Научная статья на тему 'Особенности тревожности учащихся в период адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено'

Особенности тревожности учащихся в период адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1760
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Устинова С. В.

В статье представлен сравнительный анализ результатов исследования особенностей школьной тревожности учащихся четвертых классов, обучающихся в начальной школе и учащихся пятых классов в период адаптации при переходе в среднее звено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности тревожности учащихся в период адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено»

ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

© Устинова С.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 115, г. Челябинск

В статье представлен сравнительный анализ результатов исследования особенностей школьной тревожности учащихся четвертых классов, обучающихся в начальной школе и учащихся пятых классов в период адаптации при переходе в среднее звено.

Темпы развития современного общества, происходящие в нем изменения и реформы отражаются не только на актуальном поколении, но, в неменьшей степени, на подрастающих поколениях. Новые программы обучения влекут за собой увеличение нагрузки на детей, требования к ним растут, в то время как детская психика не всегда способна справиться с напряжением, сопутствующем как самому процессу обучения, так и всей современной действительности. Дети не меньше взрослых страдают, когда их родители сталкиваются с такими проблемами, как безработица, невыплата заработной платы, не говоря уже о разводах, болезнях и смерти близких людей. Кроме того, детский организм постоянно пребывает в состоянии роста и изменений, непосредственно сказывающихся на физическом и психологическом самочувствии ребенка. Наконец, закономерные изменения, происходящие в различных сферах жизни ребенка, и, в частности его школьной жизни, к которым относится и смена условий обучения, общения и взаимодействия, происходящая в процессе перехода их из начальной школы в основную, также оказывают большое влияние на его психологическое состояние. Как правило, дети не могут предвидеть подобные события в их жизни и не могут как-либо воздействовать на них.

Таким образом, возникают условия для возникновения различных нарушений эмоциональных состояний у детей, среди которых одним из наиболее распространенных является повышенная тревожность. Как показали последние исследования, в настоящее время увеличилось количество тревожных детей и подростков, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Неблагоприятное влияние повышенной тревожности на состояние здоровья, поведение и деятельность ребенка отмечают многочисленные исследования Ю.М. Антоняна, В.М. Астапова, В.К. Вилюнаса, Ж.М. Глозмана, Ч.Д. Спилбергера и др.

В этой связи проблема детской школьной тревожности и ее своевременной коррекции является весьма актуальной. Исследования в данном

* Педагог-психолог.

направлении помогут решить ряд проблем, вызванных трудностями принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из начальной школы в основную, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности. Анализ работ Г.Ш. Габдреевой, Ю.Л. Ханина показал, что тревога как состояние может быть адекватной степени угрозы предстоящего события, и в этом случае она оказывает оптимизирующее конструктивное влияние на общение, поведение и деятельность человека. В то же время, как отмечается в работах А.И. Захарова, A.M. Прихожан, А.О. Прохорова, при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию данного состояния. Постоянные тревоги фиксируются, становясь личностным новообразованием - тревожностью.

В работах Е.П. Ильина тревожность личности понимается как повышенная склонность испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях. Для тревожной личности характерно постоянно испытываемое чувство напряженности и тяжелые предчувствия, представления о своей социальной неспособности, приниженности по отношению к другим, повышенная озабоченность критикой в свой адрес, нежелание вступать в социальные контакты без гарантий понравиться, уклонение от социальной или профессиональной деятельности, связанной с интенсивными и значимыми социальными контактами, сверх чувствительность в отношении отвержения и критики [1].

Данные, полученные при изучении причин проявления детской тревожности свидетельствуют, с одной стороны, о врожденной природе феномена, выраженной в качестве психодинамических характеристик личности (А.И. Захаров, Н.Д. Левитов и др.), а с другой стороны, о социальном происхождении феномена, как условия и результата социализации (Н.В. Име-дадзе, А.М. Прихожан, К. Хорни и др.). В первом случае вопрос о коррекции тревожности решается с большими затруднениями, или практически недоступен, во втором же случае существует возможность не только коррекции, но и профилактики развития высокого уровня тревожности в детском возрасте и в том числе в период школьной адаптации к 5-м классам.

В исследовании особенностей школьной тревожности мы исходили из понимания данного феномена, прежде всего, как социального, возникновение которого можно предупредить и скорректировать методами психологической и педагогической работы [2, 3].

