Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
240
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Опояскина Елена Андреевна

В статье рассмотрено понятие экологической безопасности, представлены результаты экспериментальной работы по формированию у младших школьников экологически безопасного поведения. Выявлены критерии и показатели, а также охарактеризованы уровни сформированности экологически безопасного поведения младших школьников. Определенные уровни рассматривались как характеристика динамики формирования экологически безопасного поведения младших школьников. В ходе проведения эксперимента выяснилось, что у младших школьников недостаточно сформировано знание экологических взаимосвязей организмов в природе, а также представление и понятие о ценности природы и способах взаимодействия с нею, дети не всегда могут оперировать знаниями о правилах поведения в природе. Представлены выводы по дальнейшей работе по формированию экологически безопасного поведения у детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Опояскина Елена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE FORMATION OF ENVIRONMENTALLY SAFE BEHAVIOR IN YOUNGER STUDENT

The article considers the concept of environmental safety, presents the results of experimental work on the formation of environmentally safe behavior among junior schoolchildren. Criteria and indicators are revealed, as well as the levels of formation of environmentally safe behavior of younger schoolchildren are characterized. Certain levels were considered as a characteristic of the dynamics of the formation of environmentally safe behavior of younger schoolchildren. During the experiment, it turned out that younger students do not have enough knowledge of the ecological relationships of organisms in nature, as well as the idea and concept of the value of nature and ways of interacting with it, children cannot always operate with knowledge about the rules of behavior in nature. The conclusions on further work on the formation of environmentally friendly behavior in children of primary school age are presented.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Исследование сформированности экологически безопасного поведения у младших школьников

Опояскина Елена Андреевна,

аспирант кафедры начального образования, общей и социальной педагогики, ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» E-mail: eao1991@mail.ru

В статье рассмотрено понятие экологической безопасности, представлены результаты экспериментальной работы по формированию у младших школьников экологически безопасного поведения. Выявлены критерии и показатели, а также охарактеризованы уровни сформированности экологически безопасного поведения младших школьников. Определенные уровни рассматривались как характеристика динамики формирования экологически безопасного поведения младших школьников. В ходе проведения эксперимента выяснилось, что у младших школьников недостаточно сформировано знание экологических взаимосвязей организмов в природе, а также представление и понятие о ценности природы и способах взаимодействия с нею, дети не всегда могут оперировать знаниями о правилах поведения в природе. Представлены выводы по дальнейшей работе по формированию экологически безопасного поведения у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: экологическая безопасность, экологически безопасное поведение, младший школьник.

о с

CJ

см

Экологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности, о чем говорится в Экологической Доктрине РФ. Стабильное развитие Российской Федерации, соответствующее качество жизни и здоровья её населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии обере-гания природных систем и стабилизации соответствующего качества окружающей среды [2].

В связи с этим, экологическое образование является одним из путей преодоления экологического кризиса и формирования экологически безопасного поведения у подрастающего поколения. Младший школьный возраст - особое для ребенка время, так как именно на этом этапе у него пробуждается познавательная активность, проявляется стремление к саморазвитию. Именно поэтому так важно в данный период времени заложить основы экологически безопасного поведения.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) внесены изменения, касающиеся содержания программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Большое значение в формировании личности младшего школьника являются развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни; элементарный опыт природоохранной деятельности, а также бережное отношение к растениям и животным. Обеспечивание безопасности среды, имеющей социальную и природную основу, как среды жизни человека - это ключевая задача общества и каждого человека, понимающего и осознающего последствия своей деятельности и поведения. С младшего школьного возраста необходимо формировать основы грамотного, гуманного отношения к окружающей среде и к жизни в целом. Создавать систему ценностей сохранения жизни и здоровья, ответственного отношения к самому себе и к окружающим [4].

В выполненных исследованиях Л.И. Алешиной, Л.И. Буровой, С.Н. Глазачева, А.Н. Захлеб-ного, Л.П. Печко, Л.П. Симоновой- Салеевой, И.В. Цветковой, Е.В. Яковлевой и др. разработаны многие аспекты экологического воспитания, раскрыта взаимосвязь экологического образования с изучением различных образовательных направлений [7]. Экологическая безопасность тесно связана с понятием экологического воспитания.

