Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МОЛОДЕЖЬЮ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МОЛОДЕЖЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРОС / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ / ИЗО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна, Булганина Анастасия Евгеньевна, Багрянская Елизавета Сергеевна

В статье представлены результаты опроса, проведенного весной 2020 года среди молодежи. Цель исследования - анализ критериев выбора образовательных центров художественной направленности обучающимися. Проранжированы критерии выбора образовательных центров: опыт и квалификация педагога, интересная образовательная программа, удобное время и дни недели в расписании занятий, месторасположение, возможность участия в творческих конкурсах и выставках, цена обучения и положительные отзывы друзей и знакомых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна, Булганина Анастасия Евгеньевна, Багрянская Елизавета Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE CHOICE OF ART EDUCATIONAL CENTERS BY YOUTH

The article presents the results of a survey conducted in the spring of 2020 among young people. The purpose of the study is to analyze the criteria for choosing educational centers of artistic orientation by students. The criteria for choosing educational centers were ranked: the experience and qualifications of a teacher, an interesting educational program, a convenient time and days of the week in the schedule of classes, location, the opportunity to participate in creative competitions and exhibitions, the price of training and positive feedback from friends and acquaintances.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МОЛОДЕЖЬЮ»

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МОЛОДЕЖЬЮ Смирнова Жанна Венедиктовна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Булганина Анастасия Евгеньевна, студент

(e-mail: [email protected]) Багрянская Елизавета Сергеевна, студент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия

В статье представлены результаты опроса, проведенного весной 2020 года среди молодежи. Цель исследования - анализ критериев выбора образовательных центров художественной направленности обучающимися. Проранжированы критерии выбора образовательных центров: опыт и квалификация педагога, интересная образовательная программа, удобное время и дни недели в расписании занятий, месторасположение, возможность участия в творческих конкурсах и выставках, цена обучения и положительные отзывы друзей и знакомых.

Ключевые слова: опрос, художественные школы, ИЗО, образовательные центры, обучение, образование.

Введение. В настоящее время на рынке Нижнего Новгорода ведут образовательную деятельность около 200 центров, школ и студий художественной направленности, предлагая программы обучения изобразительному искусству. Программы обучения отличаются уровнем подготовки, ассортиментом направлений ИЗО, объемом часов, стоимостью услуг (есть бесплатные варианты обучения), конкуренция на данном рынке высокая (рис.

Рис. 1. Предложения образовательных центров Нижнего Новгорода по

обучению ИЗО (по данным yandex.ru и 2gis.ru/n_novgorod) Поэтому важно регулярное проведение исследований в данной области с целью удовлетворения потребностей целевой аудитории и адаптации образовательных программ художественной направленности.

Методика исследований. Весной 2020 года авторами был проведен опрос молодежи Нижнего Новгорода с целью изучения и анализа критериев выбора образовательных центров художественной направленности обучающимися. Задачи - выявить потребности и интересы респондентов к художественной деятельности.

За время проведения исследования было опрошено 30 человек разного возраста. Метод опроса - Google- Forms.Сроки проведения: 20.03.2020 г. -08.04.2020 г. Возраст половины респондентов (50%) составил 15-20 лет, до 15 лет - 23,3%, 21-30 лет - 20 % и старше 30 лет - 6,7%. Наибольшее количество опрошенных респондентов составляют женщины (63,3 %), что видно из рисунка 2.

Ф Мужской 4 Женский

Рис. 2. Распределение респондентов по возрасту и полу

Результаты и их обсуждение. В ходе опроса выяснялось интересно ли обучающимся изобразительное искусство и как часто молодежь посещает выставки и другие мероприятия, посвященные изобразительной деятельности? Получено, что подавляющему большинству респондентов (90%) интересно изобразительное искусство, а мероприятия обучающиеся посещают редко, с разной периодичностью, что показано на рисунке 3.

• Да

• Нет

' Часто ■ Редко Иногда | Не посещаю

Рис. 3. Интерес у респондентов к изобразительному искусству и частота посещения выставок и мероприятий художественной направленности

По результатам опроса респонденты указали, что посещают выставки или другие мероприятия, посвященные изобразительной деятельности: часто - 10 %, редко - 36,7 % , иногда - 23,3 % и не посещают - 30 %

Нужно отметить, что при ответе на вопрос: "Заказывали Вы хоть раз работу у художника?", выявлено, что не заказывали (46,7%), 26,7% респондентов заказывали работу и столько же только собираются заказать.

При этом половина (50%) из опрошенных респондентов, указали, что готовы потратить до 3000 рублей за работу художника, 26,7% респонден-

тов от 3000 до 5000 рублей, 20 % - больше 7000 рублей. И лишь 3,3 % готовы заплатить от 5000 до 7000 рублей (рис. 4).

