Научная статья на тему 'Дифференцированная методика обучения плаванию студентов физической культуры на базовом курсе'

Дифференцированная методика обучения плаванию студентов физической культуры на базовом курсе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
280
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ МИКРОЦИКЛ / СПОРТИВНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Багин Н. А., Белкин В. В.

Теоретически обосновано использование дифференцированного под­хода в процессе проведения учебных занятий по дисциплине «Плавание» на основе специально разработанной программы обучения, подразумевающей организацию, планирование и методику проведения занятий с учетом особенностей вида спорта и предварительно полученной дополнительной физической нагрузки на других специализациях. Установлена взаимосвязь между особенностями спортивной специализации и качеством усвоения учебного материала по дисциплине «Пла­вание». Экспериментально определен временной режим проведения практических занятий по плаванию при дополнительных физических нагрузках большой, средней и малой интенсивности. Обоснована наиболее эффективная последовательность изучения спортивных и прикладных способов плавания студентами специализирующихся в различных видах спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Багин Н. А., Белкин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дифференцированная методика обучения плаванию студентов физической культуры на базовом курсе»

Реализация данной системы работы имеет положительные результаты. Есть ученики, которые во внеурочное время совершают пробежки. На уроках замечаю, что большинству детей нравится бег. А бегу на уроках я всегда уделяю время и внимание, так как считаю его основой основ, а также лучшим средством для развития выносливости.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА БАЗОВОМ КУРСЕ

© Багин Н.А.*, Белкин В.В.*

Великолукская государственная академия физической культуры, г. Великие Луки

Теоретически обосновано использование дифференцированного подхода в процессе проведения учебных занятий по дисциплине «Плавание» на основе специально разработанной программы обучения, подразумевающей организацию, планирование и методику проведения занятий с учетом особенностей вида спорта и предварительно полученной дополнительной физической нагрузки на других специализациях.

Установлена взаимосвязь между особенностями спортивной специализации и качеством усвоения учебного материала по дисциплине «Плавание». Экспериментально определен временной режим проведения практических занятий по плаванию при дополнительных физических нагрузках большой, средней и малой интенсивности.

Обоснована наиболее эффективная последовательность изучения спортивных и прикладных способов плавания студентами специализирующихся в различных видах спорта.

Ключевые слова: физическая нагрузка, тренировочный микроцикл, спортивная специализация, антропометрические показатели, дифференциация обучения, результативность обучения.

Плавание является уникальным видом двигательной активности, имеет высокую оздоровительную, прикладную и спортивную ценность. Ему отводится важное место в образовательных программах вузов физической культуры [1].

В последние десятилетия происходит постепенное сокращение часов, отводимых на дисциплину «Плавание» в учебных планах, расширение количества направлений подготовки и специальностей, не связанных с физической культурой и спортом. Вследствие этого возникают определенные

* Профессор кафедры Теории и методики лыжного спорта, к.п.н.

* Старший преподаватель кафедры Теории и методики лыжного спорта, к.п.н.

сложности для студентов со слабой двигательной и плавательной подготовкой, которые плохо представляют себе технику способов плавания и выполнения физических упражнений. Это снижает эффективность преподавания дисциплины «Плавание» при традиционном подходе, рассчитанном на контингент студентов, имеющих определенную спортивную подготовку [2].

Обобщение опыта работы по дисциплине «Плавание» в условиях Великолукской государственной академии физической культуры и спорта, анализ дневников тренировочных занятий, опрос тренеров, преподавателей и спортсменов, проходящих данную учебную дисциплину на III и IV курсах обучения, позволил скомплектовать опытные и контрольные группы по 6-8 человек. В группы вошли студенты-спортсмены разных специализаций и специальностей, занимающиеся по программе базовых курсов, специализации и физкультурно-спортивному совершенствованию.

Обязательными для студентов были следующие дисциплины учебного плана «Теория и методика обучения видам спорта: л/атлетика, лыжный спорт, тяжелая атлетика, бодибилдинг, гимнастика, спортивные игры. Обучение плаванию осуществлялось на III и IV курсах обучения в течение шести мезоциклов (месячных) с двумя часами практических занятий в учебную неделю. В недельном микроцикле в соответствии с расписанием четыре дня были учебно-тренировочными, самостоятельные занятия осуществлялись по заданию экспериментатора.

