Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ»'

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / образовательные технологии в ДОО / образовательное событие / инициативность / preschool education / educational technologies in preschool / educational event / initiative

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игракова Оксана Викторовна, Борцова Мирослава Владимировна

Статья посвящена проблеме использования инновационной технологии «Образовательное событие» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в аспекте развития уровня инициативности. Подчеркивается актуальность и практическая значимость использования образовательных событий в работе с дошкольниками в свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Образовательное событие рассматривается как продуктивная педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни детского коллектива и каждого ребенка. Детская инициатива рассматривается как важнейший показатель развития детей старшего дошкольного возраста. В статье подробно указаны сущностные характеристики технологии «Образовательное событие» в сфере дошкольного образования. Представлено описание особенностей ее реализации на примере одного из разработанных и используемых в практике работы в ДОО образовательных событий. Авторами указаны основные трудности в использовании этой технологии. В статье приведены и проанализированы результаты проведенных диагностических методик выявления уровня инициативности старших дошкольников, представлен качественно-количественный анализ. Авторами экспериментально обоснован комплекс разработанных и апробированных в работе с детьми образовательных событий с точки зрения развития детской инициативы. В основу статьи положен вывод о результативности влияния используемой технологии «Образовательное событие» на уровень инициативности детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игракова Оксана Викторовна, Борцова Мирослава Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of using the innovative technology «Educational event» in working with older preschool children in the aspect of developing the level of initiative. The relevance and practical significance of the use of educational events in working with preschoolers in the light of the implementation of the federal state educational standard of preschool education is emphasized. An educational event is considered as a productive pedagogical technology for organizing and implementing significant events in the life of a children’s collective and each child. Children’s initiative is considered as the most important indicator of the development of older preschool children. The article details the essential characteristics of the «Educational Event» technology in the field of preschool education. A description of the features of its implementation is presented on the example of one of the educational events developed and used in the practice of working in the preschool educational institution. The author indicates the main difficulties in using this technology. The article presents and analyzes the results of the diagnostic methods used to identify the level of initiative of older preschoolers, presents a qualitative and quantitative analysis. The author has experimentally substantiated a set of educational events developed and tested in working with children from the point of view of the development of children’s initiative. The article is based on the conclusion about the effectiveness of the influence of the «Educational Event» technology used on the level of initiative of older preschool children.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ»»

выделены такие формы и виды организации воспитательной деятельности как Коучинг-сессии, Веб-квест, проектные площадки, клубы, кружки, беседы, экскурсии, спортивные мероприятия. Все они в своей совокупности способствуют формированию критического и творческого мышления, что является показателем воспитательных результатов.

Литература:

1. Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЭ«0 внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в РоссийскойФедерации" по вопросам воспитания обучающихся» // "Российская газета", N 174, 07.08.2020.

2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // "Собрание законодательства РФ", 08.06.2015, N 23, ст. 3357.

3. Ганаева, Е.А. Практика организации воспитательной деятельности в профессиональном образовании / Е.А. Ганаева, Е.Г. Матвиевская, О.Г. Тавстуха // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2022. -№4(236).-С. 13-20,-DOI 10.25198/1814-6457-236-13. -EDNECXPPL

4. Кувырталова, М.А. Традиции и инновации в практической подготовке будущего педагога как организатора воспитательной среды / М.А. Кувырталова // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. - 2021. - № S2-l(31). - С. 214-218. - EDN ВРСОТХ

5. Нор, К.Е. Формы воспитательной работы в образовательной организации высшего образования / К.Е. Нор,

B.C. Ивлева // Социально-экономический и гуманитарный журнал. - 2022. - № 2(24). - С. 176-188. - DOI 10.36718/25001825-2022-2-176-188. -EDNZFKJBG

6. Ободова, Ж.И. Интенсификация воспитательной деятельности в цифровой среде / Ж.И. Ободова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2022. - № 1(164). - С. 67-75. - EDN ZNRKEY

7. Перяшкина, A.A. Воспитательная деятельность в профессиональных образовательных организациях / A.A. Перяшкина, Е.В. Барабашкина, Е.В. Лукина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-4. - С. 243-246. - EDN MPJJLN

