Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА САМООТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СПЕЦИФИКА САМООТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МЕТОДИКА САМООТНОШЕНИЯ С.Р. ПАНТИЛЕЕВА / SELF-ATTITUDE / ADOLESCENTS / RETARDATION OF MENTAL DEVELOPMENT / TECHNIQUE OF SELF-RELATIONSHIP S.R. PANTILEEV

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куля Ю.А., Комаровская Е.В.

Работа посвящена актуальной проблеме самоотношеня младших подростков с задержкой психического развития. В работе раскрыты теоритические основы изучаемой проблемы. Представлена методика и результат констатирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE SELF-APPROACHING OF JUNIOR ADOLESCENTS WITH THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

The work is devoted to the actual problem of self-referral of younger adolescents with a delay in mental development. In this work, the theoretical foundations of the studied problem are revealed. The technique and result of the ascertaining experiment is presented.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА САМООТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК - 159.923.2

Куля Ю.А. бакалавр

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Комаровская Е.В.

Россия, г. Северодвинск СПЕЦИФИКА САМООТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Аннотация: Работа посвящена актуальной проблеме самоотношеня младших подростков с задержкой психического развития. В работе раскрыты теоритические основы изучаемой проблемы. Представлена методика и результат констатирующего эксперимента.

Ключевые слова: самоотношение, подростки, задержка психического развития, методика самоотношения С.Р. Пантилеева.

Kulya Ju. Bachelor's degree "Northern (Arctic) Federal University named after MVLomonosov" Komarovskaya E. V.

Russia, Severodvinsk THE SPECIFICITY OF THE SELF-APPROACHING OF JUNIOR ADOLESCENTS WITH THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT Abstract: The work is devoted to the actual problem of self-referral of younger adolescents with a delay in mental development. In this work, the theoretical foundations of the studied problem are revealed. The technique and result of the ascertaining experiment is presented.

Key words: self-attitude, adolescents, retardation of mental development, technique of self-relationship S.R. Pantileev.

В современном обществе, процесс образования и воспитания, приобретает все более гуманистический характер, прослеживается доминирование личностно-ориентированного подхода к детям, так как это напрямую способствует успешной адаптации человека в обществе и его личностному развитию в целом.

Проблема исследования самоотношения в структуре личности является важным теоретическим и практическим вопросом в психологии. Это объясняется тем, что любая активность индивида не может не включать в себя факт отношения к самому себе. В психологии накоплен достаточно богатый практический материал, доказывающий стойкое влияние самоотношения человека на самовосприятие и понимание других людей. Ее теоретической разработке посвящали свои исследования С.Л.Рубинштейн, В.В.Столин, И.С.Кон, С.Р.Пантилеев, Р.Бернс, У.Джемс, К.Роджерс, Е.Т.Соколова, И.И.Чеснокова и многие другие [1,7,12]. Проблеме самоотношения

определенное внимание уделили и в специальной психологии, в частности, можно отметить диссертационные исследования О.А.Талиповой (2007), Альшавеа Набила Али (2009), Т.Н.Матанцевой (2009), С.И.Смирновой (2009); Г.В.Грибанова, Н.Л.Белопольская, И.А.Конева (2002), Е.В.Самойленко (2005). Несмотря на это, специфика данного развития с учетом структуры самоотношения фактически не изучена [2,21].

Таким образом, проблему «самоотношения» никак не назовешь новой в психологической науке, но не смотря на это до сих пор имеются расхождения, она будто ускользает от научно-психологического анализа. Известно, что процесс самоотношения, начинает свое развитие ещё в раннем возрасте, на стадии личностных отношений со значимым взрослым. Отталкиваясь от сложившийся оценки взрослых, ребенок формирует собственное мнение о себе, о собственной деятельности: поведения, общения, учеба, увлечения и пр. Самоотношение детей в дальнейшем становится способом определения успешности их социализации в общество [1,6].

Развитие адекватного самоотношения младшего подростка, является важной задачей данного возраста. Так как именно этот период является наиболее чувствительным по отношению к развитию личности [3].

