Научная статья на тему 'Влияние занятий гидроаэробикой на изменение показателей физических качеств мужчин 18-35 лет'

Влияние занятий гидроаэробикой на изменение показателей физических качеств мужчин 18-35 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
155
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Галеева О. Б., Яковлева О. В.

Статья посвящена новому виду оздоровительной физической культуры для мужчин -гидроаэробике. Представлены данные исследований, полученные в результате проведения педагогического эксперимента с мужчинами 18 35 лет, занимающимися гидроаэробикой комплексной и силовой направленности. В работе отражены изменения показателей физических качеств. Приведены практические рекомендации для занятий гидроаэробикой с мужчинами молодого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Галеева О. Б., Яковлева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of hydro-aerobics on physical condition of men of 18-35 years old

This article is devoted to health-improving kind of physical training for men hydro aerobics. The results obtained from an experiment conducted with a group of men 18-35 years old doing hydro-aerobic exercises are submitted.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий гидроаэробикой на изменение показателей физических качеств мужчин 18-35 лет»

В качестве важнейших условий для успешности каждого ученика можно выделить уровень профессиональной компетенции педагогических кадров и наличие специальных образовательных программ.

Библиографический список

1. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании / Н А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

- 248 с.

2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989. - 304 с.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании». «Ось -89», 2003.

4. Закон Омской области «Об областной целевой программе «Дети Омской области» - Омск, 2005.

5. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. - М.; Таланты-XXI век, 2004. - 469 с

6. Конвенция о правах ребёнка. - М: Новая волна, 1999.

7. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года / Официальные документы в образовании. - № 8, 2005.

8. Материалы I Международного конгресса «Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом» - М„ 2006

9. Организация социологического исследования с целью оценки эффективности комплексной реабилитации детей и

подростков с ограниченными возможностями на территории региона: Методические рекомендации / И.Г. Артёмова, Н.Г. Подольская. Под ред. д.м.н., проф. О.П. Голевой. - Омск: Омская государственная медицинская академия, 2006. — 33 с,

10. Особенности психомоторного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / Озеров В.П., Тимофеева О.В., Бондаренко Л.Н., Светличная Л.В. // Психолого-пндаго-гические проблемы образования и воспитания: Материалы научной конференции «Университетская наука - региону». -Ставрополь: Издательство СГУ, 199В. - 136 с.

11. Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с наруи.ониями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т. А. Власовой. - М., 1985.

12. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, KW - 384 с.

13. Резолюциях Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» / Председатель исполкома Союза педиатров России, ак:., eMViv РАМН A.A. Баранов. - М., 2006.

14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педа-огика: Учебное пособие. - М„ 1998.

ДИКАЕВА Елена Сергеевна, методист, соискатель кафедры «Социальная работа» ОмГПУ.

Дата поступления статьи в редакцию: 24.10.2006 г. © Дикаева Е.С.

Физкультура и спорт

удк 797.2 о. Б. Г А ЛЕЕВ А

О. В. ЯКОВЛЕВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ГИДРОАЭРОБИКОЙ НА ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МУЖЧИН 18-35 ЛЕТ

Статья посвящена новому виду оздоровительной физической культуры для мужчин -гидроаэробике. Представлены данные исследований, полученные в результате проведения педагогического эксперимента с мужчинами 18 - 35 лет, занимающимися гидроаэробикой комплексной и силовой направленности. В работе отражены изменения показателей физических качеств. Приведены практические рекомендации для занятий гидроаэробикой с мужчинами молодого возраста.

Введение. В условиях современной гиподинамии распространенная задача системы оздоровительной значительно возрастает роль различных форм и ви- физическои культуры -

дов оздоровительной физической культуры. Поиск тивности мужчин молодого возраста. Современная

Гвого в данной сфере и влиянии духа современное- наука располагает разнообразным арсеналом среде™ новоговданнои сфереивлиин а? к сохранения здоровья и повышения работоспособ-

ти обусловливает появление все более новых и не для иилрапешпл А н

тоадииионных в массовом физкультурном движении ности людей на долгие годы.

