программа спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Гос. ком. Рос. Федерации по физ. культуре и спорту; Сов. спорт. -2004. - С. 75.
7. Матвеев Л.Л. Теория и методика физического воспитания / Л.Л Матвеев, Новиков А.Д // ФиС -1976. - С. 158.
8. Железняка Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, обучение. / Ю.Д.Железняка, Ю.М. Портнова // учебник под ред. - М.: АСАДЕМ1А. - 2001. - С. 520.
9. Шумова М.Ю. Формирование модели технико-тактической подготовленности игроков в русскую лапту / М.Ю. Шумова // Актуальные вопросы образования и науки. 2014. - С. 185-187.
Педагогика
УДК: 797.2
кандидат педагогических наук, доцент Котляров Алексей Дмитриевич
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); старший преподаватель Довнар Анна Юльевна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СПОРТИВОЙ ТРЕНИРОВКИ В КОНДИЦИОННОМ ПЛАВАНИИ С
ЖЕНЩИНАМИ 30-40 ЛЕТ
Аннотация. Кондиционное плавание можно отнести к системе спортивного плавания, которое используется для достижения высокого уровня плавательной подготовки. Нагрузка во время занятий заметно превышает ту, которая применяется во время оздоровительной тренировки. Задача этого вида плавания -поддержание спортивного долголетия, определенного уровня двигательных качеств и плавательной подготовки. В данной статье рассматривается целесообразность применения методов спортивной тренировки с женщинами 30-40 летнего возраста в процессе занятий кондиционным плаванием. Показано, что в результате трех разовых занятий в неделю кондиционным плаванием, по предлагаемой методике, на протяжении семи месяцев, у женщин 30-40 лет повышается плавательная подготовка, функциональное и психофизическое состояние.
Ключевые слова: кондиционное плавание, методы спортивной тренировки, женщины 30-40 лет.
Annоtation. Air-conditioned swimming can be attributed to the system of sports swimming, which is used to achieve a high level of swimming training. The load during the training is much higher than that which is used during the health training. The task of this type of swimming is to maintain sports longevity, a certain level of motor skills and swimming training. In this article the expediency of application of methods of sports training with women of 3040 summer age in the course of occupations by conditional swimming is considered. It is shown that as a result of three times a week of conditioned swimming, according to the proposed method, for seven months, women 30-40 years increased swimming training, functional and psychophysical condition.
Keywords: conditioned swimming, sports training methods, women 30-40 years of age.
Введение. Под кондиционным плаванием подразумевается поддержание спортивного долголетия, где целью является не достижение максимального результата, а поддержание уровня двигательных качеств и плавательной подготовленности на достаточно высоком уровне.
Спортивно-кондиционная тренировка наряду с направленностью на решение задач по увеличению (а не поддержанию) функциональных резервов организма и развития основных физических качеств, присущей кондиционной тренировке, приобретает характерные черты спорта и предусматривает специализацию, учитывающую индивидуальные способности индивида. Это обусловливает приоритет в использовании кондиционной тренировки для формирования физической культуры личности [1].
Таким образом, кондиционное плавание можно отнести к системе спортивного плавания, которое используется для достижения высокого уровня плавательной подготовки. Нагрузка во время занятий заметно превышает ту, которая применяется во время оздоровительной тренировки. Это необходимо тем лицам, которые любят дальние заплывы в водоемах и бассейнах, а также спортсменам, чья профессия или спортивная деятельность требует выполнения определенных нормативов или результатов в плавании. Задача этого вида плавания - поддержание спортивного долголетия, определенного уровня двигательных качеств и плавательной подготовки.
Построение отдельных занятий и программ тренировок осуществляется также, как и планирование спортивной тренировки - это 3-6 занятий в неделю продолжительностью 45-60 мин [2].
Кондиционная тренировка по плаванию занимает промежуточную позицию между спортом высших достижений и фитнесом (аква-аэробика, свободное плавание), когда нет нагрузок, направленных на достижение максимально высокого результата, но в то же время, тренировочные воздействия подчиняются общим законам спортивной подготовки, средства и методы соответствуют целям подготовки, планирование тренировочного процесса осуществляется на общеметодических принципах спортивной тренировки.
