жения (0,71 и 0,68, соответственно, р<0,05). В ситуации парной работы показатели корреляции обеих сторон значительно ниже, чем у испытуемых II и III групп. Эго свидетельствует о том, что спонтанно сложившиеся формы ориентирования в движении, позволяющие подросткам данной группы быть успешными исполнителями, не могут быть ими отрефлексированы и развернуты для другого. Показатели корреляции исполнения (техники) и АП в условиях обучения значительно ниже, чем в условиях презентации собственного движения. Иными словами эти подростки владеют средствами выражения художественного замысла посредством ТД, но не средствами вербального анализа связи «техника-смысл» в танце.
Таким образом, категория АП позволяет сместить традиционный ракурс рассмотрения ТД как физического действия на его анализ как способа общения и самовыражения в социокультурном пространстве.
Полученные в результате проведения диагностики результаты позволяют сделать следующие выводы. Движение, понимаемое как авторское социальное действие, предполагает анализ развития человека как субъекта ТД, который требует выявления не столько уровня актуального, сколько зоны ближайшего развития. Разработанные и апробированные нами диагностические приемы позволили выделить различные исходные уровни готовности к овладению операционно-технической, ориентировочной и семантико-смысловой сторонами ТД в юношестве. Такой подход к диагностике доказывает необходимость проектирования условий, обеспечивающих дальнейшие траектории развития субъекта в переходах на качественно иной уровень рефлексии в отношении различных сторон ТД.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гальперин, П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / П.Я. Г альперин. - М. : Изд-во Московского университета, 1968. - 133 с.
2. Запорожец, A.B. Развитие произвольных движений // Избр. психол. труды : в 2 т. Т. 2 / A.B. Запорожец. - М. : Педагогика, 1998. - 297 с.
3. Зинченко, В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. - 1991.-№ 2. - С. 15-37.
4. Кудрявцев, В.Т. Идея субъекта - основание единства отечественного психологического знания? //Вопросы психологии. - 1999. -№ 1. - С. 127-129.
5. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 20-34.
6. Эльконин, Б. Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. вузов / Б.Д. Эльконин. - М. : Издательский дом «Академия», 2001. - 143 с.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ГИДРОАЭРОБИКОЙ С МУЖЧИНАМИ.
ВАРИАНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В СМЕШАННЫХ ГРУППАХ
Владимир Петрович Липовка, доктор педагогических наук, профессор,
Елена Викторовна Ивченко, кандидат педагогических наук, доцент,
Анна Юрьевна Липовка, кандидат педагогических наук, инструктор по аквафитнесу,
Александр Николаевич Захаров, соискатель,
Кирилл Анатольевич Сайгак, студент,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(ЛГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматривается методика организации занятий гидроаэробикой как среди женщин, у которых она была постоянно популярна, так и среди мужчин различного возраста, у
которых этот вид оздоровительной физической культуры в последние годы вызывает повышенный интерес.
Ключевые слова: гидроаэробика, методика проведения занятий, мужские, женские и смешанные группы.
MEN HYDROAEROBIC TRAINING ORGANIZATION VARIANTS OF TRAINING
PROCESS IN MIXED GROUPS
Vladimir Petrovich Lipovka, doctor of pedagogical sciences, professor,
Elena Viktorovna Ivchenko, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Anna Jurevna Lipovka, candidate of pedagogical sciences, the instructor on akva-fitness, Alexander Nikolaevich Zaharov, competitor,
Cyril Anatolevich Saigak, student,
Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article defines the methods of hydro aerobic training organization both for women, involved in it on a constant basis and for men of different age who are keenly interested in this health improving physical activity lately.
Key words: hydro aerobic, methods of training organization, man, woman and mixed groups.
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, в связи с рядом факторов, состояние здоровья мужчин в нашей стране оставляет желать лучшего. Если, по данным А.И. Суханова (2002) и многих российских исследователей, уже 50% призывников не в состоянии выполнить установленные нормативы и 20% из них не пригодны к службе по состоянию здоровья, что говорить о мужчинах более старших возрастных групп? Существуют различные факторы, влияющие на состояние здоровья как женщин, так и мужчин. К ним можно отнести такие как: возраст, нарушение режима труда и отдыха, гиподинамию, гипокинезию, умственные нагрузки, хроническое утомление, острое утомление, снижение уровня тренированности, чрезмерные физические нагрузки, вредные привычки, климатические условия, экологию, отрицательные эмоции, стрессовые состояния и т.д. К большому сожалению, в нашем техногенном мире можно долго пополнять этот печальный список.