традиционных в массово. ^ 7" Современный мужчина стоит перед выбором того

видов двигательной активности, в том числе таких, повремени " так как хочет полу-

как аэообика шейпинг гидроаэробика, аквабилдинг, или иного вида оздоровления, так как хочет полу

как аэрооика, шеипинг, гидри н наиболее чить максимально возможную пользу от занятии,

гидрошейпинг, гидроатлетизм, акваданс. маииолее

В настоящее время добавилось много новых видов оздоровления к уже существующим. Одним из них является гидроаэробика — вид оздоровительно-рекреативной физической культуры, в которой используется сочетание традиционных и нетрадиционных упражнений, выполняемых в аэробном режиме в водной среде с музыкальным сопровождением с целью повышения двигательной активности, сохранения здоровья и получения удовольствия [2,4]. В проанализированной нами литературе [1,3,5] нет конкретных рекомендаций и программ гидроаэробики для мужчин молодого возраста.

Методы и организация исследования. Цель исследования: экспериментальное обоснование методики занятий гидроаэробикой комплексной и силовой направленности с мужчинами 18-35 лет.

В процессе исследований использовались следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогические наблюдения, педагогические контрольные испытания, антропометрия, динамометрия, анке тирование, методы математической статистики.

Организация исследований. На основании данных научно-методической литературы нами были выявлены упражнения для занятий гидроаэробикой с мужчинами 18-35 лет. Далее были созданы новые упражнения и программы занятий гидроаэробикой комплексной и силовой направленности.

Сравнительный педагогический эксперимент проводился с целью изучения влияния и выявления тренировочного эффекта от занятий гидроаэробикой комплексной и силовой направленности с мужчинами 18-35 лет на базе Института ветеринарной медицины ОмГАУ с ноября по июль 2004 года.

В исследовании приняли участие 58 мужчин в возрасте 18-35 лет, занимающие разное социальное положение в обществе. Занимающиеся были разбиты на две группы, каждая из которых занималась гидроаэробикой. Экспериментальная группа №1 занималась гидроаэробикой комплексной направленности. Экспериментальная группа №2 занималась гидроаэробикой силовой направленности. Мужчины выполняли программу на протяжении 8 месяцев. Занятия проводились 2 раза в неделю по 60 минут. Всего было проведено 65 занятий в каждой группе.

Полное обследование состояло из 25 показателей и было организовано до и после педагогического эксперимента (октябрь — июнь 2004 г.). Контроль нагрузки осуществлялся путем регистрации ЧСС и АД.

Результаты и обсуждение. В результате проведенного нами эксперимента с мужчинами 18-35 лет, занимающимися гидроаэробикой комплексной и силовой направленности, получены изменения различных показателей (таблица 1).

Анализируя данные таблицы, можно сказать, что произошли изменения показателя силы в обеих группах. До эксперимента группы не отличались друг от друга по результатам динамометрии кисти. Однако после эксперимента выявлены достоверные различия между группами по данному показателю. Показатель становой силы изначально был выше у мужчин в группе №2. Динамика роста становой силы видна у испытуемых двух групп. Однако наибольший прирост данного показателя отмечен у испытуемых группы №2, занимающихся гидроаэробикой силовой направленности.

Мы считаем, что такое увеличение вышеперечисленных показателей связано с тем, что в комплексах гидроаэробики силовой направленности большой процент упражнений был направлен на развитие силы мышц рук, ног и брюшного пресса. К числу этих уп-

ражнений относились различные варианты отжиманий лицом или спиной к бортику, сгибания и разгибания рук в локтевых суставах с отягощением, передвижения на руках сидя на доске, палке, лежа на палке, поднимания ног с опорой руками о бортик, различные виды ходьбы, бега, прыжков, выпрыгиваний — все это способствовало развитию силы мышц сгибателей и разгибателей плеча, бедра, а также мышц спины и брюшного пресса.

Занятия гидроаэробикой оказали также влияние на изменение показателя гибкости у мужчин 18-35 лет, участвовавших в эксперименте (таблица 1).

