СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫБОРА ФОТОУСЛУГ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ Вагин Дмитрий Юрьевич, к. соц. наук (e-mail: [email protected]) Хазанова Вероника Валерьевна, студент (e-mail: [email protected]), Туйнова Лидия Михайловна, студент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В статье показаны результаты социологическое исследование выбора фотоуслуг потребителями, проведенного весной 2020 года. Целью опроса являлось выявление заинтересованности людей в фотоуслугах и анализ требований клиентов к организации фотосессий. Выявлена частота заказов фотоуслуг, предпочтения по видам и времени проведения фотосъемки, основные критерии выбора услуг
Ключевые слова: социологическое исследование, фотоуслуги, опрос, потребители.
Введение. Фотоуслуги - это широкий спектр услуг по изготовлению фотоснимков, художественная фотография, обработка пленок и изображений, изготовление фото для документов и др. Акцентируем внимание на проведении фотосессий нацеленной создание и изготовление на художественной фотографии .
Фотосессия - это профессиональная работа одного или нескольких фотографов. А, удачная фотосессия-это еще и результат слаженной работы фотографа и модели. В современных условиях людям стало важно запечатлеть свои моменты из жизни, выставлять фото в социальные сети, а также просто посещать фотостудии.
Методика исследований. В марте-апреле 2020 года опроса было проведено социологическое исследование с целью изучения спроса на фотоуслуги потребителей разного возраста, проживающих в Нижнем Новгороде. В ходе исследования выявлены требования потребителей, влияющих на выбор фотосессии, популярного места съемки, стоимости, времени проведения съемки и выбора реквизитов. Выборка составила 31 человек, из них 26 человек - это женщины и 5 мужчин, что составило 83,9 % и 16,1 % соответственно. Далее выявлялся возраст. Больший процент опрашиваемых, это люди, в возрасте от 18 до 25 лет, что составило 48,4 %, так же есть люди в возрасте 26-30 лет, они составили 16,1%, люди 31-40 и 41-50 (по 12,9%) и старше 50 лет (по 9,7%) (рисунок 1).
12,9% , 12,9% уЛ 3,7%
Я
■ 13-25 ' 25-30 31-40 ' 4'-50 i Старше 50
Рисунок 1 - Возраст респондентов
Результаты и их обсуждение. В ходе исследования выявлено, что у 38,7% опрошенных посещают фотосессию раз в год, 25,8% менее одного раза за 2-3 года, 19,4% ходят на фотосессию каждый сезон (зима, весна, лето, осень) и 16,1% не любят вообще (рисунок 2). Исследуя спрос по вариантам заказа фотоуслуг из предложенных вариантов, всего 51,6% предпочитают индивидуальную съемку, 58,1 % - семейную, 35,5% - Ьоуе-в1оту,16,1% - детскую, 3,2% выбрали вариант «другое» и 9,7% не посещали совсем фотосъемку (рисунок 3). Выявляя спрос на часто используемые варианты фотосессий (задавался открытый вопрос), получено, что для 12,9% опрошенных интересна детская фотосъемка, 29% выбрали семейную, 3,2% выбрали фотосессию в домашней обстановке / романтичную, съемку портретную / классическую / ретро-съемку / прогулочную.
Ф Раз в гад
Ф Каждый сезон {зима, весна, пето, осень)
Ф Менее одного раза за 2-3 года Ф Не люблю вообще
Рисунок 2 - Частота заказа фотоуслуг потребителями
Лцдиввдуальная —15(51,6%)
Семейная 13(58,1%)
Love-story Г (35,5 %)
Детская -5 [15'%)
Другое 1 [3,2 %)
Не посещал -3(9,7%)
0 5 10 15 20
Рисунок 3 - Варианты посещения фотосессий
Определяя факторы выбора фотоуслуг получено (можно было выбрать несколько вариантов ответов), что большинству потребителей стала важно качество фотографии (67,7%), цена- 61,3%, качество обработки- 58,1%,
портфолио - 45,2%, быстрая работа - 32,3% и отзывы моделей интересуют только 16,1% (рисунок 4).