Безусловно, современный мужчина начал задумываться о своем здоровье, внешности. Как показывает практика работы фитнес-центров и косметических фирм, все чаще и чаще их услугами начинают прибегать мужчины.
К сожалению, пока занятия гидроаэробикой среди мужчин не так распространены, как среди женщин. Но это только пока. В связи с ростом количества заболеваний сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, многие врачи настоятельно рекомендуют занятия в воде. Оздоровительное плавание оказывает оздоровительное воздействие только при соблюдении ряда условий, которых многие попросту не знают. Занятия гидроаэробикой дают преимущество в четкой дозированности, комплексном воздействии на организм.
Изучение литературы по данному вопросу показало, что в последнее время опубликовано большое количество научных работ в области аквафитнеса (Шибалкина М.Г., 1996; Хорольская И. Р., 1996; Аикин В.А., Галеева О.Б., 1997; Васильева И.А., 1997; Зубакова Е.И.; 1997; Еремина Т.В., 2000; Менынуткина Т.Г., 2000; Кохан Т.А., 2001; Полухина Т.Г., 2004; Богданов В.Е., 2003; Федорова А.Ю., 2003; Черепова Д.В., 2004; Ворончихина И.А., 2006 и др.). Однако практически все эти работы посвящены исследованиям влияния занятий на организм женщин различного возраста. В работах Липовка В.П. (2002), Федоровой А.Ю. (2003), Ворончихиной И.А. (2006) имеются исследования влияния занятий водной аэробикой на людей зрелого и пожилого возраста, а также первые попытки разделить занятия для женщин и мужчин, однако, в уроках предлагалось использовать только систему упражнений водных единоборств. Влияния
занятий гидроаэробикой на мужчин молодого и зрелого возраста в доступной нам литературе мы не обнаружили.
Таким образом, проблема подбора новых средств и методов, организация и планирование занятий в водной среде с мужчинами различного возраста с учетом подготовленности, условий занятий, двигательного опыта, функциональных особенностей является актуальной и своевременной.
Организация занятий гидроаэробикой
В условиях различных бассейнов существует несколько вариантов организации занятий с мужчинами: мужские группы (индивидуальные занятия, малые, средние, большие группы) и смешанные группы (мужчины и женщины).
В смешанных группах рекомендуется территориально разделить мужчин и женщин в связи с тем, что программы занятий с мужчинами несколько отличаются от программы занятий с женщинами. Само проведение занятий в смешанных группах - достаточно трудоемкий процесс и требует от инструктора определенного опыта и навыков, так как необходимо удерживать в поле зрения и мужчин, и женщин, выполняющих разные упражнения, контролировать дозирование и вовремя менять упражнения.
Структура занятий в смешанных группах
Урок традиционно состоит из трех частей. Подготовительную и заключительную части урока целесообразнее составлять из тех упражнений, которые могли бы выполнять и женщины, и мужчины. А вот в основную часть включаются упражнения, различные по направленности. К примеру, подготовительная часть урока в смешанной группе может включать в себя беговые, прыжковые упражнения с различными перемещениями и движениями рук. Основная часть для мужчин - упражнения водных единоборств, силовые упражнения с дополнительным сопротивлением. Для женщин -локальная проработка «проблемных зон». Так как у мужчин женских «проблемных зон» нет, то им вряд ли будет интересно прорабатывать мышцы бедер для профилактики и снижения проявлений целлюлита. Хотя, наполнение основной части может быть и однородным, все зависит от уровня подготовленности мужчин и женщин, возраста и потребностей. Встречаются женщины, с удовольствием выполняющие упражнения силового характера и упражнения водных единоборств. Заключительная часть -упражнения на растягивание, расслабление и дыхание.
