ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ КУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ Голубева Ольга Владиславовна, к.п.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Булганина Анастасия Евгеньевна, студент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В статье показаны результаты опроса, проведенного в мае 2020 года среди жителей Нижнего Новгорода. Цель исследования - анализ спроса на образовательные развивающие курсы для детей. Показаны важные факторы выбора детских образовательных центров, предпочтения по видам образовательных курсов, частоте их посещения детьми, приемлемая стоимость обучения и актуальность дополнительных индивидуальных занятий, уровень удовлетворенности образованием.
Ключевые слова: опрос, образовательные центры, обучение, образование.
Введение. Рынок образовательных услуг для детей представлен разнообразными курсами и образовательными программами. Реализуют услуги образовательные центры различных форм собственности. С целью исследования спроса на образовательные развивающие курсы для детей проведен опрос жителей Нижнего Новгорода в мае 2020 года. Для составления анкеты и проведения исследования был использован бесплатный сервис Google Forms. Анкета была разработана для определения интереса населения к курсам по дошкольному образованию детей. Задачи исследования:
- определить наиболее востребованные респондентами формы обучения детей по образовательной программе;
- провести анализ рынка организаций, предлагающих образовательные услуги для дошкольников в г. Нижнем Новгороде;
- установить наиболее важные для опрашиваемых факторы, которые влияют на выбор развивающих курсов;
- предположить мероприятия, которые повысят эффективность работы детских образовательных центров.
Методика исследований. В опросе приняли участие 41 человек, 58,5% из которых являются работающими гражданами и 41,5% не работающими (рис. 1). Распределение респондентов по полу и возрасту представлено на рис. 2 и рис. 3. В опросе приняли участие преимущественно женщины (73,2%) в возрасте 30-39 лет (50%) и младше (29,3%). Большинство респондентов имеют высшее образование (рис. 4) и средний уровень дохода от 25000 до 45000 рублей в месяц (рис. 5).
| Работающий[ая) Временно не работающий(ая) Епаделец собственного бизнеса | Домохозяйка | Госслужащий
Рисунок 1 - Род занятий респондентов
# Мужчина Ф Женщина
. I
Рисунок 2 - Характеристика респондентов по полу
• 20-2Э лет
# 30-39 лет
• 40-49 лет
# 50 лет и старше
Рисунок 3 - Характеристика респондентов по возрасту
Ф Высшее неоконченное Ф Высшее образование Среднее специальное
Рисунок 4 - Уровень образования респондентов
• до 15000
• 15000-25000
• 25000-35000
• 35000-45000
• 45000 и выше
Рисунок 5 - Уровень дохода респондентов (руб./мес.)
У половины респондентов есть один ребенок (51,2%), чуть меньшее число опрашиваемых имеет двух детей (41,5%), три и более (7,3%) (рис. 6).
1 ребёнок
2 ребёнка
3 ребёнка и больше
Рисунок 6 - Число детей в семье респондентов
Результаты и их обсуждение. В ходе опроса выявлено, несмотря на занятость, 22% респондентов занимаются с детьми по образовательным дошкольным развивающим программам каждый день, 34% раз в два дня, 32% раз в три дня (рис. 7). Лишь 5 респондентов занимаются с детьми крайне редко. При данных обстоятельствах 37% опрашиваемых прибегают к помощи обучающих онлайн курсов (рис. 8).
каяздый день раз в 2 дня раз в 3 дня раз в неделю по возможности
Рисунок 7 - Регулярность занятий респондентов со своими детьми
63,4%
/
к Г
Да Нег
Рисунок 8 - Актуальность обучающих онлайн курсов для детей
Опрос показал, что наибольшим спросом среди респондентов пользуются такие курсы, как: математика (88%), пропись (78%), английский для малышей (71%), чтение и логопедия (63% и 66%) (рис. 9).
логопедия моторика чтение математика пропись
английский для малышей рисование лепка пение иореография спорт
-2 [4,9 %)
-5 (12,2 %)
—12(29,3%) 10(24.4%)
|—12(29,3%)
27 (65.9 %) 1—25(63.4%)
|- 36 (37, В % |- 32(7В%)
-29 (70.7 %}
0 10 20 30
Рисунок 9 - Спрос по видам образовательных курсов
40
Так же подавляющее большинство (92,7%) опрашиваемых удовлетворены ассортиментом образовательных развивающих курсов в Нижнем Новгороде (рис. 10). При появлении новых интересующих респондентов курсов, 78% опрашиваемых готовы приобрести их по стоимости от 1000 до 3000 рублей (рис. 11).
Да, курсов достаточно много Нет хотелось бы разнообразия курсов (театральные, хореография, песочные и т.д.)
