УДК 159.923
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЗАВИСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
© 2018
Летягина Светлана Константиновна, кандидат социологических наук, доцент кафедры
психологии и прикладной социологии Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина (410054, Россия, Саратов, ул.Политехническая, 77, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязей между выраженностью зависти родителей (матерей и отцов) и их детей. Психодиагностический инструментарий исследования представлен опросниками: «Методика исследования завистливости личности» (Т.В. Бескова), опросник «Проявления зависти и ее самооценка» (Т.В. Бескова). Автор приходит к следующим выводам. В семье завистливость у ребенка вне зависимости от его пола развивается под влиянием матери. Пусковым механизмом является отсутствие безусловного принятия с ее стороны и сравнение с более успешными сверстниками. Зависти мальчиков и девочек соответствуют разные переживания и разные способы поведения. Дочери перенимают от матери чувства озлобленности, раздражения, неприязни по отношению к тем, кто добился большего, склонны демонстрировать паттерны активного поведения (лишить другого предмета зависти, нивелировать превосходство конкурента). У мальчиков, напротив, при наличии зависти-уныния у матери, формируются маскулинные установки с опорой на свои силы и на достижение самостоятельно поставленных целей, не обремененные обидами и унынием по поводу несправедливого мироустройства. Между отцовской и детской завистливостью взаимосвязи не выявлены, однако зависть к определенным аспектам жизни отцы у детей все же формируют. От матери к детям независимо от их пола передается зависть к популярным людям, похвале и наградам Другого. Отцы же транслируют и передают своим детям зависть к успеху у противоположного пола. Предметное поле зависти, передающееся от отца к дочери, более широкое и включает как традиционно женские, так и традиционно мужские приоритеты, поскольку андрогинный тип поведения может обеспечить большие возможности в социальной адаптации и достижении успеха.
Ключевые слова: зависть, завистливость, зависть-неприязнь, зависть-уныние, предмет зависти, гендерный стереотип, психосексуальное развитие.
FEATURES OF INTERRELATION OF ENVY OF PARENTS AND THEIR CHILDREN STUDENT'S AGE
© 2018
Letyagina Svetlana Konstantinovna, candidate of sociology, associate Professor of psychology and applied sociology Saratov State Technical University named after Y. A. Gagarin (410054, Russia, Saratov, Polytechnicheskaya 77, e-mail: [email protected])
Abstract. The article presents the results of an empirical study of the relationships between the envy of parents (mothers and fathers) and their children. Psycho-diagnostic instruments of the study presented the questionnaires: "research Methodology of envy personality" (T.V. Beskova), the questionnaire "the Manifestation of envy and her self-esteem" (T.V. Beskova). The author comes to the following conclusions. In the family, the envy of the child, regardless of gender, develops under the influence of the mother. The trigger mechanism is the absence of unconditional acceptance on her part and comparison with more successful peers. Envy boys and girls correspond to different experiences and different ways of behavior. Daughters learn from the mothers feelings of anger, irritation, hostility towards those who have achieved more prone to demonstrate patterns of active behavior. The boys, on the contrary, in the presence of envy-despondency of the mother, formed masculine attitudes based on their own strength and to achieve their own goals, not burdened with resentment and despondency about the unfair world order. Between father and child the envy of the relationship is not revealed. however, the envy of certain aspects of the lives of fathers, children have all the same shape. From mother to children, regardless of their gender, envy is transmitted to popular people, praise and rewards of another. Fathers broadcast and transmit to their children the envy of success with the opposite sex. The subject field of envy, transmitted from father to daughter, is broader and includes both traditionally female and traditionally male priorities, as androgynous type of behavior can provide greater opportunities for social adaptation and success.
Keywords: envy, envy, envy-aversion, envy-despondency, envy, gender stereotype, psychosexual development.
В настоящее время затянувшийся социально-экономический кризис все более усиливает экономическое неравенство населения страны, стимулируют дух конкуренции и соперничества, актуализирует завистливое отношение к богатству и успеху. Более того, современное общество пронизывает дух потребительства и прагматизма, который подчиняет себе все другие интересы человека, делая его рабом своих честолюбивых желаний. Вследствие этого другая, более успешная часть населения, имеющая превосходство по значимым для человека жизненным показателям, часто воспринимается им как причина его собственных неудач и жалкого существования, и вызывает острую зависть.