8. Подковко, E.H. Успешные практики социального влияния в процессе воспитания в системе высшего образования / E.H. Подковко, A.B. Сорокина // Воспитание и социальные выборы: новые контексты - новые решения: Материалы III Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием, Сургут, 16-17 апреля 2021 года / Под общей редакцией Н.С. Кожановой. Том Часть 1. - Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2021. - С. 39-43. - EDN MSMRSW

9. Рослякова, C.B. Подготовка специалистов к воспитательной деятельности / C.B. Рослякова, Т.Г. Пташко, Е.В. Моисеева, Е.М. Харланова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10, № 4(37). -

C. 188-192. - DOI 10.26140/anip-2021-1004-0045. - EDN THWRXL

10. Фролова, C.B. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях / C.B. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 2(35). - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-2-4. - EDN APDJTN

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Игракова Оксана Викторовна

Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани (г. Славянск-на-Кубани); кандидат психологических наук, доцент Борцова Мирослава Владимировна Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани (г. Славянск-на-Кубани)

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИИ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ»

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования инновационной технологии «Образовательное событие» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в аспекте развития уровня инициативности. Подчеркивается актуальность и практическая значимость использования образовательных событий в работе с дошкольниками в свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Образовательное событие рассматривается как продуктивная педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни детского коллектива и каждого ребенка. Детская инициатива рассматривается как важнейший показатель развития детей старшего дошкольного возраста. В статье подробно указаны сущностные характеристики технологии «Образовательное событие» в сфере дошкольного образования. Представлено описание особенностей ее реализации на примере одного из разработанных и используемых в практике работы в ДОО образовательных событий. Авторами указаны основные трудности в использовании этой технологии. В статье приведены и проанализированы результаты проведенных диагностических методик выявления уровня инициативности старших дошкольников, представлен качественно-количественный анализ. Авторами экспериментально обоснован комплекс разработанных и апробированных в работе с детьми образовательных событий с точки зрения развития детской инициативы. В основу статьи положен вывод о результативности влияния используемой технологии «Образовательное событие» на уровень инициативности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольное образование, образовательные технологии в ДОО, образовательное событие, инициативность.

Annotation. The article is devoted to the problem of using the innovative technology «Educational event» in working with older preschool children in the aspect of developing the level of initiative. The relevance and practical significance of the use of educational events in working with preschoolers in the light of the implementation of the federal state educational standard of preschool education is emphasized. An educational event is considered as a productive pedagogical technology for organizing and implementing significant events in the life of a children's collective and each child. Children's initiative is considered as the most important indicator of the development of older preschool children. The article details the essential characteristics of the «Educational Event» technology in the field of preschool education. A description of the features of its implementation is presented on the example of one of the educational events developed and used in the practice of working in the preschool educational institution. The author indicates the main difficulties in using this technology. The article presents and analyzes the results of the diagnostic methods used to identify the level of initiative of older preschoolers, presents a qualitative and quantitative analysis. The author has experimentally substantiated a set of educational events developed and tested in working with children from the point of

view of the development of children's initiative. The article is based on the conclusion about the effectiveness of the influence of the «Educational Event» technology used on the level of initiative of older preschool children.

Key words: preschool education, educational technologies in preschool, educational event, initiative.

Введение. ФГОС дошкольного образования ориентирует участников образовательных отношений, в частности педагогов детских садов, на внедрение современных образовательных технологий, обеспечивающих высокое качество образования, развитие способностей, творческого потенциала, самостоятельности и инициативности детей.

Одной из таких технологий, получивших распространение в последние годы, стала технология «Образовательное событие». Технология «Образовательное событие» основывается на идее, что обучение должно происходить через взаимодействие между участниками образовательного процесса (в игре со множеством связанных между собой сюжетов), а не через передачу готовых знаний и умений. В основе этой технологии лежит идея о том, что каждый ребенок является активным участником образовательного процесса и может самостоятельно находить решения для возникающих проблем [4].

