сит от условий, возможности снятия показателей и квалификации тренера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аикин, В.А. Влияние занятий гидроаэробикой на освоение плавательных движений молодыми женщинами, не умеющими плавать / В.А. Аикин, О.Б. Галева // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 6. - С. 58-63.
2. Белов, В.И. Определение уровня здоровья и оптимальной физической нагрузки у лиц занимающихся оздоровительной тренировкой // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 3. - С. 6-9.
3. Белоусов, В.В. Организация, методика и медицинский контроль в физкультурно-оздоровительных группах : метод, рекомендации / В.В. Белоусов [и др.] ; Гос. ин-т физ. культуры. - JI. : [б.и.], 1986. - 55 с.
4. Богданов, В. А. Основные упражнения гидроаэробики : метод, рекомендации / В.А. Богданов [и др.] ; ЛТИ целл.-бум.пр-сти. - СПб. : [б.и.], 1991. - 36 с.
5. Васильева, И.А. Содержание и методика занятий водной аэробикой с женщинами зрелого возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Васильева И.А. ; Рос. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. - М., 1997. - 23 с.
6. Ворончихина, И.А. Индивидуально-типологические основы методики водной аэробики для занимающихся зрелого возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ворончихина И.А. ; Московская гос. акад. физ. культуры. - М., 2006. - 22 с.
7. Галева, О.Б. Методика проведения занятий гидроаэробикой : учеб. пособие /
О.Б. Галева ; Сибирская гос. акад. физ. культуры. - Омск : [б.и.], 1998. - 48 с.
8. Зубакова, Е.И. Комплексное применение физических упражнений в воде и н суше для женщин : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зубакова Е.И. - СПб., 1997. - 15 с.
9. Комплексный педагогический контроль за студентами во время занятий плаванием : учеб. пособие / Т.Г. Менынуткина, М.Г. Непочатых, И.Р. Смирнова, Р.В. Кууз. - СПб. : [б.и.], 1999. - 51 с.
10. Лисицкая, Т.С. Основы оздоровительной тренировки // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 2. - С. 6-14.
11. Липовка, В.П. Боевые единоборства в занятиях гидроаэробикой / В.П. Ли-повка, А.Ю. Федорова // Материалы итоговой науч.-практ. конф. СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, посвященный 165-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта. Часть I / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им П.Ф.Лесгафта. - СПб., 2002. - С. 17-19.
12. Менынуткина, Т.Г. Теоретические и методические основы оздоровительнорекреационной работы по плаванию с женщинами : монография / Т.Г. Менынуткина ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 1999. - 192 с.
13. Нормирование физической нагрузки на занятиях оздоровительной направленности : учеб. пособие / Д.Н. Гаврилов, А.Н. Потапчук, В.Н. Утенко, Г.А. Шашкин ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 1996. - 65 с.
14. Тренажеры и приспособления в занятиях оздоровительным плаванием : учебное пособие / Т.Г. Менынуткина, М.Г. Непочатых, В.П. Липовка, A.A. Бурдейный ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2001. - 44 с.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗЛИЧНЫХ СПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ
Елена Николаевна Медведева, кандидат педагогических наук, профессор,
Ольга Ивановна Туманова, аспирант,
Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК)
Аннотация
В работе представлены результаты исследования индивидуальных особенностей двигательной памяти студенток различных спортивных специализаций вуза физической культуры.
Ключевые слова: двигательная память.
INDIVIDUAL PARTICULARS OF MOTOR MEMORY AMONG
REPRESENTATIVES OF DIFFERENT SPORTING SPECIALIZATION
Yelena Nikolayevna Medvedeva, candidate of pedagogical sciences, professor,
Olga Ivanovna Tumanova, the post - graduate student,
Velikie Luki State Academy of Physical Culture and Sport
Annotation
The study represents the results of survey covering the individual motor memory particulars of physical culture university students with different sporting specialization.
