Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ К СЕМЬЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ДЕТЕЙ НЕМЕЦКОЙ ДИАСПОРЫ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ К СЕМЬЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ДЕТЕЙ НЕМЕЦКОЙ ДИАСПОРЫ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценность / ценностные отношения / ценностные отношения к семье / социальное самочувствие / value / value relations / value relations to the family / social well-being

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — М.Я. Добря, М.Л. Мальчевская

Данная статья содержит характеристику понятий «ценностные отношения», «ценностные отношения к семье» в социологическом, психолого-педагогическом аспекте. Цель статьи – представить анализ ценностных отношений к семье детей этнической диаспоры немцев, проживающих в Республике Хакасия. В статье проводится анализ проведенного авторами анкетирования двух групп детей младшего школьного возраста – детей из русской и немецкой семей, а также результаты проективной методики – рисуночного теста. Анализ полученных результатов помогает обозначить основные ценностные сферы, влияющие на социальное самочувствие ребенка: отношение детей к наказаниям, выполнение домашних обязанностей, межличностные отношения в семье, эмоциональный климат в семье. Предварительные выводы позволяют говорить о достаточно благополучном эмоциональном самочувствии детей младшего школьного возраста в обеих этнических группах. В семьях, принадлежащих немецкой диаспоре, характер взаимоотношений отличается от русских семей незначительно, а эмоциональное самочувствие детей в них менее тревожное, что, по нашему мнению, связано с большей приверженностью этих семей к традиционным семейным ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — М.Я. Добря, М.Л. Мальчевская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF VALUE RELATIONS ABOUT THE FAMILY AS AN INDICATOR OF SOCIAL WELL-BEING OF CHILDREN IN GERMAN DIASPORA IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

The article contains description of concepts of “value relations,” “value relations to the family” in the sociological, psychological and pedagogical aspect. The purpose of the article is to present an analysis of value relations to the family among children of German ethnic diaspora living in the Republic of Khakassia. The article analyzes the questionnaire conducted by the authors of two groups of children of primary school age – children from Russian and German families, as well as the results of a projective technique – a drawing test. The analysis of the results obtained helps to identify the main value areas that affect the child’s social well-being: children’s attitude to punishment, household chores, interpersonal relationships in the family, and the emotional climate in the family. Preliminary conclusions show that emotional well-being of children of primary school age is good enough in both ethnic groups. In families belonging to the German diaspora, the nature of relationships differs slightly from Russian families, and the emotional well-being of children in them is less anxiety, which is associated with a greater commitment of these families to traditional family values.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ К СЕМЬЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ДЕТЕЙ НЕМЕЦКОЙ ДИАСПОРЫ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ»

11. Широкалова ГС., Шиманская О.К., Аникина А.В. Существуют ли гендерные особенности религиозности студенческой молодежи? Социологические исследования. 2016; № 6 (386): 77-83.

12. Анурин В.Ф. Религия как фактор социальной интеграции. Социологические исследования. 2013; № 1 (333): 135-147.

13. Митько А.Е. (игумен Серапион). Православная миссиология в системе теологического знания. Диссертация ... доктора теологии. Москва, 2019.

14. Марион Ж.-Л. Метафизика и феноменология - на смену теологии. Логос. 2011; № 3 (82): 124-143.

References

1. Gudkov L.D., Dubin B.V., Zorkaya N.A. Molodezh'Rossii. Moskva: Moskovskaya shkola politicheskih issledovanij, 2011.

2. Kasavin I.T. Prostranstvo i vremya: v poiskah «estestvennoj ontologii znaniya». Obschestvennye naukiisovremennost'. 2000; № 1: 90-100.

3. Kerimov T.H. Social'naya geterologiya. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2012.

4. Krasavina E.V. Teoretiko-metodologicheskie podhody k opredeleniyu suschnosti i osnovnyh social'nyh harakteristik molodezhi. Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Yuzhnoe izmerenie. Rostov-na-Donu: NPO PI YuFU. 2013; № 2 (28): 125-130.

5. Krasavina E.V. Professional'naya adaptaciya rossijskoj molodezhi v usloviyah rynochnoj 'ekonomiki. Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Yuzhnoe izmerenie. Rostov-na-Donu: NPO PI YuFU. 2011; № 5 (20): 75-79.

6. Krasavina E.V. Neformal'nye molodezhnye gruppy kak formal'nyj sposob resheniya molodezhnyh problem. Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Yuzhnoe izmerenie. Rostov-na-Donu: NPO PI YuFU. 2012; № 4 (24): 127-136.

7. Krasavina E.V. Socializaciya molodezhi: problemy i perspektivy. Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Yuzhnoe izmerenie. Rostov-na-Donu: NPO PI YuFU. 2012; № 1 (21): 124-130.

8. Krasavina E.V. Molodezh' v sociokul'turnom prostranstve sovremennoj Rossii: imitacionnyj mehanizm adaptacii. Dissertaciya ... doktora sociologicheskih nauk. Majkop, 2013.

9. Boyak T.N. 'Etnonacional'nye cennosti i socializaciya russkoj sel'skoj molodezhi poli'etnicheskogo regiona. Sociologicheskie issledovaniya. 2012; № 6: 133-136.

10. Larikova I.N. Molodezh': otnoshenie k smerti. Sociologicheskie issledovaniya. 2001; № 4: 134-136.

11. Shirokalova G.S., Shimanskaya O.K., Anikina A.V. Suschestvuyut li gendernye osobennosti religioznosti studencheskoj molodezhi? Sociologicheskie issledovaniya. 2016; № 6 (386): 77-83.

