в течение 5Уг—6х/2 мес, в III поясе — в течение 4г/г мес, а в IV и V — на протяжении 1/2—2V4 мес.
3. При исследовании функционального состояния зрительного анализатора у учащихся при совмещенном освещении с использованием различного спектрального состава люминесцентных ламп (ЛБ и ЛЕ) при аналогичных уровнях освещенности установлены лучшие показатели видимости, латентного периода зрительно-моторной реакции и работоспособности при лампах ЛЕ. В связи с этим, при устройстве системы совмещенного освещения должны применяться люминесцентные лампы ЛЕ.
ЛИТЕРАТУРА
Гусев Н. М. — Труды ин-та строительной физики Госстроя СССР, 1975, вып. 13, с. 4— 12.
Жилое Ю. Д. Проблема искусственного светового и ультрафиолетового климата в гигиене детей и подростков. Дис. докт. М., 1969. Понурое А. И.— Труды ин-та строительной физики Госстроя СССР, 1974, вып. 9, с. 83—91.
Соловьев С. П., Маневич Е. 3. — В кн.: Светопрозрачные ограждения общественных зданий. М., 1977, с. 12—21.
Поступила 25/111 1979 г.
HYGIENIC EVALUATION OF MIXED ILLUMINATION IN SCHOOL CLASSROOMS
M A. Sharova and V. J. Belyavskaya
Physiologic studies have shown that the most suitable source of additional, arti ficial light in classrooms using mixed (natural plus artificial) illumination are fluorescent lamps of the LE type that generate light whose spectral composition is closer to that of daylight than with other types of lamp. It has also been found that LPO-23 lamps are more light efficient than ShOD-2X4Q lamps.
УДК 6J2.821.2-057.875:378.637
А. И. Емец
ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Луцкий педагогический институт им. Леси Украинки
Для выявления особенностей умственной работоспособности студентов факультета физического воспитания педагогического института на протяжении обучения в вузе, а также зависимости показателей умственной работоспособности от спортивной специализации и уровня мастерства мы провели эксперимент со студентами Луцкого педагогического института им. Леси Украинки. Обследовано 206 студентов факультета физического воспитания всех 4 курсов. По наиболее массовым спортивным специализациям картина на каждом курсе была следующей: на I курсе занимающихся легкой атлетикой было 39,6%, спортивными играми — 29,3%, остальными видами спорта (гимнастикой, велоспортом — 31,1%, на IJ курсе — 43,7, 29.1 и 27,2%, на III курсе — 37,5, 31,2 и 31,3%, на IV курсе — 28,8, 36,5 и34,4% соответственно.
В качестве показателей умственной работоспособности исследовали параметры краткосрочной памяти. Последняя обладает большой информативностью в плане умственной работоспособности и может быть положена в основу объективной оценки напряжения умственной деятельности. Мы применяли методику, основанную на установлении числа сигналов, которые человек может освоить с одного предъявления (И. А. Кулак).
Длй определения показателей умственной работоспособности использовали 10 семисигнальных комплексов, состоящих из гласных букв (О, И, А, Ю, Е, Ы, У). Эксперименты проводили в отдельной аудитории для 4 че-
2»
35
ловек одновременно в утренние часы на протяжении ноября. По условиям эксперимента комплекс демонстрировался на отдельном бланке 5 с, после чего испытуемым необходимо было записать на отдельной карточке сигнальный комплекс. После ответных реакций им демонстрировали второй сигнальный комплекс и так один за другим все 10. При проверке учитывали все допущенные ошибки (очередность, пропуски и др.). За показатель брали число правильных ответов. Определяли объем краткосрочной памяти по сумме правильных ответов во всех комплексах, разделенных на их число (10), и устойчивость по степени разброса полученных данных при освоении 10 сигнальных комплексов.