Key words: motor memory.
ВВЕДЕНИЕ
Так как подготовка педагога-практика просто невозможна без наличия сформированной двигательной функции, то необходим поиск более совершенных образовательных технологий, учитывающих не только специфику будущей педагогической деятельности, но и исходный уровень двигательной подготовленности, характерные особенности спортивной специализации студентов.
Многие исследователи указывают на то, что двигательная память, представляющая собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью сложных многообразных движений, во многом определяет координацию, ловкость и меткость движений, которые являются показателями результативности и успешности деятельности в большинстве видов спорта (Kotov V.B., Mikaelian A.L.). В связи с этим целью исследования являлась экспериментальная проверка технологического подхода в формировании базовых двигательных навыков будущих специалистов, основанного на учёте сформированности видов двигательной памяти студентов различных спортивных специализаций и квалификации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании, которое проводилось на базе научно-исследовательских институтов ВЛГАФК, Тартуского университета, участвовало 60 российских, эстонских, литовских студентов-спортсменов различных специализаций и уровня подготовленности, в их числе 30 мужского пола и 30 женского. По направленности спортивной деятельности все испытуемые были разделены на четыре группы: 1) ациклическая сложнокоординационная деятельность (гимнастика); 2) ациклическая деятельность, характеризуемая проявлением выносливости и координации (спортивные игры); 3) циклическая деятельность с направленностью на выносливость (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки); 4) циклическая деятельность скоростно-силового характера (спринт).
Для оценки и анализа состояния развития двигательной памяти спортсменов был использован один из наиболее информативных методов - электронейромиографи-ческое исследование и исследование мультисуставным комплексом «Biodex».
Тестовые двигательные задания испытуемые выполняли в изокинетическом режиме со скоростью 60 (°/s) и не изменяемой амплитудой, фиксировалось только мышечное усилие, для регистрации ЭМГ использовались биполярные электроды. Электроды располагались на двигательных точках исследуемых «ведущих» мышц бедра (прямая мышца бедра, двуглавая мышца бедра, мышцы нижнего пресса), предплечья (бицепс, общий сгибатель пальцев), колена (двуглавая мышца бедра, икроножная медиальная), плеча (трапециевидная, бицепс, дельтовидная). Исследование состояло из трёх этапов: предварительного, основного и контрольного. На этапе предварительного исследования испытуемому предлагалось выполнить три максимальные попытки с интервалом полного отдыха с целью определения максимально возможного для дан-
ной группы мышц усилия. На основе полученных данных производился расчет тестового задания - усилие в 75% от max, которое являлось моделью для испытуемого. В процессе основного этапа происходило запоминание данного усилия. В трёх предложенных попытках тестируемый старался выполнить модельное усилие с визуальным контролем и полным восстановлением в интервалах отдыха. Посредством корректировки проявляемого данной группой мышц усилия испытуемый в пробных попытках добивался максимальной для себя точности и запоминания. На последнем этапе исследования испытуемый выполнял тестовое задание, состоящее из трёх попыток, каждая из которых должна была быть выполнена испытуемым по памяти без зрительного контроля и быть максимально приближенной к модельному или тестовому заданию. Из показателей ЭМГ для определения мышечного усилия использовалась средняя амплитуда, поскольку эти два параметра связаны пропорциональной зависимостью (Го-родничев P.M. 2005). После математической обработки результатов полученные данные использовались в качестве показателей точности мышечного усилия. Обработка параметров проводилась по специальной компьютерной программе «Муо».
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Тестирование основных компонентов двигательной памяти студентов показало, что её проявление очень специфично для каждого вида спорта (табл. 1).
