Реализация данной системы работы имеет положительные результаты. Есть ученики, которые во внеурочное время совершают пробежки. На уроках замечаю, что большинству детей нравится бег. А бегу на уроках я всегда уделяю время и внимание, так как считаю его основой основ, а также лучшим средством для развития выносливости.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА БАЗОВОМ КУРСЕ
© Багин Н.А.*, Белкин В.В.*
Великолукская государственная академия физической культуры, г. Великие Луки
Теоретически обосновано использование дифференцированного подхода в процессе проведения учебных занятий по дисциплине «Плавание» на основе специально разработанной программы обучения, подразумевающей организацию, планирование и методику проведения занятий с учетом особенностей вида спорта и предварительно полученной дополнительной физической нагрузки на других специализациях.
Установлена взаимосвязь между особенностями спортивной специализации и качеством усвоения учебного материала по дисциплине «Плавание». Экспериментально определен временной режим проведения практических занятий по плаванию при дополнительных физических нагрузках большой, средней и малой интенсивности.
Обоснована наиболее эффективная последовательность изучения спортивных и прикладных способов плавания студентами специализирующихся в различных видах спорта.
Ключевые слова: физическая нагрузка, тренировочный микроцикл, спортивная специализация, антропометрические показатели, дифференциация обучения, результативность обучения.
Плавание является уникальным видом двигательной активности, имеет высокую оздоровительную, прикладную и спортивную ценность. Ему отводится важное место в образовательных программах вузов физической культуры [1].
В последние десятилетия происходит постепенное сокращение часов, отводимых на дисциплину «Плавание» в учебных планах, расширение количества направлений подготовки и специальностей, не связанных с физической культурой и спортом. Вследствие этого возникают определенные
* Профессор кафедры Теории и методики лыжного спорта, к.п.н.
* Старший преподаватель кафедры Теории и методики лыжного спорта, к.п.н.
сложности для студентов со слабой двигательной и плавательной подготовкой, которые плохо представляют себе технику способов плавания и выполнения физических упражнений. Это снижает эффективность преподавания дисциплины «Плавание» при традиционном подходе, рассчитанном на контингент студентов, имеющих определенную спортивную подготовку [2].
Обобщение опыта работы по дисциплине «Плавание» в условиях Великолукской государственной академии физической культуры и спорта, анализ дневников тренировочных занятий, опрос тренеров, преподавателей и спортсменов, проходящих данную учебную дисциплину на III и IV курсах обучения, позволил скомплектовать опытные и контрольные группы по 6-8 человек. В группы вошли студенты-спортсмены разных специализаций и специальностей, занимающиеся по программе базовых курсов, специализации и физкультурно-спортивному совершенствованию.
Обязательными для студентов были следующие дисциплины учебного плана «Теория и методика обучения видам спорта: л/атлетика, лыжный спорт, тяжелая атлетика, бодибилдинг, гимнастика, спортивные игры. Обучение плаванию осуществлялось на III и IV курсах обучения в течение шести мезоциклов (месячных) с двумя часами практических занятий в учебную неделю. В недельном микроцикле в соответствии с расписанием четыре дня были учебно-тренировочными, самостоятельные занятия осуществлялись по заданию экспериментатора.
В плане учебно-тренировочных занятий затраченное время соответствовало изучаемому материалу и выполняемым нагрузкам. Последействие тренировочных нагрузок по специализации, профессионально-спортивному совершенствованию и практическим базовым дисциплинам оценивалось по трем степеням их проявления: большая нагрузка соответствовала развивающему режиму и вызывала большое утомление; средняя соответствовала поддерживающему режиму и слабая нагрузка соответствовала восстанавливающему режиму. По видам специализации студентов, участвующих в экспериментах, временной режим практического занятия был взят за основу, в отличие от контрольных групп, он учитывал степень утомления, последовательность выполняемых упражнений и их интенсивность. При этом режимы отдыха между учебно-тренировочными отрезками носили как групповой, так и индивидуальный. Их продолжительность могла изменяться, но общее время занятий было в заданном временном режиме.
