Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность учащихся и воспитание нравственности в экологической образовательной сфере'

Научно-исследовательская деятельность учащихся и воспитание нравственности в экологической образовательной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1333
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И УБЕЖДЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ / РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS AND EDUCATION / ECOLOGICAL PROBLEM / EDUCATIONAL ACTIVITY / SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY / COGNITIVE ACTIVITY FOR PUPILS / DEVELOPMENT OF THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эверстова М. К.

В настоящее время резко выросла необходимость экологического воспитания детей дошкольного и школьного возрастов и приобщения их к охране окружающей среды. Приводится опыт организации и ведения природоохранных мероприятий, воспитания у школьников экологической культуры и мировоззрения. На основе большого практического опыта автор считает, что в формировании нравственности необходимы преемственность проводимых мероприятий от младших к старшим, проведение экологического воспитания в комплексе с традициями и обычаями народов и различными предметами, преподаваемыми в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research activity of pupils and moral knowledge in ecological education

At present a role of ecological education of children of pre-school and school ages and need for environment protection knowledge have increased. The author presents an experience of organization and holding of activities on environment protection, ecological culture teaching and new ecological outlook of pupils Based on practical experience the author considers that in formation of moral knowledge it is important to continue activities from younger aged pupils to elder pupils, provide ecological education together with teaching of national tradition, customs and school subjects

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность учащихся и воспитание нравственности в экологической образовательной сфере»

9. МельникВ.И. Поэзия Н. Некрасова в свете христианского идеала. М., 2007. 112 с.

10. Пайков Н.Н. Феномен Некрасова / Избранные статьи о личности и творчестве поэта. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. 119 с.

11. Прокшин В.Г. «Где ж ты, тайна довольства народного?..». М.: Наука, 1990. 208 с.

12. Якушин В.И. Некрасов в школе: Книга для учителя. М.: Дрофа, 2004. 320 с.

13. Программа по русской литературе для нац. школ (4-11 кл.) / Под ред. проф. М.В. Черкезовой, 2-е изд., доп. М.: Дрофа, 2005.

14. Н.А. Некрасов. Талыллыбыт хоЬооннор, поэмалар. Хо-муйда уонна редакциялаата И. ха±иё±аТ. САССР. Госиздат, 1948. С. 29.

L.I. Vasilieva

Yakut shools: Modern educational technologies in study of N.A. Nekrasov’s creative work

The article tells about application of modern educational technologies on Literature classes for better understanding of the subject. There have been put questions about introduction of new approaches in classical literature study, in particular, a creative work of N.A. Nekrasov in 5-10 forms. An author makes a conclusion on influence of literary education on worldview of pupils.

Key-words: lyric, educational technology, research method, new approaches, system study, area studies, comparison, development, interest.

ФФФ

УДК 37 М.К. Эверстова

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

В настоящее время резко выросла необходимость экологического воспитания детей дошкольного и школьного возрастов и приобщения их к охране окружающей среды. Приводится опыт организации и ведения природоохранных мероприятий, воспитания у школьников экологической культуры и мировоззрения. На основе большого практического опыта автор считает, что в формировании нравственности необходимы преемственность проводимых мероприятий от младших к старшим, проведение экологического воспитания в комплексе с традициями и обычаями народов и различными предметами, преподаваемыми в школе.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, экологическое сознание и образование, экологическое знание и убеждение, экологическая проблема, образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие культуры мышления.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На начальном этапе развития человечества влияние его на природные процессы было незначительно, но со временем, когда биологические факторы отбора по отношению к человеку стали ослабевать, оно резко возросло. Поэтому в настоящее время охране окружающей среды, экологическому воспитанию и экологической культуре детей придается большое значение [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и др.]. Это объясняется тем, что история человечества неразрывно связана с состоянием окружающей среды.

ЭВЕРСТОВА Марина Константиновна - учитель биологии МОУ «Сангарская гимназия», Кобяйский район PC (Я).

E-mail: everstova@sg.sakha.ru

В наши дни возникли новые взаимоотношения, новые факторы, и на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Еще в начале XX века человечество строило свое отношение к природе на основе концепции потребительского отношения при низком уровне его экологической культуры. Закономерным результатом такого отношения к природе является истощение, деградация ее ресурсов, что соответствующим образом отражается на самом человеке и на обществе. Для решения проблемы взаимодействия человека с окружающей средой необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность за ее сохранение с раннего детского возраста. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результа-

том должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а также развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать ее. Необходимость привития экологического знания и культуры с раннего детского возраста связано с тем, что приобретенные в этом возрасте знания в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения.