Средства, используемые на уроках гидроаэробики с мужчинами
Арсенал средств в современной гидроаэробике очень обширен и зависит от квалификации и творчества инструктора. Под основным средством мы понимаем упражнение (Менынуткина Т.Г., 2003). Наряду с основными упражнениями гидроаэробики, в занятия можно включать упражнения из различных видов спорта, адаптированных для водной среды: легкая атлетика (бег, бег со сгибанием голени назад, с высоким подниманием бедра, барьерный бег, бег с ускорениями, челночный бег, бег с различным движением рук, ходьба и различные ее варианты, прыжки, метания мяча), спортивные игры (элементы водного поло, волейбола, элементы эстафет, так как среди мужчин наиболее выражен дух соревновательности), спортивно-боевые единоборства (кикбоксинг, бокс, таэ-квон-до, каратэ, тайцзицюань), гимнастика (общеразвивающие упражнения).
Оборудование и инвентарь, используемый на занятиях с мужчинами, аналогичен используемому на занятиях с женщинами и зависит от материальной базы фитнес-центра или инструктора, самостоятельно организовавшего занятия (Менынуткина Т.Г., Непочатых М.Г., Липовка В.П., Бурдейный A.A., 2001)
Особый интерес у мужчин вызывают упражнения с аква-гантелями, аквадисками, аква-сапогами, амортизаторами, то есть упражнения с дополнительным сопротивлением, позволяющие выполнять работу силовой направленности.
Дозирование упражнений
Так как мы работаем в системе оздоровительной тренировки, то и нагрузка должна быть в ее пределах, то есть 60-85% от максимальной частоты сердечных сокращений (МЧСС) (Белов В.И., 1989; Гаврилов Д.Н., Потапчук А.Н., Утенко В.Н., Шашкин Г. А., 1996; Лисицкая Т.С., 2002 и др.).
Силовые упражнения в воде различны с аналогичными на суше в силу ряда особенностей водной среды. В связи с гидродинамическими свойствами воды, все принципы силовой тренировки, связанные с максимальной подъемной силой (это 90-100% от МПС, 70-90% от МПС и 30-70% от МПС), выполнить практически невозможно, так как в воде теряется часть веса предмета, а очень тяжелые предметы (гири и штанги) опускать в воду нецелесообразно. Существуют специальные тренажеры, используемые в воде, но они очень дороги в покупке и эксплуатации и требуют много места.
Поэтому силовая направленность уроков с мужчинами достигается путем увеличения сопротивления, количества и темпа движений. Дополнительное сопротивление можно создавать за счет не только специального оборудования (гантелей и дисков), но и обычного - плавательной палки. При этом связанная в узел палка в некоторых упражнениях будет создавать еще большее сопротивление, а, значит, и большую нагрузку, а две плавательные палки дадут сопротивление еще значительнее, чем одна.
При составлении силовых программ для мужчин следует подбирать упражнения в уроке таким образом, чтобы тренировались мышцы-антагонисты, то есть мышцы, участвующие в противоположных действиях, учитывая при этом тот факт, что мышцы не могут работать беспрерывно, и если перерывы между напряжением достаточны для отдыха мышц, утомление мало заметно, и, напротив, оно наступает быстро, если перерывы недостаточны для восстановления функции мышцы.
Например, упражнения, направленные на развитие грудной мышцы, мы чередуем с упражнениями на ромбовидную и нижние пучки трапециевидной.
При этом это может быть одним и тем же упражнением (И.П. - полуприсед в стойке ноги врозь, диски в руках параллельны друг другу. Сведение и разведение дисков), но акцент на усилие будет разным.
Для грудных мышц усилие выполняется внутрь - на сведение дисков и выполняется выдох.
Разведение дисков с усилием будет тренировать ромбовидную мышцу и нижние пучки трапециевидной мышцы.
Каяедое из этих двух упражнений будет подготовительным для другого и выполняется медленно, расслабленно, на вдохе.
Мышцы-сгибатели будут антагонистами мышц-разгибателей, мышцы отводящие - приводящих, пронаторы - супинаторов.