Несмотря на массовость, популярность плавания среди взрослого населения в научно-методической литературе не достаточно сведений о том каким образом осуществляется кондиционная тренировка по плаванию. В практике известны случаи, когда используются не только равномерный метод тренировки, но и интервальный, а в некоторых случаях и повторный. Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы и ее противоречие. Это позволило сформулировать цель исследования, которая заключалась в обосновании содержания методов спортивной тренировки в кондиционном плавании с женщинами 30-40 летнего возраста.
Изложение основного материала статьи. Базой исследования был выбран «Фитнес-центр ВИТГОФ» г. Челябинска. В эксперименте участвовали 15 женщин среднего возраста (30-40 лет), занимающихся кондиционным плаванием. Практические занятия по кондиционному плаванию проводились 3 раза в неделю по 45 минут. Экспериментальная работа проводилась с сентября 2017 года по апрель 2018 года.
В процессе занятий по плаванию с женщинами 30-40 летнего возраста периодизация средств кондиционной подготовки носит облегченный характер. В целом она имеет общую форму традиционных этапов, но не подчиняется в полной мере принципам и задачам спортивной тренировки, так как основная задача кондиционного плавания - укрепление здоровья и совершенствование спортивной формы средствами плавания, а не выступление на соревнованиях.
Основные методы тренировки: равномерный, равномерно-дистанционный, интервальный. Тренировочная работа в первый месяц после закрепления навыка плавания и полного освоения техники носит преимущественно непрерывный характер. Уровень нагрузки - на уровне 60-70 процентов от максимума. Критерий достаточности - до легкого утомления [3]. Основная задача на данном этапе -увеличить расстояние, непрерывно проплываемое занимающимися женщинами 30-40 лет.
На данном этапе приоритетным становится развитие общей выносливости, специальной выносливости, координации, улучшение общего самочувствия и настроения. Активно используется тренировка с применением дощечек для плавания, ласт и лопаток. Данный инвентарь применялся не только для совершенствования техники и уровня подготовки, но и дня внесения разнообразия в тренировочный процесс.
В дальнейшем, на втором и третьем этапах применяют равномерно-дистанционный метод, начиная с дистанции в 50 метров, выполняя задание в нескольких вариантах (изменение интенсивности до 75-80 % от максимума, смена способа плавания - кроль, кроль на спине, брас). Исходная величина нагрузки определяется временем работ, составляет 15-20 мин., а затем постепенно увеличивается до 1 часа и более.
Для преодоления эффекта врабатывания и привыкания к скорости и темпу работы иногда может применяться переменный метод со сменой интенсивности, (небольшие ускорения в каждом отрезке, смена способа плавания и их сочетания).
Примерное содержание занятий на различных этапах тренировки представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Примерное содержание тренировочных занятий кондиционным плаванием с женщинами 30-40 лет
на 1 этапе
Часть занятий Основное содержание занятий Дозировка Организационно-методические указания
Подготовительная На суше; выполнение имитационных и общеразвивающих упражнений 15-20 мин Упражнения выполняются в не высоком темпе
В воде: плавание 50 м вольным стилем На пульсе 120 уд/мин. Темп невысокий
Основная Плавание 8 раз по 50 м На пульсе 130-140 уд/мин. Отдых между повторениями 1-2 мин. Способы плавание могут чередоваться : кроль на груди, на спине и облегченный брасс. Контролировать технику плавания указанными способами. Между повторениями - выполнение выдоха в воду 2-3 раза.
Скольжение 6-8 раз В положении на груди или на спине, с различным положением рук.
Плавание 100 м вольным стилем На пульсе 120 уд/мин. с акцентом на плавные движения, в невысоком темпе.