Анализ полученных в ходе эксперимента результатов показал, что студенты факультета физического воспитания осваивают из каждого семисиг-нального комплекса 4,38 сигнала. Среднее квадратическое отклонение 0,74. На протяжении обучения в институте объем краткосрочной памяти не оставался постоянным. Лучшие показатели объема памяти оказались у студентов II курса, которыми освоено в среднем 4,70±0,87 сигнала. Различия между показателями студентов этого курса и остальных курсов статистически значимы (Р<0,05). Второкурсники в 57,7% случаев запоминали 5— 7 сигналов, у студентов же I, III и IV курсов процент случаев запоминания стольких сигналов составил соответственно 44,9 45,3 и 41,9. Наибольшее количество случаев освоения (23 %) у студентов 11 курса пришлось на 5 компонентов, в то время как у студентов остальных курсов — на 4 компонента (на I курсе 22,7%, на III курсе —21,4%, на IV курсе — 23,2%). Самый низкий показатель объема памяти был у студентов IV курса, которые осваивали 4,16±0,87 сигнала из каждого комплекса. Результаты, полученные по IV курсу, согласуются с литературными данными об уменьшении умственной активности у студентов последнего года обучения (В. К. Замаренов). Полученные результаты дают возможность составить представление о динамике умственной работоспособности студентов за весь период их обучения в институте. Более низкие показатели студентов I и IV курсов объясняются разными причинами: у первых — сложностью процесса адаптации, v вторых — сменой интересов и перераспределением сфер проявления социальной активности (Г. С. Туманян и соавт.). Одной из причин более низкой работоспособности студентов IV курса является, очевидно, уменьшение систематических физических тренировок. Студенты IV курса факультета физического воспитания к этому времени в подавляющем большинстве имеют необходимые спортивные разряды, и интерес к спортивному совершенствованию у них ниже, чем у студентов предыдущих годов обучения.
В подтверждение можно привести результаты исследования по выявлению интересов к спортивному совершенствованию. Лишь 23,4% студентов IV курса были более заинтересованы в спортивном совершенствовании по сравнению с учебной, общественной и научно-исследовательской работой. На I курсе наибольший интерес к спортивному совершенствованию проявляли 80,8% студентов, на II курсе — 52%, на III курсе — 39,6%. Полученные при исследованиях данные позволяют сделать вывод не только о более высоких показателях краткосрочной памяти у учащихся II курса, но и проследить за ее состоянием у студентов, занимающихся различными видами спорта. В таблице приведены результаты экспериментов с учетом спортивной специализации. Лучший показатель отмечен у студентов, занимающихся плаванием. Наибольший процент случаев освоения (25,3) у них приходился на 7 компонентов. Пловцы в 59,8% случаев осваивали 5—7 сигналов. По среднему показателю объема памяти они значительно превосходили студентов, занимающихся другими видами спорта (Ж0,05). Можно предполагать (сравнительная малочисленность этой группы спортсменов не позволяет сделать достаточно аргументированных выводов), что это связано с водной средой, оказывающей влияние на зрительный анализатор, и в конечном счете отражается на результатах краткосрочной памяти. Из наиболее массовых спортивных специализаций достоверно лучшие ре-
Среднегрупповые показатели усвоения количества сигналов студентами в связи со спортивной специализацией
Показатель Процент случаев усвоения сигналов
легкая атлетика (55 человек) спортивные нгры (50 человек) борьба (22 человека) плавгние (13 человек)
Число предъявленных компонен-
тов:.
1 5 3,4 5 1,6
2 12,7 10,6 12,6 6,9
3 18,1 17,4 20,4 13,8
4 24,1 19,8 22,2 16,9
5 17,8 •22.2 18,1 16,9
6 8,8 9 10,4 17,6
7 12,9 17,6 10,4 25,3
Объем памяти, усл. ед. 4,11^0,67 4,44—0,95 4,072=0,68 4,93^0,95
Устойчивость, % 16,3 21,3 16,7 19,2
зультаты показали студенты, занимающиеся спортивными играми. Наибольшее количество случаев освоения (22,2%) у них приходится на 5 компонентов, в то время как у занимающихся легкой атлетикой и борьбой — на 4 компонента. Специалисты по спортивным играм в 48,8% случаев осваивали 5— 7 сигналов, а у легкоатлетов и борцов этот показатель составил 39 и 38,9% соответственно. В игровом поединке к психике спортсмена предъявляются повышенные требования. В игре каждый участник учитывает окружающую обстановку, внимательно следит за мячом и перемещением игроков, запоминает тактические приемы и др. В индивидуальных видах спорта перечисленные требования не имеют столь большого значения.
