СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИТЕЛЕЙ НИЖНЕГО НОВГОРОДА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА И ОТДЫХА Булганина Светлана Викторовна, к.т.н., доцент (e-mail: [email protected]) Гуреева Евгения Павловна, студент (e-mail: [email protected]) Смирнова Юлия Александровна, студент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В статье показаны результаты социологического исследования, проведенного в августе 2020 года среди жителей Нижнего Новгорода. Цель исследования - выявление предпочтений по организации досуга и отдыха населения, выявление спроса на посещение развлекательных мероприятий, таких как кинотеатры, концерты, выставки, театры.
Ключевые слова: социологическое исследование, опрос, жители, досуг, отдых, развлекательные мероприятия, услуги
Введение. Жители города и гости в выходные дни стараются посещать различные развлекательные мероприятия. Рынок таких услуг в Нижнем Новгороде широко развит. Потребители могут выбрать услуги с учетом своих предпочтений, уровня дохода и временных возможностей. Цель социологического исследования выявление предпочтений по организации досуга и отдыха населением, выявление спроса на посещение развлекательных мероприятий, таких как кинотеатры, концерты, выставки, театры. Задачи - определить популярность мероприятий и наиболее выгодные условия для посещения развлекательные мероприятий, представленных на рынке Нижнего Новгорода.
• До 18 лет « 18-24 пет
# 25-40 лет О Старше
• До 10000 рублей
# 10000-20000 рублей
• 20000-30000 рублей О 30000-60000 рублей
# Выше
Рис. 1. Социально-демографические характеристики респондентов
Методика исследований. Авторами в августе 2020 года был проведен опрос среди жителей Нижнего Новгорода. Выборка 57 человек (50.9%
женщин и 49.1% мужчин), из которых 63,2% работающие люди, 17,5% обучающиеся, 15,8% не работают, остальные на пенсии. Половина респондентов (56,1% в возрасте 18-24 лет, 36,1% - 25-40 лет, лишь 7% до 18 лет, остальные старше 41 года. Уровень дохода различен (рисунок 1).
Подавляющее большинство опрошенных проживают в городе (94,7%). Так как большинство общественных развлекательных учреждений находится именно в черте города, респонденты имеют четкое представление об изучаемых услугах. Как показал опрос, 54,4% нижегородцев любят активно проводить свободное время (рис. 2).
О Город
• ПГТ
4 Коттеджный посёлок
# Деревня
I Пассивно I Активно
Рис. 2. Место жительства респондентов и проведение свободного времени
Результаты и их обсуждение. Задавая вопрос нижегородцам: "Чем Вы любите заниматься в свободное время?", получено, что практически равные результаты получилось набрать таким вариантам ответов, как «просмотр фильмов и сериалов» и «компьютерные игры» - половина респондентов выбрали именно это. Посещению различных мероприятий отдают предпочтение 38,6% опрошенных, занимаются спортом и самообразованием 31,6% людей, любят читать книги 26,3% нижегородцев, что видно из рисунка 3.
Читать книги Заниматься спортом Смотреть фильмы или сериалы
Играть в компьютерные игры Посещать различные мероприятия
15(26,3%)
18(31,6%)
29 (50,9 %) 30 (52,6 %)
22 (38,6 %)
18(31,6%)
Изучение языков 11(19,3%)
Домашние деля 17
0 10 20 Рис. 3. Занятия людей в свободное время
30
При ответе на вопрос: "С кем Вы обычно проводите свободное время?", только 19,3% людей любят проводить свободное время в одиночестве. Остальные опрошенные проводят свободное время в компании, и это хорошо для развлекательных мероприятий, так как потенциальный клиент может привести с собой друзей, семью, коллег (рис. 4). Опрос показал, что ниже-
городцы отдают предпочтение при организации досуга и отдыха посещению кинотеатров (61,45), концертов (52,6%), театров (35,1%) и выставок (28,1%), что показано на рисунке 5.