Г

26,7% I

► Да

№ Нет, но собираюсь заказать Нет

• до 3000 рублей

• 3000-5000 рублей 5000-7000 рублей

• больше 7000 рублей

Рис. 4. Желание респондентов в приобретении работ художников и приемлемая стоимость

Основными целями приобретения картин у художников в качестве подарка (75%), для домашнего интерьера (54,2%) или коллекции (12,5%). При этом 90% молодежи интересно обучение изобразительному искусству и другим видам творчества (рис. 5).

Рис. 5. Цели приобретения картин и желание респондентов обучаться изо деятельности

Определяя какой изобразительной деятельностью респондентам интереснее занимается, получено (рис. 6), что наибольшее количество опрошенных предпочитает живопись (73,3%), так же интересна графика (23,3%), архитектура (13,3%), реже скульптура (3,3%). В ходе опроса выявлялось, есть ли у обучающихся свободное время для занятия художественной деятельностью? Ответы распределились следующим образом: есть, много - 13,3 % , есть, но хотелось бы больше - 16,7 % , не достаточно - 10 % , очень мало - 36,7 % и нет времени - 23,3%, что видно из рисунка 6 -молодежь испытывает дефицит свободного времени для занятий ИЗО и творчеством.

Живопись

Скульптура 1 (3,3 Архитектура 4 (13,3 %)

Графика

► Есть, много

► Есть, но хотелось бы болыш

► Недостаточно

► Очень мало

► Нет времени

Рис. 6. Желание обучаться изо деятельности и наличие свободного времени для занятий рисованием

Задавая вопрос: " Как вы считаете, способность рисовать есть у каждого человека?", большинство респондентов (46,7%) отметили, что не у каждого человека есть способность к рисованию, у 36,7% они есть, остальные 16,7% затруднились ответить на данный вопрос. Выявлено, что 33,3 % ходят (ходили раньше в художественную школу), 36,7% планируют обучаться рисованию и 30% нет, что показано на рисунке 7.

# Да,конечно 9 Затрудняюсь ответить Нет, не у каждого

• Да

> Нет, но хотелось бы Нет

Рис. 7. Способности к изо деятельности у людей и спрос на образовательные услуги художественной направленности образовательных центров у

нижегородцев

Критериями выбора образовательного центра художественной направленности являются: 1) опыт и квалификация педагога (указали 70% респондентов), 2) интересная образовательная программа (50%), 3) удобное время и дни недели в расписании занятий (33%), 4) месторасположение (30%), 5) возможность участия в творческих конкурсах и выставках (27%), 6) цена обучения (23%) и 7) положительные отзывы друзей и знакомых (15%). При выборе педагога так же важны такие его качества, как вежливость, пунктуальность, грамотная речь и лидерские качества, что видно из рисунка 8.

Очень важно Важно, но не сильно Вообще неважно

30

20

10

Пунктуальность Толерантность Вежливость Оптимизм Лвдерские Грамотная речь

качества

Рис. 8. Важные качества педагога образовательного центра с позиции

обучающихся помимо опыта и квалификации в ИЗО деятельности По мнению нижегородцев, основная польза от рисования в росте творческого потенциала (считают 65,5% обучающихся), 51,7 % отметили, что рисование дает возможность отдохнуть от других видов деятельности, 44,8% респондентов отмечают, что занятия творчеством избавляют от негативных мыслей, беспокойства и напряжения, по 37,9 % указали на развитие мелкой моторики и улучшение двигательных навыков, а также отличный способ расслабиться, 31% считает, что занятия ИЗО деятельности повышает концентрацию и внимание и 24,1 % помогает в освоении других видов деятельности, что показано на рисунке 9.

Задавая вопросы, что предпочитают рисовать и чаще рисуют обучающиеся, получено, у большинства респондентов нет определенных предпочтений, при этом чаще рисуют пейзажи и портреты, реже натюрморты, что видно из рисунка 10.

Пробуждает творческий потенциал

Повышается концентрация внимания

Улучшает двигательные навыки

Помогает в освоении других видов деятел...

19(65,5%)

15 (51,7 %)

О 5 10 15 20

Рис. 9. Цели обучения изобразительному искусству и творчеству

Пейзажи Портреты Натюрморт Особых предпочтений не имею Ищу свой стиль

► Пейзажи

► Портреты

► Натюрморт

► Особым предпочтений не имею

Рис. 10. Предпочтения по жанрам живописи

Анализировалось, какие материалы молодежь использует для занятий художественной деятельностью, получено, что большинство (по 70%) из опрошенных респондентов ответили, что используют гуашь и карандаши. К другим основным материалам можно отнести: акварельные краски (50%), фломастеры (46,7%), ручки (40%), акриловые краски (16,7%), чернила (6,7%), тушь (3,3%), что показано на рисунке 11. Чаще обучающиеся рисуют свои картины с натуры - указали 43,3% респондентов, остальные придумывают заранее то, что буду рисовать - 23,3%, около 33% рисуют картины на заданную тему.

