Научная статья на тему 'Исследование моторной памяти в процессе физического воспитания врача'

Исследование моторной памяти в процессе физического воспитания врача Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТОРНАЯ ПАМЯТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / СПОСОБНОСТЬ К УПРАВЛЕНИЮ ДВИЖЕНИЕМ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MOTOR MEMORY / FORMATION / ADMINISTRATIVE ABILITIES / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Владимир Иванович

Разработка технических средств и способов изучения памяти человека на движение (моторная память) и методов их применения непосредственно в процессе подготовки медицинских кадров является одной из важных предпосылок воспитания физической культуры у будущего врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлов Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the motor memory in the process of physician's physical training

Development of the technical devices and means of studying of human's motor memory as well as their application during the process of medical professionals training are considered to be one of the most important factors in educating to the physical training at medical schools and universities.

Текст научной работы на тему «Исследование моторной памяти в процессе физического воспитания врача»

базируется на педагогической закономерности и представляет собой обширную стратегию решения задач проектирования комплекса. Необходимость принципа стандартизации определяется требованием соответствия ключевых понятий различных медикобиологических учебных дисциплин при интеграции в комплекс. Принцип дивергентно-сти позволяет систематизировать информацию, полученную в процессе анализа учебных дисциплин, фундамент профессионализма будущей производственной деятельности выпускника. В процессе проектирования интегративного комплекса необходимо учитывать интенсивность информационной емкости учебного материала.

Учебные перегрузки, некомфортные условия познавательной деятельности, не соблюдение гигиены умственного труда, неадекватные нагрузки в тренировочном процессе, симптомы перетренированности не обеспечивают положительного результата у студентов при применении интегративного комплекса.

В тоже время при отсутствии выше указанных причин, положительным качеством интегративного комплекса становится появление новой целостности в системе формирования будущего специалиста, новых системных знаний, и личностных свойств студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безрукова, В.С. Словарь нового педагогического мышления / В.С. Безрукова. -Екатеринбург : Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1992. - 93 с.

2. Горелов, А. А. Проблемы и перспективы современного физкультурного образования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 5. - С. 40-41.

3. Костюченко, В.Ф. Государственный образовательный стандарт в контексте реализации социального потенциала физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11. - С. 40-41.

4. Похоруков, О.Ю. Модель подготовки учителя физической культуры владеющего основами восточных единоборств на основе межпредметных связей // Совершенствование системы физического воспитания и спорта в условиях промышленных регионов Сибири. - Новокузнецк, 2004. - С. 72-77.

5. Саксонова, Л.П. Концептуальные основы интеграции образовательных систем технического университета // Интеграция образования. - 2005. - № 3. - С. 36-42.

6. Чапаев, Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике / Н.К. Чапаев. - Екатеринбург : Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1992. - 224 с.

7. Чекалева, Н. В. Изменения в образовательном процессе современного вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 6. - С. 114-115.

8. Щипанов, В.В. Интегративно-дивергентное проектирование мультидисципли-нарных образовательных систем / В.В. Щипанов. - М. : сследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 173 с.

Контактная информация: kafedramedizini@yandex.ru

УДК 159.938

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТОРНОЙ ПАМЯТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ВРАЧА

Владимир Иванович Павлов, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского

(СГМУ)

Аннотация

Разработка технических средств и способов изучения памяти человека на движение (моторная память) и методов их применения непосредственно в процессе подготовки медицинских кадров является одной из важных предпосылок воспитания физической культуры у будущего врача.

Ключевые слова: моторная память, формирование, способность к управлению движением,

физическое воспитание.

STUDY OF THE MOTOR MEMORY IN THE PROCESS OF PHYSICIAN’S

PHYSICAL TRAINING

Vladimir Ivanovich Pavlov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saratov State Medical University it. V.I.Razumovsky

Annotation

Development of the technical devices and means of studying of human’s motor memory as well as their application during the process of medical professionals training are considered to be one of the most important factors in educating to the physical training at medical schools and universities.