32 (56,1 %)
_ 11 (19,3 %)
О 10 20 30
Рис. 4. Компания для проведения досуга и отдыха
35 (61,4 %)
Концерты
30 (52,6 %)
0 10 20 30 40
Рис. 5. Предпочтения респондентов по выбору развлекательных мероприятий в свободное время
# Несколько раз в недолю
# Раз в неделю
# Несколько раз в месяц ф Раз в месяц
ф Несколько раз в год
# Раз в несколько лет
# Реже
кинотеатры
ф Несколько раз в неделю
# Раз в неделю
# Несколько раз в месяц ф Раз в месяц
ф Несколько раз в год
# Раз в несколько лет
# Реже
г
28,1%
ф Несколько раз в неделю
# Раз в неделю
# Несколько раз в месяц
# Раз в месяц
Ф Несколько раз в год
# Раз в несколько лет
# Реже
театры
ф Несколько раз в неделю ф Раз в неделю
# Несколько раз в месяц ф Раз в месяц
# Несколько раз в год
# Раз в несколько лет
концерты.......................................выставки
Рис. 5. Частота посещения развлекательных мероприятий
Далее проведем анализ как часто люди посещают различные мероприятия. Результаты рисунка 5 демонстрируют, что кинотеатры имеют постоянный поток клиентов. Половина респондентов посещает кинотеатры 1 и более раз в месяц. В отличии от кинотеатров, театры имеют куда меньший поток клиентов. Только четверть опрашиваемых посещают театры 1 и более раз в месяц. Примерно треть опрашиваемых посещают концерты 1 и
более раз в месяц, что является достаточно позитивной статистикой. Примерно 1/5 часть респондентов посещают выставки один и более раз в месяц.
При ответе на вопрос, какая длительность данных мероприятий приемлема, получено, что 49,1% нижегородцев готовы потратить на отдых и развлечения три часа и 43,9% - один -два часа. Так же выявлено, что люди посещают кинотеатры преимущественно вечером (82,5%), при этом могут их посетить утром (19,3%), днем (38,6%) и ночью (24,6%). Театры так же посещают вечером (80,7%), при этом могут их посетить утром (8,8%), днем (19,3%) и ночью (5,3%). Концерты респонденты посещают вечером (86%) и ночью (31,6%), т.к. в это время они проводятся, а выставки - вечером (63,2%), днем (33,3%), утром (17,5%), реже ночью (8,8%) - в городе регулярно проводится акция - "ночь в музее" (рис. 6).
концерты.......................................выставки
Рис. 6. Время посещения развлекательных мероприятий
Оценивая по каким параметрам нижегородцы выбирают фильмы, спектакли, концерты и выставки, получено, что важна тематика мероприятий (указали 56,1%), удобное время (45,6%), доступная цена (42,1%), место проведения (40,4%) и люди, которые в них участвуют (36,8%), а акции (19,3%) и наличие дополнительных услуг (8,8%) не имеют решающего значения (рис. 7).
Интересная тема Место проведения
Удобное время ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 26
Привлекательная 24
Акция
Люди, которые в этом учаествуют
Наличие дополнительных услуг 5 (8,8 %)
21 (36,8 %)
О 10 20 30 40
Рис. 7. Критерии выбора развлекательных мероприятий
Подавляющее большинство готово тратить на развлекательные учреждения достаточно большие суммы. Половина респондентов (50,9%) хотят уложиться от пятисот до двух тысяч рублей, а четверть нижегородцев (22,8%) рассматривает бюджет от двух до пяти тысяч рублей на данные цели, 14% хотят уложиться до пятисот рублей, а 7% готовы потратить свыше пяти тысяч рублей. Основными местами покупки билетов являются онлайн-кассы (70,2%), 21,1% покупают в кассах и 8,8% у распространителей, что отражено на рисунке 7.
• до 100 руб
• 100-500 руб
• 500-2000 руб
• 2000-5000 руб
• 5000+ руб
I В кассе I Онлайн У распространителей
Рис. 7. Приемлемая стоимость билетов на развлекательные мероприятия и места их покупки
Большинство респондентов узнают о мероприятии из афиш (57,9%), что является рекламой от самих мероприятий. Это говорит о том, что доход развлекательных учреждений зависит также от их вложений в рекламу. Половина нижегородцев прислушиваются к совету друзей (54,4%), проводят самостоятельный поиск в интернете (40,4%) и из новостей СМИ (33,3%), реже от участников мероприятий (12,3%), что показано на рисунке 8.
