Научная статья на тему 'Исследование социального туризма зарубежных авторов: теория и практика'

Исследование социального туризма зарубежных авторов: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1176
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / МОДЕЛИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SOCIAL TOURISM / SOCIO-ECONOMIC CATEGORY / CONCEPT / MODEL / SYSTEM APPROACH / SOCIOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Донскова Л.И.

Проанализированы исследования проблем социального туризма, осуществленные зарубежными авторами. При работе с текстами научных исследований и концепций социального туризма применялся сравнительный (компаративный) и системный методы. Авторы сконцентрировали внимание на представлениях об его социальной значимости и предпочтительной форме организации с участием государства, в том числе целевых программ и социальных проектов. Особое внимание уделяется взглядам на важность инициатив осуществления социального отдыха и оздоровления, позволяющих реализовать его для социальных групп: молодежь, семьи, инвалиды, пожилые людьми. Полученные результаты могут быть применены при формировании методологии исследования социально-экономической сущности социального туризма, а также в ходе преподавания социально-экономических дисциплин в туристической сфере. Обозначенные в статье основные методы, способы и инструменты в исследовании социального туризма актуальны в современной России, что должно способствовать его поступательному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF SOCIAL TOURISM BY FOREIGN AUTHORS: THEORY AND PRACTICE

The research of foreign authors of the problem of social tourism have been analyzed. While working with texts, scientific research and social tourism concepts comparative and systematic methods are applied. The authors focused on the perceptions of its social importance and preferable form of organization with the participation of the State, including targeted programs and social projects. Special attention is paid to the importance of implementation of the initiatives and realization of social recreation and health recovery, to enable it for social groups: youth, families, the disabled, and the elderly. The results can be applied while forming the research methodology of socio-economic essence of social tourism, as well as in teaching the socio-economic disciplines in tourism. The basic techniques, methods and tools for studying social tourism outlined in the article are relevant in contemporary Russia, which should contribute to its progressive development.

Текст научной работы на тему «Исследование социального туризма зарубежных авторов: теория и практика»

НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ И СООБЩЕНИЯ

УДК 338.48

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Л.И. Донскова

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

Аннотация. Проанализированы исследования проблем социального туризма, осуществленные зарубежными авторами. При работе с текстами научных исследований и концепций социального туризма применялся сравнительный (компаративный) и системный методы. Авторы сконцентрировали внимание на представлениях об его социальной значимости и предпочтительной форме организации с участием государства, в том числе целевых программ и социальных проектов. Особое внимание уделяется взглядам на важность инициатив осуществления социального отдыха и оздоровления, позволяющих реализовать его для социальных групп: молодежь, семьи, инвалиды, пожилые людьми. Полученные результаты могут быть применены при формировании методологии исследования социально-экономической сущности социального туризма, а также в ходе преподавания социально-экономических дисциплин в туристической сфере. Обозначенные в статье основные методы, способы и инструменты в исследовании социального туризма актуальны в современной России, что должно способствовать его поступательному развитию. Ключевые слова: социальный туризм, социально-экономическая категория, концепция, модели, системный подход, социологический подход.

THE RESEARCH OF SOCIAL TOURISM BY FOREIGN AUTHORS:

THEORY AND PRACTICE

L. Donskova

Altai State University, Barnaul, Russia

Abstract. The research of foreign authors of the problem of social tourism have been analyzed. While working with texts, scientific research and social tourism concepts comparative and systematic methods are applied. The authors focused on the perceptions of its social importance and preferable form of organization with the participation of the State, including targeted programs and social projects. Special attention is paid to the importance of implementation of the initiatives and realization of social recreation and health recovery, to enable it for social groups: youth, families, the disabled, and the elderly. The results can be applied while forming the research methodology of socio-economic essence of social tourism, as well as in teaching the socio-economic disciplines in tourism. The basic techniques, methods and tools for studying social tourism outlined in the article are relevant in contemporary Russia, which should contribute to its progressive development. Key words: social tourism, socio-economic category, concept, model, system approach, sociological approach.

Значение социального туризма для человека определяется реализацией конституционных прав граждан в области социальной сферы. Социальный туризм позволяет принимать участие в поездках, путешествиях, отдыхе представителей социальных групп населения, которые не имеют возможности самостоятельно осуществлять поездки. В самом общем понимании социальный туризм — это так называемый туризм для всех, целью которого является вовлечение всего общества в сферу туризма, включая обездоленных людей, находящихся в неблагоприятном положении (экономическом или по состоянию здоровья). Именно социальный туризм фокусирует свое внимание на лицах, которые имеют проблемы со здоровьем или финансовые ограничения [1, 2].