При выполненных больших нагрузках (соревнования, значительная работа на выносливость, специальную выносливость, силу и быстроту - режим развивающий) сокращалось время основной части, изучались более простые и близкие для специализации способы спортивного плавания: для гимнастов - кроль на спине; специализирующихся в борьбе и боксе - брасс на груди; для лыжников, легкоатлетов, игровиков и преподавателей физической культуры (у них в основе профессионально-спортивного совершенство-
вания - л/атлетика, л/гонки, и спортивные игры) - кроль на груди. В занятиях по плаванию исключались большие по объему и скорости нагрузки.
В подготовительной части (15'-20') стояла задача в облегченных условиях в соответствии со специализацией, обучить или восстановить технику движений в работе рук, ног, согласование их с дыханием. Упражнения выполнялись на скамейках, плавательных досках на береговой части бассейна. Упражнения подбирались с учетом развития физических качеств, конституционных особенностей и функционального состояния. При общей направленности индивидуально дозировались: время выполнения и режим отдыха. Методические указания давались экспериментатором.
Основная часть (25'-30') решала задачи обучению тому или иному способу плавания с учетом специализации. В начале занятия - проплыв в облегченных условиях с плавательной доской и слабой интенсивностью, затем в полной координации и слабой интенсивностью. После проплывания 25-50 м. измерялась частота сердечных сокращений по команде за 6 с. Между проплываемыми отрезками испытуемые отдыхали, выполняя выдохи в воду, лежание на воде, держась за разделительные дорожки или сливной бортик. Стояла задача при нагрузке поддерживать ЧСС - 140 ± 5 уд. / мин, отдых до 125 ± 5 уд / мин. В конце основной части все испытуемые плыли на технику с заданием - на мощность гребка руками, технику работы рук, положение тела пловца в воде и другие детали техники.
В заключительной части (15'-20') занимающиеся по заданию проплывали изучаемым способом плавания с совершенствованием элементов техники, в которых были выявлены серьезные недостатки. Индивидуально получали задания для самостоятельной тренировки. В микроциклах с поддерживающими режимами (нагрузка средняя) соотношение выполняемых нагрузок и задачи занятия изменялись.
В подготовительной части (15'-20') включались упражнения для становления техники гребковых движений руками и ногами. Интенсивность движений по частоте выполнения движений задавалась близкая к проплыванию в средней интенсивности при ЧСС - 155 ± 5 уд./мин.
В основной части (30'-35') изучаются наиболее сложные способы плавания, включая повороты и упражнения в усложненных условиях: плавание с доской, зажатой между ног - бедрами, голенью, плавание одними ногами с доской в руках, руки в основе и т.д. Проплываемые отрезки дистанций чередуются от слабой интенсивности до соревновательной, отдых между 25-ти метровыми отрезками до ЧСС - 135 ± 5 уд./мин. В окончании основной части проплывание на скорость по заданию в полной координации изучаемым способом плавания, комплексное плавание.
В заключительной части занятия (10'-15') даются упражнения на восстановление и активный отдых в плавании «любимым» из изучаемых спортивных способов плавания, дается задание для самостоятельной работы.
Микроцикл с меньшей нагрузкой по основному (избранному) виду спорта при освоении техники плавания является самым трудным для занимающихся. На этот микроцикл планируются соревнования и самые большие нагрузки.
Подготовительная часть (10'-15') ставит целью общую разминку и разминку к предстоящему способу спортивного плавания. Упражнения выполняются в полной координации с изменением интенсивности и амплитуды движений.
В основной части (35'-45') вначале выполняется плавание на технику с оценкой. Если проводятся соревнования, то осуществляется предсоревнова-тельная разминка с изменением скорости проплывания и принятием старта в соответствии со стилем плавания. При кроле на груди и брасе на груди - с тумбочки, а при плавании кролем на спине - из воды.
Занимающиеся при разминке применяют подводящее упражнение для совершенствования техники, как в плавании, так и на поворотах. Во второй половине основной части занимающиеся стартуют на дистанцию 50 м стилями, которые были изучены ранее.
