Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СКОРОСТИ ГОРЕНИЯ ВЫСОКОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, СОДЕРЖАЩИХ МОДИФИЦИРОВАННЫЙ НАНОАЛЮМИНИЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СКОРОСТИ ГОРЕНИЯ ВЫСОКОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, СОДЕРЖАЩИХ МОДИФИЦИРОВАННЫЙ НАНОАЛЮМИНИЙ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ползуновский вестник
ВАК
RSCI
Ключевые слова
НАНОРАЗМЕРНЫЕ ПОРОШКИ МЕТАЛЛОВ / ВЫСОКОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / СКОРОСТЬ ГОРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Комарова М.В., Ворожцов А.Б., Вакутин А.Г.

Приведены результаты экспериментальных исследований линейной скорости горения металлизированных высокоэнергетических материалов при давлениях 0,1 МПа и 4 МПа, содержащих различные наноразмерные порошки металлов, в том числе модифицированный аминоуксусной кислотой наноалюминий марки «Alex». Предложен метод прогнозирования, основанный на термографических и термогравиметрических измерениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Комарова М.В., Ворожцов А.Б., Вакутин А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СКОРОСТИ ГОРЕНИЯ ВЫСОКОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, СОДЕРЖАЩИХ МОДИФИЦИРОВАННЫЙ НАНОАЛЮМИНИЙ»

УДК 544.77:532.584.22

ИССЛЕДОВАНИЕ СКОРОСТИ ГОРЕНИЯ

ВЫСОКОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, СОДЕРЖАЩИХ МОДИФИЦИРОВАННЫЙ НАНОАЛЮМИНИЙ

М.В. Комарова, А.Б. Ворожцов, А.Г. Вакутин

Приведены результаты экспериментальных исследований линейной скорости горения металлизированных высокоэнергетических материалов при давлениях 0,1 МПа и 4 МПа, содержащих различные наноразмерные порошки металлов, в том числе модифицированный аминоуксусной кислотой наноалюминий марки «Alex». Предложен метод прогнозирования, основанный на термографических и термогравиметрических измерениях.

Ключевые слова: наноразмерные порошки металлов, высокоэнергетические материалы, скорость горения.

ВВЕДЕНИЕ

Преимущества использования в высокоэнергетических материалах (ВЭМ) наноалю-миния вместо микроалюминия, а именно: увеличение скорости горения [1, 2] и ожидание уменьшения потерь основных энергетических характеристик при применении такого материала в составе высокоэнергетической системы [3] - могут быть сведены не только к нулю, но даже обусловить невозможность его использования.

Дело в том, что наноалюминий, обладая высокой удельной поверхностью, проявляет высокую химическую активность по отношению к другим компонентам энергетической конденсированной системы, что способствует выделению газов и внутри высокоэнергетического материала при его хранении, обуславливая трещинообразование, снижение физико-механических характеристик и несанкционированную поверхность горения при работе в составе ВЭМ. Снижения химической активности нанопорошков металлов можно достичь нанесением защитных слоёв (покрытий) на поверхность наночастиц [4].

Нами в [5, 6] экспериментально исследованы различные приёмы пассивации электровзрывного наноразмерного порошка алюминия с целью выяснения влияния наносимого покрытия на химическую совместимость с полимерным горючим связующим веществом (ГСВ), содержащим активный пластификатор - смесь нитроэфиров с нитроаминами. Показано, что наиболее эффективным способом защиты наноалюминия является обработка стабилизированного воздухом порошка спиртовым раствором аминоуксусной кислоты (глицина; С).

Измерение термодинамических параметров универсальными экспресс-методами оценки быстропротекающих реакций в конденсированных средах: дифференциального термического (ДТА) и термогравиметрического (ТГА) анализов, также показали преимущества Al(G) в энергетических композициях.

Тем не менее, для принятия окончательного решения о возможности применения наноразмерного алюминия в составе высокоэнергетической композиции необходимо не только получить и оценить кинетическую информацию, решить проблемы химической совместимости компонентов и стойкости композиций, но и определить, насколько модификация поверхности глицином влияет на одну из основных характеристик применимости ВЭМ - скорость горения.

В настоящей работе приводятся результаты экспериментального исследования модифицированного аминоуксусной кислотой нанопорошка алюминия марки «Alex», в том числе с добавками других нанометаллов (железа, никеля, цинка и титана).

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ И ОБСУЖДЕНИЕ

Скорость горения при давлении 0,1 МПа определяли ионизационным методом, сущность которого заключается в измерении времени прохождения фронтом горения фиксированной базы - участка заряда между двумя и более датчиками. Принцип измерения основан на превращении исходной смеси - диэлектрика в токопроводящую систему -ионизированные продукты горения. Данный метод характеризует высокая точность, он пригоден для определения скорости горения

составов, находящихся в порошкообразном, литом или прессованном виде.

