Научная статья на тему 'Соотношение средств разной направленности в методике совершенствования координационных способностей у велосипедистов BMX-race 10-11 лет'

Соотношение средств разной направленности в методике совершенствования координационных способностей у велосипедистов BMX-race 10-11 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ВЕЛОСИПЕДИСТЫ BMX-RACE / ОРИЕНТАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СПОСОБНОСТИ К СОХРАНЕНИЮ РАВНОВЕСИЯ / ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / COORDINATION ABILITIES / CYCLISTS BMX-RACE / ORIENTATION ABILITY / KINESTHETIC ABILITY / THE ABILITY TO MAINTAIN BALANCE / THE GENERAL AND SPECIAL FUNDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горский Андрей Алексеевич, Карпеев Анатолий Георгиевич

В статье представлены методические и теоретические аспекты подбора упражнений, направленных на развитие разных видов координационных способностей у юных велосипедистов BMX-race. Публикация основана на материалах, полученных при проведении исследований по выявлению наиболее значимых видов координационных способностей для успешных результатов в BMX-race. В ходе исследования получены новые сведения об особенностях педагогических подходов к формированию и развитию координационных способностей велосипедистов BMX-race, которые могут быть использованы в практике работы тренеров на начальном этапе подготовки в этом активно развивающемся в России виде спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горский Андрей Алексеевич, Карпеев Анатолий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ratio means a different orientation in the method of improving coordination abilities of cyclists BMX-race 10-11 years

The article presents the methodological and theoretical aspects of the selection of exercises aimed at developing different types of coordination abilities in young cyclists BMX-race. The publication is based on submissions received in research to identify the most significant types of coordination abilities for success in BMX-race. The study provided new information about the features of pedagogical approaches to the formation and development of coordination abilities cycling BMX-race, which can be used in the practice of coaches at the initial stage of training in this rapidly developing in Russian sport.

Текст научной работы на тему «Соотношение средств разной направленности в методике совершенствования координационных способностей у велосипедистов BMX-race 10-11 лет»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

УДК 796.011

А. А. ГОРСКИЙ А. Г. КАРПЕЕВ

Омский государственный технический университет

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В МЕТОДИКЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ВЕЛОСИПЕДИСТОВ ВМХ-РАСЕ 10-11 ЛЕТ

В статье представлены методические и теоретические аспекты подбора упражнений, направленных на развитие разных видов координационных способностей у юных велосипедистов ВМХ-гасе. Публикация основана на материалах, полученных при проведении исследований по выявлению наиболее значимых видов координационных способностей для успешных результатов в ВМХ-гасе. В ходе исследования получены новые сведения об особенностях педагогических подходов к формированию и развитию координационных способностей велосипедистов ВМХ-гасе, которые могут быть использованы в практике работы тренеров на начальном этапе подготовки в этом активно развивающемся в России виде спорта.

Ключевые слова: координационные способности, велосипедисты ВМХ-гасе, ориентационные способности, кинестетические способности, способности к сохранению равновесия, общие и специальные средства.

В ВМХ спорте выделяют несколько видов, среди которых ВМХ-гасе, включенный в программу Олимпийских игр. ВМХ-гасе представляет собой гонку по специальному велодрому с препятствиями определенной конфигурации, при этом длина дистанции составляет примерно 300-400 м в зависимости от трассы, а преодоление препятствий связано с необходимостью выполнять в ходе прохождения дистанции целый ряд сложных поворотов, прыжков, перестроений. Этот вид спорта относится к разряду экстремальных, сложнокоординационных видов, чрезвычайно популярных среди современной молодежи.

Особое внимание в подготовке гонщика в ВМХ требует работа над совершенствованием стартовой реакции, стартового разгона, совершенствованием техники прохождения препятствий, виражей и финишированием, то есть тщательная проработка основных технических элементов. Одним из самых перспективных направлений совершенствования технического мастерства спортсменов экстремальных видов спорта, в том числе ВМХ-гасе, является развитие координационных способностей. Координационные способности — разновидность физических способностей, в основе функционирования которых лежат психофизиологические механизмы, обеспечивающие взаимодействие анализаторов, центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата [1 —3].

Значимость координационных способностей для успешной технико-тактической подготовки спортсменов отмечается многими учёными [1, 2, 4 — 6], однако материалов по возможностям эффективного развития этих способностей у юных велосипедистов в таком относительно молодом для России и развивающемся виде спорта, как ВМХ, явно недостаточно.

