Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ САМОУВАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ САМОУВАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоуважение / самооценка / психологическое новообразование / младший подростковый период / задержка психического развития / особые образовательные потребности / период адаптации / переход из начальной в основную школу / self-esteem / self-perception / psychological neoplasm / younger adolescence / mental retardation / special educational needs / adaptation period / transition from primary to primary school

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мария Сергеевна Коробинцева

В статье представлены результаты исследования самоуважения младших подростков с задержкой психического развития. Самоуважение в психологии рассматривается как результат осмысления человеком личностной компетенции и своих достоинств, общей ценности и значимости. Самоуважение у подростков является источником формирования личности, которое базируется на достижениях и усилиях. Период младшего подросткового возраста у детей с задержкой психического развития и детей с условно-возрастной нормой подчиняется общим закономерностям и одновременно характеризуется определенной спецификой. Самоуважение подростков с задержкой психического развития имеет свои особенности, формируется под влиянием большого количества биологических и социальных факторов, а также является наименее изученным вопросом личностной сферы развития и характеризуется в общих исследованиях самооценки. Экспериментальная часть исследования была направлена на эмпирическое изучение уровня самоуважения младших подростков с задержкой психического развития и проведена на выборке 264 детей 12–13 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Челябинска. Для выявления уровня и характерных особенностей самоуважения младших подростков с задержкой психического развития была определена традиционная методика «Шкала самоуважения М. Розенберга», адаптированная под особые образовательные потребности обучающихся. Общие результаты исследования показывают, что в данной экспериментальной группе преобладает низкий уровень самоуважения, что может быть обусловлено структурой дефекта задержки психического развития, являться причиной риска срыва адаптационного периода при переходе из начальной в основную школу, а также предиктором риска по возникновению деструктивных форм поведения в качестве компенсаторных факторов. Низкий уровень самоуважения у младших подростков с задержкой психического развития может стать причиной нарушений формирования межличностных отношений, что в дальнейшем затруднит становление интимно-личностного общения как ведущей деятельности подросткового периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мария Сергеевна Коробинцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF SELF-ESTEEM OF YOUNGER ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION AS A COMPONENT OF SELF-PERCEPTION

The article presents the results of a study of the self-esteem of younger adolescents with mental retardation. Self-esteem in psychology is considered as the result of a person's comprehension of personal competence and their own merits, common value and significance. Self-esteem in adolescents is a source of personality formation, which is based on achievements and efforts. The period of early adolescence in children with mental retardation and children with a conditional age norm is subject to general laws and at the same time is characterized by certain specifics. The self-esteem of adolescents with mental retardation has its own characteristics, is formed under the influence of a large number of biological and social factors, and is also the least studied issue of the personal sphere of development and is characterized in general self-esteem studies. The experimental part of the study was aimed at an empirical study of the level of self-esteem of younger adolescents with mental retardation and was conducted on a sample of 264 children aged 12−13 years studying in educational institutions in Chelyabinsk. To identify the level and characteristic features of self-esteem of younger adolescents with mental retardation, the traditional method "M. Rosenberg Self-esteem Scale" was determined, adapted to the special educational needs of students. The overall results of the study show that a low level of self-esteem prevails in this experimental group, which may be due to the structure of the defect of mental retardation, be the cause of the risk of disruption of the adaptation period during the transition from primary to secondary school, as well as a predictor of the risk of destructive behaviors as compensatory factors. A low level of self-esteem in younger adolescents with mental retardation can cause violations of the formation of interpersonal relationships, which will further complicate the formation of intimate and personal communication as the leading activity of adolescence.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ САМОУВАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 17. С. 44-49. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 17. P. 44-49.

Научная статья УДК 159.922.736.4

doi: 10.24412/2712-827Х-2024-17-44-49

ИССЛЕДОВАНИЕ САМОУВАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Мария Сергеевна Коробинцева