12. Anurin V.F. Religiya kak faktor social'noj integracii. Sociologicheskie issledovaniya. 2013; № 1 (333): 135-147.

13. Mit'ko A.E. (igumen Serapion). Pravoslavnaya missiologiya vsisteme teologicheskogoznaniya. Dissertaciya ... doktora teologii. Moskva, 2019.

14. Marion Zh.-L. Metafizika i fenomenologiya - na smenu teologii. Logos. 2011; № 3 (82): 124-143.

Статья поступила в редакцию 22.08.22

УДК 37.013 + 37.018.1

Dobrya M.Ya., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: m.dobrya@mail.ru

Malchevskaya M.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: malchevskii_leon@mail.ru

THE RESEARCH OF VALUE RELATIONS ABOUT THE FAMILY AS AN INDICATOR OF SOCIAL WELL-BEING OF CHILDREN IN GERMAN DIASPORA IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA. The article contains description of concepts of "value relations," "value relations to the family" in the sociological, psychological and pedagogical aspect. The purpose of the article is to present an analysis of value relations to the family among children of German ethnic diaspora living in the Republic of Khakassia. The article analyzes the questionnaire conducted by the authors of two groups of children of primary school age - children from Russian and German families, as well as the results of a projective technique - a drawing test. The analysis of the results obtained helps to identify the main value areas that affect the child's social well-being: children's attitude to punishment, household chores, interpersonal relationships in the family, and the emotional climate in the family. Preliminary conclusions show that emotional well-being of children of primary school age is good enough in both ethnic groups. In families belonging to the German diaspora, the nature of relationships differs slightly from Russian families, and the emotional well-being of children in them is less anxiety, which is associated with a greater commitment of these families to traditional family values.

Key words: value, value relations, value relations to the family, social well-being.

The reported study was funded by RFBR, project number 20-013-00661

М.Я. Добря, канд. филол. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: m.dobrya@mail.ru

МЛ Мальчееская, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан,

E-mail: malchevskii_leon@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ К СЕМЬЕ

КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ДЕТЕЙ НЕМЕЦКОЙ ДИАСПОРЫ,

ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Данная статья содержит характеристику понятий «ценностные отношения», «ценностные отношения к семье» в социологическом, психолого-педагогическом аспекте. Цель статьи - представить анализ ценностных отношений к семье детей этнической диаспоры немцев, проживающих в Республике Хакасия. В статье проводится анализ проведенного авторами анкетирования двух групп детей младшего школьного возраста - детей из русской и немецкой семей, а также результаты проективной методики - рисуночного теста. Анализ полученных результатов помогает обозначить основные ценностные сферы, влияющие на социальное самочувствие ребенка: отношение детей к наказаниям, выполнение домашних обязанностей, межличностные отношения в семье, эмоциональный климат в семье. Предварительные выводы позволяют говорить о достаточно благополучном эмоциональном самочувствии детей младшего школьного возраста в обеих этнических группах. В семьях, принадлежащих немецкой диаспоре, характер взаимоотношений отличается от русских семей незначительно, а эмоциональное самочувствие детей в них менее тревожное, что, по нашему мнению, связано с большей приверженностью этих семей к традиционным семейным ценностям.

Ключевые слова: ценность, ценностные отношения, ценностные отношения к семье, социальное самочувствие.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ е рамках научного проекта № 20-013-00661

Актуальность данного исследования определяется быстрой трансформацией на данном историческом этапе всех этнопедагогических систем воспитания, сильным влиянием негативных факторов на процессы изменения традиционной этнической семьи в условиях поликультурного пространства.

В условиях реальных изменений резко возрастает потребность в педагогических исследованиях социального благополучия ребенка и семьи, в которой он воспитывается, исследование как внешних, так и внутренних факторов, влияющих на трансформацию семейного уклада и его проявление в представлениях детей о социальной успешности, складывающихся ценностных отношений к се-

мье и, в конечном итоге, на социальное самочувствие как признак социального благополучия ребенка.

Наше исследовательское внимание сосредоточено на специфике ценностных отношений к семье у детей различных этнических групп, проживающих на территории Республики Хакасия, и их отражении на социальном самочувствии ребенка. Предметом исследования в рамках данной статьи выбран эмоционально-оценочный компонент ценностного отношения ребенка к семье как показатель социального самочувствия у детей немецкой национальности, проживающих в Республике Хакасия.

Цель исследования - изучение ценностного отношения к семье как индикатора социального самочувствия младших школьников русской и немецкой национальности

Задачи исследования заключаются в 1) характеристике понятий «социальное самочувствие», «ценностные отношения», «ценностные отношения к семье» в социологическом, психолого-педагогическом аспектах; 2) обосновании взаимосвязи социального самочувствия ребенка младшего школьного возраста с его ценностным отношением к семье; 3) изучении уровня сформированности ценностного отношения к семье младших школьников из русской и немецкой семей; 4) интерпретации полученных результатов в соотношении с показателями социального самочувствия детей из семей различных национально-культурных диаспор.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предметом исследования выбрано ценностное отношение к семье младшего школьника из различных этнических семей южно-сибирского региона и обоснована взаимосвязь социального самочувствия детей с ценностным отношением к семье и характером системы воспитания в семьях национально-культурных диаспор.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении влияния ценностного отношения к семье на социальное самочувствие младших школьников из различных этнических семей.

Практическая значимость исследования рассматривается в использовании педагогами и родителями материалов исследования для оптимизации семейного воспитания с учетом этнокультурной специфики в общероссийском пространстве.

