ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКСТА В КЫРГЫЗСКОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ
З.Ж. Каразакова, канд. филол. наук Н.О. Караева, канд. филол. наук Р.Т. Бекмуратова, канд. пед. наук Е. Алишерова, старший преподаватель Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-10-2-129-132
Аннотация. В данной статье рассматриваются пути изучения текста в кыргызском языкознании, развитие исследований текста как самостоятельного научного направления в Кыргызстане, труды кыргызских ученых, изучавшие природу текста с различных сторон и их работы. В статье отмечается растущее признание текста как объекта изучения в специальной области кыргызской лингвистики.
Ключевые слова: языкознание, текст, природа текста, становление и развитие, исследования, научные выводы, труды.
Текст является одним из высших творений человечества и с древнейших времен привлекает интерес ученых как объект исследования. Как известно, первые письменные тексты были пиктографическими, в дальнейшем появились идеографические сочинения, устные поэтические рассказы, мифы, сказки и т.д. Эти жанры обеспечивали обмен информацией между людьми.
Сегодня все больше информации хранится в неструктурированных и полуструктурированных формах, включая электронные письма, записи колл-центров, открытые ответы на социальные опросы, новостные ленты и веб-формы. Такое обилие информации ставит перед многими лингвистами дилемму: «Как собирать, анализировать и использовать эту информацию с пользой и эффективно?
Изучение текста возникло из двух областей знаний, называемых античной риторикой и филологией. Поэтому теория текста базируется на данных науках. В середине 20 века большую роль в становлении и развитии текстологической науки сыграли риторика и филология. Отсюда следует, что текст возникает в процессе мышления, протекающего в коммуникативной ситуации, и заканчивается изложением мысли.
Анализ текста представляет собой метод изучения коллекций текстовых материалов с целью выявления основных понятий и тем, а также обнаружения скрытых взаимосвязей и тенденций. В данном процессе не требуется
знание конкретных слов и терминов, используемых авторами для выражения этих идей. Основоположники науки текстологии приводят тот факт, что термин «текст» появился в лингвистике во второй половине XX века, и рассматривался только в литературном аспекте. Наиболее известное из определений текста дается в словаре-справочнике лингвистических терминов Д.Э. Розенталя: «Текст (лат. 1ехШт - общение, сообщение) речевое произведение в печатной или письменной форме» [1]. По Л.С. Выготскому «текст - это упорядоченная совокупность предложений, способных передавать целенаправленную информацию, лексически, логически». Текст представляет собой сложное целое, выполняющее функцию структурно-смыслового единства» [2].
Исследования текста в кыргызском языкознании начались в 1990-е годы. В этом направлении опубликованы оригинальные исследования ученых-филологов
Б. Усубалиева, С. Омуралиева, С. Мусаева. Как и в отечественных и зарубежных исследованиях, в кыргызском языкознании существуют взгляды на изучение текста, как объекта более значимого чем просто предложение, и имеющего полноту смысла, лингвистическую природу. Однако в кыргызской науке ученые в первую очередь обратили внимание на методическое изучение текста, а не на теорию текста. К примеру, ученый С. Давлетов часто обращается к изучению текста в кыр-
гызском языкознании в силу практической необходимости. Лингвисты С. Омуралиева, Б. Усубалиев, С. Мусаев и Т. Маразыков являются авторами значимых трудов в области кыргызской текстологии.
В 1987 году кыргызские ученые А. Иманов и С. Давлетов разработали усовершенствованную программу преподавания кыргызского языка в средних школах, содержащую новые материалы. Кыргызские методисты обращают внимание на обучение связной речи учащихся начиная с 5 по 11 класс общеобразовательных школ. В программу обучения был предложен метод практического анализа текста с целью развития связной речи учащихся. Несмотря на возражения и претензии к такого рода работе ряда авторов учебников кыргызского языка, учёный С. Давлетов опубликовал в 1999 году небольшое методическое пособие для учителей «Связная речь». В другом своем исследовании «Задачи текста» С. Давлетов освещает темы «Определение текста», «Тема текста, основная мысль, заглавие», «Части текста», «Способы взаимосвязи предложений в тексте и используемые в них средства и приемы» и «Создание текста», где он определил текст как «речевое произведение с частями, связанными между собой по смыслу и грамматике». Он представил методические приемы, которые учат учащихся создавать и анализировать текст [3, с. 17].
На основании вышесказанного можно заметить, что если изучение текста в кыргызском языкознании началось в 90-х годах 20 века, то в силу практических потребностей первые методические рекомендации и материалы для текстологии были сделаны в конце 80-х годов. Поэтому мы смело утверждаем, что начало научным исследованиям по распознаванию текста в кыргызской науке дали труды ученого-лингвиста С. Давлетова. И первым ценным теоретическим и практическим вкладом в кыргызское языкознание в этой области является его методическое пособие «Связная речь».
В 1994 году Б.Ш. Усубалиев в своей монографии «Лингвистическая наука для художественного произведения» всесторонне исследовал художественное произведение как текст, провел лингвопоэтический анализ, сравнивая и четко отличая язык художественного произведения от обычной речи, и отме-
тил, что под языком художественного произведения следует понимать художественную речь, обладающую художественными свойствами и эстетической силой. Он объясняет роль, место и значение языка в художественном произведении, особенности художественной речи, эстетику языка в произведении. Искусство создания текста были им проанализированы в новом аспекте. Результаты исследований ученого Б. Усубалиева внесли значительный вклад в исследовании текста в кыргызском языкознании [4].
