№ 322
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Май
2009
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
УДК 159.9
В.Л. Ботяев, О.И. Загревский
ПСИХОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ СПОРТСМЕНОВ К ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ СО ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ВОСПРИЯТИЕМ
Определяются уровни сформированности зрительно-пространственной ориентации спортсменов различных видов спорта на основе двигательно-моторного теста и выявляется степень его взаимосвязи со зрительно-пространственым и временным восприятием. Ключевые слова: психомоторные способности; взаимосвязь; зрительно-пространственная ориентация.
Актуальность проблем диагностики и формирования специальных способностей человека обусловлена тем, что она была и остается базисной проблемой теории и методики физического воспитания и спорта, а её дальнейшая разработка связана с логикой развития спортивной науки и обеспечивает её теоретикометодологический уровень.
Интенсивность обучения студентов, обусловленная сложностью перестроечных задач в условиях современного производства и высокого темпа социальной жизни общества, требуют от человека высокого умственного напряжения, психической и физической работоспособности и совершенной психомоторной саморегуляции [1, 2].
В этой связи совершенствование системы непрерывного образования молодежи немыслимо без целостного понимания психической и двигательной деятельности учащегося и детального изучения единства психического и физического развития, что, к сожалению, не стало главным принципом физкультурного образования в нашей стране [3], хотя, как отмечает автор, ещё столетие назад П.Ф. Лесгафт указывал на важность научной разработки и развития психомоторных способностей человека как единства его психической и физической сферы.
В то же время, как замечают В. А. Плохтиенко, В.Н. Попов и другие авторы, актуальной проблемой является также изучение психофизиологических детерминант структуры психомоторных способностей у молодежи под влиянием активных занятий физической культурой и спортом [4, 5 и др.].
При изучении психомоторных способностей следует учитывать, что в процессе выполнения человеком любой двигательной деятельности, в том числе тренировочной и соревновательной, мы имеем дело не с отдельными мышцами, внутренними органами или биохимическими реакциями, а с целостным живым организмом, который в аспекте двигательных проявлений представляет собой двигательную функциональную систему [6]. Как отмечает В.В. Бойко, главные свойства организма как двигательной функциональной системы - универсальность; высокая пластичность и приспособляемость: всякое изменение специфики требуемого движения немедленно вызывает адекватную переорганизацию, «переналадку», выражающуюся в выборочной активизации морфоструктур, способных со-
действовать реализации выполняемого движения, и торможению других морфоструктур, в чьей активности нет необходимости в данном случае. Функционирование активных морфоструктур организационно подчинено цели двигательного действия (двигательному результату), который как высший регулятор упорядочивает их деятельность.
Отсюда можно говорить, что у бегуна, пловца, гимнаста и т.д. сформирована своя двигательная функционирующая система, которая развивается при выполнении человеком соответствующих видов двигательных действий (физических упражнений).
О своеобразии двигательной функциональной системы говорит тот факт, что у спортсменов различных специализаций преимущественное развитие каких-либо частей тела отмечается в тесной зависимости от пространственных параметров механического взаимодействия тела спортсмена и внешней среды при выполнении физических упражнений. Например, гимнасты взаимодействуют со спортивными снарядами в основном посредством рук, и у них отмечается большее развитие мышц рук и туловища. У велосипедистов же внешнее механическое воздействие осуществляется в основном ногами, которые и получают преобладающее развитие [6].
При систематических тренировках усиливаются не только непосредственно их реализующие мышцы, кости, связки, суставы, но и каналы снабжения - кровеносные сосуды. В систему обеспечения движений организма входят также сердце, лёгкие, печень и т.д. Взаимокоор-динация этих морфоструктур осуществляется под контролем нервной системы, которая постоянно получает информацию о соответствии режима их функционирования. Роль такого поставщика информации выполняют как перефирические нервы, так и анализаторы - зрительный, двигательный, вестибулярный и др.
Известно, что двигательная деятельность спортсменов характеризуется чрезвычайной динамичностью и многообразием. Для ориентации и взаимодействия со средой постоянно требуется адекватное сенсорное отражение ситуации. Важное теоретическое и практическое значение имеет высказанное Н.А. Бернштейном (1947, 1957, 1966) положение, что в зависимости от сложности движения все виды афферентации в большей или меньшей степени принимают участие в сенсорных коррекциях, выполняя функцию проприоцеп-ции в широком смысле [3].
Наряду с суставно-связочным зрительный анализатор является главным «поставщиком» афферентной информации для управления двигательной активностью человека. Зрительная информация необходима для полноценного формирования ситуации и чрезвычайно важна для оценивания процесса и результатов двигательной активности. Даже сохранение устойчивости тела без участия зрительного анализатора затруднено. Ряд видов спорта слепым недоступен: спортивные игры, фехтование, бокс, прыжки на лыжах с трамплина, горнолыжный спорт и т.д. [7].