Экологическое воспитание человечества в настоящее время - основа формирования нравственности, конечным результатом которого должно быть формирование экологического мировоззрения общества. Поэтому усиление воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры являются основой процесса всего экологического воспитания. Существуют различные методы экологического воспитания в семье и школе [2 ,3, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 и др.]. Большое место в этом образовании должно занимать восстановление традиций и обычаев коренных народов по использованию и охране природных ресурсов [1]. В основе такого воспитания должны быть этнопедагогизация содержания и обучение учащихся на основе уже имеющегося у коренных народов бережного отношения к окружающей среде, у которых оно воспитывается с самого раннего возраста. Это отношение связано с такими понятиями, как добывать столько животных, сколько необходимо для обеспечения себя мясом, кожей и мехом. Даже в народном эпосе олонхо богатыри, обращаясь к Баай Байанаю, давали клятву добывать только определенное количество животных, чтобы не подорвать существующие стада. По-видимому, бережное отношение к окружающему миру, предоставлявшему человеку еду и одежду, сложилось еще с самой зари его становления. Для воспитания учащихся на основе традиций и опыта местного населения, необходимо изучать прошлое, и если оно «многовековое», то оно более значимо [16].

В настоящее время экологическое образование подрастающего поколения должно быть непрерывным, начиная с дошкольных детских учреждений, в семье и в школе [14, 15 ,16, 17, 18, 19, 20, 21 и др.].

При разработке мероприятий по непрерывному экологическому образованию мы исходили из того, что учащиеся, получившие определенное экологическое представление, будут бережно относиться не только к окружающей среде, но и друг к другу. Это становится особенно актуаль-ным в последнее время, когда в обществе постоянно меня -ются взгляды на исторические события в России. В данной ситуации в воспитании нравственных устоев учащихся первостепенным становится воспитание любви к родной природе, к окружающему миру еще с дошкольных учреждений, и следует продолжать его непрерывно до окончания обучения в школе. Актуальность непрерывного экологического воспитания учащихся обусловлена необходимостью дополнения существующих учебных планов и учебных пособий по биологии и экологии различными форма-

ми и методами экологического воспитания во внеурочное время, ознакомления их с культурой народов Якутии. Кроме того, стало очевидным приведение экологического воспитания в комплексную общеобразовательную программу с такими предметами, как литература, история, экономика, математика идр. Такой комплексный подход, где экологическое воспитание еще дополняется традиционными народными обычаями, культурным наследием человечества, экономической основой и возможностями математического анализа, может стать мощным фактором в воспитании не только экологической культуры, но и нравственных устоев учащихся. Весь учебно-воспитательный процесс, направленный на экологическое воспитание в школах, должен стать одним из важных направлений в обучении и подготовке гармоничной саморазвивающейся личности выпускника. Экологизация учебно-воспитательного процесса способствует тому, что образование становится личностно-ориентированным и субъективно значимым для каждого ученика.

На формирование экологического сознания оказыва-ют влияние экологические знания и убеждения. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание. Экологическое сознание будет действовать на поведение, мораль и в целом на поступки человека. Таким образом, в целом экологическая культура личности формируется с годами и в тесном и едином контексте общеобразовательного базового знания и внеклассной, внеурочной деятельности ученика. Воспитывать экологическую культуру при классно-урочной системе обучения, когда ограничиваются программой общеобразовательной школы по предметам «Биология» и «Экология», недостаточно [1]. При таком подходе обучения учащиеся получают от -рывочные знания вне связи с окружающей средой. Для комплексного и целостного развития экологической культуры у учащихся необходимо внедрение технологии взаи-мообучения и межпредметной связи. Технологию взаи-мобучения можно ввести в кружковую работу путем создания групп разного возраста - младшего, среднего и старшего.

Коллективом учителей Сангарской гимназии в 2002-2003 учебном году было создано на базе экологического кружка детское экологическое научно-исследовательское общество (ДЭНИО). В этом обществе объединились учителя биологии, химии, географии, математики, физики, литературы, физкультуры, рисования и музыки. В основе работы общества лежит необходимость освоения техники достижения целей обучения и воспитания, формирования таких качеств личности выпускников, как гуманизм, гражданская ответственность, компетентность гармонично саморазвивающейся личности, - будущих специалистов всех отраслей народного хозяйства.