Вслед за Т.В. Бесковой под завистью нами будет пониматься социально-психологическое отношение личности, сопровождающееся комплексом негативных эмоций, осознанием своего более низкого положения, желанием прямо или косвенно нивелировать выявленное превосходство, которое реализуется в последовательном социальном поведении [1].
Зависть, как и любое другое социально-психологическое отношение личности, формируется под воздей-376
ствием широкого спектра детерминант: внешних (макро-, мезо-, микросоциальных) и внутренних. В данном исследовании нами производится попытка выявления микросоциальных детерминант зависти, а именно - условий семейного воспитания. Очевидно, что на формирование личности и характера ребенка наибольшее влияние оказывает семья, и зависть не является исключением. Еще З. Фрейд поднимал проблему зависти, описывая особенности и проблемы идентификации с родителем противоположного пола, получившие названия Эдипова комплекса [2]. В основе зависти всегда лежит сравнение себя с кем-то, восприятие чьего-либо превосходства. Причем на возникновение чувства зависти могут влиять и субъективно представляемые аспекты неравенства, которые вызывают у человека не менее серьезные страдания, когда никакие доводы разума не действуют.
Итак, целью нашего исследования является выявление взаимосвязей между выраженностью зависти родителей (матерей и отцов) и их детей.
Диагностический инструментарий исследования представлен следующими опросниками:
1) «Методика исследования завистливости лично-
Летягина Светлана Константиновна ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ...
сти» (Т.В. Бескова) [3], позволяющая измерять уровень выраженности двух видов зависти (зависти-неприязни и зависти-уныния), различия между которыми проявляются как в спектре переживаемых субъектом эмоций, так и в поведении субъекта зависти;
2) опросник «Проявления зависти и ее самооценка» (Т.В. Бескова) [4]. Исходя из целей исследования, нами использовался не весь опросник, а лишь один из его блоков, который посвящен выявлению предметных сфер зависти.
В эмпирическом исследовании приняли участие 87 полных семей, из них 57 семей, имеющих ребенка девочку (девушку), а 30 - мальчика (юношу). Респондентами выступили оба родителя и дети студенческого возраста.
В таблице 1 представлены средние значения зависти-неприязни, зависти-уныния и интегрального показателя зависти у родителей и их взрослых детей.
Таблица1 - Средние значения видов зависти
Л'ИШ:«: неприЯШЬ ЗшпиЯЯЬ унШШв Завмсть
Общая высорул
Ребенок 2.5 4,01 4,6
Мать 3.2 4,1 5
Отец 3.7 4,8 6Д
Семьи, где ребенок — ж^ща
Девушка 3,1 4,3 5:3
Мать 3,3 4,1 5:2
Отец 3,8 4Д 6Д
Селгьи, где ребенок - юноиш
Юноша 2,2 3.3 3,2
Мать 2.9 4,6 4,8
Отец 3.4 4,9 1.7
Статистически значимые различия в выраженности видов зависти между родителями и детьми в исследуемых группах выявлены не были. Опираясь на средние значения, можно описать ряд тенденций: уровень зависти детей примерно соответствует уровню выраженности (средний или ниже среднего) зависти их родителей; зависть-уныние выше, чем зависть-неприязнь; у всех членов семьи, где ребенком является девочка, все показатели зависти выше, чем в семьях, в которых воспитывают мальчиков.
Однако нами были обнаружены значимые различия между юношами и девушками в выраженности как общего показателя зависти 0=2,9 при р=0,01), так и «зависти-неприязни» 0=2,2 при р=0,05).
Иначе говоря, девушки являются более завистливыми, значительно чаще испытывают злость, обиду и раздражение по отношению к тому, кто является более успешным, а также сильнее переживают чувство досады по поводу несправедливого мироустройства и личной обделенности.
Для более детального анализа этих различий, нами было проведено сравнение зависти к различным предметным сферам у юношей и девушек. Выявлены три основные сферы, зависть к которым у девушек выше, чем у юношей: «здоровье» 0=2,4 при р=0,05), «внешняя привлекательность» 0=2,01 при р=0,05) и «дорогие или модные вещи» 0=1,99 при р=0,о5).
Вероятно, сколько бы мы не вспоминали известные пословицы, «что встречают по одежке, а провожают по уму», «с лица воду не пить», привлекательность влияет только на первое впечатление и т.п., в современных реалиях они потеряли свою актуальность.
