Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СЕНСОРНЫХ НАГРУЗОК И СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СЕНСОРНЫХ НАГРУЗОК И СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕНСОРНЫЕ НАГРУЗКИ / НАПРЯЖЕННОСТЬ ТРУДА / АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ / ПИЛОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калинина С.А., Меркулова Анастасия Геннадьевна, Сериков В.В.

В статье представлено изучение связи напряженности труда и показателей сердечно-сосудистой системы. Проведена оценка сенсорных нагрузок и суточное мониторирование артериального давления пилотов гражданской авиации при выполнении тренировочного полета на тренажере. Выявлено, что увеличение количества зрительных и слуховых сигналов на разных этапах полета приводит повышению артериального давления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калинина С.А., Меркулова Анастасия Геннадьевна, Сериков В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE CORRELATION OF SENSORY LOADS AND THE CARDIOVASCULAR SYSTEM CONDITION OF PILOTS OF CIVIL AVIATION

The study of the link between the work intensity and indicators of the cardiovascular system is presented. The assessment of sensory loads and daily monitoring of the arterial pressure of civil aviation pilots during a training flight at the training complex were carried out. The increase in the number of sensory signals at different stages of flight leads to an increase in arterial pressure.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СЕНСОРНЫХ НАГРУЗОК И СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

Медицина труда и промышленная экология — 2019; 59 (9)

наиболее часто определяют 10-30% утраты профессиональной трудоспособности без инвалидности (77% пациентов). При установлении инвалидности по ПЗ до 95% составляли инвалиды III группы. С 2010 г. нет первичной инвалидности II группы. Среди больных с ПЗ ОД на МСЭ многочисленна группа лиц с ХОБЛ и бронхитом (56-60%), доля пневмокониозов — 30-32%. Сохраняется проблема ранней диагностики ХОБЛ и пневмокониозов: на медосмотрах работников отсутствует профпатологическая настороженность врачей на этапе минимальных клинических проявлений, не выполняется регламент проведения рентгенографии легких. Такие пациенты проходят МСЭ в связи с прогрессированием ПЗ через 1-5 лет после диагностики ПЗ ОД (15-20%). В связи со стойкими нарушениями дыхательной функции у 30-40% больных нет динамики при проведении МСЭ.

Заключение. Значительное число лиц с ПЗ ОД проходит МСЭ сразу после установления связи заболевания с профессией, сохраняется проблема поздней диагностики ПЗ. Наиболее высокая степень утраты трудоспособности регистрируется у лиц с ПЗ бронхиального дерева, при присоеди-

нении осложнений. В большинстве случаев отсутствует динамика результатов МСЭ при стабильном течении ПЗ ОД после 5 и более лет прекращения контакта с пылью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2017 году»«. http://rospotrebnadzor.ru/documents/ details.php?ELEMENT_ID=10145.

2. Измеров Н.Ф. Современные проблемы медицины труда России. Медицина труда и экология человека. 2015; 2: 3-5.

REFERENCES

1. State report «On the state of sanitary and epidemiological welfare of the population in the Russian Federation in 2017». http://rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ ID=10145.

2. Izmerov N.F. Modern problems of labor medicine in Russia. Meditsina truda i ekologiya cheloveka. 2015; 2: 3-5.

DOI: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-640-641 УДК 612.8:612.143

Калинина С.А., Меркулова А.Г., Сериков В.В.

Исследование связи сенсорных нагрузок и состояния сердечно-сосудистой системы пилотов гражданской авиации

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда им. академика Н.Ф. Измерова», пр-т Буденного, 31, Москва, Россия, 105275

В статье представлено изучение связи напряженности труда и показателей сердечно-сосудистой системы. Проведена оценка сенсорных нагрузок и суточное мониторирование артериального давления пилотов гражданской авиации при выполнении тренировочного полета на тренажере. Выявлено, что увеличение количества зрительных и слуховых сигналов на разных этапах полета приводит повышению артериального давления. Ключевые слова: сенсорные нагрузки; напряженность труда; артериальное давление; пилоты

Для цитирования: Калинина С.А., Меркулова А.Г., Сериков В.В. Исследование связи сенсорных нагрузок и состояния сердечно-сосудистой системы пилотов гражданской авиации. Мед. труда и пром. экол. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-640-641

Для корреспонденции: Меркулова Анастасия Геннадьевна, E-mail: efiria@mail.ru Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Kalinina S.A., Merkulova A.G., Serikov VV.

Study of the correlation of sensory loads and the cardiovascular system condition of pilots of civil aviation

Izmerov Research Institute of Occupational Health, 31, Budennogo Ave., Moscow, Russia, 105275

The study of the link between the work intensity and indicators of the cardiovascular system is presented. The assessment of sensory loads and daily monitoring of the arterial pressure of civil aviation pilots during a training flight at the training complex were carried out. The increase in the number of sensory signals at different stages of flight leads to an increase in arterial pressure.

Keywords: sensory loads; work intensity; arterial pressure; pilots

For citation: Kalinina S.A., Merkulova A.G., Serikov VV. Study of the correlation of sensory loads and the cardiovascular system condition of pilots of civil aviation. Med. truda iprom. ekol. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-640-641 For correspondence: Anastasia G. Merkulova, E-mail: efiria@mail.ru Funding. The study had no funding. Conflict of interests. The declare no conflict of interest.