Гуашь Акварель Акрил Фломастеры Карандаши

Тушь 1 (3,3 Чернила 2(6,7 Рри

21 (70 %)

21 (70 %)

Ф Чаще я рисую свои картины с натуры

то есть то, что вижу Ф Чаще я придумываю то, что буду рисовать

Чаще рисую на заданную тему

12(40%)

5 10 15 20 25

Рис. 11. Материалы для занятий художественной деятельностью и варианты написания картин обучающимися

Опрос показал, что большинство респондентов (63,3%) считают портрет важной темой в изобразительном искусстве и хотят овладеть данным видом жанра живописи. В среднем создание одной картины занимает до 5 часов у 46,7% обучающихся. По 20 % респондентов отметили от 5 до 12 часов и больше суток. Остальные 13,3 % указали от 12 до 24 часов (рис. 12). Респонденты считают, что время на создание одной картины зависит от настроения мастера - 67,7 % , от размеров картины - 36,7 % , от выбора техники - 33,3 %, от объема и качества работы - 50 %, от профессионализма автора - 36,7 %, от количества людей на картине (если это портрет) - 13,3 % и времени высыхания краски - 16,7 % что показано на рисунке 13.

^63,3% Л

► Да

\ Нет

► Не знаю

13,3% /

г й- 20% Ч

___ 46,7% J

# до 5 часов

# 5-12 часов + 12-24 часа

# больше суток

Рис. 12. Желание обучиться рисовать портрет и время, затрачиваемое

на одну картину у обучающихся

От настроения20

От размеров картины

От техники

От объема работы

От профессионализма автора От количества людей на картине (если эт...

1 5 (50 %)

| 4(13,3%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| 5(16,7%)

1 о

15

20

Рис. 13. От чего зависит время создания одной картины художником

по мнению респондентов

Основные выводы. Таким образом, проведенное исследование выявило интерес подавляющего большинства респондентов к изобразительному искусству. При выборе образовательных центров художественной направленности обучающиеся руководствуются опытом и квалификацией педагога, интересной образовательной программой, удобным расписанием занятий, потребителям образовательных услуг также важно месторасположение, возможность участия в творческих конкурсах и выставках, цена обучения и положительные отзывы друзей и знакомых. Конкуренция между образовательными центрами художественной направленности Нижнего Новгорода на данном рынке высокая, что требует учета потребностей потребителей при формировании образовательных программ.

Список литературы

1. Авдонина Д.С., Бочкарева Ю.В., Голубева О.В. Отношение общества к онлайн-обучению // В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования сборник статей по материалам региональ-

ной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина. 2016. С. 147-150.

2. Булганина С.В., Гончарова Н.В. Исследование факторов позиционирования нижегородских вузов экономико-управленческого профиля на рынке образовательных услуг // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2007. № 21. С. 165-171.

3. Булганина С.В., Прохорова М.П. Дополнительное профессиональное образование студентов: социологическое измерение // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 3-5.

4. Ваганова О.И., Хижная А.В. Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде moodle // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 93-94.

5. Ваганова О.И., Хижная А.В., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Лунева Ю.Б. Сил-лабус как средство организации самостоятельной работы студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-5. С. 968-970.

6. Голубева О.В., Лебедева Т.Е., Толстенева А.А. Социокультурная практика: опыт апробации и направления развития сетевого взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 416.

7. Голубева О.В., Марфина Е.А., Седова М.Ю. Проектная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 115-118.

8. Голубева О.В., Прохорова О.Н. Методическое сопровождение учебной деятельности будущего учителя технологии средствами ИКТ // В сборнике: Современное технологическое образование: проблемы и решения Сборник научных статей Международной научно-практической интернет-конференции. Ответственные редакторы Л.Н. Ани-симова, С.С. Хапаева. 2019. С. 10-16.

9. Егоров Е.Е., Анисенко А.В., Бурлакова Ю.В., Быкова Н.С. Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению // Мир науки. 2016. Т. 4. № 4. С. 12.

10. Егоров Е.Е., Прохорова М.П. Инновационный потенциал образовательных стандартов ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент // Мир науки. 2016. Т. 4. № 1. С. 8.

11. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А. К вопросу о формировании лидерства // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 239-245.

