УДК 339.13
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА НА УСЛУГИ ФОТОСТУДИЙ Булганина Светлана Викторовна, к.т.н., доцент (e-mail: [email protected]) Булганина Анастасия Евгеньевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В статье показаны результаты маркетингового исследования, проведенного в январе 2019 года. Целью опроса являлся спрос на услуги и анализ требований клиентов фотосалонов и студий. Показаны особенности деятельности фотостудий, ассортимент и стоимость услуг, структура информации, размещаемая на сайтах и в соцсетях.
Ключевые слова: маркетинговое исследование, фото студия, анкетирование.
Введение
В настоящее время на рынке Нижнего Новгорода осуществляют свою деятельность 96 фотосалонов, а услуги фотосъемки предлагает 171 фирма (по данным https://2gis.ru/n_novgorod/ на январь 2019 г.), что говорит о высокой степени конкуренции на данном рынке (рис. 1). В связи с этим необходимо изучение потребностей клиентов для адаптации деятельности фотосалонов к меняющимся требованиям рынка [2].
Основными услугами фотостудий являются фотосессии и видеосъемки, аренда фотостудии и оборудования, выездные фотосессии на природе и в других местах, обучение фотосъемке. Часть фотостудий предлагают в аренду фотофоны, одежду для фотосессии и аксессуары, услуги визажиста, парикмахера и стилиста, фотосъемку с животными, птицами и рептилиями, проведение лекций, праздничных мероприятий. Половина фотостудий проводят фотоконкурсы, обязательным условием которого съемка в своих интерьерах. Некоторые фотостудии являются пунктом выдачи фототехники с услугами консультаций пользования профессиональными фотоаппаратами, часть выполняют дополнительные услуги по печати фотографий и изготовления сувенирной продукции [1].
Анализ деятельности фотостудий показал, что на рынке Нижнего Новгорода предлагается широкий спектр услуг. Стоимость фотосессий варьируется от одной до десяти тысяч рублей и зависит от квалификации фотографа, тематики фотосъемки, количества фотозон, длительности съемки, количества людей, участвующих в фотосессии, времени и дня проведения, количества заказываемых снимков с ретушью, сложности освещения и других критериев.
Рисунок 1 - Месторасположение фотостудий в Нижнем Новгороде (2GIS)
Аренда студии в среднем варьируется от 500 до 2000 рублей за час и зависит от интерьера и площади залов, качества оборудования, известности фотостудии, ее месторасположения, качества дневного освещения, времени и дня проведения фотосъемки. Фотостудии имеют официальный сайт и странички в соцсетях, где показаны примеры работ, интерьеры залов, наличие элементов декора для проведения тематических фотосессий, месторасположение и контактные данные, ассортимент и стоимость услуг, фотопроекты, сроки выполнения работ, рекламные акции, фотографы и их квалификация, чат (вопрос-ответ) и онлайн запись, частота обновления декораций, наличие парковки и другие сведения.
Методика исследования.
Цель маркетингового исследования - получение достоверной информации о требованиях к услугам фотосалонов потребителями, уровне спроса и выявлении пожеланий клиентуры к условиям фотосъемки, ассортименту услуг и уровню цен на эти услуги. В качестве метода исследования выбран опрос. Выборка случайная, вероятностная, составила 290 человек (большинством опрошенных являются девушки, их процент составляет 69%, процент опрошенных мужчин равен 31%) в возрасте 18-21 год (69%), 26-35 лет - 24,1% , что видно из рис. 2.
I
г \
\ 31* ^
» 69% I А
к. А
i f
в Женский в Мужской
I до 18 лет I 18-21 I 22-25 > 26-35 I старше 35
Рисунок 2 - Половозрастной состав участников опроса
Около 72,4% работающие люди, остальными являются студенты (24,1%) и школьники (3,5%). Большинство респондентов зарабатывают 2100030000 рублей в месяц (27,6%), 20,7% опрошенных получают доход свыше
30000 рублей в месяц или не имею ежемесячного стабильного дохода вовсе, 13,8% получают 5000-10000 рублей и 10,3% получают 11000-20000 рублей в месяц.
Результаты и обсуждение.
На вопрос "Как часто вы пользуетесь услугами фотостудии?", выявлено, что треть нижегородцев услугами фотостудии не пользуются, их процент составляет 34,5%, 24,1% обращаются в фотосалоны и студии раз в год, 17,2% приходят 1 раз в пол года и 13,8% составляют те, кто посещают фотостудию по несколько раз в год, около 10,4% обращаются за услугами при необходимости (фотосъемка торжественных мероприятий - свадеб, юбилеев, рождения детей, выпускных вечеров и т.д.).
Большинство респондентов регулярно в фотосалоны приходят, чтобы сделать фото на документы (89,7%) - фото на паспорт, визы, документы и т.п., 20,7% пользуются студийной съемкой, 10,4% опрощенных приходят в фотостудии за свадебными фото и проведении фотосессий Love Story, 6,9% заказывают фото-атрибутику (фотопечать на одежде, кружках, магнитах, календарях и др.) дополнительно пользуясь дизайнерскими услугами фотосалонов. Большинство за фото на документы готово отдать 100 рублей (65,5%) и 24,1% готов отдать до 300 рублей.