Введение. Деятельность пилотов воздушных судов ночное время, что приводит к хроническому истощению (ВС) отличается высокой напряженностью трудового функциональных резервов организма и нарушению пси-процесса, нерегулярной сменностью работы, работой в хоэмоционального состояния пилотов, снижению рабо-

Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology — 2019; 59 (9)

тоспособности и профессиональной надежности летного состава.

Цель исследования — выявление связи воздействующих на пилотов гражданской авиации (ГА) сенсорных нагрузок и состояния их сердечно-сосудистой системы.

Исследование проведено на тренажерном комплексе «Boing 737-800» при выполнении тренировочного полета «Москва — Сочи» в стандартных условиях, длительностью 3 ч 18 мин.

Материалы и методы. Оценивались показатели сердечно-сосудистой системы (ССС): артериальное систолическое и диастолическое давление (АДс, АДд) и частота сердечных сокращений (ЧСС) с помощью аппарата суточного мониторирования артериального давления (СМАД). Оценка сенсорных нагрузок проводилась в соответствии с руководством Р 2.2.2006-05 [1]. В исследовании приняли участие 22 пилота ГА, в возрасте 35,8±7,3 лет. Стандартные эксплуатационные процедуры членов экипажа ВС Boeing 737-800 состояли из времени предполетной подготовки, запуска двигателей, руления, взлета, набора высоты, горизонтального полета, снижения, захода на посадку, посадки, руления после посадки, послеполетных работ.

Результаты. Анализ сенсорных нагрузок показал, что длительность сосредоточенного наблюдения составляет 90% времени полетной смены (класс 3.2), плотность световых и звуковых сигналов — 2262 за 1 ч работы (3.2), число объектов одновременного наблюдения — 36 (3.2), наблюдение за экранами видеотерминалов — до 4 ч (3.1), нагрузка на слуховой анализатор (разборчивость слов) — 90-70% (2), нагрузка на голосовой анализатор — 16 ч в неделю (1).

Оценка функционального состояния ССС проводилась в дневное и ночное время суток, что обусловлено естественным снижением АД ночью на 10-20%. Средние значения АДс, АДд летчиков при дневном и ночном полете достоверно различаются: 132,8+1,6 против 145,3+2,4 мм рт. ст. и 97,5+2,3 против 107,5+2,1 мм рт. ст. соответственно (р<0,05). Анализ данных СМАД показал, что у летчиков во

время ночного полета не происходит закономерного спада АДс и АДд. Полет в ночное время суток затрагивает все резервные функции организма вследствие максимальной активации психофизиологических ресурсов летчика.

Корреляционный анализ по критерию Пирсона между АДс, АДд и числом сигналов показал наличие однонаправленных изменений исследуемых показателей: r=0,627 и r=0,719 (р<0,01) соответственно. Следовательно, можно говорить о связи функционального состояния организма летчика и сложности выполнения конкретных этапов полета.

Выводы: 1. Три показателя сенсорных нагрузок значительно превышают установленные максимальные значения, соответствующие классу 3.2 по Р. 2.2.2006-05. Данные результаты являются основанием для пересмотра критериев установления класса условий труда по отдельным показателям сенсорных нагрузок у членов летных экипажей ВС ГА.

2. Условия труда членов летных экипажей ВС ГА приводят к снижению функциональных резервов ССС, развитию ги-пертензивной реакции организма, смещению естественного суточного биологического ритма и развитию десинхроноза.

3. Увеличение количества сенсорных сигналов на разных этапах полета ведет к повышению артериального давления, что свидетельствует об истощении физиологических резервов организма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Руководство по оценке факторов условий труда и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р. 2.2.2006-05. М.; 2005.

REFERENCES

1. Guidance on the assessment of factors of working conditions and labour process. Criterii and classifikatzia usloviyi truda. P. 2.2.2006-05. M.; 2005.

DOI: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-641-642 УДК 613.691 Камалова Г.Р.

Применение музыкально-терапевтических практик в профилактике профессиональных заболеваний пианистов

ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», ул. Оренбургский тракт, 3, Казань, Россия, 420059

Автор на протяжении 10 лет занимается темой взаимосвязи музыки и медицины; в своих исследованиях и публикациях акцентирует внимание на оздоровительной и развивающей функциях музыки; затрагивает малоизученную тему — о необходимости взаимодействия специалистов музыкального искусства и медицины; а также активно занимается разработкой методов по профилактике профессиональных заболеваний пианистов. Ключевые слова: методы профилактики; профессиональные болезни пианистов-музыкантов

Для цитирования: Камалова Г.Р. Применение музыкально-терапевтических практик в профилактике профессиональных заболеваний пианистов. Мед. труда и пром. экол. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-641-642 Для корреспонденции: Камалова Гульнур, E-mail: gulnurrk88@mail.ru Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Kamalova G.R.

The use of music therapy practices in the prevention of occupational diseases pianists

Kazan State Institute of Culture, 3, Orenburgskiy trakt str., Kazan, Russia, 420059

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.