До начала исследования испытуемые двух групп существенно не отличались друг от друга по показателям гибкости. Разница результатов при выполнении наклона вперед составляла 2,34 см, после эксперимента она составила 1,52 см, что говорит о выравнивании показателей подвижности позвоночного столба у испытуемых обеих групп. Однако если рассмотреть изменение данного показателя внутри каждой группы, то мы видим, что у первой группы мужчин уровень подвижности позвоночного столба практически не изменился. У мужчин второй группы результат данного теста улучшился на 3,28 см. При выполнении теста для измерения подвижности плечевых суставов прослеживается аналогичная динамика изменений. Таким образом, программа занятий гидроаэробикой силовой направленности оказалась более эффективной для совершенствования подвижности в суставах у мужчин 18-35 лет по сравнению с комплексной направленностью занятий. Достигая несколько большей подвижности в суставах, мужчина приобретает возможность выполнять движения с большей быстротой и большей силой. Занятия силовыми упражнениями вызывают гипертрофию мышц и могут привести к ограничению подвижности в суставах. Вместе с тем улучшение способности мышц к растягиванию не может мешать проявлению мышечной силы.

После периода занятий отмечено изменение ско-ростно-силовых показателей (таблица 1). До эксперимента группы достоверно не отличались по показателям скоростно-силовых качеств. После периода занятий выявлены достоверные различия между группами. Перед началом эксперимента разница в результатах прыжка в высоту с места составляла 8,8 см, а после эксперимента - 15,93 см. Это произошло из-за большого изменения данного показателя в группе №2. При выполнении прыжка в длину с места увеличение результатов отмечено в двух группах. По нашему мнению, данное явление можно объяснить тем, что на занятиях гидроаэробикой силовой направленности с мужчинами применялось большое количество упражнений скоростно-силового характера и с применением отягощения и различного инвентаря (плавательные доски, палки, гантели).

Динамика изменения показателей координации у мужчин 18-35 лет, занимающихся гидроаэробикой комплексной и силовой направленности, представлена в таблице 1. Из таблицы видно, что произошло улучшение координации у мужчин 18-35 лет обеих групп, занимающихся гидроаэробикой.

Таким образом, данные эксперимента по оценке физических качеств у мужчин 18 - 35 лет, занимающихся гидроаэробикой, свидетельствуют о том, что разработанные нами программы оздоровительных тренировок комплексной и силовой направленности оказывают положительное влияние на развитие силы, гибкости, скорости и координации у испытуемых.

Таблица 1

Приросты физически* качеств мужчин 18-35 лет, занимающихся гидроаэробикой

комплексной и силовой направленности

Показатели Исходный Уровень после Прирост Достоверность

уровень занятий показателей различий

Экспериментальная гтугапа №1

Сила мышц правой кисти, кг 51,5*7.4 54,8*6,6 3,3 <0,05

Становая сила, кг 123,9*25.1 134,5 ±21,1 10,6 <0,05

Сгибание позвоночного столба П,Э±5,33 13,76*4,87 2,46 <0.05

(наклон), см

Подвижность плечевых суставов в 37,7*13,36 40.1*11,61 2,4 <0,05

вертикальной плоскости, см

Прыжок в высоту с места, см 25,6±6,5 26,79*6,64 1.19 >0,05

Прыжок в длину с места, см 223,1*25,94 2Э2,5±20,32 9,4 <0,05

Прыжок Маторина, вправо, град. 359*47,06 371,96±50,29 12,96 <0,05

Прыжок Маторина, влево, град. 344,6*38.66 365,52*29,19 20.92 <0.05

Экспериментальная группа №2

Сила мышц правой кисти, кг 53,79*10,09 56*9,12 2,21 <0,05

Становая сила, кг 145,5±26,9 156,38*27,35 10.88 <0,05

Сгибание позвоночного столба 8,96±7,2 12,24*5,55 3,28 <0,05

(наклон), см

Подвижность плечевых суставов в 38,6*14,4 46,14*11,71 7,54 <0,05

вертикальной плоскости, см

Высота прыжка с места, см 34,4*17,6 42,72*10,58 8,32 <0,05

Прыжок в длину с места, см 218,6*15,89 225,24± 14,31 6,64 <0,05

Прыжок Маторина, вправо, град. 341,95*60,6 353,52±41,44 11,57 >0,05

Прыжок Маторина, влево, град. 337,08*45,02 362,9*28,39 25,82 <0,05

Выводы:

1. В результате анализа научно-методической литературы и практического опыта нами определена структура комплексов занятий гидроаэробикой комплексной и силовой направленности для мужчин 18 — 35 лет.