Зарубежные исследователи фокусируют свое внимание на вопросе детской инициативы в ДОО, но не связывают ее с используемыми технологиями. Так, например, в работе Б.Г. Джоровой (Blaga Georgieva Dzhorova) рассматриваются возможности образовательной среды детского сада для стимулирования инициативы, активности и самостоятельности ребенка. Исследование Б.Г. Джоровой проводилось в 35 группах детских садов разных населенных пунктов Болгарии. Полученные результаты свидетельствуют о том, что существует образовательная среда, создающая предпосылки для активного участия ребенка в различной деятельности - игре, обучении, общении, труде, а также для выражения детской самостоятельности и проявления инициативы [8].

В первой части работы Д. Фрей и М. Фрезе (Doris Fay & Michael Frese) на результатах из 11 выборок показано, что личная инициатива значимо связана с «номологической сетью переменных», основанной на: поддержке от окружающей среды; знаниях, навыках и когнитивных способностях; личностных качествах и ориентациях. Во второй части статьи представлен новый анализ, выполненный в рамках лонгитюдного исследования в Восточной Германии и в котором авторами рассматривается влияние на личную инициативу мотивационных параметров (стремления к контролю, самоэффективности и ориентации на изменения) и когнитивных способностей испытуемых [9].

В работе М. Прайс-Митчелл (Marilyn Price-Mitchell) указывается на тот факт, что инициатива помогает детям ориентироваться в жизни «с мужеством и оптимизмом». Она, по мнению автора, направляет наше внимание к сложной цели и помогает преодолевать препятствия, требуя сочетания внутренней энергии и внешних действий. Три важных элемента деятельности, которые помогают детям проявлять инициативу: выбор деятельности, среда, «которая содержит правила», и продолжительность деятельность. М. Прайс-Митчелл связывает инициативу с эмоциональным интеллектом и говорит о том, что она составляет около 75% успеха в жизни. Дети, которые успешно учатся проявлять инициативу, проводят в два раза больше времени в хобби и спорте, чем дети с низкими показателями. Родители могут помочь детям научиться проявлять инициативу, предлагая им решать свои проблемы и направляя их на путь успеха [10]. Последний тезис связывает идеи автора с рассматриваемой нами технологией.

В свою очередь событийный подход к формированию инициативности детей прослеживается в трудах многих отечественных ученых, таких как A.C. Макаренко, Б.Д. Эльконин, В.И. Слободчиков, Л. Логинова и др.

В отечественной литературе подчеркивается, что образовательное событие — это специально организованный педагогический процесс, направленный на активное участие детей в решении поставленных задач и проблем. Оно предполагает создание условий для проявления ребенком своей активности, самостоятельности, творчества и взаимодействия, т. е. инициативы во взаимодействии с другими детьми и взрослыми [6].

Детская инициативность — это активность ребенка, направленная на изучение окружающего мира, проявление инициативы в различных видах деятельности. Инициативность проявляется в самостоятельном и активном принятии решений и планировании своих действий [31.

Проблема использования рассматриваемой нами технологии в педагогической практике дошкольного образования связана с ее новизной и, как следствие, недостаточным ресурсно-методическим обеспечением и описанным опытом практической реализации. Отсутствие работ о влиянии образовательных событий (как используемой технологии в работе с дошкольниками) на уровень их инициативности определило актуальность настоящего исследования.

Изложение основного материала статьи. Данное исследование было организовано и проведено на базе двух старших групп дошкольников общим количеством 40 детей (экспериментальная и контрольная группы) в МАДОУ д/с к/в №15 (г. Славянск-на-Кубани Краснодарского края).

Для определения исходного уровня развития инициативности детей были использованы две диагностические методики.

Результаты диагностики старших дошкольников по методике А.М.Щетининой [7], представленные в таблице 1, свидетельствуют о незначительном проценте детей с высоким уровнем инициативности. Дети со средним уровнем инициативности выполняют чаще пассивные роли в играх, не выступают инициатором какой-либо деятельности, предпочитают передать инициативу в каком-либо деле более активным воспитанникам, принимают участие в выполнении заданий, но не всегда проявляют лидерские качества. Дошкольники с низким уровнем инициативности в целом стремятся выполнять деятельность, но с отсутствием конкретной цели, эти дети увлечены процессом и не предлагают новых идей; по мере завершения времени или исчерпания материала процесс завершается; заранее конкретная цель у ребенка не формируется; название продукта деятельности появляется после окончания процесса.