Рисунок 10 - Удовлетворенность перечнем предлагаемых курсов
ДО юоо
' от 1000 до 2000 от 2000 до 3000 | от 3000 и выше
Рисунок 11 - Оценка респондентами стоимости новых курсов
Большинство респондентов для обучения детей по дошкольной образовательной развивающей программе предпочитает посещать детские образовательные центры (90,2%), при наличии альтернативных вариантов (рис. 12). Опрос показал, что среди данных респондентов 56,1% посещают центры 1 раз в 2-3 дня, 17,1% - 1 раз в неделю и 24,4% по договоренности с педагогом (рис. 13). Около 58,5% опрашиваемых отдают детей на обучение дошкольным курсам с пяти лет, 39% с четырех лет (рис. 14). Нужно отметить, что половина респондентов ежемесячно в среднем тратит на об-
разование детей от 3000 до 5000 рублей, 19,5% тратят от 2000 до 3000 рублей и 24,4% опрашиваемых больше 5000 рублей (рис. 15).
Ф Индивидуальные занятия с педагогом
на дому Ф Самостоятельное обучение Ф Посещение детских образовательных центров
Рисунок 12 - Предпочтения в форме обучения детей респондентами
+ Каждым день Ф 1 раз в 2 дня 1 раз в 3 дня Ф 1 раз е неделю
+ По договорённости с преподавателем
17,1%
24,4%
^56,1%
к
1
Рисунок 13 - Частота посещения детьми респондентов дошкольных образовательных курсов со специалистами
Ф с 4х лет
• с 5ти лет
• с бти лет
• 3
58,5%
39%^^
Г
Рисунок 14 - Возраст детей респондентов при начале обучения
• до 1000
• 1000-2000
• 2000-3000
• 3000-5000 А 5000 и Еыше
Рисунок 15 - Оценка средних затрат на обучение детей (руб./мес.)
Анализируя уровень удовлетворенности нижегородцев образованием детей, 97,5% опрашиваемых оценили качество обучающих развивающих курсов и компетентность педагогов положительно: как отличное (70,7%) и
хорошее (26,8%), и лишь 2,5% оценили как среднее, что показано на рисунке 16.
г\
^70,7% Л
к Г
Отличное Хорошее Среднее
Неудовлетворительное
Рисунок 16 - Оценка качества обучающих курсов и компетентности педагогов центра
Выбирая центр для дошкольного обучения ребёнка, для большинства респондентов важны такие факторы, как: уровень квалификации педагогов (73,2%), результаты обучения у других детей (73,2%), качество курсов (70,7%) и приемлемость цен (66%). Наименее важным фактором оказалось наличие скидок и акций (39%), что видно из рисунка 17.
Так же на выбор 87,8% опрашиваемых влияет информация о месте расположения центра, на 75,6% информация с отзывами с интернет ресурсов и официальных сайтов, на выбор 73% опрашиваемых влияют рекомендации родных и друзей, и для 58% респондентов важна репутация детского образовательного центра (рис. 18). Исследование Интернет-сайтов центров, занимающихся дошкольным образованием детей, показало, что в последнее время многие из них предлагают своим потребителям индивидуальный формат обучения и онлайн курсы.
уровень квалификации педагогов
качество ооучающнх программ
доступные цены
наличие скидок и акции
результаты работы центра с детьми
30 (73,2%) 29 {70,7%)
27 {65.9 %)
16 {39 %)
30 (73,2%)
О 10 20 30
Рисунок 17 - Параметры выбора детского образовательного центра
место расположения
информация из интернет ресурсов [отзывы...
по рекомендациям родственников, друзей ...
по рекламе по репутации организации
— 36 {В7;8 %:
31 {75.6 %) 30 {73,2 %)
24 (5В,5 %)
Рисунок 18 - Источники информации о детских образовательных развивающих центрах
В анкете был задан вопрос об актуальности для респондентов индивидуальных дополнительных занятий с детьми, по результатам которого половина опрашиваемых 49% ответила, что иногда пользуется данной услугой, для 22% услуга очень важна (рис. 19).
ш 1
¥ / 22% '
1 46,8% /
1 29,3
Ф Нет реОёнку достаточно групповых занятий
А Иногда пользуемся данной услугой Да, для моего ребёнка это крайне необходимо
Рисунок 19 - Актуальность индивидуальных занятий в центрах
Опрос показал, что почти всех респондентов (95%) устраивают план обучения и временные рамки прохождения курсов детьми (рис. 20). По результатам обучения детей в дошкольных образовательных развивающих центрах 97% родителей очень довольны их успехами (рис. 21).
Ф Да, моему ребёнку достаточно
установленного времени для полного обучения курсу Ф Нет реВёнок не успевает осваивать учебную программу
Рисунок 20 - Лояльность респондентов к плану обучения и временным
рамкам прохождения курсов
9 Да, ребёнок прекрасно освоил курсы Ф Нет полученных знаний не достаточно
Рисунок 21 - Результаты обучения детей на курсах
Основные выводы. Таким образом, в ходе исследования выявлен спрос на образовательные развивающие курсы для детей. Детским образовательным центрам важно расширять ассортимент образовательных программ по различной тематике и формам обучения детей.