Заключительная Выдохи в воду Подведение итогов 10-15 раз Вдох - короткий, выдох -продолжительный Отметить положительные моменты, дать домашнее задание
Общий объем плавания 550 м
При построении кондиционной тренировки в течение года необходима, как и в спортивной тренировке, некоторая волнообразность планирования нагрузок, с повышением и ее снижением.
Примерное содержание тренировочных занятий кондиционным плаванием с женщинами 30-40 лет
на 2 этапе
Часть занятий Основное содержание занятий Дозировка Организационно-методические указания
Подготовительная На суше; выполнение имитационных и общеразвивающих упражнений 10 мин Упражнения выполняются в не высоком темпе
В воде: плавание 50 м вольным стилем На пульсе 120 уд/мин. Темп невысокий
Основная Плавание 4 раза по 50 м На пульсе 130-140 уд/мин. Отдых между повторениями 1 мин. Способы плавание могут чередоваться : кроль на груди, на спине и облегченный брасс. Контролировать технику плавания указанными способами. Между повторениями - выполнение выдоха в воду 2-3 раза.
Плавание 4 раза по 25 м На пульсе 130-140 уд/мин. Отдых между повторениями 0,5 -1 мин. При помощи движений одними ногами как при плавании кроль на груди (с использованием плавательной доски)
Плавание 4 раза по 25 м На пульсе 130-140 уд/мин. Отдых между повторениями 0,5 -1 мин. При помощи движений одними руками как при плавании кроль на груди (с колобашкой)
Плавание 2 раза по 100 м На пульсе 130-140 уд/мин. Отдых между повторениями 1-2 мин. Возможно чередование способов: кроля на груди и на спине. Следить за правильным согласованием движений рук, ног и дыхания.
Скольжение 6-8 раз В положении на груди или на спине, с различным положением рук.
Плавание 100 м вольным стилем На пульсе 120 уд/мин. с акцентом на плавные движения, в невысоком темпе.
Заключительная Выдохи в воду Подведение итогов 10-15 раз Вдох - короткий, выдох -продолжительный Отметить положительные моменты, дать домашнее задание
Общий объем плавания 750 м
Изучение психофизического состояния женщин проводилось при помощи психологической диагностики. Для определения уровня психофизического состояния использовалась подборка методик с учетом возрастных особенностей, исследовалось психофизическое состояние личности в данный момент времени (методика САН).
Для оценки функционального состояния использовались следующие методы - проба Штанге и проба Генче.
Исследование по указанным методикам проводилось на констатирующем и контрольном этапе.
Данные, полученные при диагностике настроения женщин экспериментальной группы представлены на рисунке 1.
□ изменчивое
□ плохое
□ хорошее
настроение
Рисунок 1. Оценка настроения женщин на констатирующем этапе эксперимента
Анализируя полученные данные, можно отметить, что в целом у женщин экспериментальной группы разнообразное настроение, примерно равно распределившееся плохое и хорошее (14-26-60%). Тем не менее, как изменчивое определяют свое состояние 9 человек (60%).
Для оценки функционального состояния исследуемых женщин проведено исследование по методике Штанге и пробе Генче. Оценка проводилась по количеству испытуемых по каждому уровню показателя. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты исследования функционального состояния женщин экспериментальной группы на
констатирующем этапе эксперимента
уровень экспериментальная группа (п=15)
проба Штанге
кол-во человек %
низкий 5 33
удовлетворительный 7 47
хороший 2 13
отличный 1 7
проба Генче
низкий 6 40
удовлетворительный 7 47
хороший 2 13
отличный 0 0
Таким образом, у женщин экспериментальной группы преобладает удовлетворительный и низкий уровень функционального состояния в начале эксперимента. Отличный результат выявлен только у 7% по результатам пробы Штанге, но в пробе Генче не было повторения результата, что может говорить о случайности или неустойчивости состояния.
Проводимый констатирующий эксперимент по методикам оценки психофизического состояния женщин среднего возраста, показал преимущественно низкий уровень настроения, самооценки, высокую тревожность и недостаточно хорошее функциональное состояние.