Социальное самочувствие как многомерный феномен в последние десятилетия активно изучается как в поле гуманитарных наук (философии, социологии, культурологии, психологии, педагогике), так и в интегрированном научном пространстве, раскрывающем синергичность данного явления, подчеркивая и высвечивая его специфические признаки, взаимодействие и взаимовлияние составляющих его компонентов.

Интерес к феномену социального самочувствия связан с тем, что именно он через проявление человеческих эмоций наиболее точно отражает состояние общества в целом. Сам термин «социальное самочувствие» в научном поле утвердился сравнительно недавно, в первой половине ХХ века, и соотносился с понятием «настроение». Сегодня именно работы, которые рассматривали настроение (В.М. Бехтерев, В.О. Ключевский, ПВ. Плеханов, П.А. Сорокин и т. д.), легли в основу методологии для изучения феномена социального самочувствия. В советской науке изучение вопросов, связанных с социальным самочувствием, активно представлено в работах Е.А. Ануфриева, И.С. Кона, И.Т. Левыкина, Б.Д. Парыгина, Н.В. Харченко, В.А. Ядова и многих других.

Определение «социальное самочувствие» может рассматриваться широко, по существу представляя собой тождественное понятие социальному благополучию, либо фокус исследователей может концентрироваться на одном из его компонентов, например, отражая эмоционально-ценностное сознание человека или общества. В качестве составляющих социального самочувствия, которые являются его показателями, могут выступать финансовая, профессиональная сфера, семейные ценности, межэтнические и межличностные отношения. Важно отметить, что социальное самочувствие зависит, прежде всего, от социального окружения и отражается через отношение человека к этому окружению.

Как индикаторы социального самочувствия могут рассматриваться различные группы признаков, объединенных по общему основанию. В качестве таких основ выступают следующие параметры:

- физические, которые измеряются привычками к здоровому образу жизни, общей физической активностью, оценкой состояния здоровья;

- материальные, в сферу которых включаются такие составляющие, как доход семьи и соотношение возможностей и материальных потребностей человека, семьи;

- психологические, которые предполагают достижение человеком профессиональных целей, планов на будущее, осознание и удовлетворение своим местом в жизни;

- социальные, в сферу которых попадают чувство безопасности, качество социальных отношений, эмоционально-оценочное восприятие событий, социальных контактов, семейных отношений и ценностных установок.

Основную роль в социализации ребенка играет семья. Первые социальные контакты и правила, их регулирующие, возникают в семье, и от того, какие семейные ценности и традиции, какая модель воспитания выбрана семьёй, зависит умение ребенка вступать во взаимодействие с социальным окружением, его социальное самоопределение и социальное самочувствие. Если же мы говорим о младшем школьном возрасте, то основным показателем социального самочувствия у ребенка будет именно семья, которая обеспечивает все другие факторы, в том числе и социальное благополучие.

В.А. Беляев, Л.Ш. Пазизова, РВ. Карамельский, изучая взаимодействие семейных ценностей и социального самочувствия, указывают в качестве его компонентов, кроме экономической и материальной сфер, межличностных отношений, аксиологическую составляющую. «В этом плане семейные ценности двояким образом задействованы в системе социального самочувствия людей: и как внешний, данный обществом фактор его формирования, и как строящийся самими людьми ежедневно компонент его структуры. По мере взросления, социализации

человека семья как фактор самочувствия (прежде всего у детей и юношества) превращается в созидаемую самим человеком (взрослым, рефлексирующим социальным субъектом) ценность и институт» [1, с. 289].

Говоря о социальном самочувствии, мы исходим из понимания данного феномена как единства материальной и духовной сфер. При этом именно духовная сфера, по нашему мнению, является определяющей в поведении человека. Духовная сфера предполагает определенные ценностно-смысловые установки, закладывающиеся у ребенка в детском возрасте, и этот процесс неразрывно связан с ролью семьи. Так, красной нитью, начиная с работ Аристотеля, Конфунция, Геродота, Платона, проходит мысль о ценности семьи и ее роли в формировании духовного мира ребенка. Позднее об этом говорили такие просветители прошлого, как Г. Гегель, К.Н. Вентцель, И.А. Ильин, П.С. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, К. Маркс, Л.Г. Морган, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Ж.-Ж. Руссо, Е. Словинецкий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. В советской педагогике роль семьи в духовно-нравственном воспитании подробно раскрывается в трудах П.П. Блонского, Э.К. Васильевой, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Н.Н. Обозова, В.А. Сухомлинского. Современные взгляды на эту проблематику изложены в психолого-педагогических работах А.И. Кочетова, Т.А. Флоренской, Ю.В. Андреевой, В.Н. Архангельского, Л.И. Божович, Л.А. Венгера, А.Г Волкова, Л.С. Выготского, В.А. Головиной, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, С.В. Ковалева, Л.В. Занкова,

B.И. Медкова, Л.И. Савинова, ГА. Цукерман, Е.И. Холостовой, Д.Б. Эльконина, Н.Г Юркевич и ряда других. Причем анализ этих работ показывает, что именно семья - основной институт социального становления ребенка. Именно в семье ребенком усваиваются и нормы поведения, основанные на ценностных установках и выражающиеся ценностным отношением к окружающему миру, и характер взаимоотношений, от семьи зависит и эмоциональное самочувствие ребенка, являющегося одной их характеристик социального благополучия, так как именно оно отражает социальную комфортность и социальную безопасность. В основе же эмоционального самочувствия ребенка, которое является проявлением социального самочувствия, лежат ценностные установки, отражающие в первую очередь его отношение к семье. Таким образом, мы можем сделать вывод, что одним из маркеров социального благополучия и социального самочувствия ребенка является его ценностное отношение к семье.