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, korobintsevams@cspu.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования самоуважения младших подростков с задержкой психического развития. Самоуважение в психологии рассматривается как результат осмысления человеком личностной компетенции и своих достоинств, общей ценности и значимости. Самоуважение у подростков является источником формирования личности, которое базируется на достижениях и усилиях. Период младшего подросткового возраста у детей с задержкой психического развития и детей с условно-возрастной нормой подчиняется общим закономерностям и одновременно характеризуется определенной спецификой. Самоуважение подростков с задержкой психического развития имеет свои особенности, формируется под влиянием большого количества биологических и социальных факторов, а также является наименее изученным вопросом личностной сферы развития и характеризуется в общих исследованиях самооценки. Экспериментальная часть исследования была направлена на эмпирическое изучение уровня самоуважения младших подростков с задержкой психического развития и проведена на выборке 264 детей 12-13 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Челябинска. Для выявления уровня и характерных особенностей самоуважения младших подростков с задержкой психического развития была определена традиционная методика «Шкала самоуважения М. Розенберга», адаптированная под особые образовательные потребности обучающихся. Общие результаты исследования показывают, что в данной экспериментальной группе преобладает низкий уровень самоуважения, что может быть обусловлено структурой дефекта задержки психического развития, являться причиной риска срыва адаптационного периода при переходе из начальной в основную школу, а также предиктором риска по возникновению деструктивных форм поведения в качестве компенсаторных факторов. Низкий уровень самоуважения у младших подростков с задержкой психического развития может стать причиной нарушений формирования межличностных отношений, что в дальнейшем затруднит становление интимно-личностного общения как ведущей деятельности подросткового периода.

Ключевые слова: самоуважение, самооценка, психологическое новообразование, младший подростковый период, задержка психического развития, особые образовательные потребности, период адаптации, переход из начальной в основную школу.

Для цитирования: Коробинцева М. С. Исследование самоуважения младших подростков с задержкой психического развития // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 17. С. 44-49. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-17-44-49

Original article

THE STUDY OF SELF-ESTEEM OF YOUNGER ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION AS A COMPONENT OF SELF-PERCEPTION

Maria S. Korobintseva

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, korobintsevams@cspu.ru

Abstract. The article presents the results of a study of the self-esteem of younger adolescents with mental retardation. Self-esteem in psychology is considered as the result of a person's comprehension of personal competence and their own merits, common value and significance. Self-esteem in adolescents is a source of personality formation, which is based on achievements and efforts. The period of early adolescence in children with mental retardation and children with a conditional age norm is subject to general laws and at the same time is characterized by certain specifics. The self-esteem of adolescents with mental retardation has its own characteristics, is formed under the influence of a large number of biological and social factors, and is also the least studied issue of the personal sphere of development and is characterized in general self-esteem studies. The experimental part of the study was aimed at an empirical study of the level of self-

© Коробинцева М. С., 2024

esteem of younger adolescents with mental retardation and was conducted on a sample of 264 children aged 12-13 years studying in educational institutions in Chelyabinsk. To identify the level and characteristic features of self-esteem of younger adolescents with mental retardation, the traditional method "M. Rosenberg Self-esteem Scale" was determined, adapted to the special educational needs of students. The overall results of the study show that a low level of self-esteem prevails in this experimental group, which may be due to the structure of the defect of mental retardation, be the cause of the risk of disruption of the adaptation period during the transition from primary to secondary school, as well as a predictor of the risk of destructive behaviors as compensatory factors. A low level of self-esteem in younger adolescents with mental retardation can cause violations of the formation of interpersonal relationships, which will further complicate the formation of intimate and personal communication as the leading activity of adolescence.

Keywords: self-esteem, self-perception, psychological neoplasm, younger adolescence, mental retardation, special educational needs, adaptation period, transition from primary to primary school.

For citation: Korobintseva M. S. The study of self-esteem of younger adolescents with mental retardation as a component of self-perception. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;17:44-49. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2024-17-44-49

Введение

Каждый возрастной период является носителем специфического для него психологического новообразования, которое является ведущим для всего процесса развития и характеризует перестройку личности ребенка на новой основе. Младший подростковый возраст в периодизации Л. С. Выготского соотносится с «кризисом 13 лет» и началом «пубертатного возраста 14-17 лет». Основным содержанием данного периода является возникновение новообразований, основным свойством которых является трансформация в новообразования следующего, стабильного возраста и присутствие далее внутри этого периода. К психологическим особенностям подросткового периода относится изменение социальной ситуации развития, формирование Я-концепции, становление идентичности, развитие самосознания, появление чувства взрослости, развитие и становление понятийного мышления, интимно-личностное общение как ведущий тип деятельности. В культурно-исторической концепции основным новообразованием подросткового возраста определено самосознание. В отличие от сознания самосознание направлено на осознание себя как личности, внутреннего мира, чувств, действий, мыслей, мотивов. Л. С. Выготский рассматривал самопознание подростка как момент развития личности, который должен быть подготовлен биологическим и социальным составляющими [Выготский 2004]. С точки зрения Л. С. Выготского, самосознание подростка формируется постепенно: накапливаются представления о самом себе, что вызывает все большее узнавание себя; по мере накоплений знаний о себе, происходит их обобщение и интериоризация; далее подросток постепенно осознает себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей особенности и индивидуальности; появляется суждение о себе и оценки себя, как личности. Сознание рассматривается как отражение через призму объектов и отношений, в результате чего сознание становится объектом самосознания, тем самым обеспечивая целостность характера и способствуя стабилизации личности.