Целью нашего исследования было выявление особенностей школьной тревожности пятиклассников в период адаптации к среднему звену. С учетом полученных данных мы планируем разработать комплексную программу психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников, которая может быть использована в психологических службах школ.

Методика исследования

Испытуемые. В исследовании приняли участие 92 человека, учащиеся 4-х (41 чел.) и 5-х (51 чел.) классов МОУ № 115 г. Челябинска. Учащиеся 4-х классов уже 4-й год обучаются в одних и тех же условиях начальной школы, в то время как учащиеся 5-х классов с начала учебного года попали в новые, незнакомые им условия основной школы, с новыми требованиями, учителями, учебной средой и изучаемыми предметами.

Обследование проводилось во второй половине октября 2010 г. Октябрь - второй месяц обучения пятиклассников в новых условиях, ориентировочный период относительно завершился к середине месяца, в то время как период адаптации еще не прошел.

Выбор испытуемых был обусловлен предположением, что в период адаптации к основной школе у многих учащихся 5-х классов возможно нестабильное эмоциональное состояние, характеризующееся повышенной тревожностью. Выдвигая это предположение, мы руководствовались положением о том, что при неоднократно повторяющихся условиях, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию данного состояния, называемая тревожностью.

Метод. При диагностическом обследовании тревожности мы применили тест школьной тревожности Филлипса, предназначенный для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит их 58 вопросов и содержит 8 факторов: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх несоответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями. Данные, полученные по тесту, распределяются в зависимости от трех уровней: уровня оптимальной (полезной) тревожности, повышенного и высокого.

Обработка данных включала вычисление процентных долей в каждой учебной параллели по уровням, предусмотренным в методике, а также сравнение полученных по каждому фактору числовых рядов по параллели 4-х классов и параллели 5-х классов с применением U-кpитepия Манна-Уитни. ^критерий был выбран для оценки достоверности различий между показателями тревожности учащихся начальной школы и учащихся основной школы, переживающих период адаптации.

Результаты

По фактору «Школьная тревожность» высокий и повышенный уровни показали 24 % учащихся 4 класса и 53 %, т.е. на 29 % больше учащихся 5-х классов. Проверка данных по критерию Манна-Уитни показала наличие достоверных различий (Шип = 710 при №р = 748 для р < 0,01).

По фактору «Переживание социального стресса» в 5-х классах (45 %) оказалось на 27 % больше учащихся с высоким уровнем, чем в 4-х классах (17 %). Проверка данных по критерию Манна-Уитни показала наличие достоверных различий (Иэмп = 715 при икр = 748 для р < 0,01).

По фактору «Фрустрация потребности в достижении успеха» повышенный уровень показали 17 % учащихся 4-х классов и 24 % учащихся 5-х классов, т.е. в параллели среднего звена на 7 % учащихся больше испытывают нежелание добиваться высоких результатов в обучении, по сравнению с начальной школой. Проверка данных по критерию Манна-Уитни показала отсутствие достоверных различий в уровнях обследованных выборок.

По фактору «Страх самовыражения» учащиеся 5-х классов по высокому и повышенному уровням превосходят четвероклассников на 15 % (доля учащихся 4-х классов составила 61 %, а в 5-х классах - 76 %). Следует отметить в целом большие значения по высоким уровням данного фактора в обследуемых параллелях, что в целом отражает особенности тревожности детей в школе. Проверка данных по критерию Манна-Уитни показала наличие достоверных различий (Иэмп = 832 при Икр = 835 для р < 0,05).

Повышенный и высокий уровни по фактору «Страх ситуации проверки знаний» обнаружили практически одинаковое количество учащихся обеих параллелей (87 % в 4-х классах и 84 % в 5-х). Проверка данных по критерию Манна-Уитни показала отсутствие достоверных различий между обследуемыми выборками.

По фактору «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих», напротив на высоком и повышенном уровнях обнаружилась существенная разница - 30 % в «пользу» пятиклассников (27 % в 4-х и 57 % в 5-х классах). Это отражает возрастание социальной тревоги учащихся, находящихся первые месяцы в новых для них условиях обучения, социального окружения и повышения предъявляемых к ним требований. Проверка данных по критерию Манна-Уитни показала наличие достоверных различий (Иэмп = 696 при Икр = 748 для р < 0,01).

