вить результаты опытно-экспериментальной работы и провести ретроспективный анализ ее использования на каждом из этапов. В результате была разработана и представлена модель отбора содержания иноязычного образования для студентов колледжей в сфере туризма.
Таким образом, предложенная нами педа-гогическая технология и образовательная мо-дель позволяют сформулировать концептуаль-^ ный подход к отбору содержания иноязычного < текстового материла для студентов колледжей X в сфере туризма.
Ш Литература:
3> 1. Аникина О. В. Дискурс как объект обучения в
^С курсе иностранного языка // Вестник ТГПУ. - 2011.
О - №2. - С. 54-59.
ш 2. Артюшевская C.B. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам буду-
S щих специалистов сферы туризма // Психология
U- и педагогика: методика и проблемы практичес-
О кого применения,- 2015.- №47,- С. 151-157.
L- 3. Бейлисон Л.С. Профессиональный дискурс как предмет лингвистического изучения // Вестник
CI Волгоградского государственного университета.
Ш Серия 2: Языкознание. - Вып. 1. - 2009. - С. 145-149.
С
412
4. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. Прогресс. - М„ 1989. - 312 с.
5. Дроздов С. В. Иноязычная подготовка студентов в сфере туризма // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование. - 2014. - №4 (208). -С. 205-212.
6. Егорова Е. В. Проблема рекуррентности в современном научно-педагогическом дискурсе // Мир науки. Педагогика и психология. - 2018. -№5. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ р roblema-re kurre ntnosti-v-so vre me nn om-nauchno-pedagogicheskom-diskurse.
7. Мирошникова O.X. Профессионально-языковая подготовка в федеральном университете в контексте реализации стратегий непрерывного образования // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2014. - № 3 ( 181 ). - С. 91 -94.
8. Мкртычян C.B. Типология межличностного делового дискурса в лингводидактическом аспекте / C.B. Мкртычян // Знание. Понимание. Умение. -2010.-№3,-С. 182-187.
9. Тарнаева Л. П., Дацюк В. В. Туристический дискурс: лингвопрагматические характеристики // Вестник СПбГУ. Язык и литература. - 2013. - №3. -С. 220-235.
MEANS OF TEACHING AND EDUCATING ENVIRONMENTAL SAFETY OF SCHOOLCHILDREN IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION OF A BOARDING TYPE
Suvorova Gallna Mikhailovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Goricheva Vera Dmitrievna, PhD of Biological sciences, Associate Professor Department of Life Safety, Yaroslavl State Pedagogical University, Yaroslavl
Ushkova Nina Vasllyevna, Director of the МОЕ "V. /. Sharov Sanatorium and Forest School", Yaroslavl
The purpose of the study is to identify the problems of the personality of younger schoolchildren in maintaining health in the environment by using the example of the content of the project "Time to act correctly in the field of MSW" as a means of teaching and educating schoolchildren on en viron mental safety. The article presents modern means of teaching and educating the environmental safety of schoolchildren in a residential institution as a project activity. The appeal to this category of schoolchildren is due to the importance for the formation of the student's personality as en viron mental literacy, en viron mental consciousness, responsibility, and the formation of an ecological culture of safe behavior. As a result of the implementation of the project on the basis of the МОЕ "Sanatorium and Forest School named after V. /. Sharov", priorities were determined in the organization of activities in the training and education of environmental safety, as well as funds and conditions were created for the implementation of key tasks on environmental safety.
Keywords: boarding school-type institution; modern means of teaching and educating schoolchildren about environmental safety; projects; assessment; safe behavior.
