Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ НЕМЕЦКОЙ ДИАСПОРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ НЕМЕЦКОЙ ДИАСПОРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
благополучие / социальное благополучие / семейное воспитание / семейные ценности / народные традиции в семье / well-being / social well-being / family education / family values / folk traditions in family

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — М.Я. Добря, Т.А. Дорофеева, М.Л. Мальчевская

В статье излагается анализ исследования социального благополучия детей в этнической диаспоре немцев, проживающих на юге Южно-Сибирского региона, с целью выявления показателей социального благополучия ребенка: отношение к родителям, сверстникам, поведение ребенка и его эмоциональное благополучие. Социальное благополучие рассматривается как ценностный конструкт, который связан с жизненными потребностями ребенка, его ценностными установками и семейным воспитанием. Эмпирические данные позволяют сделать вывод о позитивном, устойчивом характере социального самочувствия детей из семей немецкой диаспоры, проявлении в модели воспитания детей следования народным традициям и устоям, заботы о близких, доброжелательного отношения в семье при строгом контроле за поведением и успеваемостью ребенка. Подчеркивается, что получение общей картины о социальном благополучии ребенка современных родителей, проживающих в условиях современного этнокультурного региона, необходимо для определения взаимосвязи ценностных ориентаций семьи с успешностью детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — М.Я. Добря, Т.А. Дорофеева, М.Л. Мальчевская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF CHILDREN’S SOCIAL WELL-BEING OF GERMAN DIASPORA FAMILIES IN CONDITIONS OF THE MODERN ETHNO-CULTURAL REGION

The article presents an analysis of the social well-being of children in the ethnic diaspora of Germans living in the south of the South Siberian region, in order to identify indicators of the social well-being of the child: attitude towards parents, agemates, the behavior of the child and the emotional well-being of the child. Social well-being is considered as a value construct that is associated with the child’s vital needs, his values and family education. Empirical data allow concluding that the social well-being of children from families of the German diaspora is positive, stable, manifestations in the model of raising to follow traditions and customs, caring for loved ones, friendly relations in the family with strict control over the behavior and academic performance of the child. It is emphasised that obtaining a general picture of the social well-being of the child of modern parents living in the conditions of a modern ethno-cultural region is necessary to determine the relationship between the value orientations of the family and the success of preschool children.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ НЕМЕЦКОЙ ДИАСПОРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА»

Эффективным приемом по воспитанию речевой выразительности является также прослушивание аудиозаписей и просмотр чтецких номеров в исполнении великих мастеров сцены, а также озвучивание студентами отрывков из мультфильмов и художественных фильмов. Все эти упражнения совершенствуют речевую технику будущего артиста.

Для того чтобы заслужить признание зрителей, добиться успеха на театральном поприще, будущим артистам нужно пройти долгий и тернистый путь. Поиск себя, своего места в мире искусства - сложная, кропотливая работа, требующая больших эмоциональных и физических затрат К. С. Станиславский говорил, обращаясь к молодым актерам: «Артист должен явиться на сцену во всеоружии. Когда вы станете профессионалами, ложное самолюбие не позволит вам наподобие школьников отдаться изучению азов. Так пользуйтесь же своей молодостью и ученической опорой. Если вы не покончите с этим теперь же, то не справитесь с ней и в будущем, и постоянно, во все моменты вашей творческой жизни на сцене, этот школьный изъян будет тормозить работу» [7, с. 62].

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что работа над речевой характерностью является необходимым и важным этапом в процессе создания актером живого, цельного, убедительного сценического образа. Верно найден-

ная интонация, использование разнообразных языковых средств в речевой характеристике персонажа будет способствовать проявлению на сцене яркой актерской индивидуальности. Отметим, что выбор средств речевой выразительности не должен сводиться к механическому воспроизведению поверхностных и шаблонных представлений о персонаже. Будущему артисту необходимо знать факторы, которые влияют на речевую характерность героя, четко разделять и уметь пользоваться всем разнообразием средств выразительности для создания неповторимой рече-голосовой партитуры. Отметим также, что в процессе работы над ролью актеру необходимо соблюдать умеренность в применении необычных, ярких выразительных речевых средств и скрупулезно выбирать лишь те характеристики, которые полностью соответствуют создаваемому сценическому образу.

На наш взгляд, методические приемы, используемые педагогами по сценической речи Алтайского государственного института культуры по воспитанию имитационных способностей у будущих артистов, способствуют развитию у них тембрального слуха, языкового чутья, навыков работы над воплощением литературного материала, осознания студентами важности создания голосо-речевой характерности роли.

Библиографический список

1. Товстоногов Г А. О профессии режиссера. Москва: Искусство, 1969.

2. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Москва: Искусство, 1985.

3. Чехов М.А. Об искусстве актера. Москва: Искусство, 1995.

4. Князькина Н.Х. Речевая характерность в создании сценического образа. Омский научный вестник. 2015; Выпуск 2: 255-257.

5. Горчаков П.М. Режиссерские уроки Вахтангова. Москва: Искусство, 1957.