Проблема самоотношения в контексте развития детей с ограниченными возможностями здоровья нам представляется наиболее важной и актуальной. Данную точку зрения мы связываем с тем, что именно процессы социализации и адаптации их в обществе, отягощаются дизонтогенезом, а так же спецификой складывающихся социальных, педагогических, биологических, психологических условий. По этой причине так необходимо вовремя оказать комплексную поддержку такой категории детей как дети с ЗПР. Ведь задержанное развитие характеризуется психологическим недоразвитием, замедленным темпом становления психических процессов, недостаточностью общего запаса знаний, незрелостью мышления, ограниченностью представлений, но носит нестойкий, обратимый характер. При этом в своих исследования педагоги и психологи (Г.Е. Сухарева, О.В. Защиринская) отмечают специфику их личностного развития: недостаточную зрелость аффективно-волевой сферы, легкую смену настроения, внушаемость и прочее. Вследствие чего формируются такие черты личности детей с ЗПР как недостаточное чувство дистанции и долга, отсутствие ответственности, волевых установок, выраженных интеллектуальных интересов и так далее [6,19,20].

Безусловно, изучение возможностей развития положительного самоотношения у детей и подростков с ЗПР, на сегодняшний день является актуальной и значимой задачей научного сообщества, прежде всего это связано с оптимизацией процесса социальной адаптации ребенка, обладающего адекватными представлениями о себе, своих возможностях и способности к саморегуляции.

Прежде чем переходить к данным констатирующего исследования, мы должны выяснить все необходимые аспекты и составляющие компоненты

феномена самоотношения.

Изучая, психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что существуют два противоположных подхода к объяснению строения самоотношения. В первом случае, самоотношение рассматривают, как одномерное, т.е. универсальное для всех субъектов неделимое чувство «за» или «против» своего «Я», во втором - как сложноструктурированное психическое образование». Определенной структуры самоотношение не имеет. Входящие в состав самоотношения компоненты становятся наиболее ясными и понятными, если их анализировать с точки зрения образования, таким образом, вся трудность этой концепции определена глубиной, многоаспектностью жизненного и индивидуального опыта и межличностных взаимоотношений. Согласно своему содержанию строение самоотношения обладает двумя неразрывно функционирующими подсистемами: «оценочная» и «эмоционально-ценностная» [13]. В качестве оценки самоотношения мы подразумеваем: «чувство собственного достоинства»; «чувство эффективности»; «ощущение компетентности». В случае эмоциональной составляющей самоотношение классифицируется на: «аутосимпатию»; «самоценность»; «чувство собственного достоинства»; «самопринятие». Обе подсистемы непосредственно связаны, и невозможно представить их друг без друга [7,13].

Охарактеризовав составляющие самоотношения, мы подступили к научному объяснению определения «самоотношение». Как писал С.Р. Пантилеев в своих трудах: «Самоотношение есть смысловое личностное образование, и может быть понято лишь посредством анализа порождающих его мотивов» [13]. Как говорил А.В. Петровский: «Центральная характеристика личностных смыслов - их зависимость от места человека в системе общественных отношений, «социальной ситуацией развития», т. е. от его социальной позиции» [15].

Самоотношение начинает свое формирование согласно принципу возникновения взаимоотношения к другому человеку, для того чтобы в результате обоюдного взаимодействия преобразоваться в отношение к самому себе. «Общество никак напрямую не оказывает большого воздействия на формирование самоотношения, это происходит на разных уровнях влияния социальных отношений» [9]. И данное заявление в который раз, объясняет целостность самоотношения с самооценкой. Как писал Н.А. Батурин: «Любая оценка - это психологический процесс отображения объект-объектных, субъект-субъектных, субъект-объектных взаимоотношений превосходства и предпочтения, которые реализуются в процессе свободного и непроизвольного сравнения объекта оценки и оценочного основания, представляющего собой упорядоченную по принципу превосходства, либо предпочтения совокупности взглядов о надлежащем классе однородных объектов, либо неоднородных предметов одной необходимости» [7].

Рассмотрев феномен самоотношения личности, мы выяснили, что это в первую очередь личностное образование, поэтому его структура и

составляющие элементы могут быть раскрыты лишь благодаря реальным жизненным ситуациям и сложившимся отношениям с социумом, во вторую очередь, влияние «социальной ситуации развития» и ведущей деятельности (Выготский Л.С.). Все это ведет к самореализации субъекта как личности [13].

