Научная статья на тему 'Структурная организация агрессивности у подростков с разным уровнем "зависти-неприязни" и "зависти-уныния"'

Структурная организация агрессивности у подростков с разным уровнем "зависти-неприязни" и "зависти-уныния" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
384
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСТЬ / ЗАВИСТЬ-НЕПРИЯЗНЬ / ЗАВИСТЬ-УНЫНИЕ / АГРЕССИВНОСТЬ / СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ / ENVY / ENVY-HOSTILITY / ENVY-DESPONDENCY / AGGRESSIVENESS / STRUCTURAL ORGANIZATION OF AGGRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уварова Галина Николаевна, Шевкиева Ногала Борисовна

Проведено исследование структурной организации компонентов агрессивности у подростков с разным уровнем зависти-неприязни и зависти-уныния. С помощью структурно-психологического анализа установлено, что изучаемые структуры у подростков со средним и высоким уровнем зависти-уныния являются гетерогенными, то есть качественно различаются по весу элементов. У подростков со средним уровнем зависти-уныния такая структура более согласованна, чем у подростков с высоким уровнем зависти-уныния, то есть у последних она более независима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL ORGANIZATION OF AGGRESSIVENESS IN ADOLESCENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF "END-NON-IMPRESSURE" AND "END-UNY"

The research of the structural organization of the components of aggressiveness in adolescents with different levels of envy-dislike and envy-despondency has been conducted. With the assistance of structural-psychological analysis, it has established that the structures of aggressiveness in adolescents with medium and high levels of envy-despondency are heterogeneous, that is, qualitatively differing in weight of elements in the compared structures. The structure of aggressiveness in adolescents with an average level of envy-despondency is more consistent, in adolescents with a high level of envy-despondency, on the contrary, the degree of functioning of the structure of aggressiveness is lower, that is the latter it is more independent.

Текст научной работы на тему «Структурная организация агрессивности у подростков с разным уровнем "зависти-неприязни" и "зависти-уныния"»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПСИХОЛОГИИ

УДК 159.99

Уварова Галина Николаевна

канд. психол. наук, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова», r. Элиста e-mail: gal. uvarova2012@yandex. ru

Шевкиева Ногала Борисовна

канд. психол. наук, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова», г. Элиста e-mail: [email protected]

Uvarova Galina

Candidate of Psychological Sciences, Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikova, Elista e-mail: gal. uvarova2012@yandex. ru

Shevkiyeva Nogala

Candidate of Psychological Sciences, Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikova, Elista e-mail: [email protected]

DOI 10.26425/1816-4277-2018-12-170-174

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ «ЗАВИСТИ-НЕПРИЯЗНИ» И «ЗАВИСТИ-УНЫНИЯ»

Аннотация. Проведено исследование структурной организации компонентов агрессивности у подростков с разным уровнем зависти-неприязни и зависти-уныния. С помощью структурно-психологического анализа установлено, что изучаемые структуры у подростков со средним и высоким уровнем зависти-уныния являются гетерогенными, то есть качественно различаются по весу элементов. У подростков со средним уровнем зависти-уныния такая структура более согласованна, чем у подростков с высоким уровнем зависти-уныния, то есть у последних она более независима.

Ключевые слова: зависть, зависть-неприязнь, зависть-уныние, агрессивность, структурная организация агрессивности.

STRUCTURAL ORGANIZATION OF AGGRESSIVENESS IN ADOLESCENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF «END-NON-IMPRESSURE» AND «END-UNY»

Abstract. The research of the structural organization of the components of aggressiveness in adolescents with different levels of envy-dislike and envy-despondency has been conducted. With the assistance of structural-psychological analysis, it has established that the structures of aggressiveness in adolescents with medium and high levels of envy-despondency are heterogeneous, that is, qualitatively differing in weight of elements in the compared structures. The structure of aggressiveness in adolescents with an average level of envy-despondency is more consistent, in adolescents with a high level of envy-despondency, on the contrary, the degree offunctioning of the structure of aggressiveness is lower, that is the latter it is more independent. Keywords: envy, envy-hostility, envy-despondency, aggressiveness, structural organization of aggressiveness.