Оценка плавательной подготовки с помощью теста Купера была проведена через два месяца после начала экспериментальной работы (в ноябре 2017 года), когда занимающиеся женщины освоили технику плавания и могли принять участие в данном тестировании (таблица 4).
Таблица 4
Результаты оценки уровня плавания по методике К. Купера женщин 30-40 лет, (дистанция в
метрах за 12 мин.)
Оценка уровня плавания Количество человек (п=15) %
Очень плохо 5 33
Плохо 7 47
Удовлетворительно 3 20
Хорошо 0 -
Отлично 0 -
Полученные результаты показывают, в целом на плохое и удовлетворительное овладение навыком плавания. Так, 20% испытуемых смогли за 12 минут преодолеть дистанцию более 350 метров, что является удовлетворительным результатом, 47 % испытуемых преодолели более 300 метров, что на границе удовлетворительного и плохого результата, но характеризует то, что женщины смогли преодолеть данную дистанцию без остановок. 33 % участниц эксперимента не смогли преодолеть дистанцию и проплыть 12 минут без остановок, или не закончили дистанцию в связи с недостаточной плавательной подготовленностью.
Таким образом, констатирующее исследование, проводимое в естественных условиях тренировочного процесса, позволило выявить начальный уровень занимающихся кондиционным плаванием женщин.
По результатам исследования составлялась экспериментальная программа для занятий с женщинами среднего возраста кондиционным плаванием.
В апреле 2018 года было проведено контрольное исследование по функциональным и психофизическим методикам. Исследование проводилось в течение нескольких дней. Женщины 30-40 лет, занимающиеся плаванием, тестировались по методике САН, и в тот же день, перед тренировочным занятием тестировалось их функциональное состояние.
Были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 5.
Результаты исследования настроения у женщин на контрольном этапе эксперимента
настроение Констатирующий этап (п=15) Контрольный этап (п=15)
кол-во человек % кол-во человек %
хорошее 2 14 11 73
плохое 4 26 1 7
изменчивое 9 60 3 20
Таким образом, анализируя полученные данные, можно отметить, что в целом, настроение у женщин достаточно хорошее (73%). Несмотря на то, что данное тестирование показывает состояние на текущий момент, настроение занимающихся достаточно стабильно хорошее на протяжении всего эксперимента.
Результаты, полученные при определении доминирующего психофизического состояния в конце эксперимента, позволяют говорить о положительном влиянии занятий на настроение.
Для оценки функционального состояния исследуемых женщин проведено контрольное исследование по методике Штанге и сделана проба Генче. Результаты представлены на рисунке 2.
Таким образом, у женщин на контрольном этапе преобладает хороший и отличный уровень функционального состояния. Удовлетворительный уровень выявлен только у 7 % испытуемых по результатам пробы Штанге.
1 этап 2 этап 1 этап 2 этап
проба Штанге проба Генче
Рисунок 2. Оценка функционального состояния женщин по этапам эксперимента
Оценка плавательной подготовки с помощью теста Купера проводилась в апреле 2018 года, на следующем тренировочном занятии после проведения функциональных тестов (рисунок 3).
Полученные результаты говорят о том, что в течение экспериментальной работы женщины освоили технику плавания, уровень функционального состояния и плавательной подготовки достаточно высок, с дистанцией справились все участницы эксперимента, полностью, без остановок проплыли всю дистанцию с сохранением темпа. Удовлетворительный результат был отмечен у 7 % испытуемых, остальные распределились между хорошим и отличным показателем, то есть участницы проплыли более 400-500 метров за 12 минут.
констатирующий этап контрольный этап
Рисунок 3. Результаты оценки уровня физической работоспособности женщин по этапам
эксперимента
Выводы. Разработанная программа занятий кондиционным плаванием с женщинами 30-40 лет предполагала комплекс разнообразных воздействий, направленных на изучение и совершенствование техники плавания, развитие физических качеств и функционального состояния организма с применением методов спортивной тренировки, с учетом индивидуального состояния занимающихся и контроля во время и после тренировочных занятий.