В плане учебно-тренировочных занятий затраченное время соответствовало изучаемому материалу и выполняемым нагрузкам. Последействие тренировочных нагрузок по специализации, профессионально-спортивному совершенствованию и практическим базовым дисциплинам оценивалось по трем степеням их проявления: большая нагрузка соответствовала развивающему режиму и вызывала большое утомление; средняя соответствовала поддерживающему режиму и слабая нагрузка соответствовала восстанавливающему режиму. По видам специализации студентов, участвующих в экспериментах, временной режим практического занятия был взят за основу, в отличие от контрольных групп, он учитывал степень утомления, последовательность выполняемых упражнений и их интенсивность. При этом режимы отдыха между учебно-тренировочными отрезками носили как групповой, так и индивидуальный. Их продолжительность могла изменяться, но общее время занятий было в заданном временном режиме.

При выполненных больших нагрузках (соревнования, значительная работа на выносливость, специальную выносливость, силу и быстроту - режим развивающий) сокращалось время основной части, изучались более простые и близкие для специализации способы спортивного плавания: для гимнастов - кроль на спине; специализирующихся в борьбе и боксе - брасс на груди; для лыжников, легкоатлетов, игровиков и преподавателей физической культуры (у них в основе профессионально-спортивного совершенство-

вания - л/атлетика, л/гонки, и спортивные игры) - кроль на груди. В занятиях по плаванию исключались большие по объему и скорости нагрузки.

В подготовительной части (15'-20') стояла задача в облегченных условиях в соответствии со специализацией, обучить или восстановить технику движений в работе рук, ног, согласование их с дыханием. Упражнения выполнялись на скамейках, плавательных досках на береговой части бассейна. Упражнения подбирались с учетом развития физических качеств, конституционных особенностей и функционального состояния. При общей направленности индивидуально дозировались: время выполнения и режим отдыха. Методические указания давались экспериментатором.

Основная часть (25'-30') решала задачи обучению тому или иному способу плавания с учетом специализации. В начале занятия - проплыв в облегченных условиях с плавательной доской и слабой интенсивностью, затем в полной координации и слабой интенсивностью. После проплывания 25-50 м. измерялась частота сердечных сокращений по команде за 6 с. Между проплываемыми отрезками испытуемые отдыхали, выполняя выдохи в воду, лежание на воде, держась за разделительные дорожки или сливной бортик. Стояла задача при нагрузке поддерживать ЧСС - 140 ± 5 уд. / мин, отдых до 125 ± 5 уд / мин. В конце основной части все испытуемые плыли на технику с заданием - на мощность гребка руками, технику работы рук, положение тела пловца в воде и другие детали техники.

В заключительной части (15'-20') занимающиеся по заданию проплывали изучаемым способом плавания с совершенствованием элементов техники, в которых были выявлены серьезные недостатки. Индивидуально получали задания для самостоятельной тренировки. В микроциклах с поддерживающими режимами (нагрузка средняя) соотношение выполняемых нагрузок и задачи занятия изменялись.

В подготовительной части (15'-20') включались упражнения для становления техники гребковых движений руками и ногами. Интенсивность движений по частоте выполнения движений задавалась близкая к проплыванию в средней интенсивности при ЧСС - 155 ± 5 уд./мин.

В основной части (30'-35') изучаются наиболее сложные способы плавания, включая повороты и упражнения в усложненных условиях: плавание с доской, зажатой между ног - бедрами, голенью, плавание одними ногами с доской в руках, руки в основе и т.д. Проплываемые отрезки дистанций чередуются от слабой интенсивности до соревновательной, отдых между 25-ти метровыми отрезками до ЧСС - 135 ± 5 уд./мин. В окончании основной части проплывание на скорость по заданию в полной координации изучаемым способом плавания, комплексное плавание.

В заключительной части занятия (10'-15') даются упражнения на восстановление и активный отдых в плавании «любимым» из изучаемых спортивных способов плавания, дается задание для самостоятельной работы.

Микроцикл с меньшей нагрузкой по основному (избранному) виду спорта при освоении техники плавания является самым трудным для занимающихся. На этот микроцикл планируются соревнования и самые большие нагрузки.