Перевод и реферирование научных публикаций зарубежных авторов Ш.А. Шанзель, Дж. Г. Фер-рер, Н. Ким, Л. Миннарт, Я. Джеблонски, Я. Кюрилова, К. Какудакис, С.Д. Мерве и др.) о проблемах социального туризма показал, что в них можно выделить ключевые аспекты — это правовые вопросы: государственное регулирование, социальная политика, социальная защита, общественные: роль туризма в семейных отношениях и его значение для пожилых людей, инвалидов, а также экономическое значение на уровне стран и регионов в решении социально-экономических проблем.

Зарубежные авторы рассматривают понятие социальный туризм с социальных аспектов: как фактор социальной интеграции (увеличивает самооценку, улучшает семейные отношения), средство демократизации и равных прав среди различных групп населения [4, 6]. Однако при этом исследователи подчеркивают и его экономические выгоды для стран и регионов [4].

Актуальность данной темы подчеркивается изменениями в обществе, экономике, политике стран Европы, что обусловливает особое внимание туризму для пожилых людей, инвалидов, семейному туризму. К примеру, социальный фактор характеризует тенденцию старения общества, т.е. увеличивается пожилое население (65 и более лет). Кроме того, процесс старения связан с распространением хронических заболеваний, что обусловливает повышение предоставления этим людям социальной помощи в будущем [3]. Семейный туризм в настоящее время является одним из наиболее крупных и постоянных рынков туристской индустрии. Например, из всех поездок внутренних туристов доля семейного туризма составляет 25% в Великобритании, 30% в США [8]. Особое внимание уделяется семьям, имеющим детей с недостатками развития или физическими пороками.

К тому же актуальность подчеркивается объективным фактором в политике стран Европы и поддерживаемым Европейским союзом (ЕС). Особое внимание уделено туризму для пожилых людей, инвалидов, семейному туризму, способствуя социальному туризму. Его развитие осуществляется благодаря проекту социального туризма «Калипсо» (2008 г.), поддержанного Европарламентом. Проект социального туризма как платформа европейского обмена был запущен в апреле 2012 г. (Ecalypso.eu). Цель этого проекта — уравнять доступ людей к путешествиям и поддержать социальный туризм в странах ЕС, особенно таких категорий населения: пожилые люди и пенсионеры, молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, семьи со скромным достатком и инвалиды.

На уровне проекта социальный туризм поддерживается через контракты, конкурсы, гранты, финансирование которых обычно осуществляется на национальном уровне каждой страны или на европейском уровне. При этом особенное внимание уделяется роли социальных инициатив для реализация социального туризма в европейских странах.

Все это в совокупности инициировало исследования социального туризма в странах ЕС с выделением следующих видов туризма: детский и семейный (КА. Шанзель) [8], пожилых людей — здоровое старение (Джорди Г. Феррер, Мирела Ферри Санз) [3], влияние туризма на качество жизни (Ким Хеллин) [5], а также анализ и оценка развития социального туризма на примере стран Европы: Чехия (Яна Яблонска [4]); Словакия [6] по правовым, социальным, экономическим вопросам. Вполне закономерно, что эмпирические исследования проведены на примерах именно Чехии, Словакии, Испании, Великобритании и других стран.

В этом контексте цель настоящего исследования — выявить общее и особенное в исследованиях зарубежных авторов по проблемам социального туризма, проанализировать европейский опыт: различные модели организации социального туризма, оценить социальные инициативы, научные подходы к исследованию социального туризма.

Основные положения, на которых строится методология исследований, — это концепция социального туризма, принципы, функции, модели, социальное и экономическое содержание, инициативы и социальные проекты.

Как концепция социальный туризм проистекает из права каждого человека на путешествия самостоятельно на (его или ее) социальных или экономических условиях [6]. Принципы социального туризма взаимосвязаны с функциями: экономическими, социальными и экологическими [6].

Модели осуществления социального туризма (выбранные ЕС) разделяют на четыре основные категории, которые отличаются в зависимости от специфики турпродукта и целевых групп населения: модель участия, включения, адаптации и стимуляции. Характеристика моделей и примеры их реализации приведены на примерах Франции, Испании, Великобритании [6].