В этой связи способность к зрительно-пространственному ориентированию имеет важное значение при решении двигательной задачи. Исходя из положений теории двигательной функциональной системы, можно предположить, что у студентов-спортсменов различных специализаций будет отмечаться различный уровень способности к зрительно-пространственному ориентированию.
В последнее время появился ряд научных работ отечественных и зарубежных исследователей, в которых рассматриваются проблемы взаимосвязи координационных способностей с показателями двигательных способностей, физического развития и техникотактической подготовленности, все это имеет для спортивной тренировки как теоретическое, так и методическое значение. Анализ и обобщение аналогичных исследований показали, что специфически проявляемая способность к зрительно-пространственному ориентированию является важным, а нередко и определяющим фактором успешной спортивной специализации в различных видах спорта.
Способность к зрительно-пространственному ориентированию заключается в точном определении, своевременном изменении положения тела и осуществлении движения в нужном направлении, т. е. восприятии и переработке временной и пространственной информации из внешней среды. Она имеет сложную внутреннюю структуру, и у разных исследователей описывается 5-8 ортогональными факторами.
В одних видах спорта способность к ориентированию проявляется во взаимосвязи со способностью к связи (гимнастика, акробатика, прыжки в воду), в других - к перестроению (футбол, хоккей, единоборства), в третьих - к восприятию пространственно-временных отношений (фигурное катание, художественная гимнастика).
Цель исследования - выявить уровни сформиро-ванности зрительно-пространственного ориентирования на основе двигательно-моторного теста «Бег по номерам» у спортсменов, занимающихся разными видами спорта, и выявить степень взаимосвязи этого теста с результатами тестов психофизиологической диагностики «Прогноз» и «ИВПС» (исследователь временных и пространственных свойств).
Материалы и методы исследования. В эксперименте участвовали студенты 4-5-го курса факультета физической культуры и спорта Сургутского государственного педагогического университета, активно занимающиеся спортом и имеющие спортивную квалификацию не ниже 1-го разряда. Спортивные приоритеты студентов, участвующих в исследовании, распредели-
лись следующим образом: 31% занимается спортивными играми (волейбол, баскетбол, хоккей, футбол); 17% -единоборствами (бокс, борьба, кикбоксинг, другие виды восточных единоборств); 12% - лыжным спортом; 8% -лёгкой атлетикой; 7% предпочитают гиревой спорт; 25% - другие виды спорта (плавание, тяжёлая атлетика, аэробика, северное многоборье, полиатлон).
В большинстве своём это виды спорта, в которых уровень развития координационных способностей занимает доминирующее положение среди факторов, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности.
Для оценки и контроля способности к зрительнопространственному ориентированию нами разработан и прошел апробацию двигательно-моторный тест «Бег по номерам».
Методика тестирования. На половине волейбольной площадки хаотично расположены 10 пронумерованных медицинболов. Испытуемый, стоя спиной к площадке (не видя расположение мячей), по команде «Марш!» вбегает на площадку и поочередно, с первого по десятый, касается рукой всех мячей. Коснувшись последнего мяча под номером 10, он выбегает с площадки.
Результат: время (с), затраченное на выполнение задания.
Методические условия: участники должны пробегать одинаковое расстояние, поэтому расположение мячей не меняется; испытуемый не должен видеть расположение мячей до старта. Участники эксперимента выполняли по три попытки, после каждой из которых, расстановка мячей менялась. В итоговый результат шла лучшая попытка.
Распределение полученных результатов на уровни проводилось путем сопоставления показателей тестирования спортсменов со средней величиной показателя в отдельной спортивной специализации. Выявление среднего показателя отдельно по каждой спортивной специализации связано с тем, что нам необходимо было выявить уровень сформи-рованности зрительно-пространственной ориентации у спортсменов различной специализации. К среднему уровню относились результаты, входящие в пределы границ Х ± 0,5с, где Х - средняя арифметическая величина данного ряда, с - среднее квадратическое отклонение. К уровням выше среднего и ниже среднего относились результаты, находящиеся в границах от среднего уровня с величиной Х ± 1с. Остальные результаты, выходящие за шкалу Х ± 1с относились к высокому и низкому уровням. Полученные таким образом данные были распределены на пять уровней: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.
Организация исследования. На первом этапе выявлялись уровни сформированности зрительно-пространственной ориентации на основе двигательно-моторного теста «Бег по номерам» у спортсменов, занимающихся разными видами спорта. На втором этапе выявлялись взаимосвязи этого теста с результатами теста, полученными посредством компьютерной программы психофизиологической диагностики «Прогноз». На третьем этапе выявлялись взаимосвязи теста «Бег по номерам» с результатами теста «ИВПС».
