Научная статья на тему 'Социологическое исследование студентов: оценка возможности совмещения работы с обучением'

Социологическое исследование студентов: оценка возможности совмещения работы с обучением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2015
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / СТУДЕНТЫ / РАБОТА / ОБУЧЕНИЕ / SURVEY / STUDENTS / WORK / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстенева Александра Александровна, Булганина Анастасия Евгеньевна

В статье показаны результаты опроса, проведенного в декабре 2019 года среди 180 студентов Мининского университета. Цель исследования возможность совмещения работы с обучением посредством электронных образовательных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толстенева Александра Александровна, Булганина Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL RESEARCH OF STUDENTS: ASSESSMENT OF OPPORTUNITY TO COMBINE WORK WITH TRAINING

The article shows the results of a survey conducted in December 2019 among 180 students of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The purpose of the study is the possibility of combining work with training through electronic educational courses.

Текст научной работы на тему «Социологическое исследование студентов: оценка возможности совмещения работы с обучением»

УДК 316

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТУДЕНТОВ: ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ СОВМЕЩЕНИЯ РАБОТЫ С

ОБУЧЕНИЕМ Толстенева Александра Александровна, д.п.н., профессор (e-mail: tolstenev25@yandex.ru) Булганина Анастасия Евгеньевна, студент (e-mail: bulganina555@mail.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия

В статье показаны результаты опроса, проведенного в декабре 2019 года среди 180 студентов Мининского университета. Цель исследования -возможность совмещения работы с обучением посредством электронных образовательных курсов.

Ключевые слова: социологический опрос, студенты, работа, обучение.

В настоящее время многие студенты стремятся совмещать образование с работой. Трудовое законодательство РФ это не запрещает (статья 59 ТК РФ), в том числе по очной форме обучения. В соответствии с положением об индивидуальном графике обучения в Мининском университете обучающиеся имеют право совмещать работу с учебой начиная со второго курса, при успешном освоении образовательной программы. Электронные образовательные ресурсы позволяют студентам выполнять учебные задания дистанционно. В НГПУ им. К. Минина внедрен проект ЭИОС с возможностью реализации обучения посредством LMS Moodle.

Проведенное социологическое исследование студентов Мининского университета в декабре 2019 года с помощью Google-формы, дало возможность оценить возможность совмещения работы с обучением студентов бакалавров и специалистов НГПУ им. К. Минина. Выборка составила 180 человек, студентов-очников 1-5 курсов обучения (пропорционально женского и мужского пола). Так, выяснилось, что большинство студентов стремятся найти работу, обучаясь в вузе - 40,6% постоянную с удобным графиком работы (с таким, чтобы не пропускать аудиторные занятия - лекции и практики), 34,4% - разовую, 17,2% постоянную не зависимо от графика, т.к. есть электронное обучение, можно получить индивидуальный график сдачи сессии, и только 23,3% обучаясь на очной форме не ищут вариантов трудоустройства (рис. 1).

31 (17.2 %>

62 (34,4%)

73 (40.6 %)

-7 (3.9 %)

0 10 20 30 40 50 60 70

Рис. 1 - Стремление студентов найти работу во время обучения в вузе

Опрос показал, что введение вузом электронного обучения помогает совмещать работу и учебу, по десятибалльной системе студенты оценили в среднем на 6,53 баллов (рис. 2). При этом большинство студентов (60%) уделяет самостоятельной работе в ЬМБ МооШе 2-4 часа в неделю, 22,2% -5 и более часов и 17,8% - тратят менее 1 часа своего времени в неделю на выполнение заданий, чтение лекций и тестирования (рис. 3).

29 (16.1 (

30

20

10

10 [5.6 %)

0

123456789 10

Рис. 2 - Оценка возможности совмещения работы и учебы с введением вариантов дистанционного обучения студентов посредством ЬМБ Моос11е

Ф до 1 часа # 2-4 часа

5 н более часов

Рис. 3 - Количество времени, которое студенты уделяют самостоятельной работе

Половина студентов считает (52,2%), что использование электронных курсов необходимо по всем дисциплинам, 17,2% затруднились ответить на данный вопрос и 30,6% ответили отрицательно (рис. 4 ).

Да Нет

Затрудняюсь ответить

I

Рис. 4 - Оценка необходимости электронных курсов по всем изучаемым

дисциплинам студентам

Студенты выполняют в среде электронного курса следующие виды деятельности, показанные в таблице 1.