По мере того как общество становится все более урбанизированным и мобильным, общение людей становится все более стремительным и скоротечным, первые впечатления, и вследствие этого внешняя привлекательность, здоровье и молодость женщины, как безусловные стимулы привлечения внимания, приобретают все большее значение [5].
Обсуждая гендерные особенности зависти, необходимо отметить, что в научной литературе по этому поводу представлены весьма противоречивые данные. Так по результатам эмпирических исследований К. Муздыбаев не обнаруживает каких-либо различий в завистливости мужчин и женщин [6]. Однако в исследовании Ю.В. Щербатых [7]. Показывается, что женщины более
завистливы, чем мужчины. Вероятно, противоречивость этих результатов, связана с применением авторами разных нестандартизированных методик диагностики зависти (сведения об их стандартизации в литературе отсутствуют).
В исследовании же Т.В. Бесковой [8], методика которой применялась и в настоящей работе, показано, что не существует статистически значимых различий между мужчинами и женщинами ни по зависти-неприязни, ни по зависти-унынию. Однако женщины превосходят мужчин по уровню зависти к внешней привлекательности, модным и дорогим вещам и наличию преданных друзей. Таким образом, наши результаты в отдельных случаях пересекаются с исследованием данного автора, а в других - расходятся. Причиной расхождений вполне мог стать разный возрастной интервал исследуемых (если у нас все респонденты юношеского возраста, то в исследовании Т.В. Бесковой возрастной интервал значительно шире - от 18 до 55 лет).
Кроме того, различия в зависти к предметным сферам обнаружены между отцами юношей и девушек. Первые больше завидуют успехам детей 0=2,2 при р=0,05), а вторые - материальному достатку 0=2,1 при р=0,05). Причем среднее значение зависти по шкале «дети и успех детей» в группе отцов юношей является самым высоким (2,5 балла) из всех предметов зависти во всех исследуемых выборках.
Произведем попытку объяснить данный факт, обратившись к истокам семейного воспитания.
Доверие, любовь и забота родителей необходимы и мальчикам, и девочкам. Однако девочки в любом возрасте больше нуждаются в заботе, а мальчики - в доверии со стороны родителей.
Мальчикам с раннего возраста свойственно проявлять самостоятельность, и маленькому мужчине приятно сознавать, что он делает что-то сам, без материнской помощи.
А девочка, напротив, принимая помощь, будет чувствовать, что ее любят. На деле все происходит с точностью наоборот.
Мальчиков больше контролируют, опекают, оберегают от домашних обязанностей. А родители девочек считают их более благоразумными, поэтому им достается меньше контроля и меньше защиты. Получается в итоге, что мальчикам родители дают заботу, а девочкам - доверие.
Поэтому у нас вырастают сильные женщины, которые справляются «и с конем на скаку, и с горящей избой», и мужчины, за которыми нужен постоянный уход.
Причем никому в семье это, как правило, не нравится, но ничего не меняется. Возможно, именно поэтому отцы мальчиков чувствуют зависть по отношению к успеху сыновей своих знакомых, которым удалось воспитать настоящих мужчин.
А отцы девочек завидуют материальному достатку других, испытывая стыд и вину, что не смогли дать своей дочери достаточной любви и заботы, обеспечить достойный уровень жизни, и которая вынуждена всего в жизни добиваться сама.
Далее обратимся к результатам корреляционного анализа и рассмотрим взаимосвязи между выраженностью зависти матерей и отцов и их детей студенческого возраста.
В таблице 2 представлены корреляционные связи зависти матерей и отцов с завистью их детей разного пола.
Таблица 2 - Взаимосвязь родительской и детской зависти
Весы зависти ДОЧЕРИ (п=57) СЫНОВЬЯ(п=30)
ЗН ЗУ 1 ЗН ЗУ 3
зн 0,261х 0,207 0,249 -0,109 -0321 -0Д32
ЗУ 0,272х 0,187 0,243 -0,069 -0,370" -0335
2 а 0,262 х 0,195 ОД 42 -0,098 -0,531хх -354
- зн 0,052 -0,043 0,001 0,085 -0,089 -0,025
ЗУ -0,040 0,008 -0,015 0,358 0,250 0304
О а 0,047 -0,033 0,004 0,327 0,132 0,233
Примечание: 1) ЗН - зависть-неприязнь, ЗУ - зависть-уныние, З - интегративный показатель зависти; 2)* - уровень значимости 0,05; **- 0,01.