6. Гротовский Е. Тренинг актера. Материалы лаборатории художественного творчества. Ленинград: ЛГИТМИК, 1987: 31-68.

7. Станиславский К.С. Работа актера над ролью. Собрание сочинений: в 9 т. Москва, 1957; Т. 4: 62-63.

References

1. Tovstonogov G.A. O professii rezhissera. Moskva: Iskusstvo, 1969.

2. Stanislavskij K.S. Rabota aktera nad soboj. Moskva: Iskusstvo, 1985.

3. Chehov M.A. Ob iskusstve aktera. Moskva: Iskusstvo, 1995.

4. Knyaz'kina N.H. Rechevaya harakternost' v sozdanii scenicheskogo obraza. Omskij nauchnyj vestnik. 2015; Vypusk 2: 255-257.

5. Gorchakov P.M. Rezhisserskie uroki Vahtangova. Moskva: Iskusstvo, 1957.

6. Grotovskij E. Trening aktera. Materialy laboratorii hudozhestvennogo tvorchestva. Leningrad: LGITMIK, 1987: 31-68.

7. Stanislavskij K.S. Rabota aktera nad rol'yu. Sobranie sochinenij: v 9 t. Moskva, 1957; T. 4: 62-63.

Статья поступила в редакцию 15.11.22

УДК 37.013; 37.018.1

Dobrya M.Ya., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: m.dobrya@mail.ru

Dorofeeva T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: nelson2264@mail.ru

Malchevskaya M.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: malchevskii_leon@mail.ru

THE RESEARCH OF CHILDREN'S SOCIAL WELL-BEING OF GERMAN DIASPORA FAMILIES IN CONDITIONS OF THE MODERN ETHNO-CULTURAL REGION. The article presents an analysis of the social well-being of children in the ethnic diaspora of Germans living in the south of the South Siberian region, in order to identify indicators of the social well-being of the child: attitude towards parents, agemates, the behavior of the child and the emotional well-being of the child. Social well-being is considered as a value construct that is associated with the child's vital needs, his values and family education. Empirical data allow concluding that the social well-being of children from families of the German diaspora is positive, stable, manifestations in the model of raising to follow traditions and customs, caring for loved ones, friendly relations in the family with strict control over the behavior and academic performance of the child. It is emphasised that obtaining a general picture of the social well-being of the child of modern parents living in the conditions of a modern ethno-cultural region is necessary to determine the relationship between the value orientations of the family and the success of preschool children.

Key words: well-being, social well-being, family education, family values, folk traditions in family.

The reported study was funded by RFBR, project number 20-013-00661

М.Я. Добря, канд. филол. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: m.dobrya@mail.ru

Т.А. Дорофеева, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: nelson2264@mail.ru

МЛ Мальчевская, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: malchevskii_leon@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ НЕМЕЦКОЙ ДИАСПОРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА

В статье излагается анализ исследования социального благополучия детей в этнической диаспоре немцев, проживающих на юге Южно-Сибирского региона, с целью выявления показателей социального благополучия ребенка: отношение к родителям, сверстникам, поведение ребенка и его эмоциональное благополучие. Социальное благополучие рассматривается как ценностный конструкт, который связан с жизненными потребностями ребенка, его ценностными установками и семейным воспитанием. Эмпирические данные позволяют сделать вывод о позитивном, устойчивом характере социального самочувствия детей из семей немецкой диаспоры, проявлении в модели воспитания детей следования народным традициям и устоям, заботы о близких, доброжелательного отношения в семье при строгом контроле за поведением и успеваемостью ребенка. Подчеркивается, что получение общей картины о социальном благополучии ребенка современных родителей, проживающих в условиях современного этнокультурного региона, необходимо для определения взаимосвязи ценностных ориентаций семьи с успешностью детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: благополучие, социальное благополучие, семейное воспитание, семейные ценности, народные традиции в семье.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00661

Необходимость изучения социального благополучия детей обусловлена складывающейся социокультурной и экономической ситуацией в обществе, детерминируется растущими потребностями родителей в выборе правильных путей в воспитании детей.

Исследователи отмечают, что «социальное благополучие - это высшая социальная ценность, с которой связаны жизненно важные интересы человечества» [1, с. 36], выражающиеся через материальные и духовные потребности. При этом социальное благополучие как субъективная категория может быть охарактеризовано через призму потребностей конкретного человека или общности. Рассматривая категорию социального благополучия применительно к детям (child well-being), мы вслед за авторами программы «Семья и дети» исходим из положения о правах и потребностях ребенка, предложенного в Конвенции о правах ребенка, согласно которой данная категория трактуется как реализация «их прав и обеспечение наилучших условий для наиболее полного их развития. Степень, в которой это достигается, может быть измерена с точки зрения положительных результатов для детей, в то время как негативные последствия и лишения указывают на нарушения прав детей» [2, с. 5]. В то же время мы должны учитывать тот факт, что социальное благополучие ребенка напрямую зависит от успешности его родителей. В свете этого при изучении социального благополучия детей, принадлежащих к определенной этнической диаспоре и проживающих в ЮжноСибирском регионе, мы уделяем внимание выявлению взаимосвязи между социальным благополучием ребенка и семейными ценностями и установками. При этом учитываем, что современное этнокультурное пространство полиэтнично (в частности, в нашем регионе проживают киргизы, тувинцы, хакасы, татары, немцы, русские и др., в общей сложности около 110 разных этносов), что непременно откладывает отпечаток на представление детей о социальном благополучии.

