Научная статья на тему 'Оценка психомоторных способностей на примере экстремальных видов деятельности'

Оценка психомоторных способностей на примере экстремальных видов деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
791
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТЕСТИРУЮЩАЯ ПРОГРАММА / РЕАГИРУЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ К СОХРАНЕНИЮ РАВНОВЕСИЯ / ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СПОСОБНОСТЬ / КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ / THE ABILITY TO KEEP ONE’S BALANCE / PSYCHOMOTOR ABILITIES / TEST PROGRAM / REACTION ABILITY / ORIENTATING ABILITY / KINESTHETIC ABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпеев Анатолий Георгиевич, Горский Алексей Александрович

В статье представлены результаты исследований, посвященных разработке программы оценки уровня развития психомоторных способностей на примере велосипедистов ВМХ-race. В частности, предложены способы оценки параметров точности оценки и дифференцирования пространственных и силовых параметров движения, адекватности и оперативности реагирования на внешний раздражитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карпеев Анатолий Георгиевич, Горский Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of Psychomotor Abilities at the Example of Extreme Types of Activity

The article presents the results of research devoted to the elaboration of the program of assessment of the level of development of psychomotor abilities at the example of BMX-race bikers. In particular the authors suggest the ways of the assessment of the data of accuracy of estimation and differentiation of space and power criteria of movement, adequacy and operational reaction to an inductive stimulus.

Текст научной работы на тему «Оценка психомоторных способностей на примере экстремальных видов деятельности»

УДК 159.9:005

ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Г. Карпеев, А. А. Горский

В статье представлены результаты исследований, посвященных разработке программы оценки уровня развития психомоторных способностей на примере велосипедистов BМХ-race. В частности, предложены способы оценки параметров точности оценки и дифференцирования пространственных и силовых параметров движения, адекватности и оперативности реагирования на внешний раздражитель.

Ключевые слова: психомоторные способности, тестирующая программа, реагирующая способность, способность к сохранению равновесия, ориентировочная способность, кинестетическая способность.

ВМХ относится к экстремальным видам спорта, стремительно развивающимся в последние годы. ВМХ-гасе — это сложнокоординационный вид спорта, представляющий из себя гонку для восьми участников на велодроме с препятствиями (длина трека — 300-400 метров), и с 2004 г. эта дисциплина включена в программу Олимпийских Игр.

По мнению специалистов разных видов спорта, ключевым звеном многолетнего процесса спортивной тренировки является техническое мастерство спортсмена1. ВМХ-спорт предъявляет высокие требования к уровню технической подготовленности в условиях активного противоборства гонщиков на дистанции и высоких психофизических напряжений, а следовательно, и к проявлению психомоторных способностей. Развитие психомоторных способностей является одним из наиболее перспективных направлений технической подготовки в ВМХ-гасе. Отсутствие критериев оценки и методик по совершенствованию психомоторных способностей послужило основанием для создания тестирующей программы указанных специфических способностей в данном виде спорта.

По мнению ряда авторов 2, именно психомоторные способности являются одним из наиболее существенных составных элементов двигательной функции. Психомоторные способности человека выполняют в управлении движениями важную функцию, а именно: согласование, упорядочение разнообразных двигательных действий в единое целое (систему) соответственно поставленной двигательной задаче, тонкая различительная чувствительность по основным параметрам движения, оперативный и точный сенсорный и перцентивный самоконтроль3. При целенаправленном развитии психомоторных способностей с первых лет тренировок юные спортсмены рационально и значительно быстрее овладевают различными двигательными действиями, продвигаются к вершинам спортивного мастерства, успешнее совершенствуют спортивную технику и тактику. Такое развитие различных компонентов психомоторных способностей в значительной мере помогает и юным, и квалифицированным спортсменам научиться в совершенстве управлять своими двигательными действиями и добиваться высокого техничес-

кого мастерства. По нашему мнению, именно «проработка» психомоторного фактора является одним из резервов повышения технического и спортивного мастерства юных и квалифицированных гонщиков ВМХ-гасе.

