Педагогика, Социология
УДК 374
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Бездетно Ксения Андреевна, студент (e-mail: [email protected]), Титова Татьяна Александровна, студент
(e-mail: [email protected]), Булганина Анастасия Евгеньевна, студент
(e-mail: [email protected]) Хижная Анна Владимировна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Булганина Светлана Викторовна, к.т.н., доцент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В статье показаны результаты исследования потребителей при выборе услуг дополнительного образования детей. Рассмотрены предпочтения 53 школьников Н.Новгорода по направлениям кружков и секций, их расположению, целям, частоте посещений и дням занятий, длительности обучения, выявлено оптимальное количество детей в группе, требования к педагогу и оценена возможность оплаты.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, опрос, кружки
Введение. Дополнительное образование детей занимает важное место в общей системе получения знаний. Это важный этап в жизни ребёнка. Здесь он может получить первоначальные знания, умения и навыки по абсолютно любому направлению. Дополнительное образование становится все более популярными, так как это отличный способ не только раскрыть свои способности, но и провести время с пользой [2, 4]. Создается мощная инфраструктура, что способствует формированию отличной кадровой и материальной базы. С помощью дополнительных образовательных программ в отечественной педагогике осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.
Методика исследования. Для того, чтобы разобраться во всех тонкостях вопроса о системе дополнительного образования детей, авторами была подобрана и проанализирована литература, соответствующая выбранной теме. Ознакомившись и с различными источниками, были выбраны и структурированы необходимые аспекты данного направления деятельности. Таковыми стали история развития дополнительного образования от истоков до того этапа, на котором оно находится сегодня; особенности учреждений дополнительного образования как
воспитательных организаций; а так же цели, стоящие перед дополнительным образованием и его функции. На втором этапе проведено опрос потребителей образовательных услуг в системе дополнительного образования детей. Выборка составила 53 человека, школьников Нижнего Новгорода (мальчики (62,3%) и девочки (37,7%)).
Результаты и обсуждение. Выявляя, какие занятия посещают опрошенные школьники, получено, что (62,3%) отдают предпочтение только одному занятию в свободное от школьных занятий время, а 37,7% детей занимаются в разных кружках и секциях (рис. 1).
Рисование
Плавание
шахматы
Спортивные направления
Моделирование I Декоративно-прикладное 1 творчествоР Литературное чтение I
18 (34 %)
29 (54.7 %)
I -6 (11.3%)
О 5 10 15 20 25 30 3
Рисунок 1 - Предпочтения выбора кружков и секций у школьников
Оптимальным временем посещения занятий является вторая половина дня (указали 69,8% респондентов) в промежутке с 16:30 до 19:00 (рис. 2). Часть детей учатся в школе во вторую смену, поэтому, как показал опрос, занятия утром (5,7%) или днем (24,5%) проходят крайне редко. Как показал опрос (рис. 3), важным фактором при выборе кружка является его местоположение. Всего лишь 11,3% всех опрошенных родители согласны возить на занятия в другие районы. Большинство школьников (84,9%) считают, что оптимально посещать кружки и секции два раза в неделю (рис. 4). Нужно отметить, что ребенок не будет перегружен данным направлением деятельности и всегда с интересом и удовольствием станет приходить в кружки и секции дополнительного образования. Вызвать интерес у ребёнка - это важная задача в этой области деятельности.
# Утро (з промежутке с 9 00 до 12:30)
# День (в промежутке с 13:00 до 16 00)
# Вечер (з промежутке с 16:30 до 19:30)
Рисунок 2 - Время, оптимальное для посещения занятий
ф Да. наличие кружка в нашем
районе не играет большой роли ф нет. удобнее посещать занятия в кружках рядом с домом
Рисунок 3 - Необходимость наличия кружка в районе проживания
Ф 1 раз в неделю • 2 раза е неделю Ф чаще, чем 2 раза в неделю ф 1 раз б месяц
Рисунок 4 - Частота посещений в неделю
В ходе опроса (рис. 5) школьникам было предложено выбрать наиболее удобные дни для посещения занятий с понедельника по субботу, выявлено, что понедельник и пятница, вторник и четверг, являются основными днями для занятий в системе дополнительного образования: 62,3% школьников готовы посещать кружки и секции дополнительного образования два года, а 24,5% - три года, 7,5% - лишь год (рис. 6). Оптимальным количеством детей в группе является до десяти человек (рис. 7). Оптимальный возраст педагога дополнительного образования (рис. 8), с позиции школьников, 2125 лет (52,8%), 23-36 лет (26,4%), не имеет значения (15,1%), остальные считают, что должны быть старше.
29 (.5-Л.7
35 (66
• 1 ГОД
• 2 года
# 3 года
# Более 3-х лет
Рисунок 5 - Дни посещений занятий Рисунок 6 - Планируемая занятость в кружке (лет)
# до ю человек
• От 10 до 15 человек Ф Свыше 15-ти человек
Рисунок 7 - Оптимальное количество детей в группе
• 1В-20 пвт
• 21-25 лет #26-35 лет
• 36-45 лет
• <16-55 пет
• Старо» 55 лет
Ф Не имеет знамения
Рисунок 8 - Оптимальные возраст педагога дополнительного образования
Квалификация педагога дополнительного образования (рис. 9) важна при выборе образовательного направления, так первенство отдается студентам, получающим профильное образование, особенно по направлениям деятельности технического творчества (60,4%), а также педагогам, которые имеют большой стаж, опыт и квалификацию (28,3%). Нужно отметить, что в НГПУ им.К.Минина ведется подготовка студентов (Педагогическое образование 44.03.05 Профиль: Технология и экономика / Информатика и технология), и магистрантов (Педагогическое образование 44.04.01. Профиль: Мехатроника и робототехника / Управление в системе дополнительного образования детей) [2, 3]. Основные цели посещения занятий, связанных с техническим творчеством являются: развитие творческих способностей (37,7%), развитие мелкой моторики рук, аккуратности и усидчивости и совершенствование знаний и умений (по 22,6%) и лишь (17%) проведение свободного времени с пользой (рис. 10).