Общая длина базы в экспериментах составляла 12-10"3 м. В заряде прокалывались отверстия для размещения ионизационных датчиков (расстояние от воспламенителя до первого датчика не менее 510-3 м); после этого сборка помещалась на стенд для определения скорости горения, где на заряд устанавливался воспламенитель.

После сжигания образца обработка полученной информации проводилась средствами программного обеспечения цифрового осциллографа. Погрешность измерений составляла < 1 %.

Скорость горения при давлении 4 МПа определяли в приборе постоянного давления в атмосфере азота. Изготовление модельных образцов осуществлялось путём перемешивания нанопорошка со связующим с последующим введением в состав октогена. Изготавливались цилиндрические заряды высотой 20-10"3 м и диаметром 910-3 м, которые помещались в полиэтиленовую оболочку.

Компонентный состав модельных зарядов включал: октоген - 70 % масс., «активное» ГСВ (15 %-ный раствор метилполиви-нилтетразола в эвтектической смеси нитро-эфиров с нитроаминами) - 20 % масс., на-ноалюминий - 10 % масс., либо смесь А1 с другими наноразмерными порошками металлов Ре, Ы1, И, 2п (9 % масс., и 1 % масс. соответственно). Исследовались также аналогичные составы с наноалюминием пассивированным аминоуксусной кислотой А!(С).

В таблице 1 приведены результаты экспериментов. Линейная скорость горения вычислялась по формуле:

U = IabB

(1)

где U - скорость горения, /AB - расстояние между соседними точками базы, тАВ - время прохождения фронтом пламени расстояния между точками А и В. Коэффициент вариации U < 5,3 %.

Для получения кинетической информации проводились термоаналитические исследования (термогравиметрический и дифференциальный термический анализы), указанных выше составов без октогена. Использовался термоанализатор TGA/SDTA 851е «Mettler Toledo». Эксперименты проводились в условиях программируемого линейного нагрева в диапазоне температур от 25 °С до 1200 °С со скоростью нагрева 0,8 Кс-1. Результаты измерений приводились к виду, удобному для интерпретации (программное обеспечение «STARe Software 8.0». Получен-

ные значения параметров Ю (суммарное тепло), Утах (максимальная скорость тепловыделения), Тно (температура начала окисления) перечислены в таблице 2. Коэффициенты вариации: Тно < 0,4 %; Ю, Утах < 5,1 %.

Таблица 1 - Скорость горения составов

U , 10-3м/с

металл 0,1 МПа 4 МПа

AI 0,52 6,91

Al+Fe 0,58 7,02

Al+Zn 0,40 6,60

Al+Ti 0,60 7,13

Al+Ni 0,54 6,91

Al(G) 0,52 6,90

Al(G)+Fe 0,59 7,01

Al(G)+Zn 0,40 6,61

Al(G)+Ti 0,60 7,10

Al(G)+Ni 0,54 6,90

Таблица 2 - Параметры IQ, Vmax композиций

и Tu,

Металл IQ, 104Дж/кг Vmax, 1 1 кДж кг- с- Тно, °С

Al 635,1 23,22 560

Al+Fe 685,3 22,76 560

Al+Zn 535,1 18,03 600

Al+Ti 706,2 20,25 570

Al+Ni 645,6 19,12 580

Al(G) Al(G)+Fe Al(G)+Zn Al(G)+Ti Al(G)+Ni 627,2 620,0 534,7 705,0 650,2 23,30 22,43 17,95 20,50 19,04 560 560 600 570 580

Результаты экспериментов показали, что значения скорости горения для составов с А! и А!(С) практически совпадают (таблица 1). Значения термодинамических параметров Ю, Утах и Тно для всех составов, содержащих А! и А!(С) (таблица 2) отличаются незначительно (0,5-1,5 %).

Показатель степени, рассчитанный согласно степенному закону горения, для составов с А!(С) составил V = 0,70, также как и для состава с А!. Наибольшие отличия получены для композиций с добавками цинка и титана к алюминию (рисунок 1). При добавке Т показатель V = 0,75, В случае 2п V = 0,67.

Количество тепла, образующегося во время разложения и окисления компонентов высокоэнергетического материала, влияет на процесс горения. Рисунки 3 и 4 иллюстрируют изменение скорости горения составов (при давлениях 0,1 МПа и 4 МПа) в зависимости от добавленного к алюминию металла, добавка которого влияет величину параметра Ю (таблица 2).