Знание ведущих психомоторных способностей в конкретном виде спорта является основой для определения специальных средств подготовки. В процессе технической подготовки спортсменов все чаще приходится делать упор на необходимость совершенствования специальных психомоторных способностей, функция которых состоит в управлении специфическими движениями, по форме и содержанию существенно отличающимися от используемых в повседневной жизни. Эффективное решение этой задачи невозможно без знания особенностей проявления специальных психомоторных способностей, обусловленных спецификой вида спорта. Как указывает В. Н. Платонов, специфические психомоторные способности даже у высококвалифицированных спортсменов развиты неодинаково 4. У каждого есть сильные и слабые стороны подготовленности, причем первые могут компенсировать наличие вторых.

Проблемой исследования является необходимость разработки критериев оценки специфических психомоторных способностей в ВМХ- гасе на этапе начальной спортивной подготовки. Цель исследования — разработка критериев оценки специфических психомоторных способностей в ВМХ на этапе начальной спортивной подготовки.

В соответствии с этим задачами исследования стали:

1) выявление наиболее значимых психомоторных способностей для велосипедистов-гонщиков ВМХ-гасе;

2) разработка программы тестирования специфических психомоторных способностей в ВМХ-гасе на начальном этапе спортивной подготовки.

На основе анализа и обобщения научно-методической литературы, анкетного опроса тренеров, педагогических наблюдений, видеоанализа, психомоторного тестирования выявлены значимые психомоторные способности в ВМХ-гасе и разработана программа тестирования этих специфических способностей. Исследование проводилось на базе кафедры теоретических и прикладных физико-математических дисциплин СИБГУФК и СДЮСШОР N° 30 г. Омска. В исследовании принимали участие 43 спортсмена, занимающиеся ВМХ-гасе на начальном этапе спортивной подготовки, возраст испытуемых 10-11 лет (мальчики).

В процессе решения первой задачи исследования были выявлены наиболее значимые для освоения основных технических элементов ВМХ-гасе виды психомоторных способностей: реагирующая способность, способность к сохранению равновесия, ориентировочная способность, кинестетическая способность.

Для решения второй задачи исследования нами была разработана и апробирована серия специфических тестов (12 тестов), позволяющих оценить наиболее значимые для ВМХ-гасе виды психомоторных способностей. Разработанные тесты позволяют оценить указанные виды психомоторных способностей, т. е. реагирующую способность, ориентировочную, кинестетическую

и способность к сохранению равновесия. Предварительное исследование (видеоанализ соревнований, опрос тренеров) позволило заключить, что именно эти психомоторные способности обеспечивают успешное овладение техникой в ВМХ-гасе. Развитие реагирующей способности необходимо для совершенствования техники старта гонщиков. Способность к сохранению равновесия важна для ВМХ-гасе, так как гонщик должен держать статическое равновесие при старте, динамическое равновесие поддерживается при прохождении всей трассы, преодолении препятствий. Прохождение дистанции на тренировочных занятиях, а особенно на соревнованиях, характеризуется быстрой сменой тактических ситуаций, непрерывным слежением за действиями соперников с целью создания выгодной тактической позиции. Именно поэтому мы считаем ориентировочную способность одной из самых важных в ВМХ-гасе. Кинестетическая способность необходима для отмеривания, дифференцирования и оценки силовых и пространственных параметров движения при прохождении препятствий, виражей, а также во время старта и финиша.

Методика тестирования специфических психомоторных способностей включает в себя двенадцать тестов, два из которых оценивают реагирующую способность, шесть направлены на оценку ориентировочной способности (высокая значимость способности к ориентации в пространстве для ВМХ-гасе объясняет наибольшее количество тестов для ее оценки), два — на оценку способности к сохранению равновесия и два — на оценку кинестетических координационных способностей. Все разработанные тесты содержат элементы техники ВМХ-гасе, т. е. являются специфическими.