Актуальность исследования зависти определяется современным состоянием общества, для которого характерно социально-экономическое неравенство между людьми. Зависть относят к психическому образованию, которое включает различные формы социального поведения и чувства по отношению к тем людям, которые владеют чем-либо, чем хочет обладать завидующий, но не обладает [1; 3; 5].

Зависть формируется как процесс сравнения и оценивания значимых характеристик предмета у субъекта, вызывающего зависть с предметными характеристиками личности. В результате такого сравнения зависть трансформируется в завистливость, что приводит к изменению отношения, проявлению агрессивности к субъекту, обладающему таким предметом.

Т. В. Бесковой с позиции системного подхода была разработана структурная организация отношения зависти. Автор выделяет онтологические уровни отношения зависти (психофизиологический, психологический, социально-психологический и социальный). В гносеологическом плане структурно-уровневая организация зависти включает базовые общесистемные уровни: метасистему (личность), систему (отношение зависти), субсистемы (отношение к превосходящему объекту, предмету его превосходства и самому себе), компоненты (когнитивный, аффективный, потребностный, поведенческий и нравственно-ценностный) и элементы [2].

© Уварова Г.Н., Шевкиева Н.Б., 2018. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2018. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Зависть имеет составляющие и проявления во всех сферах психики: в сфере чувств и эмоций, в когнитивной сфере, в поведении и деятельности [6].

Наиболее информативная классификация зависти представлена в работах Т. В. Бесковой. Автор рассматривает два вида зависти: «зависть-неприязнь» и «зависть-уныние» [1].

Завистливое отношение к субъекту, актуализирующему зависть, переживается как комплекс состояний (ярость, отчаяние, слабость, угнетенность, печаль) и связана с такими отношениями как ненависть, враждебность и презрение. Завистливое отношение приводит к проявлению вербальной агрессии, стремлению лицемерить, льстить, уничтожать другого как психологически, так и физически [3].

Цель исследования: выявить специфику структуры агрессивности подростков с разным уровнем «зависти-неприязни» и «зависти-уныния».

В исследовании приняло участие 46 подростков в возрасте 14-15 лет (25 мальчиков и 21 девочка).

Методики исследования: «Методика исследования завистливости личности» (С. Т. Бескова), опросник А. Басса-Дарки в адаптации Э. Ф. Зеера и Э. Э. Сыманюк, «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев).

Математическая обработка данных проводилась с помощью методов описательной статистики, сравнительной статистики (и-критерия Манна-Уитни), корреляционного анализа (г-Пирсона, г-Спирмена), структурно-психологического анализа по обобщенным показателям индекса организованности, интегративности и дифференцированности структуры (А. В. Карпов), метода экспресс-х2 для сравнения матриц и структуро-грамм на их «гомогенность-гетерогенность», предложенного А. В. Карповым.

В результате проведенной диагностики по методике С. Т. Бесковой установлено, что 37,0 % подростков имеют высокий уровень по шкале «зависть-уныние». Субъект зависти-уныния чувствует себя неуверенным, бессильным что-либо изменить, униженным, когда хвалят кого-то другого, считает успехи других незаслуженнымЬ. Только у 13,1 % подростков обнаружен высокий уровень по шкале «зависть-неприязнь». Субъект зависти-неприязни испытывает раздражение, озлобленность по отношению к тем людям, которые в чем-то его превосходят.

Обращает на себя внимание следующая закономерность: с повышением уровня «зависти-неприязни» увеличиваются все показатели форм агрессивных и враждебных реакций, кроме вербальной агрессии.

