УДК - 159.923.2
Куля Ю.А. бакалавр
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Комаровская Е.В.
Россия, г. Северодвинск СПЕЦИФИКА САМООТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Аннотация: Работа посвящена актуальной проблеме самоотношеня младших подростков с задержкой психического развития. В работе раскрыты теоритические основы изучаемой проблемы. Представлена методика и результат констатирующего эксперимента.
Ключевые слова: самоотношение, подростки, задержка психического развития, методика самоотношения С.Р. Пантилеева.
Kulya Ju. Bachelor's degree "Northern (Arctic) Federal University named after MVLomonosov" Komarovskaya E. V.
Russia, Severodvinsk THE SPECIFICITY OF THE SELF-APPROACHING OF JUNIOR ADOLESCENTS WITH THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT Abstract: The work is devoted to the actual problem of self-referral of younger adolescents with a delay in mental development. In this work, the theoretical foundations of the studied problem are revealed. The technique and result of the ascertaining experiment is presented.
Key words: self-attitude, adolescents, retardation of mental development, technique of self-relationship S.R. Pantileev.
В современном обществе, процесс образования и воспитания, приобретает все более гуманистический характер, прослеживается доминирование личностно-ориентированного подхода к детям, так как это напрямую способствует успешной адаптации человека в обществе и его личностному развитию в целом.
Проблема исследования самоотношения в структуре личности является важным теоретическим и практическим вопросом в психологии. Это объясняется тем, что любая активность индивида не может не включать в себя факт отношения к самому себе. В психологии накоплен достаточно богатый практический материал, доказывающий стойкое влияние самоотношения человека на самовосприятие и понимание других людей. Ее теоретической разработке посвящали свои исследования С.Л.Рубинштейн, В.В.Столин, И.С.Кон, С.Р.Пантилеев, Р.Бернс, У.Джемс, К.Роджерс, Е.Т.Соколова, И.И.Чеснокова и многие другие [1,7,12]. Проблеме самоотношения
определенное внимание уделили и в специальной психологии, в частности, можно отметить диссертационные исследования О.А.Талиповой (2007), Альшавеа Набила Али (2009), Т.Н.Матанцевой (2009), С.И.Смирновой (2009); Г.В.Грибанова, Н.Л.Белопольская, И.А.Конева (2002), Е.В.Самойленко (2005). Несмотря на это, специфика данного развития с учетом структуры самоотношения фактически не изучена [2,21].
Таким образом, проблему «самоотношения» никак не назовешь новой в психологической науке, но не смотря на это до сих пор имеются расхождения, она будто ускользает от научно-психологического анализа. Известно, что процесс самоотношения, начинает свое развитие ещё в раннем возрасте, на стадии личностных отношений со значимым взрослым. Отталкиваясь от сложившийся оценки взрослых, ребенок формирует собственное мнение о себе, о собственной деятельности: поведения, общения, учеба, увлечения и пр. Самоотношение детей в дальнейшем становится способом определения успешности их социализации в общество [1,6].
Развитие адекватного самоотношения младшего подростка, является важной задачей данного возраста. Так как именно этот период является наиболее чувствительным по отношению к развитию личности [3].
Проблема самоотношения в контексте развития детей с ограниченными возможностями здоровья нам представляется наиболее важной и актуальной. Данную точку зрения мы связываем с тем, что именно процессы социализации и адаптации их в обществе, отягощаются дизонтогенезом, а так же спецификой складывающихся социальных, педагогических, биологических, психологических условий. По этой причине так необходимо вовремя оказать комплексную поддержку такой категории детей как дети с ЗПР. Ведь задержанное развитие характеризуется психологическим недоразвитием, замедленным темпом становления психических процессов, недостаточностью общего запаса знаний, незрелостью мышления, ограниченностью представлений, но носит нестойкий, обратимый характер. При этом в своих исследования педагоги и психологи (Г.Е. Сухарева, О.В. Защиринская) отмечают специфику их личностного развития: недостаточную зрелость аффективно-волевой сферы, легкую смену настроения, внушаемость и прочее. Вследствие чего формируются такие черты личности детей с ЗПР как недостаточное чувство дистанции и долга, отсутствие ответственности, волевых установок, выраженных интеллектуальных интересов и так далее [6,19,20].