Таблица 1
Показатели точности компонентов двигательной памяти спортсменов (%)
\ деятельность Виды спортивной деятельности
1 2 3 4
компоненты \ д.п. \ ациклическая сложнокоор- динационная деятельность (гимнастика) ациклическая с проявлением выносливости и координации (спортивные игры) циклическая с направленностью на выносливость (легкоатлетический бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки) циклическая скоростносилового характера(легкоатлетический спринт)
Ьюс1ех 90 81 83 92
координационная точность 40 51 52 76
пространственная точность 92 93 90 81
временная точность 83 91 73 90
объем памяти 88 52 19 32
X 78,6 73,6 63,4 74,2
ш 5,8 5,5 7,6 6,5
а 21,8 20,6 28,6 24,4
V 27,7 28,1 45,2 32,9
У представителей ациклических сложнокоординационных видов спорта более всего развита пространственная точность и дифференцирование мышечных усилий (но ниже, чем у спринтеров). Это только подтверждает тот факт, что существующие качественные критерии оценки деятельности в гимнастике предъявляют высокие требования к технике выполнения движений и предопределяют наличие точности каждого в отдельности и всех усилий одновременно. Результаты динамометрии гимнастов наиболее близки с показателями, демонстрируемыми спринтерами (межгрупповые различия не достоверны), но достоверно отличаются от результатов спортигровиков. Наоборот, показатели временной точности свидетельствуют, что гимнасты в данном компоненте памяти не уступают только стайерам, то есть тем, у кого работа не связана с «тонким» дифференцировованием времени. Кроме этого, у гимнасток высокой ква-
лификации были обнаружены неожиданно низкие показатели в простом тесте, требующем проявления мышечной координации. Это можно объяснить наличием у данной группы испытуемых специфической координации на выполнение технических действий, зависящих не столько от уровня физических качеств, сколько от рациональной работы необходимых групп мышц. В данном же тесте результат в значительной степени определялся наличием взрывной силы мышц бедра, которая высоко развита как у спринтеров, так и у представителей спортивных игр. В связи с этим, гимнастки, проигрывая в данном виде физической подготовленности, но, точно выполняя тест, все-таки получали более низкие коэффициенты, чем выше упомянутые спортсмены. Лучшая координация основных мышечных групп гимнастов в данном тесте подтверждена проведённым корреляционным анализом: обнаружена высокая степень взаимосвязи пространственной точности движений руками, точности дифференцирования усилий мышцами бедра с тестом на мышечную координацию.
ВЫВОДЫ
Таким образом, оценить уровень двигательной памяти, как в целом, так и по отдельным компонентам мы смогли только на основе учёта единых для всех критериев двигательной памяти: точность, объем, устойчивость и прочность. Доказано, что применение специализированных тестов, выполнение которых требует проявления специальных физических качеств или владения техникой спортивных движений, некорректно и не позволяет достоверно оценить уровень координационной готовности к освоению более сложных, в том числе специализированных, действий. Проведённые исследования позволили дифференцировать спортсменов по уровню их двигательной памяти и готовности к профессионально-прикладной физической подготовке в вузе физической культуры. Полученные данные позволяют оптимизировать процесс двигательной подготовки, являющейся неотъемлемой частью профессионального мастерства учителя физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Городничев, P.M. Спортивная электронейромиография: монография./ P.M. Городничев. - 2005.
2. Kotov V.B., Mikaelian A.L. Spatiotemporal associative memory using dynamic neural networks.//Optical Memory and Neural Networks, 2000. V.9. n.3. p.221-232.
3. Rapid Consolidation of Motor Memory in the Vestibuloocular Reflex. By: Heather K. Titley. Journal of Neurophysiology, Dec2007, Vol. 98 Issue 6, p.3809-3812.
МЕТОДИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ЯСЕЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Ирина Николаевна Меняйлова, соискатель,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
г. Краснодар
Аннотация
В статье представлена методика взаимодействия родителей и педагогов дошкольных учебных заведений по вопросам физического воспитания детей в условиях семьи и ДОУ.
Ключевые слова: педагоги, дошкольное образовательное учреждение, родители, дети, методика, средства, методы, физическое воспитание.