Таблица 1 - Наполнение электронного курса

Наполнение электронного курса Количество ответов, %

изучал(а) лекционные материалы 62,2

изучал(а) дополнительные материалы 31,1

сдавал(а) индивидуальные домашние задания 70,6

участвовал(а) в дискуссии на форуме/в чате 11,7

участвовал(а) в выполнении совместного/группового за- 28,3

дания

комментировал(а) / оценивал(а) работы одногруппников 6,1

проходил(а) тесты по изучаемому курсу 89,4

принимал(а) участие в опросах 64,4

взаимодействовал(а) с преподавателем - чат, сообщения, форум 25,0

Около 58,9% респондентов считают, что электронное обучение позволяет лучше подготовиться к экзамену/зачету по дисциплине, 26,7% затруднились ответить на данный вопрос и 14,4% считают, что нет (рис. 5).

9

Да Нет

Затрудняюсь ответить

Рис. 5 - Оценка возможности подготовится лучше к экзаменам и зачетам

посредством электронных курсов

Студенты при электронном обучении в ЬМБ МооШе сталкивались со следующими трудностями, указанными в таблице 2.

Таблица 2 - Трудности электронного обучения с позиции студентов

Трудности электронного обучения Количество ответов, %

фиксированные сроки выполнения тестов, заданий 56,7

слишком полно прописаны требования для выполнения 15,0

заданий, нужно конкретнее и четче

чтобы набрать 55 балов нужно выполнить много разных 42,8

заданий (задания оцениваются неравномерно по разным курсам)

слишком много заданий для выполнения заданий (не учи- 20,0

тывается трудоемкость дисциплины)

прописана только структура заданий 10,6

непонимание критериев оценки разного вида работ 21,1

технические проблемы при работе в электронной среде (отсутствие доступа на сайт, сбой работы сайта, ошибка 50,6

авторизации и т.д.)

недостаток времени на работу в шооШе 25,0

проблемы доступа к Интернету 27,2

не адаптирована работа с планшета, смартфона 23,3

нет четкого деления заданий на обязательные и дополни- 23,3

тельные

слишком много тестов для прохождения 11,1

результаты итоговых тестов не отражаются в оценках 11,1

часть заданий скрыто и открываются по мере изучения 23,9

темы

лекции с контрольными (тестовыми) вопросами невоз- 25,0

можно открыть снова

не удобная работа с ресурсом (если кто-то выполня- 11,1

ет задание, то войти не возможно)

Нужно отметить, что 56,1% студентов считает, что электронное обучение сокращает время, затрачиваемое на выполнение заданий и тестирование, 32,8% - ответили не всегда и 11,1% - нет.

Выявляя какие причины являются движущими факторами совмещения работы и учебы студентом получено, что в первую очередь получить практические навыки по будущей профессии и заработать деньги (таблица 3).

Таблица 3 - Факторы, способствующие совмещению работы и учебы студентами

Факторы, способствующие совмещению работы и учебы студентами Количество ответов, %

получить практические навыки по будущей профессии 61,1

получить практические навыки в смежных отраслях 34,4

попробовать различные профессии, чтобы понять, что больше подходит именно мне 41,7

зарабатывать деньги на жизнь 73,9

зарабатывать деньги для оплаты обучения и повышения квалификации 31,7

есть свободное время, поэтому иду работать 16,1

хочется выстраивать продвижение по карьерной лестнице 25,0

хочется общения с новыми знакомыми (круг по интересам) 25,6

приобрести опыт, чтобы открыть свое дело 42,2

быть конкурентоспособным на рынке труда 26,7

хочу трудоустроиться в преуспевающую кампанию 23,9

К причинам, которые сдерживают совмещения работы и учебы студентами можно отнести не хватку времени на работу и возможное снижение качества обучения, что показано в таблице 4.

Таблица 4 - Факторы, сдерживающие совмещение работы и учебы студентами

Факторы, сдерживающие совмещение работы и учебы студентами Количество ответов, %

не хватает времени на работу (все уходит на занятия по учебе и реализации хобби) 67,2

работа отвлекает от учебы, нужно сосредоточиться на освоении учебного плана 47,2

повышенная нагрузка на здоровье (психофизическое состояние) 27,2

нет времени на учебу, если работаешь, снижается качество обучения, появляются "хвосты" в сессии, 56,7

не хочу работать, родители (родственники) обеспечивают 3,3

всему свое время, работа после получения диплома 12,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Половина студентов (55%) положительно относится к интеграции вуза и предприятий / организаций, 43,9% - нейтрально, лишь малая часть -отрицательно (рис. 7). Около 46,7% интересно выполнение научно-исследовательских и проектных работ по заданию предприятий / организаций, 41,7% затруднились ответить на данный вопрос и лишь 11,7% это не интересует (рис. 8).

