УДК 37.015.324.2:159.923.2
https://doi.org/10.24158/spp.2017.10.14
Хмелькова Ольга Владимировна
аспирант кафедры педагогической психологии и психодиагностики
Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ПЕРЕХОДНЫХ ЭТАПАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Khmelkova Olga Vladimirovna
PhD student, Educational Psychology and Psychodiagnostics Department, Saratov State University
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ENVIRONMENT FOR SCHOOL STUDENTS' ADAPTIVE READINESS DEVELOPMENT DURING EDUCATION TRANSITIONS
Аннотация:
В статье показана актуальность исследования и формирования адаптационной готовности личности к динамической образовательной среде. Проанализированы теоретические и практические научные исследования, посвященные проблемам школьной адаптации и адаптационной готовности личности: дефиниция термина и подходы к исследованию процесса; условия развития и факторы формирования адаптационной готовности; этапы развития адаптационной готовности к рискам образовательной среды; психологические особенности и специфика адаптационной готовности на определенных этапах возрастного развития. Предложены важные психолого-педагогические условия формирования адаптационной готовности учащихся, которые можно рассматривать как предполагаемую программу деятельности психолого-педагогической службы школы по гармонизации процесса перехода на следующую ступень образования.
Ключевые слова:
адаптационная готовность, динамическая образовательная среда, переходные (кризисные) периоды обучения, психолого-педагогическое сопровождение, преемственность, личностно ориентированный подход.
Summary:
The paper shows the relevance of studying and developing the adaptive readiness of a person for a dynamic academic environment. The author analyzes theoretical and practical researches on school adaptation and personal adaptive readiness. The paper reviews the definition of this concept and the approaches to the study of the adaptive process; factors and contexts that contribute to the development of adaptive readiness; development stages of adaptation readiness for academic environment risks; its psychological and specific features at different age periods. The research presents the important psychological and pedagogical prerequisites for school students' adaptive readiness formation that can be reviewed as the model program for psychological and pedagogical services to harmonize education transitions.
Keywords:
adaptive readiness, dynamic academic environment, education transitions (crises), psychological and pedagogical support, continuity, person-centered approach.
Эффективность и успешность образования и социально-психологической адаптации в современном мире зависит от учета специфики возрастных, психосоматических и индивидуально-личностных особенностей учащихся, от учета характеристик и показателей адаптационного потенциала личности в кризисные и переходные периоды их жизни. ФГОС среднего общего образования призывает к тому, чтобы образовательная деятельность была спроектирована с учетом индивидуальных, психологических, возрастных, физиологических особенностей и здоровья учащихся [1].
Исходя из сложившейся социальной ситуации в целом, пристального внимания заслуживает не просто процесс адаптации школьников к образовательной среде, а в большей степени вопрос формирования такой личностной структуры, которая способна обеспечить их готовность к личностному, профессиональному и социальному самоопределению в условиях рискогенности и вариативности жизни. В исследованиях М.В. Григорьевой в качестве нового системного свойства в данном процессе выступает адаптационная готовность как установка на динамику образовательной среды и эффективное взаимодействие с ней, заключающаяся в уверенности в том, что в определенной ситуации личность сможет установить оптимальное равновесие между своими возможностями и требованиями среды [2, с. 13].
В связи с этим остро встает вопрос о формировании «готовности эффективно взаимодействовать с новыми и динамичными образовательными, профессиональными, социальными и другими средами» [3, с. 260], что предполагает не просто устойчивость к изменчивым межличностным отношениям в различных условиях, но прежде всего способность к выстраиванию стратегии контактов, в которой отправным пунктом является предрасположенность к ним личности [4, с. 106].
Образовательная среда (ОС) школьной организации, а также взаимодействие в диадах «ОС - ученик», «ОС - педагог», «педагог - ученик» постоянно изменяются и трансформируются, нововведения только усиливают и дополняют динамичность отношений «индивид - среда». В этом случае адаптационная готовность к изменениям и рискам будет выступать индикатором эффективности формирования у человека личностных свойств, а также когнитивного и личностного развития учащихся в образовательном пространстве. Но здесь имеет место противоречие: адаптационная готовность не является гарантией успешности протекания адаптационного процесса, за счет представлений о собственных возможностях она может обеспечить адаптацию личности до определенного уровня (опыт («след») адаптации). Всякое изменение в жизни человека требует открытости опыту, известного напряжения и усилий по согласованию внешних и внутренних инстанций [5, с. 73-74].
Анализ теоретических и прикладных психолого-педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что только с 2000-х гг. начинают изучаться различные аспекты адаптационной готовности личности: теоретический анализ понятия и дефиниция термина [6]; диахронический и системно-диахронический подходы к исследованию адаптационного процесса; условия развития и факторы формирования адаптационной готовности [7]; этапы развития адаптационной готовности к рискам образовательной среды [8]; психологические особенности и специфика адаптационной готовности на определенных этапах возрастного развития [9]; кросс-культурные исследования [10] и др. При этом наблюдается недостаточное количество работ, посвященных специфике формирования адаптационной готовности в переходные и кризисные периоды обучения, а также психолого-педагогическому сопровождению данного процесса, выделению факторов риска дезадаптированности на данных ступенях, в то время как профилактическая работа (превентивные меры) может стать результативным средством обеспечения не только адаптации школьников к новым условиям, но и процесса социализации в целом.