Создание ДЭНИО позволило решить ряд проблем: профориентационную, усиление научно-исследовательской работы и углубление знаний по всем предметам, активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе

ведения научно-исследовательской работы, помощь в нахождении учащимися сверстников по интересующим направлениям первичных исследований и формированию личности в совместной творческой деятельности, воспитанию нравственности, толерантности и любви к своему родному краю.

В свою очередь, введение инновационной технологии в работе учителей формирует у них такие качества личности, как гуманизм, компетентность и профессионализм, гражданскую ответственность и развитие творческих способностей.

Созданный для работы общества проект был назван «Гармония», так как воспитания детей в гармонии с окружающей средой можно достичь, воздействуя на их сознание известными и близкими учащимся природными явлениями, применяя некоторые средства этнопедагогики -традиции народа, регионально-этическую ориентированность и ответственность в обучении и воспитании, развитии навыков натуральных съемок - зарисовки, фотографирование, составление схем и т.п. Знание истории становления и развития своего народа, этноса, их традиций и обычаев, знание родной литературы и произведений народного творчества - олонхо и т.д. и их взаимосвязь с экологическими знаниями, мы считаем, является основой подготовки гармонично развитой личности. При этом учитываем, что воспитание человека, обладающего экологической культурой, возможно только при общении с окружающей средой, изучении явлений природы, флоры и фауны родного края. Принимая во внимание взаимосвязь явлений и круговорот веществ в природе, оцениваем воздействие человека на окружающую среду и т.п.

Норма нравственного отношения к природе, ставшая внутренней потребностью, может сыграть огромную роль в решении экологических проблем. Знания по учебным дисциплинам, эпизодические выходы на природу этому не научат. В дошкольном периоде, в основном, идет процесс познания в легкой форме, затем в следующих возрастных категориях он постепенно усложняется. Первый этап обучения и приобщения детей к окружающей среде, развитие понятий бережного отношения к ней формируется в детских дошкольных учреждениях, т.к. в этом возрасте у ребенка процесс познания окружающей среды идет наиболее сильно. Воспитание здесь должно проводиться в игровой форме: это разгадывание загадок, знание пословиц, проведение небольших экскурсий в прилегающие парки, скверы и т.п. В процессе данного обучения с применением простейших приемов объясняются простые взаимоотношения в природе, такие как «комар - злой кровопийца, но его кушают птицы. Если комар исчезнет, то эти птицы не сумеют найти другой корм и погибнут» и т.д. Все это поможет ребенку понять единство и сущность окружающей природы.

Такое начало изучения природы и ее многочисленных связей следует развивать далее в младших классах. Это формирует у ребят логическое мышление, память и вооб-

ражение, так как логика природы есть самое доступное и самое полезное для учеников. Поэтому на таких примерах ребенок начинает понимать, что вся окружающая нас живая природа - единое целое, и она легкоранима.

У школьников младших классов (1-4 кл.) продолжается ознакомление с окружающей средой, начатое еще в дошкольном возрасте. Эта группа школьников вместе со средней группой развешивает кормушки зимующим птицам на территории детского сада и проводит наблюдение за ними, за их поведением. Летом ухаживают за различными декоративными цветами и животными.

Г. Песталоцци в работе «Лингард и Гертруда» [22] считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания - согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил. В природе есть все, что необходимо для гармоничного развития будущего гражданина.

Ребенок младшего школьного возраста осваивает окружающий мир на предметно-деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Дети ведут наблюдение за животными в живом уголке, ухаживают за ними, кормят и выступают со своими первыми научными наблюдениями перед членами общества. Этим воспитываются не только умения и навыки исследования, но и такие качества, как доброта, внимание, сочувствие.

Сформированная в данный период наглядно-образная картина является важнейшим фактором развития экологической культуры личности в подростковом возрасте. Игровая творческая деятельность, основанная на опыте взаимодействия с окружающей средой, выступает «второй реальностью» в детском мировосприятии. В этом возрасте ребенок воспринимает все в идеальном виде. Формируется сознание единства человека с природой.

