©
Ережепова М.С.
Студент, кафедра педагогики и психологии, «Тюменский государственный университет» Филиал в городе Ишиме
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
В статье исследуются особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации учащихся 5-х классов общеобразовательной школы.
Ключевые слова: учащиеся 5-х классов общеобразовательной школы, адаптация, дезадаптация.
Keywords: pupils of the 5th classes of secondary school, adaptation, disadaptation.
Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Не составляет исключения и переход учащихся 9-11 лет из начальной школы в среднюю. Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции и т. п.
Однако этот уровень развития далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у их педагогов. Вопросам адаптации учащихся к новым условиям и факторам получения общего образования уделяется много внимания в каждой школе.
По определению психолога М.В. Максимовой школьная адаптация - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Адаптация учащихся в основной школе является одним из видов учебной адаптации. Под учебной адаптацией учащегося при переходе из начальной в основную школу понимается процесс взаимодействия личности пятиклассника и образовательной среды основной школы, в результате чего, устанавливается оптимальное соответствие, с одной стороны, возможностей, склонностей, интересов, знаний, умений и навыков ребенка, полученных на предыдущих этапах обучения, воспитания и развития, с другой стороны, условий образовательной системы. При этом приоритетным результатом взаимодействия считается обогащение субъектного опыта ребенка, развитие его индивидуальности, его Я-образа. Гибкость среды школы проявляется в ее способности быстрого реагирования на образовательные потребности ученика через пристраивание индивидуальной траектории его обучения, воспитания, развития и здоровье сбережения. [2]
Надо заметить, что с понятием \"адаптация\" тесно связано понятие \" готовность к обучению в средней школе\". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия \"готовность к обучению в средней школе\":
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.
© Ережепова М.С., 2016 г.
2. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании).
3. Качественно новый, более \"взрослый\" тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.
4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.
5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.
Ситуационные адаптационные возможности человека непостоянны. В зависимости от условий, его своеобразия, состояния они могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация.
Школьная дезадаптация - несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которыми становится затруднительным или в крайних случаях невозможным.
Дезадаптированные дети. Это дети, которые по различным причинам не могут наравне со сверстниками, другими детьми приспособиться к условиям среды их жизнедеятельности (группе детского сада, классному коллективу, группе сверстников и пр.), что негативно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении, например, плохо успевающий в классе ученик.
Переход из начальной школы в среднюю связан с воз-росшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения усло-вий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена пози-ции «старшего» в начальной школе и «самого маленького» — в сред-ней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. На сегодня наиболее актуальным оказывается принцип опережающего (превентивного) сопровождения. Битянова М. Р. дает следующее определение сопровождению: Сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде. [1]
Сейчас получило широкое распространение понятие о сопровождении как о различных технологиях оказания специализированной помощи ребенку в условиях регулярного образования, технологиях взаимодействия специалистов образовательного процесса.
Педагогическая технология — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. [4]
По Г.К.Селевко существует три уровня компанентов педагогической технологий:
1. Концептуальный уровень - определяет педагогическую концепцию лежачую в основе данной технологий;
2. Содержательно целевой уровень - компанентами этого уровня являются цели и содержание педагогической деятельности;
3. Процессуальный уровень - содержит формы, методы, средства.[4]
Краткое содержание основных форм психолого-педагогического сопровождения адаптации, применяемых сегодня в практической деятельности по отношению к школьникам:
а) организационная работа (проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами);
б) психологическая диагностика;
в) консультативная работа (индивидуальная и групповая) с педагогами, учащимися и их родителями;
г) профилактическая работа(тренинги);
д) коррекционно-развивающая работа;
е) аналитическая работа;
В соответствии, с чем психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников целесообразно начинать проводить с момента начала их обучения в 5-м классе и продолжать процесс сопровождения до момента окончания ими 5-го класса. Такая продолжительность программы сопровождения позволит обеспечить реализацию комплексного плана мероприятий, направленных не только на коррекцию уже имеющихся проблем, но и на их профилактику.
Литература
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.
2. Варламова А.Я. Школьная адаптация подростков. — Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. — 144 с.
3. Педагогика, Учебник, Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н., 2007.
4. СелевкоГ.К. Педагогические технологии на основе информационно-комуникативных средств. -Москва: НИИ школьных технологий, 2005 -203с.