Проводить тестирование рекомендуется в подготовительном периоде годичного цикла подготовки, на втором году начального этапа спортивной тренировки. Рекомендуется осуществлять тестирование в два дня: в первый день нужно оценить реагирующую способность и способность к сохранению равновесия, во второй день — кинестетическую и ориентировочную. Тестирование необходимо проводить до основной части занятия, пока у спортсмена не наступило утомление, так как оценка данных способностей требует от испытуемых «тонкости» межмышечной координации и повышенного внимания.

При разработке тестирующей программы использовались разные технические элементы соревновательной деятельности в ВМХ-гасе. Приведем пример теста, оценивающего способность к ориентации в пространстве: тест «Проезд препятствия «двойное маленькое» с трамплина, в противоположную движению сторону». Оборудование: мел, секундомер. Схема тестирования: испытуемый встает на трамплине (высота 1,5 м) у стартовой линии, прочерченной мелом, в исходное положение: стоя на велосипеде, одна нога — на педали, вторая—на земле, руки — на руле. По голосовой команде экспериментатора «внимание, марш» он проезжает препятствие «двойное маленькое» в обратном направлении, с максимальной скоростью, время фиксируется экспериментатором. Экспериментатор, дающий старт, находится слева или

справа перед испытуемым на расстоянии 2 м. Препятствие представляет собой каскад из двух трамплинов, высота первого — 80 см, второго — 1 м, расстояние между трамплинами — 50 см, общая длина препятствия — 3 м. Расстояние от старта до препятствия — 10 м, расстояние после препятствия до финишной линии — 5 м, общее расстояние — 18 м.

Во всех тестах применялись велосипеды для ВМХ-гасе. При проведении тестов необходимо дополнительное оборудование: кинематометр Жуковского, кегли, миллисекундомер, мел и флажок. Все тесты проверены на надежность тест-ретест-методом (коэффициент корреляции 0,85-0,9), апробированы на практике. В процессе исследования разработаны нормативные критерии оценки по 12 тестам, включенным в программу тестирования.

Результаты тестирования внедрены в практику работы специализированных ДЮСШ г. Омска. Разработанная в ходе исследования тестирующая программа может быть использована в тренировочном процессе гонщиков ВМХ-гасе для оценки уровня развития основных компонентов психомоторных способностей (точности, способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения, ориентации в пространстве и т. д.).

Выводы. Разработанная методика может быть использована в учебно-тренировочном процессе для оценки уровня развития специфических психомоторных способностей спортсменов, занимающихся ВМХ-гасе на начальном этапе спортивной подготовки. Результаты тестирования могут быть использованы для коррекции тренировочного процесса: необходимо уделить внимание психомоторным способностям, по которым выявлены низкие показатели (групповые или индивидуальные), и применить акцентированное воздействие на развитие этих способностей для совершенствования технического мастерства спортсменов. Методика тестирования и развития специфических двигательных и психомоторных способностей может быть использована на этапе профориентации молодежи на службу в подразделениях ОВД, где требуются качества, обеспечивающие экстремальные виды деятельности, а также как средство подготовки сотрудников к экстремальным ситуациям.

1 Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта. Киев, 2002. 293 с.

2 Лях В. И. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовки в спорте // Теория и практика физической культуры. 1999, № 11. С. 27-33; Війте D.-D. Grundsatze und methodishe Mabnahmen zur Sulung Koordinativen // Korpererziehung. 1978. № 2. S. 503-510; Карпеев А. Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа: монография. Омск, 1998. 324 с.

3 Озеров В. П. Психомоторные способности человека. Дубна, 2002. 320 с.; Лях В. И. Указ. соч.; Ильин Е. П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов. СПб., 2003. 384с.

4 Платонов В.Н., Булатова М. М. Координация спортсмена и методика ее совершенствования: уч.-метод. пособие для институтов физич. культуры. Серия «Физическая подготовка спортсмена». Вып. 3. Киев, 1992. 52 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.