Безусловно, изучение возможностей развития положительного самоотношения у детей и подростков с ЗПР, на сегодняшний день является актуальной и значимой задачей научного сообщества, прежде всего это связано с оптимизацией процесса социальной адаптации ребенка, обладающего адекватными представлениями о себе, своих возможностях и способности к саморегуляции.
Прежде чем переходить к данным констатирующего исследования, мы должны выяснить все необходимые аспекты и составляющие компоненты
феномена самоотношения.
Изучая, психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что существуют два противоположных подхода к объяснению строения самоотношения. В первом случае, самоотношение рассматривают, как одномерное, т.е. универсальное для всех субъектов неделимое чувство «за» или «против» своего «Я», во втором - как сложноструктурированное психическое образование». Определенной структуры самоотношение не имеет. Входящие в состав самоотношения компоненты становятся наиболее ясными и понятными, если их анализировать с точки зрения образования, таким образом, вся трудность этой концепции определена глубиной, многоаспектностью жизненного и индивидуального опыта и межличностных взаимоотношений. Согласно своему содержанию строение самоотношения обладает двумя неразрывно функционирующими подсистемами: «оценочная» и «эмоционально-ценностная» [13]. В качестве оценки самоотношения мы подразумеваем: «чувство собственного достоинства»; «чувство эффективности»; «ощущение компетентности». В случае эмоциональной составляющей самоотношение классифицируется на: «аутосимпатию»; «самоценность»; «чувство собственного достоинства»; «самопринятие». Обе подсистемы непосредственно связаны, и невозможно представить их друг без друга [7,13].
Охарактеризовав составляющие самоотношения, мы подступили к научному объяснению определения «самоотношение». Как писал С.Р. Пантилеев в своих трудах: «Самоотношение есть смысловое личностное образование, и может быть понято лишь посредством анализа порождающих его мотивов» [13]. Как говорил А.В. Петровский: «Центральная характеристика личностных смыслов - их зависимость от места человека в системе общественных отношений, «социальной ситуацией развития», т. е. от его социальной позиции» [15].
Самоотношение начинает свое формирование согласно принципу возникновения взаимоотношения к другому человеку, для того чтобы в результате обоюдного взаимодействия преобразоваться в отношение к самому себе. «Общество никак напрямую не оказывает большого воздействия на формирование самоотношения, это происходит на разных уровнях влияния социальных отношений» [9]. И данное заявление в который раз, объясняет целостность самоотношения с самооценкой. Как писал Н.А. Батурин: «Любая оценка - это психологический процесс отображения объект-объектных, субъект-субъектных, субъект-объектных взаимоотношений превосходства и предпочтения, которые реализуются в процессе свободного и непроизвольного сравнения объекта оценки и оценочного основания, представляющего собой упорядоченную по принципу превосходства, либо предпочтения совокупности взглядов о надлежащем классе однородных объектов, либо неоднородных предметов одной необходимости» [7].
Рассмотрев феномен самоотношения личности, мы выяснили, что это в первую очередь личностное образование, поэтому его структура и
составляющие элементы могут быть раскрыты лишь благодаря реальным жизненным ситуациям и сложившимся отношениям с социумом, во вторую очередь, влияние «социальной ситуации развития» и ведущей деятельности (Выготский Л.С.). Все это ведет к самореализации субъекта как личности [13].
В связи с вышесказанным, на базе МБОУ СОШ «19» г. Северодвинск было проведено исследование, направленное на определение особенностей самоотношения у младших подростков с ЗПР. Целью исследования является, выявление особенностей самоотношения у младших подростков с ЗПР. Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
1. подобрать и апробировать методику исследования самоотношения младших подростков с ЗПР;
2. описать полученные результаты;
3. на основе анализа данных выявить специфические особенности самоотношения у младших подростков с ЗПР.