Новости
Афиша
Советы друзей
Самостоятельный поиск
От участников мероприятий
33 (57,9 %)
31 (54,4 %)
23 (40,4 %)
40
Рис. 8. Информационные источники о развлекательных мероприятиях города
Основные выводы. Таким образом, проведенное социологическое исследование выявило варианты проведения досуга и отдыха нижегородцами. Спрос на развлекательные мероприятия: кинотеатры, концерты, выставки, театры существует у потребителей услуг. Люди готовы их посе-
щать с различной периодичностью и в удобное для себя время по приемлемым ценам, руководствуясь тематикой мероприятий и местом их проведения. Покупка билетов осуществляется чаще в онлайн-кассах. Люди посещают развлекательные мероприятия с друзьями, семьей.
Список литературы
1. Беляева С.П., Антонова Д.В., Прохорова М.П. Сарафанное радио как инструмент маркетинга // В сборнике: Инновационные технологии управления. сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 63-65.
2. Богачева А.В., Мальцева С.М., Лужкова Е.А. Влияние семейного климата на развитие личности современного студента // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 11-17.
3. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Мазунова А. А., Парадеева И.Н. Имидж организации как фактор повышения ее конкурентоспособности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 8-2. С. 321-324.
4. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Сундеева М.О. Семейное неблагополучие как психолого-педагогическая проблема // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 16-19.
5. Вагин Д.Ю. Духовно-нравственные ценности поколений россиян: проблемы преемственности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2 (46). С. 29-32.
6. Викулина М.А., Казначеева С.Н. Познавательная активность студентов монография / М. А. Викулина, С. Н. Казначеева ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Волжский гос. инженерно-пед. ун-т". Нижний Новгород, 2006.
7. Воронкова А.А., Мальцева С.М., Никанорова В.С. К вопросу о методах психологического воздействия рекламы на потребителя // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 28-33.
8. Гладкова М.Н., Лапшова А.В., Фролова Н.В. Профессиональное образование в условиях реализации личностно-ориентированного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 50-56.
9. Голубева О.В., Лебедева Т.Е., Толстенева А. А. Социокультурная практика: опыт апробации и направления развития сетевого взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 416.
10. Казначеева С.Н. Студенческий возраст и организация познавательной активности студентов // Высшее образование сегодня. 2006. № 12. С. 46-47.
11. Казначеева С.Н., Лазутина А.Л., Моровова И.М. Преимущества интернет-маркетинга // International Journal of Advanced Studies. 2018. Т. 8. № 2-2. С. 93-98.
12. Лазутина А.Л., Лебедева Т.Е. Составляющие успешного бизнеса: шаг за шагом // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Т. 2. № 7 (33). С. 22-27.
13. Лебедева Т.Е., Шобонова Л.Ю. Экономическая эффективность развития экскурсионного туризма // Московский экономический журнал. 2019. № 9. С. 96.
14. Лопаткина Н.С., Булганина С.В. Анализ маркетинговой деятельности компании // В сборнике: Актуальные вопросы аграрной экономики: теория, методология, практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых ученых. Под научной редакцией А. Г. Самоделкина, А.А. Серова, А.А. Чиликова. 2015. С. 138-142.
15. Мальцева С.М., Гончарук А.Г., Воронина И.Р. Одиночество в условиях социальной трансформации современного общества // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 4 (38). С. 79-84.
16. Мальцева С.М., Грибанов С.В., Корольчук М.В. Человек: от жизненных целей к смыслу жизни // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2019. № 6 (25). С. 99-105.
17. Мальцева С.М., Кубышева О.О. Гедонистический образ жизни в современном обществе потребления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 8 (34). С. 237-241.
18. Перова Т.В. Планирование и организация маркетинговой деятельности учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2016.
19. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами информационной образовательной среды // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. Т. 7. № 1. С. 43-48.
20. Прохорова М.П., Лебедева Т.Е. Фандрайзинговая стратегия музея // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 125130.