Конкретизируем актуальные исследования по этим направлениям. Например, ученые из Новой Зеландии Хайке А. Шанзель (старший преподаватель международного туризма управления, Школа гостеприимства & туризма, AUT университет), Ян Йеоман (адъюнкт-профессор в Университете Виктории в Веллингтоне, Школа менеджмента) приводят текущие знания о семейном туризме, нацеленные в будущее, опираясь на ключевые слова: семья; будущее; прогнозирование; дети; туризм; демография.

В качестве методологии исследования используется когнитивный подход, включающий составление когнитивной карты (это совокупность идей-концепций и отношений в виде карты). Когнитивное моделирование текущих исследований и их значение в турпродукте имеет значение для прогнозирования будущего семейного туризма. Именно качественные исследования позволили совместить знания и набор практик, связанных с будущим семейного туризма. Вследствие анализа когнитивных карт будущее семейного туризма формируется в 9 кластеров, которые отражают общие тенденции современного общества, приводящие к изменениям в форме семей и важности семейных путешествий. Кластеры, связанные с изменениями в структуре семьи, характеризуют изменение ролей в семьях, а именно: большой акцент на детях и гендерному равенству, что требуют лучшего понимания новых решений о покупке туров или услуг туристическими предприятиями. В сфере туризма в будущем все большее разнообразие форм семьи: с одним родителем, пар геев и лесбиянок, смешанных и расширенных семей. Увеличение продолжительности жизни людей и смены ролей бабушек и дедушек в сочетании с меньшим количеством детей в обществе приводит к форме так называемой вертикальной семьи. Это означает, что в будущем чаще будут путешествовать несколько поколений: бабушки и дедушки со своими внуками (grandtravel). Доля этих туров сейчас составляет 7% всех взрослых путешествий. При этом из-за иммиграции семьи все чаще состоят из различных этнических групп и географически рассредоточены.

Необходимо отметить, что все молодые семьи и их требования к путешествиям могут выступать в качестве примера для следующего поколения туристов, что в будущем имеет важное значение для обеспечения устойчивости туристического бизнеса.

С увеличением числа путешествий расширенной семьи, состоящей из нескольких поколений (grandtravel), предоставляются более широкие возможности для формирования социального капитала семьи, не ограничиваясь рамками отношений «родитель — потомок». Семейный отдых, содействуя расширению социальной связи или социального капитала, предоставляет новые возможности обучения и может изменить поведение, а также помочь физическому и интеллектуальному развитию детей с ограниченными возможностями. В этом случае повышается значение инициатив для малообеспеченных семей, что расширяет горизонты путешествий семей в будущем, предлагая недорогие и доступные мероприятия.

В результате, как резюмируют авторы, дальнейшие исследования должны оценивать то, как путешествия влияют на отношения внутри семьи, и то, как лучше всего использовать эту информацию практикам.

Следующее исследование в социальном туризме рассматривает сегмент пожилых туристов. Социальный туризм в случае пожилых людей становится особенно актуальным, если рассматривать его в качестве возможного источника вмешательства в социальные и медицинские программы.

Исследования Джорджи Гарсес Феррер, Мирела Ферри Санз, Эстрелла Дюра Феррандис социального туризма и здорового старения (на примере Испании) позволяют оценить возможные связи между участием в туризме и улучшением в области здоровья.

Методология исследования построена на основе системного подхода. В основе эталонной модели лежит гипотеза исследования, сформулированная по данным ВОЗ (1946): «здоровье — состоя-

ние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов» [3].

Следовательно, глобальная концепция включает в себя различные аспекты жизни человека, т.е. синтез медицинской и социальной моделей, обеспечивая согласованное представление сферы здравоохранения с точки зрения биологических, индивидуальных и социальных аспектов.

Согласно главной концепции сформулированы пять рабочих гипотез (H1, H2, H3, H4, H5), которые на основе эмпирических исследований получили/не получили подтверждения. Рабочие гипотезы характеризуют параметры, к примеру, индивидуальное восприятие здоровья, способность вырабатывать инструментальные мероприятия повседневной жизни, удовлетворенность жизнью, социальную интегрированность, влияние туризма на здоровье пожилых людей.

