Научная статья на тему 'Текст как основное средство развития коммуникативных компетенций'

Текст как основное средство развития коммуникативных компетенций Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
119
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / СРЕДСТВО / TOOL / ТЕКСТ / TEXT / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каразакова З.Ж.

В статье текст характеризуется как источник, формирующий коммуникативные компетенции и как основное средство, обеспечивающее развитие этих компетенций. Раскрыто значение работы с текстом при обучении кырыгсзкому языку как второму.The article text is characterized as the source of forming communicative competence as the primary means of ensuring the development of these competencies. Opened the value of working with text in teaching kyrygszkomu as a second language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Текст как основное средство развития коммуникативных компетенций»

Каразакова З.Ж. ©

Преподаватель, кафедра государственного языка, Ошский государственный университет,

Кыргызская Республика

ТЕКСТ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ

TEXT AS A MEANS OF BASIC COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация

В статье текст характеризуется как источник, формирующий коммуникативные компетенции и как основное средство, обеспечивающее развитие этих компетенций. Раскрыто значение работы с текстом при обучении кырыгсзкому языку как второму.

Summary

The article text is characterized as the source of forming communicative competence as the primary means of ensuring the development of these competencies. Opened the value of working with text in teaching kyrygszkomu as a second language.

Ключевые слова: компетенция, коммуникация, развитие, средство, текст, формирование. Keywords: competence, communication, development, tool, text, formation.

Сегодня в научной сфере, точнее говоря, в лингвистике, педагогике, философии, психологии и истории становится актуальным интерес к природе текста и его сущности. В кыргызском языкознании зародилось и развивается текстоведение. По проблемам данной отрасли написаны монографии, защищены диссертации и результаты этих исследований составили теоретическую основу текстоведения. Широкое использование текста и исследование его как основного средства развития коммуникативных, языковых и культуроведческих компетенций является одной из актуальных проблем не только в обучении кыргызскому языку как родному, но и как второму языку.

Давно известно, что человек использует текст как средство и источник познания мира и взаимообщения, так как текст есть находка, включающая в себе духовный мир человека, его разум, чаяния и надежды, его общественное сознание, миросозерцание, знание, культуру и наследственные ценности. Об этом пишет ученый-методист Ж. Чыманов: "Основы кыргызской народной педагогики ... представлены и сохранены в традициях и обычаях, народных (национальных) играх, особенно в устном народном творчестве, и передавались от поколения к поколению в различных формах" [12].

Поэтому бесспорно, что в период кочевой жизни сказки дедушек и бабушек явились бесценным опытом народа, уникальными находками, направленными на воспитание, а текст (сказки, сказания, рассказы, басни и др.) использовался в качестве дидактического, коммуникативного средства воспитания великодушию, дружбе и согласию, единству, уважению к старшим, почитанию младших, а также как средство общения и формирования правильной речи, тем самым они внесли огромный вклад в становление и развитие общечеловеческой культуры. Такое же мнение высказал ученый Т. Маразыков: "У кыргызского народа основные принципы культурного общения, ... составляющие основу стилистики, выработаны уже давно. Этот опыт впитан нашими эпосами, сказками, пословицами и поговорками" [6]. С этой точки зрения можно полагать, что издревле у кыргызского народа текст служил как учебное пособие для обучения общей культуре, с помощью текста устно развивались нравственное воспитание подростков и обучение общению.

© Каразакова З.Ж., 2016 г.

С.Ж. Баяндина, осведомляя об использовании текста в качестве средства обучения в древнем Шумерском государстве, отмечает текст как основное средство, выполняющее образовательную функцию языка. Следовательно, можно убедиться в том, что в истории человеческого общества путь образования и обучения берет свое начало именно в тексте.

Ученый Т. Маразыков отмечает, что в истории мировой лингвистики имеется два принципа (восточный, западный) выражения языкового взгляда и создания грамматики. По его мнению, необходимо создать грамматику, основанную на восточном принципе, соответствующую кыргызской философии, истинному миропониманию народа, национальным особенностям, культуре и менталитету и способную воспитывать творческое мышление, высокую нравственность, а также упражняющую в культурном общении [6]. Значит, разработка методики работы с текстом, выработка навыков анализа и составления текста имеют огромное значение в формировании у студентов коммуникативных компетенций при обучении кыргызскому языку как второму.

Текст выполняет следующие функции: формирует культуру речи, расширяет миропонимание, обучает языку, дает информацию, осуществляет коммуникативный процесс, отражает национальную специфику, кроме того, выполняет образовательную, дидактическую функции, а также формирует и развивает студента как хорошую личность, знающего специалиста, точнее говоря, текст приобретает значение комплексного образования.

Ряд ученых (Вайнрих К. [2], Хеллидей [10], Гальперин И. Р. [3], С. Давлетов [4], Чыманов Ж. [12], Омуралиева Б. [8], Мусаев С. [7], Маразыков Т. [6], Тагаева З. [9]) доказательно отмечают, что текст является средством, удовлетворяющим, прежде всего, общение и отношения между людьми, познание мира, его сохранение и передачу последующим поколениям, обмен информацией, а также он есть источник, способный формировать и развивать коммуникативную компетенцию.