Таким образом, у большинства исследуемых дошкольников наблюдается низкий уровень этого важного качества. Итоги первичной диагностики показали, что уровень инициативности у разных групп испытуемых примерно одинаковый.

Таблица 1

Исходный уровень инициативности у дошкольников по А. М. Щетининой

Группа Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Количество Процент Количество Процент Количество Процент

Экспериментальная 11 55 8 40 1 5

Контрольная 10 50 9 45 1 5

Для уточнения полученных результатов в плане индивидуально-личностных особенностей в экспериментальной группе детей использовалась методика H.A. Коротковой и П.Г. Нежнова (диагностика пяти сфер инициативы) [2], при которой оценка затрагивает интеллектуальную и мотивационную сферы личности ребенка (его умственных способностей к осуществлению каких-либо действий и желания их осуществлять). Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень инициативности дошкольников по методике H.A. Коротковой и П.Г. Нежнова

Сферы инициативы Уровни

Низкий Средний Высокий

Творческая инициатива 5% 70% 25%

Познавательная инициатива - любознательность 5% 65% 30%

Двигательная инициатива 10% 55% 35%

Коммуникативная инициатива 10% 65% 25%

Инициатива как целеполагание и волевое усилие 10% 60% 30%

Результаты проведенной диагностики выявили ряд воспитанников, соответствующих в различных сферах инициативы уровню, характерному в норме для 4-х летнего возраста, и обозначили проблемы у детей экспериментальной группы не по одной, а по нескольким сферам инициативы.

Конструктивным решением в данном случае стало планирование образовательной деятельности в экспериментальной группе детей на основе использования технологии «Образовательное событие» с акцентом на развитие инициативности.

На втором этапе исследования был разработан и реализован комплекс образовательных событий для детей старшей группы детского сада в летний период. Среди них были в том числе такие события, как «Новый дом для Лесовичка», «Удивительная кожа» и «Как живут пчелы?» [1].

Образовательное событие дает возможность сформировать определенные техники работы, которые помогают детям осваивать пространства неизвестного и активизируют их образовательную активность. Это также является способом включения детей в разные формы коммуникации и создания интереса к продуктам деятельности. Благодаря этому дети начинают принимать субъектную позицию по отношению к своим образовательным результатам.

Сущность образовательного события состоит в том, чтобы создать специальные условия для детской деятельности, и тогда полученный опыт, осмысливаемый и осознаваемый, становится средством для достижения новых, более высоких

Основой события является совместная деятельность, которая предполагает следующие аспекты:

- участие педагога в деятельности наравне с детьми;

- добровольное присоединение детей к деятельности;

- свободное общение и передвижение детей во время мероприятия;

- открытый временной конец, позволяющий каждому ребенку работать в своем темпе.

Отличительными особенностями использования технологии «Образовательное событие» с детьми дошкольного возраста являются:

1. в основе лежит сюжет, который разворачивается во времени и включает множество интересных вопросов;

2. вся группа детей активно участвует в деятельности;

3. принцип «здесь и сейчас» подразумевает участие всех детей, при этом за пределы группы выходит лишь небольшая их часть;

4. педагог создает условия, в которых мини-проект будет одним из необходимых элементов мероприятия;

5. результат имеет большое значение для дальнейшего развития события.

Мини-проект, создаваемый в рамках образовательного события, может быть охарактеризован, исходя из классификации М.Б. Солодкого [5], как краткосрочный аудиторный групповой проект, направленный на применение новых знаний на практике.

За кажущейся на первый взгляд «легкой» игровой формой образовательного события скрываются тщательно продуманные и спланированные взрослым занятия, направленные на развитие у ребенка универсальных качеств, необходимых доя жизни (коммуникативных и познавательных способностей, саморегуляции), а также на получение более конкретных предметных навыков, которые помогут ему успешно учиться в школе. Без этих навыков ближайшее будущее может оказаться сложным для ребенка.

Каждое образовательное событие включает в себя несколько образовательных ситуаций, которые создаются по инициативе детей или педагога и предполагают решение проблемных задач с помощью наблюдений, экспериментов, исследований и обсуждения. Дети обычно используют различные виды деятельности (игровую, конструктивную, изобразительную, коммуникативную и другие), чтобы достичь цели и задач события.