AB

М.В. КОМАРОВА, А.Б. ВОРОЖЦОВ, А.Г. ВАКУТИН

U, 10"3 м/с 7,2

U, 10"3 м/с

P, МПа

Рисунок 1 - Зависимость U от P составов с Al и Al+Zn

EQ, 104 Дж/кг

Рисунок 3 - Зависимость U от IQ композиций при давлении 4 МПа

Следует заметить: несмотря на то, что скорость горения исследуемых высокоэнергетических материалов зависит от ряда факторов (например, нитроамины имеют более высокую термостабильность и более низкую летучесть по сравнению с нитроэфирами [7], добавка быстрогорящего октогена может снижать скорость горения связующего [8], значимы дисперсность наполнителя и металлического горючего и т.п.), именно параметр Ю (количество тепла, определённое в ходе термографических измерений) имеет наиболее важное значение для изменения параметра и, и может быть использовано для прогнозирования линейной скорости горения таких составов при давлениях 0,1 МПа и 4 МПа (рисунки 2 и 3).

U, 10"3 м/с

0,35 -.-1-.-.-!

520 560 600 640 680 720

EQ, 104 Дж/кг

Рисунок 2 - Зависимость U от IQ композиций при давлении 0,1 МПа

В целом составы с Al(G) горят также активно, как составы с непокрытым Al, при этом, химическая совместимость с другими компонентами ВЭМ значительно лучше и сопоставима с микронными порошками алюминия «АСД» [5] (объём газообразных продуктов, определявшийся по стандартной ам-пульно-хроматографической методике составил для Al(G) - 0,01 см3/г, Al - 0,26 см3/г, «АСД» - 0,04 см3/г).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экспериментально исследованы скорости горения ВЭМ, содержащих наноразмерные порошки металлов, в том числе и стабилизированный аминоуксусной кислотой алюминий « Alex ».

Показано, что пассивация наноалюми-ния глицином не только обеспечивает его химическую совместимость с другими компонентами высокоэнергетического материала и последующую химическую стойкость, но и не влияет на основную интегральную характеристику горения, что открывает возможности использования такого наноалюминия в качестве топлива в высокоэнергетических композициях для применения в газогенераторах и космических двигателях [9].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сакович, Г. В. Исследования процессов горения ВЭМ с нанопорошками алюминия / Г. В. Сакович,

B. А. Архипов, А. Б. Ворожцов, С. С. Бондарчук и др. // Российские нанотехнологии. - 2010. - Т. 5., № 1-2. -

C. 89-101.

2. Комарова, М. В. Процессы, протекающие в высокоэнергетических системах, содержащих наноразмерные порошки металлов / М. В. Комарова,

В. Ф. Комаров, А. Б. Ворожцов. // Известия высших учебных заведений. Физика. - 2011. - Т. 54, № 12,

- С. 107-111.

3. Bondarchuk, S. S. Analysis of Multidimensional and Two-phase Flows in Solid Rocket Motors / S. S. Bondarchuk, A. B. Vorozhtsov, E. A. Kozlov, Yu. V Feshchenko // Journal of Propulsion and Power.

- 1995. - V. 11, № 4. - P. 593-599.

4. Лернер, М. И. Пассивация наноразмерного порошка алюминия для применения в высокоэнергетических материалах / М. И. Лернер, Е. А. Глазков, А. Б. Ворожцов, Н. Г. Родкевич и др. // Химическая физика. - 2015. - Т. 34, № 1. - С. 46.

5. Komarov, V. F. Processes Proceeding High-Energy Systems comprising Nanodimensional Alminum and other Nanometals / V. F. Komarov, M. V. Komarova, A. B. Vorozhtsov, M. I. Lerner et al. // Russian Physics Journal. - 2013. - V. 55, № 4. - P. 365-369.

6. Komarov, V. F. Stabilizing Coatings for Nanodi-mensional Aluminum / V. F. Komarov, M. V. Komarova, A. B. Vorozhtsov, M. I. Lerner // Russian Physics Journal.

- 2013. - V. 55, № 10. - P. 1117-1122.

7. Синдицкий, В. П. Механизм горения нитро-эфирных связующих с нитроаминами / В. П. Синдицкий, В. Ю. Егоршев, М. В. Березин, В. В. Се-рушкин и др. // Физика горения и взрыва. - 2012. -Т. 48, № 2. - С. 45-59.

8. Zenin, A. A. Combustion Mechanisms of New Polymer/Oxidizer Compositions / A. A. Zenin, S. V. Fin-jakov // Proc. 34ht Inter. Annual Conf. ICT, Karlsruhe, FRG. - 2003. - P. 54-112.

9. Vorozhtsov, A. Mathematical Simulation of Airbag Inflation by Low Temperature Gas Generator Products / A. Vorozhtsov, S. Bondarchuk, A. Salko, O. Kondratova // Propellants, Explosives, Pyrotechnics. - 2000. - V. 25, № 5. - P. 220-223.

Комарова М.В., м.н.с. ИПХЭТ СО РАН, тел: (3854)305971, e-mail: mv10mv@mail.ru.

Ворожцов А.Б., д.ф.-м.н., профессор, зам. директора по НР ИПХЭТ СО РАН.

Вакутин А.Г., м.н.с. ИПХЭТ СО РАН, e-mail: alex-wakutin@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.