Научная статья на тему 'Теоретическое и экспериментальное обоснование программы совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10-11 лет'

Теоретическое и экспериментальное обоснование программы совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10-11 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
915
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аверьянов Игорь Валерьевич

В данной статье представлены теоретические аспекты разработки и экспериментальное обоснование программы совершенствования кинестетических координационных способностей у футболистов 10-11 лет. Программа разработана с учетом определения модельных характеристик игроков высокого разряда футбольного клуба «Иртыш» (г. Омск), позволяет выявлять уровень развития кинестетических координационных способностей и при помощи акцентированного педагогического воздействия повышать его на начальном этапе спортивной подготовки. Программа внедрена в практику работы СДЮСШОР по футболу, от внедрения разработки получен положительный эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аверьянов Игорь Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and experimental foundation of the program of perfecting kinesthetic coordination abilities in football players 10-11 years old

Theoretical aspects of development and an experimental substantiation of the program of perfection kinesthetical coordination abilities at football players of 10-11 years old are submitted in given article. The program is developed in view of definition of modeling characteristics of players of the high category of the football club «Irtysh», allows revealing a level of development kinesthetical coordinational abilities and by means of stressed pedagogical influence to raise it at the initial stage.

Текст научной работы на тему «Теоретическое и экспериментальное обоснование программы совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10-11 лет»

Физкультура и спорт

37.01.796.012.2

И. В. АВЕРЬЯНОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ 10 - 11

В данной статье представлены теоретические аспекты разработки и экспериментальное обоснование программы совершенствования кинестетических координационных способностей у футболистов 10 — 11 лет. Программа разработана с учетом определения модельных характеристик игроков высокого разряда футбольного клуба «Иртыш» (г. Омск), позволяет выявлять уровень развития кинестетических координационных способностей и при помощи акцентированного педагогического воздействия повышать его на начальном этапе спортивной подготовки. Программа внедрена в практику работы СДЮСШОР по футболу, от внедрения разработки получен положительный эффект.

Актуальность. На современном этапе развития спорта, в том числе футбола, ведется интенсивный поиск спектра критериев, определяющих успешность игровых и соревновательных результатов. В настоящее время стало очевидно, что высоких результатов в спорте могут достичь индивиды, отличающиеся исключительными качествами и способностями. Одновременно специалисты отмечают, что соответствующий уровень развития различных психофизических параметров, в том числе и координационных способностей, определяет в будущем высокие спортивные результаты в футболе [1,2,3,4]. Именно уровень развития координационных способностей играет важнейшую роль в процессе целостной двигательной деятельности человека [5,6,7,8], а комплекс данных способностей является основой для совершенствования физических качеств, приобретения двигательных навыков и умений [9].

Вместе с тем, координационные способности, как отмечалось ранее, представляют собой огромный блок, имеющий многоплановые проявления: способность к реагированию, переключению, способности к сохранению статического и динамического равновесия, способности к сохранению и изменению ритмической структуры движения, способности к произвольному расслаблению и напряжению мышц, точность и т.д. [16,17].

Одним из важнейших, для футбола, видов координационных способностей являются так называемые кинестетические координационные способности - способности, основанные на проприорецептивной чувствительности (способности к оценке, отмериванию, воспроизведению и дифференцированию временных, пространственных и силовых параметров движения). По мнению авторов [2,3,4,5,6], степень развития кинестетических координационных способностей зависит как от генетических, так и от средовых факторов в том числе педагогического воздействия, и в значительной мере определяет уровень технического мастерства

футболистов, а также является существенным фактором для успешности и результативности игровой деятельности спортсмена.

Вместе с тем анализ научно-методической литературы и практической деятельности тренеров показал, что проблема совершенствования кинестетических координационных способностей в футболе разработана недостаточно. По этому целью наших исследований явилось теоретическое и экспериментальное обоснование методики оценки и совершенствования кинестетических координационных способностей у футболистов на начальном этапе спортивной подготовки.

Результаты исследования. На предварительном этапе исследования нами решалась задача по определению степени значимости различных компонентов кинестетических координационных способностей для достижения высокого спортивного результата (на модели футболистов 1 разряда). Была предпринята попытка определения модельных характеристик путем количественной оценки уровня кинестетических координационных способностей и изучения взаимосвязи полученных данных с уровнем различных сторон спортивной подготовки футболистов 1 разряда. Мы предположили, что определенные нормативы и критерии, характеризующие состояние спортсменов более высокого класса, могут служить основным ориентиром на всех этапах отбора юных футболистов, а их учет может гарантировать в будущем высокие спортивные результаты в футболе.

