Научная статья на тему 'НАПРЯЖЕННОСТЬ ТРУДА И УТОМЛЕНИЕ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА СОВРЕМЕННЫХ ТИПАХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ'

НАПРЯЖЕННОСТЬ ТРУДА И УТОМЛЕНИЕ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА СОВРЕМЕННЫХ ТИПАХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
204
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРЯЖЕННОСТЬ ТРУДА / СЕНСОРНЫЕ НАГРУЗКИ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ПИЛОТЫ / INTENSITY OF WORK / SENSORY TRAINING / SURVEY / PILOTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зибарев Евгений Владимирович, Иммель О.В., Никонова С.М.

Проведено комплексное физиолого-гигиеническое исследование по оценке напряженности труда у членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполняющих полеты на современных типах самолетов и вертолетов (по состоянию на 2018 год). Результаты анкетирования 226 пилотов свидетельствуют о высоких уровнях напряженности труда пилотов, которые превышают в несколько раз (до 7,5 раз).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зибарев Евгений Владимирович, Иммель О.В., Никонова С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR INTENSITY AND FATIGUE OF CIVIL AVIATION PILOTS ON MODERN TYPES OF AIRCRAFT

A comprehensive physiological and hygienic study was conducted to assess the intensity of work among members of flight crews of civil aviation aircraft flying on modern types of aircraft and helicopters (as of 2018). The results of the survey of 226 pilots indicate high levels of labor intensity of pilots, which exceed several times (up to 7.5 times).

Текст научной работы на тему «НАПРЯЖЕННОСТЬ ТРУДА И УТОМЛЕНИЕ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА СОВРЕМЕННЫХ ТИПАХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ»

Медицина труда и промышленная экология — 2G19; 59 (9)

For citation: Zakharova M.A., Budaragin V.E. Technical requirements for automation and control of receiving scientific publications on occupational medicine. Med. truda iprom ekol. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-629-630 For correspondence: Marina A. Zakharova, E-mail: mar_rusa@list.ru Funding. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Публикационная активность является важнейшим современным критерием оценки эффективности деятельности, как отдельных авторов, так и научных организаций, журналов. Особенно высоко в нашей стране для соискателей и диссертантов оцениваются публикации в журналах, входящих в перечень рецензируемых научных изданий ВАК и изданий, индексируемых в международных и отечественных библиографических и реферативных базах данных (Web of Science, Scopus, РИНЦ), имеющих индивидуальные идентификаторы (ISSN, DOI).

При подготовке специального выпуска журнала «Медицина труда и промышленная экология», в котором будут опубликованы материалы предстоящего XV Российского Национального Конгресса с международным участием «Профессия и здоровье», была разработана техническая спецификация к электронной форме приема статей, учитывающая основные требования международных и отечественных наукометрических показателей.

Требования к содержательной части статьи не изменились и соответствуют правилам для авторов. В начале публикации необходимо указать классификатор Универсальной десятичной классификации. Далее следуют на русском и английском языках — название публикации, фамилия и инициалы авторов, название организации, почтовый адрес с индексом, резюме, ключевые слова, и в конце — список литературы и контактное лицо с его электронным адресом. Основной текст по возможности должен включать в себя следующие разделы: введение, методы исследований и результаты, заключение. В рамках данного специального выпуска было предложено отказаться от включения в материалы таблиц, диаграмм, рисунков и схем. Общее число знаков с пробелами в публикации, утвержденное Редакционным советом Конгресса, не должно превышать 5500 единиц.

При разработке технических требований для каждого поля отдельно учитывались не только объем в количественном измерении, но и допустимые символы (дефис, кавычки, специальные символы и прочие). В русскоязычной части публикации можно вводить как заглавные, так и прописные буквы русского алфавита, тогда как в англоязычной — только буквы латинского алфавита в обоих регистрах.

В случае заполнения одинаковых данных, например, одного места работы для нескольких авторов, предусмо-

трено автоматическое заполнение уже введенных данных, что облегчает автору работу по загрузке статьи в электронную систему.