При выборе темы образовательного события важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и наблюдения педагога и родителей. Например, родители одного ребенка заметили, что он проявляет большой интерес к покраске забора, один из родителей и поделился с воспитателем. В результате авторским коллективом совместно с воспитателем Е. С. Тараненко было запланировано, разработано и проведено с дошкольниками образовательное событие «Новый дом для Лесовичка», в основе которого специально созданная легенда о случившемся по вине туристов в лесу пожаре и сгоревшем доме лесного жителя - охранника природы Лесовичка, от которого детям пришло письмо с просьбой помочь построить новый дом.

Таким образом, возникает образовательное событие, при котором у детей:

- есть цель - помочь Лесовичку;

- имеется необходимость узнать новое знание, в связи с тем, что есть запрос на них (функции и элементы дома, их назначение, материалы доя строительства, виды домов, строительные профессии, предметы доя строительства и ремонта, средства для огнетушения, правила безопасности и прочее);

- есть необходимость в выполнении действий, результатом которого является конкретный конечный продукт (проект) -дом, построенный собственными руками в соответствии с замыслом (в данном случае оформленный домик, выполненный из картонной коробки).

Особая роль в реализации образовательного события принадлежит практической деятельности детей, в том числе коллективной. В ходе образовательных ситуаций дошкольникам предоставляется возможность быть «строителями», выполняя непривычные и желаемые действия настоящими строительными инструментами в соответствии с собственной

инициативой: закрепить скотчем стены и крышу, окрасить краской с помощью валиков и кистей наружные и внутренние стены дома, украсить их росписью и рисунками, изготовить и прикрепить на крыше гнездо для ласточки, придумать и нарисовать знаки пожаробезопасности и т.д.

Одной из особенностей указанной технологии является то, что образовательная ситуация продолжается ровно столько, сколько поддерживается интерес детей к ней. Поэтому основную трудность в реализации образовательного события как технологии мы видим в умении педагога «слышать голос ребенка», исходить из его интересов и необходимости в любой момент «перестроиться» в ходе образовательной ситуации в силу не четко прогнозируемого ее исхода. Важно, чтобы воспитатель не пытался контролировать развитие образовательного события, а помогал детям выдвигать свои идеи, подчеркивая их значимость для достижения общей цели. Игра является формой реализации образовательного события и предполагает, что воспитатель занимает позицию консультанта, помогая детям проявлять свои возможности и способности, а не навязывая свои представления.

Несмотря на некоторые трудности, связанные с внедрением технологии «Образовательное событие», уже наблюдается положительный эффект от ее использования в развитии детей дошкольного возраста. Также педагоги, которые применяют эту технологию в своей работе, проявляют повышенный интерес к такой деятельности.

С целью проверки эффективности использования технологии «Образовательное событие» в аспекте развития детской инициативы был проведен третий (контрольный) этап исследования.

Полученные результаты (таблица 3) анализировались и сравнивались с результатами первого этапа исследования. В ходе анализа выявлялась динамика в развитии инициативности у детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 3

Уровень инициативности у дошкольников по A.M. Щетининой на контрольном этапе исследования

Группа Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Количество Процент Количество Процент Количество Процент

Экспериментальная 7 35 9 45 4 20

Контрольная 9 45 9 45 2 10

Полученные результаты показали, что определенный процент детей экспериментальной группы перешел на новый уровень инициативности. В экспериментальной группе старших дошкольников вырос процент детей с высоким уровнем инициативности (на 15%) и сократилось количество дошкольников с низким уровнем (на 20%). По итогам проделанной работы большая часть дошкольников экспериментальной группы обладает средним или высоким уровнем развития инициативности, что говорит о развивающем эффекте использования описанной технологии в работе с детьми.

Результаты контрольной группы детей изменились незначительно.