Keywords: motor memory, formation, administrative abilities, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Физическая культура» наряду с другими предметами в вузе призвана внести свой вклад в профессиональное становление будущих специалистов, поэтому процесс физического воспитания должен иметь определенную прикладную направленность. Её реализация осуществляется специальным подбором методов, средств и других компонентов на учебно-методических и практических занятиях, обеспечивающих акцентированное развитие и формирование тех психофизических качеств, умений и навыков, которые в наибольшей степени необходимы для будущей профессиональной деятельности.

Реализация каждого компонента формирования физической культуры личности тесно связана с процессом физического воспитания. Эта связь проявляется в необходимости приобретения тех или иных специфических знаний, формирования определенных двигательных умений и навыков, воспитания физических качеств [3,4,5].

В свете современных представлений о механизмах формирования моторной памяти и координации движений, мышцы - не только исполнительный двигательный аппарат, но и своеобразный орган чувств. В мышечном веретене и сухожилиях имеются нервные окончания - рецепторы, которые посылают импульсы к клеткам различных уровней ЦНС. В результате между нею и мышцами создается замкнутый цикл: импульсы от различных образований ЦНС, идущие по двигательным нервам, вызывают сокращение мышц, а импульсы, посылаемые рецепторами мышц, информируют ЦНС о каждом элементе и моменте движений. Ведущая роль в обеспечении их взаимодействиями в постановке цели двигательной реакции принадлежит коре больших полушарий головного мозга [2].

Двигательные реакции необходимы человеку для общения, через них осуществляется контакт с природой, они служат внешним проявлением трудового процесса. Вовлечение всех уровней центральной нервной системы в регуляцию двигательной адаптации

- показатель многогранной значимости двигательной активности для жизнедеятельности организма, так как именно она запускает и определяет множество ключевых процессов и тем самым обеспечивает выполнение своих функций и прогресс организма в целом [1,6].

Исследование было направлено на изучение особенностей моторной памяти в процессе физического воспитания будущих медицинских специалистов и предполагало решение следующих задач: 1) разработать и внедрить в педагогическую практику физического воспитания устройство и методику работы с ним по количественному измерению показателей при воспроизведении движений на точность; 2) определить надежность статистических характеристик показателя в оценке заданных параметров движений; 3) составить шкалу показателей по определению уровня динамики состояния моторной памяти в зависимости от двигательной активности, спортивной специализации и уровня мастерства; 4) составить таблицу корреляции полученных показателей при воспроизведении движений на точность у спортсменов и лиц, не занимающихся спортом; 5) дать оценку

значению способностям человека запоминать, анализировать и управлять мышечнодвигательными ощущениями и движениями при овладении профессионально значимыми умениями и навыками в процессе физического воспитания врача.

МЕТОДИКА

В качестве метода исследования использовалась способность человека запоминать, анализировать и воспроизводить пространственно-временные характеристики выполняемого движения. При разработке методики исследования учитывались следующие принципы: информативность, динамичность наблюдения, возможность использования в реальных условиях учебно-тренировочного процесса. Статистическая обработка данных исследования проводилась на персональном компьютере с использованием программы 81аЙ8Йса, с вычислением параметрических и непараметрических критериев различия и коэффициента корреляции показателей.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Исследования проводились более 6 лет на базе кафедры физического воспитания СГМУ. Под педагогическим наблюдением находились более 1600 лицеистов, студентов, интернов, ординаторов и аспирантов основного, специального и спортивного учебных отделений в возрасте 15-25 лет за период обучения в медицинском университете.

Для изучения особенностей моторной памяти человека было разработано следующее устройство: линейка со шкалой измерения параметров движения на одной из сторон от 0 до 100 мм влево и от 0 до 100 мм вправо и свободно перемещающимся по ней «бегунком» вправо и влево (рис.1).

Рис. 1. Измерительная линейка для изучения особенностей моторной памяти человека и

точности воспроизведения движений

Исследования выполнялись группами по три человека. Каждый из них выступал в роли экспериментатора, протоколиста и испытуемого. В работе использовались карандаши и протоколы исследований.