В связи с вышесказанным, на базе МБОУ СОШ «19» г. Северодвинск было проведено исследование, направленное на определение особенностей самоотношения у младших подростков с ЗПР. Целью исследования является, выявление особенностей самоотношения у младших подростков с ЗПР. Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:

1. подобрать и апробировать методику исследования самоотношения младших подростков с ЗПР;

2. описать полученные результаты;

3. на основе анализа данных выявить специфические особенности самоотношения у младших подростков с ЗПР.

Нами была выбрана методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева, выбор которой обусловлен тем, что данный опрос позволяет наиболее полно и с разных сторон оценить особенности самоотношения детей подросткового возраста. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева позволяет сделать выводы об уровне развития и степени выраженности каждого из девяти компонентов самоотношения: саморуководство, самоуверенность, отраженного самоотношения, открытости, самопривязанности, самоценности, самопринятия, внутренней конфликтности и самообвинения [12]. В данном исследовании приняли участие 10 подростков с ЗПР в возрасте от 11-12 лет.

По шкале «открытость» в группе младших подростков с ЗПР превалирует среднее значение, а это значит, что большинство опрошенных имеют избирательное отношение к себе. 40% опрошенных получили высокий показатель открытости, такой результат говорит о выраженной защитной реакции индивида и стремлении отвечать общепризнанным правилам поведения с окружающими людьми. Такой человек не особо задумывается над познанием и развитием внутреннего мира, избегает диалога с самим собой. Причиной этому может служить слабовыраженный навык самоанализа, поверхностное видение ситуации и отрицание личностных проблем. Низкий уровень отсутствует.

Анализируя следующую шкалу «самоуверенность», мы видим, что 40% опрошенных получили средний уровень. Такой результат характерен тем, кто в привычных для себя условиях сохраняет уверенность в себе, работоспособность и ориентацию на получение положительного результата. У 20% опрошенных был получен низкий уровень, такой результат характерен тем, кто с пренебрежением относится к собственной личности, это может быть связано с сомнением в свои возможности, неверием в собственные силы. Такой человек не уверен в преодолении различных трудностей, сомневается в правильности собственных решений. Избегает различного контакта с окружающими, несклонен погружаться в решение собственных проблем. У

40% участников был получен высокий уровень самоуверенности, что говорит о личности высоко оценивающей свои способности. Такого рода человек не склонен к самокритике и рефлексии.

Анализируя полученные данные по шкале «саморуководство», следует отметить, что практически все испытуемые продемонстрировали средний уровень самоотношения (80%), который характерен для личности уверенной, самостоятельно ориентирующейся в знакомых и хорошо прогнозируемых ситуациях. 20% опрошенных продемонстрировали высокий уровень саморуководства, который отмечается у персон, источником успеха и развития считают исключительно себя. Наблюдается убежденность в преодолении возможных трудностей и уверенность противостоять негативным событиям. Низкий показатель шкалы не продемонстрирован обследуемыми.

Анализ результатов шкалы «отраженное самоотношение» показал вариативное распределение показателей в группе младших подростков. Средний показатель был получен 60% группы. Данный уровень отражает человека с избирательным отношением окружающих по отношению к себе. 20% опрошенных получили низкий уровень. Такой результат указывает на то, что человек считает себя неспособным вызвать в других людях чувство уважения, одобрения и поддержку. Высокий уровень, так же был получен 20% участников эксперимента. Такой результат свидетельствует тому, что человек, обладавший этими свойствами, воспринимает себя принятым обществом.

Анализ полученных результатов по шкале «самоценность», выявил, что ровно 50% участников показали средние значения показателя. А это значит, что испытуемые имеют избирательное отношение к себе. Знают положительные и отрицательные стороны своей личности. Низкие значения, полученные группой в размере 20%, говорят о глубоком, неуверенном отношении человека к себе, к собственной уникальности и неповторимости. Такие люди очень чувствительны к замечаниям и критике со стороны окружающих, конфликтные ситуации делают человека слабым и обессиленным. 30% подростков получили высокий уровень, что отражает человека высоко оценивающего собственные возможности, внутренний и духовный потенциал. Имеют склонность переоценивать свои возможности.