Методом экспертных оценок (три эксперта) было произведено оценивание уровня технической, физической, психологической, тактической подготовки и эффективности соревновательной деятельности футболистов, имеющих первый спортивный разряд, по 20-балльной шкале. В качестве экспертов выступали три тренера команд. Для оценки уровня развития кинестетических координационных способностей использовалась разработанная тестирующая про-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

грамма, включающая 24 теста, из них 12 базовых и 12 специфических для футбола.

Полученные результаты подверглись корреляционному анализу. Изучалась взаимозависимость различных сторон спортивной подготовки и уровня развития специфических и базовых кинестетических координационных способностей у футболистов 1 разряда.

После статистической обработки полученных результатов была построена корреляционная матрица, отражающая количество и степень тесноты взаимосвязей показателей общих и специфических кинестетических способностей с различными сторонами спортивной подготовки (физической, технической, тактической, психологической, соревновательной). Рассматривая характер взаимосвязей, изучаемых параметров мы выявили, что все стороны спортивной подготовки связаны с показателями кинестетических координационных способностей (коэффициенты корреляции колеблются в пределах от 0,3 до 0,7, что свидетельствует о средней и слабой степени связи). Однако характер и степень тесноты взаимосвязей не одинакова. Наибольшее количество взаимосвязей изучаемые компоненты кинестетических координационных способностей имеют с физической, технической и тактической подготовкой. Вместе с тем, названные выше виды спортивной подготовки в большей степени зависят от пространственных и силовых параметров движения, в меньшей от временных параметров. Эта информация легла в основу разработки содержания программы.

В решении вопроса о месте программы совершенствования кинестетических координационных способностей на начальном этапе спортивной подготовки, учитывалось мнение авторов [2,3,4,5,6], что специфика координационной тренировки не выделяется по отношению к технической и физической подготовке, и принимая во внимание, что в младшем школьном возрасте наблюдаются наибольшие темпы прироста изучаемой нами группы координационных способностей [8,9,16,17], мы предположили, что применение разработанной нами программы в данном возрастном диапазоне, в рамках разделов физической и технической подготовки окажет наибольший эффект.

Вместе с тем анализ существующих учебных программ для СДЮШОР по футболу выявил, что в годовом плане графике распределения учебных часов в группах начальной подготовки третьего года обучения (дети 10-11 лет) не предусмотрено самостоятельного раздела совершенствования координационных способностей. Наибольшее количество часов в данных группах отводится на развитие и совершенствование физической и технической подготовки, следовательно мы сочли наиболее логичным применение разработанной нами программы в рамках тренировочного процесса, направленного на совершенствования перечисленных выше видов подготовки, так как представленные стороны спортивной подготовки имеют наибольшее количество корреляционных связей с изучаемыми компонентами кинестетических координационных способностей.

Известно, что интенсивно процесс физической и технической подготовки протекает на протяжении всего годичного цикла тренировки (исключением является лишь переходный период, когда объемы воздействий на все стороны спортивной подготовки резко снижаются), поэтому остро встал вопрос, в каком из периодов тренировки применить разработанную нами программу, чтобы получить наибольший кумулятивный эффект, выраженный в повышении уровня кинестетических координационных спо-

собностей. Учитывая тот факт, что футбол является сложно-координационным видом спорта, который требует обеспечения более длительной подготовки в сфере развития координационных способностей, программа совершенствования кинестетических координационных способностей была внедрена в подготовительном периоде тренировки. Подготовительный период разделен на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. Продолжительность подготовительного периода составляет 5 месяцев.