Сбор данных осуществлялся на основе опроса пожилых людей (старше 65 лет) из шести центров досуга, в которых организуются развлекательные и оздоровительные мероприятия для пожилых людей в Испания (город Валенсия и его окрестности). При этом все пожилые люди делятся на две группы: участвующие и не участвующие в сфере туризма (туристы/не туристы). В результате выполнения анализа получены различные группы, образуя иерархический кластер, разделенный на две основные группы: туристы / нетуристы.

Анализ показал, что туристы статистически имели более высокий уровень здоровья, чем так называемые нетуристы, во всех измерениях. Они показали лучшие способности выполнять важную роль в деятельности повседневной жизни, чем нетуристы (подтверждается гипотезы H1, H2). Что касается параметра «удовлетворенность жизнью», то результаты не выявили значительных различий между обеими группами. Однако процент людей с большей удовлетворенностью был выше среди туристов, а меньшее удовлетворение получали нетуристы. Отсутствие различия в социальной интеграции пожилых людей туристов и нетуристов — характеризует то, что они уже участвуют в общественных мероприятиях, а не только в центре оздоровления и досуга.

Далее переменные были объединены в модель (SEM) для того, чтобы проверить влияние туризма на здоровье пожилых людей. Структурная модель уравнения (SEM) как статистический инструмент для тестирования сложных моделей характеризует отношения между несколькими переменными. Подчеркнем преимущества этого подхода: выявляются возможные причинно-следственные связи между туризмом и здравоохранением для пожилых людей, следовательно, положительное влияние туризма на здоровье пожилых людей (в соответствии с пятой гипотезой).

Доказано, что пожилые люди, которые участвуют в сфере туризма с целью улучшения физического и психического здоровья, способствуют достижению целей общества для активного и здорового старения. Это указывает на потенциальное влияние участия в туризме на потребление медицинских и социальных ресурсов в виде сбережений для правительств и семей. Пожилые туристы имеют более хорошее здоровье, что может означать меньшее использование медицинских услуг по сравнению с другими немолодыми людьми. Подчеркивается, что стареющее общество возлагает большие надежды на здравоохранение и социальную помощь, потому что увеличение средней продолжительности жизни не всегда коррелирует с здоровьем, отсюда важность активного старения.

В этом случае заслуживает внимания акцент на том, что правительствам необходимо будет рассмотреть ряд альтернативных вариантов для поощрения туризма этих социальных групп, особенно за счет инициатив по поощрению активной и здоровой старости.

Таким образом, данное исследование вносит значительный вклад в эту тему туризма и восприятие здоровья пожилых людей и представляет полезный методологический маршрут для будущих исследований.

Аналитическое исследование туристического опыта и качества жизни среди пожилых туристов проведено группой ученых во главе c Хелин Ким (научный сотрудник Департамента гостеприимства и туризма, Virginia Tech), опираясь на ключевые слова: участие пожилых туристов, значение удовлетворения в связи с опытом поездки и отдыха, удовлетворенность жизнью в целом, качеством жизни [5].

Модель исследования основана на системном подходе и теории деятельности. В исследовании рассматриваются взаимосвязи между шестью основными параметрами: участие, значение, удовлетворенность опытом поездки, удовлетворенность жизнью и отдыхом, качество жизни в целом. Модель исследования включает 9 гипотез, которые в результате исследования были поддержаны. По мнению

авторов, исследование указывает, в какой степени человек будет счастлив в общей жизни в результате их участия в мероприятиях по проведению досуга, их влияние на общую удовлетворенность жизнью.

Исследование базируется на основе теории деятельности в сфере отдыха и развлечений. Считается, что если теория деятельности и применялась в индустрии туризма, то ограниченно. Это исследование подтвердило теорию деятельности, что уровень участия пожилых туристов положительно влияет на их общее качество жизни. Кроме того, поддерживается теория распространения снизу вверх, т.е. общая удовлетворенность жизнью определяется удовлетворением отдыхом, а удовлетворенность жизнью зависит также, например, от туристского опыта.

Данное исследование обеспечивает комплексный подход к пониманию взаимосвязи между опытом путешествий и общим качеством жизни пожилых туристов. Результаты структурного анализа подтвердили, что основным определяющим фактором удовлетворенности поездкой среди пожилых является их туристский опыт. Это подразумевает, что опыт путешествий улучшает физическое и психическое здоровье пожилых людей и приводит к большей удовлетворенностью жизнью. Создателям стратегии развития туризма необходимо рассматривать с точки зрения силы этих отношений и в результате сохранения качества жизни пожилых туристов.