Подготовительная часть (10'-15') ставит целью общую разминку и разминку к предстоящему способу спортивного плавания. Упражнения выполняются в полной координации с изменением интенсивности и амплитуды движений.

В основной части (35'-45') вначале выполняется плавание на технику с оценкой. Если проводятся соревнования, то осуществляется предсоревнова-тельная разминка с изменением скорости проплывания и принятием старта в соответствии со стилем плавания. При кроле на груди и брасе на груди - с тумбочки, а при плавании кролем на спине - из воды.

Занимающиеся при разминке применяют подводящее упражнение для совершенствования техники, как в плавании, так и на поворотах. Во второй половине основной части занимающиеся стартуют на дистанцию 50 м стилями, которые были изучены ранее.

Заключительная часть (10') после финиша, на свободной дорожке занимающиеся плавают в слабой интенсивности, выполняют упражнения на расслабление, скольжение, восстановительное дыхание до ЧСС - 120-130 уд./мин.

По окончанию программы обучения спортивным способам плавания в опытных и контрольных группах проведено сравнение с изменением техники плавания и скорости при проплывании кролем на груди, брасом на груди и кролем на спине.

В период обучения плаванию испытуемые подвергались тестированию по определению их функционального состояния.

Для студентов-спортсменов, специализирующихся в лыжных гонках, период обучения плаванию совпадал с соревновательным периодом. Данная группа обладала лучшей работоспособностью, средний показатель РWC170 (кг м/мин.) - 1712 ± 30,4, пульсовая стоимость работы - 89,1 ± 1,3, силовые показатели по динамометрии кисти 47,1 ± 4,7 - 50,3 ± 5,7 кг, становая тяга -127 ± 8,3 кг. На втором месте по перечисленным показателям находились испытуемые специализации легкая атлетика, соответственно - 1681 ± 3,4; 84,3 ± 2,6; 45,7 ± 2,5 - 49,6 ± 3,0; 126,8 ± 4,4. На третьем месте - специализирующиеся по велоспорту - средний показатель Р WCl70 (гм/мин.) -1597 ± 45,3, пульсовая стоимость работы 89,3 ± 2,6, силовые показатели по динамометрии кисти 44,7 ± 1,1 - 45,3 ± 1,2 кг, становая тяга 108,7 ± 3,9 кг. Последующие места по работоспособности занимали представители борьбы, бокса, спортивных игр, преподаватели физической культуры и гимнастики. Полученные объективные данные позволяли эффективно распределять нагрузки в учебных мезо-циклах. Определялись оптимальные величины заданий, которые позволяли успешно осваивать технику плавания и под-

держивать уровень функциональной подготовки. Комплексный педагогический контроль - опрос о нагрузках в мезо-циклах, анализ дневников тренировок, визуальные наблюдения за отношением к выполнению заданий, сохранение скорости и приобретенных умений в плавании позволяли корректировать учебную программу занятий.

Параллельно, в эти же сроки (мезо-цикл основных плавательных нагрузок) у всех испытуемых измерялись антропометрические показатели, как влияющие на плавучесть испытуемых и способность выполнять любые двигательные действия на воде.

Выявленные нами величины характеризуют испытуемых по весо-росто-вому показателю как достаточно однородные группы, разница составляла от 8 до 12 условных единиц. Исключения составляли испытуемые ПФК и велоспорта. Это можно объяснить тем, что в группе ПФК были представители, занимающиеся разными видами спорта на ФСС - легкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика и др. У велосепедистов-шоссейников проходил подготовительный период - они занимались и лыжными гонками и техникой педалирования на тренажерах, а также другими базовыми видами спорта без больших тренировочных нагрузок в основном виде (тренировочные занятия на шоссе в зимнее время затруднены).

Измерение роста, длины верхних и нижних конечностей выявило, что средний рост у специализирующихся в спортивных играх 180,4 см, длина ног - 96,8 см, рук - 81,7 см, что учитывалось при обучении способам плавания и индивидуализации техники. Самые низкорослые испытуемые - специализации гимнастики, средний рост 172,3 см, длина ног - 90,5 см, рук -76,3 см.