Разработанная и апробированная нами учебно-тренировочная программа, рассчитана на 5 месяцев (80 занятий). Программа совершенствования кинестетических координационных способностей, состоит из двух частей: тестирующей и обучающей. Тестирующая часть, включающая в себя 30 тестов, предусматривает оценку уровня развития базовых (18 тестов) и специфических для футбола (12 тестов) кинестетических координационных способностей. Тесты, предложенные в данной программе, позволяют оценить каждый компонент широкого спектра кинестетических координационных способностей (оценка, воспроизведение, отмеривание и дифференцирование временных, пространственных и силовых параметров движения). В результате применения разработанной нами тестирующей программы, получены данные, на основании которых были разработаны шкалы дифференцированной оценки уровня развития кинестетических координационных способностей, юных футболистов. Обучающая часть предусматривает проведение тренировочных занятий, направленных на совершенствование кинестетических координационных способностей футболистов 10-11 лет. Занятия проводились 4 раза в неделю в подготовительной и основной части тренировки. Каждое занятие занимало 20 минут от тренировки. При этом основная задача и структура тренировочного занятия не изменились. Общая продолжительность тренировочного занятия составляла 90 минут.

При этом в процессе разработки программы, нами учитывалось одно из главных методических положений в развитии и совершенствовании координационных способностей: о наиболее оптимальном сочетании координационных упражнений и заданий для развития физических качеств [2].

Выявленный,в ходе анализа корреляционной матрицы спектр наиболее значимых для успешности профессиональной деятельности футболистов кинестетических координационных способностей позволил определить процентное соотношение объемов тренировочного воздействия на различные компоненты кинестетических координационных способностей, в рамках разработанной программы. Программа совершенствования кинестетических координационных способностей состоит из комплексов упражнений, включающих в себя двигательные задания, направленные на совершенствование способностей к оценке, отмериванию, воспроизведению и дифференцированию временных, силовых и пространственных параметров движения. Объем тренировочного воздействия на пространственные параметры движения составил приблизительно 45 %, на силовые параметры 35 %, на временные параметры движения 20 % от общего объема развивающей программы.

Рассматривая вопрос о содержании обучающей части программы совершенствования кинестетических координационных способностей мы принимали во внимание мнение авторов, что в учебно — тренировочном процессе у юных футболистов 10 — 11 лет основная направленность подготовки — обучающая

[10,11]. При этом важная роль в методике совершенствования кинестетических координационных способностей должна отводится упражнениям, направленным на повышение отчетливости мышечно-двигательных восприятий (чувств) [2,3,4,5,6,12]. В связи с этим, в основу разработанной методики совершенствования кинестетических координационных способностей были положены средства, развивающие тонкие мышечные ощущения и восприятия, а также упражнения, способствующие формированию динамических стереотипов, необходимых, на наш взгляд, для повышения уровня технической подготовленности юных футболистов.

Наша позиция полностью совпадает с мнением авторов [12] о том, что программа совершенствования координационных способностей должна включать в себя упражнения, обеспечивающие повышенные требования к деятельности анализаторов в отношении точности динамических и пространственно -временных параметров движения. Эффективным оказывается применение упражнений с акцентом на точность их выполнения по параметрам времени, усилия, темпа, пространства.

По мнению авторов [12], в процессе совершенствования координационных способностей спортсменов применяются упражнения различной степени сложности: от относительно простых, стимулирующих деятельность анализаторов, нервно-мышечного аппарата и готовящим организм к более сложным движениям - до сложнейших упражнений. Это продиктовано тем, что процесс совершенствования координационных способностей останавливается, если двигательный навык доведен до автоматизма. В разработанной программе средства совершенствования координационных способностей усложнялись от комплекса к комплексу, что исключало выработку автоматизма в двигательных действиях.

Эти же авторы отмечают, что процесс совершенствования различных видов координационных способностей у юных спортсменов протекает наиболее эффективно в том случае, когда сложность движений колеблется в диапазоне 40-60 % (невысокая координационная сложность) и 60-70 % (умеренная координационная сложность) от максимального уровня, то есть того уровня, превышение которого не позволяет спортсмену справляться с заданиями. При этом интенсивность выполнения упражнений на начальных этапах должна быть невысокой, но по мере расширения возможностей спортсмена интенсивность повышается.

Таким образом, в программе совершенствования кинестетических координационных способностей применялись общеразвивающие (базовые) и специфичные для футбола упражнения, доступные для детей 10-11 лет, с преобладанием обучающей направленности подготовки.

Особое внимание в программе уделено использованию игрового метода. Существует мнение, что в процессе обучения детей 10 — 12 лет игровой материал должен занимать до 50% времени, так как подвижные игры являются одним из эффективнейших средств совершенствования координационных способностей [10,11,13].