В современном школьном образовательном пространстве можно выделить несколько переходных стадий (этапов): переход на начальную ступень обучения, переход в среднюю школу, переход из среднего в старшее звено, начало профильного обучения, выпускные классы и профессиональная ориентация и самоопределение. Это только наиболее значимые вехи в школьном образовании. Недопустимо говорить о том, что адаптация происходит только в переходные кризисные моменты (1, 5 и 10-е классы), - она является постоянным, перманентным процессом [11, с. 64].
В адаптационный процесс включаются все без исключения субъекты образования. И.В. Дубровина отмечает, что правильные взаимоотношения между учащимися и педагогами -важнейший фактор развития детей и подростков [12]. В исследовании Т.А. Басиной утверждается, что понимание и принятие учителем проблем ребенка в адаптационный период к школе оказывает влияние на успешность его адаптации [13]. С точки зрения М.В. Григорьевой, одной из причин результативного взаимодействия в системе «школьник - образовательная среда» является педагог, а именно стиль его педагогической деятельности [14]. В исследовании А.Р. Вагапо-вой и Т.Л. Больбот говорится, что адаптационная готовность первоклассников формируется и совершенствуется в условиях семьи [15, с. 272]. М.С. Рогач доказывает, что в процесс школьной адаптации включается вся семья первоклассников, не только родители, но и прародители и сиблинги [16]. С.В. Дмитриева обращает внимание на прямую зависимость успешности личностной адаптации от успешности адаптации всего классного коллектива [17].
Работу над формированием и развитием адаптационной готовности учащихся на переходных (кризисных) периодах обучения не следует рассматривать как изолированный процесс, она должна выступать целесообразной частью образовательного процесса, начинающегося уже в дошкольном возрасте (подготовительные группы и классы) и закономерно продолжающегося в начальной и основной школе.
Таким образом, важным психолого-педагогическим условием формирования адаптационной готовности к динамической образовательной среде является организация процесса сопровождения, основные задачи которого М.Р. Битянова видит в отслеживании динамического состояния психического развития ребенка; создании психолого-педагогических условий для развития личности и успешного обучения; оказании помощи детям, имеющим различные проблемы и трудности [18].
Проблема организации пропедевтического (подготовительного) периода и психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса является предметом многих исследований (М.Р. Битянова, Е.А. Александрова, В.В. Константинов, Н.О. Баюкова, Е.А. Бауэр, Л.Н. Зимакова, В.В. Гриценко и др.).
В монографии Н.В. Литвиненко описывается концептуальная модель психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития, где в основу положена категория профессионального взаимодействия субъектов образовательного процесса: психолога и педагога [19]. В диссертации М.Б. Чижковой представлена структурно-функциональная модель адаптации школьников к ОС при переходе от средней к старшей ступени общеобразовательной школы [20].
В рамках нашего исследования применялись следующие методы: теоретический анализ литературы, анкетирование, опрос, методы статистической обработки эмпирических данных, а именно корреляционный анализ на основе г-Пирсона, факторный анализ. Общая выборка составила 298 учащихся общеобразовательных школ города Саратова и Саратовской области, 10 педагогов-психологов, 16 педагогов, 93 родителя (п = 417). Педагогам предлагалось заполнить «Схемы наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся» (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот), с родителями осуществлялась методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (В.И. Чирков, О.Л. Соколова, О.В. Сорокина). Среди учащихся проводился опрос с целью выявления типичных затруднений и факторов риска, характерных для адаптационного периода.
Одной из частных гипотез исследования выступает предположение, что эффективность и успешность формирования адаптационной готовности личности к динамической образовательной среде имеет прямую зависимость от учета факторов риска, критериальных компонентов (эмоциональные, когнитивные, личностные и социально-психологические элементы), а также от организации в образовательном пространстве комплекса психолого-педагогических условий и внедрения программы сопровождения данного процесса.
Проведенный анализ позволил выделить индикаторы адаптационной готовности личности, опираясь на которые можно преодолеть типичные трудности адаптационного периода. Так, всеми субъектами образовательной среды наиболее значимыми признаются следующие компоненты: индивидуально-личностный (0,758 при р < 0,1), мотивационно-ценностный (0,919 при р < 0,05), эмоционально-волевой (0,811 при р < 0,05), когнитивный (0,897 при р < 0,05), межличностный (1,310 при p < 0,05) и коммуникативный (1,075 при р < 0,1). Также прослеживается зависимость эффективности формирования адаптационной готовности личности от предметно-пространственного (0,601 при p < 0,01), дидактического (0,351 при р < 0,01) и семейного (0,332 при р < 0,01) компонентов.