Эмпирически на основе сравнительного анализа, было установлено, что в группе подростков со средним уровнем «зависти-неприязни» уровень проявления раздражения (р=0,002) и подозрительности (р=0,031) более высокий, чем в группе с низкими значениями по данной переменной. Для субъекта зависти-неприязни свойственна готовность к проявлению грубости, избыточной осторожности.

Более высокий уровень проявления косвенной агрессии (р=0,024), раздражения (р=0,027), и на уровне статистической тенденции склонности к обиде, выявлен в группе подростков с высоким уровнем «зависти-уныния». Для субъекта зависти-уныния характерно проявление нетерпеливости, напряженности, а агрессия направляется на подменяющий объект.

На основании статистического анализа было установлено:

- более высокие показатели склонности к вспыльчивости и обидчивости обнаружены у подростков со средним уровнем «зависти-неприязни» и высоким уровнем «зависти-уныния». Завистливый субъект легко раздражается, не сдерживается, если незаслуженно упрекают, обижается на справедливые замечания других, на отсутствие внимания со стороны окружающих, на шутки друзей, а также обижается, когда говорят о его недостатках;

- более высокие показатели склонности к неуступчивости выявлены у подростков с высоким уровнем «зависти-уныния». Субъект зависти-уныния часто возражает окружающим, поступает всегда наперекор, тому, кто считает себя важной персоной.

Анализируя полученные результаты и выявляя статистически значимые различия по агрессивным и враждебным реакциям, а также по склонности к агрессивности у подростков с разным уровнем «зависти-неприязни» и «зависти-уныния», была выдвинута гипотеза о существовании различий в структурной организации компонентов агрессивности у подростков с разным уровнем завистливости.

Прежде, чем приступить к анализу структурной организации агрессивности, необходимо определить взаимосвязи между компонентами агрессивности и «завистью-неприязнью», «завистью-унынием».

По результатам корреляционного анализа можно сделать следующие выводы:

1) «зависть-неприязнь» и «зависть-уныние» значимо связаны со следующими компонентами агрессивности: косвенной агрессией, раздражением, обидой, подозрительностью, склонностью к наступательности, склонности к обидчивости;

2) «зависть-неприязнь» значимо связана с физической агрессией, вспыльчивостью и неуступчивостью;

3) для «зависти-уныния» обнаружены значимые взаимосвязи с бескомпромиссностью и мстительностью;

4) для вербальной агрессии и склонности к нетерпимости к мнению других не было найдено значимых связей ни с «завистью-неприязнью», ни с «завистью-унынием».

Дальнейшее исследование предполагает описание структурной организации агрессивности у подростков с низким и средним уровнем «зависти-неприязни», высоким и средним уровнем «зависти-уныния». С этой целью составлялись матрицы интеркорреляционных связей компонентов агрессивности, в частности, агрессивных и враждебных реакций, склонности к агрессивности. Каждая из матриц подсчитывалась отдельно для выделенных групп испытуемых через процедуру корреляционного анализа с применением г-критерия Спирмена (р<0,05 и р<0,01).

Затем были построены структурограммы значимо коррелирующих друг с другом компонентов агрессивности и подсчитаны структурные индексы - индекс когерентности структур, индекс дивергентности структур и общей организованности структуры [4]. В группе с низким уровнем «зависти-неприязни» установлены только положительные связи между всеми компонентами агрессивности, кроме вербальной агрессии и подозрительности. В группе со средним уровнем «зависти-неприязни» обнаружены положительные связи между компонентами агрессивности (не представлены в связях с компонентами агрессивности мстительность и неуступчивость), и отрицательная связь вспыльчивости и нетерпимости.

Структурограммы компонентов агрессивности с высоким и средним уровнем «зависти-уныния» представлены на рисунках 1 и 2.