В становление и развитие текстологии внесла свою лепту и известный кыргызский филолог С. Омуралиева. Ее докторская диссертация на тему «Лингвистический анализ художественного текста (на основе произведений Ч. Айтматова)», считается первой работой, посвященной непосредственно художественному тексту и текстовому анализу. Здесь ученый исследует семантику текста, смысл, структуру текста и т.д. В разделах «Общее понимание текста», «Основы изучения и обучение лингвистики текста», «Информация и ее виды», «Смысл и содержание текста», «Структура речи в художественном тексте» С. Омуралиева анализирует взаимосвязь, различия и сходства языка и речи, а также лингво-теоретические основы языка и речи, рассуждает о сложных синтаксических единицах, выражениях, значении, сущности и содержании текста.
Ученый утверждает, что текст представляет собой единое целое, опирающееся на тот или иной источник информации, сознание человека, логико-грамматические средства, и что текст имеет коммуникативную цель, опирается на коммуникативно-информационное ядро и ориентирован на конкретную тему, имеет семантико-структурные части и имеет определенное логическое завершение [4].
В сборник общеклассических трудов кыргызских филологов «Коммуникативная структура и семантика текста» вошли исследования профессора С. Омуралиевой «Основы текстологии», «Информация, ее виды и значение, сущность, содержание текста». Как и другие учёные, С. Омуралиева обратила внимание на конструктивную структуру текста, его систему, текстообразующие категории, жанр и доказывает, что текст является коммуникативной единицей, средством передачи идей.
Нельзя не упомянуть здесь еще одного известного кыргызского языковеда С. Мусаева, который одним из первых в Кыргызстане изучил коммуникативную структуру кыргызского текста как речевой единицы с коммуникативно-прагматической точки зрения. Ученым заложены научно-методические основы системно-структурного анализа текста. Мусаев отмечает семантико-информационную и синтаксически-грамматическую структуру текста, взаимосвязанные виды текстовых выражений, межтекстовую, метатекстовую и коммуникативную функции текста.
Мы полностью согласны с утверждением ученого о том, что «анализ единиц со структурой функциональной целостности, таких как текст, со системно-структурным аспектом стоит на повестке дня кыргызского языкознания как одна из самых необходимых задач». Ученый подчеркивает, что сущность текста для лингвиста заключается в определении содержания элементов-единиц текста как системно-структурного целого [5]. Можно сказать, что фундаментальные исследования лингвиста С. Мусаева по анализу текста в значительной степени способствовала созданию, становлению и развитию науки текстологии как отдельного направления в кыргызском языкознании.
Работы ученого-лингвиста Т. Маразыкова также имеют важное значение в становлении
мостоятельного научного направления в кыргызском языкознании. В 2005 году ученый впервые опубликовал такие работы как «Тек-стоведение и некоторые его вопросы», «Интеграция экстралингвистических факторов в тексте», «Лингвистические средства интеграции текста в кыргызском языке». В 2014 году он опубликовал книги «Теория текстологии», «Текст: основы информационного обмена», «Проблемы организации текста». В них рассмотрены научность текста, теоретические основы и принципы анализа текста, лингвистические и нелингвистические факторы организации текста, Ученым рассмотрены особенности стилистических факторов в организации текста (публицистический, художественный, научный и др.). Т. Маразыков ввел в кыргызское языкознание термин «текстове-дение», подчеркнув следующее: «...мы считаем уместным называть науку и общее название областей науки, комплексно изучающих текст, термином «текстоведение» [7]. Труды Т. Маразыкова вызвали особый интерес в кыргызской научной сфере и заняли особое место в развитии кыргызского языкознания.
В заключение следует отметить, что исследования Б.Ш. Усубалиева, С. Омуралиевой, С.Ж. Мусаева и Т.С. Маразыкова внесли значительный вклад в формирование и прогресс науки текстологии в кыргызском языкознании способствовали её дальнейшему развитию как специализированной научной дисциплины.
2-е. Сост.: Д.Э. Розенталь,
и развитии изучения природы текста как са-
Библиографический список
1. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. М. Теленкова - М.: Просвещение, 1976.
2. Выготский Л.С. Избранные психологические сочинения. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. - М.: 1956. - 507 с.
3. Давлетов С. Связная речь. Методическое пособие. - Б., 1999. - 67 с.
4. Усубалиев Б.Ш. Лингвистическая оценка художественного произведения. - Б., 1994.
5. Омуралиева С. Текст: Семантика, структура. - Б.: 2002. - 233 с.
6. Мусаев С.Ж. Коммуникативная структура текста. Автореф. докт.дисс. - Б., 2000. - 44 с.
7. Маразыков Т. Вопросы организации текста. -Бишкек, 2004. - 126 с.
TEXT STUDY IN KYRGYZ LINGUISTICS
Z.Zh. Karazakova, Candidate of Philological Sciences N.O. Karaeva, Candidate of Philological Sciences R.T. Bekmuratova, Candidate of Pedagogical Sciences E. Alisherova, Senior Lecturer Osh State University (Kyrgyzstan, Osh)
Abstract. This article examines the ways of studying text in Kyrgyz linguistics, the development of text studies as an independent scientific direction in Kyrgyzstan, the works of Kyrgyz scientists who studied the nature of text from various sides and their work. The article notes the growing recognition of text as an object of study in the special field of Kyrgyz linguistics.
Keywords: linguistics, text, nature of the text, formation and development, research, scientific findings, works.