Особые условия были применены для поля «Основной текст». Здесь авторам разрешено введение любых символов, а общее число рекомендованных Редакционным советом знаков получается путем простого вычитания из необходимого общего количества (55йС) всей суммы уже введенных символов в предыдущих полях. В редакторской части электронной формы для Редакционного совета предусмотрена возможность выгрузки, как отдельной статьи, так и всех в формате RTF. Данный формат формируется из введенных данных в соответствии с критериями, предъявляемыми к содержательной части статьи.

Техническая часть реализована с помощью механизма регулярных выражений, языков программирования JavaScript и PHP.

Автоматизированный прием публикаций значительно облегчит работу Редакционного совета, а также стандартизирует материалы под единые требования, и в дальнейшем может быть использован в качестве стандартной формы представления материалов для публикации сборников других мероприятий: конференций, форумов и симпозиумов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Прием статей. Медицина труда и промышленная экология. https://www. journal-irioh.ru/jour/about/submissions#author-Guidelines.

2. Рубцова Н.Б., Сложные вопросы оптимизации публикационной активности в медицине труда. Архив Презентации 2G18. Ялта, 29 мая — 1 июня, 2G18. Ялта; 2G18. http://forum. oh-events.ru/src/prez2G18/2G18sem_Rubtcova. pdf.

REFERENCES

1. Acceptance of articles. Med. truda i prom ekol. https://www. journal-irioh.ru/jour/about/submissions#authorGuidelines.

2. Rubtsova N.B., Complex issues of optimization of publication activity in labor medicine. An Archive of The Presentation of 2G18. Yalta, May 29 — June 1, 2G18. Yalta. http://forum.oh-events. ru/src/prez2G18/2G18sem_Rubtcova. pdf.

001: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-630-631 УДК 613.6

Зибарев Е.В., Иммель О.В., Никонова С.М.

Напряженность труда и утомление пилотов гражданской авиации на современных типах воздушных судов

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда им. академика Н.Ф. Измерова», пр-т Буденного, 31, Москва, Россия, 105275

Проведено комплексное физиолого-гигиеническое исследование по оценке напряженности труда у членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполняющих полеты на современных типах самолетов и вертолетов (по состоянию на 2018 год). Результаты анкетирования 226 пилотов свидетельствуют о высоких уровнях напряженности труда пилотов, которые превышают в несколько раз (до 7,5 раз). Ключевые слова: напряженность труда; сенсорные нагрузки; анкетирование; пилоты

Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology — 2019; 59 (9)

Для цитирования: Зибарев Е.В., Иммель О.В., Никонова С.М. Напряженность труда и утомление пилотов гражданской авиации на современных типах воздушных судов. Мед. труда и пром. экол. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-630-631

Для корреспонденции: Зибарев Евгений Владимирович, E-mail: zibarevevgeny@gmail.com Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Zibarev E.V., Immel O.V., Nikonova S.M.

Labor intensity and fatigue of civil aviation pilots on modern types of aircraft

Izmerov Research Institute of Occupational Health, 31, Budennogo Ave., Moscow, Russia, 105275

A comprehensive physiological and hygienic study was conducted to assess the intensity of work among members of flight crews of civil aviation aircraft flying on modern types of aircraft and helicopters (as of 2018). The results of the survey of 226 pilots indicate high levels of labor intensity of pilots, which exceed several times (up to 7.5 times).

Keywords: intensity of work; the sensory training; survey; pilots

For citation: Zibarev E.V., Immel O.V., Nikonova S.M. Labor intensity and fatigue of civil aviation pilots on modern types of aircraft. Med. truda iprom. ekol. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-630-631 For correspondence: Evgeniy V. Zibarev, E-mail: zibarevevgeny@gmail.com Funding. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Цель исследования — оценка показателей напряженности труда у членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (ВС ГА) при выполнении ими штатных рабочих операций в условиях Тренажерного центра на комплексных тренажерах.

Материалы и методы. Методы оценки напряженности труда в соответствии с Р 2.2.2006-05 и приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. №33н; хронометражные наблюдения; пошаговый анализ Руководства по летной эксплуатации ВС ( РЛЭ); алгоритмический метод анализа действий членов экипажа ВС на всех этапах полета (на примере вертолета МИ-8 и самолета Boing 737-800); метод айтрекинга, исследование ССС; анкетирование. Среднее время полета составило 245+19 мин.