DO I 10.24923/2222-243X.2021 -39.72
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗО ПА СНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБР АЗОВ А ТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНА ТНОГО ТИПА
Цель исследования - на примере содержания проекта "Время правильно действовать в сфере ТКО" как средство обучения и воспитания школьников по экологической безопасности выявить проблемы личности младших школьников в сохранении здоровья в окружающей среде. В статье представлены современные средства обучения и воспитания экологической безопасности школьников в учреждении интернатного типа как проектная деятельность. Обращение именно к этой категории школьников обусловлено значимостью
УДК 37.35 ВАК РФ 13.00.02
© Суворова Г.М., 2021 © Горичева В.Д., 2021 © Ушков а Н. В., 2021
для формирования личности школьника как экологической грамотности, экологического сознания, ответственности, так и формирование экологической культуры безопасного поведения. Врезуль тате определены приоритеты в организации деятельности в обучении и воспитании экологической безопасности, а также подтверждена эффективность средств и условий для выполнения ключевых задач по экологической безопасности.
Ключевые слова:учреждение интернатного типа; современные средства обучения и воспитания школьников экологической безопасности; проекты; оценка; безопасное поведение.
Введение
Стратегия экологической безопасности Российской безопасности на период до 2025 года, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 № 176, определяет развитие системы образования и просвещения как одно из приоритетных. Стратегия направлена на повышение экологической грамотности населения, выработки навыков экономного, бережного использования природных ресурсов. Бытовые отходы признаются неопасными и подходят к V классу опасности, если обладают следующими свойствами: наносят небольшой, практически нулевой вред биосфере; самостоятельно разлагаются менее 3 лет; после их разложения природа быстро восстанавливается; своим присутствием почти не нарушают экологическое равновесие. Такие характеристики присущи в основном: сырью для изготовления продуктов питания; пищевым отходам; нетоксичным отходам от производства товаров; домашнему и офисному мусору.
Образовательная среда школьной дисциплины "Основы Безопасности Жизнедеятельности" отмечает в 2021 году своё тридцатилетие, направлена на формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Экологическая составляющая в начальной школе содержит обучение, воспитание и развитие поохране здоровья, по безопасности в быту, окружающей среде, благодаря чему формируется экологическое сознание учащихся 7-10 лет. К основным средствам, методам обучения и воспитания относят наблюдения, повседневный опыт, методы, стимулирующие познавательную активность учащихся, а также адаптивные методы, которые преодолевают "разрыв единства системы обучения и воспитания" [3].
В этой связи актуальность данного исследования обоснована потребностью в исследовании данной научной проблематики, в связи с ее не достаточной изученности.
Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) осуществить обзор научных категорий по проблеме исследования; 2) исследовать средства обучения и воспитания экологической безопасности школьников в образовательном учреждении; 3) описать содержание проекта "Время правильно действовать в сфере ТКО" как средство обучения и воспитания школьников по экологической безопасности; 4) определить приоритеты в организации деятельности в обучении и воспитании экологической безопасности, а также подтвердить эффективность созданных средств и условий для выполнения ключевых задач по экологической безопасности.
Для решения поставленных задач был осуществлен анализ науч-но-педагогическойлитературы. В ходе исследования применяются следующие методы исследования-, теоретического анализа научной литературы, обобщения педагогического опыта, анкетирования, моделирования, сбора статистических данных и математической обработки полученных данных.
01 о си
-О X
2 s
от
со
си
413
СУВОРОВА Галина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент
ГОРИЧЕВА Вера Дмитриевна, кандидат биологических наук, доцент
кафедра Безопасности жизнедеятельности, Ярославский государственный педагогический университет, Ярославль
УШКОВА Нина Васильевна,
директор МОУ "Санаторно-лесная школа имени В.И. Шарова", Ярославль
iaC >
<
X Ui
s: *=c о
Ш T
s
< et
Ш
с
414
Теоретической базой исследования послужили публикации Н.Г. Занько, K.P. Малаян, К. Муздыбаева, В.А. Никитина, О.Н. Русак, Г.М. Суворовой, Н.В. Федосеевой, В.А. Ясвина.
Практическая значимость исследования определены приоритеты в организации деятельности в обучении и воспитании экологической безопасности, а также созданы средства и условия для выполнения ключевых задач по экологической безопасности.