Распределение данных по фактору «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» обнаружило, что в 5-х классах физиологическая сопротивляемость стрессу снизилась на 22 % по сравнению с 4-ми классами (высокий и повышенный уровни в 4-х классах показали 27 % учащихся, а в 5-х - 49 %). Таким образом, практически у половины учащихся 5-х классов первые месяцы обучения в среднем звене снижается стрессо-устойчивость, что проявляется на уровне здоровья и самочувствия в различных формах (головные боли, снижение иммунитета, утомление и т.д.). Проверка данных по критерию Манна-Уитни показала наличие достоверных различий (Иэмп = 775 при Икр = 835 для р < 0,05).

Повышенная и высокая тревожность по фактору «Проблемы и страхи в отношениях с учителями» в 5-х классах также оказалась значительно

выше, чем в 4-х - на 29 % (в 4-х классах 36 %, ав 5-х классах - 65 %). Это также объясняется переходом пятиклассников от хорошо знакомых учителей к новым, количество которых, к тому же, значительно превышает прежний учительский состав. Проверка данных по критерию Манна-Уитни показала наличие достоверных различий (иэмп = 705 при икр = 748 для р < 0,01).

Проведенный анализ результатов исследования показал, что по большинству факторов школьной тревожности на высоком и повышенном уровнях учащиеся 5-х классов, переживающие адаптационный период при переходе в среднее звено, значительно «превосходят» учеников последней параллели начальной школы. Исключение составили факторы «Страх ситуации проверки знаний» - его показатели одинаково высоки в обеих параллелях, а также «Фрустрация потребности достижения успеха». Значительные показатели тревожности у пятиклассников распределились между факторами «Школьная тревожность», «Переживание социального стресса», «Проблемы и страхи в отношениях с учителями», «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих», что подтверждает преимущественно социальный характер исследуемой тревожности.

Проблема повышения тревожности в период адаптации пятиклассников является весьма актуальной, поскольку выражается не только в снижении успеваемости. Вовремя не принятые меры приводят к формированию негативных последствий, отражающихся на дальнейшем обучении и социализации подростков. В настоящее время психологической службой школы разрабатывается комплексная программа психологического сопровождения процесса адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено.

Ведущим направлением работы в программе является психопрофилактическое. На наш взгляд, психологическая коррекция тревожности поможет лишь в актуальной ситуации ее повышения, как свершившегося факта, в то время как приоритетной задачей психологического сопровождения процесса обучения и воспитания является ее предупреждение.

Психологическая профилактика повышения тревожности в период адаптации пятиклассников должна осуществляться на трех уровнях: первичном, связанном с предупреждением повышения тревожности до наступления периода адаптации (на этапе обучения в 4-х классах); вторичном, сдерживающем усугубление проблемы повышения школьной тревожности у тех учащихся, которые, несмотря на проведенную первичную работу, по каким-то причинам все же не смогли справиться с тревогой, оказавшись в пятом классе (на этапе перехода учащихся в среднее звено) и третичном, направленном на предотвращение негативных последствий высокого уровня школьной тревожности (в период дальнейшего обучения в школе). Данная процессная модель положена в основу разрабатываемой программы, направленной на предупреждение и коррекцию школьной тревожности в период адаптации пятиклассников.

Комплексная программа психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников помимо психологической профилактики и психологической коррекции предполагает также психодиагностическую, просветительскую и консультативную работу.

Таким образом, выявленные особенности школьной тревожности пятиклассников в период адаптации при переходе в среднее звено, свидетельствуют о социальном характере исследуемого феномена, что делает возможной его психологическую профилактику и коррекцию.

Список литературы:

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. - 460 с.

2. Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2001. - 160 с.

3. Реан A.A., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1999. - 416 с. - (Серия «Мастера психологии»).

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© Чиханцова Е.А.*

Открытый международный университет развития человека «Украина»,

Украина, г. Киев

Статья посвящена исследованию проблеме личностной тревожности у школьников старших классов на уроках по иностранному языку.

Раскрыто понятие тревожности и тревоги. Выявлено причины возникновения тревожности у старшеклассников во время урока иностранного языка.

Сделаны выводы относительно личностной тревожности старшеклассников как одной из компонентов психологической готовности к овладению учениками старших классов иностранными языками.

Всестороннее развитие и воспитание подрастающего поколения - не только задание, но и обязательное условие построения, нового гуманно-демократического общества. Изучение иностранных языков в средних учебных заведениях определяется как система, функционирование которой обусловливается многими факторами. Однако в психологии, мы сталкиваемся с большим количеством мыслей в определении тревожности. Многозначительность и семантическая неопределенность термина «тревожность»

* Аспирант кафедры Психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.