Учитывая динамичность современного процесса развития разных видов ВМХ спорта, частое изменение условий для проведения спортивных состязаний и растущих требований к подготовленности спортсмена, необходимость разработки эффективной методики развития координационных способностей спортсмена в ВМХ-гасе является актуальной проблемой.

Целью исследования явилось научно-методическое обоснование подбора оптимального соотношения средств разной направленности в процессе разработки методики развития и совершенствования координационных способностей велосипедистов ВМХ-гасе на начальном этапе подготовки. Исследование проведено на базе кафедры прикладных и физико-математических дисциплин СибГУФК и СДЮСШОР по ВМХ № 30 г. Омска. В эксперименте принимали участие мальчики 1-го и 2-го года обучения СДЮСШОР ]№ 30 г. Омска в количестве 50 человек. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, видеоанализ, экспертная оценка, контрольное педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Координационные способности спортсмена очень многообразны и специфичны для каждого вида спорта. Однако их можно дифференцировать на отдельные виды по особенностям проявления, критериям оценки и факторам, их обусловливающим [2]. В соответствии с этим можно предположить, что развитие разных видов координационных способностей должно осуществляться с учетом их значимости для того или иного вида деятельности. На предварительном этапе исследования нами решались не-

которые частные задачи, а именно: мы попытались определить степень значимости различных компонентов координационных способностей для эффективной технической, физической и соревновательной подготовки юных велосипедистов ВМХ-гасе; определить направленность и содержание координационной подготовки в тренировочном процессе юных велосипедистов ВМХ-гасе (соотношение разных видов КС, соотношение общих и специальных упражнений в процессе координационной подготовки, общий объем координационной подготовки в структуре тренировочного процесса и др.).

В процессе решения задачи исследования — выявления спектра координационных способностей, наиболее значимых для ВМХ-гасе, проводился корреляционный анализ (изучались взаимосвязи между показателями качества выполнения технических элементов ВМХ, общим результатом прохождения трассы и параметрами различных видов координационных способностей), а также проводился анкетный опрос тренеров по ВМХ.

В качестве теоретической базы при решении поставленных задач мы опирались на концептуальное положение ведущего специалиста России в области изучения координационных проявлений В. И. Ляха (2006), который в своих научных трудах неоднократно подчеркивал, что вопросы формирования КС должны рассматриваться во взаимосвязи с техническим и технико-тактическим совершенствованием, воспитанием других двигательных способностей (скоростных, скоростно-силовых, выносливости, гибкости) [1, 7, 8].

В ходе исследования подтвердилась значимость координационной подготовленности для успешного выполнения технических элементов и общего результата прохождения трассы в ВМХ-гасе, о чем свидетельствуют результаты корреляционного анализа и проведенного анкетного опроса тренеров и спортсменов высокой квалификации. Выявлено, что значи-

мость отдельных параметров координационной подготовленности неодинакова для выполнения разных технических элементов в ВМХ-гасе, что необходимо учитывать в ходе тренировочного процесса на начальном этапе подготовки при подборе оптимального соотношения средств разной направленности.

В ходе исследования выявлен спектр наиболее значимых координационных способностей для ВМХ-гасе: кинестетические способности (преимущественно способности к дифференцированию, отмериванию, оценке и воспроизведению пространственных параметров движения), способности к ориентации в пространстве, сохранению статического и динамического равновесия и реагирующие способности.

Вышеизложенное позволяет сделать заключение о необходимости использования координационных упражнений в ходе освоения технических элементов в ВМХ-гасе, о целесообразности осуществлять контроль уровня координационной подготовленности на начальном этапе тренировки, начиная с этапа отбора.

На основании проведенных предварительных исследований: проведении ряда тестов, анализа научной литературы, видеоанализа, анкетного опроса и экспертной оценки нами была разработана методика совершенствования координационных способностей у велосипедистов ВМХ-гасе 10—11 лет (схема методики представлена на рис. 1).

Наша позиция полностью совпадает с мнением тренеров по ВМХ-гасе о том, что методика совершенствования координационных способностей у велосипедистов ВМХ-гасе должна включать в себя упражнения, обеспечивающие повышенные требования к деятельности анализаторов, так как в процессе тренировочной и соревновательной деятельности велосипедист ВМХ-гасе постоянно находится в ситуации необходимости быстро и точно воспринимать, оценивать окружающую обстановку на трассе, адекватно реагировать на внешние раздражители.