Условные обозначения: ФА - физическая агрессия; КА - косвенная агрессия; Р - раздражение; О - обида; П - подозрительность; ВА - вербальная агрессия; Вс - вспыльчивость; Нс - наступа-тельность; Об - обидчивость; Нст - неуступчивость; Б - бескомпромиссность; М - мстительность; Нт - нетерпимость. Полужирной линией обозначены корреляции, значимые при р<0,01; тонкой линией - при р<0,05.

Составлено авторами по материалам исследования

Рис.1. Структурограмма компонентов агрессивности со средним уровнем зависти-уныния

Условные обозначения: ФА - физическая агрессия; КА - косвенная агрессия; Р - раздражение;О - обида; П - подозрительность; ВА - вербальная агрессия; Вс - вспыльчивость; Нс - наступа-тельность; Об - обидчивость; Нст - неуступчивость; Б - бескомпромиссность; М - мстительность; Нт - нетерпимость. Полужирной линией обозначены корреляции - корреляции, значимые при р<0,01; тонкой линией - при р<0,05.

Составлено авторами по материалам исследования Рис. 2. Структурограмма компонентов агрессивности с высоким уровнем зависти-уныния

В группе со средним уровнем «зависти-уныния» выявлены только положительные связи между всеми компонентами агрессивности, кроме нетерпеливости и подозрительности. В группе с высоким уровнем «зависти-уныния» обнаружены только положительные связи между компонентами агрессивности (не представлена в связях с компонентами агрессивности физическая агрессия).

На основе представленных данных были определены индексы структурной организации агрессивности у подростков с разным уровнем «зависти-неприязни» и «зависти уныния» (табл. 1).

Таблица 1

Значения индексов структурной организации агрессивности подростков с разным уровнем

«зависти-неприязни» и «зависти-уныния»

Индексы Зависть-неприязнь З ависть-уныние

Низкий уровень Средний уровень Средний уровень Высокий уровень

Индекс когерентности структуры 30 26 29 22

Индекс дивергентности структуры 0 2 0 0

Индекс общей организованности структуры 30 28 29 22

Составлено авторами по материалам исследования

Анализ данных, представленных в таблице 1, позволил сделать следующие выводы:

1) обнаружен сходный индекс организованности структуры в группах с разным уровнем «зависти-неприязни».

2) степень интегрированности (когерентности) структуры агрессивности в группе с высоким уровнем «зависти-уныния» ниже, чем в группе со средним уровнем «зависти-уныния».

Для описания качественного своеобразия структур агрессивности подростков с разным уровнем «зависти-неприязни» и «зависти-уныния», был проведен сравнительный анализ содержания базовых свойств структуры агрессивности для четырех групп. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Весовые значения агрессивности подростков с разным уровнем «зависти-неприязни»

и «зависти-уныния»

Вес компонента

Компоненты Зависть-неприязнь Зависть -уныние

низкий средний средний высокий

уровень уровень уровень уровень

Физическаяагрессия 5 4 5 0

Косвенная агрессия 10 6 8 2

Раздражение 6 3 2 6

Обида 4 3 2 4

Подозрительность 0 2 0 4

Вербальная агрессия 0 10 7 5

Склонность к вспыльчивости 7 5 2 5

Склонность к наступательности 8 11 15 4

Склонность к обидчивости 6 5 3 2

Склонность к неуступчивости 2 0 8 4

Склонность к бескомпромиссности 2 3 2 4

Склонность к мстительности 4 0 4 2

Склонность к нетерпимости к мнению других 6 4 0 2

Составлено авторами по материалам исследования

Данные, представленные в таблице 2, позволяют обнаружить базовые компоненты системы агрессивности у подростков с разным уровнем «зависти-неприязни» и «зависти-уныния».

Следует отметить, что базовым компонентом для низкого уровня «зависти-неприязни» является косвенная агрессия (W = 10). Для среднего ровня «зависти-неприязни» базовым компонентом, обеспечивающим структурную интегрированность системы агрессивности, является склонность к наступательности (W = 11). Базовым компонентом для среднего уровня «зависти-уныния» выступает склонность к наступательности (W = 15). В группе с высоким уровнем «зависти-уныния» не обнаружен базовый компонент, который бы способствовал структурной интегрированности системы агрессивности.