Заключительная часть (10') после финиша, на свободной дорожке занимающиеся плавают в слабой интенсивности, выполняют упражнения на расслабление, скольжение, восстановительное дыхание до ЧСС - 120-130 уд./мин.
По окончанию программы обучения спортивным способам плавания в опытных и контрольных группах проведено сравнение с изменением техники плавания и скорости при проплывании кролем на груди, брасом на груди и кролем на спине.
В период обучения плаванию испытуемые подвергались тестированию по определению их функционального состояния.
Для студентов-спортсменов, специализирующихся в лыжных гонках, период обучения плаванию совпадал с соревновательным периодом. Данная группа обладала лучшей работоспособностью, средний показатель РWC170 (кг м/мин.) - 1712 ± 30,4, пульсовая стоимость работы - 89,1 ± 1,3, силовые показатели по динамометрии кисти 47,1 ± 4,7 - 50,3 ± 5,7 кг, становая тяга -127 ± 8,3 кг. На втором месте по перечисленным показателям находились испытуемые специализации легкая атлетика, соответственно - 1681 ± 3,4; 84,3 ± 2,6; 45,7 ± 2,5 - 49,6 ± 3,0; 126,8 ± 4,4. На третьем месте - специализирующиеся по велоспорту - средний показатель Р WCl70 (гм/мин.) -1597 ± 45,3, пульсовая стоимость работы 89,3 ± 2,6, силовые показатели по динамометрии кисти 44,7 ± 1,1 - 45,3 ± 1,2 кг, становая тяга 108,7 ± 3,9 кг. Последующие места по работоспособности занимали представители борьбы, бокса, спортивных игр, преподаватели физической культуры и гимнастики. Полученные объективные данные позволяли эффективно распределять нагрузки в учебных мезо-циклах. Определялись оптимальные величины заданий, которые позволяли успешно осваивать технику плавания и под-
держивать уровень функциональной подготовки. Комплексный педагогический контроль - опрос о нагрузках в мезо-циклах, анализ дневников тренировок, визуальные наблюдения за отношением к выполнению заданий, сохранение скорости и приобретенных умений в плавании позволяли корректировать учебную программу занятий.
Параллельно, в эти же сроки (мезо-цикл основных плавательных нагрузок) у всех испытуемых измерялись антропометрические показатели, как влияющие на плавучесть испытуемых и способность выполнять любые двигательные действия на воде.
Выявленные нами величины характеризуют испытуемых по весо-росто-вому показателю как достаточно однородные группы, разница составляла от 8 до 12 условных единиц. Исключения составляли испытуемые ПФК и велоспорта. Это можно объяснить тем, что в группе ПФК были представители, занимающиеся разными видами спорта на ФСС - легкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика и др. У велосепедистов-шоссейников проходил подготовительный период - они занимались и лыжными гонками и техникой педалирования на тренажерах, а также другими базовыми видами спорта без больших тренировочных нагрузок в основном виде (тренировочные занятия на шоссе в зимнее время затруднены).
Измерение роста, длины верхних и нижних конечностей выявило, что средний рост у специализирующихся в спортивных играх 180,4 см, длина ног - 96,8 см, рук - 81,7 см, что учитывалось при обучении способам плавания и индивидуализации техники. Самые низкорослые испытуемые - специализации гимнастики, средний рост 172,3 см, длина ног - 90,5 см, рук -76,3 см.
Одним из физических качеств, влияющих на процесс обучения в плавании, является гибкость. Она выражалась в баллах: «5» - наклон вперед с захватом голени руками касанием колен грудью; «4» - наклон вперед кисти рук на опоре; «3» - наклон с касанием опоры кончиками пальцев рук.
Наилучший показатель гибкости - у специализирующихся в гимнастике -4,7 ± 0,2 балла, а у оставшихся в диапозоне 3,8 - 4,3 баллов.