Для нашего исследования важно рассмотреть сущность категории «ценностное отношение к семье», которое в качестве структурных своих элементов включает такие понятия, как «ценностное отношение» и «ценностное отношение к семье». Вопрос отношений это, прежде всего, философская проблема, характеризующаяся через взаимосвязь явлений окружающей действительности. При этом отношение считается одним из необходимых моментов в этой взаимосвязи. Психологический подход трактует отношение через связь самого субъекта с объективным миром. Причем эта связь характеризуется как сознательная и избирательная, основанная на опыте, выражающаяся через действия субъекта и его переживания. Основоположником теории отношений считается В.Н. Мясищев, обосновавший процесс формирования личности человека через призму формирования его отношений.

Категорию «отношение» через «взаимосвязь личностных и общественных значений» [2, с. 264] раскрывает в педагогике В.А. Сластенин, связывая ее с внутренней позицией личности и обосновывая понятие «ценностное отношение». По мнению автора, для того чтобы отношение стало ценностным, каждый субъект должен определить значение определенного объекта для самого себя, исходя из собственных понятий значимости и ее ценности. При этом ценность, в свою очередь, рассматривается в науке с позиции представлений человека и/ или общества и в то же время связывается с общественными требованиями и нормами, которые регулируют поведение человека в социальных взаимоотношениях. Именно это позволяет говорить, что категория ценностного отношения лежит в основе процесса воспитания внутренней культуры ребенка (С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, П.И. Пидкасистый) и выражается «в личностных установках, свойствах и качествах, определяющих его отношение к обществу, природе, другим людям, к самому себе» [3, с. 24].

Сегодня категория «ценностное отношение» лежит в основе многих педагогических концепций, к числу которых можно отнести концепции Н.Ф. Головановой, В.А. Караковского, И.А. Колесниковой, М.И. Рожкова, Н.Е. Щурковой т. п. Большинство этих концепций основано на формировании у подрастающего поколения отношения к определенной системе ценностей, которые, по словам

C.Я. Ермолич, являются «стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности» [4, с. 23]. Одной из таких ценностей в структуре современного воспитания лежит категория «ценностное отношение к семье».

Анализ научной литературы по проблеме ценностного отношения к семье (Ю.П. Азаров, С.П. Акутина, Ш.А. Амонашвили, Л.В. Байбородова, Е.А. Ермолич, Б.Т. Лихачев, О.Н. Гноева, Е.И. Зритнева, И.Б. Левицкая, А.В. Мудрик, В.В. Ни-колина, О.С. Пермовская, Л.П. Разбегаева, С.Л. Соловейчик А.С. Спиваковская, Н.Н. Уварова, Е.К. Узденова, Л.Н. Урбанович) на сегодняшний день показывает, что само понятие «ценностное отношение к семье» трактуется с разных позиций. В ряде работ оно рассматривается через призму осознания и принятия ценностей семьи и умения соотносить их со своей жизнью. В других работах это понятие интерпретируется как явление, проявляющееся в деятельности и соотносящееся с внутренней позицией человека по отношению к своей семье. Также данное понятие определяется как система представлений, которые устойчивы и

социально значимы. Именно эти представления играют главную роль в выборе мировоззренческих и нравственных установок человека. При этом во всех этих трактовках есть ссылка на определенный набор, который и определяет категорию семейных ценностей.

Анализируя перечень ценностей, которые включаются в семейные, стоит выделить тот факт, что все эти ценности одновременно можно включить в систему как общечеловеческих ценностей, так и в структуру духовно-нравственных. При этом стоит отметить, что, несмотря на то, что семейные ценности по содержанию соотносятся с общечеловеческими, у каждой личности они индивидуальны и складываются по-разному. Тем не менее, как утверждают С.П. Акутина и О.С. Пермовская в своих исследованиях, система ценностей любой семьи всегда отражает взаимосвязь таких понятий, как «духовная культура общества» и «духовный мир личности» [5]. Если говорить о перечне семейных ценностей, то к основному их набору относятся те, которые отражают такие человеческие отношения, как проявление любви в семье и взаимной заботы о своих близких, их здоровье, оказание поддержки членам своей семьи, отношение человека к продолжению своего рода, забота о здоровье членов семьи и собственном, отношение к совместному семейному общению и времяпрепровождению, отношение к семейным обязанностям и ведению общего быта, желание создать материальный комфорт для всех членов семьи.

Исходя из цели нашей работы, в качестве основного понятия исследования было выбрано понятие, предложенное П.Е. Кильдюшовой, Р.А. Валеевой и характеризующее ценностное отношение к семье «в виде интегрального свойства личности, включающего в себя единство таких аспектов, как понимание, эмоции, мотивы, убеждения и деятельность» [6]. В структуре ценностного отношения к семье у младших школьников проявляют себя такие компоненты, как знание и следование семейным традициям; бережное отношение к семейным отношениям; совместная деятельность членов семьи на основе сохранения общих семейных установок.

В качестве методологических основ нашего исследования были выбраны такие подходы, как аксиологический, фамилистический, личностный и компе-тентностный, которые и позволили выделить сущность ценностного отношения ребенка к семье и набор ценностей, определяющий социально-педагогические установки личности и характеризующий эмоционально-положительное отношение ребенка к собственной семье, которое является одной из характеристик социального благополучия ребенка.

