Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ'

ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
53
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — А.И. Емец

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE MENTAL WORKING ABILITIES OF STUDENTS IN CONNECTION WITH THEIR PHYSICAL TRAINING

Investigation data obtained point to a higher rate of the reading of test-tables by students-sportsmen in comparison with students not going in for sport. The regular going in for sport for many years proved to have a positive effect on the intensity of the mental activity.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ»

PSYCHOPHYSIOLOGICAL CRITERIA OF OCCUPATIONAL FITNESS IN THE TRADE OF A TELEGRAPH AND TELETYPE OPERATOR

/. D. Karstev, N. A. Besstrashnaya

The authors determined the physiological systems that are mainly concerned in the trade of a telegraph and teletype operator and a complex of psychophysiological indices, that may serve as signs of the extent of mastering the above mentioned trade.

УДК 612-821-052.6*

А. И. Емец

ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ

Педагогический институт им. Леси Украинки, Луцк

Улучшение познавательных возможностей студентов должно включать не только применение более совершенных методов и форм учебной работы, но и развитие, совершенствование того психологического аппарата, который позволяет воспринимать, подвергать мыслительной обработке и запечатлевать поступающую информацию. Хорошо известно, какое значение в этом плане имеют занятия физической культурой и спортом. В ряде работ доказано положительное влияние двигательной активности как на результаты умственной деятельности студентов (И. И. Путивльский; А. Ф. Дмитриев; Р. С. Гарштейн, и др.), так и на функциональные возможности их организма (М. К. Босый и соавт.; Б. К. Замаренов, и др.). Нами была предпринята попытка обосновать особенности умственной работоспособности студентов в связи с различным двигательным режимом обучения в вузе.

В литературе имеются данные об определении интенсивности умственной работоспособности с помощью теста Шульте (Г. Н. Кушкоь, и др.). В наших экспериментах был применен модифицированный тест. На таблице размером 40x30 см в случайном порядке черным и красным шрифтом расположены числа от 1 до 24 (высота цифр 4 см). Необходимо было найти и показать по порядку все числа черным шрифтом от 1 до 24, а красным — от 24 до 1, делая это как можно быстрее. Одновременно с показом первого числа включался секундомер, а после последнего останавливался. На I и III этапах исследования применялись 2 таблицы, на II этапе — 10 таблиц с разным расположением чисел с интервалом 5 с.

На I этапе исследования определялась интенсивность умственной работы студентов (по времени, затраченному на поиск чисел в 2 таблицах) в зависимости от доли двигательной активности и специфики факультета. В экспериментах принимали участие студенты физико-математического и филологического факультетов факультета, английского языка и физического воспитания Луцкого педагогического института — всего 155 человек.

Все испытуемые были разделены на 4 группы: 1-я группа —студенты II—III курса филологического, английского и физико-математического факультетов, посещающие занятие по физическому воспитанию 2 раза в неделю; 2-я группа —студенты I—II курса факультета физического воспитания—спортсмены II—III разряда; 3-я группа — студенты факультета физического воспитания — спортсмены I разряда и кандидаты в мастера спорта; 4-я группа — студенты филологического и физико-математического факультетов, регулярно занимающиеся в секции баскетбола.

На II этапе исследования определялись интенсивность умственной работоспособности, степень утомляемости и динамика по показателям времени, затраченному на поиск числа в 10 таблицах. В эксперименте принимали участие студенты-спортсмены высших разрядов (30 человек) и студенты филологического факультета (30 человек).

На III этапе эксперимента изучалось влияние отдельной специфической физической нагрузки (тренировки) на время поиска чисел в 2 таблицах. Испытуемыми были студенты факультета физического воспитания — волейболисты, гимнасты, легкоатлеты — всего 23 человека.

Анализ результатов, полученных на I этапе исследования, показывает, что среднее время поиска чисел в 2 таблицах испытуемыми каждой группы составляло: в 1-й группе — 3 мин 36 с, во 2-й группе — 3 мин 36 с, в 3-й группе — 2 мин 50 с, в 4-й группе — 3 мин 00 с. Как свидетельствуют по-

лученные данные, спортсмены высших разрядов и студенты, занимающиеся в секции баскетбола, затратили на поиск чисел меньше времени по сравнению с испытуемыми 1-й и 2-й групп (Р < 0,05). При сравнении результатов, полученных у студентов факультетов, составляющих 1-ю группу испытуемых, установлено, что студенты филологического факультета затратили на поиск чисел 3 мин 37 с, факультета английского языка — 3 мин 54 с, физико-математического факультета — 3 мин 13 с. Более высокие результаты у студентов физико-математического факультета объясняются, по-видимому, спецификой учебы, связанной с большим количеством обработки цифрового материала. Наиболее высокие результаты среди испытуемых 2-й группы отмечены у студентов, повышающих спортивное мастерство в секции волейбола. Время, затрачиваемое ими на поиск чисел, составляет 3 мин 32 с. Полученные результаты подтверждают данные литературы (А. П. Лаптев, и др.) об интенсивной умственной деятельности у высококвалифицированных спортсменов в сравнении с незанимающимися спортом и о преимуществе в этих показателях у занимающихся спортивными играми.