Проанализировав полученные результаты по шкале «самопринятия», мы отмечаем, что половина обследуемых подростков отнесены к среднему уровню шкалы. А это значит, что данным детям свойственно избирательное отношение к собственной личности. У 20% опрошенных мы констатируем низкий уровень самопринятия, а это говорит о критичном отношении к себе, о низкой оценке своего физического и духовного мира. Симпатия таких людей по отношению к себе, если и есть, то очень призрачная и маловыраженная. И 30% опрошенных получили высокий уровень значений, что свидетельствует о личности принимающей все стороны своей личности. Такой человек, практически лишен самокритики, оправдывая любые поведенческие реакции.

Свои недостатки считает продолжением своих достоинств, а порицания и конфликтные ситуации не дают никаких оснований для анализа собственных действий.

Анализ результатов шкалы «самопривязанность» показал следующие данные. Средний уровень получили 50% младших подростков, что указывает на избирательное отношение к себе. Такой человек стремится изменить лишь некоторые качества своей личности. 20% участников продемонстрировали низкий уровень показателя, тем самым характеризуя человека готового на личностные перемены, желание развивать и совершенствовать свой уровень развития, открыт к новому опыту познания самого себя. Высокий уровень в группе обследуемых отсутствует.

Анализ полученных результатов по данным шкалы "конфликтность" показал преобладание средних значений - 60%. Такого рода коэффициент определяет людей, у которых решительность и эмоциональный настрой находятся в зависимости от того, насколько человеку знакома подобная ситуация, бывал ли он уже в похожих условиях, переживал ли он опыт схожих ситуаций. 20% подростков был получен низкий уровень, который определяет человека, чувство которого, чаще всего находится в уравновешенном и спокойном состоянии, мало что такого человека тревожит и беспокоит. И 20% опрошенных получили высокий уровень. Данный показатель отражает индивида, у которого превалирует негативная позиция по отношению к себе, такой человек пребывает в непрерывном самоконтроле, над собственными поступками, мыслями и чувствами.

Анализ полученных результатов по последней шкале «самообвинение», показал следующие данные. Большая часть участников - 60%, получили средний уровень, а это значит, что данный уровень отражает человека с избирательным самоотношением. Низкий уровень у 40% опрошенных, такой результат говорит о личности с тенденцией отрицания собственной вины. Высокие значения отсутствуют.

Такие результаты качественного анализа компонентов методики «Самоотношения» мы получили, проведя исследование в группе младших подростков с ЗПР. Однако методика С.Р. Пантилеева предусматривает возможность определения структуры определенных модальностей самоотношения: аутосимпатия, самоуничижение, самоуважение. С целью, выяснения строения и специфики особенностей модальностей методики. Мы полученные данные каждой шкалы отнесли в 3 условные группы: «самоуважение» - шкалы «закрытость- открытость», «самоуверенность», «саморуководство», «отраженное самоотношение»; «аутосимпатия» - шкалы «самопривязанности», «самоценности», «самопринятия»; «самоуничижение» - шкалы «конфликтность», «самообвинение».

В результате распределения шкал самоотношения по отдельным группам модальности и проведения сравнительного анализа полученных данных, мы можем сделать соответствующие выводы.

Сопоставляя результаты показателя самоотношения, как

«самоуважение», большинство исследуемых младших подростков 50% имеют средние значения. Низкие значения были получены в размере 20%. И высокие показатели у 30% опрошенных. Следовательно, в группе младших подростков, уровень самоуважения в целом соответствует норме. В то же время высокие показатели, по данному параметру, могут говорить о завышенном самомнении, безусловном принятии себя, как достойной уважения личности, так и о повышенном влиянии механизмов психологической защиты. А низкие результаты указывают на то, что человек считает себя неспособным вызвать в других людях чувство уважения, одобрения, любви и поддержки по отношению к себе. А может только рассчитывать на осуждение, порицание и негодование.