В качестве теоретической основы в нашей работе выступили концептуальные положения теории отношений Б.П Ананьева, А.А. Бодалева, В.Н. Мясище-ва, М.И. Рожкова, Н.Е. Щурковой и др.; теоретические положения, определяющие подход к формированию ценностного отношения к семье, Ю.П. Азарова, С.П. Акутиной, Ш.А. Амонашвили, Л.В. Байбородовой, Б.Т. Лихачева, О.С. Пер-мовской, С.Л. Соловейчик; взгляды на роль семьи в процессе формирования социального благополучия ребенка А.В. Мудрика, Н.Н. Обозова, Б.П. Парыгина, В.В. Столина, А.П. Харчева.

В соответствии с целью нашего исследования мы выделили компоненты ценностного отношения ребенка к семье, которые включают когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. В рамках данной статьи мы приведем результаты исследования эмоционально-оценочного компонента, который не только отражает эмоциональное состояние ребенка, но как раз и связан с категорией отношения. В зависимости от семейных взаимоотношений у ребенка вырабатывается собственное отношение не только к родителям и другим членам семьи, но и формируется в целом отношение к семейным ценностям. Проявляется это отношение через эмоциональное состояние ребенка, на основе которого складывается его поведение в социуме и которое проявляется через эмоциональное самочувствие ребенка в поведении. Таким образом, можно сделать вывод, что отношение ребенка к семье - это один из показателей его социального благополучия.

В качестве диагностического инструментария был выбран комплекс методов, способных обеспечить достоверность и научную обоснованность результатов: общетеоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, связанной с проблемой исследования; констатирующий этап педагогического эксперимента, в ходе которого были использованы анкетирование детей и родителей, беседы, ранжирование, проективное рисуночное тестирование, качественный и количественный анализ эмпирических данных.

Для проведения эмпирического исследования была набрана группа испытуемых, в которую вошли 45 учащихся младшего школьного возраста (10-11 лет) русской и немецкой национальностей, проживающих в г. Абакане Республики Хакасия. По национальному признаку были созданы две группы: первая состояла из 20 детей из немецких семей, а вторая из 25 человек из семей русской национальности. Для удобства отражения результатов первая группа была названа контрольной, вторая - экспериментальной.

В качестве диагностического инструментария, на основании которого можно выявить отношение ребенка к своей семье и которое показывает наличие или отсутствие в семье эмоционального благополучия, была выбрана анкета «Я и моя семья» Р.В. Овчаровой. Выбор этой анкеты связан с тем, что ее вопросы сформулированы таким образом, что анализ ответов на них позволяет наиболее объективно оценить, как уровень доверия ребенка к родителям, так и характер взаимоотношений в его семье. Помимо этого, вопросы данной анкеты позволя-

ют оценить отчасти и уровень сформированности определенных духовно-нравственных установок ребенка (уважение к старшим, необходимость заботы о младших, готовность прийти на помощь и т. п.), и его ценностные ориентации.

С целью объективной оценки выявленных результатов анкетирования детей и поиска причин эмоционально-оценочных ответов ребенка на вопросы о семье были собраны данные на основе наблюдения педагога за поведенческими реакциями детей при общении со сверстниками.

Наглядно результаты анкетирования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты выявления уровня сформированности ценностного отношения к семье по анкете «Я и моя семья» РВ. Овчаровой

Группа Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Контрольная 42% 53% 5%

Экспериментальная 43% 49% 8%

Анализируя ответы на вопросы анкеты, было установлено, что как в экспериментальной, так и в контрольной группе уровень социального самочувствия в семьях преимущественно средний. Причем у детей немецкой национальности он является преобладающим, а вот у опрашиваемых детей русской национальности - преобладание среднего уровня незначительно, при этом, по сравнению с контрольной группой, достаточно высок низкий уровень. В целом мы можем сделать вывод, что большинство испытуемых часто испытывают негативные эмоции в семье, что является причиной проявления негативного поведения в межличностных отношениях со сверстниками, которое было выявлено по результатам наблюдения и в процессе беседы с классными руководителями в обеих группах.

Показательным в нашем исследовании является тот факт, что большинство детей, отвечая на вопрос о том, как ребенок оценивает свое отношение к своей семье, выбирали ответ «не очень». Сразу стоит отметить, что практически все ученики, выбравшие этот ответ, при ответе на другой вопрос, связанный с наказаниями в семье, также дали утвердительный ответ. Таких детей в общей сложности было около 60%. Однако в личных беседах с детьми большая часть из этого количества отметили, что эти наказания не связаны с физическим насилием. Тем не менее около 20% учеников в экспериментальной группе и значительно меньшее количество (10%) в контрольной сказали, что к ним применяют наказания, связанные с физическим насилием («правда редко», «если очень сильно накося-чу»). Конечно, физическое насилие по отношению к ребенку в семье не может не отражаться на его эмоциональном самочувствии. Ценность семьи в этом случае у ребенка снижается, что, в свою очередь, негативно влияет на эмоциональное состояние и поведение, а значит - сказывается на социальном благополучии. Кроме того, физическое насилие окажет негативное влияние на социальное благополучие таких детей в будущем.

К такому же выводу мы пришли, анализируя ответы детей об их отношении к просьбам и поручениям родителей, а также к домашним обязанностям. К сожалению, большая часть опрашиваемых как в контрольной (45%), так и в экспериментальной (44%) группе сказали, что часто домашние обязанности их тяготят, так как отнимают у них свободное время, которое они могут «провести с друзьями или поиграть в компьютерные игры». Тем не менее, судя по ответам детей, просьбы и поручения родителей они выполняют практически всегда, хотя это может быть связано и со страхом наказания за их невыполнение. Все это свидетельствует о том, что у достаточно большого количества детей (более 40% в обеих группах), принявших участие в исследовании, недостаточно сформированы духовно-нравственные установки, связанные с ценностным отношением к семье. Также ответы на эти вопросы являются показателями того, что детско-ро-дительские отношения в этих семьях нельзя считать доверительными.