Однако система воспитания у младших школьников опыта реализации экологических знаний и мотивов в форме реального поведения в природной среде мало изучена. В то же время без разработки специальных педагогических средств, обеспечивающих преобразование экологических знаний, умений, навыков ребенка в опыт реального поведения в природной среде, невозможно будет обеспечить целостность процесса экологического воспитания младших школьников.

Говоря об исследовании экологически безопасного поведения младших школьников, необходимо определить само понятие экологической безопасности.

В законе «Об охране окружающей среды» понятие «экологическая безопасность» сформулировано следующим образом: это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [5].

Ряд ученых при разработке понятия «экологическая безопасность» рассматривали ее как неотъемлемую составную часть национальной (государственной) безопасности. Так, определение национальной безопасности в экологической сфере было предложено С.Л. Байдаковым и Г.П. Серовым, которые основной акцент сделали на состоянии защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства в области окружающей среды [6]. По мнению других авторов, в рамках понятия «национальная безопасность» экологическую безопасность следует определять как способность государства контролировать, снижать и устранять экологические опасности разного масштаба, выявленные и оцененные научными методами, для обеспечения благосостояния общества и здоровья людей, политической, экономической и социальной стабильности [6].

В работах российского ученого профессора А.К. Голиченкова экологическая безопасность определяется как состояние защищенности экологических, социальных и экономических прав граждан; культурных, материальных ценностей общества и государства; экономических и иных интересов предприятий, учреждений, организаций от вредного воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, которые вызваны антропогенным воздействием на нее, в том числе и от последствий экологических катастроф [2].

Экологическая безопасность включает в себя следующие элементы: системы управления и регулирования, функциями которых являются прогнозирование и ликвидирование развития опасных, чрезвычайных ситуаций.

В данной работе экологически безопасное поведение школьников рассматривается как элемент системы ценностных ориентиров личности младшего школьника, который обеспечивает выбор ею нравственно оправданной и экологически безопасной линии поведения во взаимоотношени-

ях человека с окружающей природой. В такое поведение включаются: самостоятельно полученные выводы ребенка о самоценности мира природы и его значимости для человека, о месте и роли человека в природе; знание основных норм взаимоотношений человека с природой; наличие образа поведения человека при общении с объектами неживой и живой природы, адекватного экологическим законам; опыт нравственного выбора и оценки своих и чужих поступков в природной среде; способность проявить волевое усилие для получения экологически ценного результата [3].

Основываясь на определении, мы выделили критерии, определяющие уровни сформированно-сти экологически безопасного поведения у младших школьников: когнитивный, аксиологический и активно-деятельностный.

Показателями когнитивного критерия являются глубина и системность экологических знаний, проявление познавательного интереса к экологическим проблемам.

Аксиологический критерий включает в себя эмоционально - ценностное отношение младших школьников к природе, знание и понимание норм поведения в природе (на доступном для младшего школьника уровне).

К показателям активно-деятельностного компонента мы отнесли владение основными способами экологически безопасного поведения (взаимодействия) с объектами природы, умения прогнозировать последствия действий человека для их развития; самостоятельный и произвольный выбор экологически безопасного поступка в ситуациях взаимодействия с природой, его осуществление и побуждение других людей к подобному поведению.

Диагностика проводилась с помощью анкетирования младших школьников, опроса родителей обучающихся с целью выявления у них уровня заинтересованности в формировании экологически безопасного поведения детей и решением практических задач экологической направленности для учеников четвертого класса.

Дадим характеристику уровней (оптимальный, допустимый и недопустимый) сформированности экологически безопасного поведения детей.

Оптимальный уровень характеризуется знанием обучающегося взаимосвязей и взаимоотношений организмов в природе, младший школьник заботится об окружающем мире, знает и выполняет нормы и правила поведения в природе. Экологические знания и умения сформированы достаточно хорошо. Ребёнок выделяет основные природные связи и закономерности. Проявляет сочувствие и сопереживание к объектам природы, предлагает позитивные решения ситуации, аргументирует свои ответы и выводы. Бережно, гуманно относятся к природе, нетерпимо относятся к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой.

Допустимый уровень характеризуется недостаточным знанием обучающегося экологических

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

взаимосвязей организмов в природе, недостаточно хорошо знает и выполняет правила поведения в природе. Экологические знания и умения сформированы на среднем уровне. Ребёнок не всегда замечает основные связи и зависимости, отмечает второстепенные детали. Значимость природных явлений осознает на поверхностном уровне. В целом проявляет к природе положительное отношение избирательной направленности, замечает нарушения правил поведения в природе, мотивирует необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов, однако, к проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.