Важнейшей закономерностью процесса воспитания экологической культуры младших школьников является постепенное преодоление ребенком мифологического мироощущения, выделение природы и самого себя как самостоятельных объектов и переход к осознанному взаимодействию с окружающей средой. При этом интенсивность эмоционально-чувственного восприятия не снижается на протяжении всего периода обучения в школе.

Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредоточивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. От простого наблюдения они постепенно приходят к различным исследованиям, изучению экологических проблем и сами делают выводы, доказывают, развивают свои мысли, идеи и активно включаются в различные природоохранные работы и акции.

В средней группе работа с ребятами усложняется, с ними во внеурочное время работают учителя разных предметов. В работе этой группы принимают участие ребята старшего возраста - актив ДЭНИО под руководством педагогов. Ребята учатся умению описывать природу, с помощью учителя литературы сочиняют свои первые стихи о природе родного края, слушают стихи разных поэтов о природе. На данном этапе работы у учащихся формируются любовь к окружающему миру и умение описывать предметы наблюдения, при необходимости они фотографируют и делают зарисовки.

В процессе работы со старшеклассниками педагоги определяют задатки, способности, возможные направления индивидуального развития учащихся. Одновременно ребята овладевают основными полевыми и экспериментальными методами и приемами изучения зоологических, ботанических, географических и др. природных объектов и явлений. Перед ними выступают со своими докладами старшеклассники. Это помогает ребенку найти свое «я», включиться во внеурочную деятельность. В выразительном изложении доклада учащимся помогает учитель риторики, после специальной подготовки члены общества выступают с небольшими сообщениями перед местным населением. Темы сообщений разнообразные - от правила поведения в лесу, о редких и исчезающих растениях и животных до здорового образа жизни. Эти выступления помогают учащимся развиваться как личность, воспитывают экологическое сознание и культуру.

Основными показателями экологической воспитанности являются понимание школьниками современных экологических проблем, осознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею. Экологическое воспитание осуществляется в неразрывной связи с умственной как часть мировоззрения, общего познания мира и с трудовой деятельностью, помогающей реализовать экологические убеждения детей в жизни; с эстетической, - развивающей чувствование красоты природы и стимулирующей природоохранную деятельность учащихся.

Старшеклассники - постоянные, активные участники в проводимой природоохраняемой работе. Вся работа ДЭНИО средней и младшей групп, в основном, идет под контролем старшеклассников, которые выдвигают идеи, проводят мероприятия, акции, однако их работу направляют учителя риторики, биологии, музыки, физкультуры, географии, рисования.

Старшеклассники - это группа, которая уже занимается самостоятельными научно-исследовательскими работами, участвует в экспедиционных исследованиях природных комплексов, проводит экспериментальные работы, учеты численности животных и растений, определяет чувствительность их к воздействию антропогенных факторов, изучает основные компоненты, выступает со своими докладами перед родителями, читает лекции в различных орга-

низациях на природоохранные темы, знакомит со своими выводами и решениями. Агитационная группа старшеклассников выступает не только перед местным населением с концертной программой, но и организует выездную агитационно-пропагандистскую работу в близлежащих населенных пунктах по состоянию окружающей среды, ее охране и рациональном использовании.

Воспитать человека, не просто познающего, а преобразовывающего окружающий мир, способного, исследуя, увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, можно только после больших реконструкций и составляющих элементов в образовательной сфере. Научно-исследовательская деятельность рассматривается как проектно-организационная педагогическая модель, содержание которой заключается в том, что в рамках различных форм образовательной деятельности (полевая практика и туристические походы, экспедиции, индивидуальные проекты, организация деятельности в живом уголке) учащиеся выполняют исследовательские проекты по разным направлениям. Цель данной педагогической деятельности - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, передавая учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Самостоятельная исследовательская деятельность уча -щихся - это основной фактор развития творческих способностей, становление личности. При этом знания получаются в результате своей исследовательской деятельности. Руководители ДЭНИО ставят такую ситуацию, когда они (школьники) сами овладевают понятиями и подходом к решению проблем в процессе проведения полевых и экспериментальных исследований.