Опираясь на данные специалистов, доказавших благотворное влияние подвижных игр на детей [13,14], а также учитывая высокую степень эмоциональности занимающихся, в заключительной части комплекса (конец подготовительной, начало основной части тренировочного занятия) проводились подвижные игры и эстафеты, направленные на совершенствование всех

компонентов кинестетических координационных способностей. В разработанной программе совершенствования нами применялись игры с тренирующей психофизической нагрузкой. Эти игры рассчитаны на детей, хорошо физически подготовленных, занимающихся в спортивных секциях.

Следует отметить, что особое значение в программе совершенствования кинестетических координационных способностей приобретает широкое варьирование различными характеристиками нагрузки (характер упражнений, интенсивность упражнений, продолжительность работы, режим работы и отдыха) в процессе выполнения упражнений. По мнению [15] совершенствование координационных способностей у юных спортсменов, на начальных этапах спортивной подготовки, должно осуществляться в условиях отсутствия утомления, когда спортсмен в наилучшей мере способен контролировать и регулировать свою двигательную деятельность. Данное мнение мы учитывали в процессе применения разработанной программы. В случае появления внешних признаков утомления (обильное потоотделение, покраснение кожных покровов, снижение точности движений, снижение внимания, пониженная активность и т.д.) выполнение упражнения прекращалось. Степень утомления определялась по схеме, предложенной В.А. Зотовым в модификации Г.А. Макаровой.

По мнению авторов [12] применительно к самым разнообразным упражнениям и заданиям, способствующим приросту координационных способностей, существует общая тенденция: применение невысокой интенсивности на начальных этапах совершенствования данного качества применительно к конкретным двигательным действиям и постепенное повышение интенсивности по мере расширения технико-тактических возможностей спортсмена. По этому подвижные игры, включенные в разработанную нами программу совершенствования кинестетических координационных способностей, не содержат часто встречающихся единоборств и больших объемов нагрузки, а упражнения включенные в программу выполнялись со средней и низкой интенсивностью. Интенсивность выполнения упражнений регламентировалась продолжительностью непрерывной работы, количеством повторений упражнения и паузами отдыха.

Продолжительность выполнения упражнения, в разработанной программе, составляло в среднем 3 минуты. Это не противоречит мнению авторов [12] о том, что в процессе совершенствования координационных способностей продолжительность непрерывной работы в одном упражнении обычно составляет 10 — 200 секунд.

Затрагивая вопрос о количестве повторений одного упражнения, необходимо принять во внимание рекомендации специалистов утверждающих, что при непродолжительной работе в каждом упражнении количество повторений может быть достаточно большим — от 6 до 10-12. При более продолжительных заданиях количество повторений уменьшается и может не превышать 2-3. Число повторений упражнений в представленной программе совершенствования кинестетических координационных способностей, варьировало в зависимости от продолжительности и степени сложности упражнений, количество повторений составляло от 4-6 до 10-12 раз [5,12]. Продолжительность пауз отдыха между упражнениями, в разработанной программе, была достаточно велика, и составляла 1-2 минуты. По своему характеру отдых между упражнениями был пассивным, что обеспе-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

чивало восстановление работоспособности, психологическую настройку на эффективное выполнение очередного упражнения, а также давало возможность тренеру объяснить следующее задание.

Методика совершенствования кинестетических координационных способностей у футболистов 10 — 11 лет внедрена в МУДОД СДЮСШОР «Иртыш» (г. Омск). От внедрения разработки получен положительный эффект, выразившийся в повышении уровня кинестетических координационных способностей у юных футболистов. Данная методика позволяет целенаправленно и эффективно воздействовать на изучаемые показатели, подтверждением является тот факт, что у детей экспериментальной группы прирост показателей, отражающих уровень развития изучаемых способностей в среднем составил: по способностям к отмериванию, оценке, дифференцированию и воспроизведению силовых параметров движения — 46,7 %; по способностям к отмериванию, оценке, дифференцированию и воспроизведению пространственных параметров движения — 25,9 %; по способностям к отмериванию, оценке, дифференцированию и воспроизведению временных параметров движения — 26 %. В контрольной группе темпы прироста ниже в среднем в 3,5 раза.

