УДК 37:159.995:504.75
doi 10.24411/2221-0458-2020-10031
ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Иргит Е.Л., Маношкина А.С. Тувинский государственный университет, г. Кызыл
ENVIRONMENTAL THINKING IN YOUNGER STUDENTS
Ye.L. Irgit, A.S. Manoshkina Tuvan State University, Kyzyl
В статье актуализируется проблема формирования экологического мышления младших школьников, связанной с осознанием ценности природы и их нравственного отношения к природным объектам. Показана взаимосвязь между формированием экологического мышления с понятиями экология, экологические знания и экологическое мышление, сформулированы цели и задачи формирования у младших школьников экологического мышления, выражающиеся в уяснении экологических закономерностей, приводящих к убеждениям в необходимости охраны природы, которые являются основой понимания школьниками сущности явлений природы.
Авторами представлены результаты диагностического эксперимента, проведенного в сельской школе с целью выявления уровня экологического мышления младших школьников. Обосновывается важность активной организации работы с младшими школьниками по формированию экологического мышления, которая должна дать продуктивные результаты. Ключевые слова: экология; экологическое мышление; экологическое знание; формирование экологического мышления; младший школьник
The article regards the problem of formation of ecological thinking of young elementary-school students, which is associated with the awareness of the value of nature and their moral attitude to natural objects. The authors have shown the relationship between the formation of ecological thinking with the concepts of ecology and ecological knowledge. The goals and objectives of the formation of junior schoolchildren's ecological thinking are identified. They are to clarify ecological patterns to young children, and make them believe in the need for the conservation of nature, which are the basis of understanding by the students of the essence of phenomena. The authors present the results of a diagnostic experiment conducted in a rural school in order to identify the level of environmental thinking of junior schoolchildren. The article substantiates the importance of active organization of work with young students on the formation of ecological thinking, which should give productive results.
Keywords: ecology; ecological thinking; ecological knowledge; level of ecological thinking; formation of ecological thinking
Формирование экологического мышления подрастающего поколения становится на сегодняшний день наиболее актуальной проблемой. Значимость его роли постоянно возрастает, так как проблема нравственного отношения современного человека к окружающему миру остается сегодня наиболее насущной не только для нашей страны, но и для всего мира.
Начальная школа, которая является одним из важных институтов формирования личности ребёнка, даёт лишь общие, первичные знания о природе и её охране. Дальнейшее отношение ребёнка к природе будет складываться в первую очередь из того, как он осознаёт ценность природы и насколько глубоко будет развито его нравственное отношение к природным объектам.
Экология в энциклопедическом словаре определяется как наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой [1].
Экологические знания служат базисом для экологического мышления. Экологические знания - это знания о естественных (природных) причинно-следственных зависимостях и закономерностях. А значит, что именно экологические знания раскрывают смысл естествознания и позволяют понять процессы, а также особенности живых систем как результат этих процессов. Только с позиций экологического мышления мир может восприниматься как единое целое [2].
По мнению И.С. Телегиной, экологическое мышление необходимо рассматривать как дополнение к тем видам, которые определены в философской или психоло-
го-педагогической литературе, это скорее направленность мышления, своеобразный для него уровень. Оно должно обеспечить выживание человечества в современных условиях экологического кризиса [3]. Экологическое мышление отмечает умение рассматривать экологическую проблему в широком социальном диапазоне с учетом приоритета общечеловеческих начал, анализировать взаимоотношения общества и природы в глобальном и региональном масштабах, предвидеть ближайшие и отдаленные последствия воздействия человека на окружающую среду. Такой стиль мышления способствует выработке нестандартных, творческих, альтернативных решений, что крайне важно при разрешении экологических ситуаций.
Важнейшей задачей школы в настоящее время является формирование экологического мышления. По мнению В.Г. Иванчихина, экологическое мышление это способность обучающегося анализировать состояние и тенденции развития экологических систем, выявлять общие и частные закономерности их функционирования и отличительной особенностью экологического мышления является умение анализировать сложные многоуровневые экологические, эколого-социальные системы и на основании результатов анализа прогнозировать их развитие [4].
Цель и задачи формирования у младших школьников экологического мышления заключаются в необходимости сформировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Правильно сформированное экологическое мышление выражает актив-
ность познания, способствует уяснению экологических закономерностей, приводит к убеждениям в необходимости охраны природы и является основой понимания школьниками сущности явлений природы.
Названные характеристики экологического мышления в дальнейшем использованы в качестве показателей экологического мышления в диагностическом исследовании. С целью выявления уровня экологического мышления младших школьников на базе начальной общеобразовательной школы муниципального бюджетного образовательного учреждения проведен диагностический опросник «Отношение к природе и её охране». Выборка: учащиеся 3-4-х классов в возрасте 10-11 лет, из них 8 мальчиков и 3 девочки. Анализ проведенной диагностической методики выявил следующее. В целом младшие школьники заботливо и бережно относятся к природе (54,5%), часть детей (27,3%) к природе относятся с любовью, а также проявляют к ней ответственное отношение (18%). На вопрос «Чем обусловлено Ваше отношение к природе?» большинство опрошенных -82% ответили, что «природа наша жизнь», что может свидетельствовать о понимании того, что природа это ценность, ее нужно беречь. К сожалению, 18% детей не смогли ответить на это вопрос. Можно свидетельствовать о том, что эта часть опрошенных школьников не осознает гармоническую сущность природы, механизм ее функционирования.
