Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ / СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шляхто Я. С.

Статья отражает ход и результаты экспериментального исследования, проведенного в УО «ГОСШ №28 г. Витебска», по изучению особенностей адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу. В ней представлена комплексная диагностика, направленная на определение уровня адаптированности учеников пятых классов. Использование представленных в статье психодиагностических методик, позволило автору выявить группу учащихся, у которых наблюдаются определенные трудности в адаптации к средней школе и сделать вывод о необходимости дальнейшего проведения комплекса мероприятий, направленных на оказание психологической помощи по повышению уровня школьной адаптации пятиклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 373

Я.С. Шляхто

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Статья отражает ход и результаты экспериментального исследования, проведенного в УО «ГОСШ №28 г. Витебска», по изучению особенностей адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу. В ней представлена комплексная диагностика, направленная на определение уровня адаптированно-сти учеников пятых классов. Использование представленных в статье психодиагностических методик, позволило автору выявить группу учащихся, у которых наблюдаются определенные трудности в адаптации к средней школе и сделать вывод о необходимости дальнейшего проведения комплекса мероприятий, направленных на оказание психологической помощи по повышению уровня школьной адаптации пятиклассников.

Ключевые слова: адаптация, школьная дезадаптация, тревожность, учащиеся пятых классов, средняя школа.

Чрезвычайно сложным является период перехода школьников из начальной школы в основную: предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов - все это снижает работоспособность, повышает тревожность, вызывает состояние фрустрации.

В школе проблема адаптации чаще ассоциируется с обучением первоклассника, реже - в связи с переходом в среднее звено и еще реже - с переходом в старшие классы. Недостаточно

© Шляхто Я.С., 2013.

хорошо изучены и психологические особенности детей 10-11 лет. Г.А. Цукерман называет этот период «ничьей землей» в возрастной психологии [1].

На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям школьной среды, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания, социологии и др. Исследованиями в данной области занимались Г.М. Андрееева, Е.Ю. Балашова, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Т.Л. Ульянова и др.

В научных исследованиях названных авторов разработаны определения адаптации, выявлена ее сущность, рассмотрены виды. Но проблема адаптации школьников при переходе в основную школу не исчерпана, тем более, что упомянутые авторы не опирались на личностно-ориентированный подход в образовании.

Актуальность противоречия и проблемы определила тему нашего исследования: «Исследования социально-психологической адаптации детей на начальном этапе обучения в средней школе».

Объект исследования - учащиеся пятых классов средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования - процесс адаптации пятиклассников в основной школе.

Цель исследования - изучить особенности адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу.

Гипотезу исследования составило предположение о том, что в начале учебного года у большинства пятиклассников отмечается преобладание отрицательных чувств, снижение учебной мотивации, проявление высокого уровня тревожности, что свидетельствует о низком уровне школьной адаптации.

Методы сбора данных:

1. Метод теоретического анализа психологической и педагогической литературы.

2. Комплекс методик:

^Проективная методика исследования личности «Звершение предложения» (модификация теста Сакса (SSCT) для детей В. Михала) [2];

> «Шкала явной тревожности для детей CMASS» (адаптация А.М. Прихожан) [2].

Методы обработки данных: качественные и количественные методы обработки данных.

Эмпирическое исследование проводилось в ряд этапов на базе УО «ГОСШ № 28 г. Витебска».

На первом этапе была проведена комплексная психолого-педагогическая диагностика учащихся, были выявлены основные проблемы школьной адаптации учеников 5-х классов.

Далее были определены критерии эффективности работы по практической реализации коррекционно-развивающей работы, методы их диагностики и анализа. Работа на данном этапе также включала в себя анализ документации специалистов СППС школы, целью которого являлось выявление и описание детей, входящих в экспериментальную группу.

На втором этапе эмпирического исследования была проведена диагностика, направленная на определение уровня адаптированности учащихся пятых классов. Нами было продиагно-стировано 37 учеников 5-х классов, из которых 14 (38%) девочек и 23 (62%) мальчика в возрасте 11 -12 лет.

Анализ результатов исследования 5-го «А» и «Б» класса (37 человек) по проективной методике «Завершение предложения» показал, что преобладание отрицательных установок (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания), выявлено в следующих сферах: Отношение к отцу (у 4 детей, что составляет 11%); отношение к братьям, сестрам (у 2-х детей (5%)); отношение к ровесникам (у 3-х детей (8%)); отношение к учителям и школе (у 8 детей (22%)); отношение к собственным способностям (у 2-х детей (5%)); негативные переживания, страхи (у 11 детей (30%)); отношение к болезни (у 1-го ребенка (3%)); мечты и планы на будущее (3 человека (8%)). Наглядное распределение полученных результатов представлено на рис. 1.

Отношение к отцу Отношение к братьям и сестрам Отношение к ровесникам Отношение к учителям и школе Отношение к собственным способностям Негативные переживания, страхи Отношение к болезни Мечты и планы на будущее

0%

10%

20%

30%

40%

Рис. 1. Преобладающие отрицательные установки пятиклассников в начале учебного года

Анализ результатов диагностического исследования по методике «Шкала явной тревожности для детей CMAS» (адаптация А.М. Прихожан).

Обработка результатов осуществляется путем подсчета суммы по каждой субшкале, затем вычисляется общая сумма баллов по субшкале тревожности и на основании полученных результатов высчитываются низкие, средние и высокие показатели для каждого класса отдельно. Для определения уровня тревожности необходимо найти:

1) Максимально возможное значение баллов;

2) Определить среднее значение;

3) Оценить стандартное отклонение;

4) Построить границы интервалов уровня тревожности:

5 «А»

5 «Б»

Были получены следующие результаты:

- В 5 «А» классе высокий уровень тревожности был выявлен у 7 пятиклассников (что составляет 35%);

- В 5 «Б» классе высокий уровень тревожности был выявлен у 5 школьников (что составляет 29%).

Таким образом, в ходе анализа полученных результатов на этапе констатирующего эксперимента, нами была выявлена группа учащихся, у которых наблюдаются определенные трудности в адаптации к средней школе. В данную группу вошли 11 учеников (5 учеников 5 «А» класса и 6 учеников 5 «Б» класса), которые непосредственно нуждаются в помощи по повышению уровня школьной адаптации. Исходя из анализа полученных результатов, нами был разработан комплекс мероприятий, направленный на оказание психологической помощи по повышению уровня школьной адаптации пятиклассников.

Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, но и с переходом на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития. Другими словами раньше родители решали, что для ребенка хорошо и что плохо, а теперь он сам хочет понять, что для него хорошо и что плохо. Именно этот период в жизни детей 10-12 лет связан с обретением чувства взрослости - нового

личностного образования младших подростков. Так же подростки стремятся доказать окружающим свою взрослость в социально неприемлемых формах поведения в том случае когда сталкиваются с непониманием и не желанием родителей и вообще взрослых что-то менять в отношениях с ними.

Таким образом, можно говорить, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что в начале учебного года у большинства пятиклассников отмечается преобладание отрицательных установок, снижение учебной мотивации, что свидетельствует о низком уровне школьной адаптации подтвердилась частично.

Также можно отметить, что смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты. В этих условиях целью работы педагога-психолога является создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.

Библиографический список

1. Цукерман Г.И. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 19-35.

2. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. Спб.: Речь, 2002. 694 с.

ШЛЯХТО Яна Сергеевна - магистрант факультета социальной педагогики и психологии Витебского государственного университета им. П.М. Машерова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.