Социальный туризм, его клиенты и перспективы развития исследовались в одном из регионов, где повышается количество людей и семей, нуждающихся в социальной помощи, — Словакия. Провели исследование Яна Джаблонски, Матус Яремко, Гейза, М. Тимчак. Предметом исследования являются организации, предоставляющие турпродукты для социального туризма, объединения и объекты социального туризма в оказании помощи, поощрения и улучшения условий жизни социальных туристов. В результате показаны сильные и слабые аспекты социального туризма в Словакии и возможные области его улучшения [4].

Приведены положительные примеры инициатив социального туризма: первая Словацкая ассоциация институтов социального туризма, некоммерческие и бизнес-единицы. Например, социальный дом обеспечивает проживание и различные виды реабилитации, где человек, признанный инвалидом, может провести свое время и в то же время интегрироваться в нормальную жизнь.

В случае «молодые люди» как поставщик социального туризма — это туроператор «CKM 2000 путешествия», который предоставляет турпродукты для молодых людей, студентов и преподавателей (специальные скидки, обмен студентов между государствами, работа и учебные программы) [4].

В качестве нового аспекта социального туризма, что особенно подчеркивают авторы, рассматриваются беженцы. В настоящее время беженцы и мигранты находятся в рамках исследования во всех европейских странах, но выделяется ряд проблем — разные культуры, религии, социальные навыки (включая язык), трудовые навыки, образование и т.д. Когда общество лучше понимает глубинные аспекты социального туризма, можно увидеть деятельность в расширении доступа и пригласить государственных и социальных специалистов, а также путешественников посетить лагеря беженцев.

Результаты эмпирического исследования общественной осведомленности относительно социального туризма показало, что среди каналов связи, или различных типов освещения СМИ, Интернет остается крупнейшим источником, а вторым по значимости является телевидение. Это означает, что словацкое общество все еще недостаточно осведомлено о потребностях семей с низкими доходами, таким образом, поэтому более богатые слои не поддерживают их в достаточной степени. Это имеет важное значение в районах, где центральные источники не способны помочь, а низовые инициативы могут стать лучшим решением [4].

Успешный пример турпрактики в рамках программы «Калипсо» — это организация поездок для латвийских семей с низкими доходами по Чешской Республике, Словакии и Венгрии. В социально активном туре участвовали 350 семей (800 чел.), в общей сложности осуществили 20 поездок длительностью от 3 до 6 дней. Поездки были доступны для всех семей, которые были заинтересованы в низкобюджетном путешествии.

Обобщив основные результаты исследования и приведенные инициативы как инструмент для достижения цели социального туризма, ученые отмечали, что в будущем возможен переход от социального туризма к «туризму для всех». Необходимость социального туризма может возникнуть также от закрытия социальных программ правительств европейских стран вследствие реструктуризации задолженности или увеличения числа лиц, ищущих работу. Ключевой индикатор успешной реализации социального туризма, помимо статистики, люди, а именно барометр измерения их состояния

здоровья, социального самочувствия. Когда количество людей по уровню нищеты увеличивается (как в Словакии, так и в соседних странах), то благодаря проекту действий, инициированных правительством с поддержкой ЕС, можно сделать туризм доступным для всех, и особенно малоимущих, в пропорции, которая будет видна также в рамках национальной статистики.

На примере Европы в рамках программы «Калипсо» Я. Кюрилова и Л. Кратохвилова исследуют социальный туризм в Чешской Республике. Яна Кюрилова, Люси Кратохвилова представляют отдел региональных исследований факультета экономики Пражского университета экономики [6].

Методология исследования заключается в оценке поддержки социального туризма в Чешской Республике, а именно проекты социального туризма, финансируемые из национальных источников, особое внимание на отдельные регионы и целевые группы. Другая цель исследования — определить, какая модель социального туризма была реализована в Чешской Республике в этот период.

Оценка поддержки социального туризма в Чешской Республике производилась по регионам и целевым группам: семьи с детьми, молодые люди моложе 26 лет, пожилые люди и инвалиды. Все поддерживаемые проекты проанализированы по следующим критериям: локализация, бюджеты, целевые группы и мероприятия, направленные на круглогодичную деятельность.