Возникновение самосознания является знамением вступления младшего школьника в подростковый период и ведет к появлению рефлексии у младших подростков, результатами которой является самооценка и самосознание [Абрамова 1988]. Самоуважение в психологии трактуется как итог осмысления человеком личностной компетенции и своих достоинств (наиболее значимых для него), общей ценности и значимости. Самоуважение более глубокое понятие в отличии от самооценки так как имеет отношении к личности в целом, а не отдельным ее качествам. Самоуважение определяется как сочетание переживаний собственной ценности и компетентности. Подчеркивается необходимость формирования самоуважения у подростков как важнейший источник формирования личности, которое должно базироваться на реальных достижениях и усилиях [Гордеева и др. 2019: 33; Косикова 2018]. Самоуважение подростка зависит от отношений с родителями, сверстниками, успешности в школе и т. д. Протекание периода младшего подросткового возраста у детей с задержкой психического развития и детей с условно-возрастной нормой подчиняется общим закономерностям и одновременно характеризуется определенной спецификой. Н. В. Бабкина, И. А. Коробейников классифицируют задержку психического развития исходя из определения основных направлений коррекционно-педагогической помощи детям данной категории, учета их особых образовательных потребностей, создания благоприятных условий, разработки образовательного маршрута [Бабкина, Коробейников 2019]. Подростковый возраст является критическим периодом психического развития как у детей с условно-возрастной нормой развития, так и у детей с задержкой психического развития, вносит определенные изменения в личностное и психофизиологическое развитие школьника [Коробинцева, Лапшина 2023]. Значительные преобразования в психической сфере

характеризуются перестройкой ранее сложившихся систем, возникновением новых психологических образований [Рогов 1996], которые имеют свои характеристики из-за структуры дефекта ЗПР. Самооценка подростков с ЗПР имеет свои особенности. Так, в исследованиях И. П. Бучкиной, отмечается, что формирование и развитие самооценки младших подростков с задержкой психического развития проходит под влиянием большого количества биологических и социальных факторов.

У младших подростков с задержкой психического развития церебрально-органического генеза основным фактором, затрудняющим формирование самооценки, является парциальная органическая недостаточность. Исследования И. П. Бучкиной показали, что подростки с ЗПР оценивают себя достаточно однообразно, в отличии от своих сверстников с условно-возрастной нормой развития. И физические, и интеллектуальные, и характерологические качества младшими подростками с ЗПР оцениваются абсолютно одинаково. В самооценке отсутствует детализация и конкретизация: восприятие себя происходит на более обобщенном и менее детализированном уровне. И. П. Бучкина подчеркивает, что «собственный образ в глазах подростка с задержкой психического развития выглядит более однообразным, менее противоречивым и менее конфликтным, чем у нормально развивающихся сверстников» [Бучкина 2003: 11]. По аналогии и происходит оценка окружающих у детей с ЗПР, она менее дифференцирована и детальна. Самоуважение младших подростков с задержкой психического развития является наименее изученным вопросом личностной сферы развития, а также характеризуется в общих исследованиях самооценки. Вместе с тем самоуважение становится важнейшим условием в формировании и полноценном функционировании личности; самоактуализации и аутентичности [там же]. Сформированность самоуважения является показателем психологической стабильности и благополучия, эмоционального комфорта [Сорокоумова, Дунаева 2022]. Экспериментальная часть исследования направлена на эмпирическое изучение самоуважения младших подростков с задержкой психического развития.