Однако сразу стоит отметить, что такой результат может быть связан не только с отношениями ребенка в семье, но и с особенностями возраста испытуемых, т. к. возраст 10-11 лет - это начало переходного периода. В это время у младших подростков происходит смена ценностных ориентаций, которые не всегда совпадают с ценностями семьи. Однако независимо от причин, вызвавших такие ответы, приходится сделать вывод, что у таких детей уровень сформи-рованности ценностных ориентаций на семью низкий. Вызвано это может быть недостаточным проявлением в семьях между ее членами эмоционального понимания и эмоциональной близости. Следует отметить, что этот показатель у детей русской национальности все же несколько выше, чем у детей из немецких семей. Можно предположить, что данные результаты связаны с особенностями национального характера, который отличается у немцев большей сдержанностью и меньшей эмоциональностью, а также особенностями проявления такой национальной черты характера, как стремление к порядку.

Анализ ответов на данный вопрос может свидетельствовать и о том, что преобладающей у опрашиваемых является ориентация на личные интересы и деятельность, которая связана с получением удовольствий. Причем этот показатель отмечен в обеих группах, но таких детей было выявлено гораздо больше среди русских (практически 65% против 45% детей немецкой национальности). Полученный результат можно интерпретировать в контексте следования национальным семейным традициям. В научных исследованиях отмечается вос-

питание в детях немецких семей стремления к порядку, выполнению в первую очередь трудовых поручений и систематического контроля за этим со стороны взрослых. Помимо этого, большинство немецких семей, несмотря на то, что они родились и живут в России, больше внимания уделяют поддержанию своих национальных традиций и ценностных установок, которые неразрывно связаны с семейными ценностями. Этому способствуют и различные национальные объединения, которые есть и на территории нашей республики. К сожалению, у русских детей недостаточно сформировано ценностное отношение к своим народным традициям, что также было обнаружено нами в ходе изучения когнитивного показателя ценностного отношения к семье.

Еще одним маркером эмоционального самочувствия ребенка можно считать и тот факт, что, говоря о своей будущей семье, большинство испытуемых отмечали желание иметь семью, которая будет похожа на семью их бабушек и дедушек. Ориентир ребенка на семейные отношения, которые он наблюдает в семье старшего поколения, и их восприятие как образец поведения в своей будущей семье могут косвенно свидетельствовать о том, что у старшего поколения семейные отношения носят более эмоционально теплый, дружеский характер, чем в родительских.

Таким образом, анализ исследования по диагностике «Я и моя семья» Р.В. Овчаровой показал, что в семьях опрашиваемых атмосфера детско-роди-тельских отношений складывается недостаточно благополучная. Причем это относится в большей степени к семьям русской национальности, хотя и в немецких семьях этот показатель достаточно высок. Все это не может не сказываться на эмоциональном состоянии детей, так как ответы детей на вопросы анкеты опосредованно вскрывают недостаток общения взрослых членов семьи с ребенком в большинстве семей («не нравится ухаживать за сестрой, мне надо уроки учить»; «мама читает сказки сестре, а мне говорит учить уроки»), уровень взаимопонимания между детьми и их родителями также невысок («не люблю играть с братом, он берет мои вещи, ломает, а его не наказывают»), а преобладающим стилем воспитания в большинстве семей обеих групп является авторитарный («слушаюсь родителей всегда, а то накажут»; «слушаюсь, потому что мама будет кричать»). Такие факты могут говорить о сниженном эмоциональном фоне ребенка, недостаточности уровня значимости ценностных отношений к семье, что отражается на социальном самочувствии детей.

С целью верификации полученных нами при анкетировании данных была использована проективная методика - тест В.К. Лосева, Д. Дилео «Кинетический рисунок семьи». Использование данного теста вызвано и тем, что при выполнении рисунка семьи ребенок проявляет себя более раскованно, а это позволяет объективнее оценить его эмоциональное состояние, связанное с семьей.

На основе рекомендаций к анализу рисунков детей, предложенных в тесте, нами учитывалось как наличие в рисунке всех членов семьи и их размер, месторасположение относительно друг друга, так и детальность прорисовки фигур, характер линий рисунка, использование пространства листа. Показательными являются и сюжет, который выбран ребенком для представления своей семьи, а также цветовая палитра.

Анализ по данным критериям показал, что у 24% детей из экспериментальной группы и 25% контрольной семейная обстановка характеризуется как благоприятная. На основе этого можно сказать, что в этих семьях дети чувствуют себя уверенными и защищенными, что, в свою очередь, говорит о хорошем эмоциональном состоянии ребенка.

У 16% обучающихся экспериментальной группы и 20% контрольной семейные отношения можно охарактеризовать как тревожные. Это может проявляться стремлением ребенка к отгораживанию от окружающих, желанию спрятаться и малым количеством контактов со сверстниками. Этот вывод был подтвержден и наблюдениями за поведением детей в неформальной обстановке.

случаи агрессивного поведения в семье

нарушения эмоционального контакта в семье

конфликные отношения

тревожность в семейных отношениях

благоприятная семейная обстановка

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% ■ контрольная группа ■ экспериментальная группа

Рис. 1. Результатытеста«Кинетический рисуноксемьи» в модификации В.К. Лосева, Д. Дилео

В 28% семей экспериментальной группы и 25% контрольной при оценке рисунков детей были выявлены конфликтные отношения. Данные, полученные в ходе анализа рисунков, нашли подтверждение при оценке поведения таких детей со сверстниками. По наблюдениям учителя, дети данной группы демонстрируют неровные отношения с одноклассниками (от дружеских до вспыльчивых, негативных реакций).