Цель исследования заключается в оценке социального благополучия детей немецкой диаспоры дошкольного возраста, которые проживают на юге Южно-Сибирского региона.

Задачи исследования: 1) анализ понятия «социальное благополучие» и определение показателей этого понятия для детей дошкольного возраста; 2) обоснование взаимосвязи социального благополучия дошкольника с ценностями и установками, полученными в семье; 3) изучение представлений о социальном благополучии у детей-дошкольников из немецких семей и анализе полученных результатов.

Научная новизна состоит в выборе предмета исследования, которым стало социальное благополучие детей дошкольного возраста, являющихся представителями национально-культурной диаспоры немцев, и его обоснование через взаимосвязь с семейными ценностями и установками.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении влияния ценностей и установок, полученных в семье, на представления детей дошкольного возраста из этнических семей немцев о социальном благополучии.

Практическая значимость исследования представляется в том, что полученные в ходе исследования результаты и сделанные на их основе выводы могут быть использованы педагогами в процессе планирования и организации работы с родителями воспитанников на основе учета этнокультурной специфики.

Дефиниция понятия «социальное благополучие» связана с двумя смыслами. Если говорить о сущности этого понятия исходя из его широкого смысла, то мы можем трактовать его через такой синоним, как качество жизни личности или общности людей. В узком смысле социальное благополучие соотносится в науке с совокупностью условий, обеспечивающих человеку полноценную жизнь. При этом и в том, и в другом понимании социальное благополучие соединяет в себе целый ряд факторов (культурные, экономические, социальные, психологические, физические и духовные). Именно эти факторы говорят о том, что рассматриваемое нами понятие является междисциплинарным и представляет собой сложный социально-психологический феномен, изучаемый многими науками (экономикой, социологией, психологией), каждая из которых выделяет свой объект и область изучения.

История возникновения этого понятия связана с древнегреческими философами (Аристотель, Платон), которые не выделяли сам термин, но при этом говорили о благополучии исходя из разных аспектов в его понимании (материальных, духовных). Позднее данное явление стало предметом изучения в разных научных направлениях. Так, в работах Т. Гоббса, Т. Джефферсона, Ч. Фурье социальное благополучие трактуется как стратегическая цель политики государства. Труды Д. Белла, Дж. Гэлбрейта, X. Ламперта, Л. Эрхарда связывают данное понятие с материальным достатком. Однако постепенно социальное благополучие становится предметом исследования в психологии, медицине и социологии и рассматривается в связи с позитивным эмоциональным состоянием человека и смыслом жизни (Ф. Герцберг, Дж. Дьюи, А. Маслоу, Ф. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм) либо с проявлениями физического, психического и социального здоровья (Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, А.Г Бусыгин, В.П. Казначеев, С.А. Мезенцев, А.Ф. Селиванов, В. Татаркевич).

В нашем исследовании социальное благополучие рассматривается с позиции психологического (Ф. Андрес, Дж. Дьюи, А. Кэмбелл, А. МакКеннел, Дж.Г Мид, Ч. Пирс), гуманистического (разработанного в работах А. Маслоу, Г Оллпорта, К. Роджерса и др.) и социологического подходов (П. Блау, М. Вебер, Дж. Мид, Дж. Хоманс), которые и легли в качестве методологической основы нашего исследования. Помимо вышеперечисленных подходов, методологической

основой в своей работе нами выбран аксиологический поход, который трактует социальное благополучие как высшую личностную, социально-культурную ценность, обусловленную жизненно важными интересами каждого человека. Исходя из этих подходов, мы понимаем социальное благополучие как оптимальное состояние человека (социальных групп, общностей, общества), обеспечивающее эффективное его функционирование в социальной сфере и проявляющееся через его субъективную оценку.

В рамках нашего исследования мы говорим о социальном благополучии детей дошкольного возраста. Социальное благополучие ребенка является предметом исследования в социологии, психологии, в последнее время активно изучается социальной педагогикой.

Ориентируясь на экологическую модель человеческого развития (У Брон-фенбреннер), оценка социального благополучия может осуществляться в плоскости семьи (рассматриваемой как микросистема), социального окружения (мезосистема), социальных институтов (экзосистема), ценностных ориентаций и установок (макросистема) [3]. Данная теория раскрывает двойственную природу социального благополучия, которое выступает и как зависимая величина от внешних условий, и как величина, влияющая на социальное окружение, способная трансформироваться и трансформировать социальные условия и объекты социальной среды.