Методика изучения особенностей моторной памяти и показателей в точности воспроизведения движения осуществлялась следующим образом. Испытуемый, сидя лицом

к прибору, выполняет 6 движений правой рукой, перемещая «бегунок» по линейке на заданный параметр движения (эталон) - 60 мм: 1 - с открытыми глазами в правую сторону; 2 - с открытыми глазами в левую сторону; 3 - без контроля зрения в правую сторону; 4 - без контроля зрения в левую сторону; 5 - с акцентом на зрительное восприятие в правую сторону (по памяти); предварительно экспериментатор переворачивает линейку на нешкалированную сторону; 6 - по памяти в левую сторону. Затем в том же порядке испытуемый выполняет шесть движений левой рукой. Недоводы «бегунка» до эталона (заданная величина отрезка) обозначаются знаком минус (-), переводы знаком плюс (+). Точность воспроизведения определяется разницей между заданной величиной (эталоном) и воспроизводимым движением по шкале линейки в мм (знак ошибки при этом не учитывается). Экспериментатор после каждого движения испытуемого возвращает «бегунок» в исходное положение ноль (0). Протоколист по ходу выполнения работы записывает показания испытуемого.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе исследования были сопоставлены показатели полученных данных у

лиц:

- с высоким уровнем недельной двигательной активности 18-20 часов (группа мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта);

- со средним уровнем недельной двигательной активности 10-12 часов (группа спортсменов первого, второго и третьего разрядов);

- с низким уровнем двигательной активности 4 часа (группа общей физической подготовки) и 2 часа (факультатив) и менее 2 часов (самостоятельные занятия).

Результаты исследования разделялись на шесть групп (I, II, III, IV, V, VI) по уровням функционального состояния моторной памяти и шесть степеней точности воспроизведения движения (ТВД) заданного параметра на измерительной линейки (низкая, ниже среднего, средняя, выше средней, высокая, идеальная).

Сравнительная оценка показателей полученных у лиц в опытах при произвольном контроле зрения указывает на то, что студенты, специализирующиеся в художественной гимнастике, спортивных играх (баскетбол, волейбол) и борьбе, превосходят студентов, (2-3 разряды) занимающихся плаванием, легкой атлетикой (бег, прыжки) и лыжными гонками. У первой категории лиц доминирует постоянный элемент заучивания и воспроизведения комбинаций. В свою очередь, спортивный успех в фехтовании и борьбе во многом основывается на качестве пространственной ориентации спортсмена, которому необходимо следить за «полем боя», изменяющейся обстановкой, за точностью нанесения укола и проведением приема, а также анализировать все оборонительные и атакующие действия соперника. В проводимых тестах фехтовальщики и волейболисты допустили меньше всех ошибок по сравнению с другими спортсменами, по-видимому, это связано с тем, что они постоянно и целенаправленно тренируют мышцы рук и совершенствуют технику движений, чтобы добиться абсолютного результата во владении мячом и рапирой.

Выявленные особенности моторной памяти и психофизических качеств (управление мышечно-двигательными ощущениями, точность воспроизведения движения) у изучаемой категории лиц наглядно проиллюстрированы в табл. 1 и табл. 2.

В ходе исследования установлено, что мышечно-двигательные ощущения у лиц занимающихся физическими упражнениями в различных учебных отделениях неоднородны. При этом корреляционный анализ результатов исследования показал, что способность к управлению движением стоит в одной цепи с мышечным чувством и находится в прямой зависимости от уровня двигательной активности, спортивной специализации и уровня мастерства. На наш взгляд, для совершенствования учебно-тренировочного процесса в видах спорта, где результат зависит от точности соревновательных действий,

можно использовать физические упражнения на точность выполнения без зрительного контроля, что позволит максимально совершенствовать мышечное чувство и развивать моторную память.