Основная часть
Использование новой системы ФГОС предполагает оценку деятельности образовательных учреждений, а также развитие личности обучающегося. Стандарт предполагает, что у каждого обучающегося должны быть сформированы важные для его жизнии деятельности личностные качества, такие как самостоятельность, ответственность, познавательная активность, моральные ценности, способность к конструктивному взаимодействию, семейные ценности, способность к самоопределению и др. [1]. Средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу. Средства воспитания ускоряют процесс усвоения учебного материала, бывают вербальные, визуальные, простые, сложные, символические технические и реальные представители окружающей среды.
Основы комплексной безопасности изучаются в средней школе, где тема "Экологическая безопасность" изучается в разделе ЧС, связанные с нарушением экологического равновесия в местах проживания.
В начальной школе при обучении есть особенности, связанные с психофизиологическими особенностями детей 6-10 лет (возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, возникает повышенная эмоциональная возбудимость, повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость). Младшие школьники по-разному усваивают знания, неодинаковой скоростью и разными способами. В повседневной жизни они усваивают информацию из разговоров в семьях и с друзьями, радио и телепередач. Поэтому рационально использовать самые разнообразные средства обучения: эффективный способ восприятия усвоения материала для младших школьников в виде красочных картин, таблиц, слайдов, фильмов, а также возможность сделать собственными руками поделки, усвоение информации достигается в том случае, если учащиеся сами участвуют в занятиях. Так усиливается "необходимость в разработке
новых направлении, подходов, методов, технологий в педагогическом процессе как развитие характеристик личности - коммуникации, вовлеченности, отношений, понимание, знание понятий, терминов, работа в команде в образовательной сфере" [7].
Содержание проекта "Время правильно действовать в сфере ТКО" - это средство обучения и воспитания школьников по экологической безопасности определено проблемами личности младших школьников в сохранении здоровья в окружающей среде. Именно "образовательная среда есть "система влияний и условий формирования личности" [8].
К экологическим опасностям относятся опасности, которые проявляются через природные объекты (атмосферу, гидросферу и др.) в связи с нарушением их естественного состояния (загрязнения). Сегодня скорость увеличения вредного воздействия средовых факторов и интенсивность их влияния уже выходит за пределы биологической приспособляемости экосистем к изменениям среды обитания, создаёт прямую угрозу жизни и здоровью населения. Возникают экологические риски "возможность различных негативных изменений в природе и в обществе, происходящих под воздействием деятельности человека(Кочуров и др. 1993) [12]. Поэтому "стратегия природопользования, направлена на оздоровление человека и условий его жизни - локальных, национальных, региональных и глобальных - сучётом физико-географических и социально-экономических особенностей в этих пространственных границах [11]. Большой интерес представляет предметная организация образовательной среды. Для человека "это тот мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах" (В.В. Рубцов) [б].
Так, с 1 августа 1957 года решением Ярославского горисполкома часть территории и зданий посёлка Скобыкинобыли отданы Ярославскому городскому отделу народного образования для открытия санаторно-лесной школы для детей с ослабленным здоровьем с целью оказания помощи семье в воспитании, формировании навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. В настоящее время учреждение интернатного типа - МОУ "Санаторно-лесная школа имени В.И. Шарова" работает с круглосуточным пребыванием детей. Определены ряд условий, которые вызвали необходимость постановки и решения задачи (проблемы). Во-первых, только за 2018 год
среди воспитанников были зарегистрированы болезни нервной системы 227 раз, болезни органов дыхания 465 раз, в том числе острые респираторные заболевания верхних дыхательных путей 392 раза, болезни глаза и его придаточного аппарата 78 раз. Данная ситуация анализируется, решаются проблемы, необходимые для обучения, воспитания, для проведения оздоровительных процедур индивидуально по каждому ребёнку. Во-вторых, есть необходимость в организации здоровьесберегающих методов на дополнительных занятиях по интересам школьников.