Одним из физических качеств, влияющих на процесс обучения в плавании, является гибкость. Она выражалась в баллах: «5» - наклон вперед с захватом голени руками касанием колен грудью; «4» - наклон вперед кисти рук на опоре; «3» - наклон с касанием опоры кончиками пальцев рук.

Наилучший показатель гибкости - у специализирующихся в гимнастике -4,7 ± 0,2 балла, а у оставшихся в диапозоне 3,8 - 4,3 баллов.

Выявленные антропометрические показатели учитывались при разработке план-конспектов на занятия и подтверждали необходимость выбора разных последовательностей обучения и дифференцирования нагрузок. По окончанию программы обучения спортивным способам плавания в опытных и контрольных группах проведено сравнение с изменением техники плавания и скорости при проплывании кролем на груди, брасом на груди и кролем на спине.

Статистическая обработка спортивно-технических результатов в плавании на 50 м изученными спортивными способами после эксперимента в опытных группах подтвердила изменения в изучаемых стилях при разных уровнях значимости. Аналогичная тенденция в сторону улучшения техники

плавания выраженной в баллах так же подтверждена статистически. Уровни различий в технике плавания на 50 м в опытных группах.

Сравнительный анализ результатов исследований показывает улучшение по всем группам, как в технике плавания, так и в скорости плавания. Средние показатели на всех испытуемых в технике плавания составил: кроль на груди с 3,9 ± 0,31 балла на 4,3 ± 0,25, кроль на спине соответственно 3,9 ± 0,32 на 4,4 ± 0,23 и в брассе с 3,6 ± 0,26 на 4,1 ± 0,23 балла. Улучшение скорости проплывания по стилям составило 47,2 ± 0,63 на 43,6 ± 0,69; 52,3 ± 0,70 на 49,2 ± 0,66 и 61,6 ± 0,63 на 57,5 ± 0,43. Интересен тот факт, что улучшение техники плавания по группам в брассе на груди в среднем составил 0,5 балла; в кроле на груди 0,4 балла и кроле на спине 0,5 балла. Скорость плавания в среднем возросла параллельно с улучшением техники, соответственно в брассе на 3,76 с; в кроле на груди - 3,08 с и кроле на спине -2,92 с.

Занимающиеся в контрольных группах осваивали программу обучения плаванию по общепринятой методике. Занятия проводились по рабочим программам, составленным в соответствии с учебным планом института и графиком по годам и курсам обучения. Проведение занятий и выполнение зачетных соревнований осуществлялось в одни и те же сроки каждого учебного года, и согласовывались с расписанием учебных занятий. Оценка техники плавания и скорости проплывания дистанции 50 м в контрольных группах осуществлялось в том же 25-ти метровом бассейне, что исключало непредвиденные дополнительные влияния на результат и технику. Оценка техники во всех группах испытуемых осуществлялась в зачетных микроциклах одними и теми же экспертами.

Общий показатель в оценке техники в кроле на груди 4,0 ± 0,37; кроль на спине 4,0 ± 0,41 и брассе 3,8 ± 0,22 характеризовал контрольные группы с опытными как достаточно однородными. Аналогичная зависимость была зафиксирована и по скорости проплывания 50 м указанными спортивными стилями.

Как показал анализ деятельности испытуемых, в данном временном диапазоне, студенты разных специальностей и специализаций имеют неодинаковую физическую нагрузку от других практических дисциплин, включая практические занятия по специализации и спортивно-спортивному совершенствованию. У лыжников-гонщиков преобладала соревновательная деятельность, у легкоатлетов шел подготовительный период. Для занимающихся спортивными играми, борьбой и гимнастикой нагрузки были развивающими. Функциональная подготовка и уровень развития основных физических качеств позволяли студентам успешно справляться с заданиями по освоению техники обязательных спортивных способов плавания.

Математико-статистическая обработка результатов в скорости и пятибалльной оценке техники обязательных спортивных способов плавания в

экспериментальных группах после основного эксперимента подтверждает значительное улучшение результатов в опытных группах по отношению к контрольным группам.

На основании проведенных исследований показателей физического развития, функциональной подготовленности, текущего общего состояния от выполняемых практических нагрузок у студентов-спортсменов третьего и четвертого курсов обучения при освоении программных (обязательных) способов плавания были выявлены достоверные (Р < 0,05) различия в освоении техники плавания и улучшение скорости проплывания на дистанциях 50 м брассом на груди, кролем на груди и спине (Табл. 1).