Недопустимый уровень: обучающийся не знает экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе, не контролирует своё поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и умений. Ребёнок либо индифферентен, либо проявляет негативные эмоции и отношение к объектам природы. Наблюдается слабая потребность в изучении и взаимосвязи с природой, ребенок не способен анализировать свои поступки в отношении природных объектов. Характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Наряду с отдельными позитивными действиями может проявлять к объектам небрежность, и даже агрессивность. При этом действует неосознанно, механически, подражательно. Мотивирует необходимость бережного отношения к природе боязнью наказания или не может объяснить, утверждая, что « так надо».

Целью нашего исследования являлось определение уровней сформированности экологически безопасного поведения младших школьников.

В ходе экспериментального исследования мы изучили уровень сформированности экологически безопасного поведения у обучающихся третьих и четвертых классов МОУ «Тоншаловская школа». В эксперименте принимали участие 100 учащихся в возрасте 9-10 лет, а также 70 родителей младших школьников.

Диагностика проводилась с помощью анкетирования родителей и обучающихся, а также решения практических задач по экологии младшими школьниками.

По когнитивному критерию сформированности экологически безопасного поведения детей нами была разработана анкета, включающая десять вопросов о явлениях природы и жизни животных и растений. Методика аксиологического критерия также состояла из анкеты, вопросы которой были направлены на выявление у обучающихся знаний о влиянии человека и в целом деятельности людей на окружающую среду. По третьему, активно - де-5 ятельностному критерию, нами были предложены § экологические задачи практической направленному сти.

° Приведем некоторые результаты исследова-ав ния по определению уровней сформированности

экологического поведения младших школьников. В результате эксперимента было выявлено, что у обучающихся преобладает допустимый уровень сформированности экологически безопасного поведения (54%). У младших школьников недостаточно сформировано знание экологических взаимосвязей организмов в природе, а также представление и понятие о ценности природы и способах взаимодействия с нею, дети не всегда могут оперировать знаниями о правилах поведения в природе, к примеру, большинство обучающихся не могут определить какие действия человека приносят природе пользу, так, большинство учащихся, 80% на вопрос «Что может произойти при закапывании мусора в землю?» ответили, «мусор является удобрением, поэтому его нужно закапывать в почву». Однако многие ученики знают о причинах возникновения экологически неблагоприятных ситуаций: 67% на вопрос «Влияет ли работа заводов и фабрик на окружающую среду?» ответили положительно.

По результатам второй методики можно сделать вывод о том, что меньше половины испытуемых 30% не понимают причинно-следственных связей в природе, поскольку на предположение «Если в лесу станет мало птиц, то...», дети ответили «не услышим птичьих песен». При этом, обучающиеся осознают правила поведения в природе, на вопрос «Как вести себя в лесу» практически все опрашиваемые 96% ответили «можно прогуливаться по тропинкам и вести себя тихо», а также на предположение «При отдыхе на природе с костром нужно поступить следующим образом» ответили верно.

В целом дети проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности, замечают нарушения правил поведения в природе, анализируют негативные поступки других детей в природе, о чем говорят результаты проведения третьей методики.

При изучении результатов по активно-деятельностному компоненту «Практически задачи экологической направленности» мы пришли к выводу, что большинство младших школьников могут решить такие задачи, однако, не на все вопросы дети могут найти логичный ответ. К примеру, при решении задачи «Во время летних каникул ребята пошли в лес. На поляне они увидели много земляники. Наелись и перед уходом домой взяли букеты земляники вместе с цветками, недозрелыми ягодами и усами, так как у них не было посуды. Красивые получились букеты». Большинство обучающихся 78% дали правильную оценку действиям героев задачи, но не смогли обосновать свой выбор. В ответах детей звучали такие фразы, что «дети не повредили корневую систему растений, поэтому земляника снова вырастет». Многие ребята не знают правила сбора ягод, а также разновидности ядовитых лесных ягод, не могут узнать их по внешнему виду.

Отметим, что 20% обучающихся имеют оптимальный уровень сформированности экологиче-

ски безопасного поведения, 26% членов группы находятся на недопустимом уровне.