Поэтому способность распознавать, оценивать опасности среды обитания человека, применять способы защиты от опасностей определяется готовностью школьника, а также игровой деятельностью, где все эти умения включены. Игра - активная форма обучения и воспитания, где есть возможность для учащихся проверить себя, одновременно выявить наиболее характерные ошибки. Дидактические игры позволяют лучше подготовить школьников к правильным и умелым действиям в реальных обращениях с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). Следовательно, целесообразно ввести изучение темы "Экологическая безопасность" во время дополнительных занятий при реализации проекта "Время правильно действовать в сфере ТКО".
В школе в 2020/2021 учебном году обучается двести детей: в начальной школе - 91 человек, в основной школе - 110 человек. Важно отметить, что каждый воспитанник, который находится в МОУ "Санаторно-лесная школа имени В.И. Шарова", требует особого подхода к осуществлению выбора направления его индивидуальной работы, ему созданы оптимальные педагогические условия для гармоничного развития высокомотивированных воспитанников в самореализации. Одно из направлений дополнительных занятий реализуется на протяжении последних лет - это обучение и воспитание экологической безопасности школьников, которое направлено решать вопросы развития личности в когнитивной, эмоциональной, волевой сферах школьников. Дети активно участвуют в реализации проектов: "Формирование культуры безопасности школьников в нестандартных условиях", "Развитие экологической культуры в Ярославской области". За это время сложилось содружество в школе, состоящее из активных школьников, воспитателей и учителей.
Ответственность - один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств (А.И. Го-
лубева, Л.С. Славина, P.C. Немов). Это "качество высшего порядка" из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности отражает обязанности и готовность дать отчёт за своё поведение перед обществом и перед собой. Ответственность - как средство внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляции) деятельности личности, которая выполняет должное "по своему усмотрению, сознательно и добровольно" [2]. В ходе исследования для диагностики ответственности и направленности качества личности школьников была применена методика М.В. Матюхиной и С.Г. Яриковой "Самооценка волевых качеств" (модифицированный вариант оценки личностных качеств Дембо-Рубин-штейна). Полученные результаты выявили следующее: среди учеников 2-а класса: высокий уровень "ответственности" проявлен только у 13%учащихся, средний уровень - 72% , низкий уровень - 15%. Ученики 5-а класса показали высокий уровень "ответственности" у 24 %учащихся, средний уровень - 44%, низкий уровень - 12% учащихся. Среди учеников б-а класса: высокий уровень "ответственности" проявлен у 58% учащихся, средний уровень -у 42% учащихся. При диагностике локуса контроля по методике М.В. Матюхиной и С.Г. Яриковой "Решение воображаемых экспериментальных ситуаций" были получены следующие результаты: ученики 2-а класса: внутренний локус контроля- 23%учащихся, внешний - 77% учащихся. Ученики 5-а класса проявили: внутренний локус контроля - 25% учащихся, внешний уровень - у 75% учащихся. Среди учеников б-а класса: внутренний локус контроля составил у 52% учащихся, внешний - 48%. Эк-стернальность и интернальность не являются личностными чертами как таковыми (врожденными и неизменными). А локус контроля можно рассматривать как черту личности.
Исходя из анализа полученных данных по изучению личности школьников, имеется необходимость в формировании навыков ответственного поведения школьников 2 и 5 классов в направлении от внешнего контроля к самоконтролю. Это стало основной задачей отбора средств обучения и воспитания данных школьников по экологической безопасности в локальном проекте "Время правильно действовать в сфере ТКО". Цель проекта: исследование эффективности средств обучения и воспитания экологической безопасности школьников при реализации проекта "Время правильно действовать в сфере ТКО" с разработкой Модели
> <
X ш
з: *=с о
ш т
<
С[ ш
с
416
"Школьник безопасного поведения". Задачи проекта: изучить проблемы личности школьников 2-го, 5-го 6-го классов (ответственность и её направленность; самооценка волевых качеств) при обучении и воспитании экологической безопасности; определить средства, условия и ресурсы, которые позволят решить проблемы социализации детей; реализовать проект "Время правильно действовать в сфере "ГКО"; сформировать навыки ответственного поведения школьников с реализацией Модели "Школьник безопасного поведения"; оценить эффективность проекта как средства при обучении и воспитании экологической безопасности.