Результаты. По результатам анализа сенсорных нагрузок за полетную смену установлено, что у пилотов Boing-737-800 длительность сосредоточенного наблюдения составляет 90%, от времени, плотность сигналов и сообщений — 2262 за 1 час. Число объектов одновременного наблюдения — 36, наблюдение за экранами видеотерминалов — 4,5 часа, нагрузка на слуховой анализатор — 90%, нагрузка на голосовой анализатор — 16 часов в неделю. У пилотов МИ-8 установлены следующие значения этих же показателей, соответственно: 96%; 466 сигналов; 30 объектов; 4ч., 70%. Из 6 оцениваемых показателей нагрузок, по 3-4 из них выявлены сверхвысокие уровни, превышающие (до 7,5 раз) максимальные значения и соответствуют классу 3.2. Результаты являются основанием для пересмотра критериев установления класса условий труда по отдельным показателям сенсорных нагрузок у членов летных экипажей ВС ГА, дополнив их классом 3.3. В рамках данного исследования было дополнительно проведено анонимное анкетирование 226 пилотов. Анкета содержала 60 вопросов и включала как вопросы по самооценке напряженности труда, так и вопросы, отражающие риск развития утомления у пилотов ВС. Из числа опрошенных, 73% сообщили, что в течение полетного времени длительность сосредоточенного наблюдения за показаниями приборов составляет более 75% времени. На вопрос о среднем количестве сигналов и сообщений за 1 час полетной смены, 61% пилотов ответили, что их более 300. А 39% опрошенных отметили, что им приходится одновременно контролировать более

25 параметров полета в соответствии с РЛЭ. При этом у подавляющего большинства пилотов (89%), разборчивость слов составляет от 70 до 50%, при наличии постоянных помех. Более 96% опрошенных связывают профессию «пилот» с профессией высокого риска причинения непоправимых последствий для их здоровья и здоровья пассажиров. Процент времени пассивного наблюдения за ходом полета оказался не более 25%.

Анализируя вопросы, касающиеся утомления, установлено, что те, кто редко успевает отдохнуть между полетными сменами и количество пересекаемых часовых поясов более 4, наблюдается высокая вероятность прерывного сна или бессонницы, а также увеличивается количество ошибок в 2,5 раза по сравнению с теми, кто имеет возможность отдохнуть между полетами.

Выводы. Ввиду громоздкости и общей нереализуемости существующих подходов к оценке напряженности труда пилотов, необходимо разработать и внедрить в практику новые показатели и критерии оценки, основанные на физиологических реакциях организма, свидетельствующих об утомлении пилота, как основного человеческого фактора возникновения аварийных ситуаций и инцидентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новиков В.С, Ушаков И.Б. Сохранение работоспособности летного состава. Физиология летного труда. 1997; 244-65.

2. Пономаренко В.А., Лапа В.В., Лемещенко Н.А. Человеческий фактор и безопасность посадки. М.: Воениздат; 1993.

3. Р 2.2.2006-05 «Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

REFERENCES

1. Novikov V.S, Ushakov I.B. Maintaining the performance of the flight crew. Fiziologiya letnogo truda. 1997; 244-65.

2. Ponomarenko V.A., Lapa VV., Lemeschenko N.A. Human factor and safety of landing. M.: Voenizdat; 1993.

3. P 2.2.2006-05 «Occupational Health. Guidelines for the hygienic assessment of the working environment and labor process. Criteria and classification of working conditions».

Медицина труда и промышленная экология — 2019; 59 (9)

DOI: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-632-633 УДК 613.62

Зубов А.С., Постникова Л.В., Ковалева А.С.

