№ 2 - 2014 г. 13.00.00 педагогические науки
УДК 797.21:378.1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЛАВАНИЕ» В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ
ВУЗАХ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ
НАГРУЗОК
Н. А. Багин, В. В. Белкин, И. А. Филина
ФГБОУ ВПО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта»
(г. Великие Луки)
Теоретически обосновано использование дифференцированного подхода в процессе проведения учебных занятий по дисциплине «Плавание» на основе специально разработанной программы обучения, подразумевающей организацию, планирование и методику проведения занятий с учетом особенностей вида спорта и предварительно полученной дополнительной физической нагрузки на других специализациях. Установлена взаимосвязь между особенностями спортивной специализации и качеством усвоения учебного материала по дисциплине «Плавание». Экспериментально определен временной режим проведения практических занятий по плаванию при дополнительных физических нагрузках большой, средней и малой интенсивности. Обоснована наиболее эффективная последовательность изучения спортивных и прикладных способов плавания студентами, специализирующимися в различных видах спорта.
Ключевые слова: физическая нагрузка, тренировочный микроцикл, спортивная специализация, дифференциация обучения, результативность обучения.
Багин Николай Анатольевич — кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики лыжного спорта ФГБОУ ВПО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта», рабочий телефон: 8 (81153) 3-80-17, е-mail: [email protected]
Белкин Владимир Валерьевич — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики лыжного спорта ФГБОУ ВПО «Великолукская академия физической культуры и спорта», рабочий телефон: 8 (81153) 3-80-17, е-mail: [email protected]
Филина Ирина Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики лыжного спорта ФГБОУ ВПО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта», рабочий телефон: 8 (81153) 7-38-69, е-mail:
Введение. В последние десятилетия происходит постепенное сокращение часов, отводимых на дисциплину «Плавание» в учебных планах, расширение количества направлений подготовки и специальностей, не связанных с физической культурой и спортом. Вследствие этого у студентов со слабой двигательной и плавательной подготовкой возникают определенные сложности в представлении себе техники способов плавания, выполнении физических упражнений. Это снижает эффективность преподавания дисциплины «Плавание» при традиционном подходе, рассчитанном на контингент студентов, имеющих определенную спортивную подготовку. Поэтому, на наш взгляд, в образовательном процессе студентов вузов физической культуры назрела необходимость модернизации существующих методов и подходов к обучению технике способов плавания, основанных на классических принципах традиционной дидактики, в соответствие с требованиями современного российского и мирового образования [2, с. 2].
Базовый курс практической дисциплины «Плавание» распределен в учебных планах институтов и академий физической культуры по годам обучения. В нашей академии физической культуры обучение плаванию осуществляется на III и IV курсах стационарного обучения.
В нашей работе мы предполагали, что учет физических нагрузок, выполняемых студентами в недельных микроциклах по другим практическим дисциплинам учебного плана, могут оказывать влияние на освоение техники плавания и развитие физических качеств. Исходя из этого предположения, нами решались следующие задачи:
1. Выявить состояние физической и функциональной подготовки студентов в период прохождения курса плавания.
2. Определить качество освоения техники плавания при обучении на базовом курсе с учетом дополнительных предварительных физических нагрузок, выполняемых на других практических дисциплинах.
3. Обосновать возможные варианты учебно-тренировочных нагрузок при обучении способам спортивного плавания, предусмотренных программой обучения в ИФК.
Методы исследования. В процессе экспериментальных исследований были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы и документальных материалов; опрос; педагогическое наблюдение, исследование физического развития, функционального состояния и физической подготовленности испытуемых; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. На начальном этапе исследования проводилось тестирование 109-ти студентов-спортсменов в период прохождения учебной дисциплины «Плавание». На основании результатов опроса было сделано заключение о том, что при обучении плаванию не учитываются выполняемые ими практические нагрузки по другим базовым дисциплинам, специализации
и профессионально-спортивному совершенствованию. В результате тестирования показателей, характеризующих функциональную подготовленность, уровень развития физических качеств и владения техникой основных спортивных способов плавания, был определён уровень и состояние занимающихся, которые в дальнейшем являлись исходными для экспериментальной части нашей работы.
