Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ У ПИЛОТОВ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ КРУГОСВЕТНОГО ОКЕАНИЧЕСКОГО ПЕРЕЛЕТА'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ У ПИЛОТОВ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ КРУГОСВЕТНОГО ОКЕАНИЧЕСКОГО ПЕРЕЛЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / ПИЛОТЫ / АДАПТАЦИЯ / АРКТИКА / КРУГОСВЕТНЫЙ ПЕРЕЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сериков В.В., Атьков О.Ю., Рубцов Михаил Юрьевич

Обследование основных психофизиологических параметров пилотов до и после кругосветного океанического перелета вокруг Северного полюса над Северному Ледовитому океану показало развитие утомления и общего психоэмоционального напряжения, что свидетельствует о некотором снижении адаптивности, но не является критическим для ограничения выполнения профессиональных обязанностей после отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сериков В.В., Атьков О.Ю., Рубцов Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL EFFECTS IN PILOTS FROM THE EFFECTS OF ROUND-THE-WORLD OCEAN FLIGHT

The survey of the main psychophysiological parameters of pilots before and after the round-the-world oceanic flight around the North pole over the Arctic ocean showed the development of fatigue and General psycho-emotional stress, which indicates some decrease in adaptability, but is not critical to limit the performance of professional duties after rest.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ У ПИЛОТОВ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ КРУГОСВЕТНОГО ОКЕАНИЧЕСКОГО ПЕРЕЛЕТА»

Медицина труда и промышленная экология — 2019; 59 (9)

иных опухолей под влиянием конкретных канцерогенных факторов в условиях производства затрудняет принятие экспертного решения.

Отсутствие утвержденного алгоритма проведения экспертизы связи злокачественных новообразований с профессией. Шаткость экспертных позиций проблематично адекватно аргументировать тогда, когда то или иное экспертное решение о связи заболевания с условиями труда оспаривается в судебном порядке.

Отсутствие утвержденного регламента, позволяющего оценить уровень экспозиционной нагрузки канцерогенами на рабочем месте. Существующим «Руководством по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (Р 2.1.10.1920-04) регламентирована оценка канцерогенного риска для населения. Попытки оценить экспозиционную канцерогенную нагрузку в условиях рабочей среды носят характер отдельных публикаций.

Оценка условий труда при работе с канцерогенными агентами, основанная на оценке ПДК. Допустимые условия труда при содержании канцерогенов в воздухе рабочей зоны на уровне среднесменных ПДК для большей части химических канцерогенов не обеспечивают приемлемый уровень профессионального канцерогенного риска.

Несоответствие данных отечественных клинических рекомендаций [3] современным сведениям о доказанности развития злокачественных новообразований под влиянием различных канцерогенных агентов. При условии адекватно собранного анамнеза подозрение о профессиональном характере заболевания у пациента может возникнуть у он-

колога. Однако сведения о профессиональных факторах, способных спровоцировать заболевание, содержащиеся в разделах ныне действующих клинических рекомендаций либо отсутствуют, либо не соответствуют данным, регулярно публикуемым Международным агентством по изучению рака.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2017 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 2018.

2. Ильницкий А.П., Соленова Л.Г. Актуальные вопросы профессионального рака в России. Мед. труда и пром. экол. 2017; 3: 1-5.

3. Рубрикатор Клинических рекомендаций Минздрава России. http://cr.rosminzdrav.ru/#!/rubricator/adults.

REFERENCES

1. On the state of sanitary and epidemiological welfare of the population in the Russian Federation in 2017: State report. Moscow: Federal service for supervision of consumer rights protection and human welfare; 2018.

2. Il'nitskii A.P., Solenova L.G. Topical problems of occupational cancer in Russia. Med. truda i prom. ekol. 2017; 3: 1-5.

3. Rubricator of Clinical recommendations of the Ministry of Health of Russian Federation. http://cr.rosminzdrav.ru/#!/rubri-cator/adults.

DOI: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-750-751 УДК 613.69;159.91

Сериков В.В.1, Атьков О.Ю.2, Рубцов М.Ю.1

Психофизиологические эффекты у пилотов от воздействия кругосветного океанического перелета

1ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда им. академика Н.Ф. Измерова», пр-т Буденного, 31, Москва, Россия, 105275;

2ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного медицинского образования» Минздрава России, ул. Баррикадная, 2/1, Москва, Россия, 125993

Обследование основных психофизиологических параметров пилотов до и после кругосветного океанического перелета вокруг Северного полюса над Северному Ледовитому океану показало развитие утомления и общего психоэмоционального напряжения, что свидетельствует о некотором снижении адаптивности, но не является критическим для ограничения выполнения профессиональных обязанностей после отдыха. Ключевые слова: психофизиология; пилоты; адаптация; Арктика; кругосветный перелет

Для цитирования: Сериков В.В., Атьков О.Ю., Рубцов М.Ю. Психофизиологические эффекты у пилотов от воздействия кругосветного океанического перелета. Мед. труда и пром. экол. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-750-751 Для корреспонденции: Рубцов Михаил Юрьевич, E-mail: rubtsov71@list.ru Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Serikov VV.1, At'kov O.Yu.2, Rubtsov M.Y.1

Psychophysiological effects in pilots from the effects of round-the-world ocean flight

1Izmerov Research Institute of Occupational Health, 31, Budennogo Ave., Moscow, Russia, 105275; 2Russian Medical Academy of Continuing Medical Education, Barrikadnaya str., 2/1, Moscow, Russia, 125993

The survey of the main psychophysiological parameters of pilots before and after the round-the-world oceanic flight around the North pole over the Arctic ocean showed the development of fatigue and General psycho-emotional stress, which indicates some decrease in adaptability, but is not critical to limit the performance of professional duties after rest.

Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology — 2019; 59 (9)

Keywords: psychophysiology; pilots; adaptation; Arctic; round-the-world flight

For citation: Serikov VV., At'kov O.Yu., Rubtsov M.Y. Psychophysiological effects in pilots from the effects of round-the-world ocean flight. Med. truda iprom ekol. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-750-751 For correspondence: Mikhail Y. Rubtsov, E-mail: rubtsov71@list.ru Funding. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Введение. С целью определения адаптационных возможностей организма, способствующих выполнению полетов в Арктической зоне, оценены отдельные психофизиологические параметры состояния пилотов до и после кругосветного океанического перелета вокруг Северного полюса над Северному Ледовитому океану.

Материалы и методы. Обследованы 6 человек, мужчины, возраст 39-69 лет. Психофизиологический статус оценивался по: экспресс-пробе функционального состояния; опроснику самочувствия, активности, настроения; сложной двигательной реакции; склонности к риску; устойчивости внимания и динамики работоспособно сти; оценке чувства времени; эмоциональной устойчивости; корректурной пробе; уровню субъективного контроля.

Результаты. После завершения полета отмечено статистически достоверное снижение значений параметров самочувствия и активности при значительном увеличении вплоть до максимальных пределов показателя настроения (р<0,001), что может отражать как удовлетворение результатами перелета, так и субъективное снижение уровня функционального состояния психофизиологических функций в результате высокой степени психоэмоциональных нагрузок как следствия напряженности перелета.

Уровень склонности к риску снизился, возможно, вследствие запуска рефлексивных процессов, которые приводили к переоценке системы ценностей и когнитивных моделей.

Результаты оценки характера выполнения сложной сенсомоторной реакции показали снижение уровня функционального состояния центральной нервной системы, по-видимому, также вследствие хронического напряжения и перенапряжения, и развивающегося вследствие этого общего утомления, выступая, таким образом, в качестве предиктора снижения надежности деятельности.

Отмечено снижение потенциала устойчивости внимания (р<0,0001), что указывает на естественное утомление и сдвиги в системе адаптивности летчиков после перелета. Также выявлено снижение уровня эмоциональной устойчивости у летчиков после длительного перелета, что ука-

зывает на нестабильное эмоциональное состояние в конце длительного перелета и подтверждается данными других исследователей [1-3].

Заключение. Проведенное исследование указывает на высокие адаптационные возможности организма пилотов в условиях экстремальных нагрузок в Арктическом регионе, в том числе при выполнении длительных полетов с многократной сменой часовых поясов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апчел В.Я., Загородников Г.Г., Загородников Г.Н., Горич-ный В.А. Влияние первичной заболеваемости на психофизиологическую адаптацию летного состава в условиях Крайнего Севера. Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2018; 61 (1): 38-43.

2. Загородников Г.Г., Боченков А.А. Оценка уровня функционального состояния организма в период адаптации летчиков и штурманов в условиях Крайнего Севера. www.medline.ru. Российский биомедицинский журнал. 2011; 12: 1381-93.

3. Сечко А.В. Причины профессионального выгорания у летного состава ВВС в современных условиях. Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. М-алы научно-практ. конф. М.; АНО УМО «Инсайт»; 2005: 369-71.

REFERENCES

1. Apchel V.Ya, Zagorodnikov G.G., Zagorodnikov G.N., Gorichny V.A. Influence of primary disease on the psychophysiological adaptation pilots in the far North. Vestnik Rossiiskoi Voenno-meditsinskoi akademii. 2018; 61 (1): 38-43.

2. Zagorodnikov G.G., Bochenkov A.A. Assessment of the level of the functional state of the organism during the adaptation of pilots and navigators in the Far North. www.medline.ru. Rossiiskii biomeditsinskii zhurnal. 2011; 12: 1381-93.

3. Sechko A.V. Causes of professional burnout in the air force flight crew in modern conditions. Applied psychology as a resource of social and economic development of modern Russia. Materials of scientific and practical conference. M.; ANO UMO «Insait»; 2005: 369-71.

001: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-751-752

УДК 613.6: 622-057.2

Сетко Н.П., Горохова Т.В., Бейлина Е.Б.

Особенности адаптационных реакций организма рабочих, занятых на подземных работах горнодобывающего производства

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, ул. Советская, 6, Оренбург, Россия, 460000

Установлено, что у 82,1% работников, занятых на подземных работах в горнодобывающем производстве с высоким и очень высоким уровнем индивидуального профессионального риска, отмечено выраженное ухудшение функционирования центральной, вегетативной нервной и сердечно-сосудистой систем.

Ключевые слова: подземное производство; горнодобывающая промышленность; функционирование профессионально значимых систем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.