Анализ данных, полученных на II этапе исследования, показывает, что среднее время, затраченное на поиск чисел во всех 10 таблицах, у спортсменов высших разрядов составляет 15 мин 05 с, в то время как у студентов филологического факультета оно было равно 17 мин 26 с. Среднее время просмотра одной таблицы у спортсменов составляет 1 мин 30 с, у филологов — 1 мин 45 с. При сравнении полученных результатов как по времени, затраченному на поиск чисел в 10 таблицах, так и по просмотру одной таблицы выявлено, что спортсмены выполняют эту работу значительно быстрее (Я<0,05). Степень утомляемости студентов при выполнении ими дозированной умственной нагрузки определялась по разности времени, затраченного на просмотр двух первых и двух последних таблиц. У студентов-спортсменов эти показатели составляют по первым таблицам 2 мин 50 с, по последним — 2 мин 53 с, у студентов филологического факультета — соответственно 3 мин 13 с и 3 мин 26 с. Анализ индивидуальных данных по изменению времени, затраченному на поиск чисел в первых и последних таблицах, выявил, что у 60% спортсменов и 62% филологов эти показатели к концу работы ухудшились. Однако разница во времени как у одних, так и у других не может указывать на значительное снижение работоспособности и появление утомления (Я>0,05). Динамика показателей по просмотру 10 таблиц у представителей обеих групп по характеру сходна.

На III этапе исследования изучалось стимулирующее влияние отдельной тренировки на время поиска чисел в двух таблицах. Полученные данные показывают, что у 86% испытуемых после тренировки результаты улучшились. Если до тренировки среднее время поиска чисел исследуемыми составляло 3 мин 43 с, то после тренировки — 3 мин 15 с, т. е. улучшилось (P«S0,05). Несмотря на довольно большую физическую нагрузку (у гимнастов 2,5-часовая тренировка га снарядах, у легкоатлетов— контрольный кроссовый бег на время, у волейболистов — двусторонняя игра из 5 партий), она оказывает положительное влияние на результаты умственной деятельности. Студенты, имеющие хорошую физическую и техническую подготовку (I разряд и выше), показывают более высокие результаты при выполнении дозированной умственной нагрузки.

Специфическая физическая нагрузка (тренировка) стимулирует умственную деятельность. Более высокая скорость просмотра таблиц в большинстве случаев наблюдается у тех студентов, которые имеют хорошую и отличную успеваемость.

ЛИТЕРАТУРА. БосыйМ. К., *Д а в ы д е н к о Н. М., Иващен-к о В. П., СвергуненкоН. Г. — «Теор. и практ. физ. культуры», 1971, № 2, с. 50—53. — Гарштейн Р. С.—«Гиг. и сан.», 1969, № 9, с. 132—134. — Д м и т -

р и е в А. Ф. — «Теор. и практ. физ. культуры», 1971, № 6, с. 59—62. — Зама р е н о в Б. К. — Там же, 1972, №2, с. 46—52. — К у ш к о в Г. Н. — В кн.:-К вопросу изучения психологических и физиологических показателей спортсменов. Ки ров, 1973, с. 20—35. — Лаптев А. П. — «Теор. и практ. физ. культуры», 1972-№ 9, с. 57—59. —ПутивльскийИ. И. — Там же, 1972, № 7, с. 54—57.

Поступила 31/V 1976 г.

INVESTIGATION OF THE MENTAL WORKING ABILITIES OF STUDENTS IN CONNECTION WITH THEIR PHYSICAL TRAINING

A. I. Emets

Investigation data obtained point to a higher rate of the reading of test-tables by stu-dents-sportsmen in comparison with students not going in for sport. The regular going in for sport for many years proved to have a positive effect on the intensity of the mental activity

УДК 612.7(6.1 + 612.821.31-052.63

Н. М. Молчанова, Г. И. Мызан, канд. мед. наук И. Б. Топоркова

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШЕГО КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена

Для решения проблемы оптимального соотношения между умственной и физической деятельностью в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена уже несколько лет ведется изучение бюджета времени, психофизического состояния, умственной и физической работоспособности студентов факультета физического воспитания. В настоящей статье приводятся результаты изучения работоспособности и эмоциональных реакций студентов II курса в различные периоды учебного года. Особое внимание уделено экзаменационной сессии как наиболее тяжелому периоду учебного года студентов.

Применялись следующие методики: 1. Предъявление дозированной во времени работы по таблицам В. Я- Анфимова (корректурный тест) в модификации А. Н. Кабанова. Вычислялись следующие показатели: А — количество просмотренных знаков в 1-й части задания; а — количество ошибок в 1-й части задания в перерасчете на 100 просмотренных знаков; Б — количество просмотренных знаков во 2-й части задания (после введения тормозного агента); б — количество ошибок во 2-й части задания в пересчете на 100 просмотренных знаков. 2. Определение времени простой и сложной зрительно-моторных реакций. Для измерения времени простой зрительно-моторной реакции подавался один и тот же раздражитель. Результаты 10 попыток суммировались, и выводилась средняя величина. Для измерения сложной реакции подавались попеременно 2 световых сигнала по программе, составленной экспериментатором. Программа состояла из 16 подач сигналов. 10 раз подавался положительный сигнал, 6—отрицательный (дифференцировоч-ный). Результат 10 положительных реакций суммировался, и вычислялась средняя величина. 3. Определение физической работоспособности с помощью гидравлического динамометра при удержании усилия в 50% от максимального. Измерялись общее время удержания заданного усилия и время появления чувства усталости. Разность между ними характеризовала «время терпения». 4. Определение тремора при помощи фонотремометра. Исследование проводилось в первой половине 1974/75 учебного года — октябрь (эти данные послужили фоном), перед зачетно-экзаменационной сессией (декабрь) и в период экзаменационной сессии (январь) на 25 студентах. Статистической обработке подвергался материал ^472 наблюдений. Достоверность разности средних считалась существенной при

Результаты изучения показателей по корректурному тесту представлены в табл. 1.

Для зачетной сессии по сравнению с фоном достоверно уменьшилось число ошибок и увеличилось количество просмотренных знаков, что свидетельствовало об увеличении работоспособности студентов к декабрю по сравнению с началом учебного года. Указанная динамика работоспособности соответствует данным, полученным другими авторами у школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.