Основная часть

Эксперимент проводился с целью выявления уровня и характерных особенностей самоуважения младших подростков с задержкой психического развития. В основу деятельности, осуществляемой во время исследования, легли принципы работы педагога-психолога в условиях сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья: принцип междисциплинарного и координирующего характера деятельности психолога, принцип единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности [Сорокоумова, Заварзина 2014]. Практическая часть исследования была организована на базах общеобразовательных организаций Тракторозаводского района г. Челябинска: МБОУ СОШ № 19, МБОУ СОШ № 39, МБОУ СОШ № 59, МБОУ СОШ № 81, МАОУ СОШ № 84, МБОУ СОШ № 116, МБОУ СОШ № 155 в 2022-2023 учебном году. В исследовании приняли участие 264 младших подростка (198 мальчиков и 66 девочек) с задержкой психического развития, обучающиеся в общеобразовательных классах (5 класс) в режиме интеграции. Возраст участников экспериментальной группы - 12-13 лет. В коллегиальных заключениях территориальной ПМПК школьников обозначена задержка психического развития, незрелость эмоционально-волевой сферы, трудности саморегуляции и самоконтроля, риск возникновения школьной дезадаптации.

Для выявления уровня и характерных особенностей самоуважения младших подростков с задержкой психического развития была определена традиционная методика «Шкала самоуважения М. Розенберга», адаптированная под особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР (понятная и доступная инструкция, разделенная на смысловые части, дополнительные разъяснения при необходимости). Статистическая обработка данных (описательная статистика) выполнена с использование компьютерной программы IBM SPSS. Данная методика отражает двухфакторный подход к изучению самоуважения: соотношение позитивных и негативных установок по отношению к себе (хороший/плохой, правильный/неправильный). В представлениях М. Розенберга самоуважение рассматривается как положительная или отрицательная установка человека по отношению к самому себе. Необходимо оценить 10 утверждений по 4х-бальной шкале, где 4 - полностью согласен, а 1 - абсолютно не согласен. Конечный количественный балл является показателем сформированности самоуважения и распределяется по четырем группам: 1-18 баллов - низкий уровень самоуважения; 19-22 балла - уровень самоуважения ниже среднего; 23-34 балла средний уровень самоуважения; 35-40 баллов - высокий уровень самоуважения. Количественные результаты исследования уровня сформированности самоуважения представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты исследования сформированности самоуважения

у младших подростков с задержкой психического развития

Частота Проценты Валидный процент Накопленный процент

Валидные 10,00 1 0,4 0,4 0,4

11,00 1 0,4 0,4 0,8

13,00 31 11,7 11,7 12,5

14,00 42 15,9 15,9 28,4

15,00 34 12,9 12,9 41,3

17,00 29 11,0 11,0 52,3

18,00 2 0,8 0,8 53,0

19,00 2 0,8 0,8 53,8

20,00 30 11,4 11,4 65,2

21,00 18 6,8 6,8 72,0

22,00 29 11,0 11,0 83,0

23,00 31 11,7 11,7 94,7

24,00 6 2,3 2,3 97,0

25,00 1 0,4 0,4 97,3

26,00 1 0,4 0,4 97,7

27,00 3 1,1 1,1 98,9

28,00 2 0,8 0,8 99,6

29,00 1 0,4 0,4 100,0

Всего 264 100,0 100,0

Как видно из таблицы 1, низкий уровень сформированности самоуважения определен у 140 обучающихся с задержкой психического развития, что составляет 53,1 % от общего количества участников экспериментальной группы. Для данного уровня характерно самоуважение, которое является достаточно близким к неуверенности, отсутствием самостоятельности, недовольством собой, возможно «непринятие» себя. Уровень самоуважения ниже среднего выявлен у 79 младших подростков с задержкой психического развития, что составляет 30 % от общего количества участников экспериментальной группы. Данный уровень самоуважения характеризуется одобрением и принятием большинства своих поступков, но с элементами неуверенности и излишней самокритичности. Средний уровень самоуважения по методике М. Розенберга характеризуется относительно сформированным чувством самоуважения, при данном показателе крайне редко возникает чувство недовольства собой; как правило, данный уровень в большинстве случаев является индикатором уверенности в своих сила [Рубинштейн 2002]. Высокий уровень самоуважения у младших подростков с задержкой психического развития выявлен не был. Средний уровень самоуважения был выявлен у 47 участников экспериментальной группы, что составляет 17,1 % от общего количества участников. На рис. 1 графически представлено распределение характеристик уровня самоуважения младших подростков с ЗПР.