Нами была выбрана методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева, выбор которой обусловлен тем, что данный опрос позволяет наиболее полно и с разных сторон оценить особенности самоотношения детей подросткового возраста. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева позволяет сделать выводы об уровне развития и степени выраженности каждого из девяти компонентов самоотношения: саморуководство, самоуверенность, отраженного самоотношения, открытости, самопривязанности, самоценности, самопринятия, внутренней конфликтности и самообвинения [12]. В данном исследовании приняли участие 10 подростков с ЗПР в возрасте от 11-12 лет.
По шкале «открытость» в группе младших подростков с ЗПР превалирует среднее значение, а это значит, что большинство опрошенных имеют избирательное отношение к себе. 40% опрошенных получили высокий показатель открытости, такой результат говорит о выраженной защитной реакции индивида и стремлении отвечать общепризнанным правилам поведения с окружающими людьми. Такой человек не особо задумывается над познанием и развитием внутреннего мира, избегает диалога с самим собой. Причиной этому может служить слабовыраженный навык самоанализа, поверхностное видение ситуации и отрицание личностных проблем. Низкий уровень отсутствует.
Анализируя следующую шкалу «самоуверенность», мы видим, что 40% опрошенных получили средний уровень. Такой результат характерен тем, кто в привычных для себя условиях сохраняет уверенность в себе, работоспособность и ориентацию на получение положительного результата. У 20% опрошенных был получен низкий уровень, такой результат характерен тем, кто с пренебрежением относится к собственной личности, это может быть связано с сомнением в свои возможности, неверием в собственные силы. Такой человек не уверен в преодолении различных трудностей, сомневается в правильности собственных решений. Избегает различного контакта с окружающими, несклонен погружаться в решение собственных проблем. У
40% участников был получен высокий уровень самоуверенности, что говорит о личности высоко оценивающей свои способности. Такого рода человек не склонен к самокритике и рефлексии.
Анализируя полученные данные по шкале «саморуководство», следует отметить, что практически все испытуемые продемонстрировали средний уровень самоотношения (80%), который характерен для личности уверенной, самостоятельно ориентирующейся в знакомых и хорошо прогнозируемых ситуациях. 20% опрошенных продемонстрировали высокий уровень саморуководства, который отмечается у персон, источником успеха и развития считают исключительно себя. Наблюдается убежденность в преодолении возможных трудностей и уверенность противостоять негативным событиям. Низкий показатель шкалы не продемонстрирован обследуемыми.
Анализ результатов шкалы «отраженное самоотношение» показал вариативное распределение показателей в группе младших подростков. Средний показатель был получен 60% группы. Данный уровень отражает человека с избирательным отношением окружающих по отношению к себе. 20% опрошенных получили низкий уровень. Такой результат указывает на то, что человек считает себя неспособным вызвать в других людях чувство уважения, одобрения и поддержку. Высокий уровень, так же был получен 20% участников эксперимента. Такой результат свидетельствует тому, что человек, обладавший этими свойствами, воспринимает себя принятым обществом.
Анализ полученных результатов по шкале «самоценность», выявил, что ровно 50% участников показали средние значения показателя. А это значит, что испытуемые имеют избирательное отношение к себе. Знают положительные и отрицательные стороны своей личности. Низкие значения, полученные группой в размере 20%, говорят о глубоком, неуверенном отношении человека к себе, к собственной уникальности и неповторимости. Такие люди очень чувствительны к замечаниям и критике со стороны окружающих, конфликтные ситуации делают человека слабым и обессиленным. 30% подростков получили высокий уровень, что отражает человека высоко оценивающего собственные возможности, внутренний и духовный потенциал. Имеют склонность переоценивать свои возможности.