21. Прохорова М.П., Лебедева Т.Е. Особенности психологического сопровождения процесса командообразования коллектива рекламной компании // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-3. С. 321-330.
22. Прохорова М.П., Шкунова А. А., Егорова Т.А. Тенденции проектного управления на современном этапе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 8 (34). С. 292-296.
23. Разоренов В. А., Клюшникова А. А. Двигательная активность как средство снятия нервно-эмоционального напряжения учащихся в процессе образовательной деятельности // В сборнике: ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ. СПОРТ. ЛИЧНОСТЬ. материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. 2017. С. 101-104.
24. Романовская Е.В., Семахин Е.А., Захарова А.В., Закунова Е.Д. Анализ факторов, влияющих на прибыль предприятия // Московский экономический журнал. 2020. № 5. С. 69.
25. Свадьбина Т.В., Хижная А.В., Сундеева М.О. Ценности родительства и воспитания в семье: демографический, аксиологический и экономический аспекты // Школа будущего. 2018. № 5. С. 130-135.
26. Семахин Е.А., Лаврентьева Л.В., Плакса Е.Н. Проблемы и перспективы развития российской экономики в условиях санкций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-6. С. 1177-1179.
27. Семахин Е.А., Романовская Е.В., Попова А.В., Бакулина Н.А. Стимулирование продаж // Russian Economic Bulletin. 2019. Т. 2. № 5. С. 123-126.
28. Фоменко М.В., Хижная А.В. Социально-психологические аспекты формирования толерантной личности // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 128.
29. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н., Терехина А.Е. Формирование культуры инновационной деятельности у молодого поколения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 287-290
30. Челнокова Е.А., Лукина Е.В., Челноков А.С., Уткина Е.О. Роль двигательной активности в повышении успеваемости и умственной деятельности студентов // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 10-2. С. 371-374.
31. Челнокова Е.А., Терехина А.Е. Брэнд-менеджмент как метод управления брэндом // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации. сборник статей по материалам V Международной научно-
практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 159-162.
32. Шеманаева М.А., Костомарова К.Д., Вдовина О.А., Семахин Е.А. Принципы успешного начала предпринимательской деятельности // В сборнике: Промышленное развитие России: проблемы, перспективы. сборник статей по материалам XV Международной научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 98-101.
33. Шкунова А.А., Плешанов К. А. Интернет-технологии в организации информационного пространства: практика и перспективы // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 29.
34. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории/ Бы-ланова С.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 4-7
35. Всероссийская олимпиада как форма апробации научных исследований/ Молова О.И.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 8-13
36. Дополнительное образование как средство профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних/ Муромов В. А.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.14-16
37. Ориентация на активные методы овладения знаниями/ Мутешко Н.С.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 17-19
38. Модели инновационного обучения, необходимых для решения практических проблем/ Покрамова О.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.24-27
39. Bases of formation of linguoculturological competence/ Yakhshieva Z.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.4-9
40. Наука в квадрате: новому времени - новые открытия!/ Вориводина М.В., Федорова С.Н.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.9-14
41. Геймификация как средство повышения эффективности онлайн-курсов/ Гаври-лова И.В.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.14-23
42. Лингвокультурологический анализ концепта "тополь" на материале рассказа то-лена абдикова "кектерек" ("голубой тополь")/ Гакрама К.М.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.24-29
43. Роль и задачи геометрического моделирования в процессе подготовки инженерных кадров/ Жураев Т.Х.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.30-35
Bulganina Svetlana Viktorovna, Ph.D., associate professor Gureeva Evgeniya Pavlovna, student Smirnova Julia Aleksandrovna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia SOCIOLOGICAL STUDY OF NIZHNY NOVGOROD RESIDENTS ON THE ORGANIZATION OF LEISURE AND RECREATION
Abstract. The article shows the results of a sociological study conducted in August 2020 among residents of Nizhny Novgorod. The purpose of the study is to identify preferences for organizing leisure and recreation by the population, to identify the demand for attending entertainment events such as cinemas, concerts, exhibitions, theaters. Key words: sociological research, survey, residents, leisure, recreation, entertainment, services.