Дена
Быстрая работа Качество фотографии Качество обработки Портфолио Отзывы моделей
19(61,3%)
21 [67,7%) 13(58,1 %)
14 (45,2%)
25
Рисунок 4 - Важность фактора выбора фотоуслуг
Проводя анализ, какое место является популярным, выяснилось, что за фотостудию проголосовало 83,9%, за выезд на природу - 35,5%, за старую часть города- 32,3%, за парк- 25,8% и за транспорт - 16,1%. В итоге, неизменным местом для проведения съемки остается фотостудия (рисунок 5).
26 {83,9%)
0 10 20 Рисунок 5 - Популярное место для съемки
30
Определяя цену качественной фотосъемки, мне удалось выяснить, что 71% готовы потратить от 1000 до 3000 рублей, 16,1% до 1000 рублей и 12,9% выше 3000 рублей (рисунок 6).
А До 10ОО рублей • От 1000 до 3000 рублей Ф Выше 3000 рублей
Рисунок 6 - Определение приемлемой цены услуг
Так же было интересно узнать, где люди ищут фотографа на свое мероприятие. Выяснилось, что 58,1% выбирают по рекомендациям друзей/семьи/коллег, 54,8% - в социальной сети «Вконтакте», 51,6% -Instagram и 19,4% на «Авито» (рисунок 7).
Вконтакте 1пв1адгат Авитю
Рекомендации друзей/семьи.'
коллег
I
Рисунок 7 - Информационные источники поиска информации о фотоуслугах
Изучая какое время удобно для проведения фотосъемки, выяснилось, что 51,6% удобно в обед (с 13 до 16 часов), 25,8% - вечером (с 16 до 19 часов) и 22,6% - утром (с 10 до 13 часов), что видно из рисунка 8.
• С 10 до 13
• С 13 до 16
• С 15 до 19
Рисунок 8 - Время проведения съемки
Далее был задан вопрос о том, если готовая работа не понравится, какие будут действия респондента. Выяснилось, что 38,7% все равно поблагодарят за проделанную работу, 35,5 % - скажут свое недовольство прямо, 19,4% - расстроятся и 6,5% ничего не сохранят (рисунок 9).
Ф Скажете об этом фотографу прямо в Все равно поблагодарите за
проделанную работу 9 Ничего не сохраните Ф Расстроитесь
Рисунок 9 - Реакция потребителей при неудовлетворительном результате заказа
Анализируя, где люди сохраняют фотографии, получилось, что 71% на компьютере, 38,7% в фотоальбоме, 32,3% на карте памяти, 25,8% разделили внешний жёсткий диск и облачное хранилище, 22,6 % на фоторамке и 0% ,то есть никто не хранит на CD и DVD дисках (рисунок 10).
Фотоальбом Компьютер На внеинем жестком диске Ha CD, DVD дисках Облачное хранилище Карта памяти На фоторамке
12 {38.7 %)
-8 (25,3 %)
10 (32,3 %) -7 (22,6 %)
-22 (71 %)
0 5 10 15 20
Рисунок 10 - Сохранность фото людьми
25
Был также задан вопрос ностальгического характера о пересмотре архивных фотографий. Получилось, что 45,2% - раз в год, 38,7% - каждый месяц и 16,1% - один раз в 3-4 года. Остальные варианты ответов, такие как, каждый день и каждую неделю остались без ответа (рисунок 11).
9 Каждый день в Каждую неделю Каждый месяц 9 Раз в год 9 Один раз в 3-4 года
Рисунок 11 - Ностальгия по фото у людей
На вопрос о том, был ли человек когда-нибудь участником профессиональной фотосессии, был получен ответ, что 54,8% были, 22,6% нет и затруднились ответить на данный вопрос (рисунок 12).
9Да
• Нет
9 Зэтрулияксеъ отопить
Рисунок 12 - Опыт профессиональной фотосъемки у потребителей
На вопрос о том, готов ли человек провести фотосессию с питомцами, был получен ответ, что 54,8% - да, 45,2% - нет (рисунок 13).
• Да
• нет
Рисунок 13 - Интерес потребителей на фотосъемку с животными На вопрос людей про реквизит было получено, что большинство (74,2%) хотелось бы прийти в свободной одежде на съемку, 22,6% - в официальном костюме, 16,1% - в историческом костюме и 6,5% выбрали вариант «другое» (рисунок 14).
