Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся 5-х классов общеобразовательной школы'

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся 5-х классов общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ 5-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ / АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / PUPILS OF THE 5TH CLASSES OF SECONDARY SCHOOL / ADAPTATION / DISADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ережепова М.С.

В статье исследуются особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации учащихся 5-х классов общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся 5-х классов общеобразовательной школы»

©

Ережепова М.С.

Студент, кафедра педагогики и психологии, «Тюменский государственный университет» Филиал в городе Ишиме

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье исследуются особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации учащихся 5-х классов общеобразовательной школы.

Ключевые слова: учащиеся 5-х классов общеобразовательной школы, адаптация, дезадаптация.

Keywords: pupils of the 5th classes of secondary school, adaptation, disadaptation.

Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Не составляет исключения и переход учащихся 9-11 лет из начальной школы в среднюю. Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции и т. п.

Однако этот уровень развития далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у их педагогов. Вопросам адаптации учащихся к новым условиям и факторам получения общего образования уделяется много внимания в каждой школе.

По определению психолога М.В. Максимовой школьная адаптация - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Адаптация учащихся в основной школе является одним из видов учебной адаптации. Под учебной адаптацией учащегося при переходе из начальной в основную школу понимается процесс взаимодействия личности пятиклассника и образовательной среды основной школы, в результате чего, устанавливается оптимальное соответствие, с одной стороны, возможностей, склонностей, интересов, знаний, умений и навыков ребенка, полученных на предыдущих этапах обучения, воспитания и развития, с другой стороны, условий образовательной системы. При этом приоритетным результатом взаимодействия считается обогащение субъектного опыта ребенка, развитие его индивидуальности, его Я-образа. Гибкость среды школы проявляется в ее способности быстрого реагирования на образовательные потребности ученика через пристраивание индивидуальной траектории его обучения, воспитания, развития и здоровье сбережения. [2]

Надо заметить, что с понятием \"адаптация\" тесно связано понятие \" готовность к обучению в средней школе\". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия \"готовность к обучению в средней школе\":

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.

© Ережепова М.С., 2016 г.

2. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании).

3. Качественно новый, более \"взрослый\" тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.

4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.

5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.

Ситуационные адаптационные возможности человека непостоянны. В зависимости от условий, его своеобразия, состояния они могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация.

Школьная дезадаптация - несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которыми становится затруднительным или в крайних случаях невозможным.

Дезадаптированные дети. Это дети, которые по различным причинам не могут наравне со сверстниками, другими детьми приспособиться к условиям среды их жизнедеятельности (группе детского сада, классному коллективу, группе сверстников и пр.), что негативно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении, например, плохо успевающий в классе ученик.

Переход из начальной школы в среднюю связан с воз-росшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения усло-вий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена пози-ции «старшего» в начальной школе и «самого маленького» — в сред-ней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. На сегодня наиболее актуальным оказывается принцип опережающего (превентивного) сопровождения. Битянова М. Р. дает следующее определение сопровождению: Сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде. [1]

Сейчас получило широкое распространение понятие о сопровождении как о различных технологиях оказания специализированной помощи ребенку в условиях регулярного образования, технологиях взаимодействия специалистов образовательного процесса.

Педагогическая технология — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. [4]

По Г.К.Селевко существует три уровня компанентов педагогической технологий:

1. Концептуальный уровень - определяет педагогическую концепцию лежачую в основе данной технологий;

2. Содержательно целевой уровень - компанентами этого уровня являются цели и содержание педагогической деятельности;

3. Процессуальный уровень - содержит формы, методы, средства.[4]

Краткое содержание основных форм психолого-педагогического сопровождения адаптации, применяемых сегодня в практической деятельности по отношению к школьникам:

а) организационная работа (проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами);

б) психологическая диагностика;

в) консультативная работа (индивидуальная и групповая) с педагогами, учащимися и их родителями;

г) профилактическая работа(тренинги);

д) коррекционно-развивающая работа;

е) аналитическая работа;

В соответствии, с чем психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников целесообразно начинать проводить с момента начала их обучения в 5-м классе и продолжать процесс сопровождения до момента окончания ими 5-го класса. Такая продолжительность программы сопровождения позволит обеспечить реализацию комплексного плана мероприятий, направленных не только на коррекцию уже имеющихся проблем, но и на их профилактику.

Литература

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.

2. Варламова А.Я. Школьная адаптация подростков. — Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. — 144 с.

3. Педагогика, Учебник, Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н., 2007.

4. СелевкоГ.К. Педагогические технологии на основе информационно-комуникативных средств. -Москва: НИИ школьных технологий, 2005 -203с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.