана с карьерными ориентациями отца, но зависит от способности матерей к интеграции стилей жизни. Чем лучше матери удается найти и сохранить баланс между семейной, личной жизнью и карьерой, тем меньше выражена зависть - уныние у дочерей.
Зависть - уныние сыновей усиливается, если матери ориентированы на выбор работы, не связанной с переездами и командировками, даже в ущерб профессиональной карьере.
Наибольшее число взаимосвязей зависти сыновей выявлено с карьерными ориентациями отцов. Завистливость сыновей будет минимальной, если их отцы направлены на развитие своего профессионального мастерства и достижение целей, независимы в отношении выполняемой деятельности, способны преодолевать препятствия, управлять людьми и собственным бизнесом, а также создавать гармонию между карьерой и личной жизнью.
Следовательно, образ профессионально успешного отца, живущего активной, осмысленной жизнью позволяет в процессе идентификации с ним сына развивать в себе качества настоящего деятельного уверенного в себе мужчины, способного справляться с трудностями, достигать поставленных целей, не тратя время и энергию на переживание зависти в любых ее проявлениях.
Полученные данные требуют дальнейшего их учета при разработке рекомендаций по личность ребенка.
исследования и подтверждают необходимость вопросам воспитания и влияния родителей на
Библиография
1. Абульханова К.А. Личностная организация времени жизни / К.А. Абульханова // Мир психологии. 2011. №3 (67). С.93 - 104.
2. Андреева, Т.В., Муромцева, С.О. Воспитательная роль отца и становление личности дочери / Т.В. Андреева, С.О. Муромцева // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2011. Вып. 1. С.188 - 194.
3. Бескова Т.В. Методика исследования завистливости личности / Т.В. Бескова // Вопросы психологии. № 2. 2012. С. 127 - 141.
4. Бескова Т.В. Структура, атрибутивные свойства и параметры зависти как социально - психологического отношения личности / Т.В. Бескова // Международный научно -исследовательский журнал «Успехи современной науки». 2017. № 4. С. 184 - 190.
5. Бучацкая М.В., Васина Н.В., Костыря С.С. Гендерные особенности смысложизненных ориентаций в период кризиса середины жизни и в предпенсионном возрасте / М.В. Бучацкая, Н.В. Васина, С.С. Костыря // Сервис plus. 2013. № 3. C.29 - 32.
6. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - М.: Наука, 1996. - 160 с.
7. Кон И. С. Ребенок и общество / И.С. Кон. - М.: Наука, 1988. - 272 с.
8. Леонтьев Д. А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2007. -511 с.
9. Летягина С.К. Особенности взаимосвязи зависти родителей и их детей студенческого возраста / С.К. Летягина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 376 - 380.
10. Летягина C. К. Выраженность зависти у юношей и девушек с разной сиблинговой позицией в семье / С.К. Летягина // Известия саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Выпуск 3 (31) С.240 - 247.
11 Мельникова Н.Н. Карьерные ориентации: гендерные различия и возрастная
динамика / Н.Н. Мельникова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2016. Т. 9, № 3. С. 76 - 86
12. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от
«внешнего» и «внутреннего» / В.Н. Чудновский // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15-25.