2. На основе полученных данных нами создана методика проведения занятий гидроаэробикой комплексной и силовой направленности с мужчинами 1835 лет, учитывающая физиологические особенности данного возрастного периода, параметры физической нагрузки, оценку и изменение комплексов на основе ЧСС и АД.

3. Выявлено эффективное влияние занятий гидроаэробикой на физические качества мужчин 18 — 35 лет:

— достоверное увеличение силы кисти на 3,3 кг в группе №1 и на 2,21 кг у занимающихся гидроаэробикой силовой направленности; достоверное увеличение становой силы на 10,6 кг и 10,88 кг соответственно;

— достоверное увеличение показателей подвижности позвоночного столба на 2,46 см в группе №1 и на 3,28 см в группе №2; достоверное увеличение подвижности плечевого сустава в вертикальной плоскости на 2,4 см в группе занятий комплексной направленности и на 7,34 см у мужчин, занимающихся гидроаэробикой силовой направленности;

— достоверное улучшение скоростно-силовых качеств при выполнении прыжка в высоту на 1,19 см и 8,32 см; при выполнении прыжка в длину с места на 9,4 см и 6,64 см соответственно(Ро<0,05);

— достоверное улучшение координационных способностей в среднем на 6,86% в обеих группах.

Практические рекомендации. В результате проведенных нами исследований разработана методика проведения занятий гидроаэробикой для мужчин 18-35 лет:

1 .При составлении занятий мы рекомендуем учитывать общепринятую структуру комплексов гидроаэробики, в которую входят части (подготовительная, основная, заключительная), серии (разминочная, прыжково-беговая, партерная, с предметами, в различных исходных положениях, в парах, танцевальная, ударных приёмов, дыхательных упражнений), цепочки и упражнения.

2. Период врабатываемости у мужчин больше, чем у женщин, кроме того, для них необходима более

объемная и нагрузочная программа. Мужчины охотнее и правильнее выполняют простые по координации упражнения.

3. Основными задачами занятий для мужчин 18-35 лет являются воспитание силы и силовой выносливости — преимущественно мышц брюшного пресса и плечевого пояса. Занятия с женским контингентом носят преимуществешю аэробный характер и направлены на снижение массы тела и коррекцию фигуры.

4. Занятия гидроаэробикой с мужчинами носят трехчастную структуру. В подготовительной части занятия используются упражнения для подготовки организма к основной части занятия. Основная часть тренировочных занятий для мужчин — силовая; следовательно, темп выполнения упражнений медленный с большой площадью опоры. В заключительной части занятия используются упражнения на динамическую и статическую гибкость — преимущественно мышц верхнего плечевого пояса.

5.С целью комплексного развития физических качеств занимающихся в одном занятии рекомендуется сочетать аэробику, стретчинг, силовые, слож-нокоординационные и дыхательные упражнения.

6.С целью развития силы рекомендуем использовать упражнения в различных исходных положениях (с опорой о дно бассейна, у борта, в положении невесомости), с использованием поддерживающих средств (плавательные палки, доски, пояса), с отягощением (гантели, лопатки, перчатки, утяжелители).

7. Подвижность в различных суставах рекомендуем совершенствовать, используя упражнения на растягивание. Амплитуду движений увеличивать постепенно, используя активные и пассивные д вижения.

8. Скоростно-силовые качества мы рекомендуем развивать путем использования большого количества скоростно-силовых упражнений и отягощения.

9. С целью улучшения координации движений рекомендуется применять упражнения в различных исходных положениях, сложнокоординационные упражнения.

10. Интенсивность нагрузки на занятиях гидроаэробикой рекомендуется контролировать по ЧСС. В занятиях комплексной направленности значения ЧСС в среднем должны составлять 150-180 уд/мин, в

комплексах силовой направленности - 120-150уд/мин.