Таблица 1

Результаты теста на точность воспроизведения движений (М±т)______________

Вид спорта Количество испытуемых Результат

Лица, не занимающиеся спортом 1343 19.86±0.22*

Футбол 25 8.84+1.02*

Волейбол 20 7.25±1.16*

Борьба 21 7.09+0.92*

Шахматы 16 12.5+1.40*

Силовое троеборье 27 6.33±1.11*

Гиревой спорт 28 6.61+0.91*

Армспорт 32 6.31+1.05*

Настольный теннис 9 7.22+1.40*

Плавание 35 5.28+0.84*

Фехтование 10 2.70+0.79*

Художественная гимнастика 10 3.40+1.15*

Легкая атлетика 11 7.27+1.60*

Баскетбол 25 8.40+0.73*

Лыжные гонки 17 3.71+0.62*

* - различия статистически достоверны, Р<0.05

Таблица 2

Связь точности воспроизведения движений и уровня спортивного мастерства

Оценка Шкала показателей ТВД Степень ТВД Уровень спортивного мастерства

0 Эталон

«5» 0.1 - 1.19±0.47* Высокая Мастер спорта

«4» 1.2 - 5.08±0.34* Выше средней 1 разряд; кандидат в мастера спорта

«3» 5.09 - 10.6±0.84* Средняя 2 разряд

«2» 10.7 - 19.86±0.22* Ниже средней 3 разряд

«1» 19.87 * и больше Низкая Лица, не занимающиеся спортом

* - различия статистически достоверны, Р<0.05

По результатам проведенного исследования было подано заявление в патентный отдел Саратовского государственного медицинского университета на рационализаторское предложение, которое было признано и принято к использованию, под наименованием: «Линейка для количественного измерения воспроизведения точности движения» (удостоверение на рац. предл. №2255).

С учетом результатов проведенного исследования, были составлены комплексы физических упражнений профессиональной направленности тренирующих способность к управлению движением.

ВЫВОДЫ

1. Регистрируемые изменения в точности воспроизведения параметров заданного движения у лиц, занимающихся физическими упражнениями в различных учебных отделениях вуза, неоднородны.

2. Корреляционный анализ показал, что память на движение у студентов-спортсменов стоит в одной цепи с мышечным чувством и находится в прямой зависимости от вида спортивной специализации, уровня квалификации и спортивного мастерства.

3. Проведенное исследование дало возможность определить ведущие и нейтральные виды спорта для психофизической подготовки врача-специалиста, а также существенно дополнить имеющиеся представления о состоянии моторной памяти человека

с различным уровнем двигательной активности в различных условиях и режимах профессиональной подготовки.

4. Анализ результатов исследования позволил составить пособие «Моторная память и двигательные действия человека», которое было рекомендовано учебнометодическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - М. : Альфа-М, 2003. - 352 с.

2. Дубровский, В.И. Биомеханика : учебник для сред. и высш. учеб. заведений / В.И. Дубровский, В.Н. Федорова. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 672 с.

3. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь : учебник / В.И. Ильи-нич. - М. : Гардарики, 2007. - 366 с.

4. Кряжев, В.Д. Двигательные возможности человека: методологические аспекты развития, сохранения и восстановления // Теория и практика физической культуры. -2003. - № 1. - С. 58-61.

5. Мусина, С.В. Поиск путей повышения эффективности учебного процесса по физической культуре в вузах / С.В. Мусина, Е.В. Егорычева // Физическая культура и спорт в 21 веке : сб. науч. тр. - Волжский, 2006. - С. 238-240.

6. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2001. - 480 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация: profcomsgmu@yandex.ru

УДК 796.33+796-053.7

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ РАЦИОНАЛЬНО ДЕЙСТВОВАТЬ В ВЕРОЯТНОСТНЫХ

УСЛОВИЯХ

Виталий Валентинович Парамонов, преподаватель,

Волгоградская государственная академия физической культуры

Аннотация

В статье анализировалась значимость уровней развития способности рационально действовать в вероятностных условиях на показатели соревновательной деятельности юных футболистов и характеристики волевой игровой активности, что позволяло осуществлять правильный подбор звеньев состава футбольной команды, повышать результативность её игровой деятельности.

Ключевые слова: надежность, эффективность, технико-тактические двигательные действия, юные футболисты, соревновательная деятельность, способности, вероятностные условия.

PERFORMANCE OF THE COMPETITIVE ACTIVITY OF THE YOUNG FOOTBALL PLAYERS UNDER INFLUENCE OF THE LEVELS DEVELOPMENT TO ACT RATIONALLY IN PROBABLISTIC CONDITIONS

Vitaly Valentinovich Paramonov, the teacher,

Volgograd State Academy of Physical Education

Annotation

The article analyzes the importance of development of the levels of the ability to act rationally in probabilistic conditions on parameters of competitive activity of young football players and characteristics of volitional game activity that contributes to the proper selection of team link members and raises performance of game activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.