Качественный анализ результатов применения технологии «Образовательное событие» позволяет говорить, что технология оказала влияние следующего характера:

• жизнь группы стала более радостной и позитивной;

• дети стали демонстрировать большую активность в игровых ролях, чаще выступать инициаторами деятельности, принимать инициативу в ходе выполнения задач и стремиться к лидерству; благодаря образовательному событию у детей появляется возможность свободно высказываться, принимать решения;

• образовательные события способствовали интеграции разных видов детской деятельности;

• было создано эффективное образовательное пространство, нацеленное на социально-коммуникативное и познавательное развитие детей. Образовательные события помогли систематизировать и обобщить знания детей, привести их к единой картине мира;

• мотивация педагогов и детей к обучению и познанию значительно повысилась;

• взаимодействие участников образовательных отношений изменилось в лучшую сторону.

Выводы. Образовательное событие — это технология организации значимых событий в дошкольном коллективе и для отдельного ребенка. Она позволяет обеспечить достижение целевых ориентиров ФГОС ДО. Событие может быть коротким или длительным, но оно всегда значимо и оставляет след в душе ребенка. Использование технологии «Образовательное событие» в работе со старшими дошкольниками способствует формированию целостного представления об окружающем мире и своем месте в нем.

Использование технологии «Образовательное событие» положительно влияет на детскую инициативу. Результаты исследования подтверждают положительную динамику в старшей дошкольной группе, где высокий и средний уровень инициативы стали преобладать над низким уровнем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1.Игракова,О.В. Технология «Образовательное событие». Интегративный подход к реализации / О.В.Игракова, Г.П. Ходусова // Дошкольное воспитание. - 2022. - № 5,- С. 8-15

2. Короткова, H.A. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / H.A. Короткова, П.Г. Нежнов. - Москва: Линка-Пресс, 2014. - 49 с.

3. Кричевцова, E.H. Детская инициативность: сущность и технологии поддержки / Е.И Кричевцова // Молодой ученый. -2019. -№ 27 (265). - С. 258-260. - URL: https://moluch.ru/archive/265/61365/ (дата обращения: 17.08.2023)

4. Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет: методическое пособие / [Л. Логинова]; под ред. O.A. Шиян,-Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. - 88 с.

5.Солодкий,М.Б. Метод проектов как современная образовательная технология: использование языка Python в проектной деятельности обучающихся / М.Б. Солодкий // Образовательные технологии. - 2023. - № 2. - С. 47-57

6. Управление дошкольным образованием: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. H.A. Виноградовой, Н.В. Микляевой. - Москва: Юрайт, 2019. - 394 с.

7. Щетинина, A.M. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие / A.M. Щетинина. -Великий Новгород: Новгородский государственный университет, 2000. - 88 с.

8. Dzhorova, В. The preschool child: Initiative, active and independent / B. Dzhorova 11 4th International e-Conference on Studies in Humanities and Social Sciences. - Belgrade: Center for Open Access in Science, 2019. - Pp. 215-226

9. Fay, D. The nature of personal initiative: Self-starting orientationand proactivity / D. Fay & M. Frese 11 Paper presented at the annual conference of the Society for Industrial and Organizational Psychology. - Dallas, 1998.

10. Price-Mitchell, M. How Kids Learn to Take Initiative and Overcome Challenges / M. Price-Mitchell 11 Roots of Action. -URL: https://www.rootsofaction.com/take-initiative-kids (дата обращения: 15.01.2019)

Педагогика

УДК 316.647.5

аспирант Иргалиева Эльвира Конасовна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)

СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОСТЬ КАК БАЗИС ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. Сегодня одним из необходимых условий успешного функционирования любого образовательного учреждения является создание толерантного образовательного пространства. Только при благоприятном социальном климате внутри образовательного учреждения и системы образования можно говорить об эффективности образовательного процесса, что делает тему исследования весьма актуальной. Студентоцентрированность здесь рассматривается как сотрудничество всех участников образовательной среды, где главной задачей педагога является понимание интересов обучающегося, уметь слушать студента, вести с ним диалог. Целью данной статьи является обобщение опыта современного казахстанского вуза по формированию толерантного образовательного пространства путём вовлечения обучающихся в организацию учебного и воспитательного процессов вуза, студенческое самоуправление. В ходе проделанной работы выявлено, что необходимыми условиями формирования толерантного образовательного пространства в процессе студентоцентрированного обучения является активное участие обучающихся в самостоятельной общественной деятельности студентов (студенческое самоуправление, молодёжные организации, волонтёрские движения и др.), а также наличие каналов обратной связи (телефон доверия, виртуальный и реальные ящики отзывов и предложений, анкетирование и др.). В заключении даны некоторые общие рекомендации по формированию толерантного образовательного пространства вуза и усилению студентоцентрированной направленности.