11.Для получения оздоровительного эффекта от занятий гидроаэробикой достаточно заниматься 2 раза в неделю по 60 минут.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Для занятий гидроаэробикой с мужчинами мы рекомендуем бассейны смешанного типа глубиной 1,5 - 2,5м.

13. С мужчинами занятия лучше проводить в более устойчивом положении и с использованием специальных приспособлений, увеличивающих сопротивление воды. Для женщин рекомендуются упражнения как в опорном, так и безопорном положении.

14. Занятия гидроаэробикой для мужчин могут проводится в виде интервальной тренировки, направленной на укрепление сердечно-сосудистой системы. Кроме того, на занятиях с мужчинами необходимо уделять большое внимание форсированному выдоху.

15. При составлении фонограмм для занятий гидроаэробикой необходимо учитывать темп произведений. Для упражнений на расслабление и растягивание рекомендуется использовать музыку, звучащую в темпе 40-60 уд/мин (медленный темп). Для упражнений с участием мышц спины, плечевого пояса и ног — 90 - 110 уд/мин (средний темп). Для беговых, прыжковых и танцевальных упражнений — 120-140 уд/мин (быстрыйтемп).

Библиографический список

1. Васильева И.А. Содержание и методика занятий водной аэробикой с женщинами зрелого возраста: Автореф. дис...канд. пед. наук. - Л.,-1997.-23 с.

2. Галеева О.Б.Оздоровительная тренировка женщин 18-28 лет. занимающихся гидроаэробикой: Дис...канд. пед. наук -Омск,1997.-221с.

3. Гидроаэробика: Руководство по организации занятий / сост. O.A. Васильева. A.M. Дикаревич, О.В. Рохмистрова-М„ 1989.-74 с.

4. Меньшуткина Т.Г. Теоретические и методические основы оздоровительно-рекреационной работы по плаванию с женщинами: монография. - СПб., 1999. -192 с.

5. Шибалкина М.Г, Использование средств гидроаэробики в процессе занятий оздоровительным плаванием: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. СПб., 1997.-25 с.

ГАЛЕЕВА Ольга Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры плавания. ЯКОВЛЕВА Ольга Владимировна, аспирантка кафедры плавания.

Дата поступления статьи в редакцию: 25.09.2006 г. © Галеева О.Б., Яковлева О.В.

УДК 796.32.+796-0Î3.7+796.071.5

С. В. БЛРБАШОВ Е. Г. ГИРЬЯТОВИЧ

Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г.Омск

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БАСКЕТБОЛИСТОВ 11-13 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ_

Совершенствование тактического мышления в спортивных играх является приоритетным направлением в современном спорте. На основании проведенных нами исследований была выявлена корреляционная зависимость результативности соревновательной деятельности от уровня развития практического и тактического мышления. Построение тренировочного процесса с акцентом на формирование тактического мышления позволило улучшить параметры соревновательной деятельности и достичь высоких результатов в основных соревнованиях.

Введение. Современный баскетбол требует очень быстрого выполнения технико-тактических действий в сложных игровых ситуациях. Одним из важнейших направлений обучения тактическим действиям является формирование тактического мышления, научное обоснование которого заметно отстает от требований современной теории спорта [1,2,3]. Деятельность спортсмена в спортивных играх можно рассматривать как деятельнос ть оператора в сложных управляемых; системах. Спортивные игры представляют собой ситуационные системы с высокой степенью неопределенности событий, Управление такими системами при решении

задач по устранению рассогласования между планом действий и его реализацией в условиях соревновательной борьбы обязательно связано с процессами мышления. Спортсмен, участвующий в управлении данными системами (защита, нападение), должен осмыслить проблемную ситуацию, выявить конкретную задачу и найти пути решения в течение ограниченного времени. Опоздание в данных ситуациях равносильно ошибке, которая ведет к усложнению проблемной ситуации. В этой связи особый интерес представляет Тактическое мышление. Спортивные игры — как замкнутый цикл перехода систем из одного состояния в другое (из нападения в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.