Таблица 1

Спортивно-технические результаты опытных групп до и после эксперимента

Статистические показатели Стили плавания Спортивно-технические результаты Р

до эксперимента п = 53 после эксперимента п = 53

х ± m х ± m

Кроль на груди (балл) 3,9 ± 0,31 4,3 ± 0,25 < 0,05

Кроль на спине(балл) 3,9 ± 0,32 4,4 ± 0,23 < 0,05

Брасс(балл) 3,6 ± 0,26 4,1 ± 0,23 < 0,05

Кроль на груди 50 м (с) 47,08 ± 0,63 43,53 ± 0,69 < 0,05

Кроль на спине 50 м (с) 52,21 ± 0,70 49,19 ± 0,66 > 0,05

Брасс 50 м (с) 61,25 ± 0,63 57,51 ± 0,43 < 0,05

Улучшения техники плавания во время обучения в объеме программы на III и IV курсах происходило со значительным приростом в группах, обучающихся по экспериментальной методике. Наилучшие результаты прироста в скорости плавания брасом выявлены по гимнастике + 5,70 см., наименьшие у лыжников-гонщиков. В целом средний показатель в плавании на все семь опытных групп улучшился в брассе на груди на 3,76 с, в кроле на груди на 3,08 с и кроле на спине на 2,92 с Изменения достоверны в разных группах при уровне значимости Р < 0,05.

Средний показатель в испытуемых в опытных группах + 1,97. В кроле на груди наибольшее улучшение у лыжников + 4,42 с, самый меньший прирост у легкоатлетов + 1,12 с. В кроле на спине улучшили свои показатели так же все испытуемые, наибольший у гимнастов: + 5,45, самый меньший + 1,86 с. - у легкоатлетов. Изменения достоверны в разных группах при уровне значимости Р < 0,05.

По стилям плавания прирост результатов выразился в следующих величинах: брасс на груди + 3,76 с; кроль на груди + 3,08 с; кроль на спине + 2,92 с. Техника в изучаемых способах плавания улучшилась в брассе на 0,5 балла; в кроле на груди на 0,4 балла и кроле на спине на 0,5, балла различия достоверны при Р < 0,05. В абсолютных величинах оценка изменилась соответст-

венно в брасе с 3,6 балла до 4,1 балл; кроле на груди с 3,8 балла до 4,2 балла; кроле на спине с 3,9 балла до 4,4 балла. Выявленные в ходе экспериментов показатели изменения техники и скорости проплывания выявили эффективность применяемой методики обучения и тренировки.

Список литературы:

1. Бессонова Н.А., Кравченко Д.В. Проблема выбора оптимальных программ обучения студентов ИФК базовых специализаций спортивным способом плавания // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. - Челябинск, 1997. - С. 178.

2. Орехова А.В., Меньшуткина Т.Т. Особенности проведения занятий по плаванию со студентами специализирующимися в различных видах спорта // Научные исследования и разработки в спорте: Вестник аспирантуры. -СПб.: РГАФК им. П.Ф. ЛесгафГа, 1998. - Вып. 5. - С. 155.

ВЛИЯНИЕ УШУ НА КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Кастальский О.О.*

Уральский государственный университет физической культуры,

г. Челябинск

В статье сформулированы цели и задачи исследования, выдвинута гипотеза, обозначена актуальность данной темы. Проведён сбор и анализ теоретического материала по теме, взгляды отечественных и зарубежных авторов на такие вопросы, как роль ушу в системе физического воспитания, возрастные особенности координационных способностей детей среднего школьного возраста и влияние ушу на физическую подготовленность.

В статье представлены организация и методики исследования, результаты эксперимента. Сделан общий вывод по теме нашей работы о значимости применения средств ушу в развитии координационных способностей детей среднего школьного возраста.

Исследование посвящено проблеме влияния УШУ на координационные способности детей среднего школьного возраста. Решение этой проблемы впервые предлагается средствами гимнастики УШУ. Исследование показало, что в результате занятий УШУ у детей произошел достоверный прирост уровня координационных способностей. Это свидетельствует о том, что в данный период у детей среднего школьно-

* Доцент кафедры Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.