Особенности течения хронической обструктивной болезни легких у работника алюминиевой промышленности (клинический случай)

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда им. академика Н.Ф. Измерова», пр-т Буденного, 31, Москва, Россия, 105275

У пациента, ежегодно проходящего медосмотр, до настоящего времени работающего во вредных условиях, диагностирована профессиональная хроническая обструктивная болезнь легких, смешанный фенотип, тяжелое течение, что свидетельствует о недостаточном наблюдении соответствующих групп работников у специалистов по месту работы. Ключевые слова: профессиональная хроническая обструктивная болезнь легких; слабофиброгенная пыль; лучевая диагностика

Для цитирования: Зубов А.С., Постникова Л.В., Ковалева А.С. Особенности течения хронической обструктивной

болезни легких у работника алюминиевой промышленности (клинический случай). Мед. труда и пром. экол. 2019; 59

(9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-632-633

Для корреспонденции: Зубов Александр, E-mail: alex_zuboff@mail.ru

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Zubov A.S., Postnikova L.V., Kovaleva A.S.

Features of the course of chronic obstructive pulmonary disease in the aluminum industry (clinical

case)

Izmerov Research Institute of Occupational Health, 31, Budennogo Ave., Moscow, Russia, 105275

The patient, who annually passes medical examination, who is currently working in harmful conditions, was diagnosed with occupational chronic obstructive pulmonary disease, mixed phenotype, severe course, which indicates insufficient observation of the relevant groups of workers by specialists at the workplace.

Keywords: occupational chronic obstructive pulmonary disease; weakly fibrogenic dust; radiation diagnosis For citation: Zubov A.S., Postnikova L.V., Kovaleva A.S. Features of the course of chronic obstructive pulmonary disease in the aluminum industry (clinical case). Med. truda iprom. ekol. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-632-633 For correspondence: Aleksandr S. Zubov, E-mail: alex_zuboff@mail.ru Funding. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Введение. Профессиональная хроническая обструктивная болезнь легких (ПХОБЛ) — заболевание, характеризующее частично необратимым ограничением воздушного потока, феноменом «воздушных ловушек» и формированием эмфиземы, которые имеют неуклонно прогрессирующий характер и вызваны аномальной воспалительной реакцией легочной ткани на раздражение патогенными частицами и газами производственной среды. Развивается ПХОБЛ при длительном (10-15 лет) контакте с производственным фактором риска.

Материалы и методы. Пациент Н., 54 года, поступил в клинику ФГБНУ «НИИ МТ» впервые с жалобами на одышку при физической нагрузке, периодический сухой кашель, приступы затрудненного дыхания при вдыхании резких запахов. В течение 20 лет работает машинистом крана в условиях воздействия вредных производственных факторов (кальция оксид, известняк в концентрациях, незначительно превышающих предельно допустимые концентрации). Не курит. В 2008 г. перенес двустороннюю пневмонию, после чего отметил появление одышки. В последующем диагностирован хронический бронхит. До настоящего времени комплексно не обследовался, в поликлинику по поводу обострений бронхита не обращался, ежегодно проводился периодический медицинский осмотр.

При обследовании в клиническом и биохимическом анализах крови значимых изменений показателей не выявлено (содержание альфа-1-антитрипсина — в пределах нормы). При функциональном исследовании выявлены

нарушения вентиляционной способности легких по смешанному типу с преобладанием обструктивных нарушений крайне-тяжелой степени тяжести, бронходилатационный тест — парадоксальная реакция; бодиплетизмография — нарушения легочной вентиляции по обструктивному типу, резко выраженные обструктивные нарушения, генерализованное снижение скорости форсированного выдоха, экспираторный коллапс; увеличено сопротивление дыхательных путей (преимущественно на выдохе); жизненная емкость легких снижена до 62% долж., увеличение функциональной остаточной емкости легких и общей емкости легких, увеличение остаточного объема легких и его доли в структуре общей емкости легких. Нарушений диффузной способности легких не выявлено. Картина выраженной диффузной двусторонней деформирующей атрофии слизистой бронхов при проведении фибробронхоскопии.

Отдельного внимания заслуживают результаты лучевого обследования, где выявлены выраженные изменения. При проведении рентгенографии органов грудной клетки выявлено диффузное усиление легочного рисунка за счет смешанного компонента в верхних и средних отделах, в нижних — легочный рисунок не прослеживается; при компьютерной томографии органов грудной клетки определяется повышение воздушности легочной ткани преимущественно в средних и нижних отделах обоих легких в виде смешанной эмфиземы: в 83 и язычковых сегментах в виде центрилобулярной и парасептальной эмфиземы с частичным сохранением легочной паренхимы и в нижних

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.