ф Студент, получающий профильное
для кружка образом нив ф Педагог без опыта работы, но
получивший высшее образование ф Педагог, который имеет категорию ф Человек имеющий в наличии только сертификат по профилю кружка
Рисунок 9 - Квалификация педагога дополнительного образования
ф Развитие мелкой моторики рук,
аккуратности, усидчивости ф Совершенствование знаний и умений
ф Развитие творческих способностей ф Проведение свободного времени с пользой
Рисунок 10 - Цель посещения занятий ребёнком
Большинство респондентов предпочитает бюджетную основу (рис. 11) занятий в системе дополнительного образования (94,3%). При этом в случае перевода кружков и секций на коммерческую основу, родители готовы платить за занятия до 5000 рублей в год (рис. 12).
ф Платные занятия ф бесплатные занятия
Рисунок 11 - Финансирование кружка
• Нет
• Да. до 1000 рублей в год
• Да, до 3000 рублей в год
• Да до 50СШ рублей в год ф Да. йена значения не имеет
Рисунок 12 - Перевод кружков и секций дополнительного образования
детей на коммерческую основу
Выводы и заключение. Благодаря проведенному опросу с помощью Google-формы, было выявлено, что дополнительное образование в разных направлениях, является нужным и важным для школьников и их родителей. Многие родители с удовольствием приведут своих детей на такие занятия, но с небольшими условиями. Конечно, всех интересуют вопросы о возрасте и подготовке педагога, о форме занятий и способе оплаты. Стоит отметить, что большинство родителей совсем не пугает перевод кружка на коммерческую основу. Проведенное исследование дало возможность для разработки путей по улучшению творческих объединений. Сделано это было с целью не только их модернизации, но в помочь педагогам для подготовке к тому, что будет их ждать и с какими трудностями они могут столкнуться. Реализация всех предложений, несомненно, приведёт к тому, что занятия технического творчества станут еще более популярными и востребованными. В современном мире рынок образовательных услуг предоставляет огромное количество вариантов для выбора направлений дополнительного образования. Родители и дети имеют все возможности для того, чтобы попробовать себя в разных кружках и остановиться на том, что понравится больше всего. В последнее время всё чаще выбор творческого объединения связан с мечтами ребёнка о своей профессии. Родители всеми силами стараются дать детям хорошее подспорье, обучить их первоначальным навыкам. Такое направление как конструирование и моделирование является одним из важных, так как большая часть профессий будущего связано именно с ним. Но, к сожалению, не все родители имеют возможность получить полную информацию по этому виду творчества. Это очень затрудняет работу и набор детей в группы. В связи с тем, что мы живём в XXI веке, веке технологий и коммуникаций, то лучшим способом получения информации будут являться социальные сети и Интернет. В рамках этого можно внести в работу творческого объединения ряд изменений. Во-первых, благодаря созданному специальному сайту, страничке в таких социальных сетях, как ВКонтакте и Instagram, родители всегда смогут получать самую новую информацию и быть в курсе всех изменений. А во-вторых, у родителей всегда будет возможность связи с педагогом. Это оказалось очень важным показателем, так как дети могут перестать посещать занятия, так как родители не могут получить ответы на волнующие их
вопросы. Как показало исследование, важным аспектом является возраст педагога дополнительного образования. Он должен находиться с детьми "на одной волне". Но люди, к сожалению, не молодеют. И педагогу не всегда будет 25 лет. Поэтому необходимо создавать специальные курсы для тех, кому более 40 лет. На них педагог сможет ознакомиться со всеми современными технологиями, узнать нововведения в разных сферах и понять, чем интересуется подрастающее поколение. В таком случае, учителя будут всегда востребованными в своей сфере, родители будут с удовольствием доверять своих детей, зная, что перед ними уникальный человек: в нём сочетается и опыт общения с детьми, и знание своего предмета на высшем уровне, и возможность найти подход к каждому ребёнку несмотря на свой возраст. Таким образом, в ходе исследования была достигнута поставленная цель и решён ряд задач.
Список литературы
1. Булганина С.В., Сергеева А.А., Зубова А.Д., Большакова Ю.С. Оценка требований потребителей детского образовательного центра // Глобальный научный потенциал. 2019. № 2 (95). С. 104-107 .
2. Голубева О.В., Лебедева Т.Е., Толстенева А.А. Социокультурная практика: опыт апробации и направления развития сетевого взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 416.
3. Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 158-162.
4. Сульдина В.В., Голубева О.В. Развитие творческой деятельности обучающихся в центре детского творчества // В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования, сборник статей по материалам IV региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 51-54.
Bezdetko Ksenia Andreevna,student Titova Tatyana Alexandrovna, student Bulganina Anastasia Evgenievna, student
Hizhnaya Anna Vladimirovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Bulganina Svetlana Viktorovna, Cand. Techn.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN
Abstract. The article shows the results of consumer research when choosing services of additional education for children. The preferences of 53 schoolchildren of N. Novgorod in the directions of circles and sections, their location, goals, frequency of visits and days of classes, duration of training, the optimal number of children in the group, the requirements for the teacher, and the possibility of payment are considered. Keywords: additional education of children, survey, circles