Рис. 1. Схема методики совершенствования координационных способностей у велосипедистов ВМХ-гасе

на начальном этапе спортивной тренировки

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

Разработанная методика представляет собой комплекс из двух блоков, направленных на развитие общих и специфических координационных способностей, каждый блок состоит из четырех комплексов на развитие различных координационных способностей, в каждом блоке по 80 различных упражнений, эстафет и игр на развитие координационных способностей: кинестетических, реагирующих способностей, способностей к ориентации в пространстве и сохранению равновесия у велосипедистов ВМХ-гасе. В процентном соотношении в методике, воздействие на ориентационную способность занимает 30 %, способность к сохранению равновесия 30 % реагирующую 20 %, дифференцировочную 20 %. Процентное распределение было сделано на основании проведенного корреляционного анализа, анкетного опроса о значимых видах КС у велосипедистов ВМХ-гасе, а также анализа литературы.

Разработанная методика состоит из упражнений, которые делятся на базовые и специфические для велосипедистов ВМХ-гасе. Базовые координационные упражнения проводились в условиях спортивного зала. Развитие базовых координационных способностей включало в себя различные упражнения, относящиеся к группе общеразвивающих упражнений (ОРУ) координационной направленности: подскоки, прыжки, статические упражнения, бросание волейбольных мячей, бег с чередованием ширины шагов, прыжки на скакалке, броски баскетбольных мячей на точность, прыжки в колонне, игры и эстафеты с различными заданиями. Все применяемые в этой части методики упражнения связаны с усиленной нагрузкой на зрительный и кинестетический анализатор, требуют повышенного внимания, самоконтроля выполнения, необходимости текущей коррекции точности их выполнения. Эта часть методики рассчитана на применение в зимнее время в типовом спортзале или манеже, когда нет возможности заниматься на специализированном велодроме.

Специфические координационные упражнения проводились на специализированном велодроме с препятствиями. Развитие специфических координационных способностей включало в себя координационные упражнения с элементами техники ВМХ-гасе: удержание положения старта (способность к сохранению равновесия), выполнение старта с нестандартными условиями (реагирующая способность), прохождение различных препятствий и виражей, а также прохождение их в обратном движению направлении (ориентация в пространстве), проезд дистанции с различной скоростью (кинестетические координационные способности (временные параметры движения), прыжки через препятствие, прыжки на велосипеде с приземлением в заданной точке (кинестетические координационные способности), игры и эстафеты с различными заданиями повышенной сложности.

Выводы. Таким образом, в ходе проведенного исследования подобрано оптимальное соотношения средств разной направленности в процессе разработки методики развития координационных способностей юных велосипедистов ВМХ-гасе. В частности, обоснована целесообразность и эффективность применения общих и специфических координационных упражнений в соотношении объемов 50:50 на подготовительном этапе годичного цикла подготовки, но с изменением частоты применения этих средств в сторону увеличения на специально-подготовительном этапе (на общеподготовительном этапе — 2 тренировки в неделю с применением координационных

упражнений общей направленности; на специальноподготовительном этапе — 3 тренировки в неделю с применением координационных упражнений специфической направленности). Также обосновано соотношение координационных упражнений, направленных на развитие разных видов координационных способностей с учетом степени их значимости для изучаемого вида спорта. Это соотношение остается неизменным как на обще-подготовительном этапе, так и на специально-подготовительном этапе годичного цикла и составляет: 30 % — упражнения, направленные на развитие способностей к ориентации в пространстве; 30 % — способности к сохранению равновесия; по 20 % — упражнения для развития кинестетических и реагирующих способностей. Оценка эффективности предложенной методики проводилась в ходе педагогического эксперимента продолжительностью 6 месяцев, организованного на подготовительном этапе годичного цикла подготовки юных велосипедистов BMX-race. Следует отметить, что положительные приросты произошли по показателям как общих, так и специфических координационных способностей, однако выраженность приростов в показателях специфических способностей более значима. В частности, по показателям результатов тестов, отражающих уровень развития кинестетических способностей и точности величины приростов, составили 50 — 85 %, способностей к сохранению равновесия — 40 — 48%. Приросты показателей, отражающих уровень развития способностей ориентации в пространстве и реагирующих способностей значительно ниже и составляют соответственно 8 — 22% и 10 — 15%.

Библиографический список

1. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. — М. : ТВТ Дивизион, 2006. — 290 с.

2. Горская, И. Ю. Оценка координационной подготовленности в спорте / И. Ю. Горская // Теория и практика физической культуры : науч.-теоретич. жур. — 2010. — № 7. — С. 34-38.