У части опрашиваемых были выявлены нарушения в установлении эмоциональных контактов среди членов семьи. Таких семей было обнаружено 20% в экспериментальной группе и 15% в контрольной. При наблюдении за поведением ребят из этих семей отмечалось неумение как проявлять адекватные эмоции, так и учитывать эмоции других.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе нашей работы на основании анализа рисунков детей, оценки сюжета, цветовой палитры (изображение угрожающей позы, использование темно-коричневого и черного цвета при изображении фигуры родителя или самого ребенка) были выявлены семьи, где преобладающим является агрессивное поведение. Таких семей в экспериментальной группе выявлено 12%, в контрольной - 15%. Данные диагностики говорят о нарушении эмоционального состояния ребенка и его неблагополучии в социальном плане.

Для наглядного представления результатов, полученных при анализе рисунков детей, нами предложен ниже рис. 1.

Таким образом, полученные данные говорят, что атмосфера в более половины семьей испытуемых не способствует полноценному воспитанию детей. Проблемы в межличностных и внутриличностных отношениях между членами семье сказываются, прежде всего, на эмоциональном состоянии детей и ведут к различным деформациям ценностного отношения к семье. Негативные эмоции, полученные в семье, приводят к проблемам в поведении детей и нарушения у них позитивного общения с окружающими.

В рамках данной работы было проведено и исследование, связанное с изучением родительского отношения в семьях испытуемых, что связано с нашим убеждением о том, что именно семья играет главную роль в формировании социального благополучия ребенка и, как показывают полученные результаты, от характера семейных взаимоотношений зависит и отношение детей к семье, и эмоциональное самочувствие ребенка. В качестве инструмента для выявления характера родительского отношения был взят тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина.

На основе шкалы, представленной в тесте, были выделены результаты, отраженные на рис. 2.

Данные, отраженные на рис., показывают: в чуть более 44,4% (20 семьях), принявших участиеаопросе, выявлено соответствие критерию преобладающих отношений в семье как «принятие - отвержение». Модель «принятие» характерна для большинства немецких семей в данной группе, «отвержение» зафикси-ровооов русокихсооьях. Это говорито том,что в этих семьях эмоциональное отношение коехеврровжос охорвекте^зоватькак холодное. Члще внигаа такие сеоьях родвтоми о пр^иолвэюттолжеэ^с^ довллстндеттп, чтосотэогт с недвсти-жением ожиданий, которые они возлагали на них. Такое отношение не может не воозаться на ввороннеоти нсОен — в своихвоонх, чтояЕмеетсяооонмив вьжнео-ших показателей социального благополучия.

Свовнв20,о% (1Н вeмeйCподaнным нашего мнEхэоовaнисооодоожосоют своего ребенка во всех его начинаниях, стремясь ему помочь. При неудачах ре-fe нктне в^оо^юв, анта°аюття пoоьeвжнен.Taкилотвошeнрвплшвaсэровто Еввьсосотвооквоссеиемкввпеелцови характероввются тем, ооь в такех ьемьях эжьснвнaлннoeтaмечyвсов иьpeбйркэ в бвскшинвввн в итуациоо п олвженел ьнлх Ктлихевехенвый йвоннгдaнхэCгнyппы ввlявсллдврaкoвлсEжэрношeвхepyсоlгиe и немецкий семей.

Убосео 13,3%опрлшовсемыо pc^H^i (орвасис е2 нeмытмнxоожвс) было обнаружено стремление, которое соотносится с удовлетворением потреб-омтеоусЬо нко,лв я занныхвд аз^ини жол а ниямо.естоь семвнсeEснEнeeмлл2 неср ееен ению с детьми и отсутствие выстраивания психологической дистанции вуыооще нии. Такое поведение родителей соотносится с критерием «Симбиоз».

маленький неудачник

авторитарная гиперсоциализация

симбиоз

25% 30% 35% 40% 45%

Рис. 2. Результаты ответов родителей на вопросы тест-опросника родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина

кооперация

принятие

Дети из таких семей обычно дружелюбны, открыты, способны к работе в команде, что также является необходимыми характеристиками проявления социального благополучия.

Критерию по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» соответствует 11,2% семей опрошенных. В таких семьях преобладает стремление родителей во всем и всегда оправдать и защитить своего ребенка. Такая позиция приводит к отсутствию у ребенка желания стать самостоятельным, при этом у самих родителей присутствует постоянная тревога за ребенка, проявляющаяся в постоянном навязчивом контроле. Такое поведение родителей - это проявление авторитаризма, так как при неподчинении ребенка правилам семьи дети обычно наказываются. Кроме того, достижения ребенка не оцениваются по заслугам, а воспринимаются как должные. Не учитываются и собственные интересы ребенка. Большинство таких семей выявлено среди членов немецкой диаспоры. Такое поведение взрослых лишает ребенка стремления к самостоятельности, приводит к повышению уровня тревожности, связанное с боязнью не соответствовать ожиданиям родителей. Все это негативно отражается как на эмоциональном состоянии ребенка, так и на его социальном благополучии.

В 8,9% семей выявлено соответствие критерию по шкале теста уровню «Маленький неудачник». В этих семьях вообще отсутствует вера в силы ребенка. Он воспринимается как малыш, которые не способен к принятию самостоятельных решений, а все его действия, совершающиеся без помощи взрослых, обречены на неудачу.