Среднее = 18,10 Стд. Откл. = 4,047 N = 264

5,00 10,00 15,00 20,00 25,00

Рис. 1. Гистограмма исследования уровня самоуважения младших подростков

с задержкой психического развития

Общий анализ результатов исследования свидетельствует о преобладании низкого уровня самоуважения у младших подростков с ЗПР. Данный результат может быть обусловлен структурой дефекта задержанного развития, в частности третичным дефектом (эмоционально-личностной незрелостью) [Бачина, Богданова 2019], а также стать причиной срыва школьной адаптации при переходе из начальной в основную школу, появлением деструктивных форм поведения, социальной дезадаптацией.

Заключение

Теоретический и эмпирический анализ исследования уровня самоуважения у младших подростков с ЗПР, обучающихся в режиме интеграции, показал следующее:

1. Количество младших подростков с задержкой психического развития с низким уровнем сформированности самоуважения составляет 53,1 % от общего количества участников экспериментальной группы.

2. Низкий уровень самоуважения является фактором риска по возникновению деструктивных форм поведения в качестве компенсаторных факторов. Низкий уровень самоуважения не способствует формированию межличностных отношений, что в дальнейшем затруднит становление интимно-личностного общения как ведущей деятельности подросткового периода. Нестабильность самоуважения может быть причиной срыва адаптационного периода при переходе из начальной в основную школу, в дальнейшем привести к школьной и социальной дезадаптации [Коробинцева, Лапшина 2022].

3. Общий анализ полученных данных свидетельствует о необходимости проведения специально организованной коррекционной работы (в рамках психологического сопровождения детей данной категории) по формированию самоуважения у младших подростков с ЗПР как условие для удовлетворения особых образовательных потребностей в период перехода из начальной в основную школу.

4. Целесообразно продолжить дальнейшее исследование оснований самоуважения младших подростков с ЗПР: достижения в учебной или иной значимой деятельности (дополнительное образование), удовлетворенность базовых потребностей в семье, в межличностном взаимодействии со сверстниками.

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. М. : Академия. 1988. 320 с.

2. Бабкина Н. В., Коробейников И. А. Типологическая дифференциация задержки психического развития как инструмент современной образовательной практики // Клиническая и специальная психология. 2019. № 3. С. 125-142.

3. Бачина О. В., Богданова Т. Г. Развитие высших психических функций у детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии : учебно-методическое пособие. М. : Изд-во «Московский городской педагогический университет», 2023. 156 с.

4. Бучкина И. П. Особенности самооценки и межличностных отношений у подростков с задержкой психического развития : автореф. ... канд. психол. наук. СПб., 2003. 26 с.

5. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Смысл, 2004. 1136 с.

6. Гордеева Т. О., Лункина М. В., Сычев О. А. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы // Психологическая наука и образование. 2019. № 3. С. 32-42.

7. Коробинцева М. С., Лапшина Л. М. Формирование учебной мотивации у обучающихся с задержкой психического развития в адаптационный период при переходе из начальной в основную школу // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2023. Т. 9. № 2. С. 125-138.

8. Коробинцева М. С., Лапшина Л. М. Проявления школьной тревожности обучающихся с задержкой психического развития на этапе перехода в основную школу // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 3(169). С. 251-273.

9. Косикова С. В. Учебная самостоятельность школьника как ориентир преемственности начального и основного уровней общего образования: от постановки проблемы к ее решению // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. № 2. С. 45-51.

10. Мендыгалиева А. К., Мусс Г. Н. Предпосылки преемственности в образовании: начальная и основная школа // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-2. С. 268-272.

11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 15.05.23).

12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании : учебное пособие. М. : Владос, 1996. 529 с.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002. 720 с.

14. Сорокоумова С. Н., Дунаева Н. И. Изучение сопротивляемости личности подростков, старшеклассников и студентов трудным жизненным ситуациям // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24. № 6(94). С. 802-808.

15. Сорокоумова С. Н., Заварзина О. О. Специфика психологического сопровождения детского развития в инклюзивном образовании // Инициативы XXI века. 2014. № 4. С. 121-123.

References

1. Abramova G. S. Praktikum po vozrastnoi psikhologii [Workshop on developmental psychology]. Moscow, Akademiya, 1988, 320 p. (In Russ.).

2. Babkina N. V., Korobeinikov I. A. Tipologicheskaya differentsiatsiya zaderzhki psikhicheskogo razvitiya kak instrument sovremennoi obrazovatel'noi praktiki [Typological differentiation of mental retardation as a tool of modern educational practice]. Klinicheskaya i spetsial'nayapsikhologiya. 2019, no. 3, pp. 125-142. (In Russ.).