В сфере педагогического знания социальное благополучие ребенка охватывает два широких направления: изучение внешних факторов, условий, влияющих на социальное благополучие ребенка, и внутренних, которые связываются с психологическим состоянием детей, становлением их картины мира, мировосприятием и определения ребенком своего места в окружающем его пространстве среди близких и всего общества в целом.

В силу этого внешние условия, влияющие на социальное благополучие детей, можно представить как синергетическую систему, каждая из областей которой будет интегрироваться в общий конструкт При этом представленная система социального благополучия всегда обладает признаками относительной устойчивости, возрастной изменчивости и аксиологичности.

Научные данные в области педагогики, психологии, социологии позволяют говорить о том, что «изучение социального благополучия ребенка в условиях трансформации систем семейного воспитания можно рассматривать в разрезе:

- социально-антропологическом (предполагает учет состава современной семьи, определения ценностных установок, традиций и обычаев семьи);

- социально-политическом (безопасность ребенка, воспитания толерантного отношения к представителям другой национальности, определении аксиологических, символических, деятельностных и институциональных маркеров этничности);

- социально-экономическом (финансовое благополучие);

- социально-демографическом.

Добавим сюда такие аспекты, как:

- социально-психологический (предполагающий изучение эмоционального благополучия ребенка, комфортной психологической среды, поведения ребенка);

- социально-педагогический (включающий изучение образовательных ожиданий и возможностей ребенка, включение ребенка в жизнь различных социальных групп, уровня педагогической культуры родителей, нравственных ценностей и сферы духовной культуры как подрастающего, так и старшего поколения).

Немаловажным является исследование индикаторов субъективной оценки самим ребенком уровня благополучия семьи, оценки успехов и достижений, как собственных, так и признание авторитета и общественных достижений родителей, отношений ребенка со сверстниками, родственниками, родителями» [4, с. 186].

Данное положение можно представить в виде модели изучения социального благополучия ребенка (см. рис. 1).

Рассматривая благополучие ребенка в аспекте семейной политики и защиты детства в современной России, учеными со ссылкой на индикаторы, выделенные Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), названы показатели социального благополучия детства: «материальное благополучие, состояние здоровья и защищенность, образование, отношения в семье и со сверстниками, поведение и риски, субъективное восприятие благополучия самими детьми» [5, с. 82].

На основе определения, выделенного нами в рамках теоретического анализа научных источников, можно сделать вывод, что социальное благополучие детей неразрывно связано с жизненными потребностями ребенка, которые в дошкольном возрасте обеспечивает семья. Отталкиваясь от этого, можно говорить, что социальное благополучие ребенка зависит от социального благополучия его семьи, одним из критериев оценки которого являются система ценностных ори-ентаций, потребностей и интересов. Эта система, в свою очередь, определяет культуру семьи и обеспечивает отношения в семье.

В то же время «отсутствие или недостаток благополучия можно трактовать как неблагополучие, т. е. как комплекс условий, отражающихся в низких значениях ... показателей: материальная необеспеченность, недоступность медицинских услуг, образования, деструктивные отношения в семье и со сверстниками, поведение, ведущее к ухудшению условий жизни и здоровья самих несовершеннолетних и их окружения, риски различного рода, исходящие извне и из ближайшего окружения ребенка, а также низкая степень удовлетворенности жизнью у детей»

Социальное благополучие ребенка

Внешние факторы

социально-антропологический аспект

состав семьи, семейные традиции, ценностные установки

И

социально-психологический аспект

эмоциональное благополучие, комфортная среда, поведение ребенка

социально-политический аспект

безопасность, толерантное отношение к представителям другой национальности, этническое самоопределение

Внутренние индикаторы

субъективная оценка

ребенком уровня благополучия семьи, отношений со сверстниками и родителями, безопасности, представлений о социальной успешности, знания и следования семейным традициям

И

социально-педагогический аспект

педагогическая культура родителей, отношения со сверстниками, образование детей

социально-экономический аспект

материальное благополучие

социально-демографический аспект

состав семьи, место проживания

Рис. 1 .Аспекты изуче ниясоциального благополучия детей

[6, с. 83]. Таким образом, для анализа выбранного нами явления необходимо изучить не только социальное благополучие детей, но и выявить семейные ценности иустановки.

Семейные ценности можно рассматривать в плоскости супружеских отношений, родительства, родственных связей. В каждой их представленных плоскостей присутствует свой набор признаков. Так, в области супружества это оценка равноправия супругов, взглядов на брак, роли жены и мужа в семье и др.; в плоскость родительства попадает оценка места ребенка в семье, количества детей в семье, выбираемой родителями модели воспитания; область родства - оценка родственных связей через определение ближайшего и дальнего круга родственников, взаимоотношений в семье по линии родства как жены, так и мужа.