Выявленные антропометрические показатели учитывались при разработке план-конспектов на занятия и подтверждали необходимость выбора разных последовательностей обучения и дифференцирования нагрузок. По окончанию программы обучения спортивным способам плавания в опытных и контрольных группах проведено сравнение с изменением техники плавания и скорости при проплывании кролем на груди, брасом на груди и кролем на спине.
Статистическая обработка спортивно-технических результатов в плавании на 50 м изученными спортивными способами после эксперимента в опытных группах подтвердила изменения в изучаемых стилях при разных уровнях значимости. Аналогичная тенденция в сторону улучшения техники
плавания выраженной в баллах так же подтверждена статистически. Уровни различий в технике плавания на 50 м в опытных группах.
Сравнительный анализ результатов исследований показывает улучшение по всем группам, как в технике плавания, так и в скорости плавания. Средние показатели на всех испытуемых в технике плавания составил: кроль на груди с 3,9 ± 0,31 балла на 4,3 ± 0,25, кроль на спине соответственно 3,9 ± 0,32 на 4,4 ± 0,23 и в брассе с 3,6 ± 0,26 на 4,1 ± 0,23 балла. Улучшение скорости проплывания по стилям составило 47,2 ± 0,63 на 43,6 ± 0,69; 52,3 ± 0,70 на 49,2 ± 0,66 и 61,6 ± 0,63 на 57,5 ± 0,43. Интересен тот факт, что улучшение техники плавания по группам в брассе на груди в среднем составил 0,5 балла; в кроле на груди 0,4 балла и кроле на спине 0,5 балла. Скорость плавания в среднем возросла параллельно с улучшением техники, соответственно в брассе на 3,76 с; в кроле на груди - 3,08 с и кроле на спине -2,92 с.
Занимающиеся в контрольных группах осваивали программу обучения плаванию по общепринятой методике. Занятия проводились по рабочим программам, составленным в соответствии с учебным планом института и графиком по годам и курсам обучения. Проведение занятий и выполнение зачетных соревнований осуществлялось в одни и те же сроки каждого учебного года, и согласовывались с расписанием учебных занятий. Оценка техники плавания и скорости проплывания дистанции 50 м в контрольных группах осуществлялось в том же 25-ти метровом бассейне, что исключало непредвиденные дополнительные влияния на результат и технику. Оценка техники во всех группах испытуемых осуществлялась в зачетных микроциклах одними и теми же экспертами.
Общий показатель в оценке техники в кроле на груди 4,0 ± 0,37; кроль на спине 4,0 ± 0,41 и брассе 3,8 ± 0,22 характеризовал контрольные группы с опытными как достаточно однородными. Аналогичная зависимость была зафиксирована и по скорости проплывания 50 м указанными спортивными стилями.
Как показал анализ деятельности испытуемых, в данном временном диапазоне, студенты разных специальностей и специализаций имеют неодинаковую физическую нагрузку от других практических дисциплин, включая практические занятия по специализации и спортивно-спортивному совершенствованию. У лыжников-гонщиков преобладала соревновательная деятельность, у легкоатлетов шел подготовительный период. Для занимающихся спортивными играми, борьбой и гимнастикой нагрузки были развивающими. Функциональная подготовка и уровень развития основных физических качеств позволяли студентам успешно справляться с заданиями по освоению техники обязательных спортивных способов плавания.
Математико-статистическая обработка результатов в скорости и пятибалльной оценке техники обязательных спортивных способов плавания в
экспериментальных группах после основного эксперимента подтверждает значительное улучшение результатов в опытных группах по отношению к контрольным группам.
На основании проведенных исследований показателей физического развития, функциональной подготовленности, текущего общего состояния от выполняемых практических нагрузок у студентов-спортсменов третьего и четвертого курсов обучения при освоении программных (обязательных) способов плавания были выявлены достоверные (Р < 0,05) различия в освоении техники плавания и улучшение скорости проплывания на дистанциях 50 м брассом на груди, кролем на груди и спине (Табл. 1).