Результаты опроса родителей младших школьников показали, что родители считают важным формирование экологически безопасного поведения детей, однако, мало уделяют вниманию развитию школьников в данном направлении. К примеру, на вопрос «Бываете ли Вы с ребенком на природе (походы, прогулки), положительно ответили все опрашиваемые родители, но на вопрос «Рассказываете ли вы ребенку о правилах поведения на природе (в лесу, на берегу водоемов)» отрицательно ответили более половины (59%) родителей. При качественном анализе ответов родителей на вопросы можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев (73%) родители не проводят работу по формированию экологически безопасного поведения школьников, а именно, не рассказывают детям о пользе лекарственных трав, растений, насекомых, птиц, а также (61%) не смотрят совместно с детьми фильмы, передачи о природе.

Таким образом, результаты проведенного исследования говорят о необходимости повышения уровня знаний обучающихся в сфере экологической безопасности. Считаем, что важна совместная работа школы и родителей по данному направлению. Сформировать у младших школьников ответственное отношение к окружающей действительности, научить принимать осознанные, правильные экологические решения - важная задача, стоящая перед учителями в настоящее время. Формирование экологической безопасности в образовательном учреждении, несомненно, является одним из важных направлений деятельности. Работа школы должна быть направлена на предотвращение негативного влияния окружающих факторов на здоровье подрастающего поколения.

Литература

1. Ермаков Д. С., Суравегина И.Т. От изучения экологии к решению экологических проблем: Монография. - Новомосковск: УРАО, 2005.132 с.

2. Рекомендательный законодательный акт «О принципах экологической безопасности в государствах Содружества» Рекомендательный законодательный акт, принятый Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств в Санкт-Петербурге 29 декабря 1992 г.) http://docs.cntd.ru/docu-теП/901930782

3. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. - М.: 2000

4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: глоссарий. http://standart. edu.ru/

5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)

6. Экологическая Доктрина Российской Федерации https://www.mid.ru/sk/foreign_policy/official_ documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/con-tent/id/548754

7. Яковлева Е.В., Бурова Л.И. Воспитание экологической культуры населения в процессе реализации проекта «Наш общий дом» (Глава в коллективной монографии) // Инновации в образовании: региональный аспект / Под ред. В.Г. Маралова. - Череповец: ФГБОУ ВПО ЧГУ, 2012. - С. 441-467.

THE STUDY OF THE FORMATION OF ENVIRONMENTALLY SAFE BEHAVIOR IN YOUNGER STUDENT

Opoyaskina E.A.

Cherepovets State University

The article considers the concept of environmental safety, presents the results of experimental work on the formation of environmentally safe behavior among junior schoolchildren. Criteria and indicators are revealed, as well as the levels of formation of environmentally safe behavior of younger schoolchildren are characterized. Certain levels were considered as a characteristic of the dynamics of the formation of environmentally safe behavior of younger schoolchildren. During the experiment, it turned out that younger students do not have enough knowledge of the ecological relationships of organisms in nature, as well as the idea and concept of the value of nature and ways of interacting with it, children cannot always operate with knowledge about the rules of behavior in nature. The conclusions on further work on the formation of environmentally friendly behavior in children of primary school age are presented.

Keywords: environmental safety, environmentally friendly behavior, junior schoolchild.

References

1. Ermakov D. S., Suravegina I.T. From the study of ecology to the solution of environmental problems: Monograph. - Novomoskovsk: URAO, 2005.-132 p.

2. The recommendatory legislative act "On the principles of environmental safety in the states of the Commonwealth" The recommendatory legislative act adopted by the Resolution of the Interparliamentary Assembly of the Member States of the Commonwealth of Independent States in St. Petersburg on December 29, 1992) http://docs.cntd.ru/document/ 901930782

3. Tsvetkova I.V. Ecological education of younger schoolchildren: Theory and methods of extracurricular work. - M.: 2000

4. Federal State Educational Standard: glossary. http://standard. edu.ru/

5. Federal Law "On Environmental Protection" dated January 10, 2002 N 7-FZ (last edition)

6. Environmental Doctrine of the Russian Federation https://www. mid.ru/sk/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/ CptICkB6BZ29/content/id/548754

7. Yakovleva E.V., Burova L.I. Education of ecological culture of the population in the process of implementing the project "Our common home" (Chapter in a collective monograph) // Innovations in Education: Regional Aspect / Ed. V.G. Maralova. -Cherepovets: FGBOU VPO ChSU, 2012. - P. 441-467.

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.