Проанализировав полученные результаты по шкале «самопринятия», мы отмечаем, что половина обследуемых подростков отнесены к среднему уровню шкалы. А это значит, что данным детям свойственно избирательное отношение к собственной личности. У 20% опрошенных мы констатируем низкий уровень самопринятия, а это говорит о критичном отношении к себе, о низкой оценке своего физического и духовного мира. Симпатия таких людей по отношению к себе, если и есть, то очень призрачная и маловыраженная. И 30% опрошенных получили высокий уровень значений, что свидетельствует о личности принимающей все стороны своей личности. Такой человек, практически лишен самокритики, оправдывая любые поведенческие реакции.
Свои недостатки считает продолжением своих достоинств, а порицания и конфликтные ситуации не дают никаких оснований для анализа собственных действий.
Анализ результатов шкалы «самопривязанность» показал следующие данные. Средний уровень получили 50% младших подростков, что указывает на избирательное отношение к себе. Такой человек стремится изменить лишь некоторые качества своей личности. 20% участников продемонстрировали низкий уровень показателя, тем самым характеризуя человека готового на личностные перемены, желание развивать и совершенствовать свой уровень развития, открыт к новому опыту познания самого себя. Высокий уровень в группе обследуемых отсутствует.
Анализ полученных результатов по данным шкалы "конфликтность" показал преобладание средних значений - 60%. Такого рода коэффициент определяет людей, у которых решительность и эмоциональный настрой находятся в зависимости от того, насколько человеку знакома подобная ситуация, бывал ли он уже в похожих условиях, переживал ли он опыт схожих ситуаций. 20% подростков был получен низкий уровень, который определяет человека, чувство которого, чаще всего находится в уравновешенном и спокойном состоянии, мало что такого человека тревожит и беспокоит. И 20% опрошенных получили высокий уровень. Данный показатель отражает индивида, у которого превалирует негативная позиция по отношению к себе, такой человек пребывает в непрерывном самоконтроле, над собственными поступками, мыслями и чувствами.
Анализ полученных результатов по последней шкале «самообвинение», показал следующие данные. Большая часть участников - 60%, получили средний уровень, а это значит, что данный уровень отражает человека с избирательным самоотношением. Низкий уровень у 40% опрошенных, такой результат говорит о личности с тенденцией отрицания собственной вины. Высокие значения отсутствуют.
Такие результаты качественного анализа компонентов методики «Самоотношения» мы получили, проведя исследование в группе младших подростков с ЗПР. Однако методика С.Р. Пантилеева предусматривает возможность определения структуры определенных модальностей самоотношения: аутосимпатия, самоуничижение, самоуважение. С целью, выяснения строения и специфики особенностей модальностей методики. Мы полученные данные каждой шкалы отнесли в 3 условные группы: «самоуважение» - шкалы «закрытость- открытость», «самоуверенность», «саморуководство», «отраженное самоотношение»; «аутосимпатия» - шкалы «самопривязанности», «самоценности», «самопринятия»; «самоуничижение» - шкалы «конфликтность», «самообвинение».
В результате распределения шкал самоотношения по отдельным группам модальности и проведения сравнительного анализа полученных данных, мы можем сделать соответствующие выводы.
Сопоставляя результаты показателя самоотношения, как
«самоуважение», большинство исследуемых младших подростков 50% имеют средние значения. Низкие значения были получены в размере 20%. И высокие показатели у 30% опрошенных. Следовательно, в группе младших подростков, уровень самоуважения в целом соответствует норме. В то же время высокие показатели, по данному параметру, могут говорить о завышенном самомнении, безусловном принятии себя, как достойной уважения личности, так и о повышенном влиянии механизмов психологической защиты. А низкие результаты указывают на то, что человек считает себя неспособным вызвать в других людях чувство уважения, одобрения, любви и поддержки по отношению к себе. А может только рассчитывать на осуждение, порицание и негодование.
Анализируя показатель «аутосимпатия», мы видим, что 50% опрошенных получили средний уровень. 20% участников получили низкий показатель. Оставшиеся 30% подростков получили высокий уровень. Участники получившие средний уровень, имеют избирательное к себе отношение, знают, как положительные, так и отрицательные качества своей личности. В знакомых жизненных ситуациях, склонны, сохранять спокойствие и оптимизм, а в нетипичных ситуациях могут ощущать зажатость и скованность. А вот 30% участников группы, получившие высокий уровень показателя характеризуют себя, как люди с безусловным принятием себя и некритичным самомнением. Как правило, обладатели таких качеств, не склонны к самоанализу и коррекции своего поведения, вне зависимости от внешних условий и обстоятельств. Низкий показатель данной модальности, отражает готовность в самоизменению и желанию развиваться и совершенствоваться.