На втором этапе проводился предварительный педагогический эксперимент по методикам, разработанным на основе анализа научно-методической литературы и результатам предварительных исследований. При составлении учебно-тренировочных планов были учтены следующие факторы: величины нагрузок, выполняемых в микроциклах по курсу специализации и профессионально-спортивному совершенствованию; анатомо-морфофункциональные особенности занимающихся; задачи, стоящие на данном этапе по другим практическим базовым дисциплинам, включая специализацию и профессионально-спортивное совершенствование; индивидуальные особенности занимающихся; выбор последовательности обучения спортивным способам плавания с учетом рекомендаций А. В. Ореховой, Т. Т. Меньшуткиной [1, с. 155].
В процессе предварительного эксперимента осуществлялся сбор информации для последующей коррекции разработанных планов. Так анкетирование, проведённое среди студентов, занимающихся циклическими видами спорта, позволило определить место и роль физических качеств в годичном цикле подготовки. Установлено, что в подготовительном периоде преобладает развитие общей выносливости (37,3 %), на втором — специальной (19,6 %) и на третьем — силы (13,8 %). В соревновательном периоде 26,3 % уделяется общей выносливости, 26,5 % специальной выносливости и на третьем 19,9 % — сила. Роль ловкости, быстроты и гибкости в процентном соотношении имела меньшее выражение, но их вклад при обучении нами также учитывался, переносимость выполняемых физических нагрузок в большей степени зависела от первых трех качеств, которые в процентном выражении, как мы видим, занимали места с первого по третье в зависимости от периода подготовки.
На третьем этапе в исследовании приняли участие 90 студентов-спортсменов различных специализаций, обучающихся в Великолукской государственной академии физической культуры и спорта (табл.1).
Таблица 1
Затраченное время в экспериментальных группах при обучении плаванию при
разных нагрузках в микроциклах
Нагрузка (микроцикл) Часть занятия Время плавания с учётом спортивно специализации (мин)
Лёгкая атлетика Лыжный спорт Спорт. игры Борьба Гимнастика Велоспорт Бокс
Большая (развивающий) Подготовит. 20 15 20 20 20 15 20
Основная 25 30 25 25 25 30 25
Заключит. 20 20 15 15 15 20 15
Средняя (поддерживающий) Подготовит. 15 15 15 15 20 15 20
Основная 35 30 35 30 30 30 30
Заключит. 10 15 10 15 10 15 10
Малая (восстанавливающий) Подготовит. 10 10 10 15 15 10 15
Основная 40 45 40 35 35 45 35
Заключит. 10 10 10 10 10 10 10
В предлагаемом плане учебно-тренировочных занятий затраченное время соответствовало графику обучения и выполняемым нагрузкам. Суммарная тренировочная нагрузка по специализации, профессионально-спортивному совершенствованию
и практическим базовым дисциплинам оценивалась по трем степеням их проявления: большая нагрузка соответствовала развивающему режиму и вызывала большое утомление; средняя соответствовала поддерживающему режиму и слабая нагрузка соответствовала восстанавливающему режиму. Все три величины нагрузок подтверждались ранее перечисленными методиками исследования. По видам специализации для студентов, участвующих в экспериментах применяемой нагрузки, временной режим практического занятия был взят за основу, в отличие от контрольных групп он учитывал степень утомления.
На основании графика учебного процесса составлены рабочие программы для обучения плаванию студентов-спортсменов с различной степенью их утомления и вида специализации по семидневным микроциклам в двух учебных годах с тремя месячными мезоциклами. Принятое планирование последовательности обучения спортивным способам плавания, распределение дополнительных нагрузок в одном занятии и микроцикле, выбор обучения элементам техники плавания обеспечивали качественное приобретение навыков всеми занимающимися, что позволило достоверно (Р < 0,05) улучшить спортивно-технические результаты проплывания дистанции 50 м: брасом — на 3,76 с; кролем на груди — на 3,08 с; кролем на спине — на 2,92 с.
В результате проведенных экспериментов на пяти однотипных группах, занимающихся при обучении технике плавания обязательным спортивным способам (брасс, кроль на груди и кроль на спине), определены эффективные физические нагрузки по объему и интенсивности. Оценка за технику в опытных группах составила: брасс — 4,1 балла; кроль на груди — 4,2 балла; кроль на спине — 4,4 балла, что выше, чем в контрольных соответственно на 0,3; 0,2; 0,4 балла. Изменения достоверны при Р < 0,05. В ходе исследований выявлена зависимость качества освоения техникой плавания от степени утомления, полученной при выполнении нагрузки по избранной специализации, физкультурно-спортивному совершенствованию и других практических дисциплин, осваиваемых в общем расписании вуза в период прохождения курса по плаванию. Физическое и функциональное состояние занимающихся, определяемое комплексом тестов: PWC170, ЖЕЛ, динамометрия, показателями миотонометрии основных мышц, получающих нагрузку при плавании, измеряемую в расслабленном и напряженном состоянии до и после плавания, позволяет дозировать нагрузку в микроциклах, поддерживать координационные способности и в целом улучшать процесс обучения плаванию.