Рис. 2. Шкала семейных ценностей представителей немецкой диаспоры

Для нашего исследования важным является изучение ценностного характера сохранения и следования народным традициям в этнической семье, их влиянии на выбор супругами модели воспитания, изучение тех причин и условий, которые оказывают влияние на современные трансформационные процессы качественного преобразования системы семейного воспитания. В круг данных условий включается нами полиэтническая среда, учет ценностных установок современной этнической семьи и их влияние на социальное благополучие детей.

Итак, достижение социального благополучия можно рассматривать как одну из ценностных установок семьи, с другой стороны, социальное благополучие носит аксиологический характер и предполагает включение в его компонентный состав субъективного благополучия семейных отношений, отношение к старшему поколению и детям. Другими словами, социальное благополучие - это одна из семейных ценностей, с другой стороны, семейные ценностные установки влияют на социальное самочувствие ребенка, которое связано с субъективным социальным благополучием.

Исследование, представленное в данной статье, является частью комплексного изучения влияния систем семейного воспитания на современном этапе развития общества в семьях различных диаспор Южно-Сибирского региона (Республик Хакасия, Алтай, Тува, а также Кура-гинский, Шушенский и Минусинский районы Красноярского края) на социальное благополучие детей, которое выполняется в рамках разработки проекта РФФИ. В представленной нами статье приводится изучение иерархии семейных ценностей и оценка родительского отношения к детям в семьях, являющихся представителями немецкой диаспоры. В исследовании приняли участие 16 семей. В качестве диагностического инструментария были выбраны анкеты, разработанные на основе системного анализа научных источников, связанных с проблемой исследования, авторским коллективом под руководством доктора педагогических наук К.И. Султанбаевой в рамках выполняемого проекта.

Анализ анкетирования родителей показал, что в системе семейных ценностей у представителей немецкой диаспоры первое место занимает ценность, связанная с воспитанием своих детей [7].

При этом следует отметить, что ориентация на традиционную немецкую семью, где большое количество детей, у современных родителей отсутствует. Большинство опрошенных говорили, что в семье должно быть не более двух детей, так как именно такое количество может гарантировать качественное материальное обеспечение ребенка. Исходя из этих ответов, можно сделать вывод, что современные родители осознают свою ответственность за социальное благополучие своих детей, но при этом демонстрируют тенденцию к снижению потребности семьи в детях.

В то же время проведенное нами исследование позволяет констатировать, что в большинстве семей немецкой диаспоры преобладает здоровая тенденция осознанного родительства. Современные родители проявляют заботу о здоровье и благополучии своего ребенка, не отрицают свою ответственность за формирование его личности, считают своей обязанностью его воспитание, стараются создать все условия для егообразования.

Вопросы, касающиеся изучения использования народных воспитательных традиций в этнической системе воспитания, показали, что большинство опрашиваемых семей опирается на те семейные ценности и традиции, которые были в их родительских семьях. При этом стоит отметить, что в основном те традиции, которые включаются современными родителями в систему воспитания подрастающего поколения, присущи были семьям обоих родителей. Это говорит о том, что система современного семейного воспитания у представителей немецкой диаспоры достаточно стабильна и передается из поколения в поколение. В то же время третья часть анкетируемых отметила, что все же сегодня проявляется тенденция к утрате основ традиционного воспитания. Причинами этой тенденции называются явления глобализации мира, нивелирования народных традиций в полиэтническойсредеиинформатизации общества.

Исходя из поставленной в рамках нашей статьи цели, следующим этапом нашей работы стала оценка социального благополучия детей немецкой диаспоры дошкольного возраста. В рамках анализа содержания понятия социального благополучия детей были выделены критерии, которые позволяют провести качественный анализ результатов исследования. В число таких критериев были включены следующие: оценка детьми характера их взаимоотношений в семье, отношений со сверстниками, а также оценка ребенком своего субъективного восприятия благополучия, проявляющегося через эмоциональное самочувствие

следование ритуалам

материальный достаток

общение

воспитание детей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

ребенка и свидетельствующего о наличии или отсутствии эмоционального благополучия. Именно эти критерии, на наш взгляд, наиболее сильно влияют на поведение детей-дошкольников и являются значимыми показателями проявления социального благополучия. В качестве диагностики нами было выбрано анкетирование, в котором приняли участие 16 детей в возрасте от 5 до 7 лет Анкетирование проводилось в виде устного опроса, что связано с возрастными особенностями дошкольников. Помимо анкеты, в процессе исследования был использован стандартизированный опросник В.П Щур «Лесенка», который позволяет оценить уровень самооценки у детей.

Анкетирование показало, что все 100% опрашиваемых оцениваютсвоивза-имоотношения в семье как хорошие. Дети говорили, что «очень сильно любят своих родителей: маму и папу». На вопрос: «Кому в семье ты можешь открыть свои секреты или рассказать о своих обидах, неудачах?», большинстве отвтча-ли: «маме», «папе», «брату». Интересен тот факт, что только 13% детей могут доверить свои секреты бабушке. На наш взгляд, это может свидетельтттовочьо недостаточно близких отношениях родителей опрашиваемых и старшего поколения семьи (см. рис. 3).