Ответы опрашиваемых, связанные с отрицательным воздействием человека на природу, о его неблаговидной роли в природе, свидетельствуют о том, что учащиеся
младших классов знают об экологических проблемах современности. Главным фактором загрязнения окружающей среды, по мнению большинства, является транспорт
- 63,6%, на втором месте промышленность
- 18%, а также сельское хозяйство (9%) и деятельность человека (9%).
По мнению младших школьников, решением экологической проблемы в первую очередь должны заниматься специалисты в области охраны окружающей среды -36%, правительство - 27%, каждый человек - 27%, министерство охраны природы
- 18%.
На утверждение «Экологическую информацию не стоит распространять широко» даны следующие ответы: «да» -36%, «скорее да, чем нет» - 18%, «скорее нет, чем да» - 27% и не согласны с этим утверждением 18% опрошенных.
Глобальными проблемами охраны природы, по мнению большинства опрошенных, являются гибель уникальных видов животных, растений - 63,6%. Остальные 36% детей, судя по отсутствию ответов, к сожалению, не знают глобальных проблем охраны природы.
Большинство опрошенных учащихся -63,6% не знают, какие природные объекты, находятся на грани экологической катастрофы. Но есть учащиеся, которые считают загрязнение рек (18%) и вырубку леса (18%) экологической катастрофой.
По мнению опрошенных, наибольшая ответственность за нарушение экологического равновесия лежит, во-первых, на каждом конкретном человеке (36%), во-вторых, на учёных - 27%, в-третьих, на министрах -18%, и на руководителях про-
мышленных предприятий - 18%.
На взгляд опрошенных младших учащихся сельской школы, в основе экологической культуры лежит:
1) желание сохранить красоту окружающей нас природы (36%);
2) здоровье будущих поколений (27%);
3) страх за своё собственное будущее, за всё живое на земле (18,25%);
4) стремление сохранить всё многообразие природы (18,2%).
90,9% опрошенных детей вышеназванной начальной школы хотят, чтобы их будущая профессия была связана с природой. А 9% учащихся думают или выбирают другие профессии, не связанные с природой.
Результаты данного опроса свидетельствуют о том, что у большинства опрошенных детей начальной сельской школы в целом сформировано ценностное отношение к природе. Они осознают гармоническую сущность природы, знают об экологических проблемах современности, причины загрязнения окружающей среды, глобальные проблемы охраны природы, большинство детей хотят выбрать профессию, связанную с природой. Но вместе с тем, значительная часть учащихся не знает о проблемах охраны природы, какие природные объекты находятся на грани экологической катастрофы, кто должен нести ответственность за нарушение экологического равновесия и др. Из этого следует, что уровень экологического мышления младших школьников не совсем совершенен, экологическое мышление недостаточно глубоко и имеется далеко не у всех.
Вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что необходимо уделять
внимание формированию знаний об экологии у школьников в устойчивом развитии, в соответствии с преемственностью дошкольного образования, начальной школы и среднего звена. Ученые-педагоги Н. Н. Моисеев, И. Д. Зверев, В. М. Минаева, Б. Г. Йоганзен в рамках данной проблемы считают, что такие глобальные проблемы как, экологическая, побеждаются не защитниками окружающей среды, а экологическим образованием. Особенности возраста младших школьников, проявляющиеся в их любознательности, отзывчивости, восприимчивости, сопереживании, способствуют формированию основ экологической культуры, являющейся целью экологического образования. Необходимо учитывать то, что дети младшего школьного возраста легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Для систематизации работы формирования экологического мышления необходима программа нравственно-экологического воспитания младших школьников. Научно-методической основой программы являются требования ФГОС, связанные с достижением учащимися личностных, метапредметных, предметных результатов; эколого-гумани-стического подхода, основанного на интеграции личностно-ориентированного, компетентностного и системно-деятель-ностного подходов и эколого-ориентиро-ванных ценностях; принципе интеграции и метапредметности при отборе учебного содержания. Это реализовывается через
концепции устойчивого развития и понимания законов экологии; увеличение психологической готовности к действиям, носящим безопасный характер в условиях природно-социальных рисков; развитие и личностный рост учащихся, родителей, учителей в области социально-значимой деятельности. Программа обеспечивает организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, с использованием активных методов и приемов работы, связанных с мыслительными операциями.