Итоги контрольного исследования эксперимента демонстрируют достоверные позитивные различия во всех показателях, характеризующих уровень функционального состояния и настроения женщин 30-40 лет, занимающихся кондиционным плаванием.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что процесс кондиционной тренировки по плаванию с женщинами 30-40 летнего возраста будет осуществляться более эффективно, если подобраны комплексы упражнений, выполняемых в различных оптимальных режимах, для совершенствования плавательной подготовки. Используемые методы спортивной тренировки повышают физическое и психологическое состояние женщин 30-40 лет, что позволяет говорить о подтверждении гипотезы работы.
Литература:
1. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учебное пособие для студентов вузов / Н. Ж. Булгакова. - М.: Академия, 2008. - 429 с.
2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2010. - 476 с.
3. Скрипко, А. Д. Технологии кондиционной и спортивной подготовки в системе физического воспитания учащихся и студентов / А. Д. Скрипко. - М.: Физическая культура и спорт, 2008. - 210 с.
Педагогика
УДК:372.8
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студентка Камзолова Людмила Александровна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студентка Пахомова Ирина Валерьевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ « ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ» НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Аннотация. В статье обсуждаются особенности модели «перевернутое обучение». Преимущества от использования модели «перевернутое обучение»: экономия времени на уроке; возможность разноуровневого обучения; индивидуальный темп для каждого ученика при освоении теоретического материала; условия для использования на уроке совместной деятельности, проектного метода. Приведены примеры ИКТ-инструментов для реализации модели на уроках информатики.
Ключевые слова: смешанное обучение, «перевернутое обучение», интерактивный рабочий лист, интерактивное задание.
Annotation. The article discusses the features of the "flipped learning" model. Advantages of using the "flipped learning" model: saving time in class; the possibility of different levels of learning; individual tempo for each student when mastering theoretical material; conditions for use in the lesson of joint activities, the project method. Examples of ICT tools for implementing a model in computer science lessons are given.
Keywords: blended learning, «flipped learning», interactive worksheet, interactive task.
Введение. В связи внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в педагогическом сообществе активно обсуждается вопрос применения инновационных моделей использования ИКТ на уроках для реализации системно-деятельностного подхода.
Сегодня внимание многих педагогов обращено к смешанному обучению. Смешанное обучение (blended learning) - это образовательная технология, совмещающая обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением, предполагающая элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн [1]. Среди различных моделей смешанного обучения выделяют «перевернутое обучение», «смена рабочих зон», «автономная группа», «индивидуальная траектория». Из всех перечисленных моделей наиболее простой в организационном плане может считаться модель «перевернутого обучения», т.к. для ее реализации не требуется специально оборудованного компьютерного класса.
«Перевернутое обучение» (flipped learning) - это модель обучения, при которой знакомство с теоретическим материалом происходит за пределами образовательной организации. На уроке учитель организует практическую работу по отработке навыков применения изученного самостоятельно материала, т.е. классная и домашняя работы «меняются местами», «переворачиваются».
На уроке происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате групповой работы, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах.
Модель «перевернутое обучение» достаточно новое явление в образовании, однако имеет значительный интерес среди ученых и учителей-практиков. Подробно она описана в книге Н.В. Андреевой, Л.В.Рождественской, Б.Б. Ярмахова «Шаг школы в смешанное обучение» [1]. Преимущества и сложности реализации перевернутого обучения обсуждаются в [2, 3, 11]. Авторы подчеркивают, что одна из ключевых проблем при организации перевернутого обучения - электронные образовательные ресурсы, которые учитель должен предоставить обучающимся для изучения нового материала. Это должен быть тщательно отобранный и хорошо структурированный материал, соответствующий конкретному учебнику, быть понятными ученику, давать возможность проявлять самостоятельность и активность. Например, это могут электронные формы учебников [12]. Эффективно применение небольших видеороликов. Это может быть авторский видеоролик, или учитель может подобрать соответствующее видео в Интернет.