Ф положительно Ф нейтрально Ф отрицательно

Рис. 7 - Отношение студентов к интеграции вуза и предприятий / организаций

Рис. 8 - Желание студентов выполнять НИР и проекты по заданиям предприятий

Таким образом, проведенное социологическое исследование подтвердило желание студентов очной формы обучения совмещать работу с обучением в вузе. Введение электронных курсов на базе ЬМБ МооШе позволяет это делать. Половине опрошенных студентам необходимы электронные курсы по всем дисциплинам, которые давали бы возможность выполнять задания и учебные проекты дистанционно. Большая доля респондентов положительно относится к совмещению учебы в вузе и работы. Стремятся во время обучения получить практические навыки, связанные с будущей профессией или смежных областях, приобрести опыт работы.

Список литературы:

1. Авдонина Д.С., Бочкарева Ю.В., Голубева О.В. Отношение общества к онлайн-обучению // В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина. 2016. С. 147-150.

2. Благодинова В.В., Винник В.К., Толстенева А.А. Модульная объектно-ориентированная учебная среда как средство организации самостоятельной работы студентов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. №№ 5-

3. Булганина С.В., Гончарова Н.В. Исследование факторов позиционирования нижегородских вузов экономико-управленческого профиля на рынке образовательных услуг // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2007. № 21. С.

Ф Да Ф Нет

Ф Затрудняюсь ответить

2. С. 28-32.

165-171.

4. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Урбанова А.М. Исследование практики применения методов маркетинговых коммуникаций вуза при привлечении абитуриентов // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 2.

5. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Хозерова Т.П., Шкунова А.А. Преимущества и возможности использования дистанционных технологий средствами среды МооШе в контексте смешанного обучения // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 166.

6. Булганина С.В., Прохорова М.П. Дополнительное профессиональное образование студентов: социологическое измерение // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 3-5.

7. Ваганова О.И., Хижная А.В. Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде шооШе // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 93-94.

8. Ваганова О.И., Хижная А.В., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Лунева Ю.Б. Сил-лабус как средство организации самостоятельной работы студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-5. С. 968-970.

9. Голубева О.В., Лебедева Т.Е., Толстенева А.А. Социокультурная практика: опыт апробации и направления развития сетевого взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 416.

10. Голубева О.В., Марфина Е.А., Седова М.Ю. Проектная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 115-118.

11. Голубева О.В., Потапова Е.А. Проектирование электронного учебно-методического комплекса и его применение на уроках технологии // В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 8-12.

12. Голубева О.В., Прохорова О.Н. Методическое сопровождение учебной деятельности будущего учителя технологии средствами ИКТ // В сборнике: Современное технологическое образование: проблемы и решения Сборник научных статей Международной научно-практической интернет-конференции. Ответственные редакторы Л.Н. Анисимова, С. С. Хапаева. 2019. С. 10-16.

13. Егоров Е.Е., Анисенко А.В., Бурлакова Ю.В., Быкова Н.С. Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению // Мир науки. 2016. Т. 4. № 4. С. 12.

14. Егоров Е.Е., Прохорова М.П. Инновационный потенциал образовательных стандартов ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент // Мир науки. 2016. Т. 4. № 1. С. 8.

15. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А. К вопросу о формировании лидерства // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 239-245.

16. Мухина М.В. Совершенствование процесса обучения специалистов сервисных направлений в НГПУ имени Козьмы Минина // В сборнике: Наука и образование: проблемы и перспективы Сборник статей Международной научно-практической конференции . Ответственный редактор: Сукиасян А. А.. 2014. С. 111-113.

17. Прохорова О.Н. Современные информационные технологии как условие организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза // Информатика и образование. 2010. № 2. С. 113-114.

18. Прохорова О.Н., Гущин А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта

"БЕ. Электронное обучение и электронная образовательная среда" // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 18.

19. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Обучающаяся среда шооё1е в организации тестового контроля знаний // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 182.