При этом следует помнить, что мышечных тонус разгибателей туловища всегда меньше, чем сгибателей. Это связано с физиологией эмбрионального развития человека. Поэтому дозирование упражнений на разгибатели и сгибатели туловища должна быть 2 : 1 как минимум, то есть на две доли упражнений на разгибатели туловища должна приходиться одна доля упражнений на его сгибатели.
Контроль на занятиях гидроаэробикой
Существует три основных вида контроля. Оперативный, который позволяет контролировать нагрузку на занятии и видеть реакцию организма занимающихся во время проведения урока и после его окончания (Белоусов В.В., 1986; Менынуткина Т.Г., Непочатых М.Г., Смирнова И.Р., Кууз Р.В. , 1999 и др.). Показателями оперативного контроля могут быть частота пульса, частота дыхания, внешние признаки утомления. Текущий и этапный контроль включают в себя методики, определяющие уровень физического развития и функционального состояния. Выбор таких методик зави-
сит от условий, возможности снятия показателей и квалификации тренера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аикин, В.А. Влияние занятий гидроаэробикой на освоение плавательных движений молодыми женщинами, не умеющими плавать / В.А. Аикин, О.Б. Галева // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 6. - С. 58-63.
2. Белов, В.И. Определение уровня здоровья и оптимальной физической нагрузки у лиц занимающихся оздоровительной тренировкой // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 3. - С. 6-9.
3. Белоусов, В.В. Организация, методика и медицинский контроль в физкультурно-оздоровительных группах : метод, рекомендации / В.В. Белоусов [и др.] ; Гос. ин-т физ. культуры. - Л. : [б.и.], 1986. - 55 с.
4. Богданов, В. А. Основные упражнения гидроаэробики : метод, рекомендации / В.А. Богданов [и др.] ; ЛТИ целл.-бум.пр-сти. - СПб. : [б.и.], 1991. - 36 с.
5. Васильева, И.А. Содержание и методика занятий водной аэробикой с женщинами зрелого возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Васильева И.А. ; Рос. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. - М., 1997. - 23 с.
6. Ворончихина, И.А. Индивидуально-типологические основы методики водной аэробики для занимающихся зрелого возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ворончихина И.А. ; Московская гос. акад. физ. культуры. - М., 2006. - 22 с.
7. Галева, О.Б. Методика проведения занятий гидроаэробикой : учеб. пособие / О.Б. Галева ; Сибирская гос. акад. физ. культуры. - Омск : [б.и.], 1998. - 48 с.
8. Зубакова, Е.И. Комплексное применение физических упражнений в воде и н суше для женщин : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зубакова Е.И. - СПб., 1997. - 15 с.
9. Комплексный педагогический контроль за студентами во время занятий плаванием : учеб. пособие / Т.Г. Менынуткина, М.Г. Непочатых, И.Р. Смирнова, Р.В. Кууз. - СПб. : [б.и.], 1999. - 51 с.
10. Лисицкая, Т.С. Основы оздоровительной тренировки // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 2. - С. 6-14.
11. Липовка, В.П. Боевые единоборства в занятиях гидроаэробикой / В.П. Ли-повка, А.Ю. Федорова // Материалы итоговой науч.-практ. конф. СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, посвященный 165-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта. Часть I / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им П.Ф.Лесгафта. - СПб., 2002. - С. 17-19.
12. Менынуткина, Т.Г. Теоретические и методические основы оздоровительнорекреационной работы по плаванию с женщинами : монография / Т.Г. Менынуткина ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 1999. - 192 с.
13. Нормирование физической нагрузки на занятиях оздоровительной направленности : учеб. пособие / Д.Н. Гаврилов, А.Н. Потапчук, В.Н. Утенко, Г.А. Шашкин ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 1996. - 65 с.
14. Тренажеры и приспособления в занятиях оздоровительным плаванием : учебное пособие / Т.Г. Менынуткина, М.Г. Непочатых, В.П. Липовка, A.A. Бурдейный ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2001. - 44 с.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗЛИЧНЫХ СПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ
Елена Николаевна Медведева, кандидат педагогических наук, профессор,
Ольга Ивановна Туманова, аспирант,
Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК)
Аннотация
В работе представлены результаты исследования индивидуальных особенностей двигательной памяти студенток различных спортивных специализаций вуза физической культуры.