Для определения показателей памяти в связи со спортивным мастерством мы проанализировали результаты высококвалифицированных спортсменов. В группу входило 5 мастеров спорта и 17 кандидатов в мастера. Средний показатель краткосрочной памяти у лиц этой группы составил 4,33±1,00. Наибольший процент освоения у них приходился на 4 компонента. Таким образом, показатели у высококвалифицированных спортсменов не имели достоверных отличий от показателей остальных испытуемых. Наши данные согласуются с литературными, указывающими на отсутствие достоверных различий в показателях краткосрочной памяти у спортсменов и учащихся средней школы (М. Э. Тынтс).
Устойчивость непосредственного объема памяти на всех этапах исследования существенных различий не имела (разница не превышала 10%).
ЛИТЕРАТУРА
Замаренов В. К. — Теор. и практ. физ. культуры, 1972, № 2, с. 46—52.
Кулак И. А. Психические и физиологические функции организма человека и система
НОТ. Минск, 1974. Туманян Г. С. и др. — Теор. и практ. физ. культуры, 1976, № 5, с. 48—51. Тынтс М. Э. Изучение параметров внимания, памяти и психомоторики с учетом физической подготовленности и пола испытуемых. Автореф. дис. канд. Тарту, 1975.
Поступила 15/XI 1978 г.
MENTAL EFFICIENCY OF STUDENTS AT THE PHYSICAL EDUCATION FACULTY OF A PEDAGOGICAL INSTITUTE
A. I. Emets
Presents results ol a study into the mental working efficiency of students engaged in sporting activities. Shows that the mental efficiency of student sportsmen is related to the year of studies in the institute and to the specialization in sports
chosen by them, but is not related to the level of achievement in sports. Concludes that in optimizing the learning process at the faculty, account should be taken of the sporting qualification and specialization of the students and of the year of their studies.
УДК 614.72-071.3:546.214
М. Т. Дмитриев, Ю. Д. Губернский, Ты Хыу Тхием, М. П. Захарченко,
Л. Ю. Преображенский
ОЗОННЫЙ ИНДЕКС КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СТЕПЕНИ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Воздушная среда жилых и общественных зданий загрязняется не только в результате выделения продуктов жизнедеятельности человека, но и вследствие деструкции полимерных отделочных материалов, при приготовлении пищи (например, продуктами неполного сгорания газа), стирке белья, разложении пищевых отходов и др. (Г. И. Сидоренко и соавт.). Поэтому в воздушной среде обычно одномоментно содержится до нескольких десятков различных токсичных веществ в различных концентрациях (Ю. Д. Губернский и соавт.), что существенно затрудняет ее гигиеническую оценку. Аналогичное положение существует и с загрязнением атмосферного воздуха современных городов (М. Т. Дмитриев, 1975; 51тзоп)ч
Поскольку характер комбинированного действия сложной смеси многих веществ, идентифицированных с помощью хромато-масс-спектрометрии, неизвестен, следовательно, обнаруженные концентрации могут быть использованы лишь для подсчета суммарного или условного показателя загрязненности. На полный хромато-масс-спектрометрический анализ одной пробы воздуха и подсчет показателя загрязненности затрачивается весьма много времени. Кроме того, для его установления необходимо располагать сложным современным оборудованием (хромато-масс-спектрометром с электронно-вычислительной машиной). Все это обусловливает необходимость поиска и обоснования также интегральных физико-химических показателей, позволяющих с помощью несложного оборудования производить экспрессную гигиеническую оценку воздушной среды.
Исходя из результатов экспериментальных и натурных исследований, в качестве такого интегрального показателя мы избрали озонный индекс, указывающий на степень загрязненности воздушной среды и основанный на определении скорости распада добавляемого в исследуемый воздух озона:
где Я — озонный индекс загрязненности (в мг/м3); 5 — скорость распада озона в воздухе (в мкг/м3-мин), Ю3] — концентрация озона в воздухе в момент измерения (в мкг/м3).
Для расчета озонного индекса загрязненности необходимо располагать лишь простейшим озонирующим устройством (озонатором с вентилятором) и методикой (например, роданоферратной) либо прибором для измерения концентрации озона
100
Зависимости концентрации озона в воздушной среде помещений от длительности измерения при различном числе испытуемых.
По оси абсцисс — длительность измерения (в мин); по оси ординат — концентрация озона (в мкг/м'); I — 1 человек; г — 3 человека; 3 — 5 человек.