Результаты анализа в целом свидетельствуют, что основные цели национальной программы поддержки социального туризма в Чешской Республике соответствуют принципам, установленным Европейской комиссией. Однако эти цели достигнуты лишь частично, потому что программа по-прежнему страдает от некоторых недостатков. Среди позитивных аспектов программы участие предприятий из всех регионов, поддержка проектов для всех целевых групп, а также проектов устойчивого туризма и усилия по разработке круглогодичной деятельности. Однако отмечаются и негативные ситуации. Поддержка социального туризма между регионами и среди целевых групп не была распространена на сбалансированной основе. Наибольшее количество средств отправлено в регионы и Прагу, так как это популярные туристические направления. Причинами такой ситуации, как предполагают авторы, стали недостаток информации или опыт кандидатов из других регионов, а возможно, и другие факторы.

При взгляде на общую направленность проектов просматривается, что те группы населения, которые наиболее часто сталкиваются с трудностями, получили наименьшую поддержку в сфере туризма. Наименьшее количество проектов было сосредоточено на инвалидах. Ситуация такова, что если инвалиды не имеют доступа к основным услугам (например, доступность санатория лицам на инвалидных колясках), они, в основном, не могут участвовать в туристических мероприятиях. Такая же ситуация и для пожилых людей с ограниченной подвижностью. Эта проблема должна и может быть решена с помощью более решительной поддержки будущих проектов, ориентированных на эти целевые группы.

В будущем было бы полезно для создания национальной базы данных социальных туристических объектов, как считают авторы, создать единую и простую систему маркировки туристических объектов (информация об их доступности для различных целевых групп социального туризма).

В следующем исследовании рассматривается роль отсутствия туристического опыта и связанной с этим неопределенности в путешествиях, предпринятых социальной целевой группой. Прошлые результаты указывают, что желательно иметь возможность предлагать различные турпродукты, приспособленные к условиям бенефициаров. В этом случае неопытные участники социального туризма могут двигаться в направлении более сложных решений путешествий, как только увеличивается уровень их опыта.

Проблему туристической неопытности и неопределенности исследует Линн Миннарт — доцент Центра гостеприимства, туризма и спорта управления Нью-Йоркского университета. Он публикует труды о социальном туризме и проводит исследования в этой области в разных странах и с различными целевыми группами: неблагополучные семьи, матери-подростки и женщины, пострадавшие от насилия в семье (Бельгия, Испания, Великобритания).

Структура научной статьи является немного нетрадиционной. Как правило, используется порядок: обзор литературы, методология и выводы. В этом исследовании обзор литературы исходит от первого раунда фокус-группы. Затем разработана модель, апробированная в тематическом исследовании. Эта структура характеризует создание теории от данных, полученных в социологических исследованиях. Для сбора исходных данных проведена серия опросов (полуструктурированное интервью) из девяти фокус-групп с работниками социального туризма во Фландрии и Бельгии [7].

Участвовали: Центральная организация в предоставлении социального туризма, Региональный Совет по туризму (поддерживает связь между государственным, частным и социальным секторами) и партнеры в частном секторе. Отели, мотели, гостиницы добровольно предлагают скидки для социальных групп, чтобы продвигать свою продукцию для новой целевой группы или в рамках добровольного сотрудничества и социального сектора. Инициативы особенно полезны для этого исследования, так как позволяют пользователям выбирать туры из широкого спектра предложений, следовательно, имеется возможность пользователям изменять свои решения о путешествиях. Они часто предоставляют консультации (отвечают на вопросы) и, таким образом, выступают свидетелем того, как делается выбор поездки.

В результате респонденты сообщили, что клиенты в качестве первого опыта социального туризма часто предпочитают однодневные поездки и предпочтительно в группе. Но при этом указывают, что присутствуют элементы тревоги: «они по-прежнему боятся: «Что мы делаем? Куда мы идем?» (хотя они уже имеют программы), «Что нам нужно принести с собой? Какие вещи мы можем взять? ВОЗ будет также там?» [7]. Более высокий уровень тревоги обычно встречается в групповых поездках, которые организуются третьими сторонами, где туристы могут не знать сопровождающих и других туристов.

Туристическая неопытность, если исходить из первоначальных выводов, изложенных выше, свидетельствует, что пригодность некоторых туристических продуктов для пользователей групп социального туризма может быть связана с опытом предыдущих поездок (неопытность как источник тревоги). Результаты показывают, что если уровень тревоги участников в социальном туризме становится слишком высоким, это уменьшает пригодность некоторых туристических продуктов.