20. Толстенева А.А., Винник В.К., Терехина О.С., Кривенкова Е.Н., Куликов А.А. Организация самостоятельной работы студентов с использованием дистанционной системы шооё1е // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 37.

21. Толстенева А. А., Голубева О.В. Опыт реализации программ подготовки педагогических кадров в сетевой форме // В сборнике: Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 195-198.

22. Толстенева А.А., Смирнова Ж.В., Гурьянычева Е.Н. Модель управления самостоятельной работой обучающихся: результаты апробации // Вестник Мининского университета. 2016. № 4 (17). С. 20.

23. Хижная А.В., Гриценко Н.Е., Захаров С.В. Профессиональная подготовка студентов методами дистанционного обучения // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 97-99.

24. Челнокова Е.А., Григорян Н.М. Инновационные подходы к модернизации профессионального образования // Нижегородская наука. 2017. № 1 (1). С. 80-89.

25. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н. Условия эффективности самостоятельной работы студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-7. С. 192-198.

26. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н., Емельянова А.М. Социальный интеллект и ценностные ориентации студентов первых курсов экономических и педагогических специальностей вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 373-375.

27. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н., Калинкина К.В. Проектное обучение как эффективный метод приобретения опыта деятельности студентами // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 373-375

28. Челнокова Е.А., Сулимова И.Д., Григорян Н.М. Принципы модульного обучения // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 4 (42). С. 151-156.

29. Челнокова Е.А., Сулимова И.Д., Терехина А.Е. Самостоятельная работа студентов как основа образовательного процесса // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 1 (43). С. 143-148.

30. Челнокова Е.А., Терехина А.Е. Менеджер - профессиональный руководитель // В сборнике: Развитие современной науки: тенденции, проблемы, перспективы Сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 13-20.

31. Шевченко С.М., Лебедева Т.Е. Повышение качества подготовки специалиста // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 12. С. 30-31.

32. Шевченко С.М., Мухина М.В., Лебедева Т.Е., Каткова О.В. О реализации европейских тенденций экономического образования при подготовке бакалавров в НГПУ им. К. Минина // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4 (23). С. 19.

33. кйр8://шттишуег.ги/1ша§е8/ёос8/ро1о]еша-оЬ-ог§аш2асп-уск-ргосе88а/28._Положение_об_индивидуальном_графике_обучения_в_Мининском_униве рситете.рёГ

Bulganina Anastasia Evgenievna, student

Tolsteneva Alexandra Alexandrovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia SOCIOLOGICAL RESEARCH OF STUDENTS: ASSESSMENT OF OPPORTUNITY TO COMBINE WORK WITH TRAINING

Abstract. The article shows the results of a survey conducted in December 2019 among 180 students of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The purpose of the study is the possibility of combining work with training through electronic educational courses.

Keywords: survey, students, work, training

УДК 378.4 + 316.6

ИССЛЕДОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СТЕРЕОТИПА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА) Туарменский Владимир Викторович, к.пед.н., доцент ( e-mail: tuarmensky@gmail.com) Бурукин Вадим Валерьевич, к.и.н., доцент (e-mail: vaburukin@yandex.ru) Академия права и управления ФСИН России, г.Рязань

В данной статье авторы попытались определить структуру когнитивной составляющей национального стереотипа. На основе выборочного опроса студентов гуманитарного вуза была определена структура национального стереотипа, сделан вывод о его системном характере. В статье впервые на основе использования и анализа комплекса опросных методик исследована внутренняя структура когнитивной составляющей национального стереотипа. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с необходимостью разрушения негативных национальных стереотипов.

Ключевые слова: национальные стереотипы, когнитивный компонент стереотипа, высшая школа, социологический опрос студентов

Введение

В условиях современного общества становятся востребованными исследования межэтнических отношений [1, 2]. Данный тип социальных взаимосвязей имеет массу самых разнообразных форм и проявлений. Одним из них являются национальные стереотипы. Образ народа является одним из факторов, определяющих уровень и характер межнациональных отношений, a иногда выступает в качестве фона возникновения межэтнических конфликтов [3, 4, 5, 6, 7]. Сам феномен стереотипа является многогранным образованием, что подчёркивал сам автор термина - У. Липман [8].

Феномен стереотипа, на данный момент, является предметом исследования разнообразных гуманитарных и социальных наук, от психологии и социологии до языкознания [9]. Таким образом, реализация междисципли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.