Результаты исследования и их обсуждение. В тесте «Бег по номерам» наилучший средний результат
показали студенты, специализирующиеся в спортивных играх (X = 26,4 с), на втором месте - студенты, занимающиеся «другими» видами спорта (X = 27,4 с), незначительно уступили им спортсмены-«легкоатлеты» (X = 27,5 с). Далее со значительным отставанием сле-
дуют студенты, занимающиеся единоборствами (X = 28,2 с). Наиболее низкие результаты показали спортсмены, специализирующиеся в гиревом спорте и лыжных гонках, X = 28,5 и X = 28,7 с соответственно (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Уровни развития способности к зрительно-пространственному ориентированию у спортсменов различных специализаций, %
Спортивная специализация Уровень развития, % X ± о, с
Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
Спортивные игры (п = 18) 18,6 27,3 38,2 9,5 5,4 26,4 ± 0,6
Единоборства(п = 18) 2,6 14,3 46,3 24,7 12,1 28,2 ± 0,8
Лыжные гонки (п = 12) 1,2 12,6 37,2 30,7 18,3 28,7 ± 0,8
Л/атлетика (п = 12) 3,6 17,8 41,6 22,5 14,5 27,5 ± 0,6
Гиревой спорт (п = 13) 1,7 10,7 37,8 24,7 25,1 28,5 ± 0,7
Другие виды (п = 16) 3,7 21,3 33,8 26,8 14,4 27,4 ± 0,6
У спортсменов-«игровиков» высокий уровень развития зрительно-пространственной ориентации имеют 18,6% студентов, выше среднего - 27,3%, средний уровень - 38,2%, ниже среднего - 9,5% и низкий уровень наблюдался только у 5,4% студентов.
Сопоставляя результаты спортсменов других специализаций с результатами спортсменов-«игровиков», мы выяснили, что к высокому уровню развития зрительно-пространственной ориентации относятся:
- спортсмены-«единоборцы» - 2,6%;
- лыжники - 1,2%;
- легкоатлеты - 3,6%;
- спортсмены-«гиревики» - 1,7%;
- спортсмены других видов спорта - 3,7% (табл. 1).
Анализ полученных результатов позволяет говорить
о том, что высоким уровнем зрительно-пространственной ориентации обладает незначительное количество спортсменов (от 1,2 до 3,7% в зависимости от вида спорта). Исключение составляют представители игровых видов спорта, у которых 18,6% спортсменов относится к высокому уровню со зрительно-пространственной ориентацией. Эти данные позволяют заключить, что количество спортсменов-«игровиков», обладающих высоким уровнем зрительно-пространственной ориентации, минимум как в 5 раз, превосходит количество спортсменов из других видов спорта, относящихся к этому уровню.
На втором этапе эксперимента предстояло выявить степень взаимосвязи разработанного нами теста «Бег по номерам» с результатами, полученными посредст-
вом компьютерной программы психофизиологической диагностики «Прогноз», оценивающей способность к зрительно-пространственному восприятию. Для определения коэффициента пространственного восприятия у участников эксперимента регистрировались два показателя: количество правильных ответов и общее количество ответов.
На основании этих результатов определялся коэффициент пространственного восприятия.
К = (п1 - п2) : 10, где К - коэффициент пространственного восприятия; П1 - количество правильных ответов; п2 - количество ошибок; 10 - время процедуры тестирования, мин.
В практике физической культуры и спорта принято считать, что коэффициент корреляции (г), равный или меньше 0,3, отображает слабую связь, коэффициент корреляции, находящийся в пределах от 0,3 до 0,7, -среднюю связь и г > 0,7 - связь тесная. Парный коэффициент корреляции Бравэ-Пирсона, выявил прямую корреляционную зависимость между результатами в тесте «Бег по номерам» и результатами способности к зрительно-пространственному восприятию.
Достаточно высокая степень зависимости результата в тесте «Бег по номерам» с коэффициентом пространственного восприятия отмечена у спортсменов специализации «спортивные игры» - г = 0,87, у «гиревиков» - г = 0,77, спортсменов других специализаций -г = 0,74 и спортсменов-лыжников - г = 0,73. У студен-тов-«единоборцев» выявлена самая низкая взаимосвязь - г = 0,48 (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Взаимосвязь результатов зрительно-пространственного ориентирования и показателей зрительно-пространственного восприятия у спортсменов различных специализаций
Вид спорта Коэффициент (X ± о) Кол-во правильных ответов (п1) Кол-во ошибок (п2) Коэффициент корреляции (г) Взаимосвязь
Спортивные игры (п = 18) 1,8 ± 0,06 24 6 0,87 Высокая
Единоборства(п = 18) 1,1 ± 0,08 17 6 0,48 Средняя
Лыжные гонки (п = 12) 0,9 ± 0,1 17 8 0,73 Высокая
Легкая атлетика (п = 12) 1,3 ± 0,07 21 8 0,55 Средняя
Гиревой спорт (п = 13) 0,9 ± 0,14 13 4 0,77 Высокая
Другие виды (п = 16) 1,1 ± 0,09 15 4 0,74 Высокая
Следовательно, между показателями зрительнопространственного ориентирования и показателями зрительно-пространственного восприятия студентов спортивного факультета различных специализаций
существует ярко выраженная средняя и высокая взаимосвязь. Но наиболее высокие результаты имеют спортсмены, специализирующиеся в спортивных играх.