бабушка, дедушка

брат,сестра

мама, папа

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

не очень часто

каждый день

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

Рис.4.Оценкаребенком отношений сосверстниками

себя одиноким и брошенным. У всех испытуемых наблюдаются устойчивые положительные взаимоотношения со сверстниками (см. рис. 4).

Для изучения эмоционального состояния детей, проявляющегося через поведение ребенка и выражающегося в устойчивом эмоционально положительном самочувствии, в анкете был предусмотрен вопрос: «Как часто тебя наказывают или ругают родители?». Анализ ответов детей показал, что в большинстве семей к детям применяются различные виды наказаний: «иногда ругают» (50%), «часто ругают, ноеаслужонно»(25%). В25%оттетачТыли поточоны ттчеты«ьикогдт ню ругают» или «не могу сказать».

Сладаю%ийчвар»с каитлеястыачоа датчовф»»мулируыне«Ычего ты боишься?». Сразу стоит сказать, что 31,3% ответили, что они боятся «наказания родителей». Это может служить сигналом к тому, что в семьях данных ыет»в прыеа«удаот авто«ыта»ыв1Й итвло извзмоуоиошмниы меа^оленамчео-мьи. Выявленный факт рассматривается нами как косвенное свидетельство о достаточвм строгих маттдлx«oыгютaнить»аио— стмом, идуoльзлводиетмпeкa-тивных высказываний и излишнего контроля, требование со стороны родителей какКвюденнюдемаыой досциплины. Даадтаввlадвтиыч, чтотраомцмоннат немецкая семья в качестве традиций воспитания использует беспрекословное птднч«eвваpeы2врap0дмтелвм, ыобадденчсддсцичлины, стpогo2ютмoцJeние к детям. Однако тот факт, что часть детей отмечают, что «родители ругают за-нлуженно», литедальызву2д о cфадо«р2B25зoсти2 этей мактвдошкальникев нравственных установок.

»5% три откеие еа ддвавз вадт02 0 5втдxстрыаж отюeгч«в,ьeo боа»тя болезней. Оценивая такой ответ, нужно учитывать современную эпидемиологическую обстановку и не исключать влияние недавней пандемии, которая связа-нлcрopонaмн--ycнo« инфекцией, и страхами большинства окружающих за свою жизнь и жизнь близких. Также следует учитывать и возраст отвечавших, так как к 7 гедеo у давргдec»o пpатдлкeрcяи2тeтеc камерсь, чаатвютс^лтюзр^е^с^отоВ нормой. Однако интерпретация ответных реакций на поставленный вопрос может быть cкрзювaг гютышюи5ымтлытвсlPopывыжьocтч детайчто ао выюаe2тмдв проявления личностных деформаций у детей в будущем.

37,5%ыeтоИ,oтвачая момт^ом^^ вта^с^с^, сноиали, чтт быдьшeввeго боятся плохого отношения к себе со стороны родителей и/или сверстников. Этот показа-длльзaоатжььaтрoе2Koгo вугм5нтр,таг«aмргкоИoтоeт твн» гавoыирынeблaго-получном социальном самочувствии ребенка и повышенном уровне тревожности (рис. 5).

Рис. 3. Результаты выбора детьми предпочитаемых членов семьи покритериюдосерительныхотношений

Ответ на данный вьырос,рдлооыепрыдпылагал вариант «никому», не выбрал ни один ребенок. Это показывает, что в семьях детей, которые приняли участие в опросе, близкие отношения, а дет испытывают к родителям доверие. Также это косвенно свидетельствует о том, что эмоциональное состояние ребен-кавотмне блыаыопвлуынет.

При ответе на вопросы, которые направлены на оценку проявления особен-иоытей взаымодействрлрохитевейс°епеь,деви сдыерелноерьюорвохили, отв родители их любят, и приводили доказательства этой любви: «часто обнимают», «ытытпалыое, нтоетиу», «икраюв вместе соиил°». Тьквеветилоре,5% ктро-шенных. Все это является доказательством близких отношений дошкольников с родитолтыи.ысо, итвoюoзepы;eс,ымкopытoеыоr:oвoлyчпзlP оноо1^лниор мзду ^(^^етеытуо и депьми в(^(^в^ынк малыны-^вк^спо^и^^н^воо.

Выи^коы^ыйтыв скяоан тт^еккой ий сосеорстнв-

кнто, TУ%детeй|пpскввшиоткмcтьлв и^cоулеоынl^-^н^^стaт-^^^ые

ынтев прс^^с^дтт лвое време со сволми друзиями. Одрако 23% детын двли ытыет «нопченвиетто». Зафиктьрован единичныонтврт, который гижозывхeттткакот шд%подя СО тВерСТнРКДВИ. зсв мосыет ТрЭтКТОЕЗЕЭтв^ (иым ковпокрзаВеЛЬтыО^Ор валиыо гхl^ыбJ^^гопoл^зaвf^eбeу^^н^н^^ыкст^ выстрнев миуяизоммooонoшeынBт доутим идыт^мх,о^1^бв кaвпeтяушeниe темсерымей тр xы^укто|^^ р о0онш (Mыlе--матичность, замкнутость). При этом никто из опрошенных детей не чувствует