На основе первоначальных выводов из анализа литературы о туризме важно исследовать тему неопытности в туризме далее. Для характеристики данных о неопытности туристов принят критерий «более / менее» опытные и три следующих показателя: сколько раз побывал в путешествиях человек, количество направлений и продолжительность поездки. Принято, что выбор, соответствующий для бенефициаров социального туризма туристского продукта, имеет первостепенное значение не только тем, что путешествие вызывает положительные эмоции, но и тем, что оно преобразует социальную роль личности.

Качественное исследование проведено на примере группы матерей-подростков (в возрасте 18-19 лет), участвующих в проекте социального туризма — обмене между Бельгией и Великобританией, из которых 34 согласились дать интервью (26 несовершеннолетних матерей и 8 безработных). При этом несколько матерей (11 чел.) совсем не имели опыта путешествий, тогда как другие (15 чел.) осуществляли за последние пять лет внутренние поездки, а несколько человек побывали в дальних поездках.

В ходе полуструктурированного интервью респондентов опрашивали об их предпочтениях в решении путешествовать. Социальный туризм был подготовлен следующими организациями: Ассоциация туризма семьи во Фландрии, Социальный туризм и благотворительность в Великобритании, которые поддерживали авторов данного исследования. Главный недостаток этого подхода лежит в специфике тематического исследования сегмента «молодые матери в социальном туризме», так как их мнения не могут быть распространены на другие типы бенефициаров.

Выводы этого исследования поддержали результаты опроса в фокус-группе и добавили еще нюанс. Они подчеркнули, что опыт предыдущей поездки является лишь одним элементом в изменении уровня неопределенности. Поскольку респонденты не путешествовали со своими детьми, то это повышает уровень неопределенности. Опыт путешествий является лишь одним из аспектов, которые влияют на решения поездки неопытных туристов. Вероятно, что чувство беспокойства в решениях о поездках проявляется также в других типах решений, к примеру, если у человека возрастает уверенность, то и в других областях жизни она увеличивается (в сфере образования, занятости или через влияние стабильных отношений с людьми).

Доказано, если управление неопределенностью связано с готовностью участвовать в социальном туризме и потенциальными решениями о поездке, то выбор туристического продукта имеет гораздо более важное значение в сфере социального туризма, чем считалось до сих пор.

Эти выводы имеют ряд последствий для поставщиков (государственного или общественного сектора) социального туризма. Они должны предлагать наиболее экономичный туристический продукт

каждому бенефициару, внимательно учитывая предыдущий опыт поездки и уровни неопределенности до отъезда.

Заключение: рекомендации для будущих исследований и бизнеса. Таким образом, результаты реферирования исследований зарубежных авторов в сфере социального туризма, формирования методологии исследования, изучения опыта организации социального отдыха в европейских странах на примере социальных групп представляют в целом интерес для ряда сторон. Результаты исследований дают возможности разработки методологии исследований социального туризма и инструментария, выработки понятийного аппарата, изучения существующих определений, их различий, выработки концепции с помощью разнообразных исследований.

Для исследователей переосмысление подходов к изучению туризма, когда важно охватить не только социальные и экономические вопросы, но при этом учитывать разнообразие и сложность отношений в социальных группах, понимать любые отношения участников, в частности, решение о покупке тура, проведение отдыха и путешествий. Данное исследование вносит значительный вклад в тему туризма и восприятия здоровья пожилых людей и представляет полезный методологический маршрут для будущих исследований. Дальнейшие исследования должны также рассмотреть различные виды отдыха и причины принятия решений. Кроме того, выяснить, как удовлетворенность отдыхом и общая удовлетворенность жизнью изменились в результате последней поездки.

Задача туристических операторов — больше предоставлять турпродукты, которые отражают изменяющиеся потребности современных структур семьи и различные возрастные требования. Сектор туризма должен адаптировать свои поставки к нуждам и потребностям, делая акцент на разработку турпродуктов, учитывающих потребности и предпочтения разнородной группы, к примеру, молодых путешественников важно рассматривать как следующее поколение туристов при принятии решений.

Это означает, что маркетинговые кампании в будущем должны предлагать турпродукты, учитывающие все большее разнообразие и многомерность социальных групп, пожилых людей, инвалидов, семей, которые путешествуют. В будущем одним из ключевых факторов, определяющих качественный туристический опыт для социальных групп, станет осуществление программ социального туризма, в которых большая роль инициатив социального туризма. Все приведенные инициативы образуют инструмент для достижения цели социального туризма.

