Научная статья на тему 'Исследование спроса на образовательные услуги'

Исследование спроса на образовательные услуги Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОПРОС / ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булганина Светлана Викторовна, Ромашова Ирина Алексеевна, Деулина Светлана Александровна

В статье показаны результаты социологического исследования, проведенного в октябре 2018 года. Целью опроса являлась оценка спроса на образовательные услуги детей в области химии у жителей Нижнего Новгорода. Показаны цели образования, частота и продолжительность занятий, уровень цен, варианты продвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булганина Светлана Викторовна, Ромашова Ирина Алексеевна, Деулина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование спроса на образовательные услуги»

УДК 339.13

ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ Булганина Светлана Викторовна, к.т.н., доцент (e-mail: bulgsv@mail.ru) Ромашова Ирина Алексеевна, студент (e-mail: romashovaia@st.mininuniver.ru) Деулина Светлана Александровна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: deulinasa@st.mininuniver.ru)

В статье показаны результаты социологического исследования, проведенного в октябре 2018 года. Целью опроса являлась оценка спроса на образовательные услуги детей в области химии у жителей Нижнего Новгорода. Показаны цели образования, частота и продолжительность занятий, уровень цен, варианты продвижения.

Ключевые слова: социологическое исследование, образовательные услуги, опрос, обучение химии.

Введение

В настоящее время проводится много исследований в науке. Время не стоит на месте, мир постоянно развивается, желание заниматься наукой прививается с детства, в связи с этим требуется все больше людей для свершения новый открытий и знаний. Детские центры переполнены программами по танцевальным направлениям, арт-студиями, театральным искусством, пением и т.д. Очень мало детских центров, у которых образовательный маршрут направлен на развитие исследовательских навыков обучающихся. Важно развивать наше будущее поколение с малых лет. Ребенок может пробовать посещать кружки, чтобы понять, чем он хочет заниматься в будущем. Также посещение детского центра развития, различных кружков способствует организации досуга и отдыха детей. Ребенок совмещает приятное с полезным - происходит развитие определенных навыков и способностей наряду с социализацией в обществе, приобретением друзей, знакомство и адаптация к окружающему миру. В Нижнем Новгороде очень мало кружков, связанных с химией. Рассмотрим вариант открытия кружка «Занимательная химия». Важно организовать такой клуб, где ребенок мог бы проявить свои таланты, задатки и в научной сфере. Проведем сравнительный анализ образовательных центров данного направления.

Методика исследования

В кружке «Занимательная химия» школьник будет проводить время, обучаясь чему-то новому, развивать себя, при этом весело проводить время, т.к. опыты и различные эксперименты никого не заставят сидеть на месте, а будут побуждать к получению полезной и интересной информа-

ции, знаниям, которые пригодятся не только «потом», на уроках химии, но и в реальной жизни. Ведь это главное - получить знания в специальных развивающих организациях, чтобы потом эти знания можно было применить в решении жизненных ситуаций. Подготовить младшего гражданина страны ко взрослой жизни. Помимо исследовательских навыков у ребенка также развиваются фантазия и творческое мышление.

Таблица 1 - Анализ конкурентов

№ Наименование компании Адрес фирмы Достоинства Недостатки

1 Клуб юных химиков «Фа-радей» Нижний Новгород, Ул. Варварская 32Д 1. Наличие специальных программ обучения 2. Предоставление формы и одежды для опытов 1. Высокие цены 2.Неизвестность клуба

2 Объединение юных химиков «3 кита» Нижний Новгород, Ул. Пис-кунова 3/3 1. Программа направлена на практическую деятельность детей; 2. Местоположение - центр города 1. Программа реализована для обучающихся 5-7 классов.

Нужно выделить следующие особенности кружков по химии:

- Профориентационная направленность - у школьников есть возможность с самых лет иметь представление, будет ли он заниматься химией в будущем или нет;

- С помощью опытов и экспериментов у ребенка происходит развитие исследовательских навыков, фантазии, творческого мышления, а также памяти и внимания;

- Организация досуга и отдыха детей;

- С малых лет ребенок приучается к организации и охране труда;

- Приобретенные знания школьник может проявить на уроках химии в старшей школе, а также при подготовке к сдаче экзаменов;

- Социальная адаптация детей.

В качестве конкурентов, мы можем рассматривать организации, которые также занимаются проведением научного кружка по химии. Целевая аудитория - взрослые от 18 до 55 лет, имеющие детей от 6 до 11 лет, со средним уровнем дохода, имеющие жизненную активную позицию, стремящиеся развивать своих детей и дать им качественное образование.

Цель исследования - выявление спроса на образовательные услуги потребителями Нижнего Новгорода и выявление актуальности и заинтересо-

ванности в открытии кружка по химии среди детей младшего школьного возраста (от 6 до 11 лет). В качестве инструментария выбран анкетный опрос [2]. Целевая аудитория - взрослые от 18 до 55 лет, имеющие детей от 6 до 11 лет, со средним уровнем дохода, имеющие жизненную активную позицию, стремящиеся развивать своих детей и дать им качественное образование. Опрос проводился в октябре 2018 года. Выборка - 35 человек, родители детей, преимущественно мамы (73,5%), имеющие 1-2 детей, 93,1% посещающих кружки и секции Нижнего Новгорода в настоящее время. Результаты анкетирования следующие:

По результатам ответов на вопрос «В каком районе вы проживаете?» сделаем вывод, что большинство опрошенных проживают (рис. 1) в Советском районе (42,9%), на втором месте - Нижегородский район (14,3%). Следовательно, кружок лучше всего расположить в верхней части города.