Отразим статистически значимые связи, представленные в таблице, на рисунке 1.
та
ЗАВИСТЬ-УНЫНИЕ
>—-■
ЗАВИСТЬ-УНЫНИЕ
Рисунок 1 - Взаимосвязь родительской и детской зависти
*Примечание: 1)сплошная линия отображает положительную корреляционную связь, а прерывистая - отрицательную; 2)* - толщина линий отображает уровень значимости связи.
Как можно наблюдать из представленных результатов, существует взаимосвязь материнской и детской зависти, и нет ни одной корреляции с завистью отца. Проанализируем полученные результаты подробнее.
Что касается отсутствия корреляций между отцовской и детской завистью, то объяснением данного факта, на наш взгляд, может выступать основанное на результатах исследований утверждение Т.В. Бесковой [9], суть которого сводится к следующему: мужская зависть носит ситуативный характер, при виде чужого успеха эмоциональный дискомфорт является недолгим. Можно сказать, что они не «зацикливаются» на негативных переживаниях, и, следовательно, не транслируют их своим детям.
У женщин зависть приобретает затяжной характер, тем самым оказывая негативное влияние на ее самоотношение и отношение к более успешным другим.
Все показатели зависти матерей имеют прямую взаимосвязь с завистью-неприязнью у их дочерей. Иначе говоря, чем более завистлива мать, тем более завистливой будет и дочь.
Причем в большей степени дочери перенимают от матери чувства озлобленности, гнева, раздражения, неприязни по отношению к тем, кто добился большего.
Если же говорить о поведенческих проявлениях, то дочери склонны демонстрировать паттерны активного поведения, в основе которого лежит стремление лишить другого предмета зависти, нивелировать превосходство и успехи конкурента.
То есть, постоянные переживания и обсуждения в семье достижений знакомых и родственников, обесценивание собственных успехов, так свойственные большинству женщин, интериоризируются и в дальнейшем воспроизводятся их дочерями.
Что же касается соотношения зависти в диаде «мать-сын», то в этом случае мы имеем абсолютно иные результаты.
Во-первых, связи между завистью матерей и сыновей имеет обратный характер (чем более завистлива мать, тем менее склонен к зависти сын).
Во-вторых, в отличие от дочерей, у сыновей статистически значимые связи выявлены не с завистью-неприязнью, а с завистью-унынием, имеющей более пассивный характер.
Установлено, что в общении с ребенком каждый родитель склонен к проявлению эмоционально-поведенческих особенностей, которые он обычно воспроизводит по отношению к взрослым того же пола, что и ребенок. Отношения с ребенком противоположного пола часто содержат элементы кокетства и флирта, а с ребенком собственного пола - элементы соперничества. Нередко
стереотипы господства-подчинения также переносятся на детей. Женщина, привыкшая чувствовать себя зависимой от мужа и вообще от взрослых мужчин, проявит такую установку скорее к сыну, чем к дочери [10].
Также от сына мать будет ждать удовлетворения всего того, что осталось у нее от комплекса мужественности [11].
Таким образом, зависть-уныние матерей, проявляющаяся в переживании ею чувства обделенности, обиды на весь мир и более успешных людей, в игнорировании их успехов, порождает у сыновей не пассивную зависть, а мужественное поведение, которое будет выражаться в способности брать ответственность на себя, смелости и решительности, умении добиваться целей, готовности защищать слабого и т. п.
Далее нами анализировались взаимосвязи зависти к различным предметным сферам родителей и детей, представлено в таблице 3 и на рисунке 2.
