Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
787
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зотова Д.И.

Подростковый возраст играет важную роль в формировании самооценки, поскольку в этот период происходит постепенное увеличение адекватности самооценки. Самооценка подростков может складываться из различных факторов, начиная от биологических особенностей до культурных традиций. Важным фактором является также возрастная категория подростков, поскольку на каждом этапе жизненного пути ребенок сталкивается с новыми вызовами и задачами, которые могут повлиять на его самооценку. В данной статье мы рассмотрим значение подросткового периода в формировании самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ»

Д.И. Зотова

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ

Подростковый возраст играет важную роль в формировании самооценки, поскольку в этот период происходит постепенное увеличение адекватности самооценки. Самооценка подростков может складываться из различных факторов, начиная от биологических особенностей до культурных традиций.

Важным фактором является также возрастная категория подростков, поскольку на каждом этапе жизненного пути ребенок сталкивается с новыми вызовами и задачами, которые могут повлиять на его самооценку. В данной статье мы рассмотрим значение подросткового периода в формировании самооценки.

Ключевые слова: самооценка, подростковый период.

Актуальность исследования самооценки подростков связана с необходимостью осуществления психолого-педагогического сопровождения подростков в период обучения в девятом классе среднеобразова-тельной школы, в момент их выбора дальнейшего жизненного пути, места обучения, выбора профессии. Социальные изменения накладываются на время, когда происходят психофизиологические изменения в развитии школьников.

Самооценка рассматривается как важное личностное образование, принимающее участие в регуляции человеком поведения и всей деятельности, как индивидуальная характеристика личности, ее центрующий компонент, формируется при активном участии самой личности, отражающий полноту разнообразия ее внутреннего мира. Подростковый период характерен резкими изменения всех сфер жизни человека. Несомненно, в этот период на формирование самооценки влияют успехи и неудачи в школьной жизни, как оценивают его окружающие, как складываются его отношения со сверстниками.

Обзор отечественной и зарубежной литературы Анализ литературных источников показал, что, феномен самооценки широко изучается и старательно описывается, но несмотря на это, до сих пор нет однозначного определения понятия «самооценка». Также отсутствует единство понимания природы этого явления и его особенностей. Учеными исследовались вопросы: онтогенеза самооценки, ее функции, структура, закономерности и возможности формирования. Многие авторы акцентируют внимание на формировании самооценки в подростковом периоде и на факторах, которые могут способствовать ее становлению. Данную проблему исследовали следующие ученные: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, А.В. Захарова, А.И. Липкина, А.А. Реан, А.Г. Стужин, Е.А. Соколова, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р. Бернс, П.М. Якобсон, А. Адлер, Б.В. Зейгарник, К. Левин и Зигмунд Фрейд. Авторы пришли к мнению, что становление самооценки происходит непосредственно в подростковом возрасте. И на сегодняшний день основной задачей современной психологии в данной области, являются исследования по выявлению факторов, способствующих становлению самооценки подростков. Подростковый период характерен резкими изменения всех сфер жизни человека. Несомненно, в этот период на формирование самооценки влияют успехи и неудачи в школьной жизни, как оценивают его окружающие, как складываются его отношения со сверстниками.

Исследования межличностных отношений подростков проводились такими отечественными учеными как Н.П. Аникеева, Е.Л. Дубовская, Р.Л. Кричевский, Л.Р. Мадорский, Е.Н. Резников, Х. Ремшмидт, М.В. Смирноваи т.д. А.Н. Леонтьев, описывая проблему самосознания как дилемму важнейшего жизненного значения, возглавляющую психологию личности, расценивал её как нерешенную и уходящую от научного психоанализа. Психолог Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960гг) отмечал: «Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к Я, то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца». Многие ученые отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р. Бернс объясняет это тем, что

© Д.И. Зотова, 2023.

подростки оценивают себя ниже по тем или иным показателям, которые представляются им самыми важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать самооценку собственных качеств. По мнению А.В. Гайфуллина, самооценка — это сложная система, формирующая характер самоотношения индивида и включающая как общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие либо непринятие себя, так и парциальные, иначе говоря, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, действиям, поступкам, успешности либо неспешности отдельных видов деятельности. Таким образом, мы видим, что, мнение ученых разных стран сводится к одному выводу — подростковый период в онтогенезе человека имеет большое значение в формировании самооценки.

Библиографический список:

1.Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды [Текст]: Педагогика / Борис Геннадьевич Ананьев — Том 2. Москва, 2009. — 134 с.: с ил.

2.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.: пер. с англ / Роберт Бернес — Москва: Прогресс, 1986. — 1986.- 421с.

3.Божович Л.И. Личность и учение подростка [Текст]: Психологическая наука и образование / Лидия Ильинична Божович. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.: ил.

4.Волков, Б.С. Психология подростка [Текст]: учебное пособие / Борис Степанович Волков. — Москва: — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: КНОРУС, 2018. — 266 с.

5.Столин В.В. Самосознание личности [Текст]: учебник для вуза /Столин Владимир Викторович Москва: Изд-во: Академия, 2009. 284 с.

6.Струк, Л.А. Исследование самооценки подростков / Л.А. Струк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 655-659. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92368/ (дата обращения: 23.04.2023).

ЗОТОВА ДИНАРА ИСМАГИЛОВНА - студентка, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.