Мы считаем, что в будущем при наличии в каждой стране своих социальных программ, основанных на общих принципах и подходах к развитию устойчивого экологического социального туризма, необходимо обобщить опыт, выявить специфику. В основном это проблема государственного значения, которая требует согласованных действий органов исполнительной и законодательной власти. Необходимо расширить существующие и разработать новые программы социального туризма в регионах, расширять количество пользователей в нашей стране. На базе становления и развития сотрудничества между регионами объединиться, а потенциальными пользователями были бы многие граждане, желающие посетить другие места на приемлемых условиях: знакомство с культурой, жизнью и историческими памятниками других краев, областей, республик, городов и сел, других народов. Социальный туризм будет, таким образом, содействовать повышению качества жизни, укреплению здоровья россиян и большей продолжительности их трудовой активности.

Библиографический список

1. Донскова Л.И. Актуальные аспекты развития социального туризма: теория и практика // Наука и туризм: стратегии взаимодействия: сборник статей / под ред. А.Г. Редькина. Вып. 6 (4). Барнаул, 2017. С. 24-33.

2. Стрижова О.С., Праздникова Н.Н. Социальный туризм в России: проблемы и перспективы развития // Наука и туризм: стратегии взаимодействия : сб. ст. / отв. ред. А. Г. Редькин. Барнаул, 2014. Вып. 1 (3). С. 64-69.

3. Ferrer J. G. Social tourism and healthy ageing / Jordi Garces Ferrer, Mirela Ferri Sanz, Estrella Durá Ferrandis et al. // International Journal of Tourism Research. 2015. D01:10.1002/jtr.2048.

4. Jablonska J. Social tourism, its clients and perspectives / Jana Jablonska, Matus Jaremko, Gejza M. Timcák // Mediterranean Journal of Social Sciences. — 2016. Vol. 7, No. 3 S1. P. 42-52.

5. Kim H. Tourism experience and quality of life among elderly tourists / Hyelin Kim, Eunju Woo, Muzaffer Uysal // Tourism Management. 2015. Vol. 46. P. 465-476.

6. Kourilová J., Kratochvílová I. Social tourism support in the Czech Republic // Czech Journal of Tourism. 2014. Vol. 3, No.1. P. 63-81. DOi: 10.2478/cjot-2014-0004.

7. Minnaert L. Social tourism participation: The role of tourism inexperience and uncertainty // Tourism Management. 2014. Vol. 40. P. 282-289.

8. Schänzel H.A., Yeoman I. The future of family tourism // Tourism Recreation Research. 2014. Vol. 39, No. 3. P. 343-360.

References

1. Donskova L.I. Aktual'nye aspekty razvitiya social'nogo turizma: teoriya i praktika // Nauka i turizm: strategii vzaimodejstviya [Tekst] : sbornik statej / pod red. A.G. Red'kina. — Vyp. 6 (4). Barnaul, 2017. — S. 24-33.

2. Strizhova O.S., Prazdnikova N.N. Social'nyj turizm v Rossii: problemy i perspektivy razvitiya // Nauka i turizm: strategii vzaimodejstviya : sb. st. / otv. red. A. G. Red'kin. — Barnaul, 2014. Vyp. 1 (3). S. 64-69.

3. Ferrer J. G. Social tourism and healthy ageing / Jordi Garces Ferrer, Mirela Ferri Sanz, Estrella Durá Ferrandis et al. // International Journal of Tourism Research. 2015. D0I:10.1002/jtr.2048.

4. Jablonska J. Social tourism, its clients and perspectives / Jana Jablonska, Matus Jaremko, Gejza M. Timcák // Mediterranean Journal of Social Sciences. — 2016. Vol. 7, No. 3 S1. P. 42-52.

5. Kim H. Tourism experience and quality of life among elderly tourists / Hyelin Kim, Eunju Woo, Mu-zaffer Uysal // Tourism Management. 2015. Vol. 46. P. 465-476.

6. Kourilová J. Social tourism support in the Czech Republic / J. Kourilová, I. Kratochvílová // Czech Journal of Tourism. 2014. Vol. 3, No.1. P. 63-81. DOI: 10.2478/cjot-2014-0004.

7. Minnaert L. Social tourism participation: The role of tourism inexperience and uncertainty // Tourism Management. 2014. Vol. 40. P. 282-289.

8. Schänzel H.A., Yeoman I. The future of family tourism // Tourism Recreation Research. 2014. Vol. 39, No. 3. P. 343-360.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.