В историческом костюме В официальном костюме В свободной оде>еде
5(15,1%)
23 (74.2 1
Рисунок 14 - Реквизит съемки
Основные выводы. Таким образом, проведенное исследование показало, что ходят в основном на фотосессию женщины, в фотостудию, готовы заплатить за хороший результат от 1000 до 3000 рублей и интересна также съемка в свободной одежде (выбор за моделью).
Список литературы
1. Беляева С.П., Антонова Д.В., Прохорова М.П. Сарафанное радио как инструмент маркетинга // В сборнике: Инновационные технологии управления. сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 63-65.
2. Богачева А.В., Мальцева С.М., Лужкова Е.А. Влияние семейного климата на развитие личности современного студента // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 11-17.
3. Булганина С.В., Булганина А.Е. Маркетинговое исследование спроса на услуги фотостудий // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 119-123.
4. Булганина С.В., Сочнева А.С., Домнина А.И., Торопова А.И., Казаков М.Е. Исследование спроса на услуги по оформлению праздников // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 1 (43). С. 11-17.
5. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Мазунова А.А., Парадеева И.Н. Имидж организации как фактор повышения ее конкурентоспособности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 8-2. С. 321-324.
6. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Сундеева М.О. Семейное неблагополучие как психолого-педагогическая проблема // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 16-19.
7. Вагин Д.Ю. Духовно-нравственные ценности поколений россиян: проблемы преемственности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2 (46). С. 29-32.
8. Воронкова А.А., Мальцева С.М., Никанорова В.С. К вопросу о методах психологического воздействия рекламы на потребителя // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 28-33.
9. Голубева О.В., Лебедева Т.Е., Толстенева А. А. Социокультурная практика: опыт апробации и направления развития сетевого взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 416.
10. Лазутина А.Л., Лебедева Т.Е. Составляющие успешного бизнеса: шаг за шагом // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Т. 2. № 7 (33). С. 22-27.
11. Лопаткина Н.С., Булганина С.В. Анализ маркетинговой деятельности компании // В сборнике: Актуальные вопросы аграрной экономики: теория, методология, практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых ученых. Под научной редакцией А.Г. Самоделкина, А.А. Серова, А.А. Чиликова. 2015. С. 138-142.
12. Мальцева С.М., Гончарук А.Г., Воронина И.Р. Одиночество в условиях социальной трансформации современного общества // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 4 (38). С. 79-84.
13. Мальцева С.М., Грибанов С.В., Корольчук М.В. Человек: от жизненных целей к смыслу жизни // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2019. № 6 (25). С. 99-105.
14. Мальцева С.М., Кубышева О.О. Гедонистический образ жизни в современном обществе потребления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 8 (34). С. 237-241.
15. Перова Т.В. Планирование и организация маркетинговой деятельности учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2016.
16. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами информационной образовательной среды // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. Т. 7. № 1. С. 43-48.
17. Прохорова М.П., Лебедева Т.Е. Особенности психологического сопровождения процесса командообразования коллектива рекламной компании // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-3. С. 321-330.
18. Прохорова М.П., Шкунова А. А., Егорова Т. А. Тенденции проектного управления на современном этапе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 8 (34). С. 292-296.
19. Романовская Е.В., Семахин Е.А., Захарова А.В., Закунова Е.Д. Анализ факторов, влияющих на прибыль предприятия // Московский экономический журнал. 2020. № 5. С. 69.
20. Ротанова В.А., Власова А.А., Рыбина Е.А., Булганина А.Е., Булганина С.В. Исследование спроса на услуги проката платьев // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 6 (40). С. 115-120.
21. Свадьбина Т.В., Хижная А.В., Сундеева М.О. Ценности родительства и воспитания в семье: демографический, аксиологический и экономический аспекты // Школа будущего. 2018. № 5. С. 130-135.
22. Семахин Е.А., Лаврентьева Л.В., Плакса Е.Н. Проблемы и перспективы развития российской экономики в условиях санкций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-6. С. 1177-1179.