12. Мухина М. В. Совершенствование процесса обучения специалистов сервисных направлений в НГПУ имени Козьмы Минина // В сборнике: Наука и образование: проблемы и перспективы Сборник статей Международной научно-практической конференции . Ответственный редактор: Сукиасян А. А.. 2014. С. 111-113.

13. Прохорова О.Н. Современные информационные технологии как условие организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза // Информатика и образование. 2010. № 2. С. 113-114.

14. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Обучающаяся среда moodle в организации тестового контроля знаний // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 182.

15. Толстенева А.А., Смирнова Ж.В., Гурьянычева Е.Н. Модель управления самостоятельной работой обучающихся: результаты апробации // Вестник Мининского университета. 2016. № 4 (17). С. 20.

16. Хижная А.В., Гриценко Н.Е., Захаров С.В. Профессиональная подготовка студентов методами дистанционного обучения // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 97-99.

17. Челнокова Е.А., Григорян Н.М. Инновационные подходы к модернизации профессионального образования // Нижегородская наука. 2017. № 1 (1). С. 80-89.

18. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н. Условия эффективности самостоятельной работы студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-7. С. 192-198.

19. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н., Емельянова А.М. Социальный интеллект и ценностные ориентации студентов первых курсов экономических и педагогических специальностей вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 373-375.

20. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н., Калинкина К.В. Проектное обучение как эффективный метод приобретения опыта деятельности студентами // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 373-375

21. Челнокова Е.А., Сулимова И. Д., Григорян Н.М. Принципы модульного обучения // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 4 (42). С. 151-156.

22. Челнокова Е.А., Сулимова И.Д., Терехина А.Е. Самостоятельная работа студентов как основа образовательного процесса // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 1 (43). С. 143-148.

23. Шевченко С.М., Лебедева Т.Е. Повышение качества подготовки специалиста // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 12. С. 30-31.

24. Шевченко С.М., Мухина М.В., Лебедева Т.Е., Каткова О.В. О реализации европейских тенденций экономического образования при подготовке бакалавров в НГПУ им. К. Минина // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4 (23). С. 19.

25. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории/ Бы-ланова С.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 4-7

26. Всероссийская олимпиада как форма апробации научных исследований/ Молова О.И.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 8-13

27. Дополнительное образование как средство профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних/ Муромов В. А.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.14-16

28. Ориентация на активные методы овладения знаниями/ Мутешко Н.С.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 17-19

29. И / Павленчекова Л.А.// Образование и проблемы развития общества. 2017спользование информационно-коммуникационных технологий в современном обучении иностранному языку, № 1 (3). стр.20-23

30. Модели инновационного обучения, необходимых для решения практических проблем/ Покрамова О.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.24-27

31. Bases of formation of linguoculturological competence/ Yakhshieva Z.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.4-9

32. Наука в квадрате: новому времени - новые открытия!/ Вориводина М.В., Федорова С.Н.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.9-14

33. Геймификация как средство повышения эффективности онлайн-курсов/ Гаври-лова И.В.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.14-23

34. Лингвокультурологический анализ концепта "тополь" на материале рассказа то-лена абдикова "кектерек" ("голубой тополь")/ Гакрама К.М.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.24-29

35. Роль и задачи геометрического моделирования в процессе подготовки инженерных кадров/ Жураев Т.Х.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.30-35

Smirnova Zhanna Venediktovna, Ph.D., associate professor Bulganina Anastasia Evgenievna, student Bagryanskaya Elizaveta Sergeevna, student

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia RESEARCH OF THE CHOICE OF ART EDUCATIONAL CENTERS BY YOUTH Abstract. The article presents the results of a survey conducted in the spring of 2020 among young people. The purpose of the study is to analyze the criteria for choosing educational centers of artistic orientation by students. The criteria for choosing educational centers were ranked: the experience and qualifications of a teacher, an interesting educational program, a convenient time and days of the week in the schedule of classes, location, the opportunity to participate in creative competitions and exhibitions, the price of training and positive feedback from friends and acquaintances.

Key words: survey, art schools, fine arts, educational centers, training, education.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Солопова Галина Николаевна

учитель начальных классов МКОУ «Поныровская СОШ» Поныровского района Курской области

Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Изучение различных предметов, имеющих экологическое содержание или направленность не только обогащают знаниями учеников, но и прививают им навыки бережного отношения к окружающему миру.

Ключевые слова: младший школьник, экологическое воспитание, общеобразовательная школа, дополнительное образование

Современная цель экологического воспитания и обучения младших школьников сегодня выглядит следующим образом: становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельно-стного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Нам необходимо было исследовать процесс экологического воспитания, форм и методов работы по формированию экологической культуры, кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.