Задача педагога дополнительного образования — умело направлять природоохранительную, экологическую и исследовательскую внеклассную работу младших школьников и анализировать экологические темы во время занятий и на экскурсиях в лес, на природу. Исследовательская работа может осуществляться в рамках экологических проектов, в рамках деятельности кружка. На наш взгляд, системообразующим фактором формирования экологического мышления является проектная деятельность учащихся кружка, связанная с использованием природных материалов, требующая применения знаний по предмету и жизненного опыта сельских детей. Педагогическая значимость проектов в формировании экологического мышления младших школьников проявляется в следующем:
- открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ре-
бенка по взаимодействию с окружающей средой;
- проект является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность;
- выводит педагогический процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующих процесс освоения ребенком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребенка.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что современная экологическая ситуация такова, что для конструктивного ее изменения необходима аккумуляция всевозможных ресурсов, среди которых немаловажные позиции занимают ресурсы педагогические, направленность которых акцентирована на:
- воспитание нового поколения с высоким уровнем нравственной культуры и развитым экологическим мировоззрением;
- воспитание и образование личности, понимающей и учитывающей принципы неразрывности связей человека и окружающей природы;
- воспитание личности, способной воспринимать отношение к природе как неотъемлемый элемент общей культуры;
- воспитание личности, наделенной духовными ценностями, регулирующими принимаемые решения с точки зрения нравственности и экологического сознания [2].
Библиографический список
1. Биологический энциклопедический словарь / главный редактор М. С. Гиля-ров. - Москва : «Советская Энциклопедия», 1989. - 864 с.
2. Биологический энциклопедический словарь. - Москва : ДиректМедия Па-блишинг, 2006. - 9000 с. - URL: http:// enc.biblioclub.ru/ (дата обращения: 15.05.2018). - Текст : электронный.
3. Сергеева, Б. В. Условия формирования экологических знаний младших школьников / Б. В. Сергеева, А. С. Станина // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 1181-1186. - URL: https://moluch.ru/ archive/113/29427/ (дата обращения :
15.05.2018). - Текст: электронный.
4. Телегина, И. А. Психолого-педагогические условия становления экологического мышления у детей в процессе ознакомления с природой / И. А. Телегина. - Екатеринбург : Эксмо, 2012. - 25 с. - Текст: непосредственный.
5. Иванчихин, В. Г. Экологическое воспитание и формирование экологического мышления школьников в системе подготовки к олимпиадам по экологии // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 90-97. — URL: https://moluch. ru/archive/98/22010/ (дата обращения:
21.05.2019). - Текст: электронный.
6. Иргит, Е. Л. Взаимосвязь формирования нравственной и экологической культуры студентов педагогического вуза в процессе их подготовки к профессиональной деятельности / Е. Л. Иргит. -Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология.
- Ялта : РИО ГПА, 2018. - Выпуск 58.
- С. 116-118. References
1. Biologicheskij enciklopedicheskij slovar' / glavnyj redaktor M. S. Gilyarov. - Moskva : «Sovetskaya Enciklopediya», 1989. -864 s.
2. Biologicheskij enciklopedicheskij slovar'.
- Moskva : DirektMediya Pablishing, 2006.
- 9000 s. - URL: http://enc.biblioclub.ru/ (data obrashcheniya: 15.05.2018). - Tekst : elektronnyj.
3. Sergeeva, B. V. Usloviya formirovaniya ekologicheskih znanij mladshih shkol'nikov / B. V. Sergeeva, A. S. Stanina // Molodoj uchenyj. - 2016. - №9. - S. 1181-1186. - URL: https://moluch.ru/ archive/113/29427/ (data obrashcheniya :
15.05.2018). - Tekst: elektronnyj.
4. Telegina, I. A. Psihologo-pedagogicheskie usloviya stanovleniya ekologicheskogo myshleniya u detej v processe oznakomleniya s prirodoj / I. A. Telegina.
- Ekaterinburg : Eksmo, 2012. - 25 s. -Tekst: neposredstvennyj.
5. Ivanchihin, V. G. Ekologicheskoe vospitanie i formirovanie ekologicheskogo myshleniya shkol'nikov v sisteme podgotovki k olimpiadam po ekologii // Molodoj uchenyj. — 2015. — №18.
- S. 90-97. — URL: https://moluch.ru/ archive/98/22010/ (data obrashcheniya:
21.05.2019). - Tekst: elektronnyj.
6. Irgit, E. L. Vzaimosvyaz' formirovaniya nravstvennoj i ekologicheskoj kul'tury studentov pedagogicheskogo vuza v processe ih podgotovki k professional'noj deyatel'nosti / E. L. Irgit.
- Tekst : neposredstvennyj // Problemy
sovremennogo pedagogicheskogo psihologiya. - YAlta : RIO GPA, 2018. -
obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i Vypusk 58. - S. 116-118.
Иргит Елена Ломбуевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected] Маношкина Анна Степановна, студентка заочной формы обучения Тувинского государственного университета, г. Кызыл, e-mail: [email protected]
Yelena L. Irgit, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy, Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]
Anna S. Manoshkina, undergraduate student, Tuvan State University, Kyzyl., e-mail: irgitel@ mail.ru
Дата поступления статьи в редакцию 01.03.2020