3. Bachina O. V., Bogdanova T. G. Razvitie vysshikh psikhicheskikh funktsii u detei s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami v usloviyakh inklyuzii [Development of higher mental functions in children with special educational needs in conditions of inclusion]. Moscow, Izd-vo «Moskovskii gorodskoi pedagogicheskii universitet», Publ., 2023, 156 p. (In Russ.).

4. Buchkina I. P. Osobennosti samootsenki i mezhlichnostnykh otnoshenii u podrostkov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya [Features of self-esteem and interpersonal relationships in adolescents with mental retardation]. PhD dissertation abstract. Saint Petersburg, 2003, 26 p. (In Russ.).

5. Vygotskii L. S. Psikhologiya razvitiya cheloveka [Psychology of human development]. Moscow, Smysl Publ., 2004, 1136 p. (In Russ.).

6. Gordeeva T. O., Lunkina M. V., Sychev O. A. Shkol'noe blagopoluchie mladshikh shkol'nikov: motivatsionnye i obrazovatel'nye prediktory [School well-being of junior schoolchildren: motivational and educational predictors]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2019, no. 3, pp. 32-42. (In Russ.).

7. Korobintseva M. S., Lapshina L. M. Formirovanie uchebnoi motivatsii u obuchayushchikhsya s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya v adaptatsionnyi period pri perekhode iz nachal'noi v osnovnuyu shkolu [Formation of educational motivation in students with mental retardation during the adaptation period during the transition from primary to secondary school]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Sotsiologiya. Pedagogika. Psikhologiya. 2023, vol. 9, no. 2, pp. 125-138. (In Russ.).

8. Korobintseva M. S., Lapshina L. M. Proyavleniya shkol'noi trevozhnosti obuchayushchikhsya s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya na etape perekhoda v osnovnuyu shkolu [Manifestations of school anxiety in students with mental retardation at the stage of transition to primary school]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2022, no. 3(169), pp. 251-273. (In Russ.).

9. Kosikova S. V. Uchebnaya samostoyatel'nost' shkol'nika kak orientir preemstvennosti nachal'nogo i osnovnogo urovnei obshchego obrazovaniya: ot postanovki problemy k ee resheniyu [The educational independence of a schoolchild as a guideline for the continuity of the primary and basic levels of general education: from problem formulation to its solution]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2018, no. 2, pp. 45-51. (In Russ.).

10. Mendygalieva A. K., Muss G. N. Predposylki preemstvennosti v obrazovanii: nachal'naya i osnovnaya shkola [Prerequisites for continuity in education: primary and secondary schools]. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. 2015, no. 6-2, pp. 268-272. (In Russ.).

11. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossiiskoi Federatsii ot 31.05.2021 № 287 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 No. 287 "On approval of the federal state educational standard of basic general education"]. (In Russ.). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (accessed: 15.05.23).

12. Rogov E. I. Nastol'naya kniga prakticheskogo psikhologa v obrazovanii [Handbook for practical psychologist in education]. Moscow, Vlados Publ., 1996, 529 p. (In Russ.).

13. Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of general psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2002, 720 p. (In Russ.).

14. Sorokoumova S. N., Dunaeva N. I. Izuchenie soprotivlyaemosti lichnosti podrostkov, starsheklassnikov i studentov trudnym zhiznennym situatsiyam [Studying the personality resistance of adolescents, high school students and students to difficult life situations]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2022, vol. 24, no. 6(94), pp. 802-808. (In Russ.).

15. Sorokoumova S. N., Zavarzina O. O. Spetsifika psikhologicheskogo soprovozhdeniya detskogo razvitiya v inklyuzivnom obrazovanii [Specifics of psychological support for child development in inclusive education]. InitsiativyXXIveka. 2014, no. 4, pp. 121-123. (In Russ.).

Информация об авторе М. С. Коробинцева — аспирант, кафедра педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the author

M. S. Korobintseva - Postgraduate Student, Department of Pedagogy and Psychology, Perm State Humanitarian Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 20.07.2023; одобрена после рецензирования 30.08.2023; принята к публикации 20.10.2023.

The article was submitted 20.07.2023; approved after reviewing 30.08.2023; accepted for publication 20.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.