Ключевые слова: толерантное образовательное пространство, студенческая молодёжь, образовательный процесс, студенческое самоуправление, современный вуз, студентоцентрированное обучение.

Annotation. Today, one of the necessary conditions for the successful functioning of any educational institution is the creation of a tolerant educational space. Only with a favorable social climate within an educational institution and the education system can we talk about the effectiveness of the educational process, which makes the research topic very relevant. Student-centricity is considered here as the cooperation of all participants in the educational environment, where the main task of the teacher is to understand the interests of the student, to be able to listen to the student, to conduct a dialogue with him. The purpose of this article is to summarize the experience of a modern Kazakh university in the formation of a tolerant educational space by involving students in the organization of educational and educational processes of the university, student self-government. In the course of the work done, it was revealed that the necessary conditions for the formation of a tolerant educational space in the process of student-centered learning are the active participation of students in independent social activities of students (student self-government, youth organizations, volunteer movements, etc.), as well as the availability of feedback channels (helpline, virtual and real boxes of feedback and suggestions, questionnaires, etc.). In conclusion, some general recommendations are given on the formation of a tolerant educational space of the university and the strengthening of student-centered orientation.

Key words: tolerant educational space, student youth, educational process, student self-government, modern university, student-centered learning.

Введение. Сегодня высшее учебное заведение, являясь одним из главных институтов воспитания, должен отвечать запросам современного общества в полноценной и гармонично развитой личности, обладающей набором не только профессиональных качеств, но и сформированных ценностных установок. Формирование студента как целостной личности возможно в условиях толерантного образовательного пространства, где обучающийся чувствует свою значимость, участвуя в учебной и воспитательной деятельности вуза, где имеет возможность внести свои предложения и предпочтения по совершенствованию образовательного процесса. Здесь мы акцентируем внимание на студентоцентрированности как базисе формирования толерантного образовательного пространства.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая студентоцентрированное обучение как процесс, способствующий развитию образовательных программ с точки зрения потребностей, устремлений и потенциала студентов, как учебный процесс, требующий сотрудничества между преподавателями и обучающимися по актуальным проблемам, возникающим в процессе обучения, обратимся к педагогике сотрудничества, направлению российской педагогики 80-х годов XX века идейным вдохновителем которой стал Симон Львович Соловейчик. Одним из основополагающих принципов педагогики сотрудничества является взаимодействие педагога и обучающегося, доброжелательное и внимательное отношение к их высказываниям, поощрение идей и мыслей, даже плохих или неправильных, содействие активности и сотрудничество в поиске решений. Следовательно, актуализируется студентоцентрированность как базис формирования толерантного образовательного пространства.

Одним из основных принципов студентоцентрированного обучения описанных В.И Байденко и Н.А. Селезнёвой [1, С. 127], является тесное сотрудничество между студентами, преподавателями и персоналом вуза в достижение общего понимания в отношении актуальных проблем, возникающих в процессе обучения, что делает изучение мнения студентов об эффективности образовательного процесса важным условием формирования толерантного образовательного пространства.

По мнению Л.Г. Пак [2, С. 212] в настоящее время система профессионального образования включает, с одной стороны, толерантное образовательное пространство с позиции приоритетности студентоцентрированости, с другой -саморазвитие личности, результатом которых является согласование обоюдных требований и ожиданий, что свидетельствует о том, что от учитывания мнения всех участников образовательного процесса напрямую зависит его эффективное функционирование.

Толерантное образовательное пространство - это готовность субъектов образовательного процесса к гуманному сотрудничеству, взаимодействию, диалогу, повышение коммуникативной культуры и обоюдной ответственности всех участников образовательного процесса.

Одной из приоритетных задач современного вуза является создание условий для гармоничного и полноценного развития личности студента, а для решения этой задачи необходимо учитывать мнения обучающихся по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.