Библиографический список

1. Никитушкин, В.Г Методы отбора в игровые виды спорта / В.Г. Никитушкин, В.П. Губа - М.: ИКА, 1998.-285 с.

2. Лях, В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. — 1995. - № 11. — С.16 — 23.

3. Лях, В.И. Координационные способности школьников: Основы тестирования и методика развития / В.И. Лях // Физическая культура в школе.-2000.-№5.- С.3-10.

4. Лях, В.И. Спортивно-двигательные тесты для оценки специфических координационных способностей футболистов / В.И. Лях, З. Витковский, В. Жмуда // Теория и практика физической культуры.-2002.-№8. - С. 51-54.

5. Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях - Минск: Полымя, 1989.-159 с.

6. Лях, В.И. Развитие и совершенствование координацион-

ных способностей школьников от 7 до 17 лет в процессе физического воспитания / В.И.Лях // Физиологические особенности организма школьника и физическое воспитание: сб. науч. тр. -/ Свердловск, 1986. - С.81-87.

7. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1966. - 166 с.

8. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовленности спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.: ил. — (Наука — спорту).

9. Карпеев, А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа: — монография / А.Г. Карпеев. — Омск: [б.и.], 1998. — 324 с.

10. Футбол: учеб. программа для спорт. школ / под ред. В.А. Выжгина.- М.: [б.и.], 1981. _ 117 с.

11. Футбол: учеб. программа для спорт. школ / под ред. В.С. Хмутского.- М.: [б.и.], 1996. - 123 с.

12. Платонов, В.Н. Координация спортсмена и методика ее совершенствования: учеб. — метод. пособие для ин - тов физ. культуры / В.Н. Платонов, М.М. Булатова. — Киев: [б.и.], 1992.

— 52 с. — (Физическая подготовка спортсмена; Вып. 3).

13. Александров, С.А. Игра - сказка на уроках физической культуры в младших классах средней общеобразовательной школы: (метод. пособие) / С.А. Александров, М.В. Мацкевич.

— Минск: [б.и.], 1991. — 49 с.

14. Гуревич, И.А. 300 соревновательно — игровых заданий по физическому воспитанию: практ. пособие. - 2 изд., стереотип. / И.А. Гуревич. - Минск.: Высшей. шк., 1994. — 319 с.6 ил.

15. Тер-Ованесян, А.А. Педагогика спорта / А.А. Тер-Ованесян

— Киев: Здоров"я, 1986. — 208 с.

16. Blume, D. — D. Grundsätze und methodishe Mabnahmen zur Sulung Koordinativen / D. — D. Blume // Körpererziehung.

— 1978. - № 2. - S. 503 - 510.

17. Hirtz, P. Koordinativen-motorishen vervollkommung im Sportunterricht undim Norteurere Ergebnisse und Positionen / P. Hirtz // Theorie und Praxis der Kirperkultur.-1983.-№l.-S.29-32.

АВЕРЬЯНОВ Игорь Валерьевич, старший преподаватель кафедры теории и методики футбола и хоккея.

Дата поступления статьи в редакцию: 23.01.2007 г.

© Аверьянов И.В.

Книжная полка

Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: Методология, теория, практика: учеб. пособие: Допущено УМО / Под ред. Н.Н. Маликова. — М.: Высш. шк.,2007. — 528 с.

В учебном пособии рассматривается методология основных положений теории и технологии организации физической культуры и спорта в вузе. Особое внимание уделяется физкультурно-спортивной практике по формированию профессиональных качеств у студентов.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезно преподавателям и специалистам-управленцам физкультурно-спортивных предприятий.

Барчукова Г.В., Богушас М.В., Матыцин О.В. Теория и методика настольного тенниса: учебник: Рекомендовано УМО / Под ред. Г. В. Барчуковой. — М.: Высш. шк.,2007. — 528 с.

Эта книга — первый отечественный учебник, в котором сделана попытка обобщить и систематизировать современные научные исследования и передовой практический опыт ведущих специалистов по настольному теннису. Рассмотрены исторические этапы развития настольного тенниса, эволюции правил игры, научные основы ее техники и тактики, представлена сбалансированная, целостная, предельно детализированная система подготовки игроков в настольный теннис, показаны методы тренировки.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезен всем 120~ любителям настольного тенниса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.