Таким образом, в рамках нашего исследования мы приходим к выводу, что для успешного преодоления переходных (кризисных) периодов необходимо формировать у школьников адаптационную готовность и определенный адаптационный стиль поведения, целесообразно выстраивать работу по следующим направлениям:
- работа с семьей (информационная, просветительская, консультативная, коррекционно-развивающая, образовательная, психологическая и патронатная помощь);
- работа с педагогическим коллективом, включая администрацию школы (разработка программ по формированию адаптационной готовности и индивидуальных маршрутов (траекторий) прохождения адаптационного процесса, совещания и консилиумы с целью преемственности в образовании и соблюдения принципа личностно ориентированного подхода);
- работа со школьниками (диагностическая, профилактическая, консультативная, коррек-ционно-развивающая).
Подводя итоги, целесообразно выделить важные психолого-педагогические условия формирования адаптационной готовности учащихся на переходных (кризисных) этапах образовательного процесса:
- психолого-педагогическая компетентность педагогического коллектива и родительской общественности по вопросам возрастного развития учащихся;
- преемственность в вопросах учебной и воспитательной работы учителей подготовительных групп, начальных классов и учителей-предметников;
- развитие у детей структурных компонентов адаптационной готовности (субъективных и объективных);
- формирование высокого уровня познавательной и социальной мотивации;
- определение психологической, мотивационной и адаптационной готовности к динамической образовательной среде;
- выявление наиболее типичных академических затруднений и факторов риска нарушения адаптационного процесса;
- мониторинг динамики психического развития личности в образовательном процессе, определение «портрета школьника» на переходных этапах;
- диагностика уровня сформированности когнитивного компонента адаптационной готовности (академические знания, умения и навыки);
- реализация адаптированных образовательных программ и специальных условий для сопровождения детей, имеющих академические и психологические проблемы (принцип доступности образования) [21, с. 24-25];
- внедрение программы и модели психолого-педагогического сопровождения процесса формирования адаптационной готовности к динамической образовательной среде;
- информационная, просветительская, консультативная, образовательная, психологическая и тьюторская помощь семье;
- моделирование и разработка индивидуальных траекторий и маршрутов прохождения адаптационного процесса;
- приоритет продуктивного, творческого, созидательного компонентов содержания образования, что предполагает передачу технологий образовательной деятельности, а не готовых «знаний» (психодидактическая модель ОС).
Все выделенные выше пути и условия формирования адаптационной готовности могут рассматриваться как предполагаемая программа деятельности психолого-педагогической и социально-педагогической службы школы по гармонизации «процесса перехода» учащихся в условиях динамической образовательной среды.
Ссылки:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413.
2. Григорьева М.В. Роль адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, № 3. С. 11-15.
3. Григорьева М.В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности // Там же. 2014. Т. 3, № 3. С. 259-263.
4. Шамионов Р.М. Адаптационная готовность личности - субъекта социального взаимодействия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, № 4. С. 106-112.
5. Шамионов Р.М. Соотношение адаптационной готовности и социальной активности личности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5, № 2. С. 72-80.
6. Тарасова Л.Е. Адаптационная готовность: дефиниция термина // Перспективы науки. 2015. № 7 (70). С. 26-29.
7. Тарасова Л.Е. Психолого-педагогические условия формирования адаптационной готовности в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. С. 175.
8. Арендачук И.В. Этапы развития адаптационной готовности личности к рискам образовательной среды // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, № 2. С. 108-113.
9. Shamionov R.M. Adaptational Potential and Subjective Well-being of Comprehensive School Graduates and First Year Students of Higher Educational Institutions // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 131. P. 51-56. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.04.078.
10. Berry J.W. Immigration, Acculturation, and Adaptation // Applied Psychology. An International Review. 1997. Vol. 46, no. 1. P. 5-34. https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.1997.tb01087.x.
11. Григорьева М.В. Основные концептуальные положения исследования школьной адаптации // Вектор науки Тольят-тинского государственного университета. 2011. № 2. С. 63-66.
12. Дубровина И.В. Практическая психология образования : учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. СПб., 2006. 526 с.
13. Басина Т.А. Особенности психологического сопровождения педагогов на этапе адаптации первоклассников к школе : дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 173 с.
14. Григорьева М.В. Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации : дис. ... д-ра психол. наук. Саратов, 2010. 521 с.
15. Вагапова А.Р., Больбот Т.Л. Адаптационная готовность первоклассников в оценках участников образовательного процесса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, № 3. С. 271-276.
16. Рогач М.С. Внутрисемейные отношения как фактор адаптации первоклассников при раздельном обучении в частной школе : дис. ... канд. психол. наук. М., 2014. 184 с.
17. Дмитриева С.В. Особенности психологической адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу : дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 205 с.
18. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. М., 1998. 352 с.
19. Литвиненко Н.В. Социально-психологическая адаптация школьников в критические периоды развития (индивидуально-типологический подход). М., 2007. 350 с.
20. Чижкова М.Б. Адаптация школьников к образовательной среде при переходе от средней к старшей ступени общеобразовательной школы : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2012. 28 с.
21. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000. 298 с.