Процесс деятельности по проекту состоял из семи занятий с участием специалистов в сфере обращения с ТКО, родителей, учителей, воспитателей. Содержание мероприятий было направлено на решениеу целевой группы следующих психолого-педагогических рисков как уровень самоорганизации, целеустремлённости, работоспособности, уважения к другим, способности к сотрудничеству в коммуникативной и познавательной сфере, а также развитие ответственности и её направленности ссамооценкой волевых качеств.
Тематика восьми мероприятий проекта "Время правильно действовать в сфере ТКО":
1. Я участник проекта "Время правильно действовать в сфере ТКО" беседа, анкетирование.
2. Виды, классификацияТКО (беседа, работа с таблицей "Виды ТКО).
3. Выбери "судьбу своего ТКО" (Игра ролевая).
4. Правила действий в сфере ТКО (первое практическое занятие на территории).
5. Правильно действуй в сфере ТКО (второе практическое занятие на территории).
6. Действую правильно в сфере ТКО (третье практическое занятие на территории).
7. Экологический стиль действий в сфере ТКО.
8. "Форум - выставка "Пластик-Фантастик".
В содержание занятий проекта "Время правильно действовать в сфере ТКО" были включены: когнитивный компонент, в который вошли темы: "Что я знаю о ТКО, хочу узнать в сфере обращения ТКО? Работа с таблицей виды ТКО. Памятка "Сортируя отходы, сберегаешь природу". "Сортируя отходы, сберегаешь природу". Правила действий в сфере ТКО. Стиль - свой почерк в сфере обращения сТКО. Навыки культуры, социального опыта в сфере обращения с ТКО. Аксиологический компонент: Определе-
ние принятие и поддержание ценностей: "Жизнь. Здоровье. Природа. Экология. Отходы ТКО". Определение принятие и поддержание ценностей: Отходы ТКО". Экологический стиль - ценность, которая даст тебе положительный результат и успех в жизни. Нормативный компонент: Изучаем нормы обращения в сфере ТКО. Изучаем виды ТКО. Повторяем нормы обращения в сфере ТКО. Закрепляем нормы обращения в сфере ТКО. Компонент творческой деятельности: Заполнение "Карты личностного роста" (рисунок, запись, что я узнал, понял как участник проекта). Анализ "Карты личностного роста" (рисунок, запись, что я узнал, понял как участник проекта). Результаты "Карты личностного роста", получение сертификата, награждение грамотами на Форуме - выставке "Пластик-Фантастик". Поведенческий компонент: Мои действия в сфере ТКО. Соблюдаем законы поведения в природе, правила в сфере ТКО. Мои навыки действия в сфере ТКО. Результаты действия в сфере ТКО (раздельный сбор ТКО). Экологический стиль мышления -компонент: осознаем последствий своих действий для окружающей среды в сфере ТКО. Осознаем, что "сортируя отходы, мы сберегаем природу!". В ролевой игре определяем ответственность за свои поступки в сфере ТКО. Преодоление потребительского отношения к природе, определили ответственность в сфере ТКО.
За время реализации проекта были приобретены новые знания, изменено отношение к природе, выполнены практические навыки, произошло овладение культурой, социальным опытом в сфере обращения с ТКО. Средствами проекта произошло снятие эмоциональной неуравновешенности, неудовлетворённости в волевой сфере детей во время бесед, заполнения детьми "Карты личностного роста" - рисунков, схем. Всё это позволяет формировать экологическую культуру в сфере обращения ТКО, что не только совокупность экологических знаний, умений и навыков (компетенций) в области природоохранной деятельности, а экологически осознанная деятельность, творческая работа - вторая жизнь ТКО - поделки, сделанные руками детей на тему "Пластик-фан-тастик" [8].