Таблица 2
Спортивно-технические результаты опытных групп до и после эксперимента
Стили плавания Статистические показатели
Спортивно-технические результаты Р
до эксперимента, п = 53 после эксперимента, п = 53
x ± m x ± m
Кроль на груди (балл) 3,9 ± 0,31 4,3 ± 0,25 < 0,05
Кроль на спине (балл) 3,9 ± 0,32 4,4 ± 0,23 < 0,05
Брасс (балл) 3,6 ± 0,26 4,1 ± 0,23 < 0,05
Кроль на груди 50 м © 47,08 ± 0,63 43,53 ± 0,69 < 0,05
Кроль на спине 50м © 52,21 ± 0,70 49,19 ± 0,66 > 0,05
Брасс 50 м © 61,25 ± 0,63 57,51 ± 0,43 < 0,05
Выводы. По окончании обучения и педагогического эксперимента в опытных и контрольных группах с целью анализа произошедших в технике плавания изменений была осуществлена оценка техники плавания и скорости проплывания кролем на груди, брасом на груди и кролем на спине (табл. 2). Математический анализ полученных результатов позволил установить достоверные улучшения в технике и скорости плавания после эксперимента в группах испытуемых. Аналогичные изменения, но еще с большими различиями получены между экспериментальной и контрольной группами. Полученные результаты подтверждают правильность выбранной методики.
Список литературы
1. Орехова А. В. Особенности проведения занятий по плаванию со студентами специализирующимися в различных видах спорта / А. В.Орехова, Т. Т. Меньшуткина // Научные исследования и разработки в спорте : вестник аспирантуры. Вып. 5. — СПб. : РГАФК им. ПФ Лесгафта, 1998. — С. 155.
2. Шелепова В. В. Индивидуализация профессионального совершенствования специалистов физической культуры и спорта : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. В. Шелепова. — М., 1996. — 20 с.
IMPROVEMENT ON TEACHING OF SWIMMING DISCIPLINE IN SPORTS HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS ON THE BASIS OF ACCOUNTING THE ADDITIONAL PHYSICAL ACTIVITIES
N. A. Bagin. V. V. Belkin. I. A. Filina
FSBEIHPE «Velikiye Luki state academy of physical culture and sport» (Velikie Luki c.)
Usage of differentiated approach in the course of swimming discipline on the basis of specially developed program of training supposing organization, planning and technique of carrying out occupations by taking into account features of sport and preliminary received additional physical activity on other specializations is theoretically proved. The interrelation between features of sports specialization and quality of assimilation of training material on swimming discipline is established. The time mode of carrying out the practical swimming training is experimentally determined at additional physical activities of big, medium and small intensity. The most effective sequence of studying the sportive and applicable strokes of swimming is proved by the students specializing in different sports.
Keywords: physical activity, training microcycle, sports specialization, training differentiation, productivity of training.
About authors:
Bagin Nikolay Anatolyevich — candidate of pedagogical science, professor of skiing theory and technique chair at FSBEI HPE «Velikiye Luki state academy of physical culture and sport», office phone: 8 (81153) 3-80-17, e-mail: [email protected]
Belkin Vladimir Valeryevich — candidate of pedagogical science, senior teacher of skiing theory and technique chair at FSBEI HPE «Velikiye Luki state academy of physical culture and sport», office phone: 8 (81153) 3-80-17, e-mail: [email protected]
Filina Irina Aleksandrovna — candidate of pedagogical sciences, assistant professor of skiing theory and technique chair at FSBEI HPE «Velikiye Luki state academy of physical culture and sport», office phone: 8 (81153) 7-38-69, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Orekhova A. V. Features of swimming classes with students specializing in different types of sports / A. V. Orekhova, T. T. Menshutkina // Scientific researches and development
in sports: messenger of postgraduate study. Iss. 5. — SPb.: RSAPC n. a. PF Lesgaft, 1998. — P. 155.
2. Shelepova V. V. Individualization of professional improvement of experts of physical culture and sport: theses. ... cand. of ped. science / V. V. Shelepova. — M, 1996. — 20 P.