Наконец, модальность «самообвинение», где у 70% опрошенных подростков, получившие средний уровень этого показателя, проявляют избирательное отношению к себе, учитывая положительные и отрицательные качества личности. Высокий показатель был получен в группе в размере 20%, характеристика этого показателя говорит о личности угнетенной самоконтролем с постоянной оглядкой на окружающих, так как мнение окружающих, является значимым и решающим. Такие люди видят в себе причину всех возможных бед. Низкий показатель, полученный группой в размере 20%, отмечает человека отрицающего собственную вину при любых обстоятельствах, виновны все, кроме самого виновника. Такие люди не склонны к саморазвитию, самоанализу и тем более к самокоррекции. Им все нравится и их все устраивает.
Таким образом, несмотря на достаточно благоприятные показатели самоотношения, есть четко отслеживаемая тенденция его зависимости от внешних факторов. Самоотношение принявших в исследовании подростков с ЗПР имеет неустойчивый характер. Самопринятие не является полным и безусловным. Уровень самоотношения даже при довольно позитивных, на первый взгляд, характеристиках в большинстве случаев не является следствием наиболее благоприятного варианта развития личности,
следовательно, не соответствует социальной норме. Все это позволяет сделать вывод о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы.
Использованные источники:
1. Байкенов С.Г. Экспериментальное изучение самооценки учащихся спомогательной школы. / сб. Вопросы патопсихологии. М., 1970.
2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: Когито-Центр, 2009. 192 с.
3. Винникова Е.А., Слепович Е.С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1999. №1. С. 18-24
4. Гордеева Т.В., Мишина Г.А. Роль близкого взрослого в становлении образа «Я» у ребенка с задержкой психического развития // Дефектология. 2005. №1. С. 47-51.
5. Жулидова Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1981. № 4. С. 17-23.
6. Защиринская О.В. Коммуникативные качества личности в контексте социализации детей с задержкой психического развития // Историческая психология и ментальность. Детство. Семья. Быт/ Под ред.О.В.Защиринской. СПб., 2001. С.213-252.
7. Колышко А.М. Психология самоотношения. Гродно: Изд-во ГрГУ, 2004. 102с.
8. Коломинский Н.Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношениях: автореф. дисс. . канд. психол. наук. М., 1972.-16 с.
9. Кропачева М.Н. Психологические особенности самоотношения у младших школьников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд.псих. наук: 19.00.10. Нижний Новгород, 2010. 25 с.
10.Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования. М.: Флинта : Наука, 2010. 392 с.
11.Намазбаева Ж.И. Некоторые особенности личности выпускников вспомогательной школы // Дефектология.- 1978,- №1. С 20-28
12.Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32с.
13.Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ, 1991. 100 с.
14. Психология самосознания / авт.-сост. Т.Г. Волкова. М.: Директ-Медиа, 2013. 296 с.
15.Сарджвеладзе Н.И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: Мицниереба, 1974. С. 308-315.
16. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми: Дисс.канд.психол.наук. М., 197 0.106 с.
17.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 303 с.
18.Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 284 с.
19. Сычевич И.В. Исследование самооценки младших школьников с задержанным и нормальным развитием в разных условиях обучения //Дефектология. 2006. № 4. С. 69-78.
20.Сычевич И.В. Особенности представлений о себе и значимых других у младших школьников с ЗПР в разных условиях обучения//Дефектология. 2008. № 3. С. 31-39.
21.Талипова О.А. Особенности самоотношения в структуре самосознания старших подростков с задержкой психического развития : дис. ... канд. псих. наук : 19.00.10. Нижний Новгород, 2007. 247 с.
22.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144с.