"не общаюсь"

другое ■

страх плохого отношения к себе

страх заболеть

сфах наказания от родителей

0,0 % 5, 3% 10 0"% 15 0% 20 0% 25 0% 30, 0% 35, 0% 40 0%

Рис. 5. Оценка детьми ощущения безопасности

Одним из маркеров эмоционального благополучия является уровень са-тошце нки ребенка. Поэтому в рамках нашего исследования было проведено ее изучение. В качестве диагностического инструментария для этого выбран стан-«артьзироманный гчpоcнмгB.ПЩсp((Лотeнкюж 0 2eгсмьаыцe анолинр оеветмт, полученных при беседах в рамках проведения опроса, были получены такие ре-зрмвтааы: 75%детлм имeют«aмышеи—lтй отвыкксPлгод2ькн, вт5сгoтуттствлeт возрастной норме и говорит о проявлении устойчивого эмоционально положи-хeскдагеlтaмoчунытди» датеш

Оценивая себя, дети комментировали свое поведение, ориентируясь на тво2о^5%я,^тта»^^^-г исходилимт норр ия, тртан^с^^^н^вы^ о с^^^ье;и

го—»»ныз т^^ий^к, часть|зебят сразг^и^м, еао «воргдaладавoы2raть ыaыа, тек /делают хорошие дети», «надо заботиться о младших»; «мама всегда меня yуоы. чторы н пoмоraлтлйдлма».lгЖэлPгoмoжгу cюадaть^ь^^^од, 2том сем5ях опртш енных существуют традиции, которые неукоснительно соблюдаются из по-к-ленин B—омe тPм»нoeдмттотмeтк—lлГтвв большвгcтвг темаё

aетeз мотивируют на успех, что подтверждается такими высказываниями до-шl<oрььикгч, «гaутстосaриыя. -тсИпьсь уметь»или <lн2«yд2шут«тшaывря, ыниего не получится». При этом в беседе с детьми мы не наблюдали отвержения

тех правил, которые родители диктуют ребенку. На основании этого можно сделать вывод, что в целом у детей из немецкой диаспоры устойчиво положительное эмоциональное состояние, что, несомненно, является показателем социального благополучия ребенка. Помимо этого, у дошкольников в большинстве своем уже сформирована мотивация на успех, что также рассматривается как одно из условий социального благополучия.

Однако, несмотря на большое количество детей с завышенным уровнем самооценки, среди дошкольников были выявлены два ребенка, у которых наблюдался заниженный ее уровень. Эти дети выбрали нижнюю ступеньку лестницы, поясняя свой выбор тем, что «я плохая (злой)»; «я неумеха, так говорит папа». Сразу стоит отметить, что ответы детей связаны именно с мнением родителей, что может свидетельствовать об авторитарном стиле воспитания в семьях, а также о завышенных ожиданиях родителей к своим детям. И то, и другое негативно отражается на эмоциональном самочувствии ребенка и влечет за собой социальную неуспешность.

В целом на основе анализа результатов, полученных в ходе исследования дошкольников, мы можем сделать вывод, что показатель социального благополучия детей немецкой диаспоры, связанный с оценкой их эмоционального самочувствия, можно характеризовать как стабильный, имеющий устойчивый позитивный характер. Об этом говорят и наблюдения за поведением детей в ходе их общения со сверстниками, а также преобладающий уровень их настроения, который, по словам педагогов дошкольных организаций, у испытуемых детей характеризуется как устойчиво положительный. В процессе свободной деятельности большинство испытуемых проявляют активность и общительность, эмоциональную устойчивость и доброжелательность. Все это показатели социальной успешности ребенка, напрямую связанные с его социальным благополучием и семейными взаимоотношениями, которые, по результатам

Библиографический список

нашего исследования, в немецких семьях в большинстве своем демократичные и доброжелательные.

Таким образом, проведенная нами работа, затрагивающая оценку социального благополучия детей немецкой диаспоры дошкольного возраста, проживающих на юге Южно-Сибирского региона, позволяет сделать следующие выводы:

- социальное благополучие ребенка-дошкольника зависит от семьи и тесно взаимосвязано с системой ценностных ориентаций, потребностей и интересов, которых придерживается семья;

- показателями социального благополучия ребенка в дошкольном возрасте являются его эмоциональное самочувствие, проявляющееся через его самооценку и поведение;

- эмпирические данные, полученные в ходе нашего исследования, позволяют утверждать, что у детей-дошкольников из немецких семей в целом уровень социального благополучия достаточно высокий, что проявляется в устойчиво положительном характере эмоционального самочувствия детей и положительной оценке детьми своей семьи. При этом в части семей немецкой диаспоры характер взаимоотношений в них может трактоваться как авторитарный, что негативно отражается на субъективной оценке ребенком своего уровня социального благополучия, тревожном характере эмоционального самочувствия и проявляется в заниженной самооценке. Такой стиль взаимоотношений в семье, по нашему мнению, связан с большей долей соблюдения в этих семьях национальных традиций и устоев, в число которых входит следование правилам жесткой дисциплины, контроля над детьми и их послушания.