Результаты выявленных моделей отношений родителей и ребенка показывают преобладание позиции принятия и кооперации в семьях немецкой диаспоры, родители младших школьников из русских семей показывают модели принятия и симбиоза.

Таким образом, на основе проведенного нами исследования можно сформулировать следующие выводы:

- социальное самочувствие проявляется через эмоционально-оценочное отношение человека к социальному окружению;

Библиографический список

- ценностное отношение ребенка к семье рассматривается с позиции аксиологического подхода как один из важнейших индикаторов социального самочувствия детей;

- эмпирические данные позволяют выявить качество семейных отношений между родителями и детьми и определить особенности их проявления в различных этнических семьях. Результаты нашего исследования показали, что как в русской, так и немецкой семье дети младшего школьного возраста демонстрируют устойчиво-позитивное отношение к родителям. Важное место занимает у ребенка возможность свободно проводить время; выполнение трудовых поручений у детей из русских семей вызывает чаще их избегание, откладывание на более поздний срок, тогда как дети из немецких семей относятся к данным поручениям более ответственно;

- у детей обеих групп в качестве образцовой модели семьи выступает семья старшего поколения, где дети подмечают более открытые и теплые отношения между членами семьи. При этом в семьях, принадлежащих немецкой диаспоре, характер взаимоотношений отличается от русских семей незначительно, а эмоциональное самочувствие детей в них менее тревожное, что, по нашему мнению, связано с большей приверженностью этих семей к традиционным семейным ценностям;

- уровни ценностного отношения к семье младших школьников русской и немецкой групп коррелируют с такими показателями социального самочувствия, как качество и удовлетворенность ребенка общением с родителями, со сверстниками; проявление чувства заботы, любви, уважения к членам семьи; принятие семейных обязанностей; эмоционально-позитивное /негативное отношение к родителям и членам семьи; принятие, кооперация, симбиоз или отторжение ребенка родителями.

Материалы исследования и полученные эмпирические данные представляют собой основу для дальнейшего комплексного анализа соотношения индикаторов социального благополучия детей с характером системы воспитания в семьях различных национально-культурных диаспор.

1. Беляев В.А., Газизова Л.Ш., Карамельский РВ. Воздействие семьи и семейных ценностей на социальное самочувствие студентов. Вестник экономики, права и социологии. 2012; № 1: 289-296. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/vozdeystvie-semi-i-semeynyh-tsennostey-na-sotsialnoe-samochuvstvie-studentov

2. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие. Москва: Академия, 2003.

3. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. Москва, 1974.

4. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков. Пазашкольнае выхаванне. 2007; № 9: 23-27.

5. Пермовская О.С. Методологические основы формирования у младших школьников отношения к семейным ценностям. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 2-2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22117

6. Кильдюшова П.Е., Валеева РА. К вопросу о формировании у младших школьников ценностного отношения к семье. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 3. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17321

References

1. Belyaev V.A., Gazizova L.Sh., Karamel'skij R.V. Vozdejstvie sem'i i semejnyh cennostej na social'noe samochuvstvie studentov. Vestnik 'ekonomiki, prava i sociologii. 2012; № 1: 289-296. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vozdeystvie-semi-i-semeynyh-tsennostey-na-sotsialnoe-samochuvstvie-studentov

2. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie vpedagogicheskuyu aksiologiyu: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2003.

3. Titarenko A.I. Struktury nravstvennogo soznaniya. Moskva, 1974.

4. Ermolich S.Ya. Metodologicheskie predposylki formirovaniya cennostnyh orientacij u podrostkov. Pazashkol'nae vyhavanne. 2007; № 9: 23-27.

5. Permovskaya O.S. Metodologicheskie osnovy formirovaniya u mladshih shkol'nikov otnosheniya k semejnym cennostyam. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 2-2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22117

6. Kil'dyushova P.E., Valeeva R.A. K voprosu o formirovanii u mladshih shkol'nikov cennostnogo otnosheniya k sem'e. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 3. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17321

Статья поступила в редакцию 29.10.22

УДК 373.2

Karataeva N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: natalya_karataeva73@mail.ru

EARLY CAREER GUIDANCE OF PRESCHOOLERS: ON THE EXAMPLE OF THE PARTIAL EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION "WE LIVE IN THE TRANS-URALS" (AUTHORS: N.A. KARATAEVA, O.V. KREZHEVSKIKH). The article studies a problem of early career guidance of preschool children, which is understood by the author as the creation of psychological and pedagogical conditions for future professional self-determination and development of the child's personality, the disclosure and realization of his potential. The author substantiates the necessity and timeliness of addressing this problem, considers the content and methods of early career guidance on the example of the partial educational program of preschool education "We live in the Trans-Urals" (by N.A. Karataeva and O.V. Krezhevskikh). According to the author, early career guidance in a preschool educational institution involves the formation of preschool-age children's ideas about the world of professions and the acquisition of game experience by preschoolers, which allows them to immerse themselves in the world of professions during a role-playing game, understand the meaning and significance of professional work and later become a subject of professional self-determination at an older age. The examples given in the article allow clearly demonstrating the psychological and pedagogical conditions of early career guidance in a preschool educational institution. Of particular interest is the content and organizational blocks of the section "World of professions" of the partial educational program "We live in the Trans-Urals." The article is published with the support of the Ministry of Education of the Russian Federation as part of the execution of the state task of the Ministry of Education of the Russian Federation to perform applied research work on the topic "Designing an educational environment for early career guidance of preschool children."

Key words: preschool education, early career guidance, formation of ideas about the world of professions, professional self-determination, partial educational program of preschool education.

Н.А. Каратаева, канд. пед. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск,

E-mail: natalya_karataeva73@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.