Половина опрошенных 1 раз в несколько лет пользуются услугами студийной съемки (указали 55,2%), 20,7% пользуются услугами 1 раз в год и чаще, и 13,8% не пользуются данными услугами вообще. Часть нижегородцев готовы заплатить за час фотосъемки в студии от 500 до 1000 рублей (41,4%), 31% готовы отдать от 1000 до 3000 рублей и 24,1% не готовы платить больше 500 рублей.
Треть респондентов (34,5% опрошенных) раз в несколько лет пользуются услугами фотопечати своих фотографий в фотосалонах (как правило снимки большого формата), процент тех, кто посещает с данной целью раз в неделю и раз в пол года, равен 24,1% (печатают стандартные фото от 10*15 см до А4).
Больше половины опрошенных (62,1% респондентов) признаются, что ни разу не пользовались услугами изготовления фото-атрибутики (большинство не задумываются об этом или не уверены в качестве выполнения данных фотоуслуг) и 31% все-таки раз в несколько лет дают заказы на магниты, фото-пазлы, фотокалендари, печать на сувенирной продукции (флешках, кружках, часах) и одежде.
На вопрос "Хотели бы вы воспользоваться услугой обучения фотосъемке?" ответы распределились следующим образом: большинство не хочет воспользоваться услугой обучения фотосъемке, это 55,2% от общего числа, 31% опрошенных находится в раздумьях и всего 13,8% проголосовавших хотят научиться фотографировать, что видно из рис. 3а.
Выявляя спрос на аренду фотооборудования получены следующие ответы: 55,2% опрошенных не хотят брать в аренду профессиональное оборудование или арендовать фотостудию, 27,6% хотели бы воспользоваться
данной услугой и только 10,3% респондентов дали положительный ответ, что отражено на рис. 36.
I Да. хочу I Может быть | Нет. не хочу
к
\
55,2%
\ ю.: к \
27.6% V
\
9
I Да
I Уже пользовалась ) Может быть I нет
а
б
Рисунок 3 - Спрос на услуги обучения фотосъемке и аренду фотооборудования
На вопрос "Хотели бы вы участвовать в фотоконкурсах?", большинству респондентов это не интересно (48,3%), 34,5% участников опроса согласились бы на участие в фотоконкурсе, организованных фотостудиями и 17,2% хотели бы принять активное участие. При этом нижегородцы считают, что данные конкурсы необходимо организовывать с регулярностью раз в несколько лет их процент составляет 62,1%, 27,6% считают раз в год и 10,3% - 1 раз в пол года, что видно из рисунка 4.
»Да
( Может быть
I Нет, мне это не интересно
11 раз е пол гада И раз б тс М рва б несколько лег
Рисунок 4 - Спрос на фотоконкурсы и регулярность их проведения
Выводы и заключение
Подводя итог маркетингового исследования, можно сделать следующие выводы: на рынке Нижнего Новгорода большое количество фотостудий, предлагающих разнообразные услуги по фото и видеосъемке. Студии различаются ассортиментом основных и дополнительных услуг, площадью и количеством фотозон, квалификацией фотографов, парикмахеров, визажистов и стилистов, стоимость услуг и пакетных предложений может отличаться в два-три раза и рассчитана на разную платежеспособность людей Спрос на услуги фотостудий на среднем уровне, что существенно ниже уровня предложения, чтобы привлечь клиентов разрабатывается система скидок, проводятся фотоконкурсы и рекламные акции, регулярно обновляется интерьер залов, вводятся дополнительные услуги и продажа фотопродукции.
Список литературы
1. Калугина Н.К., Булганина С.В. Тайный покупатель в маркетинге // В сборнике: Инновационные технологии управления сборник статей по материалам II Всероссий-
ской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 86-88.
2. Лебедева Т.Е. Маркетинговые исследования // Учебно-методическое пособие / Ответственный редактор О.В. Каткова. Нижний Новгород, 2008.
Bulganina Svetlana Viktorovna, Cand. Techn.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Bulganina Anastasia Evgenievna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia MARKETING RESEARCH OF DEMAND FOR PHOTO STUDIO SERVICES Abstract. The article shows the results of a marketing study conducted in January 2019. The purpose of the survey was the demand for services and analysis of the requirements of customers of photo salons and studios. Shown are the peculiarities of photo studio activities, the range and cost of services, the structure of information posted on websites and social networks.
Keywords: marketing research, photo studio, questioning.
УДК 332.122.64
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н, доцент ([email protected]) Цыплакова Светлана Анатольевна, к.п.н, доцент ([email protected]) Бушуева Анастасия Алексеевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина ([email protected])
В статье рассматривается инновационный потенциал предприятия. Определяются факторы эффективности инновационного потенциала. Рассматриваются стадии формирования и развития инновационного потенциала. Исследуются методы оценки инновационного потенциала предприятия с точки зрения стратегического управления.
Ключевые слова: предприятие, инновации, инновационный потенциал, инновационная деятельность, экономический аспект.
Главным фактором экономического роста и обеспечение надлежащего места отечественной экономики в мировой экономической системе является эффективное использование инноваций, которые превращаются в решающий фактор социально- экономического развития и играют ведущую роль в решении экономических, экологических, социальных и культурных задач. В этой связи особую актуальность приобретает рассмотрение комплекса вопросов относительно инновационной деятельности предприятий и, в частности, инновационного потенциала как системного показателя, который характеризует уровень эффективности предприятия в реализации