Итогом проекта "Время правильно действовать в сфереТКО" стали следующие качественные показатели: участники проекта знают: определение и социальные законы "Экологии"; влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); определение - "Экологический стиль" как ценность;
способы сохранения окружающей природы. Средства и методы: наблюдение, отражение результатов в творческих работах детей, выступление детей на Форуме. Участники проекта стали выполнять правила экологически целесообразного поведения в природе в сфере обращения сТКО. Заботиться об оздоровлении окружающей природной среды (ТБО: сбор, разделение); оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов. В ролевой игре "Выбери "судьбу своего ТКО" дети проявили активность и практические навыки в сфере обращенияс ТКО. При реализации проекта возник процесс социализации детей.
О значимости применения современных средств обучения и воспитания экологической безопасности школьников в процессе реализации проекта свидетельствует активное участие школьников на протяжении всего проекта в 2020 году в условиях требований Роспотребнадзора о проведении занятий на природе.
Психолого-педагогическое обоснование специфики содержания воспитания младших школьников состоит в том, что одна из главных потребностей детейбыть взрослым, когда младший школьник "вынужден быть более самостоятельным, ответственным, уметь управлять собой, принуждать себя к преодолению усталости и скуки" [5].
При оценке средств обучения и воспитания школьников экологической безопасности в рамках проекта "Время правильно действовать в сфере ТКО" выявлены следующие проблемы и возможности. В группу проблем выполненного исследования следует отнести изучение мотивации у младших школьников по воспитанию "ответственности" за сохранение окружающей среды и своего здоровья. При работе со школьниками нужно находить возможности для формирования навыка перехода от внешнего контроля к самоконтролю и внутренней регуляции [10].
Социологическое исследование в ходе реализации проекта "Время правильно действовать в сфере ТКО" по определению уровня информированности и вовлеченности школьников (с обращением на возрастные и психо-лого-педагогические особенности личности, условия их развития) в решении вопросов экологической безопасности позволило сделать следующие выводы:
1. Приобсуждении вопросов экологической безопасности, а также личной ответственности школьников при раздельном сборе му-
сора и переработке отходов были получены следующие результаты: почти 99% школьников высказали важность этой деятельности для "сбережения здоровья" [4].
2. Есть потребность в достоверной информации о состоянии окружающей среды (более 95% школьников).
3. Уровень самооценки экологических знаний школьниками невысокий: показали осведомленность в области ключевых экологических проблем города (отходы, загрязнение атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта, загрязнение водных объектов).
4. Среди источников получения экологической информации наиболее востребованы не только уроки ОБЖ, освещающие экологическое состояние окружающей среды города, а также дополнительные занятия в проекте, воспитательные мероприятия.
5. Рейтинг ценностей как окружающая среда, здоровье, семья, родина показывает, что решение экологических проблем имеет патриотический характер.
6. Среди наиболее востребованных форм и средств организации экологического обучения и воспитания школьники обозначают интерактивные технологии,локальные проекты, встречи со специалистами, что активизирует обратную связь школьников.
В целом для учащихся МОУ "Санаторно-лес-ная школа имени В.И. Шарова" определены приоритеты в организации деятельности в обучении и воспитании экологической безопасности. Созданы средства и условия для выполнения ключевых задач по экологической безопасности: своевременное информирование о состоянии окружающей среды и здоровье в настоящее время и в прогнозируемом будущем; информирование о законодательстве в области окружающей среды, ее охраны, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования. Ежегодно проводится пропаганда экологических знаний во время "Дней защиты от экологической опасности" о взаимодействии живых систем, включая человека и человечество в целом, с окружающей средой (природной, социальной, техногенной, культурной и др.). Формируется позитивное отношение к экологической, природоохранной деятельности, к профессии эколога. Воспитывается ценностное отношение к окружающей среде на основе принципа "приоритета перед жизнью". Реализуется комплексный мониторинг состояния экологической культуры школьников (в дальнейшем - культуры устойчивого развития). Осуществляется
iaC >
<
X Ui
s: x. о
ш T
s
< ct
Ш
с
418
координация и научно-методическое сопровождение экологического просвещения в интересах устойчивого развития. Минимизируется дисбаланс в развитии экологического просвещения в образовательных организациях разныхтипов и видов, включая школьное, дополнительное образование. Широко используются цифровые технологии формирования системы экологических знаний в информировании об экологических проблемах города Ярославля, в пропаганде экологического стиля жизни. Идёт постоянный процесс становления личности и её экологической культуры, в готовности вести здоровый образ жизни в быту и в школе.