Ф Советский в Нижегородский Ф Лриокский О Сормовский Ф Московский ф Канавинский ф Ленинский Ф Автозаводский Ф Живу в области

Рисунок 1 - Распределение респондентов по месту жительства По результатам ответов на вопрос «Какие способности Вы хотели бы развить у своего ребенка?» сделаем вывод, что в основном родители хотят развить у своего ребенка фантазию и мышление (27 человек), а также память и внимание (24 человека). На втором месте - мелкая моторика рук (12 человек) и обучаемость (16 человек). Эти показатели нужно учитывать при составлении рабочей программы кружков по химии. Люди хотят водить детей в коммерческие образовательные центры (60%), кружки на базе школ, центров дополнительного образования и вузов (40%) [1] и заниматься самообразованием детей (42,9%).

Ответы на вопрос «Как организуется дополнительное образование?» дает понять, что приоритетным дополнительным обучением и развитием детей является посещение кружков, секций или курсов (19 человек выбрали этот вариант ответа). На них есть большой спрос. Почти 40% опрошенных (11 человек) родителей утверждают, что их дети читаю журналы и книги. В проект развития кружка можно добавить выпуск журнала или вестника. Причинами, сдерживающими посещение кружков детьми и факторами самообразования являются - неудобное месторасположение, отсутствие времени водить ребенка по кружкам и высокая стоимость занятий, что показано на рисунке 2

9 (39.1 %)

12 (52.2 %)

5 (21.7 %)

Высокая стоимость занятия Нет времени водить ребенка Далеко добираться

личная инициатива

Больш врер.чени проводить с ребёнком

О 2 4 6 8 10 12 14

Рисунок 2 - Причины самообразования детей родителями респондентов

Большинство родителей ответили на вопрос «Хотели бы Вы отдать ребенка в кружок по химии?», положительно (60%). 34,3% выбрали ответ «Затрудняюсь ответить». Т.к. в Нижнем Новгороде мало кружков по химии для детей младшего школьного возраста, у родителей слабое представление о их деятельности. В таком случае можно провести мастер-классы для детей и родителей по химии. Также можно устроить день открытых дверей. Наиболее актуальным ответом на вопрос «Сколько раз в неделю должны проходить занятия?» оказался вариант проведения занятий 2 раза в неделю (71,4% опрошенных). Предпочтение по длительности - 1 час (отметили 82,9% респондентов) Следует учесть этот показатель при организации работы кружка. По мнению опрошенных, самая оптимальная стоимость одного занятия в среднем от 250 до 499 рублей (указали 57,1%).

Результаты и обсуждение.

В ходе исследования авторами выявлено:

1. Дети и родители имеют желание посещать кружок по химии;

2. Целевая аудитория - семьи с одним / двумя детьми;

3. Открывать кружок по химии оптимально всего 2 в центре города и 1 в заречной части Нижнего Новгорода, в доступном расположении здания, с наличием места для паркования личного транспорта;

4. Для людей, которые занимаются самообразованием детей дома, в перспективе развития можно разработать электронную версию подготовки в кружке по химии. Для детей, которые уделяют внимание чтению дополнительных журналов и книг, можно создавать журналы или вестники, связанные с областью кружковой деятельности;

5. Деятельность кружка должна быть направлена на развитие таких качеств, как: творческое мышление, память, внимание, фантазия. Для успешной организации кружка требуется использовать нестандартные подходы к обучению чтобы поддержать интерес ребенка к занятиям (видеофрагменты, опыты и эксперименты, а также различные игры и сценки). Очень важно, чтобы занятия проводили квалифицированные педагоги, которые имеют образование с профилем - химия;

6. Оптимальное количество занятий в неделю - 2 раза, длительность занятия - 1 час;

7. При установке ценовой политики кружка, следует учесть, что опрошенные имеют средний уровень дохода, а приемлемая цена одного занятия должна быть от 250 до 500 рублей;

8. При проведении рекламной кампании стоит использовать такие средства, как социальные сети (Вконтакте, Instagram, Viber и др.), поисковые системы интернета, мастер-классы в образовательных учреждениях, Дни открытых дверей, распространение флаеров, листовок в местах наибольшего скопления семей.

Выводы и заключение

Проведенное исследование показало, что научный кружок «Занимательная химия» необходимо открыть на рынке дополнительных образовательных услуг Нижнего Новгорода, дети с раннего детства начнут приобщаться к научной деятельности. Кружок способен конкурировать с другими клубами при наличии удобного месторасположения, квалифицированных педагогов, интересной подачи материалов, доступных цен, эффективной рекламной кампании. Список литературы

1. Прохорова М.П., Булганина С.В. Восприятие образовательных инноваций абитуриентами // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 48-56.

2. Цверов В.В., Булганина С.В. Маркетинговое исследование конкуренции на нижегородском рынке образовательных услуг // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2007. № 21. С. 142-149.

Bulganina Svetlana Viktorovna, Cand. Techn.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Romashova Irina Alekseevna, student

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Deulina Svetlana Aleksandrovna, student

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia STUDY OF DEMAND FOR EDUCATIONAL SERVICES

Abstract. The article shows the results of a sociological survey conducted in October 2018. The purpose of the survey was to assess the demand for children's educational services in the field of chemistry among residents of Nizhny Novgorod. Showing the goals of education, the frequency and duration of employment and the price level, options for promotion Key words: sociological research, educational services, survey, chemistry training.

УДК 37.022

СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Бушуева Анастасия Алексеевна, студентка Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н, доцент Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (bystrova_nv@mail.ru, dec2112fa@mail.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.