Таблица3 - Взаимосвязи зависти к предметным сферам родителей и их детей
Предметы заеисти ДОЧЕРИ (п-57) СЫНОВЬЯ (п=30)
ОТЕЦ МАТЬ ОТЕЦ МАТЬ
Внешняя привлекательность 0,398х* 0,208 0,001 0,227
Здоровье 0,395** 0,175 0,116 -0,208
Молодость 0,186 0,436*** -0,113 0,238
Карьерный рост 0,039 0,178 0,239 0,176
Социальный стаIVс 0,121 0,219 0,084 0,006
Похвала, популярность 0,017 0,294* 0,126 0,473*
М ат ер иальный д о ста ток -0,011 -0,131 -0,198 -0,226
Дорогие или модные вещи -0,077 0,340х* -0,036 0,103
Профессиональные (учебные) успехи 0,314* 0,024 -0,266 -0,359
Интеллект 0,292* 0,242 0,198 0,048
Личностные качества 0,148 0,234 -ОД 10 0,052
Умение общаться 0,168 -0,067 0,129 -0,074
0,315* 0,158 0,454* 0,179
Наличие преданных друзей 0,069 0,026 -0,319 0,025
Семейное благополучие 0,300* 0,260 -0,357 0,133
Дети (их наличие и успехи) 0.000 0,201 -0,282 0,239
Отдых, путешествия развлечения -0,011 0,168 -0,046 0,029
*Примечание: 1)ЗН - зависть-неприязнь, ЗУ - зависть-уныние, З - интегративный показатель зависти; 2)* - уровень значимости 0,05; **- 0,01, *** - 0,001.
Изначально выделим связи «передаваемой по наследству» зависти к тем предметным сферам, которые характерны для родителей независимо от пола ребенка:
- от матери к детям независимо от их пола передается зависть к популярным людям (данная популярность необязательно должна быть абсолютной, достаточно, чтобы этот человек был популярным в значимых узких кругах), похвале и наградам Другого;
- отцы транслируют и передают своим детям (как мальчикам, так и девочкам) зависть к успеху у противоположного пола.
Итак, от матери детям передается зависть к популярным людям, похвале и наградам значимого Другого. На наш взгляд, результат представляется очевидным, поскольку в воспитании детей любого пола более активное участие принимает женщина.
Похвала, забота и внимание матери к потребностям ребенка является для него первичными и необходимыми проявлениями любви. К сожалению, не все матери способны дарить своему ребенку безусловное принятие.
В большинстве своем его хвалят только за послушное поведение, исполнительность и достижение каких-либо результатов (учебных, спортивных и т. д.). И более того, часто ребенок выступает в качестве объекта сравнения себя со своими друзьями, одноклассниками и любыми другими успешными ровесниками.
Негативный для детей опыт социального сравнения, полученный сначала в семье, в дальнейшем дополняется и закрепляется в других социальных институтах, и приводит к формированию широкого спектра негативных личностных проявлений, включая зависть такого предметного содержания.
Интересным представляется тот факт, что зависть к успеху у противоположного пола, вопреки гендерным стереотипам, «наследуется» детьми от отца. Чтобы разобраться в данном вопросе, нам представляется целесообразным обратиться к классической психоаналитиче-
Летягина Светлана Константиновна
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ...
ской теории.
В психоанализе успех не выступает самостоятельным предметом исследования и рассматривается скорее в картине невротического расстройства личности, где он выполняет различные психологические функции (защиты, компенсации, символа, способа разрешения личностных проблем). По мнению З. Фрейда [12], «...успех символизирует победу над родителем противоположного пола».
Следовательно, успех у противоположного пола для мужчины - это один их способов доказать свою мужественность и убедить себя и значимых других, что он «настоящий мужчина».
Анализ же других связей зависти родителей и их детей, показывает, что в них прослеживается влияние родительской зависти исключительно на дочерей. Причем предметы «передаваемой» отцами и матерями зависти, весьма сильно отличаются, представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 - Зависть к предметным сферам, передающаяся от родителей к их дочерям
Как и матери, дочери завидуют молодости и наличию дорогих, модных вещей, которые в комплексе позволяют им выглядеть красивыми и привлекательными. Продолжая развивать учение З. Фрейда о психосексуальном развитии личности, вспомним, что разрешение комплекса Электры у девочек приводит к склонности флиртовать, обольщать либо, наоборот, бороться за главенство над мужчинами, то есть быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуверенными. Безусловно, и те, и другие поведенческие стратегии со стороны молодой и модной женщины будут более эффективными и успешными.
У отцов и дочерей прослеживаются взаимосвязи следующего предметного содержания зависти: к внешней привлекательности, здоровью, профессиональным (учебным) успехам, интеллекту, семейному благополучию. Как мы видим, спектр предметов зависти, которые транслируют отцы своим дочерям гораздо шире.