23. Семахин Е.А., Романовская Е.В., Попова А.В., Бакулина Н.А. Стимулирование продаж // Russian Economic Bulletin. 2019. Т. 2. № 5. С. 123-126.
24. Фоменко М.В., Хижная А.В. Социально-психологические аспекты формирования толерантной личности // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 128.
25. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н., Терехина А.Е. Формирование культуры инновационной деятельности у молодого поколения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 287-290
26. Челнокова Е.А., Терехина А.Е. Брэнд-менеджмент как метод управления брэндом // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации. сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 159-162.
27. Шеманаева М.А., Костомарова К.Д., Вдовина О.А., Семахин Е.А. Принципы успешного начала предпринимательской деятельности // В сборнике: Промышленное развитие России: проблемы, перспективы. сборник статей по материалам XV Международной научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 98-101.
28. Шкунова А. А., Плешанов К. А. Интернет-технологии в организации информационного пространства: практика и перспективы // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 29.
29. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории/ Бы-ланова С.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 4-7
30. Всероссийская олимпиада как форма апробации научных исследований/ Молова О.И.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 8-13
31. Дополнительное образование как средство профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних/ Муромов В. А.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.14-16
32. Ориентация на активные методы овладения знаниями/ Мутешко Н.С.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 17-19
33. И / Павленчекова Л.А.// Образование и проблемы развития общества. 2017спользование информационно-коммуникационных технологий в современном обучении иностранному языку, № 1 (3). стр.20-23
34. Модели инновационного обучения, необходимых для решения практических проблем/ Покрамова О.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.24-27
35. Bases of formation of linguoculturological competence/ Yakhshieva Z.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.4-9
36. Наука в квадрате: новому времени - новые открытия!/ Вориводина М.В., Федорова С.Н.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.9-14
37. Геймификация как средство повышения эффективности онлайн-курсов/ Гаври-лова И.В.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.14-23
38. Лингвокультурологический анализ концепта "тополь" на материале рассказа то-лена абдикова "кектерек" ("голубой тополь")/ Гакрама К.М.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.24-29
39. Роль и задачи геометрического моделирования в процессе подготовки инженерных кадров/ Жураев Т.Х.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.30-35
Vagin Dmitry Yurievich, Ph.D., associate professor Khazanova Veronika Valerievna, student Tuinova Lidia Mikhailovna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia SOCIOLOGICAL RESEARCH OF THE CHOICE OF PHOTO SERVICES BY CONSUMERS
Annotation. The article shows the results of a sociological study of the choice of photography services by consumers, conducted in the spring of 2020. The purpose of the survey was to identify people's interest in photography services and to analyze customer requirements for organizing photo sessions. The frequency of orders for photographic services, preferences for the types and times of photography, the main criteria for choosing services Key words: sociological research, photography services, survey, consumers.
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ЛИДЕРСТВА
Гакельберг Татьяна Борисовна, м.э.н., старший преподаватель
([email protected]) Ковшова Татьяна Петровна, м.э.н., старший преподаватель
([email protected]) НАО «Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева» Мустафина Зайра Шамгуновна, учитель ([email protected]) Общественный фонд «Кызылжар Абай орта мектебе», Казахстан
В статье представлены исторический обзор и теоретический анализ научных подходов к пониманию лидерства. Рассмотрены позиции некоторых авторов. Кратко изложены этапы развития теории лидерства, изменения смысла и составляющих компонентов лидерства. Проанализировано мнение различных исследователей о происхождении и развитии лидерства
Ключевые слова: лидерство, лидер, формирование, концепции лидерства.
В последнее время вопросам лидерства, особенно в среде молодежи, уделяется все больше и больше внимания. Более того, современный лидер приобретает все новые черты: от него требуется не просто высокий уровень индивидуального развития, организаторские качества, но и способность генерировать новые идеи, подходы, создавать передовые технологии, способность актуализировать внутренний потенциал последователей, инициировать развитие их личностей, высвобождая творческую энергию. Лидерство позволяет проявить перспективные, еще незадействованные желания, способности и стремления.
Тем не менее, в первую очередь, необходимо определить, в чем собственно заключается природа лидерства и какими способами она «выкристаллизовывается», учитывая психологические и возрастные особенности.