Анализируя показатель «аутосимпатия», мы видим, что 50% опрошенных получили средний уровень. 20% участников получили низкий показатель. Оставшиеся 30% подростков получили высокий уровень. Участники получившие средний уровень, имеют избирательное к себе отношение, знают, как положительные, так и отрицательные качества своей личности. В знакомых жизненных ситуациях, склонны, сохранять спокойствие и оптимизм, а в нетипичных ситуациях могут ощущать зажатость и скованность. А вот 30% участников группы, получившие высокий уровень показателя характеризуют себя, как люди с безусловным принятием себя и некритичным самомнением. Как правило, обладатели таких качеств, не склонны к самоанализу и коррекции своего поведения, вне зависимости от внешних условий и обстоятельств. Низкий показатель данной модальности, отражает готовность в самоизменению и желанию развиваться и совершенствоваться.

Наконец, модальность «самообвинение», где у 70% опрошенных подростков, получившие средний уровень этого показателя, проявляют избирательное отношению к себе, учитывая положительные и отрицательные качества личности. Высокий показатель был получен в группе в размере 20%, характеристика этого показателя говорит о личности угнетенной самоконтролем с постоянной оглядкой на окружающих, так как мнение окружающих, является значимым и решающим. Такие люди видят в себе причину всех возможных бед. Низкий показатель, полученный группой в размере 20%, отмечает человека отрицающего собственную вину при любых обстоятельствах, виновны все, кроме самого виновника. Такие люди не склонны к саморазвитию, самоанализу и тем более к самокоррекции. Им все нравится и их все устраивает.

Таким образом, несмотря на достаточно благоприятные показатели самоотношения, есть четко отслеживаемая тенденция его зависимости от внешних факторов. Самоотношение принявших в исследовании подростков с ЗПР имеет неустойчивый характер. Самопринятие не является полным и безусловным. Уровень самоотношения даже при довольно позитивных, на первый взгляд, характеристиках в большинстве случаев не является следствием наиболее благоприятного варианта развития личности,

следовательно, не соответствует социальной норме. Все это позволяет сделать вывод о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы.

Использованные источники:

1. Байкенов С.Г. Экспериментальное изучение самооценки учащихся спомогательной школы. / сб. Вопросы патопсихологии. М., 1970.

2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: Когито-Центр, 2009. 192 с.

3. Винникова Е.А., Слепович Е.С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1999. №1. С. 18-24

4. Гордеева Т.В., Мишина Г.А. Роль близкого взрослого в становлении образа «Я» у ребенка с задержкой психического развития // Дефектология. 2005. №1. С. 47-51.

5. Жулидова Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1981. № 4. С. 17-23.

6. Защиринская О.В. Коммуникативные качества личности в контексте социализации детей с задержкой психического развития // Историческая психология и ментальность. Детство. Семья. Быт/ Под ред.О.В.Защиринской. СПб., 2001. С.213-252.

7. Колышко А.М. Психология самоотношения. Гродно: Изд-во ГрГУ, 2004. 102с.

8. Коломинский Н.Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношениях: автореф. дисс. . канд. психол. наук. М., 1972.-16 с.

9. Кропачева М.Н. Психологические особенности самоотношения у младших школьников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд.псих. наук: 19.00.10. Нижний Новгород, 2010. 25 с.

10.Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования. М.: Флинта : Наука, 2010. 392 с.

11.Намазбаева Ж.И. Некоторые особенности личности выпускников вспомогательной школы // Дефектология.- 1978,- №1. С 20-28

12.Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32с.

13.Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ, 1991. 100 с.

14. Психология самосознания / авт.-сост. Т.Г. Волкова. М.: Директ-Медиа, 2013. 296 с.

15.Сарджвеладзе Н.И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: Мицниереба, 1974. С. 308-315.

16. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми: Дисс.канд.психол.наук. М., 197 0.106 с.

17.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 303 с.

18.Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 284 с.

19. Сычевич И.В. Исследование самооценки младших школьников с задержанным и нормальным развитием в разных условиях обучения //Дефектология. 2006. № 4. С. 69-78.

20.Сычевич И.В. Особенности представлений о себе и значимых других у младших школьников с ЗПР в разных условиях обучения//Дефектология. 2008. № 3. С. 31-39.

21.Талипова О.А. Особенности самоотношения в структуре самосознания старших подростков с задержкой психического развития : дис. ... канд. псих. наук : 19.00.10. Нижний Новгород, 2007. 247 с.

22.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.