Таблица 1
Спортивно-технические результаты опытных групп до и после эксперимента
Статистические показатели Стили плавания Спортивно-технические результаты Р
до эксперимента п = 53 после эксперимента п = 53
х ± m х ± m
Кроль на груди (балл) 3,9 ± 0,31 4,3 ± 0,25 < 0,05
Кроль на спине(балл) 3,9 ± 0,32 4,4 ± 0,23 < 0,05
Брасс(балл) 3,6 ± 0,26 4,1 ± 0,23 < 0,05
Кроль на груди 50 м (с) 47,08 ± 0,63 43,53 ± 0,69 < 0,05
Кроль на спине 50 м (с) 52,21 ± 0,70 49,19 ± 0,66 > 0,05
Брасс 50 м (с) 61,25 ± 0,63 57,51 ± 0,43 < 0,05
Улучшения техники плавания во время обучения в объеме программы на III и IV курсах происходило со значительным приростом в группах, обучающихся по экспериментальной методике. Наилучшие результаты прироста в скорости плавания брасом выявлены по гимнастике + 5,70 см., наименьшие у лыжников-гонщиков. В целом средний показатель в плавании на все семь опытных групп улучшился в брассе на груди на 3,76 с, в кроле на груди на 3,08 с и кроле на спине на 2,92 с Изменения достоверны в разных группах при уровне значимости Р < 0,05.
Средний показатель в испытуемых в опытных группах + 1,97. В кроле на груди наибольшее улучшение у лыжников + 4,42 с, самый меньший прирост у легкоатлетов + 1,12 с. В кроле на спине улучшили свои показатели так же все испытуемые, наибольший у гимнастов: + 5,45, самый меньший + 1,86 с. - у легкоатлетов. Изменения достоверны в разных группах при уровне значимости Р < 0,05.
По стилям плавания прирост результатов выразился в следующих величинах: брасс на груди + 3,76 с; кроль на груди + 3,08 с; кроль на спине + 2,92 с. Техника в изучаемых способах плавания улучшилась в брассе на 0,5 балла; в кроле на груди на 0,4 балла и кроле на спине на 0,5, балла различия достоверны при Р < 0,05. В абсолютных величинах оценка изменилась соответст-
венно в брасе с 3,6 балла до 4,1 балл; кроле на груди с 3,8 балла до 4,2 балла; кроле на спине с 3,9 балла до 4,4 балла. Выявленные в ходе экспериментов показатели изменения техники и скорости проплывания выявили эффективность применяемой методики обучения и тренировки.
Список литературы:
1. Бессонова Н.А., Кравченко Д.В. Проблема выбора оптимальных программ обучения студентов ИФК базовых специализаций спортивным способом плавания // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. - Челябинск, 1997. - С. 178.
2. Орехова А.В., Меньшуткина Т.Т. Особенности проведения занятий по плаванию со студентами специализирующимися в различных видах спорта // Научные исследования и разработки в спорте: Вестник аспирантуры. -СПб.: РГАФК им. П.Ф. ЛесгафГа, 1998. - Вып. 5. - С. 155.
ВЛИЯНИЕ УШУ НА КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Кастальский О.О.*
Уральский государственный университет физической культуры,
г. Челябинск
В статье сформулированы цели и задачи исследования, выдвинута гипотеза, обозначена актуальность данной темы. Проведён сбор и анализ теоретического материала по теме, взгляды отечественных и зарубежных авторов на такие вопросы, как роль ушу в системе физического воспитания, возрастные особенности координационных способностей детей среднего школьного возраста и влияние ушу на физическую подготовленность.
В статье представлены организация и методики исследования, результаты эксперимента. Сделан общий вывод по теме нашей работы о значимости применения средств ушу в развитии координационных способностей детей среднего школьного возраста.
Исследование посвящено проблеме влияния УШУ на координационные способности детей среднего школьного возраста. Решение этой проблемы впервые предлагается средствами гимнастики УШУ. Исследование показало, что в результате занятий УШУ у детей произошел достоверный прирост уровня координационных способностей. Это свидетельствует о том, что в данный период у детей среднего школьно-
* Доцент кафедры Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока, кандидат педагогических наук.