Согласно В.И. Вернадскому, научное изыскание (формирование у учащихся исследовательского типа мышления), основанное на научном мировоззрении, может стать основой базовой культуры личности (совокупность свойств, качеств, ориентации, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с окружающей средой). Личностные качества, сформированные при занятиях исследовательской деятельностью, основанные на принципах объективности, честности, невозможности нарушить законы природы, научной этики, становятся основой нравственных качеств личности [23]. Несомненно, прав был А.Н. Колмогоров, заявивший о том, что «не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» [24, с. 53]. Выполнение учащимися исследовательских работ позволяет им индивидуально обшаться с преподавателями, знакомиться с экспериментальными методами работы, заниматься с научной литературой, формировать стойкий познавательный интерес к предмету. Кроме того, работа по определенной теме способствует развитию у них таких качеств, как внимание, усидчивость, работоспособность, аккуратность, умение обобщать, сравнивать,

делать выводы, умение смотреть и видеть, наблюдать и прогнозировать.

Подготовка к защите полученных полевых и экспериментальных данных на разных этапах научно-практических конференций развивает ораторское искусство, умение держаться в аудитории, отвечать на проблемные вопросы, общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения. При выборе направления работы с детьми учитываются их интересы и желания, а также возможности школы. На данном этапе работы с учащимися очень эффективно сотрудничество школы с учеными крупных вузов страны, что расширяет перспективы работы для учащихся, так как они получают возможность познакомиться с вузовской системой работы и использовать материальную базу высших учебных заведений. Это способствует получению более глубокой подготовки, что положительно влияет при поступлении вузы. При этом важно помнить, что главное в творческой деятельности - это совершенствование самой способности человека к духовному самосовершенствованию, к культуре. Творческая, научно-исследовательская, поисковая деятельность учащихся должна служить развитию творческих потенциалов личности в форме социальной и культурной практики, приобщению к культурному наследию, традициям, вхождению в мир поликультурных ценностей общества.

Осуществление этого этапа происходит в процессе педагогического взаимодействия учителя с учащимися и их родителями, что включает родителя в образовательный процесс. Родитель как заказчик не только несет контролирующую функцию, но сам активно включается в процесс образования. При этом получается своеобразный треугольник ученик-родитель-педагог, который определяет дальнейшую индивидуальную деятельность учащегося. Всех членов ДЭНИО объединяет совместная общественно значимая природоохранная работа. Началом исследовательской деятельности является изучение экологического состояния окружающей среды. Научно-исследовательская деятельность учащихся способствует совершенствованию культуры мышления, развивает навыки творческой мыслительной деятельности. На основе этого формируется мировоззрение, происходит приобщение к экологической культуре. Подлинная организация исследовательской активности возможна лишь в том случае, если учащиеся в ходе овладения знаниями, умениями и навыками исследовательской деятельности обучаются и различным приемам познавательной деятельности. Усвоение этих приемов оказывает положительное влияние не только на формирование знаний: оно изменяет отношение ученика к учению, делает его более самостоятельным, организованным, целеустремленным. По результатам проводимой деятельности учащиеся пишут научно-исследовательские работы, защищают их на улусных, республиканских конференциях. Из 89 учащихся - членов ДЭНИО, научно-исследовательской работой занимаются 62 ученика от 7 до 17 лет, из них 47 являются призерами республиканских научно-практичес-

ких конференций учащихся, возраст которых варьирует от 10 до 17 лет. Обладателями различных дипломов Всероссийских научно-исследовательских конференций учащихся, таких как «Первые шаги», «Человек на Земле» и др., являются 42 ученика. В результате учащиеся начинают оценивать свою и чужую точки зрения с учетом законов природы и общества, и это, конечно, оказывает существенное влияние на формирование личности ученика.

Известный специалист в области изучения детской одаренности Н.С. Лейтес [25] утверждает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для тех детей, чьи способности не сразу видны . Развитие культуры мышления в процессе обучения пред -полагает совершенствование таких качеств, как неравнодушие к проблемам окружающей среды, склонность к решению проблем разной направленности, оригинальность и гибкость мышления, способность к прогнозированию.

При изучении природы нельзя ограничиваться простым описанием предметов, необходимо находить связи и отношения между предметами, т.к. при исследовательской деятельности учащиеся раскрывают различные взаимоотношения живых организмов в природе. Изучение экологических связей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Процессу изучения природы и общению учащихся с ней придается новый деятельностный характер. Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно классифицировать как научное, ценностное, нормативное и деятельностное. Следовательно, изучение экологических проблем открывает широкое поле деятельности для интенсификации экологического образования школьников, для формирования нового человека, который обладает экологической культурой, способностью к сознательному овладению определенными знаниями и умениями активно защищать, сохранять и воспроизводить живую природу.