Полученные в ходе исследования материалы являются основой для комплексного изучения влияния систем семейного воспитания на современном этапе развития общества в семьях различных диаспор на социальное благополучие детей.

1. Современные теории социального благополучия. Авторы-составители: Л.М. Билалова, З.К. Гареева, О.М. Иванова, Т. А. Черникова. Москва: Издательский дом Академии Естествознания, 2016.

2. Роджерс Д., Одинокова В., Ременец О. Перспективы создания общероссийской системы измерения детского благополучия. Детское благополучие, программа «Семья и дети», фонд Тимченко. Рязань, 2019.

3. Bronfenbrenner U. Making Human Beings Human: Bioecological Perspectives on Human Development. Thousand Oaks: Sage Publications Ltd, 2004.

4. Добря М.Я. Педагогический аспект исследования социального благополучия ребенка: к постановке проблемы. Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. Абакан, 2021: 185-187.

5. Ярская-Смирнова Е., Романов П., Антонова В., Бирюкова С. Благополучие и неблагополучие в концептуальном аппарате семейной политики и защиты детства в современной России. Политика семьи и детства в постсоциализме. Москва: ООО «Вариант». ЦСПГИ, 2014.

6. Ярская-Смирнова Е., Романов П., Антонова В., Бирюкова С. Благополучие и неблагополучие в концептуальном аппарате семейной политики и защиты детства в современной России. Политика семьи и детства в постсоциализме. Москва: ООО «Вариант». ЦСПГИ, 2014.

7. Добря М.Я., Дорофеева Т.А. Изучение ценностных ориентаций семейного воспитания в диаспоре этнических немцев, проживающих на юге Южно-Сибирского региона. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 21-23.

References

1. Sovremennye teoriisocial'nogo blagopoluchiya. Avtory-sostaviteli: L.M. Bilalova, Z.K. Gareeva, O.M. Ivanova, T.A. Chernikova. Moskva: Izdatel'skij dom Akademii Estestvoznaniya, 2016.

2. Rodzhers D., Odinokova V., Remenec O. Perspektivy sozdaniya obscherossijskoj sistemy izmereniya detskogo blagopoluchiya. Detskoe blagopoluchie, programma «Sem'ya i deti», fond Timchenko. Ryazan', 2019.

3. Bronfenbrenner U. Making Human Beings Human: Bioecological Perspectives on Human Development. Thousand Oaks: Sage Publications Ltd, 2004.

4. Dobrya M.Ya. Pedagogicheskij aspekt issledovaniya social'nogo blagopoluchiya rebenka: k postanovke problemy. Razvitie social'no-ustojchivojinnovacionnojsredy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik materialov IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Abakan, 2021: 185-187.

5. Yarskaya-Smirnova E., Romanov P., Antonova V., Biryukova S. Blagopoluchie i neblagopoluchie v konceptual'nom apparate semejnoj politiki i zaschity detstva v sovremennoj Rossii. Politika sem'i i detstva v postsocializme. Moskva: OOO «Variant». CSPGI, 2014.

6. Yarskaya-Smirnova E., Romanov P., Antonova V., Biryukova S. Blagopoluchie i neblagopoluchie v konceptual'nom apparate semejnoj politiki i zaschity detstva v sovremennoj Rossii. Politika sem'ii detstva v postsocializme. Moskva: OOO «Variant». CSPGI, 2014.

7. Dobrya M.Ya., Dorofeeva T.A. Izuchenie cennostnyh orientacij semejnogo vospitaniya v diaspore 'etnicheskih nemcev, prozhivayuschih na yuge Yuzhno-Sibirskogo regiona. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 21-23.

Статья поступила в редакцию 07.11.22

УДК 378.14

Ikonnikova A.N., senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: an.ikonnikova@s-vfu.ru

INTERNATIONAL STUDENTS' DIFFICULTIES OF ADAPTATION AT THE UNIVERSITY. The research reveals various aspects of foreign students' difficulties of the adaptation at the North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov The diagnostic method of the study is interviewing S. Kvale. The identified deep problems are analyzed in terms of their frequency and those educational and socio-cultural vectors in Russian university that contributes to minimizing difficulties in adaptation of foreign students. The adaptation process directly affects the increase in the success of an international student in the learning process and directly depends, in addition to generally accepted factors (geographical location, the university position in the educational services market, the availability of a clear strategy) on the degree of internal readiness of the academic and socio-cultural environment of the university to implement the learning process of foreign students. The systemic impact on the socio-cultural environment of the university makes it possible to attract more actively not only the best graduates of regional schools, but also international students.

Key words: adaptation, adaptation agents, assimilation, integration, international students, NEFU.

А.Н. Иконникова, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

Е-mail: an.ikonnikova@s-vfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.