В философии считается, что текст есть средство и источник познания и изменения объективного мира. А. Азимжанова в кандидатской диссертации "Онтология текста и его гносеологические функции" останавливаясь на природе, особых свойствах и функциях, определяет, что с помощью текста можно не только управлять индивидом или обществом и изменять их, укреплять веру в будущее, но и текст способен оказать огромное влияние на изменение мира [1].

"Текст есть основной стержень содержания обучения кыргызскому языку" [12], поэтому развитию коммуникативных компетенций студентов при обучении кыргызскому языку как второму, использованию текста как источника и средства и разработке методики работы с текстом способствуют результативные выводы исследований в области философии, филологии и педагогики.

Очевидно, что целенаправленно выбранный текст способствует всестороннему развитию студентов. Преподавателю необходимо выбрать имеющий структурно-содержательное значение текст с учетом особенностей восприятия каждого студента, его уровня владения языком, особенностей речевой деятельности и индивидуальных способностей. Кроме того, тематический текст по своему объёму и содержанию должен быть для студентов средством понятным и гибким, способствующим развитию их мышления, формированию свободного выражения мысли, обогащению лексического запаса, повышению культуры и усовению предмета. Эту нашу мысль подтверждает также мнение Ж.Чыманова: "Работа с текстом должна стать не объектом решения какой-нибудь лигвистической теоретической проблемы или определения какого-то знака; текст, прежде всего, должен стать товарищем и спутником подростка, способный формировать и развивать у учащихся аудирование, чтение с пониманием, говорение и письмо" [12].

Ученые-методисты К. Д. Добаев [5], Тагаева З. [9], Чыманов Ж. [11] и др.) рекомендуют подобрать текст с учетом образовательной, когнитивной, культурно-воспитательной, коммуникативной ценностей и содержательности, согласно методическим

целям. Опираясь на мнение вышеназванных ученых, при подборе текста с коммуникативной направленностью и определении его содержания следует учитывать следующие критерии:

- текст - единица общения и результат речевой деятельности, поэтому имеет направленность на развитие коммуникативной компетентности;

- наличие готовых образцов речевого этикета;

- актуальность, влиятельность, интересность темы текста;

- адаптированность к уровню знаний студентов, их способностям восприятия, заинтересованности и запросам;

- соответствие целям и содержанию (компетенциям) конкретного занятия;

- логическая последовательность и жанровая связность содержания текста и выражение им информации, направленной на единую цель;

- тесная связь с настоящей действительностью и гибкое отражение познавательности;

- направленность на своершенствование устно-письменной грамотности;

- направленность на обогащение лексического запаса, решение коммуникативных задач, обучение речевой "осторожности" и ораторству;

- качество текста и выбор его в соответствии со способом адаптации и др.

Таким образом, в развитии коммуникативных компетенций студентов использование текста в качестве средства и источника имеет огромное значение для повышения эффективности учебного процесса. Так как в результате работы с правильно подобранным текстом, студент обладает следующими навыками:

- точно определять тему текста, его главную мысль, объём, стиль, композицию, письменную или устную форму;

- собирать и систематизировать необходимые сведения;

- правильно подбирать и использовать опорные языковые средства и готовые образцы речевого этикета;

- составлять содержание текста в логической последовательности, связывать предложения в структурно-семантическом и жанровом отношениях;

- точно определять тип текста (повествование, описание, рассуждение);

- соблюдает нормы литературного языка;

- усваивать задавать вопросы и отвечать на вопросы;

- развиваются виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо);

- обогащается лексический запас и тренируется в введении новых слов в активную лексику;

- дополняя, продолжает заданный текст;

- усваивает круг и систему разговора (цель, задачи, тему, ориентир, объект, увлеченность, время, логику, условия, ситуацию, настроение);

- решает и анализирует коммуникационные задачи;

- может выразить свою мысль в устной и письменной форме в различных жизненных ситуациях;

- формируется как личность и специалист, умеет определять свою цель для установления контактов с коллективом и т.д.

Словом, если в учебном процессе текст будет учитываться как источник знаний, как средство, формирующее и развивающее коммуникативную компетенцию, как материал и дидактический образец, и обучаемые получают знания в живом общении, то можно верить, что содержание обучения кыргызскому языку и его результаты приносят огромный успех.

Литература

1. Азимжанова А.А. Онтология текста и его гносеологичекие функции. Автореф.дисс.канд.филол.наук: 09.00.10. - Б., 2008. - 22 с.

2. Вайнрих К. К. Текстовая функция французкого артикля. -М., 1978

3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М., 1981

4. Давлетов С. Байланыштуу речь. -Б., 1999

5. Добаев К. Д., Акматова А., Сулайманова Р. Кыргыз тилин бетен тил катары окутууга арналган окуу китептеринин мазмуну жана тYЗYMY. - Б., 2009.

6. Маразыков Т. Текст таануунун теориясы, -Б., 2014

7. Мусаев С. Ж. Тексттин коммуникативдик структурасы. Докт.дисс.автореф. - Б., 2000. - 44 с.

8. Эмуралиева Б. Тексттин лингвистикалык теориясы. -Б., 2005.

9. Тагаева З. Байланыштуу кепти окутуу методикасы. - Ош, 2007.

10. Хеллидей М. А. Место функциональной перспективы предложения (ФПП) в системе лингвистического описания. -М., 1978.

11. Чыманов Ж. Байланыштуу кепти окутуу. -Б., 1997.

12. Чыманов Ж. Кыргыз тилин окутуунун теориясы жана практикасы. -Б., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.