Список литературы
1. Булганина С.В., Митрофанова И. А., Дасина О.В., Трофимова Ю.С. Совместное проектирование творческой деятельности с детьми дошкольного возраста // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 3 (28). С. 141.
2. Булганина С.В., Лебедева Т.Е. Выбор ключевых преимуществ языковых центров на основе исследований предпочтений потребителей // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 10-3. С. 453-457.
3. Булганина С.В., Сергеева А. А., Зубова А. Д., Большакова Ю.С. Оценка требований потребителей детского образовательного центра // Глобальный научный потенциал. 2019. № 2 (95). С. 104-107.
4. Бездетко К.А., Титова Т.А., Булганина А.Е., Хижная А.В., Булганина С.В. Направления совершенствования системы дополнительного образования детей // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 6 (40). С. 510.
5. Попова А.С., Булганина С.В. Роль и значение логопедических центров в развитии детей // В сборнике: Инновационные технологии управления. Сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 307-309.
6. Шкунова А.А., Плешанов К.А. Интернет-технологии в организации информационного пространства: практика и перспективы // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 29.
7. Голубева О.В., Лебедева Т.Е., Толстенева А.А. Социокультурная практика: опыт апробации и направления развития сетевого взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 416.
8. Голубева О.В., Марфина Е.А., Седова М.Ю. Проектная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 115-118.
9. Егоров Е.Е., Анисенко А.В., Бурлакова Ю.В., Быкова Н.С. Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению // Мир науки. 2016. Т. 4. № 4. С. 12.
10. Толстенева А.А., Смирнова Ж.В., Гурьянычева Е.Н. Модель управления самостоятельной работой обучающихся: результаты апробации // Вестник Мининского университета. 2016. № 4 (17). С. 20.
11. Челнокова Е.А., Сулимова И. Д., Григорян Н.М. Принципы модульного обучения // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 4 (42). С. 151-156.
12. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории/ Бы-ланова С.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 4-7
13. Всероссийская олимпиада как форма апробации научных исследований/ Молова О.И.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 8-13
14. Дополнительное образование как средство профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних/ Муромов В. А.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.14-16
15. Ориентация на активные методы овладения знаниями/ Мутешко Н.С.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 17-19
16. И / Павленчекова Л.А.// Образование и проблемы развития общества. 2017спользование информационно-коммуникационных технологий в современном обучении иностранному языку, № 1 (3). стр.20-23
17. Модели инновационного обучения, необходимых для решения практических проблем/ Покрамова О.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.24-27
18. Bases of formation of linguoculturological competence/ Yakhshieva Z.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.4-9
19. Наука в квадрате: новому времени - новые открытия!/ Вориводина М.В., Федорова С.Н.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.9-14
20. Геймификация как средство повышения эффективности онлайн-курсов/ Гаври-лова И.В.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.14-23
21. Лингвокультурологический анализ концепта "тополь" на материале рассказа то-лена абдикова "кектерек" ("голубой тополь")/ Гакрама К.М.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.24-29
22. Роль и задачи геометрического моделирования в процессе подготовки инженерных кадров/ Жураев Т.Х.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.30-35
Golubeva Olga Vladislavovna, Ph.D., associate professor Bulganina Anastasia Evgenievna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia RESEARCH OF DEMAND FOR EDUCATIONAL DEVELOPMENT COURSES FOR CHILDREN
Abstract. The article shows the results of a survey conducted in May 2020 among residents of Nizhny Novgorod. The purpose of the study is to analyze the demand for educational development courses for children. The important factors in the choice of children's educational centers, preferences for the types of educational courses, the frequency of their attendance by children, the acceptable cost of education and the relevance of additional individual lessons, the level of satisfaction with education are shown. Key words: survey, educational centers, training, education.
СОЗНАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РАКУРСЕ1 Гревцева Гульсина Якуповна, д.пед.н., профессор, г. Челябинск, Челябинский государственный институт культуры,
[email protected] Ильина Ирина Викторовна, д.пед.н., профессор, Курский государственный университет, г.Курск, Россия [email protected]
Статья посвящена обучению сознательному чтению как средству гражданского воспитания. Подчёркивается необходимость исторического осмысления педагогической теории и практики в вопросе сопряжения современности и прошлого в школьном литературном круге чтения.
Ключевые слова: гражданское воспитание, сознательное чтение, исто-рико-педагогический опыт.
Введение. Тезис о воспитательном воздействии художественной литературы на сознание формирующейся личности не нов и не подвергается сомнению. Также общим местом стало и утверждение о серьёзной проблеме современного образования - отсутствии интереса к чтению и низкой читательской активности молодёжи. Национальная политика государства в этом направлении опирается на глубоко и всесторонне проработанную Программу поддержки чтения [2]. Широкий комплекс мер всех заинтересованных общественных институтов призван стимулировать интерес к чтению у детей и юношества, повысить функциональную грамотность как умение осознавать и применять прочитанное, вернуть литературе роль на-