Отметим, что зависть возникает не просто к тому, кто располагает тем, чего нет у завидующего. Она возникает скорее по поводу того, к чему у человека имеется пристальный интерес, что им высоко ценится и в чем у него имеется потребность.
Зависть к профессиональным или учебным успехам, интеллекту со стороны мужчин очевидна и понятна.
Парадокс заключается в том, что семейное благополучие и здоровье более ценным и важным оказываются для мужчин, а не женщин.
Можно предположить, что дочерям отцами внушается мысль, что в женщине, как сказал когда-то великий классик, «... всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». В свою очередь, К.Г. Юнг [13], выделяя наряду с другими такие архетипы, как анима и анимус, писал: «Каждый мужчина носит в себе вечный образ женщины, который, в сущности, бессознателен...».
Природа человека по сути своей андрогинна, и отцы в большей степени направлены воспитать в дочери именно такой тип поведения, который, по их мнению, может обеспечить большие возможности в социальной адаптации и достижении успеха.
Подведем итоги нашего исследования.
В семье завистливость у ребенка вне зависимости от его пола развивается под влиянием матери. Пусковым
механизмом является отсутствие безусловного принятия с ее стороны и сравнение с более успешными сверстниками.
Зависти мальчиков и девочек соответствуют разные переживания и разные способы поведения. Дочери перенимают от матери чувства озлобленности, раздражения, неприязни по отношению к тем, кто добился большего, и склонны демонстрировать паттерны активного поведения (лишить другого предмета зависти, нивелировать превосходство конкурента).
У мальчиков же, напротив, при наличии зависти-уныния у матери, формируются маскулинные установки с опорой на свои силы и на достижение самостоятельно поставленных целей, не обремененные обидами и унынием по поводу несправедливого мироустройства.
Между отцовской и детской завистливостью взаимосвязи не выявлены, однако зависть к определенным аспектам жизни отцы у детей все же формируют. От матери к детям независимо от их пола передается зависть к популярным людям, похвале и наградам Другого. Отцы же транслируют и передают своим детям зависть к успеху у противоположного пола.
Предметное поле зависти, передающееся от отца к дочери, более широкое и включает как традиционно женские, так и традиционно мужские приоритеты, поскольку андрогинный тип поведения может обеспечить большие возможности в социальной адаптации и достижении успеха.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бескова Т.В. Структура, атрибутивные свойства и параметры зависти как социально-психологического отношения личности // Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки». 2017. № 4. С. 184-190.
2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Изд-во «Питер Пресс», 1997. 607 с.
3. Бескова Т.В. Методика исследования завистливости личности // Вопросы психологии. № 2. 2012. С. 127-141.
4. Бескова Т.В. Социально-психологическая структура и детерминанты зависти. Саратов. Изд-во Сарат. ун-та, 2013. С. 309-313.
5. Майерс Д. Социальная психология. СПб: ЗАО Издательство «Питер». 2015. 800 с.
6. Муздыбаев К. Завистливость личности // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6.С. 37-51.
7. Щербатых Ю.В. Психологический анализ чувства зависти // Инновационные процессы в экономической, правовой и гуманитарной сферах: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. Часть 2. Воронеж: ВФ МГЭИ, Истоки, 2010. С. 126-129.
8. Бескова Т.В. Социально-демографическая структура завистливости // Человек. Сообщество. Управление. № 1. 2011. С. 57-69.
9. Бескова Т.В. Соотношение зависти и коммуникативной интолерантности в студенческом возрасте (гендерный аспект) // Грани познания. 2011. № 2 (12). С. 18-23.
10. Захарова, И.В. Первичная социализация как первый шаг к усвоению гендерной роли / И.В. Захарова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 11. С. 320-324.
11. Крюкова Т.Л. Изменения взаимоотношений матери и взрослеющего сына в контексте современной российской семьи // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия Педагогика. Психология. Социальная работа Ювенология. Социокинетика. 2012.Т. 18, № 1. С. 176
12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Изд-во «Питер Пресс», 1997. 607 с.
13. Юнг К.Г. Аналитическая психология. СПб.: Изд-во «Кентавр», 1994. 136 с.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского
проекта «Социально-психологическая структура, детерминанты и механизмы регуляции зависти», проект № 18-013-00134А
Статья поступила в редакцию 10.04.2018 Статья принята к публикации 27.06.2018