Матрицы интеркорреляционных связей, рассчитанные для всех четырех групп, были обработаны по методу экспресс-х2 на предмет их гомогенности-гетерогенности. Сравнение матриц интеркорреляций с низким уровнем и средним уровнем «зависти-неприязни» (р = 0,05) показало, что различия между компонентами агрессивности являются статистически значимыми. Следовательно, сравниваемые структуры агрессивности являются гомогенными, то есть качественно не различающимися по роли элементов в данных структурах. Сравнение интеркорреляционных матриц компонентов агрессивности со средним уровнем и высоким уровнем «зависти-уныния» показало статистически незначимые различия (р = 0,637). Данный факт указывает на то, что структуры агрессивности являются гетерогенными, то есть качественно различающимися по весу элементов в сравниваемых структурах.

Обобщение данных позволяет сделать заключение, что у подростков со средним уровнем «зависти-уныния» выше степень структурной организации агрессивности. Можно утверждать, что уровень выраженности «зависти-уныния» обусловливает различия в степени структурированности агрессивности. Это свидетельствует о том, что структура агрессивности у подростков со средним уровнем «зависти-уныния» является более согласованной, у подростков с высоким уровнем «зависти-уныния» напротив, степень функционирования структуры агрессивности ниже, то есть она является более независимой, снижение одних компонентов агрессивности не будет приводить к снижению других. Этот вывод сделан так же на основании того, что в данном исследовании установлено, что более высокий уровень агрессивности характерен именно для подростков с более высокими показателями «зависти-уныния».

Библиографический список

1. Бескова, Т. В. Методика исследования завистливости личности // Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - С. 127-141.

2. Бескова, Т. В. Структурная организация отношения зависти с позиции системного подхода // Социальная психология и общество. - 2013.- № 1. -С. 15-28.

3. Ильин, Е. П. Психология зависти враждебности и тщеславия. - СПб.: Питер, 2014. - 208 с.

4. Карпов, А. А. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности : монография / Ярославский государственныйун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2014. - 272 с.

5. Куницына, В. Н. Межличностное общение : учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. -СПб. : Питер, 2003. - 544 с.

6. Пилишина, А. В. Зависть в контексте межличностных отношений : дис. канд. психол. наук : 19.00.05. - СПб., 2015. - 179 с.

References

1. Beskova T. V Metodika issledovaniya zavistlivosti lichnosti [Method of research on the envy of the individual]. Voprosy psik-hologii, 2012, I. 2, pp. 127-141.

2. Beskova T. V. Strukturnaya organizatsiya otnosheniya zavisti s pozitsii sistemnogo podkhoda [Structural organization of the relationship of envy from the standpoint of a systematic approach]. Sotsialnaya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2013, I. 1, pp. 15-28.

3. Ilin E. P. Psikhologiya zavisti vrazhdebnosti i tshcheslaviya [Psychology of envy of hostility and vanity]. SPb.: Piter., 2014. 208 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Karpov A. A. Obshchiye sposobnosti v strukture metakognitivnykh kachestv lichnosti: monografiya [General abilities in the structure of the metacognitive qualities of the personality: monograph]. Yaroslavl: YarGU., 2014, 272 p.

5. Kunitsyna V. N., Kazarinova N. V., Pogolsha V. M. Mezhlichnostnoye obshcheniye: uchebnik dlya vuzov [Interpersonal communication: a textbook for universities]. SPb.: Piter., 2003. 544 p.

6. Pilishina A. V. Zavist v kontekste mezhlichnostnykh otnoshenii: dis. kand. psikhol. nauk: 19.00.05 [Century Envy in the context of interpersonal relations: dis. of cand. of psycho. Sciences: 19.00.05]. SPb, 2015, 179 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.