Заключение
В соответствие целями задачам сделаны выводы проведённой работы, которые отражены в Модели "Школьник безопасного поведения": сформировано представление о себе - ощущение сопричастности с миром и природой; сделано принятие и соблюдение норм безопасного поведения, проведена успешная социализация детей. Проявлен поведенческий компонент - включенность и практическое освоение нового экологического пространства; выявлена готовность и способность к ответственному поведению в социуме, в окружающей среде. Выявлена потребность детей в решении задач, в умении задавать вопросы; делать систематизацию информации. Важно, что решается проблемная ситуация между тем, что дано, и что должно быть достигнуто с помощью развития умений: наблюдать, рассказать, отразить рисунком, предложить решение. В доступной форме сняты противоречия между опасными и безопасными действиями детей с помощью знаков, рисунков, диалога, плакатов, стихов, сочинений, фотографий. Имеется обратная связь - рефлексия - готовность, способность, делать поступки по охране природы и сохранению здоровья.
В МОУ "Санаторно-лесная школа имени В.И. Шарова" наблюдается конструктивная позитивная тенденция, ведущая к повышению ак-
тивности школьников в области охраны здоровья и окружающей среды, средствами обучения и воспитания по экологической безопасности.
Литература:
1. Выявление и формирование личностных результатов образования : учебно-метод. пособие / Н.П. Ансимова, О.В. Большакова, О.Н. Кащеева и др.; под общ ред. Н.П. Ансимовой, И.В. Кузнецовой. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. - 125 с. -(ФГОС)
2. Муздыбаев К. Психология ответственности. -М.: Наука, 2010.-248 с.
3. Никитин В.А. Проблемы и направления реализации социального в обществе. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 152 с.
4. Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе : пособие для учителей; под общ. ред. А.Т. Смирнова. - 2-е издание. - М.: Просвещение, 2007. -112 с.
5. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования : учебное пособие / сост. Г.Б. Барышникова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - 384 с.
6. Структура, предметный план и воспитательный потенциал образовательной среды : материалы 2-й Российской конференции по экологической психологии. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.) / под ред. В.И.Панова. - М.; Самара: Изд-во МГППИ, 2001. -201 с.
7. Суворова Г.М. Проект "Времяправильно действовать в сфере "ГКО" : методические рекомендации. - Ярославль : Изд-во Канцлер,2020. - 90 с.
8. Суворова Г.М. Культура экологической безопасности в городе. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ,2008. -106 с.
9. Федосеева Н.В. Формирование ответственности у младших школьников // Педагогика безопасности: наука и образование : материалы Всероссийской научной конференции в международным участием / сост. и общ ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО "Урал. ГПУ". - Екатеринбург, 2013. - С. 218-220 Ю.Ясвин В.А.Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. -365 с.
11 .Занько Н.Г., Малаян K.P., Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности : учебник. - 13-е изд. испр. / под ред. О.Н. Русака. - СПб.: Лань, 2010. - 672 с. 12.Экология и геосистемы: сборник научных статей. - Вып. 3. - Иваново : Издательство Ивановского автотранспортного колледжа, 2009. - 144 с.
ECHNOLOGYOF OMENTA TION OF THE APPLIED USE OF THE LOGARITHMIC FUNCTION IN ECONOMETRIC MODELS OF PRODUCTION A CTIVITY
Tarasova Tatyana Alexandrovna, PhD of Physical and Mathematical sciences, Associate Professor Ivashchenko E vgeniya Vitalie vna, PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor Ovsyannikova Irina Evgenievna, employee Armavir State Pedagogical University, Armavir
The purpose of the study is to show the use of the logarithmic function in mathematical statistics, using the example of the Cobb-Douglas production function, and to introduce students to the content of individual concepts