Литература

1. Кривошапкина О.М. Краеведение и возможности экологического образования // Вопросы географии Якутии: Сборник научных трудов. Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1995. С. 11-20.

2. Лихачев Д.С. Раздумья. М.: Детск. лит., 1991. 320 с.

3. ВинокуровВ.Н., Максимов Т.Н., СоломоновН.Г., Романова Г.А. Вопросы экологии и охраны окружающей среды в Якутии. Якутск: Бичик, 1993. 80 с.

4. Ядрихинская Л.С. Формирование этнопедагогической культуры семьи в полиэтническом обществе // Семья в России. 2002. № 3. С. 109-112.

5. Семенова А.Д. Современное функционирование этнопеда-гогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающей-ся гармоничной личности. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005. 117 с.

6. Данилов Д.А. Служение педагогической науке. М.: Образование и информатика, 2007. 480 с.

7. Гирусов Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы // Философские проблемы глобальной экологии. М.: Наука, 1983. С. 105-120.

8. Ситова Н.Г. Формирование экологического мышления во внеклассной работе // Классный руководитель. 1999. № 6. С. 52156.

9. Залыгин С.П. Экология и культура // Новый мир. 1992. № 9.С. 3-12.

10. Макаров Е.Д. Экологическая культура сельских школьников: проблемы воспитания. М.: Изд-во «ACADEMIA», 2001. 146 с.

11. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников. М., 1983. 160 с.

12. Зверев ИД. Охрана природы и экологическое воспитание // Воспитание школьников. 1985. № 6. С. 30-35.

13. ЗахлебныйАН. На экологической тропе. М.: Знание, 1986.

112 с. '

14. ЗахлебныйА.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981. 184 с.

15. КупровВ.Д. Экологическое образование младших школьников // Начальная школа. 2000. № 7. С. 85.

16. Петрова П.П. Экологические проекты младших школьников. Якутск, 2003. 35 с.

17. Кулик Л.А., Берестов П.П. Семейное воспитание. М.: Просвещение, 1990. 388 с.

18. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. М.: Просвещение, 1990. 120 с.

19. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе // Материалы российской конференции (2-3 декабря 1999 г.). М., 1999. С. 3-8.

20. Миронов А.В., Владыкина А.В. Реализуем комплексную программу непрерывной экологической подготовки студентов / / Начальная школа. 1989. № 2. С. 74.

21. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования // Советская педагогика. 1988. № 9. С. 31-34.

22. Песталоцци Г. Лингард и Гертруда. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. 217 с.

23. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991. 217 с.

24. Колмогоров А.Н. Математика - наука и профессия. М.: Наука, 1988. 288 с.

25. ЛейтесН.С. Легко ли быть одаренным? // Семья и школа. № 6. 1990. С. 34.

M.K. Everstova

Research activity of pupils and moral knowledge in ecological education

At present a role of ecological education of children of pre-school and school ages and need for environment protection knowledge have increased. The author presents an experience of organization and holding of activities on environment protection, ecological culture teaching and new ecological outlook of pupils.

Based on practical experience the author considers that in formation of moral knowledge it is important to continue activities from younger aged pupils to elder pupils, provide ecological education together with teaching of national tradition, customs and school subjects.

Key-words: ecological education, ecological culture, ecological consciousness and education, ecological problem, educational activity, scientific-research activity, cognitive activity for pupils, development of thinking.

ФФФ

УДК 376.1

Т.Г. Семенова

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К КОРРЕКЦИОННОЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Рассматривается взаимодействие логопеда и семьи как необходимое условие для эффективной коррекционно-логопедической работы с детьми. Раскрывается опыт работы коллектива МОУ прогимназии «Звездочка» г. Олекминска. Представлена система взаимодействия с семьей в каждой группе. Подробно описана последовательность педагогического сопровождения семьи.

Ключевые слова: готовность родителей к работе с детьми с речевыми нарушениями, система взаимодействия с семьей, «воспитание» родителей, поддержка активности родителей.

Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Родители несут ответственность

СЕМЕНОВА Татьяна Георгиевна - учитель-логопед МОУ прогимназии «Звездочка», г. Олекминск PC (Я).

E-mail: 70novatatyana@mail.ru

перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каж -дой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.