3. Hirtz, P. Koordinativ-motoriche Entwiscklung in der Pubesczenz / In G. Ludwig & Ludwig (Hrsg.) // Koordinative Fähigkeiten - Koordinative Kompetenz. — 2002. — Kassel Universitäts-Bibliothek Kassel (S. 153-158).

4. Аверьянов, И. В. Методика совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10- 11 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В. Аверьянов. — Тюмень, 2008. — 25 с.

5. Карпеев, А. Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа : моногр. /

A. Г. Карпеев. — Омск : [б. и.], 1998. — 324 с.

6. Куванов, В. А. Взаимосвязь прочности освоения двигательных действий и уровня развития координационных способностей юных борцов : автореф. дис. ... канд. пед. наук/

B.А. Куванов. — СПб., 2005. — 25 с.

7. Лях, В. И. Координационные способности школьников: основы тестирования и методика развития / В. И. Лях // Физическая культура в школе. — 2000. — № 5. — С. 3—10.

8. Лях, В. И. Спортивно-двигательные тесты для оценки специфических координационных способностей футболистов/ В. И. Лях, 3. Витковский, В. Жмуда // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 8. — С. 51 — 54

ГОРСКИЙ Андрей Алексеевич, преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета.

КАРПЕЕВ Анатолий Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры теоретических и прикладных физико-математических дисциплин Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: mbofkis@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.01.2014 г. © А. А. Горский, А. Г. Карпеев

УДК 796.83:159.9-°53.6 Ю. В. ДЕМЧЕНКО

Ю. В. ЯЦИН В. Л. САЛЬНИКОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

СВЯЗЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У БОКСЕРОВ 12-13 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В работе рассматривается связь физического развития, сложно-координированных действий с индивидуально-психологическими особенностями боксеров на этапе начальной подготовки. Выявлено, что уровень физического развития у подростков 12-13 лет не влияет на результативность в сложно-координированных действиях. Различия чаще всего связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Ключевые слова: физическое развитие, свойства нервной системы, сложно-координированные действия, память, внимание.

Широкий диапазон действий возрастных периодов обусловлен тем, что возраст выступает в качестве одного из наиболее интегративных характеристик человека. Но, оценивая возрастные особенности с позиции комплексного подхода, важно, однако, учитывать меняющуюся степень связи изменения функций с возрастом, что в значительной степени обусловлено индивидуальными особенностями. При этом определенная спортивная деятельность может стимулировать развитие конкретного признака, относящегося к той или иной системе, и тормозит развитие других. Это дает основание отметить, что динамика развития не определяется каким-то одним признаком. Вариативность и многозначность одних и тех же характеристик определяется не только влиянием на них различных внешних факторов (социальных, биогенных, абиогенных), изучением которых заняты специалисты, пользующиеся лонгитюдным методом исследования. Но одни и те же условия по-разному влияют на развитие детей ввиду того, что проявляются их индивидуально-психологические особенности [1]. В не меньшей степени возрастная изменчивость и ее диапазон в различные периоды жизни человека обусловлены внутренними свойствами его развития как индивида и личности, субъекта практической деятельности в целом. Но из поля зрения большинства исследователей часто выпадает такой важный аспект проблемы, как степень детерминированности характера или, точнее, ритма разви-

тия физического потенциала человека в процессе его индивидуальной эволюции [2]. Это особенно рельефно проявляется по отношению к таким признакам, как возрастные и индивидуальные особенности, роль которых в условиях физического воспитания и спортивной подготовки более детально изучается только применительно к отдельным системам и в меньшей степени к личности в целом.

Это дало основание Г. И. Акинщиковой [3] отметить, что отдельные функции организма ребенка достигают оптимума в своем развитии в различные возрастные периоды и не в одинаковой последовательности у представителей разного пола и разных конституционных типов. При этом «каждый возрастной период обладает своей возрастной чувствительностью, сенситивностью, в связи с чем обучение некоторым знаниям и умениям в младших возрастах оказывается иногда более эффективным, чем в старших [4]. При этом для ряда признаков и функций сенситивных периодов может быть несколько. Но большая часть многочисленных отечественных исследований сенситивных и критических периодов направлена в основном на выявление и обоснование возрастных норм, характеризующих развивающийся организм. Подобное представление о возрастной норме, абсолютизирующей количественную оценку развития систем организма на разных этапах онтогенеза, как отмечают В. И. Козлов, А. А. Фарбер [5], «... не отражает сущностных характеристик

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.