В заключительной части эксперимента, на третьем этапе, проверялось наличие взаимосвязи между результатами в тесте «Бег по номерам» с результатами, полученными при использовании компьютерной программы «Исследователь временных и пространственных
свойств» человека. Рассматривались 2 показателя - оценивание и отмеривание предъявляемых отрезков.
Оценивание отрезков. Испытуемый визуально оценивает отрезок и вводит его длину в поле ввода компьютерной программы, затем нажимает клавишу ОК. Результат - величина допущенных ошибок в %.
Отмеривание отрезков. Испытуемому путем нажатия клавиш «+» (увеличение) или «-» (уменьшение) необходимо на экране монитора отмерить отрезок заданной величины (в условных единицах длины) и нажать клавишу ОК.
Полученные результаты сопоставлялись с результатами двигательно-моторного теста «Бег по номерам». Проведенный математико-статистический анализ показал наличие высокой и средней взаимосвязи исследуемых показателей. В то же время можно отметить, что количество тесных взаимосвязей здесь значительно меньше, чем в первом случае, когда мы сопоставляли результаты двигательно-моторного теста и результаты, полученные с применением программы «Прогноз».
Высокие взаимосвязи между исследуемыми показателями обнаружены у студентов-«игровиков», а также специализирующихся в лыжных гонках, гиревом спорте и занимающихся другими видами спорта (табл. 3).
Т а б л и ц а 3
Взаимосвязь показателей двигательно-моторного теста и показателей зрительно-пространственного оценивания и отмеривания отрезков у спортсменов различных специализаций
Вид спорта Оценивание отрезков Х ± о Коэффициент корреляции (г) Взаимосвязь Отмеривание отрезков Х ± о Коэффициент корреляции (г) Взаимосвязь
Спортивные игры (п = 18) 4,6 ± 0,12 0,74 Высокая 11,5 ± 0,32 0,68 Средняя
Единоборства (п = 18) 7,5 ± 0,18 0,56 Средняя 14,3 ± 0,47 0,42 Средняя
Лыжные гонки (п = 12) 9,2 ± 0,15 0,64 Средняя 13,5 ± 0,32 0,76 Высокая
Л/атлетика (п = 12) 7,4 ± 0,12 0,64 Средняя 11,8 ± 0,42 0,62 Средняя
Гиревой спорт (п = 13) 9,6 ± 0,16 0,77 Высокая 13,2 ± 0,37 0,56 Средняя
Другие виды (п = 16) 5,8 ± 0,12 0,68 Средняя 12,4 ± 0,28 0,75 Высокая
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Наличие тесных положительных взаимосвязей между показателями двигательно-моторного теста «Бег по номерам» и способностью к зрительнопространственному восприятию и оцениванию и отмериванию отрезков заданной величины говорит об адекватном подборе средств контроля и оценки способности к зрительно-пространственной ориентации.
2. Уровень развития зрительно-пространственной ориентации у студентов-спортсменов находится в прямой зависимости от вида спортивной специализации. Наиболее высокие показатели данной координационной способности характерны для студентов, специализирующихся в спортивных играх, лёгкой атлетике, единоборствах.
3. Трудности, с которыми студенты сталкиваются при освоении дисциплин предметной спортивной подготовки, в первую очередь, определяются низким уровнем развития координационных способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельно-
сти. Томск: Томский государственный университет, 2003. 196 с.
2. Загревская А.И. Физкультурное образование студентов педагогических вузов на основе интегральной технологии. Томск: Томский государ-
ственный университет, 2007. 144 с.
3. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феликс+, 2002. 320 с.
4. Плахтиенко В.А. Психологические основы повышения надёжности спортивной деятельности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Л., 1982.
44 с.
5. Попков В.Н. Отбор и контроль в юношеском велоспорте. Омск: СибГАФК, 2001. 196 с.
6. БойкоВ.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: Физкультура и спорт, 1987. 144 с.
7. КоренбергВ.Б. Основы спортивной кинезиологии: Учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2005. 232 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 4 апреля 2009 г.